Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ ВОЙСК К ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ'

О ПОДГОТОВКЕ ВОЙСК К ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ ВОЙСК К ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ ВООРУЖЕННОМ КОНФЛИКТЕ»

О подготовке войск к ведению боевых действий в высокотехнологичном вооруженном конфликте

Полковник К.А. ТРОЦЕНКО

В НОЯБРЕ 2006 года в Риге состоялось заседание совета НАТО на уровне глав государств и правительств. Одним из главных итогов саммита стало принятие документа «Всеобъемлющая политическая директива» (Comprehensive Political Guidance). В качестве главной цели альянса в директиве по-прежнему декларируется обеспечение коллективной обороны, однако теперь предусматривается использование военной силы для противодействия террористическим и другим ассиметричным угрозам не только в зоне ответственности НАТО, но и за ее пределами. При этом подчеркивается, что альянс должен быть способен проводить разные по масштабу и характеру операции по коллективной обороне и урегулированию кризисов с применением как обычных средств поражения, так и ядерного оружия в любых условиях обстановки и в любом регионе мира.

В соответствии с этими установками военно-политическое руководство НАТО в области развития своего военного потенциала намерено сосредоточить основные усилия на следующих направлениях:

формирование возможностей по развертыванию группировок войск для проведения одновременно нескольких операций в рамках решения задач коллективной обороны и урегулирования кризисов;

развитие системы управления НАТО, позволяющей обеспечить эффективное руководство группировками войск альянса при проведении операций в различных регионах мира;

наращивание мобильных возможностей войск, для чего в составе сухопутных сил стран-участниц планируется иметь не менее 40 % соединений и частей, подготовленных к решению задач на удаленных ТВД, при этом 8 % из них должны принимать участие в конкретных операциях или содержаться в высокой степени готовности к применению;

налаживание тесного взаимодействия в военной области между НАТО и Евросоюзом при ведущей роли первой;

подготовка объединенных вооруженных сил к проведению «экспедиционных» операций: в ходе работы саммита 15 европейских стран — членов НАТО приняли решение приобрести на условиях аренды по три-четыре самолета С-17 с перспективой увеличения их количества до двадцати единиц, создать штаб воздушных перевозок и подготовить необходимое количество экипажей; поддержаны планы семи стран закупить за десять лет для национальных ВВС около 180 широкофюзеляжных военно-транспортных самолетов А-400М производства европейского авиастроительного концерна EADS;

совершенствование высших руководящих органов НАТО, создание структур и механизмов для решения вопросов ведения разведки и обмена разведывательной информацией между странами-членами альянса;

развитие возможностей по противодействию терроризму, надежной защите вооруженных сил и объектов инфраструктуры НАТО от террористических актов;

обеспечение информационного превосходства НАТО, в том числе надеж-

ной защиты автоматизированных систем управления и связи от кибератак;

повышение возможностей войск по решению задач при применении оружия массового поражения в экстремальных природно-географичес-ких и городских условиях;

обеспечение надежной защиты личного состава.

Данные направления можно рассматривать как результат изысканий, ведущихся странами — лидерами НАТО в области национальной безопасности в целях достижения значительных и устойчивых преимуществ над потенциальным противником. Так, в США подобные исследования осуществляются в рамках «Программы реформирования ВВС» c 2002 года, а также концепции «Армия нового типа», приведенной в документе «Армейская перспектива — 2010» издания 2006 года. На основании данной концепции ведется разработка бронетанковой техники нового поколения по программе «Перспективная боевая система». В Великобритании аналогичные работы проводятся по программе «Перспективная система быстрого реагирования».

Все это означает, что страны НАТО ориентируют свои вооруженные силы прежде всего на подготовку к будущим вооруженным конфликтам высокой интенсивности, в ходе которых предполагается широко использовать высокотехнологичные вооружения.

