УДК 37.012:316.624
М. А. Климов (Магнитогорск, Россия)
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена необходимостью создания пространства «внутренней социализации» подростков с девиантным поведением, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением личности. Именно поэтому важно исследование педагогических возможностей реализации игровых технологий образования в развитии познавательных способностей подростков, создающих атмосферу увлеченности, заинтересованности в социально значимой деятельности. Основными методами исследования выступили: теоретические (анализ, синтез, моделирование, абсрагирование и конкретизация, обобщение); эмпирические (тестирование, изучение нормативной документации, анализ результатов деятельности подростков с девиантным поведением). В данной статье представлена разработанная автором модель развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий. Данная модель включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательно-функциональный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный. Методологической основой разработанной модели является интегративное единство личностно-ориентированного, деятельностного, технологического методологических подходов. В статье представлены условия реализации модели: активизация в процессе игрового взаимодействия эмоциональной сферы личности, полноценной мотивации, направленной на адекватную самооценку; учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей подростков с де-виантным поведением в процессе игрового взаимодействия, оперативная диагностика уровня познавательных способностей подростков с девиантным поведением.
Ключевые слова: модель, моделирование, познавательные способности, подросток, девиантное поведение, игровые технологии.
Постоянный рост случаев девиантного поведения подростков в современном обществе актуализирует поиск оптимальных способов и средств профессионально-педагогической деятельности, направленной на снижение рисков отклоняющегося поведения личности [10, с. 59].
Изучением девиантного поведения подростков занимались многие педагоги-классики: А.С. Макаренко [15], В. А. Сухомлинский [24] и др. Основные методологические принципы исследования девиантного поведения представлены в отечественных теориях: Е. В. Змановской [8], Б. М. Левина [13]. Влияние школьной среды в ходе социализации молодежи, значимость этой среды для профилактики отклоняющегося поведения обучающихся представлены в работах Б. Н. Алмазова [1], Г. Ф. Кумарина [12] и др.
В юношеском и подростковом возрасте стремительно протекает развитие всех познавательных процессов. Подростки могут выявлять закономерности, строить теоретические рассуждения, реализо-вывать самоанализ. Именно поэтому, важно своевременно направить познавательную активность в социально значимое русло, заинтересовать, увлечь, помочь в создании пространства «внутренней социализации личности» [2, с. 345]. Большое значение для изучения специфики подросткового возраста имеют труды И. С. Кона [11], В. С. Мухиной [17] и др.
Высокий потенциал в развитии познавательных способностей личности имеют игровые технологии образования. В связи с этим следует подчеркнуть значимость результатов исследований Э. Берна [2], Ж-П. Сартра [21], З. Фрейда [26] и др. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значимости для психологического развития детей разрабатывали Л. С. Выготский [5], А. Н. Леонтьев [14] и др. Исследованию вопроса игры как элемента педагогической технологии посвящены труды В. П. Беспалько [3], М. В. Кларина [9] и др. Однако вопрос, связанный с развитием познавательных способностей подростков с девиантным поведением, остается малоизученным.
В рамках данной статьи остановимся подробно на содержательных и структурных особенностях разработанной нами модели развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий. «Модель - это концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функция предсказания, прогнозирования служит целям управления» [18, с. 83]. Моделирование - это теоретический метод научного исследования, в основе которого, воспроизведение в модели особенностей структуры, поведения, а также других свойств оригинала, с последующим эксперименталь-
ным исследованием этой модели. К основным свойствам моделирования относятся: репрезентативность (модель в процессах научного познания является заместителем изучаемого объекта); элементарность (модель отражает исключительно значимые стороны объекта), адекватность (модель представляет моделируемую концепцию), информативность и целостность (модель обязана включать необходимые данные об изучаемой системе); прогнозируемость.
В качестве методологической базы для модели развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий выбрано несколько научных оснований: теоретические положения личностно ориентированного подхода (Е. В. Бондаревская [4], В. А. Сластенин [23] и др.); общие положения деятельностного подхода (П. Я. Гальперин [6], А. Н. Леонтьев [14], Б. М. Теплов [25], С. Л. Рубинштейн [20] и др.); основные положения технологи-зации образовательного процесса (В. П. Беспалько [3], М. В. Кларин [9], Г. К. Селевко [22] и др.); идеи развития познавательных способностей (В. Н. Дружинина [7], Б. М. Теплова [25] и др.).
На рисунке представлена разработанная модель развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением, включающая взаимосвязанные блоки: целевой, содержательно-функциональный, организационно-деятельностный; оценочно-результативный.
I. Целевой блок включает следующие цели:
- повышение уровня познавательных процессов школьников подростков с девиантным поведением;
- развие самостоятельности и инициативности;
- преодоление психологических барьеров, вызванных методами активного обучения.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить ряд задач:
- изучить необходимые теоретические материалы по данной теме;
- определить взаимосвязь различных видов деятельности;
- изучить динамику развития познавательных процессов;
- подготовить методический материал.
II. Содержательно-функциональный блок. Данная модель реализует следующие функции:
- коммуникативная функция: развитие и совершенствование умений применения различных типов коммуникаций;
- самореализационная функция: активизация и развитие творческого мышления;
- игротерапевтическая функция: по средствам игры преодоление различных проблем возникающих у подростка в общении с окружением и в учебе;
- диагностическая функция: своевременная диагностика, в целях осуществления оперативной обратной связи;
- коррекционная функция: оказание помощи подросткам с девиантным поведением, в преодолении их переживаний, препятствующих нормальному общению с одноклассниками;
- развлекательная функция: формирование благоприятной атмосферы зоны комфорта, душевной радости.
В содержание данного блока II входит программа развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением, включающая следующие этапы: организационный; исследовательский; содержательный; информационно-оценочный.
Данная программа была реализована в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 34, г. Магнитогорска. Целевой охват аудитории составил 24 учащихся в возрасте от 15 до 18 лет. Наибольший интерес у подростков вызвали следующие мероприятия: тренинг «Наше будущее», игра-конкурс «Моя страна», интеллектуальная игра «Умники и умницы». Важно подчеркнуть, что учебная дидактическая игра представляет собой специфический способ управления учебно-познавательной деятельностью обучающегося. Это вариативная, динамично развивающаяся форма организации, целенаправленного взаимодействия всех ее участников.
А. В. Морозов и Д. В. Чернилевский подчеркивают, что в игровых ситуаций обучения представлены модели действительности, а не сама действительность. Это позволяет: во-первых, не бояться отрицательных последствий для общества, каких-либо неправильных действий обучаемых, а наоборот, извлекать пользу, так как «отрицательный опыт учит быстрее»; во-вторых, значительно ускорять время протекания реальных процессов обучения; в-третьих, многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения; в-четвертых, раскрепощать поведение обучаемых и стимулировать их на поиск наиболее эффективного решения [16, с. 479-480].
I. Целевой блок
Цели:
- повысить уровень познавательных процессов школьников подростков; -развить самостоятельность и инициативность;
-раскрыть индивидуальные профессиональные навыки и умения подростков,
- преодолеть психологические барьеры перед методами активного обучения. Задачи:
-изучить необходимые информационные материалы по данной теме;
- определить взаимосвязь типов деятельности и знаний;
- изучить динамику развития познавательных процессов.
J II. Содержательно — функциональный блок
Функции модели развития познавательных способностей
подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий.
1. Коммуникативная функция
2. Самореализационная функция
3. Игр отер апевтиче екая функция
4. Диагностическая функция
5. Коррекционная функция
6. Развлекательная функция
Этапы программы развития познавательных способностей среди подростков с девиантным поведением
1. Организационный блок
2. Исследовательский блок
3. Содержательный блок
4. Информационный блок
III. Организационно — деятельностный блок "Условия реализации игровых технологий:
1. Активизацияв процессе игрового взаимодействия эмоциональной сферы личности, полноценной мотивации, направленной на адекватную самооценку.
2. "Учёт индивидуальных, возрастных, психологических особенностей подростков с девиантным поведением в процессе игрового взаимодействия
3 Оперативная диагностика уровня познавательных способностей подростков с девиантным поведением.
V_У
IV. Оценочно результативный блок Уровни развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением:
- В ысокий уровень -Уровень выше среднего
- Средний уровень
- Низкий уровень
Рис. Модель развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий
III. Организационно-деятельностный блок. Условия реализации игровых технологий как средства развития способностей подростков с девиантным поведением.
1. Активизация в процессе игрового взаимодействия эмоциональной сферы личности, полноценной мотивации, направленной на адекватную самооценку. А. А. Реан отмечает следующие характеристики становления личности подростков с девиантным поведением: отношение к перспективе представляет собой неопределенность, вплоть до недоступности содержательной ориентации; будущее представляется как непосредственное отражение простых желаний настоящего; общечеловеческие ценности нередко отвергаются; нет заинтересованности в учебе и получении знаний [19, с. 288]. Активизация эмоциональной сферы личности представляет весьма значимое средство воспитания, тем более когда речь идет о подростках с девиантным поведением. Ни одно нравственное наставление так не воспитывает, как активное чувствование, и в данном значении аппарат эмоций считается адаптированным и деликатным инструментом, посредством которого легче в целом воздействовать на поведение.
2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей подростков с девиантным поведением в процессе игрового взаимодействия. Образовавшееся у подростка чувство взрослости выражается, как индивидуальное переживание готовности быть полноправным членом группы взрослых, в стремлении к самодостаточности, намерении продемонстрировать собственную «взрослость». Переоценка собственных способностей обнаруживает стремление молодых людей к самостоятельности и самодостаточности, высокую степень обидчивости, критичности во взаимоотношении со взрослыми. Психологические предпосылки формирования поведенческих отклонений зачастую объединены как с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением, так и с психологическим неблагополучием школьников. Также не стоит забывать о таком феномене, как акцентуация характера. Это крайний вариант нормы, как итог увеличения его (характера) отдельных качеств. Акцентуация характера при весьма негативных условиях способна послужить причиной патологических нарушений и изменений в поведении личности.
Оперативная диагностика уровня познавательных способностей подростков с девиантным поведением. Приобретенные в процессе диагностики результаты дают возможность определить, отвечает ли развитие психики подростка условно установленной возрастной норме либо отклоняется от нее. Немаловажно принимать во внимание то, что признаком серьезного неблагополучия в темпах интеллектуального развития ребят считаются ярко выраженные отклонения результатов диагностики в сопоставлении с возрастной нормой.
IV. Оценочно-результативный блок. Уровни развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением представлены в таблице. В процессе исследования результативности модели развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий были разработаны критерии и показатели развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением, реализованы диагностические методики: тест интеллектуального потенциала П. Ржичан, методика исследования мотивов учения, методика А. В. Карпова, опросник рефлексивности В. Н. Карандашева, тест Мюнстерберга и тест Липпмана «Логические закономерности» [19].
Таблица
Содержательная характеристика уровней развития познавательных способностей _подростков с девиантным поведением_
Критерии Уровни
Низкий Средний Выше среднего Высокий
Мотивацион- Отсутствие Потребность в позна- Потребность в познании Потребность в
ная направ- потребности в нии и познавательных и познавательных инте- познании и позна-
ленность познании и интересах возникает с ресах возникает с чьей вательных интере-
познаватель- чьей либо помощью. либо помощью и в ред- сах возникает
ных интересов. ких случаях самостоятельно. самостоятельно.
Креативная Способность Способность предла- Способность предлагать Способность к
направлен- стандартно гать, преобразовывать элементы новых образов созданию новых
ность использовать знакомые образы и и способов действий. образов и способов
способы дей- способы действия, действий.
ствия. активизация познавательных интересов.
Рефлексивная Отсутствие Способность при Способность осознавать Способность осо-
направлен- желания осо- помощи взрослого и оценивать свои дей- знавать, адекватно
ность знавать и осознавать и адекват- ствия. оценивать свои
оценивать свои но оценивать свои действия.
действия. действия.
