Научная статья на тему 'ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИГРЫ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ У ХОККЕИСТОВ 11-12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ'

ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИГРЫ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ У ХОККЕИСТОВ 11-12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕНЕРОВ / ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / НЕРАВНЫЕ СОСТАВЫ / TRAINERS' QUESTIONNAIRE / MINOR HOCKEY / YOUNG HOCKEY PLAYERS / UNMATCHED TEAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Наталья Сергеевна, Мангушева Наиля Ахметовна, Михно Леонид Владимирович, Плотников Вадим Владимирович

В статье рассмотрено одно из условий эффективной подготовки юных хоккеистов 11-12 лет на этапе начальной специализации - обучение игре в неравных составах. В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 11-12 лет, анализа литературных источников, анкетирования тренеров-респондентов с последующей математико-статистической обработкой результатов исследования определен подход к совершенствованию игры в неравных составах. Выводы соответствуют поставленной цели исследования. Список литературы, содержащий информацию по теме исследования, носит специализированный характер. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Наталья Сергеевна, Мангушева Наиля Ахметовна, Михно Леонид Владимирович, Плотников Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO IMPROVEMENT OF PLAYING GAMES BETWEEN MISMATCHING TEAMS OF HOCKEY PLAYERS AT THE AGE OF 11-12 AT INITIAL STAGE OF TRAINING

The article considers one of the conditions that ensure the efficient training of 11-12-year-old hockey players at the initial stage of special training. This condition is a game between mismatching teams. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 1112-year-old hockey players. They analyzed literature sources, polled coaches as respondents and processed the survey results with a math-and-stats method. This helped determine and develop the approach to how to prepare players for games between mismatching teams. They defined the training procedure. The findings are consistent with the study's stated objective. Article list of references belongs to specialized literature. Results of the research can be applied by coaches, instructors, teachers and scientists in young hockey players practical training.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИГРЫ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ У ХОККЕИСТОВ 11-12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

2. Evgrafov, I.E. and Kuznetsov, Z.M. (2010), "Physical condition and health of men of the second Mature age, engaged in the program of physical culture and health-improving orientation", Theory and methods of physical culture, No. 3, pp. 90-92.

3. Ivanov, A.I., Ulanov, A.P., Yakovlev, P.I., Sotnikova, N.D. and Cherkashin, I. A. (2018), "Features of building the training process of qualified athletes specializing in long-distance running, taking into account the OMC", Uchenye zapiski universiteta im. PFLesgafta, No. 7 (161), pp.105-108.

4. Krivoruchenko, E.V. (2010), "Connection between the level of physical preparedness and type of the vegetative adjusting of cardiac rhythm of sportsmen, specialized in run on middle distances", Physical education of students, No. 1, pp. 60-65.

5. Malygina, I.A. (2019). "Influence of methods of improving motor activity on the physical condition of persons of the second period of mature age", Physical culture, sport - science and practice, No. 3, pp. 58-63.

6. Bobrovnik, V.I., Krivoruchenko, E.V. and Kozlova, E.K. (2011), "Perfection of training process of skilled athletes on the stages of long-term preparation", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No. 11, pp. 9-21.

Контактная информация: 706037@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2020

УДК 796.966

ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИГРЫ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ У ХОККЕИСТОВ 11-12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Наталья Сергеевна Григорьева, старший преподаватель, Наиля Ахметовна Мангуше-

ва, кандидат биологических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, Вадим Владимирович Плотников, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрено одно из условий эффективной подготовки юных хоккеистов 11-12 лет на этапе начальной специализации — обучение игре в неравных составах.