Термины «высокотехнологичные вооружения» и «высокотехнологичный вооруженный конфликт» появились сравнительно недавно, и, к сожалению, еще не имеют выверенных, четких определений. Сформулировать понятие «высокотехнологичный образец вооружения» можно взяв за основу трактовку термина «технологичность изделия». Под ним следует, на наш взгляд, понимать образец вооружения, совокупность свойств которого обеспечивает его изготовление, ремонт и техническое обслуживание по наиболее эффективной технологии в сравнении с существующими и предполагает оптимальные затраты труда, материальных средств, времени в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта, включая подготовку образца к функционированию, контроль его работоспособности и профилактическое обслуживание. Соответственно высокотехнологичным вооруженным конфликтом можно считать вооруженное столкновение, преследующее частные военно-политические цели, характеризующееся концентрацией значительных усилий военной организации стран — участниц в районе конфликта и применением одной или всеми противоборствующими сторонами средств вооруженной борьбы, превосходящих по своей эффективности существующие образцы массового производства.

Развитие современной военно-политической обстановки свидетельствует о том, что Российская Федерация по-прежнему остается державой мирового значения — по крайней мере по своему геостратегическому положению и ресурсным запасам, и, как следствие, находится в центре событий глобального передела сфер влияния в мире. Имея одну из самых протяженных границ, РФ соседствует со странами, сильно различающимися по своему военно-экономическому потенциалу.

Характер возможных войн и вооруженных конфликтов с участием ВС РФ на Западе, Юге и Востоке в зависимости от военно-технического уровня сторон прекрасно проанализирован в статье В.В. Квочко-ва и Ю.А. Марценюка «О характере войн и вооруженных конфликтов с участием Российской Федерации»1. Однако, принимая во внимание намерение участников рижского саммита НАТО наращивать мобильные возможности войск, готовить свои ВС к проведению экспедиционных операций, а также оснащать сухопутные войска авиатранспорта-

1 Военная Мысль. № 2. 2002. С. 12.

бельными комплексами вооружений, необходимо обратить внимание на следующий момент. Противник, на стороне которого превосходство в количестве и качестве вооружения и военной техники, господство в информационной сфере, в космосе, в воздухе и на море, может в короткие сроки подготовить и развязать войну не только на Западе, но в любом регионе мира независимо от военно-экономического потенциала стран — участниц конфликта. Ярким подтверждением этого является развертывание группировки ВС США для участия в боевых действиях на территориях Афганистана (2001) и Ирака (2003).

Таким образом, нельзя исключать, что части и соединения Сухопутных войск РФ в обозримой перспективе могут стать участниками высокотехнологичного вооруженного конфликта — не только в зоне ответственности МВО и ЛенВО, но и на других стратегических направлениях, а также в ближнем зарубежье.

В настоящее время на страницах периодических военно-научных изданий проблемы строительства, применения и подготовки СВ обсуждаются довольно широко, но, к сожалению, на уровне, как правило, не ниже оперативно-тактического звена. И если вопросы участия частей и подразделений во внутренних вооруженных конфликтах, борьбы с иррегулярными вооруженными формированиями еще более-менее освещаются, то тактике их действий в высокотехнологичных конфликтах должного внимания не уделяется. Однако, именно подготовка воинских формирований тактического звена в настоящее время в наибольшей степени не соответствует современным требованиям, особенно в вопросах ведения вооруженной борьбы с технологически превосходящим противником. В этой связи актуальными становятся уроки войн в районе Персидского залива.

