Научная статья на тему 'ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕНЕРОВ / ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / НЕРАВНЫЕ СОСТАВЫ / TRAINERS' QUESTIONNAIRE / MINOR HOCKEY / STAGE OF INITIAL TRAINING / YOUNG HOCKEY PLAYERS / UNMATCHED TEAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ольга Анатольевна, Кочурова Людмила Александровна, Михно Леонид Владимирович, Плотников Вадим Владимирович

В статье рассмотрено одно из условий эффективной подготовки хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки - обучение игре в неравных составах. В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 9-10 лет, анализа литературных источников, анкетирования тренеров-респондентов с последующей математико-статистической обработкой результатов исследования определен и разработан подход к обучению игре в неравных составах. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Ольга Анатольевна, Кочурова Людмила Александровна, Михно Леонид Владимирович, Плотников Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH TO TRAINING FOR PLAYING IN MISMATCHING TEAMS WHEN TRAINING HOCKEY PLAYERS AT THE AGE OF 9-10 AT INITIAL STAGE OF TRAINING

The article considers one of the conditions that ensure the efficient training of 9-10-year-old hockey players at the initial stage of training. This condition is a game between mismatching teams. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 9-10-year-old hockey players. They analyzed literature sources, polled coaches as respondents and processed the survey results with a math-and-stats method. This helped determine and develop the approach to how to prepare players for games between mismatching teams. The findings are consistent with the study's stated objective. Results of the research can be applied by coaches, instructors, teachers and scientists in young hockey players practical training.

Текст научной работы на тему «ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

рости, потеря внимания, что соответствует первой стадии утомления. К концу эксперимента подобные симптомы стали появляться к 19 минуте игры. Стоит отметить, что игры проводились в конце основной части учебно-тренировочного занятия, после выполнения упражнений на совершенствование техники, увеличения скорости проплывания дистанций.

ВЫВОДЫ

Разработанная методика ориентирована на решение задач развития физических качеств, повышение уровня физической подготовки студентов, укрепление и сохранения здоровья, снижение гиподинамии исследуемого контингента, повышению интереса к занятиям физической культурой.

Результаты сдачи контрольных нормативов по спортивно-ориентированному направлению, подтверждают эффективность разработанной методики. Которая позволяет улучшить физическую подготовку не только в плавании, но и подготовиться к сдаче основных контрольных нормативов примерной программы по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков. - Москва : КНОРУС, 2012. - 368 с. - ISBN 978-5-406-02050-0.

2. Малоземов, О.Ю. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в контексте жизненных реалий / О.Ю. Малоземова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №2. - С. 17-22.

3. Перевозчиков, A.C. Оздоровительный потенциал двигательной активности студентов не физкультурных вузов / А.С. Перевозчиков, М.В. Шапошникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008. - № 1. - С. 59.

REFERENCES

1. Barchukov, I. S. (2012), Theory and methods of physical education and sport, KNORUS, Moscow.

2. Malozemov, O.Yu. (2005), "Motivation of physical culture and recreation activities of students in the context of life realities", Physical culture: education, learning, training, No. 2, pp. 17-22.

3. Perevozchikov, A.S. and Shaposhnikova, M.V (2008), "Health potential of motor activity of students not physical culture universities", Physical culture: education, learning, training, No. 1, pp. 59.

Контактная информация: ha-ha.90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2020

УДК 796.966

ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В НЕРАВНЫХ СОСТАВАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ольга Анатольевна Степанова, старший преподаватель, Людмила Александровна Ко-чурова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, Вадим Владимирович Плотников, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрено одно из условий эффективной подготовки хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки — обучение игре в неравных составах. В методике исследования с помощью систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 9-10 лет, анализа литературных источни-

ков, анкетирования тренеров-респондентов с последующей математико-статистической обработкой результатов исследования определен и разработан подход к обучению игре в неравных составах. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами, педагогами и научными работниками в области практической подготовки юных хоккеистов.

