Научная статья на тему 'Место и роль внутренних войск МВД России в государственной политике в сфере противодействия терроризму'

Место и роль внутренних войск МВД России в государственной политике в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
759
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ТАКТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЙСКОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богоносов М. В.

Современный международный терроризм по своим масштабам истепени интенсивности считается одной из самых острых и трудноразрешимых глобальных проблем. Для определения места и роли внутренних войск МВД РФ необходимо выявить следующие моменты: 1) реализация ВВ МВД РФ внешней функции в составе Вооруженных сил РФ исходя из Военной доктрины РФ и меняющихся геополитических реалий; 2) использование ВВ МВД РФ для решения внутриполитических проблем, в частности проблемы противодействия терроризму. Новым важным требованием к ВВ МВД РФ в противодействии терроризму является непрерывное и длительное воздействие относительно небольших группировок по скоплениям незаконных вооруженных формирований в локальных оперативных зонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль внутренних войск МВД России в государственной политике в сфере противодействия терроризму»

М.В. Богоносов

МЕСТО И РОЛЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ТЕРРОРИЗМУ

Современный международный терроризм по своим масштабам и степени интенсивности считается одной из самых острых и трудноразрешимых глобальных проблем. В прошлом веке исследователь проблемы терроризма Е.Э. Месснер писал: «Надо перестать думать, что война - это когда воюют, а мир - когда не воюют. Можно быть в войне, не воюя явно... Современная форма войны есть мятеж... Насилие (устрашение и террор) и партизанство - главные "оружия" в этой войне.» [1, с. 175].

Рассматриваемый как умышленная угроза национальной безопасности страны и государственной целостности терроризм посягает на жизненно важные интересы: 1) личности (личную и имущественную безопасность граждан России, их политические и социальные права и свободы); 2) общества (равноправие народов страны и защита их национальной самобытности, поддержание международного, межнационального и межконфессионального мира и согласия, обеспечение социальной справедливости в доступе различных общественных групп и территорий страны к ее материальным и духовным ресурсам); 3) государства (обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, защита конституционного строя, политической безопасности, обеспечение правопорядка и социально-политической стабильности, сохранение и развитие взаимовыгодных связей со странами СНГ и другими постсоветскими республиками, международная безопасность). Государственная политика противодействия терроризму в России начала формироваться относительно недавно и является ответом на вызов, брошенный нашему государству международными террористическими организациями.

Само понятие «противодействие терроризму» является собирательным и как функция органов государственной власти и органов местного самоуправления включает в себя следующие направления: 1) предотвращение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); 2) выявление, пресечение, раскрытие и расследование террористической акции (борьба с терроризмом); 3) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма [2].

В Концепции национальной безопасности России в связи с расширением НАТО на Восток и увеличением числа террористических актов во всем мире отмечается, что ввиду изменения геополитической обстановки в мире необходимо военное присутствие российских войск в наиболее важных регионах мира. Следует особо отметить, что большинство южных соседей России -государства исламистского толка, как и почти 30 % населения страны. Поэтому спецслужбы некоторых государств «.пытаются создать и закрепить свои позиции в кругах местной политической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь» [3, с. 51].

К основным внешним угрозам Военная доктрина относит в том числе международный терроризм, к внутренним - организованную преступность, терроризм, контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации. При этом именно вооруженные силы выступают как один из наиболее действенных силовых инструментов политики противодействия терроризму.

Широкомасштабное применение Вооруженных сил РФ (далее — ВС РФ) в контртеррористических операциях на Северном Кавказе показало необходимость анализа функций и предназначения отдельных родов войск российской армии. С того момента как руководство контртеррористическими операциями на Северном Кавказе было передано МВД России, совместно с другими правоохранительными органами ведется планомерная работа по ликвидации бандформирований и слому их боевого потенциала. Так, на сегодня на Северном Кавказе уже нейтрализованы около 800 бандитов, оказавших вооруженное сопротивление силам правопорядка, в том числе 130 главарей бандформирований и 24 эмиссара зарубежных террористических центров [4].

На наш взгляд, для определения места и роли внутренних войск МВД РФ (далее - ВВ МВД РФ) в политике противодействия терроризму необходимо выявить следующие моменты функционирования ВВ МВД РФ: 1) реализация ВВ МВД РФ внешней функции в составе Вооруженных сил Российской Федерации исходя из Военной доктрины Российской Федерации и меняющихся геополитических реалий; 2) использование ВВ МВД РФ для решения внутриполитических проблем, в частности проблемы противодействия терроризму.

На наш взгляд, при использовании ВВ МВД РФ для решения внутриполитических проблем речь идет, прежде всего, о привлечении данного рода войск к выполнению задач с использованием

вооружения не по их основному предназначению. Исключение составляет лишь участие в проведении контртеррористической операции, так как данная форма применения различных родов войск ВС РФ определена п. 15 раздела 2 «Военно-стратегические основы» Военной доктрины Российской Федерации. Соединения ВС РФ привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента РФ в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ [5]. Вооруженные силы, по решению Президента России, могут применяться во внутренних вооруженных конфликтах для пресечения деятельности незаконных вооруженных бандформирований, восстановления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности и стабильности, а также для борьбы с терроризмом и религиозным, политическим экстремизмом. Их применение вне мест постоянной дислокации допускается только с согласия руководителей групп оперативного управления (далее — ГрОУ) при антитеррористических комиссиях. Фактически данные группы зарекомендовали себя как структуры, способные оперативно и эффективно реагировать на террористические вылазки боевиков в Южном федеральном округе России. Так, именно ГрОУ при возникновении непосредственной угрозы нападения незаконных вооруженных формирований или угрозы диверсионно-террористических акций либо при совершении таких нападений и акций управляют на постоянно действующей основе силами и средствами, выделенными в их подчинение для предупреждения и пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических акций и ликвидации их последствий на территории Южного федерального округа.

В настоящее время ВВ МВД РФ - это войска, которые в повседневных условиях выполняют большой объем правоохранительных задач, являются инструментом обеспечения стабильности и безопасности нашего общества. Их основу составляют соединения и воинские части оперативного и специального назначения. Именно они выполняют важнейшие задачи в ходе реализации политики по борьбе с терроризмом в Северо-Кавказском регионе. Вторая составляющая внутренних войск -специальные моторизованные воинские части (СМВЧ), личный состав которых совместно с органами внутренних дел участвует в охране общественного порядка в крупных городах (несет патрульно-постовую службу и обеспечивает общественную безопасность при проведении массовых мероприятий). Третьей составляющей ВВ МВД РФ являются воинские части по охране важных государственных объектов, в том числе промышленных предприятий ядерного и химического комплексов.

Деятельность ВВ МВД РФ основывается на Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти. В соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» на ВВ МВД РФ возлагается решение следующих задач: 1) участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований; 2) участие в охране общественного порядка совместно с органами МВД; 3) охрана важных государственных объектов и специальных грузов; 4) участие в ведении территориальной обороны РФ; 5) оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы в охране Государственной границы РФ; 6) кроме того, федеральными законами на ВВ МВД РФ могут быть возложены другие задачи [6].

Внутренние войска МВД РФ, наряду с другими силовыми ведомствами, принимают самое активное участие в пресечении преступных действий экстремистов и террористов, бросивших открытый вызов российскому обществу. География применения сил и средств ВВ МВД РФ в противодействии терроризму достаточно широка: Сумгаит, Ереван, Баку, Тбилиси, Фергана, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, зона осетино-ингушского конфликта, Чечня. И сегодня именно внутренние войска помогают местным органам власти совместно с органами внутренних дел стабилизировать обстановку на Северном Кавказе - в Дагестане, Чечне, Ингушетии и других республиках [7]. Однако необходимо акцентировать внимание на том факте, что максимальная реализация применения потенциала внутренних войск МВД РФ в борьбе с терроризмом возможна лишь при умелом использовании ими адекватной действиям террористов тактики специальных войсковых действий.

По своему содержанию такие действия делятся на разведывательно-поисковые, разведывательно-ударные (различного вида засады, налеты, удары) и рейдово-штурмовые (скрытый рейд, маневр и блокирование, огневые мешки и засады, различные способы огневых ударов). Опыт ведения специальных действий убедительно подтверждает объективную необходимость приоритетного развития сил и средств специального и оперативного назначения, совершенствования организационно-штабной структуры и всестороннего оснащения воинских формирований для эффективного применения в политике противодействия терроризму. Основу создаваемых группировок войск должны составлять высокомобильные боеготовные соединения и воинские части оперативного назначения со своими органами управления и необходимыми запасами соответствующих материально-технических средств. Их боевую подготовку следует планировать и проводить с учетом будущего предназначения

(в частности, для контртеррористической деятельности) и физико-географических условий соответствующих регионов.

Кроме того, следует учесть то, что изменилась тактика террористов: во-первых, боевики от терактов перешли к диверсионной войне; во-вторых, основными способами вооруженного противодействия являются минирование маршрутов движения войсковых колонн, обстрелы из засад подразделений и объектов федеральных сил и правоохранительных органов; в-третьих, бандитские главари продолжают готовить террористические акции, направленные на дестабилизацию ситуации в регионе. Таким образом, отмечается смещение направленности их деятельности в сторону совершения диверсий на объектах инфраструктуры республик Северного Кавказа с целью нанесения максимального материального ущерба экономике.

Как следствие, те операции, которые сегодня выполняют ВВ МВД РФ на Северном Кавказе, -адресные, точечные. Произошел отказ от масштабных войсковых операций. Теперь противодействие терроризму осуществляется совместно с милицией, органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности. Оснащение внутренних войск, их техническое обеспечение в полной мере соответствуют выполняемым задачам.

Новым важным требованием к ВВ МВД РФ в противодействии терроризму является непрерывное и длительное воздействие относительно небольших группировок по скоплениям незаконных вооруженных формирований в строго определенных полосах действий и локальных оперативных зонах. При этом боевые действия целесообразно вести отдельными отрядами и группами, формируемыми по целевому предназначению, при значительной децентрализации управления и предоставлении более широких прав командирам частей и подразделений.

Результаты выполнения служебно-боевых задач в сложных условиях, в том числе и в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, свидетельствуют о возросшем мастерстве командиров, штабов и личного состава. Сегодня уже не ставится под сомнение уровень обученности воинских формирований ВВ МВД РФ, их умение самостоятельно и во взаимодействии с органами внутренних дел, другими силовыми структурами успешно выполнять боевые и другие задачи по обеспечению внутренней безопасности государства. С момента создания ГрОУ, в 2004 году, были доказаны их дееспособность, оперативность, значимость в политике противодействия терроризму и пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований. ГрОУ проведено около 4 тысяч специальных мероприятий, в ходе которых уничтожено более 220 боевиков. ГрОУ поддерживают тесный контакт с местным населением, действуют с применением всех возможных приемов разведки и маскировки.

На наш взгляд, для оптимизации применения ВВ МВД РФ в государственной политике в сфере противодействия терроризму необходимо решить следующие задачи:

- создать оптимальные по составу, численности и дислокации группировки ВВ МВД РФ в регионах страны, гарантирующие выполнение задач, стоящих перед МВД России, в обеспечении национальной и антитеррористической безопасности государства, для чего перевести ряд соединений и воинских частей на контрактный принцип комплектования личным составом;

- оптимизировать состав и структуры частей оперативного назначения, в том числе формирование воинских частей и подразделений, предназначенных и специально оснащенных для эффективного выполнения задач в горно-лесистой местности;

- усилить антитеррористическую защиту и надежность охраны важных государственных объектов и специальных грузов;

- оснастить ВВ МВД РФ специальной полицейской техникой и современными видами вооружения, в том числе нелетального действия;

- оптимизировать систему подготовки офицеров ВВ МВД РФ путем участия в мероприятиях по созданию межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического, тылового обеспечения, подготовки кадров, военного образования и военной науки с опорой на систему обеспечения, функционирующую в МВД России;

- повысить уровень взаимодействия с другими правоохранительными структурами и федеральными органами исполнительной власти в процессе противодействия терроризму;

- увеличить количество международных контактов и расширить военное сотрудничество с внутренними войсками государств СНГ, а также с аналогичными структурами государств дальнего зарубежья.

Концентрация усилий по оптимизации применения ВВ МВД РФ в борьбе с терроризмом на данных направлениях позволила бы ускорить процесс создания действенной политики по противодействию терроризму, не допустить переноса действий бандформирований на другие регионы Юга России, организовать упреждающие действия по выявлению причин и ликвидации очагов возникновения потенциально конфликтных ситуаций.

Обобщая анализ места и роли ВВ МВД РФ как составной части Вооруженных сил Российской Федерации, необходимо, прежде всего, отметить, что предназначены они для обеспечения военной безопасности страны военными методами - предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз. Таким образом, ВВ МВД РФ в составе ВС РФ являются активным субъектом политики противодействия терроризму, их действия направлены на охрану жизненно важных объектов, поддержание общественного порядка, поимку и ликвидацию одиозных лидеров, рядовых членов террористических организаций, криминальных групп, осуществляющих террор, уничтожение и разгром крупных вооруженных бандформирований и всей инфраструктуры террора.

Литература

1. Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е.Э. Месснера. М.: Русский путь, 2005.

2. Статья 3 Федерального закона № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года // Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями. Научные статьи. М.: Эксмо, 2007.

3. Миссионеры с турецких берегов // Независимое военное обозрение. 2008. № 1.

4. Интервью заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции Аркадия Еделева // Щит и меч. 2006. № 24.

5. Пункт 2 ст. 9 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года // Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями. Научные статьи. М.: Эксмо, 2007.

6. Статья 18 Федерального закона № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711.

7. Внутренние войска воюют уже 20 лет // Независимое военное обозрение. 2007. № 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.