Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кущ Сергей Игоревич

Подходы и направления организаторской деятельности командиров Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) при решении задач противодействия терроризму в назначенных зонах ответственности и развития системы управления противодействием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING COUNTERTERROR MEASURES IN STRATEGIC MISSILE FORCES DAILY EFFORT

The author presents approaches to and trends in organizational activity of Strategic Missile Forces commanders in countering terrorism in the assigned responsibility zones and in solving the task of developing a counteraction control system.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Организация противодействия

терроризму в повседневной деятельности Ракетных войск стратегического назначения

Подполковник С.И. КУЩ

АННОТАЦИЯ

Подходы и направления организаторской деятельности командиров Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) при решении задач противодействия терроризму в назначенных зонах ответственности и развития системы управления противодействием.

ABSTRACT

The author presents approaches to and trends in organizational activity of Strategic Missile Forces commanders in countering terrorism in the assigned responsibility zones and in solving the task of developing a counteraction control system.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Противодействие терроризму, террористические угрозы, органы управления и силы противодействия терроризму, система комплексной безопасности.

Countering terrorism, terrorist threats, counterterrorism control bodies and forces, integrated security system.

В СОВРЕМЕННОМ мире продолжают возрастать масштабы террористических угроз, совершенствуются способы и методы действий террористов и их пособников, расширяется состав террористических организаций, развиваются системы вооружения и оснащение террористов, видоизменяется направленность террористических атак. Органы ФСБ и МВД России постоянно выявляют и успешно пресекают попытки зарождения деятельности террористов и их пособников в подготовке и совершении ими террористических актов. Тактика их действий постоянно видоизменяется, смещая акценты возможных террористических воздействий на объекты хранения оружия и боеприпасов, опасных веществ, взрывоопасных предметов, ядерных материалов и оружия, т. е. на объекты, воздействие на которые будет иметь максимальный общественный и политический резонанс.

В условиях высокого уровня тер- и начальников во многом будет опре-

рористических опасностей и угроз деляться эффективностью рабо-

организация управленческой дея- ты подчиненных органов военного

тельности командующих, командиров управления, соединений, воинских

частей и организаций РВСН по противодействию терроризму и защите ядерных объектов. Многолетний опыт работы командования РВСН показывает, что основой деятельности командиров и начальников по предупреждению возможных террористических проявлений должно быть:

• постоянное знание обстановки в районах расположения подчиненных войск и военных объектов;

• непрерывное взаимодействие с органами ФСБ, МВД, МЧС России,

ФС Росгвардии и местного самоуправления (рис. 1);

• продуманное планирование и необходимое профилактическое взаимодействие с органами местной власти;

• поддержание в высокой готовности сил, назначенных для противодействия терроризму;

• устойчивое и непрерывное управление силами и средствами на различных этапах развития обстановки, связанной с возможными террористическими актами.

Рис. 1. Схема организации взаимодействия при совместном решении задач противодействия терроризму

Основные обязанности командиров и начальников изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федера-ции1. Обязанности по организации противодействия терроризму данным нормативно-правовым актом определены для командира полка, начальника гарнизона и старшего военного городка. Кроме того, функции по организации противодействия терроризму в перечне задач командиров воинских частей и подразделений кратко упоминаются в Методических рекомендациях по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Феде-

рации2. Несмотря на реальную угрозу, объемность и разносторонность возможных проявлений терроризма, задачи обеспечения безопасности функционирования военных объектов от воздействия террористов для должностных лиц полка (органа военного управления воинской части, подразделения) не определены. Назрела объективная необходимость детализации организаторской деятельности по противодействию терроризму — наделение конкретных исполнителей, компетентных и узконаправленных специалистов соответствующими должностными обязанностями.

Руководством по противодействию терроризму в Вооруженных Силах

Российской Федерации3 установлено два принципа управления противодействием терроризму: территориальный и экстерриториальный (рис. 2).

Экстерриториальный принцип включает:

• организацию подготовки и обеспечения в подчиненных объединениях, соединениях, воинских частях и на военных объектах готовности выделенных сил и средств к террористическому противодействию;

Шштни

ВйППСК К

Территориальный принцип — организация противодействия всему спектру терроризма — от самой деятельности до управления практическими действиями органов управления, сил и средств, предназначенных для противодействия терроризму.

Опыт практической работы в соединениях, воинских частях и организациях ВС РФ позволил определить весь спектр задач противодействия терроризму должностным лицам органов военного управления, командирам (начальникам) соединений, воинских частей и организаций РВСН при учете особенностей дислокации

• организацию и контроль состояния антитеррористической защищенности военных объектов;

• контроль проведения предупредительно-профилактических мероприятий в подчиненных органах военного управления, объединениях и на территории военных объектов;

• контроль выполнения мероприятий, вводимых режимом усиления противодействия терроризму на подчиненных военных объектах.

