НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Пичугина Е.В.
Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, кафедра управления сестринской деятельностью, г. Москва
К концу ХХ века человечество пришло с большими научными и технологическими достижениями, коренным образом изменившими уклад жизни ( Богданова И.Ф. Выст. на междунар. конф. Доступ к образовательному и культурному контенту. Смоленск. 2005.): общество из индустриального и постиндустриального превратилось в информационное. Процессы модернизации не обошли стороной и медицинское образование. В последние годы в медицинских вузах происходят глобальные изменения: содержательно-технологические, организационные, методические, коммуникационно-технические (Амиров А.Ф., Кудашкина О.В. Высшее сестринское образование в системе Российского здравоохранения: Материалы науч.-практ. конф. Ульяновск. 2007).
Уже более 17 лет в Российской Федерации ведется подготовка специалистов с высшим сестринским образованием. К новым тенденциям в образовательной подготовке менеджеров сестринского дела относят, в частности: интегративную междисциплинарную организацию содержания образования; инновационный характер деятельности образовательных учреждений; переориентацию образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи обучения студентов навыкам их самостоятельного приобретения и преобразования (там же). Г армонизация подходов, методик, технологий Российского образования с принципами, провозглашенными Болонской Декларацией, осуществляет уже несколько лет и в России. По словам академика РАМН, профессора, д.м.н. И.Н. Денисова (Медицинский вестник. 2004. №28): «Основа основ Болонского процесса - качество образования ... зависит от многих причин: уровня подготовки преподавателей, материального обеспечения вузов, но не в меньшей мере оно зависит от того, как преподаются дисциплины, от программ, по которым учат студентов, от контроля над обучением».
В 1991г. в ММА имени И.М. Сеченова был открыт первый факультет, начавший подготовку менеджеров сестринского дела. За прошедшие годы возникли и активно развиваются подобные факультеты в различных регионах Российской Федерации. Проведены научные исследования в рамках кандидатских и диссертационных работ, в том числе посвященные образовательной подготовке специалистов с высшим сестринским образованием: М.В. Блохиной (2002, Казанский государственный медицинский университет), Л.И. Валентинович (2002, Красноярская государственная медицинская академия), Т.Н. Павленко (2003, ГОУ ВПО Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова), С. В. Молвинских, (2003, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия). Однако ситуация постиндустриального общества, характеризуемая лавинообразным развитием информационно-коммуникационных технологий, рыночными отношениями, которые проникли практически во все сферы общественной жизни, глобализацией, необходимостью постоянного обновления знаний, диктует необходимость иного подхода и к подготовке специалистов с высшим сестринским образованием.
В настоящее время рынок медицинских кадров достаточно насыщен специалистами с высшим сестринским образованием. Однако в обществе в целом и в профессиональной среде пока нет достаточно понимания роли менеджеров сестринского дела. Это проявляется: во-первых, в том, что при наличии нормативно-правового обеспечения профессиональной реализации (Приказ Минздравсоцразвития России №415н от 7 июля 2009 г.) в должностях заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главной медицинская сестры; главной акушерки; главного фельдшера; директора хосписа; директора дома сестринского ухода; руководителя структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического); врача-статистика; врача-методиста для выпускника факультета не всегда реализуется эта возможность в конкретном ЛПУ, в том числе из-за плохой осведомленности главных врачей о компетенциях данных специалистов; во-вторых, значительное число студентов, обучающихся по дневной форме обучения и немалая часть студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения, получая диплом о высшем медицинском образовании, не имеют опыта работы в лечебном учреждении, что позволяет главным врачам отказывать им в занятии большинства указанных выше должностей; в-третьих, обучение на очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения для большинства студентов оказывается достаточно затратным по временным и материальным (стоимость проезда) ресурсам. В данном контексте одним из методов оптимизации образовательного процесса может выступать использование электронных и дистанционных образовательных технологий обучения.
Таким образом, несмотря на без малого двадцатилетний опыт работы факультетов высшего сестринского образования, на сегодняшний день проблемы профессиональной подготовки и реализации выпускников факультета остаются достаточно актуальными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва