Научная статья на тему 'ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БАЗОВЫМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ И ГРУППОВЫМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БАЗОВЫМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ И ГРУППОВЫМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕНЕРОВ / ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / БАЗОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / TRAINERS' QUESTIONNAIRE / MINOR HOCKEY / STAGE OF INITIAL TRAINING / YOUNG HOCKEY PLAYERS / BASIC ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова Светлана Анатольевна, Швецова Татьяна Владимировна, Михно Леонид Владимирович, Плотников Вадим Владимирович

В статье рассмотрена одна из проблем, связанные с подготовкой хоккеистов 9-10 лет: отсутствие информации о базовых индивидуальных и групповых технико-тактических действиях, этапов их обучению и подхода к их освоению. В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 9-10 лет, анализа литературных источников и анкетирования тренеров -респондентов с последующей математико-статистической обработкой результатов выявлены базовые индивидуальные и групповые технико-тактические действия и определено содержание этапов обучения им. В процессе педагогического эксперимента определена эффективность подхода. Выводы соответствуют поставленной цели исследования. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьянова Светлана Анатольевна, Швецова Татьяна Владимировна, Михно Леонид Владимирович, Плотников Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO TRAINING BASIC INDIVIDUAL AND GROUP TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS WHEN TRAINING HOCKEY PLAYERS AT AGE OF 9-10 AT INITIAL STAGE OF TRAINING

The article considers one of the problems related to training hockey players at the age of 9-10: there is hardly any information of basic individual and group technical and tactical actions. There is no information on how to train them and acquire them step by step. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 9-10-year-old hockey players. They analyzed literature sources, polled coaches as respondents and processed the survey results with a math-and-stats method. This helped determine basic individual and group technical and tactical actions and define the sense of stages they are trained by. The researchers used a pedagogic experiment to define the approach efficiency. The findings are consistent with the study's stated objective. Results of the research can be applied by coaches, instructors, teachers and scientists in young hockey players practical training.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БАЗОВЫМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ И ГРУППОВЫМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.

REFERENCES

1. Ovchinnikov, V. A. (2014), Physical training: textbook, Volgograd, 556 p.

2. Rechkalova, O.L. (2014), Features of psychological training in various sports: textbook, Publishing house of the Kurgan state university, Kurgan.

3. Kuramshin, Yu. F. (2004), Theory and methodology of physical culture, Soviet sport, Moscow.

4. Seluyanov, V.N. and Shestakov, M.P. (1996), "Physiology of activity of N. A. Bernstein as the basis of the theory of technical training in sports", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 58-62.

5. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu., (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4, pp. 172-176.

6. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of the formation of motor skills in the police Department of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 133-136.

Контактная информация: govorun.alex@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2020

УДК 796.966

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БАЗОВЫМ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ И ГРУППОВЫМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Светлана Анатольевна Гурьянова, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Швецова, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, Вадим Владимирович Плотников, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрена одна из проблем, связанные с подготовкой хоккеистов 9-10 лет: отсутствие информации о базовых индивидуальных и групповых технико-тактических действиях, этапов их обучению и подхода к их освоению. В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 9-10 лет, анализа литературных источников и анкетирования тренеров-респондентов с последующей математико-статистической обработкой результатов выявлены базовые индивидуальные и групповые технико-тактические действия и определено содержание этапов обучения им. В процессе педагогического эксперимента определена эффективность подхода. Выводы соответствуют поставленной цели исследования. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

Ключевые слова: анкетирование тренеров; детский хоккей, этап начальной подготовки, юные хоккеисты, базовые действия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p88-93

APPROACH TO TRAINING BASIC INDIVIDUAL AND GROUP TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS WHEN TRAINING HOCKEY PLAYERS AT AGE OF 9-10 AT

INITIAL STAGE OF TRAINING

Svetlana Anatolyevna Guryanova, the senior teacher, Tatyana Vladimirovna Shvetsova, the

candidate of pedagogic sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul-yanov, Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vadim Vladimirovich Plotnikov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, the Lesgaft Na-

tional State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article considers one of the problems related to training hockey players at the age of 9-10: there is hardly any information of basic individual and group technical and tactical actions. There is no information on how to train them and acquire them step by step. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 9-10-year-old hockey players. They analyzed literature sources, polled coaches as respondents and processed the survey results with a math-and-stats method. This helped determine basic individual and group technical and tactical actions and define the sense of stages they are trained by. The researchers used a pedagogic experiment to define the approach efficiency. The findings are consistent with the study's stated objective. Results of the research can be applied by coaches, instructors, teachers and scientists in young hockey players practical training.

Keywords: trainers' questionnaire, minor hockey, stage of initial training, young hockey players, basic actions.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей [6] и программами подготовки [7; 8; 9] у хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки (ЭНП) одними из ведущих задач является:

- обучение игроков индивидуальным технико-тактическим действиям;

- обучение игроков групповым технико-тактическим действиям.

Тренеры детско-юношеских команд на учебно-тренировочных занятиях систематически с помощью различных комплексов упражнений обучают техническим приемам и различным технико-тактическим действиям с параллельными наблюдениями за эффективностью их освоения [7; 8; 9]. Однако обзор научно-методической литературы [1; 2; 7; 8; 9] показывает:

- не определены базовые индивидуальные и групповые технико-тактические действия и их значимость;

- не определены этапы обучения базовым индивидуальным и групповым технико-тактическим действиям и не разработано их содержание;

- не описан подход к обучению действиям.

Цель исследования: определить эффективность подхода обучения базовым индивидуальным и групповым технико-тактическим действиям при подготовке хоккеистов 910 лет на этапе начальной подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Базовые индивидуальные и групповые технико-тактических действия при подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки и их значимость были определены на основании следующих методов: анализ литературных источников; опыт подготовки юных хоккеистов; анкетирование тренеров-респондентов (n=22), работающих в командах спортивных школ региона «Урал-Западная Сибирь»; методы математической статистики [3; 4; 5]. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Базовые индивидуальные и групповые технико-тактические действия у хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки и их значимость по результатам анкетирования тренеров-экспертов (n=22) спортивных школ региона «Урал-Западная Сибирь»,

%

№ Действия Значимость

1 броски шайбы 100

2 ведение шайбы 100

3 передачи шайбы 100

4 прием шайбы 100

5 помеха вратарю 100

6 обводка 100

№ Действия Значимость

7 вбрасывание шайбы 100

8 комбинации 100

9 опека игрока 100

10 страховка партнера 100

11 выбор позиции и маневрирование 100

12 выход из-под опеки 100

13 помощь партнеру 100

Как следует из таблицы 1, базовыми являются 13 действий, набравшие по 100% заключений тренеров-респондентов. Данная значимость обусловлена их простоте и необходимости обучения на этапе начальной подготовки.

На основании вышеизложенных полученных результатов далее нами были определены этапы обучения индивидуальным и групповым действиям и определено содержание этапов (таблица 2).

Таблица 2 - Этапы обучения базовым индивидуальным и групповым технико-тактическим действиям при подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки и их содержание, баллы_

№ Содержание этапов Сложность выполнения

1 этап: вне льда

1 Выполнение действий в упражнениях 1

2 Выполнение действий в игровых упражнениях 2

3 Выполнение действий в процессе 2-сторонних игр 3

2 этап: на льду

4 Выполнение действий в упражнениях 4

5 Выполнение действий в игровых упражнениях 5

3 этап: обучение и реализация в игре

6 Двухсторонние игры в учебно-тренировочных занятиях 6

Как следует из таблицы 2, представленные 3 этапа обучения содержат конкретное содержание. С целью выявления эффективности разработанного подхода к обучению нами были сформированы две однородные группы (хоккейные команды п=21 в каждой команде), в которых занятия проводились параллельно. В таблице 3 представлены объемы реализации этапов обучения.

Таблица 3 - Объемы реализации этапов обучения базовым индивидуальным и групповым технико-тактическим действиям у хоккеистов 9-10 лет КГ (п=21) и ЭГ (п=21) в педагогическом эксперименте сезона 2019-2020 гг., %__

№ Содержание До эксперимента В процессе эксперимента

КГ | ЭГ КГ ЭГ

1 этап (с вычетом времени на разминку и заключительную часть)

1 |Вне льда 20,0 | 20,0 20,0 40,0

2 этап (с вычетом времени на разминку и заключительную часть)

2 На льду 71,7 | 71,7 71,7 49,5

3 этап (игра)

3 |Игры 11,1 1 11,1 11,1 33,3

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; п - количество игроков в команде.

