Научная статья на тему 'Подготовка сестер с высшим медицинским образованием: итоги, проблемы и перспективы'

Подготовка сестер с высшим медицинским образованием: итоги, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВСО) / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / ИНТЕРНАТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / NATIONAL PROJECT ''EDUCATION'' / FACULTY OF NURSES WITH HIGHER EDUCATION / DISTANT LEARNING / ELECTRONIC LIBRARY / BOLOGNA DECLARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романовская Л. М., Миронов А. Ю., Корнеев М. Л., Романовская К. Е.

Проведен анализ работы факультета высшего сестринского образования ГОУ ВПО Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Росздрава, состоящего в настоящее время из 3-х отделений: дневного, вечернего, а также заочного (открытого 5 лет назад). Количество студентов, обучающихся на заочном отделении, возросло за эти годы в 1,5 раза. Факультету ВСО ММА им. И.М. Сеченова более 10 лет, и за это время была подготовлена почти тысяча высококвалифицированных специалистов для сферы здравоохранения. Этот год стал особенно важным и насыщенным из-за нововведений, вызванных внедрением инновационной образовательной программы в рамках приоритетного Национального проекта "Образование".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романовская Л. М., Миронов А. Ю., Корнеев М. Л., Романовская К. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training nurses with higher medical education: results, problems and perspectives

The analysis of work of the faculty of Nurses with higher education in the I.M. Sechenov Moscow Medical Academy has been conducted. The faculty consists of 3 departments: full-time, evening and extramural one, which was established 5 years ago. The amount of extramural students increased 1.5 times as many within these years. The faculty of Nurses with higher education in the I.M. Sechenov Moscow Medical Academy has existed for 10 years and during this period it has trained almost 1 thousand qualified specialists for the sphere of public health care. This year has become especially important and busy because of introducing the innovative educational program within the National Project ''Education''.

Текст научной работы на тему «Подготовка сестер с высшим медицинским образованием: итоги, проблемы и перспективы»

УДК 614.253.52:378

ПОДГОТОВКА СЕСТЕР С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Романовская Л.М., Миронов А.Ю., Корнеев М.Л., Романовская К.Е.

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Москва

Проведен анализ работы факультета высшего сестринского образования ГОУ ВПО Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Росздрава, состоящего в настоящее время из 3-х отделений: дневного, вечернего, а также заочного (открытого 5 лет назад). Количество студентов, обучающихся на заочном отделении, возросло за эти годы в 1,5 раза. Факультету ВСО ММА им. И.М. Сеченова более 10 лет, и за это время была подготовлена почти тысяча высококвалифицированных специалистов для сферы здравоохранения. Этот год стал особенно важным и насыщенным из-за нововведений, вызванных внедрением инновационной образовательной программы в рамках приоритетного Национального проекта "Образование".

Ключевые слова: факультет высшего сестринского образования (ВСО), приоритетный Национальный проект "Образование", интернатура, дистанционное обучение, электронная библиотека, Болонская декларация.

TRAINING NURSES WITH HIGHER MEDICAL EDUCATION: RESULTS, PROBLEMS AND

PERSPECTIVES

Romanovskaya L.M., Mironov A. Yu., Korneev M.L., Romanovskaya K.E.

Microbiology, Virology & Immunology Department of the I.M. Sechenov Moscow Medical Academy, Moscow

The analysis of work of the faculty of Nurses with higher education in the I.M. Sechenov Moscow Medical Academy has been conducted. The faculty consists of 3 departments: full-time, evening and extramural one, which was established 5 years ago. The amount of extramural students increased 1.5 times as many within these years. The faculty of Nurses with higher education in the I.M. Sechenov Moscow Medical Academy has existed for 10 years and during this period it has trained almost 1 thousand qualified specialists for the sphere of public health care. This year has become especially important and busy because of introducing the innovative educational program within the National Project ''Education''.

Key words: faculty of nurses with higher education, National Project ''Education'', distant learning, electronic library, Bologna declaration.

Сегодня связь между современным качественным образованием и перспективами построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для нашей страны жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного Национального проекта "Образование".

Цель инновационной образовательной программы, начатой в июле 2006 года, приведение системы высшего медицинского образования в соответствие с современными требованиями и интеграция в Европейское образовательное сообщество, в том числе реализация положений Болонской декларации, подписанной в 1999 году.

В 2006 году в ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава было сформировано более 200 творческих коллективов из сотрудников кафедр, в том числе и кафедры микробиологии, по разработке инновационных образовательных программ. Целью инновационной образовательной программы является интеграция существующих инновационных решений в образовательную и клиническую деятельность академии, обеспечивающая повышение качества медицинского образования и, как следствие, конкурентоспособность выпускников академии на отечественном и зарубежном рынках труда.

Цель данной работы - обобщить опыт по преподаванию микробиологии и иммунологии на факультете ВСО с учетом современных тенденций и нововведений.

Прошло почти 15 лет со времени открытия в ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава нового факультета - факультета высшего сестринского образования (040600 -"сестринское дело"). Первым деканом этого факультета стала профессор Г.М. Перфильева, которая сейчас является региональным советником по кадровым ресурсам Европейского регионального бюро ВОЗ.

Вначале факультет имел только дневное отделение, а затем для работающих студентов было открыто вечернее отделение факультета ВСО. А 5 лет назад было создано заочное отделение - первое в нашей академии. В это же время деканом факультета ВСО, ввиду длительной научной заграничной командировки профессора Г.М. Перфильевой, становится заведующий кафедрой эпидемиологии и гигиены факультета ВСО доцент А.Ю. Бражников.

За прошедшее время на заочном отделении прошли обучение около 400 студентов. Интересно, что самый высокий конкурс наблюдается при поступлении на заочное отделение и самый низкий - на дневное отделение ВСО (в 2007 году приём студентов на дневное отделение не проводился).

Обучение на факультете ВСО, безусловно, имеет свою специфику. Особенность наших студентов - более осмысленный выбор профессии. Для многих студентов вечернего и заочного отделений обучение стало сложным испытанием, поскольку совмещать учебу и работу нелегко. При этом многие студенты имеют семьи и детей. Все студенты факультета ВСО имеют среднее специальное медицинское образование (медицинское училище или колледж по специальности " медицинская сестра" или "фельдшер-лаборант"). И здесь мы столкнулись со следующей проблемой: во время обучения наших студентов направляют на курсы повышения квалификации для специалистов со средним медицинским образованием. В противном случае эти люди могут значительно потерять в зарплате. Этот вопрос требует скорейшего рассмотрения в Министерстве здравоохранения и социального развития [6].

Следует отметить, что на дневном и вечернем отделениях факультета ВСО обучаются в основном студенты из Москвы и Московской области, а на заочном - из других

регионов России (Новосибирск, Дальний Восток и др.), а также из стран СНГ (Белоруссия). Являясь головной кафедрой по преподаванию микробиологии и иммунологии в РФ, кафедра микробиологии ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава оказывала методическую помощь при открытии факультетов ВСО в ряде медицинских вузов России (РУДН, Ставропольской государственной медицинской академии и др.), предоставив рабочие программы и другие методические материалы.

Обучение на факультете ВСО длится 4 года. В ближайшее время планируется введение для всех студентов ВСО обязательной годичной интернатуры по специальности "Управление сестринской деятельностью" [6]. Это нововведение является крайне важным, поскольку без последипломной подготовки студенты-выпускники не могут получить сертификат для допуска к работе и прохождения последующей аттестации. Насколько известно, некоторые выпускники факультета ВСО устраиваются на работу, где их диплом

о высшем медицинском образовании не даёт необходимых преимуществ, например, по сравнению с выпускниками медицинских училищ. Это может быть работа по доставке медикаментов и других изделий медицинского назначения для некоторых фирм.

Выпускники факультета ВСО по окончании обучения получают диплом о высшем медицинском образовании по специальности "менеджер сестринского дела" (приказ Минздрава России от 22.06.02). Мы согласны с теми специалистами и преподавателями, работающими в системе ВСО, которые считают, что главными специальностями последипломной подготовки сестер с высшим образованием должны стать:

• управление сестринской деятельностью;

• медицинская психология;

• медицинская педагогика [6].

Последипломную подготовку специалистов необходимо осуществлять на базе кафедр факультета ВСО с учётом специализации и требований организации-заказчика с привлечением специалистов практического здравоохранения.

Теперь обратимся ко 2-му курсу обучения наших студентов.

Учитывая наличие среднего медицинского образования, длительность обучения студентов дневного и вечернего отделений факультета ВСО на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии составляет один семестр. Он состоит из 18 лекций и еженедельных практических занятий. По окончании курса студенты сдают экзамен. Перед экзаменом студентам раздаются экзаменационные вопросы и проводятся обязательные консультации.

С 2005 года на факультете был введен I этап экзамена - итоговое тестирование, которое проходят теперь все студенты, и без сдачи которого они не допускаются к основному экзамену.

С 2006 года на всех факультетах ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава введена новая система для контроля знаний студентов - балльно-рейтинговая система (БРС), призванная в значительной мере повысить посещаемость и успеваемость студентов. Однако сделать какие-либо выводы по этим нововведениям нам кажется пока преждевременным.

Безусловно, больше всего трудностей возникало при преподавании на самом молодом отделении факультета ВСО - заочном. Надо отметить, что на заочном отделении преподают весьма опытные доценты, а также профессора. Тем не менее - это сложное испытание, как для преподавателей, так и для студентов, так как за короткий срок (3-5 дней) необходимо обучить студентов одному из самых важных фундаментальных предметов - микробиологии и иммунологии. Ещё одна проблема состоит в том, что за три последних года количество обучающихся студентов увеличилось в 1,5 раза (это более 90 человек). В результате чего возникали проблемы с организацией учебного процесса. Приходилось идти навстречу студентам, которых из-за необходимости участия в операциях или других ситуаций не отпускали с работы, и приходилось проводить с ними дополнительные занятия по индивидуальному плану.

Основные учебные пособия для студен-тов-заочников - это учебник по микробиологии и иммунологии под редакцией А.А. Воробьева и учебно-методическое пособие по микробиологии, вирусологии и иммунологии

[2, 4]. Этого, конечно, недостаточно. Часто на практических занятиях студенты задают определенные вопросы из своей практики.

Поэтому в течение 2005 и 2006 годов проводилось анкетирование наших студентов-заочников по следующим вопросам:

1. Стаж и место работы.

2. Какие вопросы из курса микробиологии и иммунологии интересуют больше всего?

3. Предполагаемое место работы после окончания академии.

4. Пожелания и замечания кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Было получено и обработано 125 анкет. Что касается стажа работы, то здесь наблюдался большой разброс: от 1 года до 25 лет! Места работы наших студентов-заочников также были самыми разными (табл. 1).

Как видно из табл. 1, большая часть студентов работает в больницах и поликлиниках, почти четверть - в городских больницах (24%). 11 человек работают в ММА им. И.М. Сеченова. 3 студента работают в закрытых акционерных обществах - занимаются закупкой лекарственных препаратов, вакцин и оборудования. Один человек преподает в медицинском училище.

В табл. 2 представлена градация наших студентов по специальности.

Как видно из табл. 2, почти половина студентов работают медицинскими сестрами, и после получения высшего образования этот контингент рассчитывает на получение более ответственной и оплачиваемой должности. 53 человека со стажем работы от 1 до 20 лет работают главными и старшими сестрами. Для них важно получить диплом, чтобы сохранить свое место работы. Согласно приказам Минздрава России № 209 от 22.06.02 г. и № 288 от 13.09.02 г. должности главных и старших медицинских сестер лечебнопрофилактических учреждений могут занимать специалисты с высшим сестринским образованием.

Анализируя эти и другие данные, которые мы получили из студенческих анкет, мы пришли к следующим выводам:

1. Практически всех наших студентов-заочников факультета ВСО интересует материал по стерилизации и её методам, дезинфекции и дезинфектантах высокого уровня,

Таблица 1

Места работы студентов заочного факультета ВСО в 2005-2006 годах

Место работы Количество человек (абс.) %

Городская больница 30 24

Научно-исследовательский институт 20 17,6

Городская поликлиника 14 11,2

Центральная районная больница 7 5,5

ММА им. И. М. Сеченова 11 8,3

Военный госпиталь 6 4,8

Диспансер 3 2,4

Родильный дом 8 6,4

Открытое акционерное общество 6 4,8

Закрытое акционерное общество 3 2,4

Стоматологическая поликлиника 4 3,2

Медико-санитарная часть 5 4

Санаторий 3 2,4

Хоспис 4 3,2

Медицинское училище 1 0,8

Таблица 2

Специальность студентов заочного факультета ВСО 2005-2006 гг.

С пециальность Количество (абс.) %

Медицинская сестра 62 50,1

Главная медсестра 25 20

Старшая медсестра 28 23

Акушерка 3 2

Преподаватель медицинского училища 1 0,8

Медицинский регистратор 1 0,8

Массажист 2 1,3

Фельдшер-лаборант 2 1,3

Менеджер 1 0,8

Всего: 125 100

иммубиологическим препаратам, внутрибольничным инфекциям и их профилактике.

2. Поскольку все эти разделы микробиологии являются весьма важными для последующей работы наших студентов, мы подготовили методические рекомендации по гепатитам, их эпидемиологии и профилактике с указанием нормативных документов, по которым медицинские работники, инфицированные гепатитом B, могут работать в ЛПУ при строгом соблюдении санитарных правил.

3. Готовятся методические указания по дезинфекции, стерилизации, дезинфектантам и антисептикам. Данные материалы будут изданы и розданы студентам при поддержке председателя Учебно-методического совета

факультета ВСО профессора Камыниной Н.Н.

4. Возникла необходимость введения дистанционного курса обучения [8]. Это крайне важно при проведении консультаций и семинаров для студентов из других регионов. Намечена база для производства CD "Центральная медицинская библиотека", имеется электронный адрес факультета ВСО на сайте Министерства образования России.

5. Постдипломное образование для студентов факультета ВСО (годичная интернатура) также крайне необходимо.

На международном совещании по стратегии развития высшего сестринского образования, проходившего 28-29 апреля 2006 года в Москве, организованного ММА им.

И.М. Сеченова в рамках сотрудничества между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Европейским региональным бюро ВОЗ, рассматривались вопросы, касающиеся структуры сестринского образования в европейских странах [7]. Кроме того, обсуждались проблемы, связанные с внедрением Европейских стандартов высшего образования (согласно Болонской декларации) в работу ММА им. И.М. Сеченова. Болонская декларация подписана в 1999 году министерствами образования 29 европейских государств с указанием 6 целей к 2010 году [7].

Основная цель - разработать систему доступных и сопоставимых уровней образования в странах-участницах. Последующая цель - стимулировать мобильность студентов в отношении как высшего образования, так и по другим вопросам.

Согласно Болонской декларации, система обучения состоит из двух основных циклов подготовки общей продолжительностью 5 лет.

I цикл (степень бакалавра): 3-4 года подготовки в соответствии с требованиями европейского рынка труда.

II цикл (степень магистра): 1-2 года, зависящие от продолжительности программы I цикла и предлагающие успешное завершение программы I цикла.

Учитывая вышесказанное, можно определить два наиболее важных положения Болонской декларации:

1) принятие системы легко читаемых и сопоставимых уровней подготовки;

2) принятие системы, базирующейся на двух основных циклах подготовки.

На совещании были представлены уровни сестринского образования в Европе:

1. Начальный уровень - медицинская сестра, 1 -3 года.

2. Профессиональный уровень - минимум 3 года. Первая ступень - бакалавр.

3. Специализация 0,5-1,5 года (различные клинические направления).

4. Степень магистра (вторая ступень) -1,5-2 года.

5. Степень доктора (третья ступень) -университет.

Выступившая на совещании профессор Валери Флеминг (Шотландия) доложила о последующих успехах Болонского процесса:

• более 16 стран уже подписали декларацию (последнее присоединение Берген, 2005);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• значительная поддержка мобильности студентов и преподавателей;

• рост осведомленности о возможностях трудоустройства (в особенности в странах Европейского союза);

• возрастание числа степеней и их разнообразие (бакалавр и магистр).

Профессор Анн Мари Раферти из Лондонского королевского колледжа в заключение подчеркнула, что:

• Болонская декларация в особой степени соответствует сестринскому и акушерскому образованию, так как оба имеют базовый и повышенный уровни образования к достижению университетского уровня образования;

• необходимо поощрять стремления медицинских сестер, акушерок в получении высшего образования. Кроме того, необходимо облегчить эту задачу посредством официального признания обучения и клинического опыта там, где это необходимо.

С другой стороны, понятно, что в Европе значение медицинских сестёр и акушерок с высшим образованием гораздо больше, чем в России. В некоторых докладах на совещании прозвучали следующие тезисы: "Здоровье и благополучие через доказательное сестринское дело" и т.д. Выпускники сестринских факультетов за рубежом работают, затем на различных очень важных должностях: частнопрактикующие медсёстры, руководители сестринских служб, которые организуют производственное обучение и совершенствование сестринского персонала, проведение систематического (качественного и количественного) анализа [7]. Можно добавить подготовку преподавателей и менеджеров, исследователей в области сестринского дела. В сферу деятельности сестёр с высшим образованием входит поддержание здоровья и благополучия следующих групп пациентов:

• семей, ожидающих ребенка;

• семей, осуществляющих уход за ребенком и его воспитание;

• школьников и подростков;

• лиц трудоспособного возраста;

• пожилых людей;

• раковых больных.

В то же время некоторые аспекты Европейского сестринского образования вызвают сомнения. Например, в Великобритании среди новых функций сестёр с высшим образованием делается акцент на то, чтобы заменять врача. Далее, слагаемые сестринской практики там же:

• всесторонняя оценка потребностей пациента, включая клиническое исследование;

• проведение диагностики, направление на анализы и интерпретация полученных результатов, в том числе рентгенограмм;

• принятие решений по ведению больных, включая назначение лечения, направление к специалистам и непрерывное последующее наблюдение.

Безусловно, это очень важно и интересно. Но в тех же материалах встречаются и спорные данные, например:

• Частнопрактикующие медсестры могут эффективно лечить 90% от общего числа больных детей и 85% взрослых пациентов. Результаты лечения оказываются такими же или даже лучше, чем у врачей [7].

• Акцент на то, чтобы заменять врача.

• Образованные и хорошо подготовленные медсёстры спасают человеческие жизни.

В РФ лечение больных традиционно осуществляется врачами. Потребность в сёстрах с высшим образованием достаточно высока, так как все главные и старшие медсестры лечебно-профилактических учреждений должны иметь высшее медицинское образование. Здесь получается парадокс: студенты факультета ВСО учатся столько, сколько и будущие врачи, учитывая обязательную годичную интернатуру. Однако, согласно Болонской декларации, обучение сестёр в Европейском сообществе длится ещё дольше (8-9 лет). Главная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что, даже имея высшее образование, наши выпускники не востребованы, и очень

часто они продолжают работать на тех же должностях, которые заняли после окончания медицинского училища. Это отмечала в своем выступлении председатель профкома медицинских сестёр Саркисова В.А.

Декан факультета ВСО А. Ю. Бражников подчеркнул, что для факультета ВСО ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава переход на двухступенчатую систему образования будет преждевременным.

Таким образом, основными проблемами медицинского образования в России на современном этапе являются:

• дисбаланс в подготовке врачебного и сестринского персонала;

• отсутствие системы подготовки кадров общественного здоровья и управления здравоохранением;

• расхождения в учебных планах с государствами СНГ, Европы и др.

Каковы основные требования к современному медицинскому образованию? Это соответствие нуждам здравоохранения по количеству и качеству подготовки специалистов; эффективность, преемственность между традиционными методами общения и новациями, конкурентоспособность на основе стандартов качества [9].

Высшая медицинская школа России заинтересована в признании своей системы подготовки специалистов в Европе; в конвертируемости дипломов; в обучении студентов за рубежом в большем количестве; в выходе своего образования на международный рынок.

Что касается подписания Россией в 2003 году Болонского соглашения, необходимо тщательно анализировать требования этой конвенции. Болонский процесс не учитывает национальных специфик, как в странах ЕС, так и в странах, не включенных в это объединение. Национальные модели высшего образования не должны быть подвергнуты угрозе унификации, как иногда выглядит Болонская декларация [9]. Особенно это касается выделения в системе медицинских вузов обучения бакалавра и магистра. Российское вузовское медицинское сообщество будет единодушно, что на внутреннем рынке нашей страны бакалавр не может быть востребован в медицине. Кто может быть магистром сегодня? Это -прежде всего главная сестра в лечебно-

профилактическом учреждении, окончившая 5

факультет высшего сестринского образования и одно-двухгодичную подготовку.

ЛИТЕРАТУРА 6

1. Воробьев А.А., Кривошеин Ю.С., Широбо-

ков В.П. Медицинская и санитарная микробиология. - М., 2003. - 461 с. У

2. Микробиология и иммунология: учебник для

студентов факультета ВСО / Под ред. академика А.А. Воробьева. - М.: Медицина, 1999. - „

517 с.

3. Красильников А.П. Справочник по антисепти- g

ке. - Минск: Высшейная школа. - 1995. -

367 с.

4. Воробьев А.А., Давыдова Н.В., Хорошко Н.В. и др. Учебно-методическое пособие по микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.,

2001. - 47 с.

Ковалева Е.П., Семина Н.А. Защита медицинского персонала от внутрибольничного инфицирования // Эпидемиология и вакцинопро-филактика. - 2005. - № 5. - С. 49-52.

Лапик С.В. Проблемы и перспективы последипломной подготовки выпускников факультетов высшего сестринского образования // Главная медицинская сестра. - 2005. - № 12. -С.69-76.

Структура сестринского образования в Европейских странах / Aselin Krogerns - Fher-man, Финляндия. - М., 2006. - 12 с.

Холопов М.В. Дистанционное обучение. - М.: Изд-во ММА им. И.М. Сеченова, 2003. - 10 с. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Чекнев Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. - М.: Изд-во ММА им. И.М. Сеченова, 2004. - Вып. 1. -340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.