Ключевые слова: анкетирование тренеров, детский хоккей, этап начальной подготовки, юные хоккеисты, неравные составы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p363-368

APPROACH TO TRAINING FOR PLAYING IN MISMATCHING TEAMS WHEN

TRAINING HOCKEY PLAYERS AT THE AGE OF 9-10 AT INITIAL STAGE OF

TRAINING

Olga Anatolyevna Stepanova, the senior teacher, Lyudmila Aleksandrovna Kochurova, the

candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vadim Vladimirovich Plotnikov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article considers one of the conditions that ensure the efficient training of 9-10-year-old hockey players at the initial stage of training. This condition is a game between mismatching teams. The researchers conducted the study by systematization of the experience of those who trained 9-10-year-old hockey players. They analyzed literature sources, polled coaches as respondents and processed the survey results with a math-and-stats method. This helped determine and develop the approach to how to prepare players for games between mismatching teams. The findings are consistent with the study's stated objective. Results of the research can be applied by coaches, instructors, teachers and scientists in young hockey players practical training.

Keywords: trainers' questionnaire, minor hockey, stage of initial training, young hockey players, unmatched teams.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с программами подготовки [7-9], федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта хоккей [6] юные хоккеисты начинают принимать участие в соревновательной деятельности с 8-9 лет, т.е. с этапа начальной подготовки. Одними из основных задач на этапе начальной подготовки является обучение техническим приемам и обучение игре в неравных составах, одновременно совмещая данные задачи с участием / выступлениями в товарищеских играх, турнирах. Однако для реализации игры в неравных составах юные хоккеисты должны иметь представление о: самой игре в неравных составах; расположению игроков на площадке; их умению взаимодействовать друг с другом, а для этого необходимо иметь схему обучения и последовательность выполнения упражнений. Исследования в данном направлении [1-5; 7-9] имеются, но в них:

- рассматриваются результаты и рекомендации по обучению игре в неравных составах для старших возрастов;

- не приведены и не рассмотрены условия, эффективно влияющие на обучение и реализацию игры в неравных составах;

- не рассмотрен подход к обучению игре в неравных составах.

Цель исследования - определить эффективность подхода к обучению игре в неравных составах при подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Условия, эффективно влияющие на обучение игре в неравных составах, были определены с помощью анкетирования ведущих тренеров-респондентов (n=18) региона

«Урал - Западная Сибирь» с последующим применением методов математической статистики (таблица 1).

Таблица 1. - Значимость условий, эффективно влияющие на обучение игре в неравных составах при подготовке хоккеистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки по результата^_

№ Условия Значимость

1 Последовательность при выполнении упражнений вне льда 100

2 Последовательность при выполнении упражнений на льду 100

3 Постоянные сочетания нападающих и защитников в пятерках 100

4 Объяснение и исправление недостатков при обучении 100

5 В каждой пятерке играют по 2-3 исполнителя 50

6 Схемы игры 50

Примечание: п - количество опрошенных тренеров.

Как следует из таблицы 1, ведущие позиции занимают 4 условия, набравшие по 100% ответов респондентов:

- «Последовательность при выполнении упражнений вне льда»;

- «Последовательность при выполнении упражнений на льду»;

- «Постоянные сочетания нападающих и защитников в пятерках»;

- «Объяснение и исправление недостатков во время обучения».

Это связано с тем, что обучение детей происходит от простого к сложному, детям необходимо вначале создать представлении о том, что они должны применять в будущем, а затем корректировать недочеты.

На основании вышеизложенного далее нами был разработан подход к обучению игре в неравных составах (таблица 2).

Таблица 2. - Подход к обучению игре в неравных составах при подготовке хоккеистов 9-

10 лет на этапе начальной подготовки, баллы

№ Содержание Сложность выполнения

1 этап: занятия вне льда

1 Индивидуальные действия 1

2 Групповые действия 2

3 Командные действия 3

4 Игровые упражнения 4

5 2-сторонние игры между собой 5

2 этап: занятия на льду

6 Индивидуальные действия без сопротивления 6

7 Групповые действия без сопротивления 7

8 Командные действия без сопротивления 8

9 Групповые действия с пассивным сопротивлением 9

10 Командные действия с пассивным сопротивлением 10

11 Групповые действия с полным сопротивлением 11

12 Командные действия с полным сопротивлением 12

13 Игровые упражнения 13

3 этап: реализация в играх

14 2-сторонние игры между собой 14

15 Товарищеские игры 15

16 Турниры 16

Из таблицы 2 следует:

- подход включает в себя 3 этапа - обучение вне льда, обучение на льду, реализация в играх, причем 1 и 2 этапы содержат упражнения с различной сложностью выполнения.

С целью выявления эффективности разработанного подхода к обучению нами были сформированы две однородные группы (хоккейные команды п=21 в каждой команде), в которых занятия проводились параллельно. Соотношения объема выполненных действий при обучении игре в неравных составах представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Соотношения (на льду и вне льда) объема выполненных действий при обучении игре в неравных составах у хоккеистов 9-10 лет КГ (п=17) и ЭГ (п=18) в педагогическом эксперименте 2019/2020 гг., %_

№ Условия До эксперимента Во время эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

1 Групповые действия без сопротивления 1,6 1,9 2,7 10,2

2 Командные действия без сопротивления 11,7 11,5 10,3 7,1

3 Групповые действия с пассивным сопротивлением 32,1 30,0 31,3 11,9

4 Групповые действия с полным сопротивлением 3,4 2,0 4,7 30,6

5 Командные действия с пассивным сопротивлением 30,0 33,5 31,8 16,4

6 Командные действия с полным сопротивлением 21,2 21,1 19,2 23,8

7 Итого 100 100 100 100

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; п - количество игроков в команде.

Как следует из таблицы 3, до эксперимента приоритет был отдан «групповым действиям без сопротивления» и «командным действиям с пассивным сопротивлением».

Во время экспериментального исследования приоритет в КГ был отдан «командным действиям без сопротивления» - 31,8%, в то ЭГ кардинально изменились приоритеты: приоритет отдан действиям с активным сопротивлением - групповым (30,6%) и командным (23,8%), что связано с изменением содержания подхода к обучению игре в неравных составах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Параллельно с занятиями и играми нами определялась эффективность реализации игры в неравных составах во время 24 игр на турнирах (таблица 4).

Таблица 4. - Результативность и темпы прироста результативности (в среднем за одну игру) в неравных составах в КГ (п=17) и ЭГ (п=18) в 2019/2020 гг., %_

№ Группы Этапы эксперимента Темпы прироста

До эксперимента во время эксперимента

Игра в большинстве (24 игры)

1 КГ 27,7±0,0 27,7±0,0 0,0

2 ЭГ 26,4±0,0 33,3±0,0 6,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Р <0,05 >0,05 >0,05

Игра в меньшинстве (24 игры)

4 КГ 32,3±0,0 32,3±0,0 0,0

5 ЭГ 33,3±0,0 36,5±0,0 3,2

6 Р <0,05 >0,05 >0,05

Примечание: р - уровень статистической достоверности; ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; п - количество игроков в команде, р - уровень статистической достоверности.

Анализ таблицы 4 показывает следующее:

- игра в большинстве: после окончания исследования игроки ЭГ увеличили эффективность до 33,3%, в то время как показатели КГ не изменились: при р <0,05 получены статистически достоверные показатели.

- игра в меньшинстве: после окончания исследования эффект игры в меньшинстве увеличился на 3,2%, в то время как показатели КГ не изменились: при р <0,05 получены статистически достоверные показатели.

- темпы прироста реализации игры в численном неравенстве: по окончании исследования зафиксированы статистически достоверные темпы прироста: видно увеличение эффективности на 6,9% и 3,2% при игре в большинстве и меньшинстве соответственно.

ВЫВОДЫ

1. Для реализации игры в неравных составах юные хоккеисты должны иметь представление об игре в неравных составах, умению взаимодействовать друг с другом, расположению игроков. Для этого необходимо иметь в наличии обоснованный подход к

обучению, в то время как в исследованиях: частично присутствуют исследования и рекомендации по игре в неравных составах для более старших возрастов; не приведены и не рассмотрены условия, при которых возможно эффективно обучать и реализовывать игру в неравных составах; не рассмотрен подход к обучению игре в неравных составах.

2. Настоящим исследованием:

- определены условия, эффективно влияющие на обучение игре в неравных составах, и выявлена их значимость;

- определено содержание подхода к обучению: подход включает в себя три этапа -обучение вне льда; обучение на льду; реализация в играх, причем 1 и 2 этапы содержат упражнения с различной сложностью выполнения.

3. Доказана эффективность подхода: темпы прироста реализации игры в численном неравенстве: по окончании исследования зафиксированы статистически достоверные темпы прироста: видно увеличение эффективности на 6,9% и 3,2% при игре в большинстве и меньшинстве соответственно.

ЛИТЕРАТУРА

4. Применение методов теории распознавания образов в задачах психологического отбора хоккеистов по данным личностного опросника / Л.В. Михно, А.С. Солодков, Н.А. Матин, А.Е. Аланичев, Д.Е. Бессуднов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 158-165.

5. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических действий в современном хоккее / Л.В. Михно, В.Е. Горский, И.В. Захаркин, И.А. Чичелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 57-63.

6. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации / В. В. Плотников // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 211-214.

7. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации / В.В. Плотников // Вестник Башкирского университета. - 2013. - № 2 (18). - С. 531-535.

8. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. пед. наук / Плотников Вадим Владимирович. - Набережные Челны, 2013. - 148 с.

9. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "хоккей" : приказ Министерства спорта РФ от 15 мая 2019 г. N 373. - URL : https://base.garant.ru/72245194/ (дата обращения: 01.01.2020).

10. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этап спортивного совершенствования) / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев [и др.]. - Москва : Советский спорт, 2006. - 101 с.

11. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы / В.В. Плотников. - Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2012. - 107 с.

12. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы / В.В. Плотников. - Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2013. - 107 с.

REFERENCES

1. Mikhno, L.V., Solodkov, A.S., Matin, N.A., Alanichev, A.E. and D.E. Bessudnov (2014), "Application of methods of the object identification theory during the psychological selection of hockey players as per the personal questionnaire data", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 158-165.

2. Mikhno, L.V., Gorskiy, V.E., Zakharkin I.V. and Chichelov, I.A. (2016), "Analysis of technical and tactical actions of individuals and teams in the modern hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 57-63.

3. Plotnikov, V.V. (2012), "Technical and tactical training of hockey players at the stage of detailed specialization", Omsk scientific bulletin, No. 5 (112), pp. 211-214.

4. Plotnikov, V.V. (2013), "Technical and tactical training of hockey players at the stage of detailed specialization", Bulletin of Bashkir University, No. 2 (18), pp. 531-535.

5. Plotnikov, V.V. (2013), Technical and tactical training of the hockey players at the stage of advanced specialization, Naberezhnye Chelny.

6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "hockey"", Order of the of May 15, 2019 N 373, available at: https://base.garant.ru/72245194/ (date of access: 01.01.2020).

7. Savin, V.P., Udilov, G.G., Korolev, Yu.V and et al (2006), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve, Soviet sports, Moscow.

8. Plotnikov, V.V. (2012), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Private entrepreneur Verko Publishing house, Ufa.

9. Plotnikov, V.V. (2013), Hockey: sports training program for Youth Sports Schools, Private entrepreneur Verko Publishing house, Ufa.

Контактная информация: plot17@list.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

УДК 796.011

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И

СПОРТОМ

Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел России, г. Иркутск; Марина Ивановна Катрина, старший преподаватель, Омский государственный технический университет; Анвар Амирович Ахматгатин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

В настоящее время проводится много исследований в области физической культуры и спорта, в которых одним из наиболее значимых направлений считается формирование мотивационно-ценностного отношения населения к регулярным и систематическим физическим нагрузкам в процессе их жизнедеятельности. Рассматриваемая проблема считается наиболее актуальной, т.к. от уровня физической подготовленности, повышения работоспособности, адаптации организма к различным неблагоприятным факторам профессиональной деятельности и укрепления здоровья человека к воздействиям внешней среды отражается на социальном и экономическом развитии современного общества. Поэтому формирование у населения основ здорового образа жизни и приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом является главной задачей специалистов в этой сфере деятельности.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, мотивационно-ценностные отношение, здоровый образ жизни, регулярные занятия, физические упражнения, профессиональная деятельность, молодое поколение, инновационные методы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p368-372

FACTORS OF IMPROVEMENT OF MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDES OF POPULATION TO REGULAR ACTIVITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk; Marina Ivanovna Katri-na, the senior teacher, Omsk State Technical University; Anvar Amirovich Akhmatgatin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University

Abstract

Currently, many studies are conducted in the field of physical culture and sports, in which one of the most significant areas is considered to be the formation of motivational and value attitudes of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.