Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №1 2013 том 15
Kolomiets O. M., Fokina M.A., Butylchenko O.V.
THE METHODICAL TRAINING OF HIGH MEDICAL SCHOOL TEACHERS PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
M.I.Sechenov First Moscow State Medical University; the education theory and technology department, the patology department, the education theory and the ftiziology and torax
surgeoncy department; Moscow
Abstract: The article covers the dependence of doctor-teacher’s professional activity development on his methodical training, proves the necessity to develop this training based on the activity theory, and describes the model of the methodical training, its structure and contents.
Key words: psycho-pedagogical theory, the doctor-teacher’s professional activity methodical training, professional activity development, activity reference scheme, psychological structure and contents of learning activity.
Коломиец О.М., Фокина М.А., Бутыльченко О.В.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.
Сеченова, кафедра теории и технологии обучения в высшей школе факультета управления экономики и здравоохранения, кафедра патологии фармацевтического факультета, кафедра фтизиатрии и торакальной хирургии ФППОВ, г. Москва.
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №1 2013 том 15
Аннотация: В статье рассматривается проблема подготовки преподавателя высшей медицинской школы в системе дополнительного профессионального образования. Раскрывается методологическая основа методического компонента в структуре профессиональной деятельности преподавателя. Описывается модель методической подготовки преподавателя в системе дополнительного профессионального образования. Раскрыты качественные изменения педагогической деятельности преподавателя, овладевшего методическим компонентом профессиональной подготовки.
Ключевые слова: психолого-педагогическая теория, методический компонент
профессиональной подготовки преподавателя, схема ориентировочной основы деятельности системного типа, организация учебной деятельности.
Ведение в систему образования в медицинских вузах новых государственных образовательных стандартов, основанных на последних достижениях психологопедагогической науки, привели к осознанию разрыва между уровнем подготовки преподавателя высшей медицинской школы и теми требованиями, которые практика предъявляет к нему на его рабочем месте в образовательном учреждении. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает методическая подготовка профессиональной
деятельности преподавателя.
Самостоятельное проектирование способов решения разных методических задач с учетом психологических закономерностей учебного процесса и индивидуальных и возрастно-психологических особенностей студентов представляет серьезную трудность для преподавателей.
5=3
Изучение психолого-педагогической, педагогической, дидактической и методической литературы по проблеме, большой опыт педагогической
деятельности в вузах привели нас к выводу о недостаточной разработанности вопроса организации методической подготовки преподавателя медицинского вуза. Являясь интегративной, она должна включать в себя знания не только по конкретному предмету, не столько абстрактные знания из психологической и педагогической наук (что имеет место быть сегодня), сколько конкретные знания из педагогической психологии, которые по своему
содержанию являются методологической основой методического компонента в структуре профессиональной деятельности преподавателя на конкретном занятии. Именно это делает методическую
подготовку базовой в системе
профессиональной подготовки педагога и создает другие возможности для
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №1 2013 том 15
качественного развития его
педагогической деятельности [3].
Разрешение обозначенной проблемы на практике в системе дополнительного профессионального образования нам представляется возможным на основе психолого-педагогической теории,
раскрывающей формирование
деятельности преподавателя. В
соответствии с данной теорией ему необходимо выделить и построить такую «систему условий», «учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» его действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями» [1].
Нами была предпринята попытка разработать образовательную модель методической подготовки преподавателя, в содержание которой были включены три блока методических умений: а)
организация подлежащего усвоению конкретно-предметного материала и построение схем ориентировочной основы деятельности системного типа [4]; б) организация учебной деятельности студентов [2]; в) проектирование деятельности преподавателя,
направленной на организацию учебной деятельности студентов как учащихся.
На основе разработанной образовательной модели методической подготовки
преподавателя высшей медицинской школы нами проводится работа с преподавателями в Первом московском государственном медицинском
университете им. И.М. Сеченова, которая позволяет констатировать следующие результаты. У преподавателя развивается аналитико-рефлексивное умение оценивать свою методическую подготовку, что способствует постоянному
совершенствованию его профессиональной деятельности. Наблюдаются качественные изменения его профессиональной деятельности - формируются умения каждый раз в новой педагогической ситуации по-новому организовывать
учебный материал, учебную деятельность студентов и свою педагогическую
деятельность. Преподаватель решает конкретные методические задачи исходя из реальных психолого-педагогических
особенностей учебной деятельности конкретных учащихся. Преподаватель овладевает умением рефлексировать
методическую составляющую своей профессиональной деятельности; не допускать, а предупреждать методические ошибки, понимать их психологическую природу и способы предупреждения.
Самым главным приращением в деятельности педагога становится сформированное у него умение при решении разных методических задач строить схему ориентировочной основы
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке» №1 2013 том 15
деятельности системного типа и для себя, и для студентов. Как следствие, имеет место высокая результативность в учебной деятельности студентов, моральное удовлетворение преподавателя процессом и результатами его профессиональной деятельности, высокая конкурентно способность специалистов (педагогов и выпускников вуза) на рынке труда [2].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/Исследования
мышления в советской психологии. М., 1966. С. 249.
2. Коломиец О.М., Фокина М.А., Егорова Е.С., Хамани И.В., Афанасьев М.А.
Повышение уровня подготовки студентов-медиков на основе идей системного и деятельностного подходов к
обучению/Российский медицинский
журнал «Медицинское обозрение». - М., 2011. - С.1123.
3. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М., 1988. - С. 83.
4. Формирование системного мышления в обучении/Под ред. З.А. Решетовой. М., 2002. - С. 39.