Научная статья на тему 'Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности'

Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET И WEB-РЕСУРСЫ / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPONENTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTERNET AND WEB RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирджанова Мадина Акбузоуовна

В условиях рыночной экономики возрастает значение деловых, организаторских и предпринимательских качеств, умений применять средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, коммуникативной и социальной компетентности, обусловленных современным уровнем информатизацией всех сторон жизни общества. В этих условиях особое внимание уделяется проблеме обновления квалификационных требований и квалификационных характеристик преподавателя как ключевой фигуры в системе профессиональной подготовки. В этом аспекте в статье рассматривается влияние информатизации образования на развитие профессиональных специальных компетентностей в структуре профессиональной деятельности преподавателя и их представленность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темирджанова Мадина Акбузоуовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPETENCE OF SUBJECT AND METHODICAL SYSTEM OF TRAINING OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

In the conditions of market economy value of business, organizing and enterprise qualities, abilities to apply means of information and communication technologies (IT) in professional activity, the communicative and social competence caused by modern level informatization of all aspects of life of society increases. In these conditions the special attention is paid to a problem of updating of qualification requirements and qualification characteristics of the teacher as key figure in system of vocational training. In this aspect in article influence of informatization of education on development of professional special kompetentnost in structure of professional activity of the teacher and their representation in subject and methodical system of training of students for professional activity is considered.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности»

А.И. Скоробогатова

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

ситета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 5 (25). С. 14-18.

7. Криводонова Ю.Е. Психолого-педагогические особенности освоения информационных технологий людьми с нарушением зрения в процессе социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 431-433.

8. Денисова А.Б., Чайкина Е.В. Современная эко-

номическая ситуация и необходимость внедрения ин-фокоммуникационных технологий в образование // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012, № 8, С. 115-118.

9. Евдокимова М.Г., Сат О.А. Особенности проектирования виртуальной деловой игры // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-1. С. 96-97

THE IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION USING TELECOMMUNICATION SYSTEMS IN THE ACTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

© 2014

A.I. Skorobogatova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair

«Educational Psychology and Pedagogy» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: Changes in the system of vocational education, the introduction of professional education standards necessitate the search for new approaches to improve the quality of education. One such approach is the using of info-telecommunication systems in the activities of an educational institution.

Keywords: standards of professional education, the quality of vocational education, telecommunication systems, interactive technologies.

УДК 378(07)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРЕДМЕТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2014

М.А. Темирджанова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры математики и методики ее преподавания,

Карачаево-Черкесский государственный университет, Карачаевск (Россия)

Аннотация: В условиях рыночной экономики возрастает значение деловых, организаторских и предпринимательских качеств, умений применять средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, коммуникативной и социальной компетентности, обусловленных современным уровнем информатизацией всех сторон жизни общества. В этих условиях особое внимание уделяется проблеме обновления квалификационных требований и квалификационных характеристик преподавателя как ключевой фигуры в системе профессиональной подготовки. В этом аспекте в статье рассматривается влияние информатизации образования на развитие профессиональных специальных компетентностей в структуре профессиональной деятельности преподавателя и их представленность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, компоненты профессиональной деятельности, компетентность, информационные и коммуникационные технологии, Internet и Web-ресурсы.

Введение. В условиях рыночной экономики возрастает значение деловых, организаторских и предпринимательских качеств, умений применять средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности, коммуникативной и социальной компетентности, обусловленных современным уровнем социально-экономического развития и информатизацией всех сторон жизни общества. В этих условиях особое внимание уделяется проблеме обновления квалификационных требований и квалификационных характеристик преподавателя как ключевой фигуры в системе профессиональной подготовки. По мнению М.М.Абдуразакова «.. .в решении задач профессионального развития преподавателя любой специальности так велика роль компетентностного подхода - формирование умений и навыков деятельности в конкретных ситуациях, в том числе в сфере применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в его профессиональной деятельности» [1, с. 75]. При данном подходе, по мнению автора, понятием, вокруг которого строятся разработки содержания образования, является «ключевые компетенции».

Проблема исследования. На сегодняшний день к числу важнейших требований к результатам образования относятся, помимо наличия определенного объема общих базовых и профессионально значимых знаний и умений, также умение их применять, наличие ключевых компетенций и компетенций, связанных с идеей опережающего образования, всестороннее развитие личности.

Постановка проблемы. Проблемное поле настоящей статьи характеризуется отсутствием единой научно обо-

снованной системы критериев и показателей оценки качества подготовки будущего преподавателя к использованию в своей профессиональной сфере средств ИКТ, отсутствием теоретико-методологической базы, ориентированной на потребности личности преподавателя, и, как следствие, отсутствием однозначных подходов к классификации компетенций. В этом аспекте рассмотрена локальная проблема места профессиональных специальных компетентностей в структуре профессиональной деятельности преподавателя и их формирование в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Методология. В последние годы самой распространенной в научных публикациях является структуризация содержания профессиональной деятельности, представляющая ее в виде гностического, коммуникативного, конструктивного, проектировочного и организаторского компонентов.

В результате проведенного анализа структуры профессиональной деятельности преподавателя выявлено, что использование средств ИКТ оказывает большое влияние на характер и успешность реализации всех ее компонентов. Этот факт позволяет говорить об информационной составляющей профессионализма преподавателя, т.е. о том, что содержание профессиональной деятельности преподавателя зависит от применения методов информатики и средств ИКТ в образовательном процессе. Следовательно, в качестве системообразующей основы формирования информационной компетентности будущего преподавателя в виде базовых, специальных и ключевых компетенций применительно к рассматрива-

емой профессии целесообразно рассматривать знания и умения в сфере средств ИКТ для информационной поддержки учебного процесса.

Основная часть. Структура готовности будущего учителя к профессиональной деятельности базируется на структурно и функционально полном описании педагогической системы и включает следующие компоненты:

- гностический (познание), направленный на какую-либо личность и являющийся экспертным или контрольно-оценочным;

- проектировочный (анализ, целеполагание, стратегия), связанный с целеполаганием и с анализом объекта (когнитивным, операционным);

- конструктивный (синтез, технология), связанный с целеполаганием и включающий мотивационный, ориентировочный, операционный и контрольно-оценочный;

- организаторский (реализация планов), включающий в себя мотивационный, ориентировочный, операционный и контрольно-оценочный;

- коммуникативный, реализующий педагогическое взаимодействие участников учебного процесса.

По мнению Т.В.Добудько, структура педагогической деятельности включает: теоретическую, аналитическую, информационно-ориентационную, моделирующую и практическую, представленную в контрольно-оценочном, трансляционном и мобилизационном компонентах [2].

H.В.Софронова выделяет три блока компонентов: гностический, деятельностный и психологический. Деятельностный блок (по Беспалько) содержит проектировочный, организационный, коммуникативный и экспертный компоненты [6]. Психологический блок (по В.А.Сластенину и Л.С.Подымовой) включает мотива-ционный, креативный и рефлексивный компоненты [7]. И.В.Роберт в структуре готовности будущего учителя к профессиональной деятельности выделяет когнитивный, операциональный и мотивационный компоненты

[5].

Т.А.Лавина [3] вычленила знания, умения и навыки, необходимые учителю любого предмета, чтобы иметь возможность полноценно использовать средства ИКТ в учебном процессе.

Расхождение подходов к описанию структуры педагогической деятельности связано с различными теоретическими установками авторов, преследующих различные цели в своих исследованиях. Наблюдается понятная в свете вышеприведенных рассуждений тенденция к иерархическому, сложному описанию компонентов деятельности педагога. В связи с изучением процесса обучения с применением информационных и коммуникационных технологий исследователями вносятся новые предложения в этом направлении.

Содержание психолого-педагогического компонента модели деятельности преподавателя (по Н.В.Кузьминой) в условиях информатизации образования представлено нами в соответствии со структурой деятельности преподавателя и отражает:

I. Конструктивный компонент предполагает умения планировать учебный процесс с использованием средств новых информационных технологий:

- определять педагогическую целесообразность использования ИКТ в учебном процессе с учетом текущих дидактических условий и возможностей ИКТ;

- уметь выбрать рациональный метод применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе;

- производить планирование урока с использованием средств ИКТ.

2. Гностический компонент предполагает умения, связанные:

- с изучением, анализом и оценкой возможности средств ИКТ с целью выявления целесообразности его использования;

- с изучением и анализом своей деятельности и дея-

тельности учащихся при использовании ИКТ.

3. Проектировочный компонент предполагает умения, связанные с разработкой III 1С.

4. Организационный компонент предполагает умения:

- использовать ИКТ и подготавливать их к работе, подбирать задания;

- организовывать самостоятельную, групповую или индивидуальную игру учащихся со средствами ИКТ.

5. Коммуникативный компонент предполагает умения работать в условиях применения телекоммуникационных средств, использования локальной сети КУВТа в учебном процессе, для делового общения с коллегами, участия в видеоконференциях, в социальных сетях и т.др.

Эти знания, по мнению автора, в первую очередь являются неотъемлемой частью знаний и умений современного преподавателя. Они формировались ранее в рамках предметов ППС (Педагогические программные средства) и/или ИВТ (Использование вычислительной техники).

На основании модели взаимосвязи структурных и функциональных компонентов педагогической системы, предложенной выше, и современных требований к умениям учителя в условиях информатизации образования, определим систему дидактических способов действия преподавателя [8, 9, 10]. Исходя из того, что эти умения не могут быть сформированы курсом дидактики, то обязательным условием формирования любого умения, на наш взгляд, является включение обучаемого в соответствующую деятельность. Такая деятельность возможна только на конкретном предметном материале, следовательно, может быть осуществлена только в курсе методики. Мы считаем, что ответственность за формирование первичных дидактических знаний и умений у студентов курс методики делит с курсом педагогики. Это еще один аргумент в пользу не только возможной, но и насущно необходимой интеграции дидактики с методикой.

