Научная статья на тему 'Роль подготовки врачей к педагогической деятельности в совершенствовании образовательного пространства высшего медицинского учебного заведения'

Роль подготовки врачей к педагогической деятельности в совершенствовании образовательного пространства высшего медицинского учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / EFFICACY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Ю. М.

На основании данных социологических исследований, проведенных в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, обосновывается роль подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности как один из механизмов совершенствования образовательного пространства высшего медицинского учебного заведения. Рассматривается портрет профессионала, педагогические технологии, обратная связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of educational space of a medical university by educational training of physicians

Data obtained from sociological studies performed in Sechenov Moscow medical academy shows, that additional educational training of physicians (pharmacists) is one of the mechanisms of improvement of educational space of a medical university. Portrait of a professional, educational technologies and feedback are detailed.

Текст научной работы на тему «Роль подготовки врачей к педагогической деятельности в совершенствовании образовательного пространства высшего медицинского учебного заведения»

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Ю.М. Васильев

Аспирант

Кафедра общей фармацевтической и биомедицинской технологии Фармацевтический факультет ММА им. И.М. Сеченова ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, Россия, 199991 эл. почта: yury.m.vasiliev@gmail.com

На основании данных социологических исследований, проведенных в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, обосновывается роль подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности как один из механизмов совершенствования образовательного пространства высшего медицинского учебного заведения. Рассматривается портрет профессионала, педагогические технологии, обратная связь.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, образовательное пространство, эффективность, инновационность.

Для каждого общества в любое время проблема совершенствования образовательного пространства оставалась крайне актуальной. В настоящее время в связи с появлением проблем совершенно нового характера и масштаба возрастает потребность в кадрах надлежащего уровня, которые являются наиболее ценным ресурсом организации [1].

Система высшего медицинского образования готовит квалифицированные медицинские кадры (врачей и провизоров), которые во многом отвечают за укрепление и сохранение здоровья общества и, как следствие, уровня и качества жизни. По этой причине требования к этой системе более высокие. В то же время обновление кадрового состава медицинского высшего учебного заведения (вуза) традиционно проводилось за счет выпускников, которые не имеют специальной подготовки в области психологии, педагогики, андрагогики, игротехники.

Один из выходов из такой ситуации — подготовка врачей (провизоров) к педагогической деятельности. В Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (ММА) в рамках факультета дополнительного профессионального образования преподавателей проводится подготовка по программам преподавателя высшей школы.

Социологические исследования, затрагивающие проблемы совершенствования образовательного пространства ММА и педагогическую подготовку врачей, были проведены автором среди профессорско-преподавательского состава, молодых специалистов (аспирантов) и студентов различных курсов и факультетов в 2007—2009 гг.

Полученные данные показали, что в условиях образовательного пространства медицинского вуза необходимо иметь профессионально подготовленные кадры как в области медицины (фармации), так и в области педагогики (врачи-педагоги и провизоры-педагоги). Подавляющее большинство респондентов уверены, что необходимы существенные изменения (более 79%), многие прямо или косвенно упоминают именно такой подход (более 53%).

Ряд социологических исследований предполагал формирование портрета идеального врача-педагога и провизора-педагога. На первом этапе приведенные респондентами характеристики группировались. Среди огромного перечня характеристик были выделены основные группы: теоретическое владение специальностью («может рассказать»), владение практическими навыками («может показать»), педагогическое мастерство («может объяснить»), общая эрудиция, соответствующий внешний вид и юмор. По-видимому, наличие юмора является неотъемлемой характеристикой члена медицинского сообщества. Существенной разницы портрета врача-педагога и провизора-педагога отмечено не было.

Приоритеты по факторам профессионализма несколько различаются в зависимости от групп респондентов: студенты младших курсов предпочитают видеть школьного учителя для усвоения основ медицины (более 62%), тогда как более взрослые обучающиеся — аспиранты, отдают предпочтение не просто профессионалу, но высокоразвитой поливалентной личности (более 74%).

