Научная статья на тему 'Уникальные традиции: высокий уровень профессионализма врачей-педагогов'

Уникальные традиции: высокий уровень профессионализма врачей-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА / ВРАЧИ-ПЕДАГОГИ / ACMEOLOGY / PROFESSIONAL CULTURE / MEDIAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / TUTOR-DOCTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Юрий Михайлович

В работе анализируются результаты социологического исследования, проведенного среди студентов Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, по вопросам профессионализма, профессиональной культуры врачей-педагогов и отношения к роли династий в выборе профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIQUE TRADITIONS: A HIGH LEVEL OF PROFESSIONALISM OF TUTOR-DOCTORS (EXPERIENCE OF A SOCIOLOGICAL STUDY)

The work analyzes the findings of a sociological survey done among the students of the Moscow Medical Academy named after I.M. Sechenov on the issue of professionalism and professional culture of the tutor-doctors and the attitude to the role of dynasties in choosing a profession.

Текст научной работы на тему «Уникальные традиции: высокий уровень профессионализма врачей-педагогов»

Гачев, Г Ментальности народов мира. - М., 2008. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий. - М., 2002. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. Леонтьев, А.Н. Философия психологии.- М., 1994. Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. - М., 2005.

Практическая психология для дипломатов : учебное пособие. - М., 2008. Терновая, Л.О. Между будущим и прошлым. Очерки политической психологии Новейшего времени. - М., 2003.

© Адамян О.Х., 2009

Ю.М. Васильев

УНИКАЛьНыЕ ТРАДИцИИ:

высокий уровень профессионализма врачей-педагогов

(Опыт социологического исследования)

ВАСИЛЬЕВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ - аспирант кафедры общей фармацевтической и биомедицинской технологии фармацевтического факультета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (e-mail: yury.m.vasiliev@ gmail.com)

Аннотация. В работе анализируются результаты социологического исследования, проведенного среди студентов Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, по вопросам профессионализма, профессиональной культуры врачей-педагогов и отношения к роли династий в выборе профессии.

Ключевые слова: акмеология, профессиональная культура, высшая медицинская школа, врачи-педагоги.

Одним из основополагающих принципов Болонской декларации является контроль и управление качеством образования.

Разделяя точку зрения профессора В.Э. Бойкова, изложенную в статье «Ценности нравственного сознания: опыт социологического изучения» о том, что «массовое сознание в российском обществе в течение последних 15 лет существенно изменилось. Социологические опросы показывают, что оно в основном раскрепостилось от прежней идеологической табуированности, стало менее политизированным и вполне

толерантным в оценках...»1, автор статьи провел социологическое исследование по проблеме объективного отношения к роли династий в выборе профессии, к профессионализму и профессиональной культуре врачей-педагогов*.

Известно, что большое количество семей имеют давние сложившиеся традиции, в том числе в отношении профессиональной деятельности. Так, нередко подрастающие поколения династий врачей также выбирают медицину и пополняют ряды прекрасных специалистов. Анализ состояния династий подтверждает, что у 78,6% студентов среди родственников имеются врачи, кроме того, несколько респондентов заявили, что у них вся семья - врачи (3,6%). Данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Графа «врачи среди родственников»

Весьма вероятно, что выбору студентов способствует не только формальная принадлежность к профессии родственников, но пример врача среди близких - того, кто оказывает реальную помощь каждый день.

В ответе на вопрос анкеты о важнейших, с точки зрения обучающихся, педагогических качествах врача студенты руководствовались прежде всего опытом работы с преподавателями, в большинстве случаев врачами кафедр и клиник ММА, то есть учитывали медицинскую специфику образовательного процесса. Кроме того следует подчеркнуть, что в последнее время в ММА началась активная работа по повышению квалификации врачей, в том числе на факультете дополнительного профессионального образования преподавателей, на кафедре педагогики. Среди множества вариантов ответов наиболее часто встречаются следующие (здесь и далее

1 Бойков, В.Э. Ценности нравственного сознания: опыт социологического изучения: http://www.rags.ru/s_center/st-b1.shtm.

* Исследование осуществлялось среди студентов старших курсов лечебного факультета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова с марта по июнь 2008 г В опросе приняли участие 107 обучающихся.

в порядке убывания): юмор, терпение, краткость, справедливость, интеллект, знание и др.

