Научная статья на тему 'ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИГРОВОГО АМПЛУА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИГРОВОГО АМПЛУА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕНЕРОВ / ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / ИГРОВОЕ АМПЛУА / TRAINERS' QUESTIONNAIRE / MINOR HOCKEY / STAGE OF INITIAL TRAINING / YOUNG HOCKEY PLAYERS / GAME ROLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькин Алексей Николаевич, Тинюков Алексей Борисович, Михно Леонид Владимирович, Плотников Вадим Владимирович

В статье рассмотрена одна из проблем, связанная в подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки: определение игрового амплуа и оценка эффективности обучению функциональным обязанностям. В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 9-10 лет, анализа литературных источников с последующей математикостатистической обработкой результатов исследования разработан подход к определению игрового амплуа, разработаны этапы обучения функциональным обязанностям, доказана эффективность подхода. Выводы соответствуют поставленной цели исследования. Список литературы, содержащий информацию по теме исследования, носит специализированный характер. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илькин Алексей Николаевич, Тинюков Алексей Борисович, Михно Леонид Владимирович, Плотников Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO DEFINING STYLE OF PLAYING WHEN TRAINING HOCKEY PLAYERS AT THE AGE OF 9-10 AT INITIAL STAGE OF TRAINING

The article considers one of the problems related to training hockey players at the age of 9-10 at the initial stage of training. The problem is to define the style of playing and assess the efficiency of functional duties training. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 9-10-year-old hockey players. They analyzed literature sources and processed the findings with the math-and-stats method. This helped determine the approach to how to define the style of playing. The research findings allowed developing the stages of training functional duties. The study proved the approach efficiency. The findings are consistent with the study's stated objective. Article list of references belongs to specialized literature. Results of the research can be applied by coaches, instructors, teachers and scientists in young hockey players practical training.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИГРОВОГО АМПЛУА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

7. Ignatieva, V. Ya. and Petracheva I.V. (2004), Long-Term training of handball players in the youth sports school, methodological guide, Soviet sport, Moscow.

8. Evtushenko, A.N., Ketskemeti, J., Koenig, B., Klusov, N.P., Ratianidze, A.L., Svoboda, P, Slovik, I., Stasulyavichus, G.I. and Shestak, L. (1975), Handball player training, Physical culture and sport Publ. Moscow.

9. Nikityuk, B.A. (1993), "Aspects of sensitive, critical and crisis periods", Yearbook in honor of 75th anniversary of State Central Order of Lenin Institute of Physical Education, Moscow, pp. 252-260.

Контактная информация: otrada116@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.08.2020

УДК 796.966

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИГРОВОГО АМПЛУА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Алексей Николаевич Илькин, кандидат педагогических наук, Алексей Борисович

Тинюков, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, Вадим Владимирович Плотников, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрена одна из проблем, связанная в подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки: определение игрового амплуа и оценка эффективности обучению функциональным обязанностям. В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 9-10 лет, анализа литературных источников с последующей математико-статистической обработкой результатов исследования разработан подход к определению игрового амплуа, разработаны этапы обучения функциональным обязанностям, доказана эффективность подхода. Выводы соответствуют поставленной цели исследования. Список литературы, содержащий информацию по теме исследования, носит специализированный характер. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

Ключевые слова: анкетирование тренеров, детский хоккей, этап начальной подготовки, юные хоккеисты, игровое амплуа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p121-124

APPROACH TO DEFINING STYLE OF PLAYING WHEN TRAINING HOCKEY PLAYERS AT THE AGE OF 9-10 AT INITIAL STAGE OF TRAINING

Aleksey Nikolayevich Ilkin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Aleksey Borisovich Tinyukov, the candidate of pedagogic sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov; Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vadim Vladimirovich Plotnikov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.

Petersburg

Abstract

The article considers one of the problems related to training hockey players at the age of 9-10 at the initial stage of training. The problem is to define the style of playing and assess the efficiency of functional duties training. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 9-10-year-old hockey players. They analyzed literature sources and processed the findings with the math-and-stats method. This helped determine the approach to how to define the style of playing. The research findings allowed developing the stages of training functional duties. The study proved the

approach efficiency. The findings are consistent with the study's stated objective. Article list of references belongs to specialized literature. Results of the research can be applied by coaches, instructors, teachers and scientists in young hockey players practical training.