В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 11-12 лет, анализа литературных источников, анкетирования тренеров-респондентов с последующей математико-статистической обработкой результатов исследования определен подход к совершенствованию игры в неравных составах. Выводы соответствуют поставленной цели исследования. Список литературы, содержащий информацию по теме исследования, носит специализированный характер. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

Ключевые слова: анкетирование тренеров, детский хоккей, юные хоккеисты, неравные составы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p87-91

APPROACH TO IMPROVEMENT OF PLAYING GAMES BETWEEN MISMATCHING TEAMS OF HOCKEY PLAYERS AT THE AGE OF 11-12 AT INITIAL STAGE OF TRAINING

Natalya Sergeevna Grigoryeva, the senior teacher, Nailya Akhmetovna Mangusheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov; Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vadim Vladimirovich Plotnikov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article considers one of the conditions that ensure the efficient training of 11-12-year-old hockey players at the initial stage of special training. This condition is a game between mismatching teams. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 1112-year-old hockey players. They analyzed literature sources, polled coaches as respondents and processed the survey results with a math-and-stats method. This helped determine and develop the approach to how to prepare players for games between mismatching teams. They defined the training procedure. The findings are consistent with the study's stated objective. Article list of references belongs to specialized literature. Results of the research can be applied by coaches, instructors, teachers and scientists in young hockey players practical training.

Keywords: trainers' questionnaire, minor hockey, young hockey players, unmatched teams.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент самый высший уровень юношеского хоккея - это Первенство России, отборочные турниры проводятся среди игроков 11-12 лет, а это - этап начальной специализации (ЭНС): все заявленные команды играют по три отборочных турнира, по итогам которых команды распределяются в группу «1» или «2». Причем в «1» группе выступают только сильнейшие команды.

В отборочных турнирах также имеются и удаления игроков, которые приводят к забитым / пропущенным голам, которые, в свою очередь, влияют на итог соревновательной деятельности. Поэтому очень важно или не удаляться - что не всегда возможно - или забивать голы в большинстве / не пропускать голы в меньшинстве. Детальные теоретические исследования относительно реализации игры в неравных составах имеются, но они посвящены более взрослым этапам подготовки, а относительно совершенствования игры в неравных составах на этапе начальной специализации многие сведения носят фрагментарный характер:

- разрозненно присутствуют исследования и рекомендации по совершенствованию игры в неравных составах при подготовке именно к отборочным турнирам;

- не приведены и не рассмотрены факторы, которые эффективно влияют на реализацию игры в неравных составах;

- отсутствует описание эффективного подхода к реализации игры в неравных составах.

Цель исследования: исследовать эффективность подхода к совершенствованию игры в неравных составах у хоккеистов 11-12 лет на этапе начальной специализации

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ведущие факторы, влияющие на результативность игры в неравных составах у хоккеистов на этапе начальной специализации, были определены с помощью анкетирования тренеров и математических методов исследования (таблица 1).

Таблица 1 - Значимость факторов, влияющих на результативность игры в неравных составах у хоккеистов на этапе начальной специализации по результатам анкетирования тренеров-экспертов (п=20), %__

№ Факторы Значимость

При игре в большинстве

1 Наигранные 1-2 схемы розыгрыша шайбы 100

2 Выигранное вбрасывание шайбы 100

3 Первый пас для атаки после выигранного вбрасывания шайбы 100

4 Создание помех около ворот противника 100

5 Выбор позиции игроками 100

6 Активный отбор шайбы при ее потере 100

7 Быстрые передачи шайбы друг другу 50

При игре в меньшинстве

1 Выигранное вбрасывание шайбы 100

2 Выброс шайбы из зоны защиты при ее отборе 100

№ Факторы Значимость

3 Активность игроков при оборонительных действиях 100

4 Нивелирование создания помех около ворот 100

5 Выбор позиции игроками 100

6 Взаимозаменяемость при выполнении действий 100

7 Ловля шайбы на себя 50

Примечание: п - количество опрошенных тренеров.

Из таблицы 1 следует что:

- при игре в большинстве 6 факторов являются ведущими: «Наигранные 1-2 схемы розыгрыша шайбы», «Выигранное вбрасывание шайбы», «Первый пас для развития атаки после выигранного вбрасывания шайбы», «Создание помех около ворот противника», «Выбор позиции игроками», «Активный отбор шайбы при ее потере». Это связано с тем, что отсутствие большинства факторов приведет к не реализации игры в большинстве;

- при игре в меньшинстве также доминируют 6 факторов: «Выигранное вбрасывание шайбы», «Выброс шайбы при отборе шайбы у соперника», «Активность игроков при оборонительных действиях», «Нивелирование создания помех около ворот», «Выбор позиции игроками», «Взаимозаменяемость при выполнении действий», что связано с тем, что отсутствие большинства факторов приведет к пропущенному голу.

Далее были подобраны две опытно-экспериментальные группы (п=38): КГ (п=19) и ЭГ (п=19). Соотношения объемов при совершенствовании игры в неравных составах у хоккеистов на этапе начальной специализации представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Соотношения объемов при совершенствовании игры в неравных составах у хоккеистов на этапе начальной специализации КГ (п=19) и ЭГ (п=19) в педагогическом эксперименте 2019/2020 гг., %___

№ Содержание До эксперимента Во время эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

1 Игра в неравных составах 19,7 19,8 19,4 19,5

2 Технико-тактическая подготовка 37 37 37 37

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; п - количество игроков в команде.

Из таблицы 2 следует что:

- до эксперимента: при возможных 37,0% на технико-тактическую подготовку объем на игру в неравных составах составил в КГ и ЭГ 19,7% и 19,8% соответственно.

- во время эксперимента: при возможных 37,0% на технико-тактическую подготовку объем на игру в неравных составах практически не изменился и составил в КГ и ЭГ 19,4% и 19,5% соответственно, что связано с изменением содержания подхода к совершенствованию игры в неравных составах, а также приближением тренировочных условий к соревновательным.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения эффективности подхода с помощью экспертного оценивания нами были зафиксированы качественные показатели игры в неравных составах (таблица 3):

- отношения количества раз игры в большинстве к заброшенным шайбам (гол забит);

- отношения количества раз игры в меньшинстве к пропущенным шайбам (гол не пропущен).

Анализ таблицы 3 показывает следующее:

- - игра в большинстве: после окончания исследования игроки ЭГ увеличили эффективность игры до 25,6 %, в то время как показатели КГ почти не изменились: при р<0,05 получены статистически достоверные показатели;

- - игра в меньшинстве: после окончания исследования эффект игры в меньшинстве в ЭГ увеличился на 5,8%, в то время как показатели КГ не изменились: при р<0,05 получены статистически достоверные показатели;

- - темпы прироста реализации игры в численном неравенстве: по окончании исследования зафиксированы статистически достоверные темпы прироста при р<0,05 при игре в большинстве и меньшинстве: видно увеличение разницы на 1,8% и 5,3% соответственно.

Таблица 3 - Результативность игры в неравных составах и темпы прироста реализации игры у хоккеистов КГ (п=19) и ЭГ (п=19) в педагогическом эксперименте 2019/2020 гг., %

№ Группы Этапы эксперимента Темпы прироста

до эксперимента во время эксперимента

Игра в большинстве

1 КГ 20,8±0,0 23,2±0,0 2,4

2 ЭГ 21,4±0,0 25,6±0,0 4,2

3 Р <0,05 >0,05 >0,05

Игра в меньшинстве

4 КГ 12,2±0,0 12,7±0,0 0,5

5 ЭГ 12,7±0,0 18,5±0,0 5,8

6 Р <0,05 >0,05 >0,05

Примечание: р - уровень статистической достоверности; ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; п - количество игроков в команде.

ВЫВОДЫ

1. Определено, что в настоящий момент самый высший уровень юношеского хоккея - это Первенство России, которое начинается с этапа начальной специализации: все заявленные команды играют вначале три отборочных турнира, по итогам которых команды распределяются в группу «1» или «2». В отборочных турнирах также имеются удаления игроков, которые приводят к забитым / пропущенным голам, которые, в свою очередь, влияют на итог соревновательной деятельности. Поэтому очень важно или не удаляться или забивать голы в большинстве / не пропускать голы в меньшинстве. Детальные теоретические исследования относительно реализации игры в неравных составах имеются, но они посвящены более взрослым этапам подготовки, а относительно совершенствования игры в неравных составах на этапе начальной специализации многие сведения носят фрагментарный характер:

- разрозненно присутствуют исследования и рекомендации по совершенствованию игры в неравных составах при подготовке к отборочным турнирам;

- не приведены и не рассмотрены факторы, которые эффективно влияют на реализацию игры в неравных составах;

- отсутствует описание эффективного подхода к реализации игры в неравных составах.

