Профессионализм учителя: от осмысления педагогических взглядов Л. Н. Толстого к современному прочтению
Л. В. Романюк (Московский гуманитарный университет),
Г. Н. СКУДАРёВА (Московский государственный областной гуманитарный институт)
В статье исследуются личностные и профессиональные качества учителя с позиций педагогических взглядов Л. Н. Толстого в контексте новой парадигмы образования.
Ключевые слова: профессионализм учителя, личностное становление педагога, профессиональное становление педагога, Л. Н. Толстой.
История школы и педагогической мысли — это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном увидеть новое, по достоинству его оценить и определяет перспективу дальнейшего исследования проблемы профессионализма и мастерства учителя с учетом требований, предъявляемых с позиций сегодняшнего дня со стороны общества и государства к личности и профессиональной деятельности педагога. Поэтому нам показалось интересным и важным ответить на вопрос, насколько актуальны педагогические взгляды Л. Н. Толстого на личность учителя сегодня, при произошедшей смене парадигмы образования. Какими качествами должен обладать современный педагог, какими уровнями профессионализма он должен владеть? Эти насущные вопросы мы и попытались выяснить, обратившись к педагогическому наследию Л. Н. Толстого, педагогические поиски которого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования.
В раздумьях Л. Н. Толстого о новой школе и новой педагогической науке его времени мы находим идеи и разработки, которые отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики.
Современная школа остро нуждается в учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, спе-
цифику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности, в связи с чем цель педагогического образования сегодня может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа. Назовем его характеристики:
— высокая гражданская ответственность и социальная активность;
— сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлеченностью педагогической деятельностью;
— потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии;
— развитие творческого потенциала личности и готовность к принятию творческих решений;
— высокая социальная миссия формирования нравственно-духовных устоев подрастающего поколения;
— адекватная самооценка профессиональной деятельности как залог успешности педагогического труда;
— повышение уровня методической компетентности и совершенствование организационно-содержательных основ преподавания;
— высокий профессионализм и педагогическое мастерство.
Изучение и анализ личностных и профессионально значимых качеств педагога позволили сделать вывод, что профессиональная направленность личности учителя, выражающаяся в социальных установках и ценностных ориентациях, выступает основной предпосылкой развития личности, является результатом
противоречивого единства социализации, т. е. усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (процесса развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей человека); включает в себя интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение прежде всего в положительном эмоциональном отношении к детям, к их родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя (Сластенин, Исаев, Шиянов: Электр. ресурс).
Например, в своем педагогический труде «Общие замечания для учителя», к которому мы неоднократно будем обращаться в данной статье, Л. Н. Толстой писал, что совершенным делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлеченностью педагогической деятельностью. «Для того чтобы, несмотря на это всегдашнее недовольство собою, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество. Это же качество восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретет недостающее знание.
Если учитель во время трехчасового урока не чувствовал ни минуты скуки, он имеет это качество. Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» (цит. по: Мир «Азбуки Льва Толстого»..., 2005: 53).
Итак, по Толстому, любовь к детям — ключевое понятие в преподавании, так как учени-
ки чувствуют отношение учителя к себе. И любовь к предмету у них формируется через любовь к учителю. Это аксиома. Можно быть великим дидактом, но мелким человеком. Можно не иметь педагогического образования, но быть учителем по призванию. Любить — это жить вместе с детьми, их интересами, уважать их как личности и ни в коем случае не подавлять своим авторитетом.
Позже Толстой отметит еще одно необходимое учителю качество — способность к саморазвитию, к движению вперед вместе с ребенком. «В школах, введенных по моему методу, учитель не может оставаться неподвижным в знаниях. Всякий учитель, подвигая учеников вперед, чувствует потребность самому учиться, что постоянно повторялось со всеми бывшими у меня учителями» (Толстой, 1989: 324). Но самое главное — саморазвитие учителя, его педагогическое мастерство, самые приемы обучения видоизменяются и улучшаются по указаниям, которые учитель отыскивает в отношениях учащихся к его преподаванию.
Итак, идее необходимости развития творческого потенциала личности, наряду с идеей саморазвития, в истории педагогической мысли Толстого придается большое значение, потому что творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.
Цель школы, по Л. Н. Толстому, — это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе, — указывал он, — не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» (Толстой, 1989: 195).
Система образования и должна содействовать гармонии развития учащегося, которую
призван обеспечить учитель, который сам, по убеждению писателя, оказывается перед необходимостью непрерывного творчества.
Как видно, в качестве одной из главных задач обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость непрерывного педагогического самообразования, которое является необходимым условием профессионального становления и совершенствования педагога. Один из главных факторов познавательного интереса — любовь к преподаваемому предмету. Писатель отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» (Толстой, 1953: 72). Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
По мнению Толстого, настоящий учитель должен помочь ответить ребенку на следующие главные вопросы жизни: «Что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру?» и «Что я должен считать, при всех возможных условиях, хорошим и что я должен считать, при всех возможных условиях, дурным?», «Как жить, чтобы быть счастливым?» (Толстой, 1955: 58).
Очевиден тот факт, что вопросы роли преподавателя в становлении нравственно-духовных устоев подрастающего поколения, сформулированные Л. Н. Толстым, пролонгированы в трудах современных исследователей, подчеркивающих высокую социальную миссию учительства. Педагог, не обладающий сам высокими нравственными качествами, не может являть собой примера для подражания учеников. Примечательно, что нравственный аспект развития личности в процессе профессионализации современного педагога подчеркивают многие ученые, представляя профессиональное становление личности как решение профессионально значимых, все более усложняющихся задач — познавательных, нравственных и коммуникативных, в процессе чего учитель овладевает необходимым ком-
плексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств.
Необходимо подчеркнуть, что формирование нравственно-духовных устоев подростков под силу лишь учителям-воспитателям, совершенствующим свое педагогическое мастерство на основе глубинного осознания социальных и психических процессов, в которых исключительное значение придается формированию оптимальной профессиональной самооценки для понимания сущности личности учителя.
Сам же Л. Н. Толстой, судя по его дневникам, постоянно занимался самооценкой себя как личности, как профессионала. «Что я такое?» — с явным пристрастием вопрошает он себя в дневнике. И отвечает: «Я дурен собой. неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но мой ум еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, т. е. люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу» (там же: 219). Как видим, в собственных размышлениях писателем представлен крайне изнуряющий самоанализ (Деркач, 2004: 441-442).
Вместе с тем важную роль самооценки в профессиональной деятельности учителя подчеркивают многие современные исследователи. Оптимально, когда профессиональная самооценка адекватна и соответствует действительности. Снижение ее уровня может привести к негативному эмоциональному фону в педагогической деятельности, снижению мотивации. Следствием заниженной самооценки является пассивность, боязнь активности, склонность к постановке слишком легких задач, занижение субъективной вероятности успеха, дезорганизующее влияние неудач. Завы-
шенная же самооценка провоцирует постановку целей выше реальных возможностей, пренебрежение необходимой информацией и помощью, минимизацию усилий для достижения целей, расхолаживающее действие успехов и сильное эмоциональное переживание неудач (Митина, 1998: 111).
Таким образом, неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) отрицательно влияет на общую успешность деятельности учителя, о чем в свое время размышлял Л. Н. Толстой.
Педагогический труд писателя «Общие замечания для учителя» с позиций современности можно квалифицировать как методические рекомендации по совершенствованию организационно-содержательных основ преподавания предметов: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик» (цит. по: Ари-скин, 2002: 89).
Методическая работа последовательно начинает сопровождать педагогическую практику еще с 30-х годов XIX в., когда на педагогических советах, которые создавались при каждой гимназии и являлись одной из ранних форм, способствующих росту профессионального уровня учителей, обсуждались насущные проблемы, были введены в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрялись методические изыскания учителей, рекомендовалось взаимное посещение уроков. Делу совершенствования мастерства педагогических кадров в XIX в. служили съезды, конференции, совещания, семинары, на которых основными были вопросы повышения уровня знаний учителей, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся. В этой связи Л. Н. Толстой заметил, что «работа учителя над усовершенствованием своего мастерства должна вести не только к систематическим поискам новых методических средств, но и к общению с другими учителями, к изучению опыта и мастер-
ства лучших учителей и использованию этого опыта в своей педагогической работе» (цит. по: Гусев, 1928: 83).
