Научная статья на тему 'Теоретическая модель повышения эффективности соревновательной деятельности игровых сочетаний в хоккее с шайбой на этапе начальной подготовки с учетом индивидуальных психологических особенностей хоккеистов'

Теоретическая модель повышения эффективности соревновательной деятельности игровых сочетаний в хоккее с шайбой на этапе начальной подготовки с учетом индивидуальных психологических особенностей хоккеистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ХОККЕЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СОЧЕТАНИЙ / ICE HOCKEY / YOUTH ICE HOCKEY / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES / COMPETITIVE ACTIVITY / FORMATION OF GAME LINES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михно Леонид Владимирович, Чичелова Юлия Сергеевна, Чичелов Иван Александрович

В статье рассматривается вопрос, посвященный психологическим особенностям хоккеистов, обучающихся на этапе начальной подготовки. Изучение психологических особенностей проводилось в контексте их влияния на эффективность соревновательной деятельности хоккеистов, а также на эффективность игровых сочетаний, сформированных с учетом данных особенностей. Эффективность применяемой теоретической модели подтверждается результатами соревновательной деятельности экспериментальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михно Леонид Владимирович, Чичелова Юлия Сергеевна, Чичелов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical model of improving efficiency of the game lines competitive activity in ice hockey at the u11 using player’s individual psychological features

The article has described the psychological features of the hockey players studying at the U11. It considered the influence of the psychological characteristics of the efficiency of the hockey teams and game lines on the competitive activity. The effectiveness of the applied theoretical model is confirmed by the results of the experimental groups competitive activity.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель повышения эффективности соревновательной деятельности игровых сочетаний в хоккее с шайбой на этапе начальной подготовки с учетом индивидуальных психологических особенностей хоккеистов»

5. Kokurina, IG. (2007), "Socio-psychological analysis of the meaning-forming function of the motivation of the life of a social individual", Moscow University Herald. Ser.14. Psychology, No. 1, pp. 73-86.

6. Leontiev, A.N. (2005), Activity, consciousness, personality, Sense, Academy, Moscow.

7. Osmina, E.V. (2009), "Comparative analysis of personal-semantic components in the motivation of the practice of Oriental martial arts and sports", Bulletin of sports science, No. 5, pp. 51-54.

8. Shadrikov, V. D. (1996), Psychology of human activity and ability, "Logos", Moscow.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.08.2019

УДК 796.966:159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В ХОККЕЕ

С ШАЙБОЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ

Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Юлия Сергеевна Чичелова, психолог, Иван Александрович Чичелов, главный тренер, ХК «Красная Звезда» 2008 г.р.,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос, посвященный психологическим особенностям хоккеистов, обучающихся на этапе начальной подготовки. Изучение психологических особенностей проводилось в контексте их влияния на эффективность соревновательной деятельности хоккеистов, а также на эффективность игровых сочетаний, сформированных с учетом данных особенностей. Эффективность применяемой теоретической модели подтверждается результатами соревновательной деятельности экспериментальных групп.

Ключевые слова: хоккей, детско-юношеский хоккей, индивидуальные психологические особенности, соревновательная деятельность, формирование игровых сочетаний

THEORETICAL MODEL OF IMPROVING EFFICIENCY OF THE GAME LINES COMPETITIVE ACTIVITY IN ICE HOCKEY AT THE U11 USING PLAYER'S INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES

Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Julia Sergeevna Chichelova, the psychologist, Ivan Alexandrovich Chichelov, the head coach, HC "Krasnaya Zvezda" 2008, St. Petersburg

Annotation

The article has described the psychological features of the hockey players studying at the U11. It considered the influence of the psychological characteristics of the efficiency of the hockey teams and game lines on the competitive activity. The effectiveness of the applied theoretical model is confirmed by the results of the experimental groups competitive activity.

Keywords: ice hockey, youth ice hockey, individual psychological features, competitive activity, formation of game lines.

ВВЕДЕНИЕ

Неудачные выступления национальной сборной России по хоккею с шайбой в международных турнирах с участием всех сильнейших игроков являются негативным трендом, и пути выхода из сложившейся ситуации в последние годы являются предметом дискуссий на различном уровне от министерств, Правительства и Федерации хоккея РФ до рядовых болельщиков и обывателей. На протяжении 26 лет сборная России по хоккею не побеждает

на турнирах с участием всех сильнейших хоккеистов планеты. Победа, которую одержала команда Олимпийских атлетов из России на зимних Олимпийских играх 2018 года в Пхенчхане, не умаляет заслуг наших спортсменов. При этом нельзя забывать, что сильнейшие хоккеисты ведущих хоккейных стран (Канада, Россия, США, Швеция, Финляндия, Чехия) не принимали участие в мужском хоккейном турнире на зимних Олимпийских играх 2018 года в Южной Корее из-за разногласий между IOC, NHL и IIHF (https://www.sportsnet.ca/hockey/nhl/nhl-will-not-participate-2018-pyeongchang-olympic-games/). Несмотря на то, что наши ведущие хоккеисты являются лидерами своих клубов в сильнейшей хоккейной лиге мира NHL, на международном уровне с участием всех сильнейших хоккеистов эти спортсмены не показывают ту эффективность, которую они демонстрируют на клубном уровне (http://www.nhl.com/stats/player).