Keywords: trainers' questionnaire, minor hockey, stage of initial training, young hockey players, game role.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей [6] и программами подготовки [7; 8; 9] у хоккеистов на этапе начальной подготовки (ЭНП) одной из главных задач является определение игрового амплуа у полевых игроков. Однако обзор научно-методической литературы [1; 2; 7; 8; 9] и опыт подготовки юных хоккеистов показывает, что на этапе начальной подготовки не описаны подходы к определению игрового амплуа, не определено их содержание, не доказана эффективность подхода, хотя на основании опыта подготовки юных хоккеистов необходимо заключить следующее: тренеры детско-юношеских команд при подготовке хоккеистов 910 лет во время учебно-тренировочных занятий систематически реализуют упражнения, а в конце каждого занятия проводятся 2-х сторонние игры, во время которых все игроки распределяются на строго определенные игровые позиции - крайние нападающие и защитники.

Цель исследования: определить эффективность подхода к определению игрового амплуа при подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью нивелирования проблемы нами был разработан подход к определению игрового амплуа у хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки (таблица 1).

Таблица 1 - Подход к определению игрового амплуа у хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки_

№ Этап Содержание

1 1 педагогические наблюдения за эффективностью выполнения различных действий (технические, технико-тактические)

2 2 Распределение всех игроков на группы: - 1 группа: уверенное и осмысленное выполнение действия - 2 группа: неуверенное, но осмысленное - 3 группа: автоматически, с не пониманием - 4 группа: не правильно выполняет / не понимает

3 3 формирование игровых пятерок

4 4 коррекция игрового амплуа в зависимости от эффективности выполнения функциональных обязанностей

Как следует из таблицы 1, подход содержит 4 этапа, каждый из которых включает определенное технологическое решение, причем на 2 и 4 этапах игроков распределяют на группы в соответствии с уровнем спортивного мастерства.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка эффективности подхода осуществлялась следующим образом: после каждого месяца занятий и игр тренеры-эксперты (п=2) фиксировали количество игроков, результативно/нерезультативно выполняющие действия по амплуа в упражнениях и играх. Далее с помощью методов математической статистики [3; 4; 5] определялись темпы прироста эффективности выполнения функциональных обязанностей и динамика количества игроков, переходящих из группы в группу (таблица 2). Из таблицы 2 следует:

в упражнениях на учебно-тренировочных занятиях - наблюдается большее количество игроков, выполняющие действия уверенно (1 группа) или неуверенно, но осмысленно (2 группа): при р<0,05 получены статистически

достоверные результаты;

- темпы прироста увеличения игроков в 1 и 2 группах равны 4,0% и 1,5 % соответственно;

в соревновательной деятельности

- наблюдается заметное увеличение количества игроков, переходящие в 1 и 2 группу - 40,0% и 20,0% соответственно: при р<0,05 получены статистически достоверные результаты;

- темпы прироста увеличения игроков в 1 и 2 группах равны 8,0% и 1,8 % соответственно.

Таблица 2 - Темпы прироста эффективности выполнения функциональных обязанностей и динамика количества игроков (п=21), выполняющих действия в соответствии с игровым амплуа в учебно-тренировочных занятиях и соревновательной деятельности, %_

Оценка эффективности

№ Содержа- 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

ние уверенное и осмыс- неуверенное, но автоматически, с не- неправильно выполня-

ленное осмысленное пониманием ет / не понимает

в упражнениях на учебно-тренировочных занятиях

1 ди 15,0±0,0 30,0±0,0 30,0±0,0 25,0±0,0

2 пи 60,0±0,0 20,0±0,0 10,0±0,0 10,0±0,0

3 р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

4 тп 4,0 1,5 3,0 2,5

в соревновательной деятельности (2-сторонние игры на занятиях)

5 ди 5,0±0,0 35,0±0,0 35,0±0,0 25,0±0,0

6 пи 40,0±0,0 20,0±0,0 25,0±0,0 15,0±0,0

7 р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

8 тп 8,0 1,8 1,4 1,7

Примечание: ди - до исследования; пи - после исследования; р - уровень статистической достоверности; тп -темпы прироста; п - количество игроков в команде.

ВЫВОДЫ

1. Программы подготовки для хоккеистов на этапе начальной подготовки и федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей» не содержат в себе информации о подходах к определению игрового амплуа и их содержание.

2. Настоящим исследованием разработан подход к определению игрового амплуа у хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки, содержащий четыре этапа:

а) педагогические наблюдения за эффективностью выполнения различных действий (технические, технико-тактические);

б) распределение всех игроков на группы:

- 1 группа: уверенное и осмысленное выполнение действия

- 2 группа: неуверенное, но осмысленное

- 3 группа: автоматически, с не пониманием

- 4 группа: неправильно выполняет / не понимает;

в) формирование игровых пятерок;

г) коррекция игрового амплуа в зависимости от эффективности выполнения функциональных обязанностей.

3. Эффективность подхода доказана методами математической статистики:

- - выполнение упражнений в учебно-тренировочных занятиях: наблюдается большее количество игроков, выполняющие действия уверенно (1 группа) или неуверенно, но осмысленно (2 группа); темпы прироста увеличения игроков в 1 и 2 группах равны 4,0% и 1,5% соответственно;

- - в соревновательной деятельности: наблюдается заметное увеличение количе-ства игроков, переходящие в 1 и 2 группу - 40,0% и 20,0% соответственно; темпы прироста увеличения игроков в 1 и 2 группах равны 8,0% и 1,8 % соответственно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Применение методов теории распознавания образов в задачах психологического отбора хоккеистов по данным личностного опросника / Л.В. Михно, А.С. Солодков, Н.А. Матин, А.Е. Ала-ничев, Д.Е. Бессуднов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). -С. 158-165.

2. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических действий в современном хоккее / Л.В. Михно, В.Е. Горский, И.В. Захаркин, И.А. Чичелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 57-63.

3. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации / В. В. Плотников // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 211-214.

4. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации / В.В. Плотников // Вестник Башкирского университета. - 2013. - № 2 (18). - С. 531-535.

5. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. пед. наук / Плотников Вадим Владимирович. - Набережные Челны, 2013. - 148 с.

6. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "хоккей" : приказ Министерства спорта РФ от 15 мая 2019 г. N 373. - URL : https://base.garant.ru/72245194/ (дата обращения: 01.01.2020).

7. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этап спортивного совершенствования) / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев [и др.]. - Москва : Советский спорт, 2006. - 101 с.

8. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы / В.В. Плотников. - Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2012. - 107 с.

9. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы / В.В. Плотников. - Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2013. - 107 с.

REFERENCES

1. Mikhno, L.V., Solodkov, A.S., Matin, N.A., Alanichev, A.E. and D.E. Bessudnov (2014), "Application of methods of the object identification theory during the psychological selection of hockey players as per the personal questionnaire data", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 158-165.

2. Mikhno, L.V., Gorskiy, V.E., Zakharkin I.V. and Chichelov, I.A. (2016), "Analysis of technical and tactical actions of individuals and teams in the modern hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 57-63.

3. Plotnikov, V.V. (2012), "Technical and tactical training of hockey players at the stage of detailed specialization", Omsk scientific bulletin, No. 5 (112), pp. 211-214.

4. Plotnikov, V.V. (2013), "Technical and tactical training of hockey players at the stage of detailed specialization", Bulletin of Bashkir University, No. 2 (18), pp. 531-535.

5. Plotnikov, V.V. (2013), Technical and tactical training of the hockey players at the stage of advanced specialization, Naberezhnye Chelny.

6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "hockey"", Order of the of May 15, 2019 N 373, available at: https://base.garant.ru/72245194/ (date of access: 01.01.2020).

7. Savin, V.P., Udilov, G.G., Korolev, Yu.V and et al (2006), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve, Soviet sports, Moscow.

8. Plotnikov, V.V. (2012), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Private entrepreneur Verko Publishing house, Ufa.

9. Plotnikov, V.V. (2013), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Private entrepreneur Verko Publishing house, Ufa.

Контактная информация: plot17@list.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.