Можно много говорить о «полигонном» характере этих операций, но не может не настораживать тот факт, что в них потерпели поражение части и соединения сухопутных войск Ирака, вооруженные, организованные и обученные по образцу и подобию нашей армии. Следовательно, опыт этих операций необходимо тщательно изучать и обязательно учитывать в практике строительства и подготовки СВ. Так, одна из главных особенностей операции «Буря в пустыне» заключалась в том, что в заблаговременно выработанный замысел операции вносились существенные коррективы, адекватные изменениям общей оперативной обстановки, связанным в первую очередь с состоянием и характером действий иракской стороны2. Поскольку эти коррективы в конечном итоге приводили к успеху наступающих войск, можно сделать вывод, что такая гибкость в управлении стала возможной только благодаря высокой степени автоматизации процессов управления во всех звеньях и оптимизации количества организационных мероприятий при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

В этой связи представляется целесообразным в практике подготовки органов управления тактического звена СВ руководствоваться следующими основными требованиями.

Первое. Временные нормативы по организации боя привести в соответствие с теми практическими показателями, которые достигались коалиционными войсками в ходе войны с Ираком, а превышение этих показателей считать одной из основных задач при подготовке органов управления.

Второе. Оптимизировать количество организационных мероприятий при подготовке боя, сократив их количество до разумного наименьшего предела.

2 Зарубежное военное обозрение. № 4. 1991. С. 7.

Третье. Учитывая почти полное отсутствие средств автоматизации управления войсками в тактическом звене, разумно сократить количество разрабатываемых документов, как в боевой работе органов управления, так и при руководстве повседневной деятельностью войск.

К сожалению, новые боевые уставы издания 2004 года в этом плане довольно противоречивы. С одной стороны, в них четко прописано требование к органам управления оперативно реагировать на изменения обстановки и предоставлять инициативу подчиненным, но с другой — количество мероприятий по организации боя существенно возросло (21 мероприятие вместо 14—16 в боевых уставах издания 1989 года). Очевидно, что увеличение всевозможных докладов и заслушиваний в работе командира и штаба в современных условиях не приведет к повышению оперативности и гибкости управления. Не лучше в этом отношении выглядит и новое «Наставление по организации и проведению общевойсковых тактических учений». (Часть 2, батальон — рота) издания 2003 года, в соответствии с которым необходимо подготовить более 40 документов для проведения только одного ротного или батальонного тактического учения с боевой стрельбой. Зная, что практика повседневной боевой подготовки обязательно найдет свое отражение в стиле и методах работы командира и штаба по организации реального боя, можно прийти к безрадостному выводу: этой работе, скорее всего, будут сопутствовать излишняя заорга-низованность, бумаготворчество и, как следствие, волокита.

Другая особенность операции «Буря в пустыне» — широкое применение в полосах наступления соединений и объединений сухопутных войск специально созданных вертолетных рейдовых отрядов, представлявших собой воздушно-наземные тактические группы в звене рота-батальон, а также подразделения сил специального назначения, главная задача которых заключалась в дезорганизации систем управления противника. В этой связи напрашивается вывод, что в современном высокотехнологичном вооруженном конфликте пунктам управления придется нередко вести боевые действия как одному из элементов боевого порядка. Поэтому органы управления необходимо готовить не только к решению управленческих задач, но также к выполнению всего комплекса мероприятий по защите, охране и обороне пунктов управления в ходе боя.

На основании данного вывода можно определить некоторые новые подходы к совершенствованию организационных структур и подготовке органов управления тактического звена Сухопутных войск.

Во-первых, в настоящее время недостаточно одного только приближения организационно-штатной структуры, численности и укомплектованности штабов в мирное время к показателям военного времени. Для соответствующей подготовки органов управления, необходимо также содержать развернутыми все подразделения разведки, связи, охраны и обеспечения. В частях сокращенного состава этого можно добиться за счет численности линейных мотострелковых и танковых подразделений. Непозволительным является также, на наш взгляд, существующее ныне положение дел, при котором в частях сокращенного состава практически полностью укомплектованные оперативным составом органы управления в повседневной деятельности занимаются в основном уточнением и переработкой мобилизационных документов. Это приводит к снижению у офицеров штабов, начальников родов войск и служб уровня знаний, умений и навыков в обучении, воспитании личного состава и руководстве подчиненными подразделениями в бою. Между тем именно эти специалисты в настоящее время наиболее востребованы при ведении боевых действий в высокотехнологичном вооруженном конфликте и нуждаются в специфической и наиболее сложной подготовке.

