Научная статья на тему 'АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ СОВРЕМЕННОСТИ'

АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1722
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ СОВРЕМЕННОСТИ»

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ХХ-XXI вв. Щ

Опыт развития военного искусства показывает, что нет ни одной локальной войны и вооруженного конфликта современности, где бы не принимала участие армейская авиация. При этом прослеживается тенденция возрастания ее роли в вооруженной борьбе, что, несомненно, оказывало существенное влияние на характер ее боевого применения.

В предлагаемой вниманию читателей «Военно-исторического журнала» статье в хронологической последовательности приводятся основные этапы развития как нашей, так и зарубежной армейской авиации, что дает возможность проследить историю развития вертолетов и изменения в теории и практике их боевого применения.

О ОКОНЧАНИИ Второй мировой войны, с принятием на вооружение принципиально новых летательных аппаратов — вертолетов армейская авиация изменила свою материальную базу и перешла главным образом на винтокрылую технику (до 75—90 проц. вертолетов в боевом составе). На новой технической основе были созданы крупные формирования армейской авиации, изменился порядок управления и взаимодействия.

АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ СОВРЕМЕННОСТИ

Первый американский вертолет огневой поддержки АН-1 с ПТУР «Тоу»

Отечественный

транспортно-боевой вертолет Ми-24

Если после создания армейской авиации ее предполагалось применять в основном как вспомогательное, обеспечивающее средство вооруженной борьбы, то в конце 60-х годов прошлого века она превратилась в оперативно-тактическое средство, способное самостоятельно решать отдельные задачи в операциях и боевых действиях. Такими являлись, к примеру, десантно-огневые задачи, авиационная поддержка сухопутных группировок войск на поле боя и в ближайшей тактической глубине, воздушная разведка. Эти направления развития армейской авиации неизбежно получали апробацию в локальных войнах и вооруженных конфликтах, влияя на теорию и практику ее боевого применения.

Война в Корее (1950— 1953) явилась началом «вертолетной эпохи» и во многом определила место и роль армейской авиации в операциях и боевых действиях. В этой войне американское командование широко использовало вертолеты в составе соединений и частей сухо-

путных войск, ВВС и ВМС. Первыми основными задачами, возложенными на винтокрылую авиацию, были: поисково-спасательное обеспечение, эвакуация раненых и больных, высадка тактических воздушных десантов. Так, 9 сентября 1951 года было положено начало новой странице в боевом использовании вертолетов: впервые высажен тактический воздушный десант в Инчхоне. На 12 боевых вертолетах Н-19 в труднодоступный горный район была доставлена штурмовая группа в количестве 228 человек с 8 т боеприпасов. Высадку прикрывал истребительный заслон.

Впервые в военном искусстве применение вертолета в качестве огневого средства было отмечено в войне в Алжире (1954—1962) — французскими легионерами против повстанцев Фронта национального освобождения. Вначале в грузовой кабине вертолета СН-34 монтировались пулеметы. Однако их огонь был недостаточно эффективен. Поэтому в ходе поиска более мощного огневого средства вертоле-

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 1 2007

в

я

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ХХ-XXI вв.

»

ты SE-3160 «Алуэтт» стали оснащаться 20-мм автоматической пушкой «Маузер», а под фюзеляж подвешивались неуправляемые ракеты, что явилось в то время эффективным средством поражения наземных целей.

ВОЙНА во Вьетнаме (1959—1975) получила наименование аэромобильной войны из-за широкого применения США вертолетов. В этот период произошли коренные изменения в строительстве и боевом применении армейской авиации всех ведущих стран мира, включая и отечественную. Эти изменения прежде всего были связаны с зарождением новой оперативной формы применения группировок войск — аэромобильной операции и с началом активного использования боевых вертолетов на поле боя.

Аэромобильные операции в войне во Вьетнаме стали одной из основных форм боевых действий американских войск. Для их проведения создавались крупные аэромобильные тактические группы, состоявшие из одного—двух пехотных батальонов и батальона армейской авиации. Кроме того, в составе сухопутных войск США во Вьетнаме была впервые сформирована 1-я аэромобильная дивизия, имевшая в своем составе 434 вертолета. С 1967 года началось широкое использование американцами боевых вертолетов на поле боя. Для этого были созданы и получили массовое применение имевшие вооружение вертолеты типа UH-1 «Ирокез» и первый специализированный боевой вертолет АН-1 с комплексом ПТУР «Тоу». Вертолет с этого времени стал боевым средством, предназначенным для огневой поддержки наземных войск, что значительно повысило эффективность боевых действий.