Проблема эффективного использования игроков и игровых сочетаний во время соревновательного процесса, а также проблемы, связанные с объективной оценкой уровня игры отдельных спортсменов и стоимости их профессиональных контрактов [3], являются одними из самых важных задач, которые ставят профессиональные тренеры и клубные менеджеры перед современными системами статистического анализа и оценки соревновательной индивидуальной и командной деятельности [1].

Однако, проблемы, которые преследуют национальные сборные России по хоккею с шайбой и профессиональные хоккейные клубы нашей страны, связанные с неэффективным использованием индивидуально сильных игроков и нерациональным использованием их потенциальных возможностей в условиях соревновательной деятельности, имеют непосредственную связь с работой хоккейных школ. Ранняя специализация на избранном виде спорта, раннее закрепление за спортсменом игрового амплуа, высокая степень значимости результата при работе детского тренера только усугубляют существующие проблемы [5, 6, 7]. Юных хоккеистов уже на этапе начальной подготовки в возрасте 9-11 лет лишают творческого начала в игровом виде спорта, что негативно отражается на его понимании игры и полноценном развитии всех необходимых для хоккея психологических, физических, технических и тактических составляющих подготовки высококвалифицированного хоккеиста [9].

МЕТОДИКА

Последние исследования, изучающие эффективность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности игровых сочетаний в хоккейных командах проводились в 1980-х годах [2]. Однако, при изучении данного вопроса не затрагивался психологический аспект эффективности таких взаимодействий, хотя большинство специалистов в области хоккея говорит о важности психологической совместимости игроков не только в команде в целом, но и в каждом игровом сочетании в частности [4]. На данный момент проблема является неизученной, тренеры в детско-юношеском хоккее в подавляющем большинстве формируют игровые сочетания интуитивно, не используя в полную силу потенциал юных хоккеистов, рискуя развитием деструктивных конфликтных ситуаций и непонимания в сформированных игровых сочетаниях.

На сегодняшний день отсутствуют современные научно обоснованные методики формирования игровых сочетаний в хоккее с шайбой в группах начальной подготовки. Принципы и алгоритмы формирования игровых сочетаний, возраст, в котором необходимо начинать занятия по специализации и определять игровые амплуа игроков, и другие моменты, связанные с распределением игроков и их спортивных ролей внутри команды и игровых сочетаний, в которых они тренируются и соревнуются, являются крайне актуальными на сегодня в российском детско-юношеском хоккее [6].

Для получения объективной информации об изучаемой проблеме использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ, обобщение литературных и документальных источников;

2. Психодиагностические методы и анализ продуктов деятельности;

3. Естественный педагогический эксперимент.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В психодиагностические методы данного исследования вошли следующие методики: опросник Бренгельманов, теппинг-тест, корректурная проба «Кольца Ландольта», тест «Таблицы Шульте», тест «Кубики Коса», тест на скорость мышления (тест замены символов цифрами), определение индивидуальной минуты, тест на тактическое мышление.

Психологическая диагностика юных хоккеистов экспериментальной группы №1, экспериментальной группы №2 и контрольной группы проводилась в рамках разработанной теоретической модели с целью выявления психологических особенностей, влияющих на совместимость, срабатываемость и эффективность соревновательной деятельности в игровых сочетаниях [8].

На протяжении августа 2017 года участники исследования проходили диагностику индивидуальных психологических особенностей. Основными психологическими особенностями личности, которые учитывались при формировании игровых сочетаний и которые составили основу теоретической модели, являлись:

1. Врожденные свойства нервной системы:

1.1. Тип темперамента;

1.2. Тип нервной системы;

1.3. Психодинамические свойства личности (экстраверсия-интроверсия, эмоциональная возбудимость-уравновешенность, темп реакций, активность).

2. Свойства мышления и внимания:

2.1. Скорость мышления;

2.2. Распределение, переключение, объем внимания.

3. Субъективное восприятие времени.

Педагогический эксперимент проводился в форме длительного параллельного констатирующего естественного педагогического эксперимента. В рамках педагогического эксперимента полевые игроки команды 2008 года рождения на основании тренерской оценки индивидуального технического мастерства, методики С.В. Григоркина и А.П. Травиной [2], а также с учетом результатов психологической диагностики были разделены на две экспериментальные группы (экспериментальная группа №1 - 15 человек, экспериментальная группа №2 - 16 человек). С учетом разработанной теоретической модели в данных командах были сформированы новые игровые сочетания. В течение восьми месяцев (с сентября 2017 г. по апрель 2018 г.) полевые игроки принимали участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в сформированных игровых сочетаниях [8].

