РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Победин О.А.
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, кафедра педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей, г. Москва
Аннотация: В сопряжении с данными социологического исследования, проведенного в ММА им. И.М Сеченова, рассмотрена проблема развития профессионала и личностно-профессионального развития врача-педагога на этапе дополнительного профессионального образования преподавателей. Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое мастерство, профессионализм врача-педагога.
Одной из «болевых точек» работы вузов является неумение, а зачастую и нежелание преподавателя заниматься своими прямыми обязанностями - учить студентов, его незаинтересованность в конечном результате, нежелание тратить силы и время на «проектирование» образовательного процесса, на осмысление степени продуктивности своей работы, собственных неудач, причин неусвоения студентами учебного материала, процветание феномена личной непогрешимости. Повсеместно наблюдается «неориентированность» преподавателя на студента. Что это значит? Прежде всего, чрезмерную, не знающую разумных границ ориентацию преподавателя на самого себя: я реализую в учебном процессе свой собственный познавательный интерес, я узнаю для себя нечто новое и сразу «приношу» это студентам, я рассказываю им о собственных научных изысканиях, и они по определению должны все это адекватно воспринимать - хотя бы потому, что мне это интересно. Насколько предлагаемый мной материал необходим для учебного процесса, в состоянии ли его понять студенты и что для этого необходимо -это вопрос второстепенный[1].
Наряду с этим примером, можно отметить следующее. Более 85% обследованных преподавателей видят свои основные задачи только в выполнении «вещательных» функций, 60% преподавателей вузов проявляют авторитарность в работе и общении со студентами. И только 12% педагогов считают, что требовательность является важнейшим условием успешной учебы студентов. Отмечается парадоксальная ситуация. Большинство преподавателей придерживаются авторитарного стиля педагогического общения, но лишь 12% верят в силу требовательности [2].
Причины своих неудач преподаватели, как правило, видят в своих обучающихся, хотя на самом деле причиной неудач являются они сами. Необходимость освоения врачом-педагогом норм, средств, методов, техник педагогической деятельности для повышения педагогического мастерства, для обеспечения целей развития и образования личности студента-медика, аспиранта, преподавателя на факультете дополнительного профессионального образования преподавателей (ФДПОП) побуждает искать более адекватные, чем прежде, формы работы.
Приверженность, укорененность профессиональной позиции педагога-транслятора предметных знаний мешает переориентации на главную цель ФДПОП, заключающуюся в образовании педагога-профессионала, способного строить собственную профессиональную деятельность в соответствии с ценностями развития и образования личности[3].
Проблема развития профессионала и личностно-профессионального развития в России традиционно разрабатывалась в рамках нескольких научных направлений, а именно: разработка психологических оснований изучения профессий. Исследования позволили раскрыть психологическую сущность и содержание таких важных категорий, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подготовка, профессиональная квалификация. В рамках указанного направления был разработан профессиографический подход, методы профессиографии и личностно-профессионального развития; непосредственное изучение индивидуально-психологических особенностей и конкретных свойств субъекта труда в различных видах профессиональной деятельности. Была разработана концепция психологических профессионально важных качеств, методов их оценки и развития, психологических основ профессионального мастерства. В этом направлении изучаются условия и факторы профессионального самосовершенствования, роста квалификации, профессиональной компетенции, развития системы профессиональных навыков и умений, что очень близко к проблематике профессионализма деятельности; акмеологическое направление направлено на изучение психолого- акмеологических закономерностей и детерминант развития профессионала и профессионализма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. - М. Издательский дом Русский врач. 2000. - 215 с.
2. А.С. Батышев. Практическая педагогика.- М. Ассоциация профессиональное образование. 2003. - 200с.
3. Р.В.Шурупова, И.И. Косарев. Формирование педагогического мастерства преподавателя высшей медицинской школы на послевузовском этапе обучения. - М. Издательский дом Русский врач. 2009. - 133 с.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER OF MEDICAL HIGH SCHOOL O.A. Pobedin
Department ofpedagogic, faculty additional professional education of teachers of Sechenov Moscow medical academy 199 991, Moscow, Trubetskaya st. 8, bld. 2
The paper is devoted to the educational process in medical high school. Sociological investigation data are collected and analyzed. The problems of development of medical teacher’s professional and personal qualities are discussed. Keywords: educational process, teacher’s educational skill, medical teacher’s professionalism
Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва