Подготовка войск (сил), решающих задачи воздушно-космической обороны, к противодействию терроризму
Полковник в отставке В.Н. ДЫБОВ
Подполковник в отставке М.А. КОЛОДЬКО
Полковник в отставке Ю.Д. ПОДГОРНЫХ, доктор военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
С учетом анализа предпосылок возрастания террористической опасности предложен и обоснован комплекс взаимосвязанных мероприятий по повышению эффективности подготовки войск, решающих задачи воздушно-космической обороны, к противодействию терроризму.
Taking into account the analysis of the prerequisites of the growing terrorist threat, the paper proposes and substantiates a set of interrelated measures to improve the effectiveness of the training of troops performing the tasks of air and space defense in the fight against terrorism.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Террористическое формирование, нештатное подразделение, профессионально-психологический отбор, миниатюр-полигон, минно-сигнальные заграждения, функциональный способ проверки.
Terrorist groups, nonorganic unit, professional-psychological selection, miniature polygon, mine-signaling barriers, functional way of testing.
МИРОВОЕ сообщество под эгидой ООН определило терроризм и наркоагрессию одними из самых серьезных угроз человечеству в XXI веке. Правомерность данного факта-вывода в настоящее время уже никто не оспаривает. Более того, в рамках анализа ситуации в целом многие эксперты отмечают, что различные террористические организации и бароны наркобизнеса в последние годы проявляют повышенный интерес к странам Содружества Независимых Государств (СНГ) и прежде всего к Российской Федерации (РФ).
Россия оказалась на передовых рубежах борьбы с международным и скрытно существующим внутренним терроризмом. Следует отметить, что террористическая опасность возрастает с достижением успехов Вооруженных Сил (ВС) России при проведении специальной военной операции (СВО) на Украине.
Одним из основных принципов противодействия терроризму является системность и комплексность принятия соответствующих политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, социальных и иных мер. При этом специальные и иные меры могут реализовываться с привлечением ВС РФ. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» отмечается, что в борьбе с терроризмом ВС РФ могут применяться для:
• пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
• пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
• участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
• пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ1.
Кроме участия в данных мероприятиях, для выполнения которых, надо полагать, будут привлекаться силы и средства Федеральной службы войск национальной гвардии и специально выделяемые контингенты ВС, воинским формированиям, решающим задачи воздушно-космической обороны (ВКО), предстоит также обеспечивать охрану и оборону своих пунктов дислокации и боевых порядков от возможных нападений террористических формирований (ТФ), что требует соответствующей подготовки личного состава и слаженности подразделений. Основные трудности в обучении войск (сил) противодействию терроризму обусловлены тем обстоятельством, что выполнение данной задачи возлагается главным образом на нештатные сводные подразделения и отдельные группы (поиска и уничтожения, дозорные, резерва, усиления и др.), за исключением рот охраны и радиационной, химической, биологической защиты.
В состав данных групп (подразделений) включается, как правило, личный состав из различных подразделений воинских частей, не привлеченных в данный момент к несению боевого дежурства. Поэтому создание таких нештатных формирований и тем более развертывание их специальной подготовки и боевого слаживания в целях эффективно-
го решения специфических задач, несвойственных для входящих в их состав военнослужащих, требует от командиров и штабов творческой инициативы, напряженной организаторской работы, принятия нестандартных решений, связанных с определенным риском.
Проведенные исследования показали, что налаживание целенаправленной эффективной подготовки войск (сил), решающих задачи ВКО, к успешному решению задач противодействия терроризму с учетом требований соответствующего федерального закона и имеющегося у них
опыта возможно путем реализации комплекса важнейших взаимосвязанных мероприятий (рис.).
Рассмотрим более детально суть и содержание приведенных на рисунке мер и действий.
Прежде всего следует иметь в виду, что для качественной организации обучения нештатных подразделений противодействию терроризму необходимо досконально изучить оргструктуру, решаемые задачи, особенности подготовки, тактику действий и оснащенность ТФ, а также определить возможные варианты их воздействия на боевые порядки войск (сил),
Рис. Комплекс мероприятий по налаживанию эффективной подготовки войск (сил) к противодействию терроризму
ведущих ВКО, с учетом физико-географических условий соответствующего региона.
Как свидетельствует опыт боевых действий в Сирии и СВО на Украине, ТФ противника могут представлять собой диверсионно-разведывательные, диверсионно-ударные группы (ДРГ, ДУГ) и отряды численностью от 10—15 до 45—50 человек. Их действия поддерживаются различной военной и специальной техникой: боевыми бронированными машинами различного назначения, средствами радиоэлектронной борьбы, беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), как правило, иностранного производства.
В составе ДРГ (ДУГ) создаются штурмовая (ударная) группа, группы имитации и прикрытия. Нанесение ударов по боевым порядкам воинских формирований возможно как с проникновением в места их расположения, так и дистанционно. В последнем случае производится обстрел наиболее уязвимых и значимых элементов боевого порядка (объекта) из минометов, гранатометов, безоткатных орудий, противотанковых ракетных комплексов и другого переносного вооружения или закладка мощных фугасов с дистанционным управлением.
При этом следует учитывать, что тактика действий ТФ характеризуется широким спектром способов боевого применения, которые постоянно совершенствуются с учетом изменения их оргструктуры, появления нового вооружения и снаряжения, транспортных средств и средств обеспечения. Следовательно, наземную охрану и оборону стационарных объектов боевых порядков воинских формирований, выполняющих задачи ВКО, целесообразно создавать начиная с рубежа, который не позволяет ТФ вести их обстрел имеющимся у них вооружением.
Необходимо также отметить, что все способы действий ТФ отличаются, как правило, стремительностью, внезапностью, скоротечностью, ведением ближнего боя, коварством и жестокостью в отношении военнослужащих и местного населения. Поэтому весь личный состав подразделения противодействия терроризму (особенно те, кто проходит службу по призыву) должен это четко осознавать и проявлять высочайшую бдительность даже в мирное время, смелость, решительность и самостоятельность при выполнении поставленных задач.
Это возможно в том случае, если военнослужащие подразделения противодействия терроризму будет обладать определенными психолого-физическими — по мнению специалистов-психологов, морально-психологическими и боевыми — качествами. К ним, как правило, относятся дисциплинированность, эмоциональная устойчивость в сложных условиях современного боя, находчивость, стремление к солидарной деятельности, взаимоподдержи-вающее поведение, высокая скорость и гибкость мыслительных процессов и др. Выявление данных качеств должно начинаться при проведении специального профессионально-психологического отбора личного состава в подразделения противодействия терроризму, а затем их следует развивать в процессе обучения и воспитательной работы непосредственно в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности. Ведущая роль в этом принадлежит военным психологам, входящим в штаты воинских формирований.
Чтобы добиться эффективного противодействия терроризму силами воинских формирований, решающих задачи ВКО, необходимо организовать соответствующую качественную боевую учебу. Она должна быть конкретной и целенаправленной, с учетом опы-
та подготовки и действий специальных подразделений ВС РФ в ходе СВО, а также возможностей применяемого ТФ вооружения, тактики их действий, способов и приемов проникновения к охраняемым объектам, устройства террористических актов, засад, налетов и обстрелов.
Данная организаторская деятельность не так тривиальна, как может показаться на первый взгляд. Так, создание минно-сигнальных заграждений (МСЗ) на вероятных направлениях действий ТФ (возможно, и сил специальных операций противника) представляет собой вроде бы не очень трудную задачу. Грамотная и своевременная их установка является важной предпосылкой обеспечения надежной наземной охраны и обороны стационарных боевых порядков с крупногабаритными элементами, боевая готовность которых зависит от постоянного электроснабжения воинских формирований, особенно размещенных в горно-лесистой местности. Но для качественного решения данной задачи командир должен прежде всего правильно определить места (рубежи) установки МСЗ с учетом условий местности, порядок их прикрытия огнем взводных опорных пунктов, хорошо подготовить военнослужащих к выполнению данных мероприятий. Важно понимать, что эффективность противодействия ТФ во многом будет зависеть от умения личного состава воинского формирования своими силами решать инженерные задачи по фортификационному оборудованию элементов боевого порядка войск, ведущих ВКО.
В настоящее время для обеспечения надежной охраны и обороны боевых порядков воинских формирований, решающих задачи ВКО, активно внедряются технические средства различного типа (разведки, сигнализации, обнаружения и др.),
функционирующие на различных физических принципах. Профессиональная эксплуатация таких средств (систем) требует специальной подготовки личного состава. В связи с этим давно, на наш взгляд, назрела необходимость иметь в воинских формированиях штатное подразделение (группу), предназначенное для решения задач эксплуатации и боевого применения технических средств (систем) разведки и обнаружения, в том числе БПЛА.
В целях организации подготовки личного состава к решению задач противодействия терроризму требуется разработать специальную программу подготовки привлекаемых подразделений и их командиров, перечень специальных оперативно-тактических задач для обучения всех категорий личного состава грамотным действиям в кризисных ситуациях. Основными формами их боевой учебы должны стать практические занятия на местности.
Подготовку офицеров и прапорщиков для управления формированиями (подразделениями) противодействия терроризму целесообразно проводить в ходе специальных сборов, организованных в соединениях и объединениях, решающих задачи ВКО. Программой данных сборов следует предусмотреть изучение общей военно-политической и социально-экономической обстановки в районах боевых порядков воинских частей и тенденций их развития, возможностей возникновения ТФ, их предполагаемых состава, структуры, вооружения, возможных форм и способов действий, а также обмен опытом организации и реализации мер противодействия терроризму в различных физико-географических условиях и подготовки выделенных для выполнения этих задач подразделений.
В рамках сборов важно спланировать выполнение практических стрельб
из разных видов оружия, причем не только в тире, но и на полигоне — из различных положений в движении, с борта автомобиля (БТР) по движущимся целям, в том числе привитие навыков стрельбы по-македонски.
Необходимо с удовлетворением отметить, что в текущем году войска стали заниматься по новому курсу стрельб, которым, в частности, предусмотрено использование новых, более современных видов мишеней и определен усовершенствованный порядок выполнения упражнений. Теперь упор делается на внезапность появления целей и сложность мишенной обстановки, что продиктовано анализом опыта современных военных конфликтов.
Для создания на учебных полигонах и стрельбищах обстановки, максимально приближенной к боевой, стали применяться сотни различных усовершенствованных статических и динамических мишеней, имитирующих живую силу, огневые средства и бронетехнику потенциального противника. При этом управление мишенной обстановкой осуществляется с использованием радиоэлектронных средств, что позволяет в режиме реального времени создавать различные тактические эпизоды и контролировать поражение целей.
Предложения о необходимости данных нововведений были высказаны еще в 2006 году в монографии «Основы подготовки ведения антитеррористической деятельности»2, изданной в Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Многие ее положения уже широко внедрены в войсках, решающих задачи ВКО.
Анализ опыта современных локальных войн и вооруженных конфликтов свидетельствует, что бое-столкновения с ТФ, как правило, происходят на средних и даже коротких дистанциях. Это требует от военно-
служащих принятия быстрых решений, когда они находятся не в окопе, а перемещаются, действуют в группе, с заменой одного вида оружия на другой. В этих условиях должна сохраняться не только высокая интенсивность, но и точность стрельбы.
Кроме того, огневой контакт с ТФ носит преимущественно динамичный и скоротечный характер, отличается быстрой сменой обстановки и необходимостью принимать решения по внезапно возникающим задачам в минимальное время, причем не только командиру (офицеру, прапорщику) подразделения противодействия терроризму, но и отдельно взятому сержанту и солдату, особенно если боевое столкновение происходит в горно-лесистой местности.
В этой связи нельзя не упомянуть такое позитивное событие, как появление в июне 2020 года в РФ новой структуры — Общероссийской физ-культурно-спортивной общественной организации «Федерация армейской тактической стрельбы в России». Основная ее задача — объединить многочисленные военно-прикладные виды спорта в одну систему, с тем чтобы армейская тактическая стрельба стала комплексом упражнений по боевому применению различных видов огнестрельного, холодного оружия (метание ножа, лопаты) и рукопашному бою, поражению мишеней любой сложности на различных дистанциях, привитию навыков высокоскоростной стрельбы с оптимальной для данной быстроты точностью.
На наш взгляд, в данной организации прежде всего необходимо организовать обучение тех молодых людей, которые интересуются военной профессией, чтобы они могли отточить и проверить свои умения на различных соревнованиях, а потом прийти в ВС уже с твердыми навыками владения оружием и приемами рукопашного боя.
Для качественной подготовки военнослужащих и боевого слаживания подразделений, привлекаемых для противодействия терроризму, требуется кардинальное совершенствование учебно-материальной базы (УМБ). Практика оперативно-тактической подготовки офицеров и генералов в войсках, образовательной деятельности в военных учебных заведениях Министерства обороны РФ показывает, что нельзя пренебрегать таким проверенным элементом УМБ, как миниатюр-полигоны. Их использование позволяет наглядно, на реальном макете участка местности в районе боевого порядка воинского формирования отрабатывать задачи противодействия терроризму. В настоящее время такие элементы УМБ возможно и нужно формировать на основе 3D-моделирования.
Метод визуализации помогает выявить все скрытые подходы к боевому порядку, возможные пути (маршруты) проникновения ТФ, наметить наиболее целесообразные места размещения технических средств разведки, сигнализации и обнаружения, а также приоритетные направления сосредоточения усилий при организации противодействия терроризму. Наибольший эффект применение метода визуализации будет иметь, надо полагать, при действиях воинского формирования в горно-лесистой местности.
При организации противодействия терроризму важно определить силы и средства, с которыми необходимо поддерживать тесное взаимодействие. Прежде всего это относится к структурам Федеральной службы войск национальной гвардии, территориальных органов ФСБ, главных управлений МЧС, административно-территориальных образований РФ и др. Отработка вопросов организации взаимодействия с ними должна осуществляться заблаговре-
менно, в ходе плановых совместных тактико-строевых, тактико-специальных занятий, различных войсковых, командно-штабных учений и тренировок с созданием сложной поучительной обстановки.
Следует отметить, что при организации взаимодействия большое значение имеет тесное общение начальников штабов и оперативных отделов (отделений) частей ВКО с соответствующими должностными лицами воинских формирований других видов ВС, министерств и ведомств РФ. Как свидетельствует опыт, чем раньше устанавливаются личные контакты командиров (начальников штабов) разноведомственных, разновидовых сил и средств, тем оперативнее, проще и эффективнее решаются сложные вопросы и проблемы, требующие согласования и единого подхода. В этом случае, как никогда, личные амбиции командиров и начальников всех уровней не должны выходить за границы общей пользы.
После завершения комплекса мероприятий по подготовке войск (сил) к противодействию терроризму необходимо целенаправленно проконтролировать полноту и качество проведенных мероприятий, в том числе
проверить соответствие созданной (спланированной) системы борьбы с ТФ складывающейся обстановке в районах боевых порядков воинских формирований. Как известно из практики, такой контроль может осуществляться двумя способами: административно-сверочным и функциональным.
Административно-сверочный способ заключается в оценке соответствия планов и разработанных мероприятий нормативным требованиям, изложенным в руководящих документах. Данный способ (равно как и функциональный) является, по сути, традиционным и реализуется,
как правило, проверяющими всех уровней с учетом положений боевых уставов, различных распоряжений, директив и указаний. При этом фиксируются главным образом наличие и работоспособность планов, обоснованность и целесообразность разработанных мероприятий. Основа данного способа — профессиональное мнение инспекторов (проверяющих), которое позволяет судить о полноте и качестве разработанных планов и мероприятий. При отсутствии или плохом качестве тех или иных проверяемых элементов делается вывод о низкой эффективности организации противодействия терроризму.
Однако административно-свероч-ный способ не позволяет всесторонне оценить реальную эффективность организованного противодействия. Другими словами, удовлетворяющая на первый взгляд нормативным документам система может оказаться недостаточно действенной при практическом решении поставленных задач. Возможные причины — неадекватность (устаревание) самой нормативной базы, неверная оценка обстановки, некорректность поставленных задач, необоснованность выбора мероприятий, слабая подготовка личного состава к практическим действиям.
Функциональный способ контроля лишен многих недостатков административно-сверочного. Его сущность заключается в проверке эффективности противодействия в условиях, приближенных к реальным, т. е. в оценке функционирования созданной системы в динамике. В этом случае группа инспекторов вначале изучает задачи, решаемые воинским формированием в ходе противодействия терроризму, мероприятия по организации взаимодействия с привлекаемыми силами и средствами, возможности ТФ. После этого организуется имитация налета ТФ, в ходе
которого проверяются и оцениваются реальные действия подразделения по противодействию терроризму в условиях, максимально приближенных к боевым.
Подобной проверке могут предшествовать контрольные занятия по тактической подготовке с офицерским составом в виде тактических летучек или групповых упражнений в учебных классах и на местности, в ходе которых обучаемые выполняют конкретные мероприятия по организации противодействия терроризму и управлению подразделениями при отражении атак ТФ.
Таким образом, функциональный способ проверки организации противодействия терроризму позволяет определить его реальную эффективность с учетом человеческого фактора, а также выявить возможные недостатки не только в планировании, но и в подготовке личного состава к решению соответствующих задач. Одновременно данный способ создает основу для оценки правильности формулирования задач противодействия, реальных возможностей взаимодействующих сил и средств по их выполнению.
Конечно, функциональный способ контроля сопряжен с рядом трудностей и требует определенных финансовых затрат по сравнению с административно-сверочным, но зато он обеспечивает более объективную оценку созданной системы противодействия терроризму и обоснованное определение путей ее совершенствования.
Решая задачи подготовки войск (сил) к противодействию терроризму, необходимо учитывать, что любые акции современных ТФ, как показывает практика, хорошо продуманы и отличаются внезапностью. Поэтому важнейшее требование к организации борьбы с ними — заблаговременное принятие адекватных
мер, что обеспечивается организацией многофакторного мониторинга обстановки в районах размещения критически значимых с точки зрения безопасности страны объектов инфраструктуры, а также вблизи пунктов дислокации и боевых порядков воинских формирований ВС РФ.
Под мониторингом обстановки следует понимать не только сбор и обработку информации о социальной и политико-экономической ситуации в соответствующем регионе страны, приграничных государствах, но также оценку степени ее опасности и прогноз развития на ближайшую перспективу в зависимости от деятельности как отдельных личностей, так и существующих организаций различного типа.
Очевидно, что мониторинг обстановки относительно угрозы терроризма будет наиболее эффективным при условии своевременного вскрытия признаков, указывающих на ведение потенциальными террористами или их пособниками из местного населения разведки ядерно-опасных объектов, объектов с сильнодействующими ядовитыми веществами, энергосбережения, тепло-и водоснабжения, военной и социально значимой инфраструктуры, пунктов государственного и военного управления и т. п. Именно разведка данных объектов — один из важнейших этапов подготовки террористических актов.