В войне во Вьетнаме вертолеты вопреки сомнениям военных специалистов показали более высокую степень живучести в сравнении с самолетами. Последние в боевых условиях терялись гораздо чаще: на 25 проц. — при расчете потерь на опре-

деленное количество вылетов, и на 50 проц., если в качестве расчетной базы брать боевой налет в часах.

В 1970—1971 гг. в Лаосе и Камбодже американские вертолеты типа АН-1 впервые вступили в борьбу против танков, широко используя ПТУР «Тоу». Основной и наиболее выгодной оказалась тактика засад: вооруженные вертолеты на ожидаемом маршруте выдвижения танковых колонн находились на предельно малой высоте,

ПТУР «Тоу» в составе 3—5 АН-1 «Хью-Кобра». Впереди следовала группа разведки и управления на вертолете типа ОН-6А «Пуони», на котором находился командир со средствами управления. Рядом следовали два боевых вертолета подавления наземных средств ПВО. При приближении к цели ударные вертолеты набирали высоту с 20—50 м до 300—400 м и наносили точный удар по танкам. Для повышения эффективности боевых действий израильтя-

БОЕВЫЕ возможности армейской авиации, выявленные в период войны во Вьетнаме, а также военных действий США в Лаосе и Камбодже, обусловили ее последующее активное применение для авиационной поддержки сухопутных группировок войск

а при приближении танков на дальности до 1,5—3 км осуществляли подскок на высоту 100—200 м и с режима ви-сения осуществляли пуск ПТУР. После атаки место засады менялось. Этот тактический прием оказался очень эффективным, но потребовал в дальнейшем создания в структуре армейской авиации системы доразведки и целеуказания.

Новые боевые возможности армейской авиации, выявленные в период войны во Вьетнаме, а также военных действий США в Лаосе и Камбодже, обусловили ее последующее активное применение для авиационной поддержки сухопутных группировок войск. Вертолет с комплексом противотанкового вооружения придал армейской авиации статус основного огневого тактического средства.

ВхОдЕ арабо-израильской войны 1973 года возможность активного противодействия со стороны египетских и сирийских средств ПВО побудила израильтян усовершенствовать боевой порядок ударных вертолетов для борьбы с танками. В назначенный район высылались огневая группа вертолетов, вооруженных

не применяли постановку пассивных помех с помощью вертолетов. Таким образом, начиная с этой войны, армейская авиация стала активно вести радиоэлектронное противодействие.

На основании опыта боевых действий в период войны Израиля против Ливана 1982 года в строительстве армейской авиации стала предусматриваться целевая направленность боевого применения вертолетов, что потребовало трансформации разнородных боевых подразделений в однородные группы (подразделения): ударные, управления (ретрансляции), разведки, обеспечения, корректировки, десантные, транспортные и др. Вертолеты стали более широко применяться в сложных погодных условиях и ночью.

В ходе ирано-иракской войны (1980—1988) вооруженная борьба велась с массовым и эффективным применением советской вертолетной техники (на стороне иракских войск), что оказало влияние на дальнейшее развитие отечественной армейской авиации. В этой войне впервые применялись транс-портно-боевые вертолеты Ми-24 (в экспортном варианте — Ми-25), которые показа-

Ю.Ф. ПИВОВАРОВ, О.А. ПЕРВОВ. Армейская авиация в локальных войнах

в

к

ли высокую результативность в борьбе с наземными целями в сложных природно-климатических и боевых условиях. В одном из первых же боевых вылетов в сентябре 1980 года группа в составе восьми Ми-25, выпустив 22 ПТУРа, уничтожила 17 иранских танков американского производства. И такие случаи позже были не единичны.

Вертолеты Ми-25 в этой войне столкнулись с мощной и хорошо организованной системой ПВО противника, основанной на новых системах войсковой ПВО. В частности, на вооружении наземных войск Ирана состояли американские ПЗРК типа «Ред-Ай» и «Стингер», а также мобильные системы малокалиберной зенитной артиллерии. Это потребовало изменить концепцию боевого применения вертолетов в плане повышения их живучести и оснащения системами борьбы со средствами ПВО.