рф

и эксплуатации находящихся на вооружении различных технических и автоматизированных систем охраны, а также стратегических ракетных комплексов в целом (рис. 3).

Результаты этой работы реализованы в разработанной штабом РВСН «Системе анализа и периодичности выполнения задач противодействия терроризму должностными лицами». Каждому должностному лицу в ней определены направления его деятельности. Так, командир осуществляет общее руководство; начальник штаба — планирование и контроль; заместитель — готов-

Главнокомандующие ии/шми ВС" РФ,

ИШ1Ш!1ЮШ1К роШЧН .....К 1, ВС РФ,

руководители ЦОВУ

Комнсиунниис вшккыми попитою округи :н:|'| ' 1,1.1- - ; | {1111 проинвдсЦс 1Ш1Н 11'рроришу)

Комлпднр ВОЛ11ГКОЙ 'I IГ III IНИМ 1111IIIМП. 0[|[ 11Ш ЦНИИ ВС РФI -

II I 'I I 1.11 IIК I ¡фИИЛОПЯ

Функционал по рргантацнн

11/111IIIII гл|! .ч'и лIГ ,1и Ш. /И '/'И ' Ч |

Заместители командира воинской части {соедннсинн, орган шли ни ВС рф) •1ЙЧЯЛЫМ1К11 служб 1С».111К И И (

I 110ЛЧИ11МШЫС соеянншня, :ис част» (подразделения) ирг ИНН липни ВС РФ

А_ Орган/нация _Ь

| ШШ ~I выполнения уадач

по пинии \

ответственности

Оперативно подчиненные СОШИШСНИЯ, воинские член (подразделения) м оргл шинни н I

Территориальный принцип управления противодействием терроризму

Экстерриториален ми принцип у при, противодействием террор и ьи

Рис. 2. Организация управления противодействием терроризму в назначенных зонах ответственности

Рис. 3. Многоплановость задач противодействия терроризму в Вооруженных Силах Российской Федерации

ность личного состава к выполнению задач; заместитель по вооружению — поддержание в исправном состоянии и готовности к применению вооружения и военной техники, а также боеприпасов и индивидуальных средств бронезащиты. По линии ответственности организуют обеспечение: заместитель по тылу — положенным обмундированием, питанием, материальными средствами по линии тыла; заместитель по военно-политической работе — наглядным материалом (пособиями); начальник медицинской службы — медикаментами и медицинскими средствами; начальник связи — радиосредствами; начальник инженерной службы — приборами радиационной и химической разведки, индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожных покровов; начальник инженерной службы — приборами инженерной разведки. Кроме того, начальники служб РХБ-защиты, инженерной, медицинской и связи отвечают за подготовку специалистов по линии ответственности; заместитель

по военно-политической работе — за разъяснительную работу и организацию дополнительных занятий и инструктажей по порядку действий при возникновении террористических угроз. К обучению и проверкам готовности воинских формирований при выполнении задач по предназначению привлекаются также должностные лица профильных специалистов.

Схема распределения обязанностей в основном определена, но в то же время, учитывая непредсказуемость направленности террористических угроз, она может оперативно видоизменяться. Например, при террористических атаках на критически важные военные объекты — арсеналы, технические ремонтные базы, ремонт-но-технические базы с находящимся ракетным и специальным вооружением, боевые стартовые позиции — в состав оперативных групп «Антитеррор» могут включаться специалисты отделов и служб ядерной безопасности и ядерного обеспечения, инженерной и других служб.

В условиях возрастания террористических угроз комплекс мероприятий по выполнению задач противодействия терроризму направлен на решение главной задачи — недопущение совершения террористических актов на объектах РВСН с гибелью или ранением военнослужащих и гражданского населения военных городков. Опыт практической работы должностных лиц органов военного управления, командиров (начальников) соединений, воинских частей и организаций РВСН при решении задач противодействия терроризму реализован в разработанной штабом РВСН «Системе анализа и периодичности выполнения задач противодействия терроризму должностными лицами». Каждому должностному лицу в ней определены направления его деятельности.