На сегодняшний день в педагогической практике встречаются различные виды методических объединений педагогов (предметные методические объединения, лаборатории, кафедры, педагогические и методические советы, творческие микрогруппы, психолого-пе-дагогические консилиумы и т. д.), задачей которых является вооружить современного учителя новейшими методиками и технологиями преподавания и извлечь пользу из профессионального общения, которую необходимо обратить во благо обучения детей (Кульне-вич, Гончарова, Мигаль, 2003: 116-118).
Возвращаясь к вопросу о том, какими же характеристиками должен обладать учитель-профессионал, учитель-мастер, мы который раз находим ответ на него у великого мыслителя. В педагогических ценностях личность развивает свои индивидуальные силы и, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности. По существу дела учитель-мастер — это человек, прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального развития, достигший на этом пути высоких качественных успехов (Боровиков, 1999: Электр. ресурс). Анализ современной психолого-педа-гогической литературы позволяет сформулировать теоретическую научную позицию, которая детерминирована идеями и взглядами Толстого на личность и мастерство учителя и позволяет сегодня выделить четыре уровня профессионализма педагога:
— первый уровень — это уровень методической грамотности, та система знаний, которыми владеет учитель;
— второй уровень — это уровень ремесла, который имеет учитель, опыт использования им известных приемов и способов обучения;
— третий уровень — уровень мастерства, его достигают немногие, он состоит также и в умении учить других; уровень, который предполагает овладение таким элементом методической культуры, как творчество, а ведь именно к этому призывал Толстой учителя — придать обучению творческий характер;
— и, наконец, четвертый уровень — это высшее направление мастерства, это уровень искусства (Ратнер: Электр. ресурс).
Итак, Л. Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог — мыслитель и новатор. В его разностороннем педагогическом творчестве отмечено много положительного, ценного и оригинального, обогатившего русскую педагогическую мысль и дореволюционную школу России. И действительно, спустя 100 лет после смерти Л. Н. Толстого, переосмысливая его педагогические взгляды, мы снова и снова убеждаемся в их актуальности и предвидении гениального мыслителя, позволившего определить в его эпоху дальнюю, но вполне, как оказалось, реальную перспективу эволюции педагогической мысли о личности и профессионализме педагога. Хотя сам Толстой писал: «Едва ли еще через сто лет мысль, которую, я, может быть, неясно, неловко, неубедительно выражаю, сделается общим достоянием.. » (Толстой, 1958: 289).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арискин, И. Т. (2002) Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого // Толстой как педагог : сб. труд. Тула : ТГПИ им. Л. Н. Толстого.
Боровиков, Л. И. (1999) К вершинам мастерства [Электр. ресурс] // Сибирский учитель. №4. URL: Ьир://www.sibuch.ru/_OLD/4-99/шя81ег-klass4_1.htm (дата обращения: 12.12.2011).
Гусев, Н. Н. (1928) Педагогические высказывания Л. Толстого. М. : Работник просвещения.
Деркач, А. А. (2004) Акмеологические основы развития профессионала. М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК».
Кульневич, С. В., Гончарова, В. И., Мигаль, Е. А. (2003) Управление современной школой. Вып. 3. Муниципальные методические службы : практическое пособие для руководителей и методистов методических центров (кабинетов), школьных методистов, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей. Ростов н/Д : Учитель.
Мир «Азбуки Льва Толстого» (2005) : книга для учителя / А. В. Шадская, В. Б. Ремизов, Н. А. Трофимова, И. В. Ежов ; под ред. В. Б. Ремизова. Тула : ТГПИ им. Л. Н. Толстого.
Митина, Л. М. (1998) Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта.
Ратнер, Л. Ф. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого на личность и мастерство учителя [Электр. ресурс] // Сборник докладов Всероссийской научной конференции «Молодой Л. Н. Толстой» (Казань, 2-5 октября 2002 г.) / Музей истории Казанского университета. URL: http://www.ksu.ru/miku/info/sob/konf_tolstoi/ s31.htm (дата обращения: 12.12.2011).
Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Электр. ресурс] // Либру-сек. URL: http://lib.rus.ec/b/194060/read (дата обращения: 12.12.2011).
Толстой, Л. Н. (1953) Педагогические сочинения. М. : Учпедгиз.
Толстой, Л. Н. (1955) Сборник статей : пособие для учителей. М. : Учпедгиз.
Толстой, Л. Н. (1958) Полн. собр. соч. : в 90 т. М. : Художественная литература. Т. 90.
Толстой, Л. Н. (1989) Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая) М. : Педагогика.
THE TEACHER’S PROFESSIONALISM: FROM THE CONCEPTUALIZATION OF L. N. TOLSTOY’S PEDAGOGICAL VIEWS
TO A CONTEMPORARY INTERPRETATION L. V. Romaniuk (Moscow University for the Humanities)
G. N. Skudareva (Moscow State Regional Institute for the Humanities)
The article studies the personal and professional qualities of the teacher from the standpoint of L. N. Tolstoy’s pedagogical views in the context of the new paradigm of education.
Keywords: teacher’s professionalism, the teacher’s personal formation, the teacher’s professional formation, L. N. Tolstoy.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Ariskin, I. T. (2002) Voprosy didaktiki v tvorch-estve L. N. Tolstogo // Tolstoi kak pedagog : sb. trud. Tula : TGPI im. L. N. Tolstogo.
Borovikov, L. I. (1999) K vershinam masterstva [Elektr. resurs] // Sibirskii uchitel’. №4. URL: http://www.sibuch.ru/_OLD/4-99/master-klass4_1.htm (data obrashcheniia: 12.12.2011).
Gusev, N. N. (1928) Pedagogicheskie vyskazy-vaniia L. Tolstogo. M. : Rabotnik prosveshcheniia.
Derkach, A. A. (2004) Akmeologicheskie osnovy razvitiia professionala. M. : Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial’nogo instituta ; Voronezh : NPO «MODEK».
Kul’nevich, S. V., Goncharova, V. I., Migal’, E. A. (2003) Upravlenie sovremennoi shkoloi. Vyp. 3.
Munitsipal’nye metodicheskie sluzhby : praktich-eskoe posobie dlia rukovoditelei i metodistov metodicheskikh tsentrov (kabinetov), shkol’nykh metodistov, uchitelei, studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii, slushatelei. Rostov n/D : Uchitel’.
Mir «Azbuki L’va Tolstogo» (2005) : kniga dlia uchitelia / A. V. Shadskaia, V. B. Remizov, N. A. Trofimova, I. V. Ezhov ; pod red. V. B. Remizova. Tula : TGPI im. L. N. Tolstogo.
Mitina, L. M. (1998) Psikhologiia professional’-nogo razvitiia uchitelia. M. : Flinta.
Ratner, L. F. Pedagogicheskie vzgliady L. N. Tol-stogo na lichnost’ i masterstvo uchitelia [Elektr. resurs] // Sbornik dokladov Vserossiiskoi nauch-noi konferentsii «Molodoi L. N. Tolstoi» (Kazan’, 2-5 oktiabria 2002 g.) / Muzei istorii Kazanskogo
universiteta. URL: http://www.ksu.ru/miku/
info/sob/konf_tolstoi/s31.htm (data obrashcheniia: 12.12.2011).
Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Shiianov, E. N. Pe-dagogika : ucheb. posobie dlia studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Elektr. resurs] // Librusek. URL: http://lib.rus.ec/b/194060/read (data obrashcheni-ia: 12.12.2011).
Tolstoi, L. N. (1953) Pedagogicheskie sochineniia. M. : Uchpedgiz.
Tolstoi, L. N. (1955) Sbornik statei : posobie dlia uchitelei. M. : Uchpedgiz.
Tolstoi, L. N. (1958) Poln. sobr. soch. : v 90 t. M. : Khudozhestvennaia literatura. T. 90.
Tolstoi, L. N. (1989) Pedagogicheskie sochine-niia / sost. N. V. Veikshan (Kudriavaia) M. : Peda-gogika.