Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая основа формирования профессионального мышления у студентов медицинского вуза'

Психолого-педагогическая основа формирования профессионального мышления у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИСТЕМА ЗНАНИЙ / КОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / PROFESSIONAL THINKING / CLINICAL REASONING / KNOWLEDGE / COGNITIVE LEARNING METHODS / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутыльченко Ольга Викторовна, Шильникова Виктория Владимировна

В статье рассматриваются проблема формирования профессионального клинического мышления у обучающихся на основе психолого-педагогического и методического компонентов преподавательской деятельности, пути оптимизации формирования профессионального мышления будущего врача, основанные на когнитивном подходе при организации обучения в высшей медицинской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутыльченко Ольга Викторовна, Шильникова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical basis of the formation of professional thinking in medical students

In the arcticle the problem of formation of professional clinical thinking in students on the basis of psycho-pedagogical and methodological components of teaching, ways of optimization of forming of professional thinking of future doctors based on the cognitive approach to organization of education in higher medical school.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая основа формирования профессионального мышления у студентов медицинского вуза»

2016, том 18 [11]

УДК 378.159.955.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

1 2 О.В. Бутыльченко , В.В. Шильникова

1ФГБОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, Россия 2ГБУЗ МО «Бронницкая городская больница», Бронницы,Россия

Аннотация. В статье рассматриваются проблема формирования профессионального клинического мышления у обучающихся на основе психолого-педагогического и методического компонентов преподавательской деятельности, пути оптимизации формирования профессионального мышления будущего врача, основанные на когнитивном подходе при организации обучения в высшей медицинской школе.

Ключевые слова: психолого-педагогическая деятельность, профессиональное мышление, клиническое мышление, система знаний, когнитивные методы обучения, организация учебной деятельности.

Традиционная система обучения малоэффективна, потому что она направлена в основном на обеспечение студента объемом знаний, тогда как в высшей школе следует учить мыслить на основе знаний. Возникает потребность формирования у будущих врачей такой формы клинического мышления, которая дает возможность им самостоятельно обновить знания, повысить свой профессиональный уровень, критически мыслить и находить оригинальные способы решения профессиональных задач на основе компетентностно-ориентированного навыка врачебной деятельности. Мыслить системно стало требованием времени, однако предлагаемый к усвоению обучающимся в образовательном процессе учебный материал, как правило, представляется традиционно в «законах сочетания единиц» [7], т.е. в «сумма-тивном виде» [5].

В учебном процессе недостаточно внимания уделяется систематизации усваиваемого материала — построению системообразующих связей между дисциплинами: теоретическими, изучаемыми на 1—3 курсах, и теоретическими и клиническими, изучаемыми на старших курсах. Обучаемые получают от преподавателя новые знания по дисциплине в «готовом виде», не осознают системообразующих связей между ними, имеют слабые представления о месте знаний, полученных на теоретических кафедрах, в решении клинических задач. Клиническое мышление является основой целенаправленного лечебно-диагностического процесса, который имеет ряд существенных особенностей. [2]. Поэтому, одной из наиболее актуальных задач сегодня, стоящих перед педагогической наукой, является разработка теоретических основ и практических условий формирования

~ 72 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Бутыльченко О.В., Шильникова В.В. Психолого-педагогическая основа формирования...

----—

у обучающихся в медицинском вузе такой формы клинического мышления, которая дает возможность им самостоятельно обновлять знания, повышать свой профессиональный уровень, критически мыслить и находить оригинальные способы решения профессиональных задач [4].

Стратегической целью подготовки специалистов в настоящее время является готовность выпускников после окончания учебного заведения к профессиональной деятельности в соответствии с новыми стандартами. [5].

Способность собирать информацию о больном, анализировать ее, проводить медицинскую диагностику, планировать лечебно-профилактические мероприятия традиционно обозначается как клиническое мышление [6].