Основываясь на мнениях и оценках респондентов, можно сказать, что педагогическое мастерство и педагогическая технология занимают позиции в конце ранжированных параметров, что может свидетельствовать о высоком уровне подготовки врачей, ведущих педагогическую деятельность в ММА. Особенно стоит отметить, что качество «юмор» встречалось в той или иной форме практически в каждой анкете (92,3%). Данные представлены на рис. 2.

0,923

Рис. 2. Графа «педагогические качества»

Таким образом, студенты скорее предлагают работать над снижением психологического давления при изучении медицины, нежели над собственно профессионализмом кадров.

Участники социологического опроса отмечают, что даже после непростых лет недавней истории современной России многие профессионалы предпочли не просто сохранять, но развивать уникальные традиции отечественной медицинской школы, которыми она обязана выдающимся деятелям медицины. Масштаб этих исторических фигур способствует выбору будущей профессии многими студентами. Кроме того, многие светила медицинской науки также занимались общественной и педагогической деятельностью. Чаще всего в анкетах упоминались такие известные личности, как И.М. Сеченов, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин и Н.Ф. Филатов (рис. 3).

0,964

Рис. 3. Графа «известные отечественные врачи»

С одной стороны, студенты приводили достаточно много известных имен, с другой стороны, с учетом частоты упоминания некоторых фамилий можно натолкнуться на мысль, что за этими именами для студентов ничего не стоит. Дело в том, что, обучаясь в ММА им. И.М. Сеченова, проходя по Большой или Малой Пироговской улицам в учебные корпуса или клиники ММА, постоянно слыша о «филатовке», студент-медик может воспроизводить эти фамилии автоматически. Впрочем, в пользу оптимистического варианта говорит тот простой факт, что в ММА на младших курсах организованы циклы по истории медицины, работает музей медицины, регулярно проходят мероприятия, посвященные известным отечественным медицинским деятелям.

Проведение социологического исследования и обработка полученных данных показали следующее. Во-первых, данный способ обратной связи при небольшой коррекции проведения его технической составляющей позволяет получить широкий спектр данных, которые можно конструктивно использовать для дальнейшей оптимизации образовательного процесса. Во-вторых, получены интересные данные, в частности, не просто о сохранении, но о непрекращающемся развитии уникальной отечественной медицинской школы, высоком уровне профессионализма и педагогического мастерства врачей, ведущих педагогическую деятельность в ММА.

Дальнейшая работа по совершенствованию образовательного процесса, в том числе получению данных от студентов по каналам обратной связи, расширение работы кафедр факультета дополнительного профес-

86 Колпаков Е.А.

сионального образования преподавателей, работающих, в частности, с врачами-педагогами ММА, позволит достичь выдающихся результатов.

Список литературы

Бойков, В.Э. Ценности нравственного сознания: опыт социологического изучения : http://www.rags.ru/s_center/st-b1.shtm.

Косарев, И.И. Слово об идеальном педагоге. - Врач. - 2007. - № 6.

Пальцев, М.А., Денисов, И.Н., Перфильева, Г.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. - Т. XI. - М., 2007.

Пальцев, М.А. Основные направления развития высшей медицинской школы в России. - Форум. - 2007. - № 4.

Шурупова, Р.В. Педагогическое мастерство и эффективность обучения в медицинском вузе. - Медицинская кафедра. - 2006. - № 2.

© Васильев Ю.М., 2009

Е.А. Колпаков

информационное общество как «общество, ОСНОВАННОЕ НА РЕКЛАМЕ»

КОЛПАКОВ Евгений Александрович - аспирант кафедры социально-гуманитарных наук Московского городского педагогического университета (e-mail: k.eugine@gmail.com)

Аннотация. В статье анализируются позитивные и негативные последствия развития информационного общества. Особое внимание уделяется воздействию рекламы на массовое сознание.

Ключевые слова: информационное общество, реклама, массовое сознание, управление.

«Общество, основанное на рекламе» - понятие, сформулированное по аналогии с вошедшим в современный научный словарь понятием «общество, основанное на знаниях», отражающее вхождение мировой социально-экономической системы в координаты информационного общества и «умной» (инновационной) экономики.

Компьютерные технологии коммуникации и управления радикально изменили общество. Придав человеческой коммуникации виртуальный ха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.