В ходе ирано-иракской войны впервые в военном искусстве произошли воздушные бои с участием вертолетов: 118 воздушных боев — между вертолетами и самолетами и 56 — между самими вертолетами (в том числе 10 между Ми-25 и AH-и «Си-Кобра»). Первый воздушный бой вертолетов состоялся у населенного пункта Дезфуль (Иран). Он оказался неудачным для Ми-25. Пара иранских AH-1J «Си-Кобра», неожиданно атаковав пару Ми-25, огнем ПТУР «Тоу» уничтожила их. В последующих воздушных боях были потеряны еще шесть Ми-25, но иранцы при этом потеряли десять AH-1J «Си-Кобра». Общее соотношение потерь было в пользу Ми-25. Всего за эту войну в воздуш-

Боевой всепогодный вертолет США АН-64 «Апач-Лонгбоу»

ных боях вертолетами Ми-25 во взаимодействии с вертолетами Ми-8 и S-341 «Газель» (французского производства) были уничтожены 53 вертолета и один истребитель F-4 «Фантом-М» противника.

Боевой опыт позволил выявить некоторые недостатки «летающей БМП» — вертолета МИ-25(МИ-24). Хотя он имел ощутимое превосходство в энерговооруженности и живучести, но был более крупной воздушной целью, чем тот же AH-1J «Си-Кобра»: на 25 проц. в боковой и 50 проц. в плановой проекции. Это заставило нашу вертолетную промышленность изменить концепцию вертолетострое-ния: с «летающей БМП» переключиться на «летающий танк». Такими вертолетами впоследствии стали боевые машины типа Ми-28 и Ка-50.

Существенные коррективы в строительство отечественной армейской авиации были внесены в ходе войны в Афганистане (1979—1989). Важным итогом этой войны, повлиявшим на дальнейшее строительство отечественной армейской авиации, явилась ее передача из Военно-воздушных сил в состав Сухопутных войск на правах рода войск. Этим шагом была ликвидирована двойственность подчинения армейской авиации Военно-воздушным силам и Сухопутным войскам, что тормозило ее организационное развитие и боевое применение.

В этой войне вертолеты проявили себя как высокоэффективное и мощное тактическое средство авиационной поддержки войск.

Ни одна военная операция не проводилась без участия армейской авиации. Без поддержки вертолетов войска несли необоснованно большие потери, и цели действий обычно не достигались.

ПОВЫШЕНИЕ роли армейской авиации в Афганистане можно проследить по динамике изменения ее вертолетного парка. Так, вертолетная группировка в составе ВВС 40-й армии увеличилась к концу войны по сравнению с начальным ее этапом в 3 раза: со 110 вертолетов до 331. В ходе войны также изменялся качественный состав группировки вертолетов. Если в начальный период боевых действий в ней насчитывалось 52 боевых вертолета, то к концу войны — 229 единиц. Распределение армейской авиации по боевым задачам представлено в табл. 1.

Таблица 1

Успешность выполнения боевых задач в значительной степени зависела как от природно-климатических условий, так и от состояния и эффективности системы ПВО противника. Это в свою очередь обусловливало необходимость повышения надежности авиатехники, мощности вооружения и боевой живучести, изменения организации боевой подготовки кадров, системы управления, взаимодействия и обеспечения. Иными словами, война в Афганистане затронула все области строительства армейской авиации.

В ХОДЕ ирано-иракской войны (1980 — 1988) вооруженная борьба велась с массовым и эффективным применением советской вертолетной техники (на стороне иракских войск)

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 1 2007

в

к

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ХХ-ХХ1 вв.

»

Таблица 2

В целях повышения живучести от воздействия ПЗРК противника вертолеты стали оборудоваться средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Так, на 1 января 1983 года средства РЭБ имели 82 проц. вертолетов, а после 1986 года уже 98 проц. Это позволило в значительной степени сократить боевые потери, о чем свидетельствуют данные табл. 2.

Для снижения потерь вертолеты перешли к полетам на предельно малой высоте и к ночным боевым действиям. Так, командир 181-го отдельного вертолетного полка полковник В.А. Белов для снижения потерь со второй половины 1980 года подготовил летный состав к выполнению ночных полетов. А при проведении операции «Тропа» (проводка колонн) вертолетчиками были успешно применены приборы ночного видения.

