Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство преподавателей'

Педагогическое мастерство преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / FORM PEDAGOGICAL MASTERY / EDUCATIONAL SPACE / EFFICACY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурупова Р. В.

Цель этого документа исследовать, как преподаватели высшей медицинской школы формируют своё педагогическое мастерство. Широкий ряд данных был собран от интервьюируемых, который показал роль дополнительного образования врачей (провизоров) к педагогической деятельности как один из механизмов совершенствования образовательного пространства медицинской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical mastery of the teachers

The aim of this paper is to examine how the teachers of the higher medical school form their pedagogical mastery. A wide range of data was collected from interviewees, which shows, that additional educational training is one of the mechanisms of improvement of educational space of a medical academy.

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство преподавателей»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Шурупова Р.В.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, кафедра педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей, г. Москва

Цель этого документа - исследовать, как преподаватели высшей медицинской школы формируют своё педагогическое мастерство. Широкий ряд данных был собран от интервьюируемых, который показал роль дополнительного образования врачей (провизоров) к педагогической деятельности как один из механизмов совершенствования образовательного пространства медицинской академии.

Ключевые слова: формирование мастерства педагога, образовательное пространство, эффективность, инновационность.

В связи с развитием национальной системы высшего образования в направлении её сближения с единым европейским образовательным пространством в контексте Болонской декларации, возрастает ответственность преподавателей за подготовку специалистов, способных подтвердить уровень полученных ими знаний в любой стране.

Вполне естественно, что в начале XXI в. вновь встают извечные вопросы: «Кого учить? Кому учить? Чему учить? Как учить?» [1].

Проблема педагогического мастерства никогда не утрачивала своей актуальности. Роль педагога то возвышалась, то принижалась общественным мнением. Если настоящий педагог является мастером своего дела, то и его обучающийся должен отвечать определённым требованиям: обладать способностями, трудолюбием, усидчивостью, восприимчивостью познавательной информации, умением работать в коллективе, быть милосердным и готовым прийти на помощь людям. Только на этой основе может базироваться педагогика сотрудничества.

Актуальность нашего исследования объясняется устойчивыми противоречиями: между требованиями к инновационной деятельности преподавателей, к максимальной их отдаче в работе, к совершенствованию педагогического мастерства, к использованию всех механизмов повышения эффективности образовательного процесса и удивительно малому вниманию, которое уделяется формированию мастерства педагога на послевузовском этапе обучения.

С целью совершенствования работы по формированию педагогического мастерства исследователь проводила социологические исследования. В результате интервью со студентами 6-го курса лечебного факультета на вопрос: «Какими человеческими и профессиональными качествами должен обладать врач-педагог?»

значительное количество респондентов ответили, что для людей данной профессии должны быть присущи сострадание и доброта (по 17,9%), терпение (16,4%), профессионализм (14,9%), ум (11,9%), ответственность (7,5%), внимательность (6%), умение слушать (3%), аккуратность, понимание, упорство (по 1,5%).

Из известных врачей, примером для студентов являются: Пирогов Н.И. (31,3%), Сеченов И.М.(18,8%), Снегирев В.Ф. (12,5%), Лео Бокерия (6,3%). Кроме того, для респондентов являются идеалом врачи-современники Л.Рошаль -34,6%, М.Ю.Надинская - 15,4%, В.И Шумаков, Л.Бокерия-7,7%. В качестве эталона 3,8% студентов назвали таких врачей как Подзолков В.И., Чисов В.И., Сапин М.Р., работающих в ММА им. И.М. Сеченова.

В качестве жизненных благ, установленных для себя: богатства выбрали (8,9%), техническую компетенцию - 15,2%, отношения с природой - 8,9%, отношения в семье - 16,5%, отношения к другим студентам в ММА -13,9%, отношения к друзьям - 13,9%, отношения к государству - 8,9%.

С нашей точки зрения разработка, апробация и внедрение в учебный процесс в высшей медицинской школе современных и эффективных технологий обучения способствуют профессиональной компетенции специалиста. Циклы творческих занятий «Педмастерство преподавателя в профессиональной деятельности», проводимые с аспирантами и преподавателями, способствуют формированию и развитию профессиональных знаний путем анализа предложенного текста, активизации креативного мышления преподавателей, формированию умений подготовки презентации проекта и выступления по педагогическому мастерству и критического анализа представляемой педагогической информации, преодолению психологического барьера в освоении нового вида деятельности.

В процессе прохождения одной из дискуссий преподавателей прозвучали характеристики личных качеств врачей- педагогов, владеющих педагогическим мастерством. К ним обучающие отнесли следующие качества: гуманность, взаимовыручка, преданность делу, умение педагога научить студента учиться, то есть, показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования, уважение личности студента. Были отмечены коммуникативные качества врача-педагога, отражающиеся в умениях быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения со студентом. Эти ответы свидетельствует о высокой нравственной позиции преподавателей ММА им. И.М. Сеченова.

Преподаватели отмечали, что в процессе творческого занятия узнали много нового о своих коллегах, принимающих участие в дискуссии, а именно: культуру преподнесения информации, культуру речи, ораторское мастерство, культуру оформления презентации, искреннюю патетику. Все участники занятия оценили его психолого-педагогические эффекты положительно, что составило 100%.

Педагоги указывали не только на расширение кругозора, их интеллектуальных способностей благодаря

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

проведению такого рода занятий, но и на сильное эмоциональное воздействие на них педагогических взглядов профессора-главного персонажа рассказа. Обучающиеся отметили, что подобное творческое занятие заставляет ещё раз задуматься о роли педагогического мастерства врача-педагога, о его деятельности, о нравственноэтических принципах, о взаимоотношениях преподавателя и студента, что составило 100% согласия. Преподаватели (62,5%) приобрели следующие навыки: «навык работы с литературными источниками», «опыт выступления перед аудиторией»-87%, «разработка презентаций»-55%, «опыт беспристрастного оценивания коллег»-40,3%. Анализ разработанного нами занятия показал, что большинство врачей-педагогов владеют педагогическим мастерством и стремятся к идеалу. «Идеал, писал Л.Н. Толстой,- это путеводная звезда. Без неё нет твёрдого направления, а нет направления - нет жизни» [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Р.В.Шурупова, И.И. Косарев. Формирование педагогического мастерства преподавателя высшей медицинской школы на послевузовском этапе обучения. М.: Издательский дом «Русский врач».-2009.-131 с.

2. Гармонизация высшего медицинского образования России. Настоящее и будущее. Под редакцией академика М.А. Пальцева М.: Издательский дом «Русский врач».-2007.-388 с.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

PEDAGOGICAL MASTERY OF THE TEACHERS R.V. Shurupova

Department ofpedagogic, faculty additional professional education of teachers of Sechenov Moscow medical academy, lecturer, 199 991, Moscow, Trubetskaya st. 8, bld. 2, nocdrom@ mail.ru

The aim of this paper is to examine how the teachers of the higher medical school form their pedagogical mastery. A wide range of data was collected from interviewees, which shows, that additional educational training is one of the mechanisms of improvement of educational space of a medical academy. Key words: form pedagogical mastery, educational space, efficacy, innovations.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.