Результаты работы могут быть использованы для оптимизации педагогической подготовки врачей (провизоров): необходимо уделять внимание не только педагогическому мастерству (знаниям, навыкам, умениям), но также работать над личностными качествами, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.

Социологические исследования, посвященные тому, какими педагогическими технологиями пользуются врачи (провизоры) и какие получают поддержку среди обучающихся (студентов), показали, что наиболее оптимальной тактикой является рассмотрение максимально простых и в то же время эффективных педагогических и психологических технологий, базовых активных форм обучения. Их можно отработать в рамках педагогической подготовки врачей (провизоров), чтобы они были успешно применены в группах обучающихся, для которых такая работа не является привычной. Чаще всего назывались такие варианты как микротренинги и психотренинги (более 50%), мозговые штурмы (более 33%), деловые игры с простым сценарием (более 19%).

Опираясь на акмеологию, была сделана попытка формирования основной траектории движения к вершинам профессионализма врача-педагога и провизора-пе-дагога. Метакомпетенции, полученные в данных социологических исследованиях, практически не различаются для врачей-педагогов и провизоров-педагогов, особое место занимает самосовершенствование, что согласовывается с данными ак-меологической литературы [2].

Многие врачи (более 66%) смогли успешно применить полученные в рамках программ подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности навыки и умения в других областях деятельности (врачебной, фармацевтической, научной, административной, управленческой), повышая эффективность не только педагогической, но и других видов работы. Как наиболее актуальные инструменты называются: экспресс психодиагностика (более 50%), психотерапевтические технологии и психотренинги (более 23%). Многие провизоры-педагоги (организаторы, управленцы) начинают применять «мозговые штурмы» для принятия решений (более 72%).

В ММА в программе подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности также включены дополнительные разделы: идет обучение информационным технологиями — использованию современных способов статистической обработки. Этот цикл очень часто получает положительную оценку, особенно среди молодых специалистов (аспирантов) (до 80%), поскольку посвящен актуальным вопросам профессиональной деятельности в современных условиях с учетом медицинской специфики. Построение цикла включает изучение минимально достаточной теоретической базы с дальнейшим применением всего спектра инструментов на реальных примерах каждой конкретной группы обучающихся.

Немаловажным аспектом совершенствования образовательного пространства медицинского вуза является использование обратной связи. Андрагогическая модель обучения предполагает совместное планирование, проведение и оценку образовательного процесса, предлагает конкретные механизмы реализации подхода [3], что является одним из путей включения всех участников как полноправных субъектов образовательного пространства медицинского вуза. Обратная связь позволяет проводить социологические исследования, результаты которых представлены в настоящей работе.

Возможно, предлагаемый подход — повышение эффективности и инновационности образовательного пространства медицинского вуза за счет подготовки врачей (провизоров) к педагогической деятельности — может быть применен и в других областях.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Шурупова Р.В. Профессиональные кадры — ценность организации // Социология власти. — 2009. — № 1. — С. 192—197.

[2] Деркач А.А. Педагогическая акмеология. — М.: РАГС, 2007. — 160 с.

[3] Змеёв C.B. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. — М.: Per Se, 2007. — 272 с.

IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL SPACE OF A MEDICAL UNIVERSITY BY EDUCATIONAL TRAINING OF PHYSICIANS

Y.M. Vasiliev

PhD-student

Department of general pharmaceutical and biomedical technology Pharmaceutical faculty of Sechenov Moscow medical academy Trubetskaya str., 8, bld. 2, Moscow, Russia, 199991 email: yury.m.vasiliev@gmail.com

Data obtained from sociological studies performed in Sechenov Moscow medical academy shows, that additional educational training of physicians (pharmacists) is one of the mechanisms of improvement of educational space of a medical university. Portrait of a professional, educational technologies and feedback are detailed.

Key words: higher medical education, educational space, efficacy, innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.