Таким образом, развитие познавательных способностей: многовариантно, предполагает использование различных средств образования. Возникновение активности не может происходить самостоятельно, так как она является результатом педагогического воздействия, взаимодействия и организации развивающей педагогической среды, достигаемой при помощи реализации педагогических технологий. Особую роль занимают игровые технологии. Возрастные особенности подростков проявляются в эмоциональной неуравновешенности, импульсивности поведения, в стремлении к самостоятельности, что приводит к столкновениям и недопониманию в межличностных отношениях. В подростковом возрасте закладывается самосознание. Потребность подростка в общении и самоутвер-
ждении должна быть реализована в социально полезной деятельности. Именно поэтому важно использование игровых технологий образования в развитии познавательных способностей подростков с девиантным поведением, создающих атмосферу увлеченности, способствующих самоуправлению поведением личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. М. : Дата Сквер, 2009. 248 с.
2. Берн Э. За пределами игр и сценариев. Минск: Попурри, 2008. 464 с.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Просвещение, 1989. 192 с.
4. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-15.
5. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб. : Союз, 1997. 144 с.
6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М. : Изд-во МГУ, 1976. 150 с.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Изд-во «Питер», 2000. 368 с.
8. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : уонография. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005. 274 с.
9. Кларин М. В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта : монография. М. : Луч, 2016. 640 с.
10. Климов М. А., Ращикулина Е. Н. Девиантное поведение подростков: причинная обусловленность, виды, риски // Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 151-154.
11. Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1989. 256 с.
12. Кумарина Г. Ф., Вайнер М. Э., Вьюнкова Ю. Н. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
13. Левин Б. М., Левин М. Б. Не оступись. М. : Мысль, 1988. 155 с.
14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.
15. Макаренко А. С. Педагогическая поэма М. : Изд.-во АСТ, 2015. 703 с.
16. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие,. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академический Проект, 2004, С. 479-480.
17. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
18. Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. М. : Издательская корпорация «Логос», 1998. 83 с.
19. Реан А. А. Психология личности. СПб., Питер, 2013. 288 с.
20. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С.4-10.
21. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии М.: Республика, 2000. 640 с.
22. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.
23. Сластенин В. А. Высшее педагогическое образование в России на путях реформирования // Педагогика как наука и учебный предмет : тез. докл. Междунар. науч. -практ. конф. Тула : Изд-во Тульского государственного педагогического университета, 2000. Ч. 1. С. 7-11.
24. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Политиздат, 1975. 272 с.
25. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. М. : Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.
26. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. М. : АСТ, 2006. 400 с.
M. A. Klimov (Magnitogorsk, Russia)
COGNITIVE ABILITY DEVELOPMENT MODEL OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR BY MEANS OF PLAYING TECHNIQUES
Abstract. Socio-economic and political conditions formed in this country, reforms of Russian education and the "information boom" are changing the basic educational guidelines from "education for life" to "education through life". In this regard, the developmental guideline implementation in students' cognitive activity acquires particular importance. The article presents a cognitive ability development model of adolescents with deviant behavior by means of gaming technology. The following methods were used as a methodological toolkit,: a study of the learning motives, the intellectual potential test (P. Rhzitchan), the Munsterberg test , the Lippmann logical regularity test, the method by А. V. Karpov, reflection diagnostics, reflexivity questionnaire by V. N. Karandasheva. The results of the aforementioned tests and methods revealed that a significant reorganization of educational work makes the educational activity more complex, the number of subjects increases together with the number of teachers each of whom has their own style of teaching and approach to their students. As a result of it the teenagers who were eager to reproduce the educational material not so long ago, begin to protest and reproduce the material in their own words while their teachers demand
accuracy of the answers. The students feel bored, lazy, indifferent in class and have a lack of interest in learning, etc. The teenagers' active interrelations with society, their extensive interaction with peers, and fixation on their individual interests and preferences reduce the interest in learning even more. Thus, there is a need to discuss this topic, as well as the development of the model under the study.
Keywords: model, modelling, cognitive abilities, deviant behavior, playing techniques.