Из таблицы 3 следует следующее: до эксперимента:

- не льда: в КГ и ЭГ обучение действиям занимало 20,0% , что связано с подходом, который практиковали тренеры команд;

- на льду: в обеих группах приоритет обучению явно отдавался в упражнениях -71,7%, а обучению во время игр отдавалось до 11,1%.

во время исследования:

- вне льда: в КГ никаких видимых изменений не произошло - тот же объем в размере 20,0%, а в в ЭГ объем увеличился до 40,0%, что связано с перераспределением

времени на различные направленности занятий;

- на льду: в КГ также незаметны изменения, в то время как в обучении игроков ЭГ видно, что на обучение в упражнениях время уменьшилось, а обучение в играх время увеличилось, что связано с перераспределением времени и подходом к обучению.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

После проведения блока учебно-тренировочных занятий (1 блок - 1 месяц) в каждой из команд определялось количество игроков, качественно/некачественно выполняющих действия в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика количества игроков КГ (п=21) и ЭГ (п=21), выполняющие базовые индивидуальные и групповые технико-тактические действия в педагогическом эксперименте в сезоне 2019-2020 гг.

№ Г р у п п ы Оценка выполнения действий

1 группа уверенное и осмысленное 2 группа неуверенное и осмысленное 3 группа автоматически, с не пониманием 4 группа не правильно выполняет / не понимает

а) Учебно-тренировочный процесс до эксперимента

1 КГ 15,0±0,0 30,0±0,0 30,0±0,0 25,0±0,0

2 ЭГ 15,0±0,0 30,0±0,0 30,0±0,0 25,0±0,0

3 р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

после эксперимента

4 КГ 25,0±0,0 25,0±0,0 30,0±0,0 20,0±0,0

5 ЭГ 60,0±0,0 20,0±0,0 10,0±0,0 10,0±0,0

6 р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

б) Соревновательная деятельность (2-сторонние игры на занятиях) до эксперимента

7 КГ 5,0±0,0 35,0±0,0 35,0±0,0 25,0±0,0

8 ЭГ 5,0±0,0 35,0±0,0 35,0±0,0 25,0±0,0

9 р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после эксперимента

10 КГ 15,0±0,0 30,0±0,0 35,0±0,0 20,0±0,0

11 ЭГ 40,0±0,0 20,0±0,0 25,0±0,0 15,0±0,0

12 р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; п - количество игроков в команде; р -уровень статистической значимости.

Из таблицы 4 следует следующее:

а) в учебно-тренировочном процессе:

- до исследования зафиксированы абсолютно одинаковые показатели в обеих группах и зафиксированы статистически не достоверные результаты при р<0,05, что связано с однородностью групп;

- после исследования видны кардинальные изменения: в ЭГ наблюдается больше игроков, которые выполняли действия уверенно или не уверенно, но осмысленно: получены статистически достоверные результаты (р<0,05).

в соревновательной деятельности:

б) соревновательная деятельность:

- до исследования так же, как и в учебно-тренировочном процессе, зафиксированы равные данные в обеих группах и зафиксированы статистически не достоверные результаты при р<0,05, что также связано с однородностью групп;

- после исследования наблюдается заметное увеличение перехода количества игроков до 40,0% и 20,0% соответственно в 1 и 2 группу: получены статистически достоверные результаты (р<0,05).

ВЫВОДЫ

1. Программы подготовки для хоккеистов на этапе начальной подготовки и федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей» не содержат в себе информации:

- о базовых индивидуальных и групповых технико-тактических действиях и способах определения их значимости;

- об этапах обучения базовым индивидуальным и групповым технико-тактическим действиям и их содержании.

- не описан подход к обучению действиям.

2. Выявлены 13 базовых индивидуальных и групповых технико-тактических действий и определена их значимость; определены 3 этана обучения им и определено содержание данных этапов.