На возможное ведение разведки в целях подготовки к совершению террористических актов могут указывать следующие основные признаки:
• участившиеся случаи выхода к объектам возможного террористического воздействия различных подозрительных лиц (особенно не из местных жителей) под видом грибников и ягодников, туристов, потерявшихся в лесных массивах граждан и т. п.;
• появление вблизи охраняемых объектов «по делам службы» без особых на то причин представителей аварийно-эксплуатационных служб, не внушающих доверия своим внешним видом и поведением, интересующихся составом и характеристиками технических средств обнаружения, наиболее значимыми и уязвимыми элементами в составе охраняемых объектов или боевых порядков воинских формирований;
• прибытие в места компактного проживания граждан некоренной национальности подозрительных лиц в качестве гостей, родственников, коммерсантов, и т. п., интересующихся предназначением, организацией охраны объектов, характером местности, наличием постов полиции, ГИБДД, маршрутами патрулирования военной автомобильной инспекции и др.;
• обращение в паспортные столы не внушающих доверия лиц за справками о местах проживания руководителей органов власти различного уровня, известных политических, военных и религиозных деятелей;
• внезапное исчезновение или убийство (самоубийство) действующих и уволенных в запас (отставку) представителей силовых органов, патриотически настроенных и бескорыстно выполняющих свои профессиональные обязанности;
• неожиданное обогащение (получение крупных денежных средств, ценностей, наркотических веществ и т. п.) лиц, проходящих службу в подразделениях охраны военных и критически важных инфраструктурных объектов;
• проведение митингов, собраний, шествий на дорогах как внутри административно-промышленных центров, так и между ними с экстремистскими, клеветническими и религиозно-националистическими требованиями и лозунгами;
• появление личностей без определенных занятий, а нередко и якобы
представителей СМИ, активно интересующихся взглядами, мнениями, настроениями местных жителей и высказывающих негативные, порой просто агрессивные оценки деятельности местных органов власти и государства в целом;
• радиоперехват вызывающей подозрения информации (переговоров не на местном диалекте, частый выход на связь неизвестных радиостанций, расположенных в непосредственной близости от охраняемых объектов и боевых порядков воинских формирований, с передачей данных о них и т. п.).
Руководители местных органов власти, силовых структур, начальники военных гарнизонов должны самым серьезным образом относиться к перечисленным и другим подобным признакам, не утрачивать бдительность оттого, что некоторые из них могут показаться малозначимыми, а вести их многофакторный анализ, чтобы определить степень опасности с точки зрения вероятности совершения террористических актов и их возможных масштабов. Пренебрежение, недооценка выявленных признаков или поверхностный их анализ могут привести к самым негативным, порой катастрофическим последствиям.
Подводя итог, следует отметить, что угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества остается одной из важнейших военных опасностей для РФ. В условиях ведения СВО на Украине данная угроза стала еще более очевидной и актуальной, требу-
ющей новых подходов и адекватных, своевременных, хорошо продуманных решений по ее нейтрализации.
Принимать эффективные, усиленные меры антитеррористической защищенности необходимо в отношении не только предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, критически важных и потенциально опасных объектов государственной инфраструктуры, но и пунктов дислокации, боевых порядков воинских формирований, решающих задачи ВКО страны, так как они являются первоочередными целями для различного рода террористов и сил специальных операций недружественных стран, в том числе националистических отрядов киевского режима. Повышению уровня их антитеррористической защищенности в определенной степени будет, на наш взгляд, способствовать реализация предложенного в настоящей статье комплекса соответствующих мероприятий в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Следует также подчеркнуть, что успешная реализация принципов эффективного противодействия терроризму требует от органов государственной власти, субъектов РФ, органов местного управления, командования военных гарнизонов, соединений и частей ВС серьезной целенаправленной организаторской работы, основанной на компетентности, ответственности, исполнительности, разумной инициативе, умении и смелости принимать важнейшие решения с элементами риска, обосновывать и при необходимости отстаивать их.
ПРИМЕЧАНИЯ 1 Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/23522/ page/1 (дата обращения: 06.06.2023).
2 Основы подготовки и ведения антитеррористической деятельности. Тверь: Тверская областная типография, 2006. 255 с.