REFERENCES
1. Almazov B. N. Psikhologiya problemnogo detstva, Moscow: Data Skver, 2009, 248 p.
2. Bern E. Za predelami igr i stsenariev, Minsk, Popurri, 2008, 464 p.
3. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii. Moscow, Prosveshchenie, 1989. 192 p.
4. Bondarevskaya E. V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno orientirovannogo obrazovaniya, Pedagogika,
1997, N 4, pp. 11-15.
5. Vygotskii L. S. Lektsii po psikhologii, Saint-Petersburg, Soyuz, 1997, 144 p.
6. Gal'perin P. Ya. Vvedenie v psikhologiyu. Moscow, Izd-vo MGU, 1976, 150 p.
7. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei. Saint-Petersburg, Izd-vo «Piter», 2000, 368 p.
8. Zmanovskaya E. V. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: strukturno-dinamicheskii podkhod : monografiya. Saint-Petersburg, SPb un-t MVD Rossii, 2005, 274 p.
9. Klarin M. V. Innovatsionnye modeli obucheniya. Issledovanie mirovogo opyta : monografiya, Moscow , Luch, 2016, 640 p.
10. Klimov M. A., Rashchikulina E. N. Deviantnoe povedenie podrostkov: prichinnaya obuslovlennost', vi-dy, riski, Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2018, N 2, pp. 151-154.
11. Kon I. S. Psikhologiya rannei yunosti, Moscow, Prosveshchenie, 1989, 256 pp.
12. Kumarina G. F., Vainer M. E., V'yunkova Yu. N. Korrektsionnaya pedagogika v nachal'nom obrazovanii, Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2003, 320 p.
13. Levin B. M., Levin M. B. Ne ostupis', Moscow, Mysl', 1988, 155 pp.
14. Leont'ev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya, Moscow, Pedagogika, 1983, vol. 2, 318 p.
15. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poema, Moscow, Izd.-vo AST, 2015. 703 p.
16. Morozov A. V., Chernilevskii D. V. Kreativnaya pedagogika i psikhologiya: ucheb. posobie,. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: Akademicheskii Proekt, 2004, pp. 479-480.
17. Mukhina B. C. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya : uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zave-denii. 10-e izd., pererab. i dop. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2006, 608 p.
18. Plotinskii Yu. M. Teoreticheskie i empiricheskie modeli sotsial'nykh protsessov. Uchebnoe posobie dlya vysshikh uchebnykh zavedenii. Moscow: Izdatel'skaya korporatsiya «Logos», 1998, 83 p.
19. Rean A. A. Psikhologiya lichnosti. Saint-Petersburg, 2013, 288 p.
20. Rubinshtein S. L. Problemy sposobnostei i voprosy psikhologicheskoi teorii, Voprosy psikholo-gii. 1960. N 3. pp. 4-10.
21. Sartr Zh. P. Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoi ontologii, Moscow, Respublika, 2000, 640 p.
22. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii : ucheb. posobie, Moscow, Narodnoe obrazovanie,
1998, 256 p.
23. Slastenin V. A. Vysshee pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii na putyakh reformirovaniya // Pedago-gika kak nauka i uchebnyi predmet : tez. dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tula, Izd-vo Tul'skogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2000. Ch. 1. pp. 7-11.
24. Sukhomlinskii V. A. O vospitanii, Moscow, Politizdat, 1975, 272 p.
25. Teplov B. M. Izbrannye trudy : v 2 t., Moscow,: Pedagogika, 1985, vol. 1. 328 p.
26. Freid Z. Osnovnye psikhologicheskie teorii v psikhoanalize / per. M. V. Vul'f, A. A. Spektor, Moscow, AST, 2006. 400 p.
Климов М.А. Модель развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 12-17.
Klimov M. A. Cognitive Ability Development Model of Adolescents with Deviant Behavior by Means of Playing Techniques, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 1, pp. 12-17.
Сведения об авторе
Климов Максим Александрович - аспирант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; [email protected]
Author:
Maxim A. Klimov, Post-graduate student, Department of Social Work and Psycho-Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; [email protected] _