3. Доказана эффективность подхода к обучению базовым действиям:

- в учебно-тренировочном процессе после исследования наблюдается больше игроков, которые выполняли действия уверенно или не уверенно, но осмысленно: получены статистически достоверные результаты при p<0,05.

- в соревновательной деятельности после исследования наблюдается заметное увеличение перехода количества игроков до 40,0% и 20,0% соответственно в 1 и 2 группу: получены статистически достоверные результаты при p<0,05.

ЛИТЕРАТУРА

1. Применение методов теории распознавания образов в задачах психологического отбора хоккеистов по данным личностного опросника / Л.В. Михно, А.С. Солодков, Н.А. Матин, А.Е. Аланичев, Д.Е. Бессуднов // Ученые заниски университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 158-165.

2. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических действий в современном хоккее / Л.В. Михно, В.Е. Горский, И.В. Захаркин, И.А. Чичелов // Ученые заниски университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 57-63.

3. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этане углубленной специализации / В. В. Плотников // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 211-214.

4. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этане углубленной специализации / В.В. Плотников // Вестник Башкирского университета. - 2013. - № 2 (18). - С. 531-535.

5. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. нед. наук / Плотников Вадим Владимирович. - Набережные Челны, 2013. - 148 с.

6. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "хоккей" : приказ Министерства снорта РФ от 15 мая 2019 г. N 373. - URL : https://base.garant.ru/72245194/ (дата обращения: 01.01.2020).

7. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этап спортивного совершенствования) / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев [и др.]. - Москва : Советский спорт, 2006. - 101 с.

8. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы / В.В. Плотников. - Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2012. - 107 с.

9. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы / В.В. Плотников. - Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2013. - 107 с.

REFERENCES

1. Mikhno, L.V., Solodkov, A.S., Matin, N.A., Alanichev, A.E. and D.E. Bessudnov (2014), "Application of methods of the object identification theory during the psychological selection of hockey players as per the personal questionnaire data", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 158-165.

2. Mikhno, L.V., Gorskiy, V.E., Zakharkin I.V. and Chichelov, I.A. (2016), "Analysis of technical and tactical actions of individuals and teams in the modern hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 57-63.

3. Plotnikov, V.V. (2012), "Technical and tactical training of hockey players at the stage of detailed specialization", Omsk scientific bulletin, No. 5 (112), pp. 211-214.

4. Plotnikov, V.V. (2013), "Technical and tactical training of hockey players at the stage of detailed specialization", Bulletin of Bashkir University, No. 2 (18), pp. 531-535.

5. Plotnikov, V.V. (2013), Technical and tactical training of the hockey players at the stage of advanced specialization, Naberezhnye Chelny.

6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "hockey"", Order of the of May 15, 2019 N 373, available at: https://base.garant.ru/72245194/ (date of access: 01.01.2020).

7. Savin, V.P., Udilov, G.G., Korolev, Yu.V and et al (2006), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve, Soviet sports, Moscow.

8. Plotnikov, V.V. (2012), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Private entrepreneur Verko Publishing house, Ufa.

9. Plotnikov, V.V. (2013), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Private entrepreneur Verko Publishing house, Ufa.

Контактная информация: plot17@list.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

УДК 796.015.68

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Дмитрий Даниилович Дальский, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Андрей Петрович Стовбур, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Валентин Иванович Авраменко, кандидат педагогических наук, Константин Викторович Ващенко, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается возможность построения физической подготовки военнослужащих, позволяющей достаточно быстро достигнуть высокого уровня физического состояния и его поддержании при минимальных затратах тренировочного времени. Кроме того, изучалось приемлемость свободного выбора контрольных упражнений для проверки физической подготовленности.

Ключевые слова: оптимальный уровень функционального состояния, динамика уровня физического состояния, саморегуляция двигательной активности, модель прогнозирования тренировочной нагрузки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p93-99

OPTIMIZATION OF THE FUNCTIONAL STATE OF MILITARY PERSONNEL BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

Dmitry Daniilovich Dalsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Ale-ksandrovna Afanasyeva, the doctor of biological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Andrey Petrovich Stovbur, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications; Valentin Ivanovich Avramenko, the candidate of pedagogical sciences, Konstantin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.