Помимо этого, в учебно-тренировочный план работы команды на льду и вне льда были внедрены дополнения, связанные с разработанной автором исследования совместно с тренерским штабом экспериментальных групп программы повышения срабатываемости и сплоченности игровых сочетаний в хоккее на этапе начальной подготовки. В рамках разработанной программы полевым игрокам были предложены упражнения, подвижные игры, спортивные игры, психотехнические игры, психологические тренинги, направленные на повышение эффективности соревновательной деятельности за счет повышения сра-батываемости и сплоченности игровых сочетаний. На рисунке 1 представлена разработанная теоретическая модель [8].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Учебно-тренировочная деятельность хоккеистов в экспериментально сформированных игровых сочетаниях привела к повышению эффективности соревновательной деятельности команды в целом. В экспериментальной группе №1 процент набранных очков команды увеличился на 16,6%, а средняя результативность команды возросла на 1,13 балла за игру. В экспериментальной группе №2 данные показатели выросли на 21,7% и 2,34 балла

соответственно. В то время как данные показатели в контрольной группе выросли на 12,5% и 0,003 балла соответственно. Таким образом, экспериментальная группа №1 поднялась на одну строчку вверх, заняв первое место в своей группе, а экспериментальная группа №2 поднялась на четыре строчки вверх, заняв 6 место в своей группе. Подробно командные статистические показатели, участвующих в исследовании команд, представлены в таблице 1 [8].

Рисунок 1 - Теоретическая модель повышения эффективности соревновательной деятельности игровых сочетаний в хоккее на этапе начальной подготовки с учетом индивидуальных психологических особенностей

хоккеистов

Таблица 1 - Командные статистические показатели соревновательной деятельности экспериментальной группы №1, экспериментальной группы №2 и контрольной группы в сезонах 2016/17 и 2017/18 гг.

№ СЕЗОН К М И В Н П ЗШ ПШ РШ Ср. ЗШ Ср. ПШ %НО

Э1 2016/17 22 10 18 11 2 5 87 57 +30 4,8 3,2 66,7

2017/18 28 9 24 19 2 3 143 42 +101 6,0 1,8 83,3

Э2 2016/17 22 22 15 0 1 14 20 154 -134 1,3 10,3 3,3

2017/18 28 24 24 6 0 18 88 136 -48 3,7 5,7 25,0

К 2016/17 22 5 19 8 3 8 87 61 +26 4,6 3,2 50,0

2017/18 28 4 20 11 3 6 91 72 +19 4,6 3,6 62,5

Примечание. № - название группы, К - общее количество команд, М - место, И - игры, В - выигрыши, Н -ничьи, П - поражения, ЗШ - заброшенные шайбы, ПШ - пропущенные шайбы, РШ - разница шайб, Ср.ЗШ -среднее количество заброшенных шайб за игру, Ср.ПШ - среднее количество пропущенных шайб за игру, %НО - процент набранных очков_

Одним из результатов внедрения в учебно-тренировочную деятельность экспериментальных групп №1 и №2 программы стало значительное повышение среднего количества заброшенных шайб за игру и значительное снижение среднего количества пропущенных шайб за игру. При этом в контрольной группе наблюдается незначительное снижение среднего количества заброшенных шайб за игру и значительное увеличение среднего количества пропущенных шайб за игру. Такое существенное изменение ключевых показателей соревновательной деятельности не может происходить только за счет прогнозируемого повышения индивидуального технического мастерства, а осуществляется также за счет

повышения уровня срабатываемости, сплоченности и тактической грамотности юных хоккеистов и свидетельствует о значительном росте данных показателей по сравнению со сверстниками, выступающими в данной возрастной группе.

ВЫВОДЫ

1. Формирование игровых сочетаний в хоккее с шайбой должно производиться с учетом физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсменов. Психологическая диагностика, проводимая в детско-юношеском хоккее, позволяет тренерам получать более полную информацию о своих игроках, находить индивидуальный подход и наиболее эффективно использовать сильные качества каждого своего подопечного.

2. Учет индивидуальных психологических особенностей позволяет в условиях отсутствия спортивного отбора в подавляющем большинстве хоккейных секций Санкт-Петербурга качественно повышать эффективность соревновательной деятельности, а также создавать благоприятные условия для роста всех видов спортивной подготовки юных хоккеистов.

3. При формировании игровых сочетаний необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности, которые оказывают существенное влияние на повышение результативности: врожденные свойства нервной системы (тип темперамента, тип нервной системы, психодинамические свойства личности), скорость мышления, свойства внимания, субъективное ощущение времени.