При эксплуатации вертолетов в особых условиях для исключения небоевых потерь (по оценке специалистов, в Афганистане они составляли до 60 проц. всех потерь) в 1 985 году учеными Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина Г.А. Самойловым и М.Н. Елькиным была разработана «Памятка по практической аэродинамике вертолетов Ми-8МТ и Ми-24», а в середине 1990-х годов в стенах этой же академии была выполнена НИР под руководством доктора исторических наук, профессора А.Г. Первова. Исследователи вскрыли основные причины этого вида потерь армейской авиации в вооруженных конфликтах и подготовили практические рекомендации по их исключению.

Следует отметить, что небоевые потери в сложных природно-климатических условиях характерны и для армейской авиации США. На-

пример, в операции многонациональных сил в Ираке «Буря в пустыне» (1991) коэффициент готовности вертолетов группировки войск, находившихся в Саудовской Аравии, составлял всего 0,4—0,6, тогда как на континентальной части США он достигал 0,9 и выше. Низкий коэффициент исправности объяснялся частыми отказами двигателей и бортового оборудования вертолетов из-за большой запыленности и высокой температуры наружного воздуха. В связи с этим армейская авиация США потеряла только в этом конфликте в авиакатастрофах около 25 вертолетов.

Определенное влияние на строительство и боевое применение армейской авиации оказал опыт, приобретенный в ходе боевых действий в Чеченской Республике. Вертолеты применялись в основном тех же типов, что и в Афганистане, однако имели место особенности, связанные с характером создания группировки армейской авиации, повышением ее роли в достижении целей боя и ростом значимости обеспечивающих действий.

Так, характер создания группировки армейской авиации в Чечне отличался от прежних конфликтов тем, что она формировалась на основе штатных частей и подразделений Северо-Кавказского

военного округа мирного времени. В 1994—1996 гг. она создавалась на основе разрабатывавшегося плана операции, в 1999 году — вынужденно и в кратчайшие сроки. В Чечне наблюдалось значительное повышение роли армейской авиации в достижении целей боя. Например, 22 марта 1996 года боевики при поддержке танков пытались деблокировать город Аргун со стороны Шали и Гудермеса, но появление армейских «вертушек» предопределило провал этой вылазки. Летчики армейской авиации ПТУРами «Штурм-В» уничтожили 9 танков и бронемашин, а авиационными ракетами и огнем стрелково-пушечного вооружения довершили разгром боевиков, начатый федеральными войсками.

Опыт боевых действий армейской авиации в Чечне показал необходимость выделения более значительных сил для ведения обеспечивающих действий. Количество обеспечивающих сил и средств по отношению к основной группе в боевом порядке существенно возросло: с 20—40 проц. по опыту боевых действий в Афганистане до 80—90 проц. — в Чечне. Иными словами, на пару вертолетов основной (ударной, десантной) группы требовалось до двух звеньев обеспечивающих сил. Возросла роль и высокоточного оружия. Произошел переход в решении задач армейской авиации от бомбоштурмовых ударов к точечным ракетно-пушечным ударам с применением ПТУР типа «Штурм-В» или «Атака». Удары наносились боевыми вертолетами Ми-24 и Ка-50 по разведанным объектам противника (складам, базам, учебным центрам).

ОПЫТ боевого применения армейской авиации в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности показывает, что в ее строительстве все более возрастает роль вертолетов с высокоточным вооружением и беспилотных летательных аппаратов

в

К

ВОЙНЫ и вооруженные конфликты начала XXI века подтвердили правильность курса на повышение роли армейской авиации в бою и сражении. Так, в военных действиях США в Афганистане (2001) и в Ираке (2003) нашел широкое применение американский ударный вертолет АН-64 «Апач-Лонгбоу», который может осуществлять целеуказание ударным группам в любых условиях обстановки, а также самостоятельно поражать цели. Это влияет на концепцию применения армейской авиации в общевойсковом бою, обусловливает необходимость глубокой модернизации имеющихся средств вооруженной борьбы.