Во-вторых, невозможно достичь высокого уровня подготовки органов управления без привлечения на учения и тренировки всей штатной техники. Однако в частях сокращенного состава основная часть ВВТ подразделений связи, разведки и управления, как правило, находится на длительном хранении, и для участия в КШУ можно вывести не более двух командно-штабных машин. В результате целые поколения офицеров штаба выросли на представлении о командном пункте как о палаточном лагере с заборами, туалетами, пожарными щитами, шлагбаумами и прочим «нужным» имуществом. Перегруженный таким имуществом командный пункт в ходе всего учения, как правило, остается неподвижен, а вопросы комплексного применения средств управления, грамотной их эксплуатации оперативным составом, скрытного перемещения и развертывания в новом районе, маскировки и защиты от ВТО остаются за рамками учений. Создается впечатление, что части и подразделения оснащаются не для того, чтобы иметь подготовленные органы управления, а просто для создания запасов неуклонно стареющего ВВТ.

В-третьих, имеющиеся примеры нарастания напряженности и развязывания вооруженных конфликтов, свидетельствуют о том, что в угрожаемый период не будет достаточно времени на длительную и обстоятельную подготовку органов управления, в ходе которой можно было бы достичь высокого уровня их слаженности. Ведь подготовка и содержание органов управления тактического звена в высокой степени готовности к организации боя и управлению войсками в условиях применения противником новейших высокотехнологичных вооружений является таким же сложным и дорогостоящим делом, как создание и содержание новейших комплексов вооружений. Кроме того, поскольку в ходе современных высокотехнологичных вооруженных конфликтов решающее значение приобретает достижение успеха в информационном противоборстве, органы и пункты управления становятся важнейшими объектами воздействия противника. Несложно спрогнозировать значительный их выход из строя, что предопределяет необходимость создания соответствующих резервов. В этих условиях части сокращенного состава СВ могут и должны представлять собой не только основу для отмобилизования СВ, но и своеобразный резерв для пополнения потерь и ротации оперативного состава в органах управления частей и соединений постоянной готовности, которым, вероятнее всего, предстоит приобрести первый боевой опыт на начальном этапе будущих вооруженных конфликтов. Неоспоримое достоинство частей и соединений постоянной готовности — высокий уровень боевой подготовки личного состава — органично может дополняться хорошим качеством подготовки органов управления и подразделений их обеспечения в частях сокращенного состава. Однако для достижения этой цели нельзя экономить на их подготовке, считая войсками «второго сорта».

Приведенные примеры, выводы и требования акцентируют внимание лишь на небольшой части проблемных вопросов в подготовке органов управления и указывают на необходимость всестороннего учета изменений, происходящих в области вооруженной борьбы. На основе изучения опыта современных войн и вооруженных конфликтов выявлены проблемы и во многих других сферах строительства, подготовки и применения СВ. Главным направлением их решения является повышение боевых возможностей частей и соединений Сухопутных войск.

Учитывая, что в ближайшие годы государство не имеет возможности провести широкомасштабную реорганизацию и переоснащение СВ,

подготовку соединений и частей к ведению боевых действий в высокотех-

нологичных вооруженных конфликтах целесообразно осуществить в два этапа.

На первом этапе (до появления экономических возможностей) в целях частичного снижения ассиметричных угроз при участии соединений и частей в возможных высокотехнологичных вооруженных конфликтах и определения направлений дальнейшей работы предусмотреть проведение следующих мероприятий.