Данная способность требует не только достаточного объема знаний, но и практического опыта, который начинает приобретаться в процессе курации пациентов в условиях учебного заведения и продолжается в процессе клинической работы на протяжении всей последующей профессиональной деятельности, следует отметить, что высококвалифицированные врачи-специалисты обычно абстрагируются от внешних проявлений болезни (симптомов) и сосредоточивает свое внимание на локализации процесса, его этиологии (причинах) и патогенезе (внутреннем механизме развития заболевания), и только после анализа сущности заболевания соотносят данные с симптоматикой. Такой метод решения профессиональных врачебных задач соотносится с абстрактно-логическим теоретическим мышлением и позволяет успешно работать как с типичным, так и с атипичным проявлением заболевания.

Применение когнитивного подхода в построении образовательного процесса является одним из наиболее перспективных и оптимальных для формирования профессионального мышления врача у студентов, начиная уже с младших курсов. Суть данного подхода заключается в том, что обучаемым сообщают не только само профессиональное знание, но и дают представление об основной его структуре, о тех разделах и блоках, которые его составляют, а также о типах отношений, существующих между ними [1].

Разрешение данной проблемы на практике в системе профессионального образования сту-

дентов представляется возможным на основе психолого-педагогической теории [3]. Идея связи мышления с усваиваемыми знаниями, являющаяся одной из основополагающих в деятельностной теории учения, определяет психолого-педагогические условия формирования профессионального мышления через организацию определенного способа усвоения учебного материала как специфической деятельности — познавательной, исследовательской по своей природе. Работа с понятиями по конкретной теме предполагает выделение не только внутренней структуры и содержания каждого из них, но и выделение внешних системообразующих связей между ними, благодаря которым сумма понятий превращается в системно-структурный конструкт. Обоснована компе-тентностно-ориентированная технология оптимизации формирования клинического мышления на основе программных средств учебного назначения.

Целью проведенного нами исследования было теоретическое обоснование и эмпирическое изучение психологических особенностей профессионального клинического мышления будущего врача, выявление психолого-педагогических закономерностей и условий его формирования. Были выявлены условия формирования у студентов представления о содержании и структуре медицинского знания, первичных умений по чтению клинического текста, его конспектированию и оценке, навыков грамотного устного и письменного изложения результатов анализа медицинского текста, умений представлять учебные элементы предметной области в графической форме, а также знаний о когнитивной деятельности человека. Освещена роль клинического мышления в медицинской диагностике.

Была разработана образовательная модель методической подготовки преподавателя в системе его профессионального развития, в содержание которой были включены три блока методических умений: а) организация подлежащего усвоению конкретно-предметного материала в специальных «дидактических схемах ориентировки» системного типа; б) организация учебно-профессиональной деятельности студентов с помощью учебной тетради студента, моделирующей структуру и содержание его самостоятельной учебно-исследователь-

~ 73 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11

---g»c«o»9-

ской и практической деятельности; в) проектирование педагогический деятельности преподавателя, направленной на организацию учебно-профессиональной деятельности студентов как «учащихся»; г) разработаны сборники схем ориентировки, представляющих учебный материал как систему элементов знаний и связей между ними, и раскрывающих структуру и содержание деятельности по решению ситуационных/клинических задач как системы. Использование данных материалов в образовательном процессе способствовало развитию системного мышления, выступало основой для самоорганизации в процессе решения профессиональных клинических учебных задач: диагностических, дифференциально-диагностических, лечебных и профилактических.

В качестве методов исследования применялось анкетирование. Общее количество заданных вопросов студентами составило до обучения — 250, а после обучения — 890. Среднее число задаваемых вопросов после обучения возросло почти в 3 раза: с 1,2 до 3,6 на одного студента. По результатам анкетирования было выявлено, что в среднем способность к анализу полученной информации у студентов при специальном обучении повышается более чем в 3 раза. Аналогичная картина наблюдается и при оценке качества задаваемых вопросов: после обучения этот показатель с 0,68 возросла до 0,99. Таким образом, студенты продемонстрировали умение работать с учебной литературой на основе метода системного анализа, систематизировать и обобщать усваиваемый материал в схемах ориентировки методом системного синтеза, умение строить деятельность в процессе решения учебно-профессиональных практических задач в опоре на схемы ориентировки системного типа, представление о структуре медицинского знания как целостного конструкта.

Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы.

1. В высшей медицинской школе должно осуществляться целенаправленное формирование у студентов целостного профессионального врачебного мышления как основы их профессиональной деятельности, начиная уже младших курсов.

2. Становление профессионального медицинского мышления возможно лишь в процессе фор-

мирования у будущих врачей системных представлений о структуре и развитии предмета их деятельности (т.е. о структуре и развитии патологического процесса и врачебной деятельности — диагностике, лечении и профилактике).

3. Учебный материал, призванный обеспечить становление профессионального мышления врача, должен соответствовать логике развития врачебной деятельности и ее предмета — патологического процесса.

4. Содержание учебного материала должно быть построено в соответствии с принципом восхождения мысли от абстрактного к конкретному.

5. Решение профессиональных медицинских задач должно предполагать осознание студентом необходимости поиска понятийной основы, влияющей на все варианты возможных решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С. 33—45.

2. Аношкин Н.К. Психолого-педагогические основы формирования рефлексивного клинического мышления: Монография. Пермь, 2001. С. 6—10.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 2006.

4. Коломиец О.М. Значение системного изучения объекта для формирования процесса понимания в учебном процессе // Тенденции развития непрерывного образования: проблемы и перспективы // Вестник МГЛУ. 2007. Вып. 531, серия Педагогическая антропология. С. 91—101.

5. Коломиец О.М., Фокина М.А. Психолого-педагогические условия повышения уровня подготовки студентов в медицинском вузе // Сеченовский вестник. 2013. № 4. С. 64—69.

6. Моисеева О.Н. Психолого-педагогические особенности формирования профессионального мышления будущего врача // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5(2). С. 456—458.

7. Решетова З. А. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход к обучению // Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З.А. Решетовой. М.: Единство, 2002. С. 39.

~ 74 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Бутыльченко О.В., Шильникова В.В. Психолого-педагогическая основа формирования...

----■—

PSYCHOLODICAL AND PEDAGOGICAL BASIS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING IN MEDICAL STUDENTS

1 2 O. V. Butylchenko , V. V. Shilnikova

1 Federal State Educational Institution of Higher Education

M.I. Sechenov First Moscow State Medical University, Moskow, Russia

2State Department of health of Moscow region "Bronnitskaya hospital", Bronnitsy, Russia

Annotation. In the arcticle the problem of formation of professional clinical thinking in students on the basis of psycho-pedagogical and methodological components of teaching, ways of optimization of forming of professional thinking of future doctors based on the cognitive approach to organization of education in higher medical school. Key words: psychological-pedagogical activity, professional thinking, clinical reasoning, knowledge, cognitive learning methods, organization of educational activities.

REFERENCES

1. Andronov V.P. Professional thinking of the doctor and possibility of his formation. Psychological science and education, 1999, no. 2, pp. 33—45 (In Russian).

2. Anoshkin N.K. Psychology and pedagogical bases of formation of reflexive clinical thinking. The monograph Perm, 2001. Pp. 6—10 (In Russian).

3. Galperin P.Ya Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions. Research of thinking in Soviet psychology. Moscow, 2006 (In Russian).

4. Kolomiets O.M. Value of system studying of an object for formation of process of understanding in educational process. Tendency of development of continuous education: problems and HAZE Prospec. Bulletin. 2007.

Issue 531, series Pedagogical anthropology. Pp. 91—101 (In Russian).

5. Kolomiets O.M., Fokina M.A. Psychology and pedagogical conditions of increase in level of training of students in medical school. Sechenovsky messenger, 2013, no. 4, pp. 64—69 (In Russian).

6. Moiseyeva O.N. Psychology and pedagogical features of formation of professional thinking of future doctor. News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences, 2010, vol. 12, no. 5(2), pp. 456—458 (In Russian).

7. Reshetova Z.A. Psychological activity theory and activity approach to teaching. The Formation of systemic thinking in education. Edited by Z.A. Reshetova, Moscow, Unity, 2002. P. 39 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.