2. Выявлены ведущие факторы, влияющие на результативность игры в неравных составах у хоккеистов на этапе начальной специализации:

- при игре в большинстве: «Наигранные 1-2 схемы розыгрыша шайбы», «Выигранное вбрасывание шайбы», «Первый пас для развития атаки после выигранного вбрасывания шайбы», «Создание помех около ворот противника», «Выбор позиции игроками», «Активный отбор шайбы при ее потере».

- при игре в меньшинстве: «Выигранное вбрасывание шайбы», «Выброс шайбы при отборе шайбы у соперника», «Активность игроков при оборонительных действиях», «Нивелирование создания помех около ворот», «Выбор позиции игроками», «Взаимозаменяемость при выполнении действий».

3. Доказана эффективность подхода: темпы прироста реализации игры в численном неравенстве: по окончании исследования зафиксированы статистически достоверные

темпы прироста при р<0,05 - зафиксировано увеличение показателей на 1,8% и 5,3% при игре в большинстве и меньшинстве соответственно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Применение методов теории распознавания образов в задачах психологического отбора хоккеистов по данным личностного опросника / Л.В. Михно, А.С. Солодков, Н.А. Матин, А.Е. Ала-ничев, Д.Е. Бессуднов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). -С. 158-165.

2. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических действий в современном хоккее / Л.В. Михно, В.Е. Горский, И.В. Захаркин, И.А. Чичелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 57-63.

3. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации / В. В. Плотников // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 211-214.

4. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации / В.В. Плотников // Вестник Башкирского университета. - 2013. - № 2 (18). - С. 531-535.

5. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. пед. наук / Плотников Вадим Владимирович. - Набережные Челны, 2013. - 148 с.

6. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "хоккей" : приказ Министерства спорта РФ от 15 мая 2019 г. N 373. - URL : https://base.garant.ru/72245194/ (дата обращения: 01.01.2020).

7. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этап спортивного совершенствования) / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев [и др.]. - Москва : Советский спорт, 2006. - 101 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы / В.В. Плотников. - Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2012. - 107 с.

9. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы / В.В. Плотников. - Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2013. - 107 с.

REFERENCES

1. Mikhno, L.V., Solodkov, A.S., Matin, N.A., Alanichev, A.E. and D.E. Bessudnov (2014), "Application of methods of the object identification theory during the psychological selection of hockey players as per the personal questionnaire data", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 158-165.

2. Mikhno, L.V., Gorskiy, V.E., Zakharkin I.V. and Chichelov, I.A. (2016), "Analysis of technical and tactical actions of individuals and teams in the modern hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 57-63.

3. Plotnikov, V.V. (2012), "Technical and tactical training of hockey players at the stage of detailed specialization", Omsk scientific bulletin, No. 5 (112), pp. 211-214.

4. Plotnikov, V.V. (2013), "Technical and tactical training of hockey players at the stage of detailed specialization", Bulletin of Bashkir University, No. 2 (18), pp. 531-535.

5. Plotnikov, V.V. (2013), Technical and tactical training of the hockey players at the stage of advanced specialization, Naberezhnye Chelny.

6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "hockey"", Order of the of May 15, 2019 N 373, available at: https://base.garant.ru/72245194/ (date of access: 01.01.2020).

7. Savin, V.P., Udilov, G.G., Korolev, Yu.V and et al (2006), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve, Soviet sports, Moscow.

8. Plotnikov, V.V. (2012), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Private entrepreneur Verko Publishing house, Ufa.

9. Plotnikov, V.V. (2013), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Private entrepreneur Verko Publishing house, Ufa.

Контактная информация: plot17@list.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.