Первое. Организовать широкое обсуждение путей и способов решения задач реорганизации СВ, особенно в звеньях батальон — полк — дивизия, в периодических военно-теоретических изданиях, таких как «Военная Мысль», «Армейский сборник» и др. К сожалению, в настоящее время в полковых библиотеках можно чаще встретить военно-патриотические издания с рассказами о подвигах русских богатырей, чем вышеуказанные издания. К тому же интерес у офицеров к данным журналам невысокий, поскольку на их страницах публикуются материалы в подавляющем большинстве стратегического или оперативного уровня, а следовательно, малопонятные и неактуальные для специалистов тактического звена управления. Как результат, огромная масса офицеров со своим служебным опытом, оригинальными взглядами на решения тех или иных проблем оказываются вычеркнутыми из процесса их обсуждения и поиска путей решения.

Второе. Осуществить целенаправленную проработку вопросов ведения боевых действий в ходе высокотехнологичных вооруженных конфликтах в ввузах СВ и в штабах всех степеней, до батальона включительно, в целях выработки единого, комплексного подхода к решению задач повышения боевых возможностей соединений и частей, подготовки обоснованных предложений в рамках существующих (изменяющихся) экономических возможностей государства.

Тр е т ь е — развернуть широкую рационализаторскую работу в войсках. На основании тщательно изученных и утвержденных соответствующими инстанциями рационализаторских предложений провести частичную модернизацию отдельных образцов снаряжения, средств жизнеобеспечения, ВВТ силами мастерских, ремонтных подразделений, частей и предприятий военных округов в рамках существующих материальных и технических возможностей.

Четвертое — уточнить направленность и методику подготовки войск на основе обобщения опыта войн в Персидском заливе (1991 и 2003).

На втором этапе (с появлением соответствующих условий), имея планы реорганизации, перевооружения и, главное, — понимание назревших изменений, начать практическую работу по решению следующих важнейших задач.

Первая: доведение имеющейся в СВ системы антитеррористической деятельности до уровня, позволяющего использовать ее для борьбы с силами специальных операций вероятного противника начиная с периода перевода войск с мирного на военное время и до момента, когда система территориальной обороны начнет функционировать в полном объеме. Наряду с этим усовершенствовать систему борьбы с противником в тылу своих войск.

Вторая: повышение мобильности войск, возможностей по ведению разведки, огневому поражению противника ракетными войсками и артиллерией, силами и средствами ближнего боя, рассматривая их как комплексы, позволяющие не только осуществлять разведку, управление и поражение, но и обеспечивающие маскировку, приемлемые условия жизнедеятельности личного состава при ведении автономных боевых действий.

Тр етья: достижение высокой степени эффективности противовоздушной обороны, систем управления, информационного противоборства, защиты войск и тактической маскировки.

Четвертая: совершенствование тылового и технического обеспечения войск в целях, прежде всего, повышения возможностей соединений и частей автономно вести высокоманевренные боевые действия.

Решать перечисленные задачи необходимо путем уточнения положений существующих уставов и наставлений, информатизации войск на всех уровнях, оптимизации организационно-штатной структуры соединений и частей, поэтапной многоуровневой модернизации существующих комплексов ВВТ, разработки и внедрения новых образцов, уточнения направленности и методики подготовки войск в ходе их повседневной жизни и деятельности.

Трудности экономического характера, задачи и проблемы, стоявшие перед нашим государством при разрешении труднейшего внутреннего конфликта, не позволяли в прошедшие годы реализовывать программы, аналогичные тем, что претворяются в жизнь в настоящее время в вооруженных силах США и Великобритании, и это лишь увеличило отставание в развитии Сухопутных войск и их несоответствие современным требованиям. Успех в вооруженном столкновении с противником, оснащенным высокотехнологичным вооружением и имеющим опыт его применения, не может быть на стороне тех, кто ориентирован лишь на борьбу с иррегулярными вооруженными формированиями. Не замечать отставания в боевых возможностях соединений и частей СВ, не обсуждать пути и способы их преодоления, не учитывать в подготовке войск опыт современных военных конфликтов, значит обречь свои войска на потери и поражения в будущих войнах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.