Для понимания обязанностей и периодичности выполнения мероприятий противодействия терроризму Командованием РВСН и органами военного управления разработана и внедрена система ответственности должностных лиц при решении вопросов их организации и обеспечения, определена и периодичность анализа степени их выполнения. Спланированные задачи и периодичность (сроки) их выполнения отражены в «Системах работы каждого должностного лица». Эта система и периодичность выполнения должностными лицами обязанностей ежегодно уточняются или перерабатываются с учетом прогнозных оценок появления новых опасностей и угроз, накопленного опыта работы при подготовке к следующему периоду обучения. Такой подход обеспечивает учет задач противодействия каждым руководителем и исполнителем, позволяет творчески подходить к решению должностных задач и исключить шаблонность. При этом учитываются не только общие задачи, поставленные на период обучения и календарный год, но и специфические особенности их решения.

Качество организаторской работы, как правило, оценивается в ходе контрольных проверок. При их оценке по направлениям противодействия: ядерной, экологической,

информационной и иной безопасности — в состав рабочей группы включаются соответствующие специалисты. Такой подход обеспечивает более глубокое изучение состояния дел, вскрытие проблем как по общим, так и по отдельным узконаправленным вопросам.

При выявлении имеющихся недостатков и проблемных вопросов важно оказывать помощь командирам в определении их причин и порядка устранения. При этом не исключается территориальный принцип управления с привлечением командования воинских частей и руководителей военных объектов, подчиненных территориальным и местным гарнизонам. Важно контролировать своевременность и правильность выполнения предупредительно-профилактических мероприятий в повседневной деятельности. При выполнении мероприятий режимов усиления противодействия терроризму организуется контроль своевременного приведения в готовность оперативной группы «Антитеррор». Данные требования закладываются в проектируемые программно-аппаратные комплексы. В настоящее время контроль и руководство противодействием терроризму заложены в единый контур системы центров комплексной безопасности военных объектов РВСН.

На практике подходы к противодействию терроризму отрабатываются и совершенствуются в ходе командно-штабных учений, тренировок и других мероприятий (рис. 4, 5, 6). Они позволяют выявлять реальное состояние дел и принимать своевременные и действенные меры по устранению имеющихся недостатков, распространять положительный практический опыт и в целом — способствуют достижению целей противодействия терроризму.

В перспективе приведенный выше по тексту подход в распределении

обязанностей каждому должностному лицу будет реализован в формируемом в РВСН программно-аппаратном комплексе поддержки и принятия решения. Подход к организации противодействия терроризму с обеспечением максимального охвата задач также будет заложен в развивающейся системе комплексной безопасности военных объектов на всех звеньях управления. Цель применения данной системы — обеспечение надежной защиты военных объектов от негативных воздействий террористического характера и их

Рис. 4. Выполнение мероприятий

по отражению нападения на пункт постоянной дислокации ракетного полка

Рис. 5. Отработка задач по отражению нападения на боевую стартовую позицию ракетного полка

Рис. 6. Тренировка по блокированию подступов к военному объекту

последствий интеграцией существующих и разрабатываемых автономных систем.

При формировании исходных данных для проектирования систем комплексной безопасности объектов РВСН от воздействия терроризма предлагается включить следующие подсистемы: наблюдения, контроля, досмотра и управления доступом на объект; охранной, тревожной и пожарной автоматической сигнализацией; защиты информации, оперативной связи и оповещения; управления инженерными коммуникациями зданий и сооружений; контроля пространства верхней полусферы; противодействия беспилотным летательным аппаратам и роботизированным комплексам и другие. Комплексное применение перечисленных подсистем, существующих в настоящее время как в виде отдельных, так и в виде разрабатываемых, позволит автоматизировать процесс контроля безопасности объекта или прилегающей территории; обеспечить оперативность обработки полученной от разных источников информации для принятия решения на применение сил, выполняющих задачи обеспечения безопасности военного объекта от терроризма.

В условиях возрастания террористических угроз комплекс мероприятий по выполнению задач противо-

Подход к организации противодействия терроризму с обеспечением максимального охвата задач будет заложен в системе комплексной безопасности военных объектов и реализован в формируемом в Ракетных войсках стратегического назначения программно-аппаратном комплексе поддержки и принятия решений.

действия терроризму направлен на решение главной задачи — недопущение совершения террористических актов на объектах РВСН с гибелью или ранением военнослужащих и гражданского населения военных городков.

Изложенные подходы в выполнении задач противодействия терроризму, связанные с конкретными обязанностями соответствующих должностных лиц, продуманной и выверенной периодичностью выполнения спланированных мероприятий, способствуют своевременному и правильному их решению.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года №1495.

2 Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, службы

войск и обеспечения безопасности военной службы, введены в действие Указаниями первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 205/2/585.

3 Руководство по противодействию терроризму в Вооруженных Силах Российской Федерации, введено в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 мая 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.