Опыт боевого применения армейской авиации в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности показывает, что в ее строительстве все более возрастает роль вертолетов с высокоточным вооружением и беспилотных летательных аппаратов. Это, в частности, проявилось в период войны в зоне Персидского залива (1991), военных действий США и НАТО в Югославии (1999) и в антитеррористической операции в Афганистане (2001). Применение американской армейской авиацией новых систем высокоточного оружия позволило избежать привлечения крупных группировок наземных войск для проведения наступательных операций и свести потери личного состава к минимуму.

Таким образом, в локальных войнах и вооруженных конфликтах накоплен богатейший опыт боевого применения как зарубежной, так и отечественной армейской авиации. Он является основой для определения направлений ее дальнейшего строительства, оптимизации ее структуры, совершенствования основ боевого использования, улучшения вертолетной техники и вооружения, системы подготовки кадров.

Полковник Ю.Ф. ПИВОВАРОВ; майор О.А. ПЕРВОВ

ВОЕННОГО ИСТОРИКА

ш

Обложка книги

ТОЛЬКО ПАМЯТНИКИ ПРОЧНЫ,

КОТОРЫЕ СООРУЖАЕТ БЛАГОДАРНОЕ ОТЕЧЕСТВО»

СТЬ в наше время книги, которые становятся раритетом сразу же после выхода в свет. К таким изданиям, несомненно, следует отнести «Записки генерал-фельдмаршала Прозоровского»*, состоящие из воспоминаний полководца об его участии в Семилетней войне 1756—1763 гг., журнала о Русско-турецкой войне 1768—1774 гг. и впервые публикуемой родословной князей Прозоровских, охватывающей хронологический период с 862 до конца февраля 1790 года с включением 66 имен. Книга вышла под патронатом Федеральной целевой программы «Культура России». Предисловие написано кандидатом исторических наук А.К. Афанасьевым. Все три части книги сопровождаются интереснейшими комментариями, а также географическим и именным указателями. Сразу скажем, что труд этот, когда всё больше интереса проявляется к истории России, весьма своевременен, так как проливает свет на многие малоизвестные страницы отечественной истории середины XVIII века, а благодаря предисловию А.К. Афанасьева — знакомит читателей с «одним из образованнейших генералов своего времени», современнике и сподвижнике П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Г.А. Потемкина. Так уж случилось, что Прозоровский для потомков остался как бы в тени этих выдающихся людей, и сегодня для широкой публики, особенно молодежи, он практически не известен. А ведь он одним из первых генералов получил Орден Святого Георгия в 1770 году, в 1774 году — золотое (Георгиевское) оружие, а при Александре I возглавлял Георгиевскую думу.

Главная ценность «Записок...», несмотря на недоработки литературного плана, заключается в правдивом отражении событий тех далеких дней и в огромном количестве информации — во многом новой даже для специалистов — об одном из недостаточно изученных периодов отечественной военной истории.

*Записки генерал-фельдмаршала князя Александра Александровича Прозоровского (1756—1776). М.: Редакция альманаха «Российский архив», 2004. 784 с., ил.

А.В. ОСТРОВСКИЙ

российский генеральный штаб

и азия. 1800—1917

THE RUSSIAN GENERAL STAFF WD ASIA. 1ЕЩ-1917

Обложка книги

ОД ТАКИМ названием известный английский историк Алекс Маршалл издал в 2006 году на английском языке свою новую книгу*, в которой исследует роль русского Генерального штаба в укреплении позиций Российской Империи на Ближнем Востоке и в Средней Азии, т.е. там, где интересы двух империй — Британской и Российской исторически противостояли друг другу.

Автор на основе огромного количества источников рассматривает тактику деятельности русского Генерального штаба, направленную на укрепление военных позиций России на Кавказе, в Средней Азии и на Востоке, в том числе планы по контролю над черноморскими проливами и по экспедициям в Индию. Специалисты найдут в книге интересные сведения о зарождении в России офицерской элиты, русской тактике ведения боевых действий.

Поскольку Азиатско-Ближневосточный регион имеет для России стратегическое значение, надо полагать, что новая книга Алекса Маршалла будет востребована у российских историков и военных. Остается надеяться, что она скоро выйдет и на русском языке.

* Alex Marshall. The Russian General Staff and Asia, 1800—1917. London: Taylor&Francis Group, 2006. 274 p.

Ю.А. ЛИТВИНОВ,

студент Московского гуманитарно-экономического института

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 1 2007

* а л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.