4. При формировании троек нападения и пар защитников также необходимо соблюдать баланс индивидуальных психологических особенностей. По результатам исследования наибольшее повышение результативности демонстрировали тройки нападения, составленные из юных хоккеистов с сангвинистическим темпераментом и сильной нервной системой, обладающие высокой активностью, высокой скоростью мышления и высоким уровнем развития распределения, переключения и объема внимания. Помимо этого, высокую результативность демонстрируют игроки с взаимодополняющими типами темперамента, средней по силе нервной системой, высокой активностью и быстрым темпом реакций, средней скоростью мышления. Среди пар защитников наиболее результативными оказались пары хоккеистов с сангвинистическим типом темперамента, сильным типом нервной системы, средним темпом реакций, взаимодополняющими активностью, высокой скоростью мышления. Кроме того, следует учитывать и такой показатель, как субъективное ощущение времени: в составленных игровых сочетаниях необходимо соблюдать баланс данного показателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических действий в современном хоккее / В.Е. Горский, И.В. Захаркин, Л.В. Михно, И.А. Чичелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 57-63.

2. Григоркин, С.В. Комплектование игровых звеньев и связок в команде / С.В. Григоркин, А.П. Травина // Хоккей : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - С. 15-17.

3. Модель количественного измерения эффективности атакующих и оборонительных действий команды в хоккее с шайбой / И.В. Захаркин, Л.В. Михно, С.И. Швед, И.А. Чичелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 53-59.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 352 с.

5. Михно, Л.В. Детско-юношеский хоккей - фундамент спорта высших достижений / Л.В. Михно, А.В. Точицкий, И.А. Чичелов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 8. - С. 12-14.

6. Михно, Л.В. Теория и методика подготовки юных хоккеистов : учебник для тренеров / Л.В. Михно. - СПб. : Алетейя, 2017. - 616 с.

7. Физиология спорта: медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов : учеб. пособие / А.С. Солодков, И.В. Левшин, Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин ; Национальный

государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2013. - 165 с.

8. Чичелова, Ю.С. Психологические особенности формирования игровых сочетаний в хоккее на этапе начальной подготовки : выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) / Ю.С. Чичелова. - СПб., 2018. - 109 с.

9. USA hockey coaching education program level 2: manual / M. Tabrum, M. MacMillan, T. Newberry, D. Brennan, J. Doyle. - USA Hockey, USA, 2012. - 215 p.

REFERENCES

1. Gorsky, V.E., Zakharkin, I.V., Mikhno, L.V. and Chichelov, I.A. (2016), "Analysis of the individual and team technical and tactical actions in modern hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 57-63.

2. Grigorkin, S.V. and Travina, A.P. (1985), "Formation game lines and ligaments in a team", Hockey: Yearbook - 1985, Physical Culture and Sports, Moscow, pp. 15-17.

3. Zakharkin, I.V., Mikhno, L.V., Swed, S.I. and Chichelov, I.A. (2016), "The model of quantitative measurement of effective attaching and defensive actions of the attack of team in ice hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 53-59.

4. Ilyin, E.P. (2012), Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.

5. Mikhno, L.V., Tochicky and Chichelov, I.A. (2018), "Children's and youth ice hockey as a base for elite ice hockey sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 12-14.

6. Mikhno, L.V. (2017), Theory and methods of training young hockey players, Aleteya, St. Petersburg.

7. Solodkov, A.S., Levshin, I.V., Mikhno, L.V. and Polikarpochkin, A.N. (2013), Physiology of sports: Medical and biological bases of training of young hockey players: study guide, Lesgaft University, St. Petersburg.

8. Chichelova, J.S. (2018), Formation the game lines in ice hockey at the u11 using player's psychological features, magister dissertation, St. Petersburg.

9. Tabrum, M. (2012), USA hockey coaching education program level 2 Manual, USA Hockey,

215 p.

Контактная информация: jp@hu2.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2019

УДК 159.937

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА АНТИЦИПАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В шифре специальности 19.00.01 - «Общая психология, психология личности, история психологии», одной из областей исследования указано: «Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и образы будущего. Вероятностное прогнозирование». Широкий диапазон определений понятия «антиципация» в современной отечественной психологии дает повод для ряда гносеологических ошибок, отражающихся на корректности исследования этого феномена в психологии. В настоящей статье автор делает попытку определить понятие «антиципация». Безусловно, объем журнальной публикации не позволяет полностью осветить все проблемные зоны, в частности понятие времени, связанное с антиципацией. Возможно, что ряд исследователей выдвинут альтернативные определения, но в настоящее время, одним из наиболее адекватных понятий антиципации из русского языка является термин «упреждение».

Ключевые слова: антиципация, упреждение, упреждающие системы, упреждающее поведение, упреждающие действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.