На основе анализа компонентного состава готовность преподавателя к профессиональной деятельности, на наш взгляд, следует рассматривать исходя из:

- готовности к работе в ИКОС и в условиях непрерывности самообразования с использованием Internet- и Web -технологий. Для этого требуется формирование готовности к самообразованию, т.е. формирование мо-тивационной готовности (психологическая готовность) преподавателя к самостоятельной работе в условиях самообразования; создание условий (информационно-коммуникационная образовательная среда) для организации самостоятельной работы в процессе обучения и самообучения; создание средств (образовательный Web-ресурс), позволяющих самостоятельно повышать квалификацию. Стремительное развитие средств ИКТ в образовании происходит вследствие непрерывного пополнения и обновления социально значимых электронно-образовательных ресурсов и возможности использования Интернет, Web-технологий для доступа к электронно-образовательным ресурсам в процессе педагогической деятельности;

- готовности к реализации инновационных методов и форм обучения, ориентированных на достижение новых образовательных результатов. Профессионально-педагогическая деятельность в условиях использования средств ИКТ обрастает инновационными формами и методами обучения, формируются новые требования к компетенциям преподавателя. Использование технологий, основанных на дидактических возможностях средств ИКТ привносит новое содержание в учебную деятельность и позволяет повышать качество образования только лишь при наличии в сети образовательного контента и программных продуктов (контролирующих, обучающих и т.д.), реально полезных для преподавателей, учителей, студентов, школьников, аспирантов, ад-

министрации вузов и их подразделений;

- готовности к повышению квалификации без отрыва от профессиональной деятельности. Преподаватель доложен обладать соответствующим компетенциями, позволяющими повышать квалификацию тогда, когда это становится необходимым и осуществлять это без отрыва от профессиональной деятельности.

Заключение. Таким образом, подтверждается тезис о целесообразности, закономерности и объективной значимости обучения студентов использованию средств ИКТ в их профессиональной деятельности и создания соответствующей технико-технологической основы разработки содержания обучения.

Особенности профессиональной и педагогической деятельности преподавателя в условиях ИКТ обуславливаются, прежде всего, возможностью применения компьютерных телекоммуникационных технологий в качестве орудия познавательной деятельности, орудия доступа к социальной памяти в ходе ее осуществления [11, 12, 13, 14]. Реализация указанных возможностей предполагает овладение преподавателем новыми видами деятельности, такими как: алгоритм работы в компьютерных сетях; алгоритм самообразования в рамках дистанционных форм обучения. В качестве предпосылки освоения этих алгоритмов выступает знание таких разделов как «Компьютерные коммуникационные сети» и «Базы данных». Использование средств ИКТ в качестве инструмента обучения предполагает также владение преподавателем в рамках профессиональной деятельности алгоритмом анализа и оценки педагогической целесообразности применения программного обеспечения, что невозможно без знаний раздела «Психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучении».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуразаков М.М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компетентностного подхода в образовании // Информатика и образование. 2014. № 6. С. 75-78.

2. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. - Самара, 1999.

3. Лавина Т.А. Содержание подготовки студентов педагогических вузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональ-

ной деятельности: Дис... канд. пед. наук. - М., 1996.

4. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. - ОМСК: ОмГПУ, 2007.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы исследования. - М.: "Школа-Пресс", 1994.

6. Софронова Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе в общеобразовательной школе. - М.: ИИО РАО, 1998.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика инновационная деятельность. - М.: "Магистр", 1997.

8. Абдуразаков М.М., Магомедова А.А. О некоторых аспектах формирования профессионализма у современного педагога в условиях информатизации образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 132-134.

9. Абдуразаков М.М., Инина Л.А. Современные инновационные технологии в профессиональной подготовке будущего специалиста в контексте информатизации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. . 1. С. 87-94.

10. Аниськин В.Н. Особенности технологической подготовки специалистов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 21-24.

11. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

12. Абдуразаков М.М., Лукина Н.Н. имитационные модели предпринимательской деятельности как инструмент формирования ИКТ-компетенций учащихся старших классов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 130-132.

13. Абдуразаков М.М., Азиева Ж.Х. К вопросу совершенствования методической подготовки будущего учителя информатики // Информатика и образование. 2013. № 1 (240). С. 71-73.

14. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.

INFORMATION COMPETENCE OF SUBJECT AND METHODICAL SYSTEM OF TRAINING OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2014

M.A. Temirdzhanova, candidate of pedagogical sciences, senior teacher of department of mathematics and technique of its teaching

Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk (Russia)

Annotation: In the conditions of market economy value of business, organizing and enterprise qualities, abilities to apply means of information and communication technologies (IT) in professional activity, the communicative and social competence caused by modern level informatization of all aspects of life of society increases. In these conditions the special attention is paid to a problem of updating of qualification requirements and qualification characteristics of the teacher as key figure in system of vocational training. In this aspect in article influence of informatization of education on development of professional special kompetentnost in structure of professional activity of the teacher and their representation in subject and methodical system of training of students for professional activity is considered.

Keywords: professional activity, components of professional activity, competence, information and communication technologies, Internet and Web resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.