ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Васильев Ю.М.
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, кафедра общей фармацевтической и биомедицинской технологии фармацевтического факультета, г. Москва
В последние годы современная цивилизация все чаще сталкивается с проблемами совершенно нового характера - от глобального финансового кризиса до реальной угрозы пандемии, вызванной вирусами гриппа. Решение такого рода проблем невозможно без кадрового потенциала соответствующего уровня. По этой причине проблема эффективности и инновационности образования становится актуальной как никогда.
Высшая медицинская школа, занимающаяся подготовкой врачей (и провизоров), тем более должна отвечать наивысшим требованиям, поскольку готовит специалистов, способствующих формированию и поддержанию здоровья общества, качества жизни.
Традиционно высшая медицинская школа формировала свой кадровый потенциал преимущественно за счет бывших выпускников - специалистов с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием - врачей (провизоров). В то же время будущие (провизоры), также ведущие педагогическую деятельность, не получают дополнительной профессиональной подготовки в области психологии, педагогики, андрагогики, акмеологии, игротехники.
Один из выходов из сложившейся ситуации - подготовка врачей (провизоров) к педагогической деятельности, например, в рамках программ дополнительного профессионального образования. Так, в ММА им. И.М. Сеченова функционирует факультет дополнительного профессионального образования преподавателей,
зарекомендовавший себя как реально возможное практическое применение такого подхода.
Данные различных социологических исследований за несколько лет, проведенные среди как студентов различных курсов и факультетов, так и сотрудников ММА (аспирантов, профессорско-преподавательского состава), подтверждают эффективность и инновационность такой концепции развития.
Изучение и применение в преподавательской деятельности инновационных педагогических и психологических технологий, игромоделирования, активных форм и методов обучения позволяет включать всех участников образовательного пространства медицинского вуза как полноправных субъектов. Конструктивные предложения и совместное планирование и оценка образовательных программ в рамках андрагогической модели обучения позволяют в большей степени индивидуализировать образовательное пространство, развивать обратные связи. Совместно сформированный динамический портрет идеального врача-педагога позволил выделить конкретные положения для построения акмеологической траектории будущих профессионалов, обладающих всем спектром необходимых метакомпетенций.
Особое внимание к традициям и истории ММА и всей уникальной отечественной медицинской школы позволяют в большей степени использовать воспитательный и обучающий потенциал этих факторов образовательного пространства медицинского вуза.
Полученные знания, умения и навыки, а также работа над личностными качествами, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками будущих врачей (провизоров) позволяют им применять психологические, педагогические и другие технологии во всех сферах профессиональной деятельности (врачебная, педагогическая, административная, научная).
Таким образом, подготовка врачей (провизоров) к педагогической деятельности - один из путей повышения эффективности и инновационности образовательного пространства медицинского вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и
образование в XXI веке». 2007. Т.9. образование в XXI веке». 2006. Т.8. образование в XXI веке». 2005. Т.7. образование в XXI веке». 2004. Т.6. образование в XXI веке». 2003. Т.5. образование в XXI веке». 2002. Т.4. образование в XXI веке». 2001. Т.3. образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва