Научная статья на тему 'О мероприятиях, проводимых при противодействии терроризму по плану национального антитеррористического комитета'

О мероприятиях, проводимых при противодействии терроризму по плану национального антитеррористического комитета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
773
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ / МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ГРУППИРОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корабельников Александр Андреевич

Статья посвящена организации противодействия терроризму: показан порядок формирования подразделений, организации обороны и выявления угроз. Автор делает выводы о недостатках российских СМИ в освещении темы терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мероприятиях, проводимых при противодействии терроризму по плану национального антитеррористического комитета»

УДК 335.03/335.359

О МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОВОДИМЫХ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ ПО ПЛАНУ НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА

А. А. Корабельников

Академия военных наук Российской Федерации

Статья посвящена организации противодействия терроризму: показан порядок формирования подразделений, организации обороны и выявления угроз. Автор делает выводы о недостатках российских СМИ в освещении темы терроризма.

Ключевые слова: противодействие терроризму, контртеррористическая операция, воинские формирования, межведомственная группировка.

Как известно, в 2009 году официально снят режим контртеррористической операции в Чечне, т. е. формально прекращена вторая чеченская война. Однако мир в регионе не наступил. Напротив, война расползлась по стране и приняла самые дикие террористические формы. А на Северном Кавказе столкновения вооружённых формирований с силами правоохранительных органов происходят почти каждый день. Причём интенсивность столкновений не спадает, а нарастает. Естественно, число жертв с той и другой стороны ежегодно исчисляется сотнями.

Сразу оговоримся, что Федеральным законом «О противодействии терроризму» определена сущность данного явления. «Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением насилия и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Федеральный закон «О противодействии терроризму» устанавливает основные правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. В нём чётко определены понятия о «терроризме», «террористической деятельности» и о «противодействии терроризму». Очень важно, что теперь противодействие терроризму рассматривается как деятельность государства и общества по трём основным

направлениям: профилактике терроризма (выявление и устранение причин, порождающих терроризм и позволяющих совершать террористические акты); борьбе с терроризмом (проведение специальных мероприятий по выявлению, пресечению, предупреждению, раскрытию и расследованию террористических актов); минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.

Правовые и организационные основы применения Вооружённых сил Российской Федерации определены Указом Президента РФ от 14 июня 2012 года № 851, позволяющим не доводить критическую ситуацию без воздействия на неё до введения правового режима контртеррористической операции, а путём последовательного проведения комплекса мер и временных ограничений стабилизировать социальную обстановку в районе (объекте).

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности на отдельных участках территории (объектах) Российской Федерации: повышенный («синий») - при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта; высокий («жёлтый») - при наличии подтверждённой информации о реальной возможности совершения террористического акта; критический («красный») - при наличии информации о совершённом террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

Решение об установлении, изменении или отмене повышенного («синего») и высокого («жёлтого») уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) принимает председатель антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации по согласованию с руководителем территориального органа безопасности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

С объявлением повышенного уровня террористической опасности руководитель контртеррористической операции определяет состав её руководства. По мере обострения социально-политической обстановки руководитель контртеррористической операции определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включённых в его состав. Руководитель оперативного штаба определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции и после утверждения состава межведомственной группировки сил и средств приступает к разработке плана проведения контртеррористической операции и привлечению к участию в работе оперативного штаба иных лиц. Важной составляющей плана является подготовка приказов (распоряжений) по осуществлению мер и временных ограничений соответствующим силам и средствам и организации взаимодействия между ними.

Для проведения контртеррористической операции создаётся группировка сил и средств, в состав которой включаются подразделения, воинские части и соединения вооружённых сил, подразделения других войск и воинских формирований и органов.

Межведомственная группировка - совокупность постоянной готовности общевойсковых формирований Вооружённых сил Российской Федерации, подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расположенных на стратегических направлениях или в очагах конфликтов и предназначенных для решения оборонных задач по обеспечению военной безопасности государства.

Наиболее сложной и ответственной задачей в деятельности руководителя оперативного штаба контртеррористической операции и командира общевойскового формирования будет являться заключение контрактов с гражданами о пребывании в резерве и подготовке их к военной службе, а возможно, и мобилизация для её исполнения. Данная

задача решается на основе положений Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва». При повышенной угрозе террористической опасности целесообразно выдавать мобилизационные предписания, повестки резервистам, назначенным для исполнения командных должностей. Такой подход позволит осуществить подготовку гражданина к исполнению обязанностей военной службы по соответствующей воинской должности в составе структурного подразделения межведомственной группировки войск к моменту объявления критического уровня террористической опасности.

Объектами, на которых может быть введён правовой режим контртеррористической операции, являются: отдельные участки местности, транспортные средства, здания, строения, сооружения, помещения и прилегающие к ним территории; группа зданий, учреждений, населённый пункт; субъект федерации.

Способы действий подразделений в контртеррористической операции определяются её руководителем, исходя из сложившейся обстановки (характера и интенсивности массовых беспорядков, размеров района, охваченного массовыми беспорядками, размеров, конфигурации и характера застройки места, где проводится контртеррористическая операция), наличия сил и средств, времени года и суток, состояния погоды.

На этапе зарождения массовых беспорядков общевойсковые формирования могут привлекаться к их предотвращению, действовать в составе войсковых нарядов, осуществляющих патрулирование в местах возможной эскалации массовых беспорядков, при этом принимаются под войсковую охрану объекты, на которые нацелены противоправные действия или которые могут стать объектом преступных посягательств.

При дальнейшем развитии массовых беспорядков основными способами действий общевойсковых формирований, привлечённых к контртеррористической операции, являются: блокирование участников массовых беспорядков, рассредоточение (вытеснение) их, изъятие организаторов (активных участников); действия маневренных групп на определённых маршрутах (в районах) по рассредоточению групп нарушителей общественного порядка, воспрещению скопления правонарушителей возле вероятных объектов противоправных действий; охрана объектов, на которые направлены преступные посягательства; несение патрульно-постовой службы в районах, прилегающих к району проведения контртеррористической операции.

По завершении вытеснения толпы силы и средства межведомственной группировки войск частью

сил выполняют задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в прилегающих к месту проведения контртеррористической операции районах, частью сил выводятся в резерв руководителя оперативного штаба.

Наращивание состава межведомственной группировки войск в период выполнения дополнительных мер по обеспечению безопасности, характерных для повышенного и высокого уровней, может быть осуществлено за счёт подразделений сил быстрого реагирования (1-2 отдельных десантно-штурмовых батальона), мотострелковой бригады (батальона), перегруппированной из другого региона или сформированной на основе прибывшего в данный субъект мотострелкового батальона. Наиболее сложным, но крайне необходимым мероприятием должно быть формирование воинских частей на основе мобилизационных людских резервов административного центра (не менее двух стрелковых полков), подразделений на основе административных центров районов, посёлков городского типа (в каждом до стрелкового батальона).

Очень важным мероприятием является формирование подразделений на основе сельских управ (стрелковых взводов, рот). Воинские формирования других войск и органов структурных изменений не претерпят (так как будут находиться в состоянии активного противодействия противоправной деятельности оппозиции). Сложный комплекс задач по объёму и масштабу должен быть проведён военным комиссариатом. Так, кроме формирования воинских частей им будут проводиться мероприятия по созданию сил территориальной обороны (планирование территориальной обороны, создание подразделений самообороны, подготовка допризывной молодёжи и др.).

Пристальное внимание руководства контртеррористической операцией должно быть обращено на создание казачьих формирований (создание органа управления казачьими формированиями, формирование подразделений по месту проживания казаков).

Обеспечение мер и временных ограничений на территории, в пределах которой введён критический уровень террористической опасности, предусматривает патрулирование, осмотр участков и объектов, где могут находиться нарушители общественного порядка, может складироваться оружие и боеприпасы; постоянное наблюдение за определёнными участками территории, где может создаваться взрывоопасная обстановка, а совместно с другими войсками - блокирование (оцепление) отдельных районов, объектов, улиц и населённых пунктов.

Для осуществления дополнительных мер по обеспечению безопасности по мере размещения в районе базирования общевойскового подразделения создаваемой межведомственной группировки могут применять: заставы - для охраны объектов

на коммуникациях; заслоны - для прикрытия подходов к населённым пунктам, важным государственным объектам; группы охраны и сопровождения - для охраны и сопровождения транспортных колонн, железнодорожных эшелонов; караулы - для охраны важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населённого пункта; группы оцепления (контрольно-пропускные пункты, заслоны, патрули); группы охраны общественного порядка (комендантские патрули, комендантские посты, маневренная группа); группы прикрытия (охранения). Для решения внезапно возникающих задач могут создаваться резервные группы. Войсковым нарядам могут определяться дополнительные задачи по контролю за соблюдением введённых ограничений, вплоть до задержания нарушителей установленного правового режима.

Построение создаваемых групп, назначенных для локализации и блокирования объектов в населённом пункте, может включать: заставы, стационарные и подвижные КПП, заслоны, расположенные непосредственно на границе района, в пределах которого введён критический («красный») уровень террористической опасности; маневренные группы; караулы по охране объектов; артиллерийскую группу (подразделения); резерв (резервы); подразделения обеспечения.

Резерв (резервы), как правило, создаётся из подразделений специального назначения и из формирований, укомплектованных на основе мобилизационных людских резервов. Общевойсковые формирования при выполнении задач в период принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности в полном составе применяться не будут. Для выполнения боевых задач, как правило, будут создаваться боевые группы.

Боевая группа может представлять собой временное формирование из различных подразделений межведомственной группировки. Ядром боевой группы должен являться мотострелковый батальон (рота), которому придаются артиллерийские, противотанковые, инженерные и другие подразделения. Не следует исключать варианта, при котором в боевую группу могут включаться и средства усиления из состава межведомственной группировки войск.

При разоружении (пресечении деятельности) вооружённых формирований по решению руководителя контртеррористической операции (командира тактической группы) может развёртываться пункт проверки граждан при выходе из района (объекта), на котором введён правовой режим контртеррористической операции. Для охраны и конвоирования задержанных от подразделения, участвующего в обеспечении правового режима контртеррористической операции в населённом пункте, создаётся группа конвоирования, состоящая из караулов.

Поиск в населённом пункте осуществляется совместно с сотрудниками органов внутренних дел или в присутствии представителей органов местного самоуправления и ведётся по участкам, объектам, направлениям, секторам.

Небольшие населённые пункты предварительно блокируются. В крупных населённых пунктах блокируются отдельные кварталы (участки). Для пропуска местных жителей по решению руководителя контртеррористической операции (командира боевой группы) создаются коридоры, где на КПП осуществляется их проверка на причастность к участию в террористической деятельности и других противоправных действиях.

С введением критического уровня террористической опасности руководителю контртеррористической операции необходимо предусматривать комплекс мероприятий по обороне населённых пунктов, прежде всего, административных центров. Оборона в населённом пункте организуется на подступах к нему и непосредственно в населённом пункте. Определяется состав его гарнизона, которому ставится конкретная задача, устанавливается порядок подготовки его к обороне, обеспечения и поддержки обороняющихся подразделений извне.

При организации обороны в населённом пункте командир подразделения дополнительно должен предусмотреть, на удержании каких ключевых объектов населённого пункта необходимо сосредоточить основные усилия; наметить мероприятия по противодействию охватам и обходам противника; выявить участки создания разрушений и устройства завалов; установить порядок прикрытия промежутков и мероприятия по борьбе с пожарами, охране и обороне пунктов управления, подразделений технического, тылового и медицинского обеспечения.

Организуя взаимодействие, командиру подразделения необходимо будет уделять особое внимание согласованию действий различных сил и средств при проведении контратак, а также действий подразделений, отражающих наступление противника с фронта, с действиями сил и средств, препятствующих обходу противником населённого пункта.

При ведении обороны в населённом пункте принимаются меры к срыву попыток противника окружить населённый пункт или овладеть им с ходу. Бой в самом населённом пункте обычно носит очаговый характер и ведётся за удержание районов (узлов) обороны и опорных пунктов. Подразделения, обороняющие их, должны упорно удерживать каждое здание даже в условиях окружения. Контратаки обычно проводятся небольшими силами в целях возвращения захваченных противником отдельных зданий и опорных пунктов, для проведения которых создаются штурмовые группы.

Подразделения технического, тылового и медицинского обеспечения боевой группы размещаются, как правило, вне населённого пункта или на его окраине. В населённый пункт выдвигаются средства для эвакуации и ремонта вооружения и военной техники и транспорт с необходимым количеством ракет, боеприпасов и горючего, а также медицинское подразделение тактической группы. Пункт технического наблюдения развёртывается на улицах как можно ближе к наступающим ротам первого эшелона. Для розыска и выноса (вывоза) раненых, кроме штатных сил и средств, создаются группы санитаров-носильщиков.

В зависимости от сложившейся обстановки одновременно может применяться несколько способов реализации установленного уровня террористической опасности. Однако одновременно с осуществлением дополнительных мер по обеспечению безопасности личности общества и государства должен осуществляться дополнительно комплекс мероприятий по пресечению угроз или актов террористической деятельности и поддержанию конституционного порядка.

Предложения и рекомендации по реализации требований федерального закона в основном относятся к соединениям, воинским частям и подразделениям сухопутных войск. Однако в современных условиях нельзя надеяться, что только военно-полицейскими средствами можно искоренить проблему терроризма. Борьба с любой воинствующей идеологией должна быть обязательно дополнена политической, идеологической борьбой. Без развенчания той системы лжеценностей, которая толкает людей на свою смерть и убийство невинных людей, успеха добиться будет очень трудно. Деидео-логизированное государство беспомощно в борьбе против идеологии, какой бы ошибочной и преступной ни была эта идеология.

В этих условиях разумно ли усыплять сознание народа? Не лучше ли провести по всей стране или субъекту федерации массовые общественные выступления в форме митингов и демонстраций с жёстким осуждением всех и всяческих форм терроризма? Это будет способствовать подъёму общенационального уровня понимания опасности, обеспечит необходимую поддержку всем законодательным инициативам, необходимым для обуздания опасности.

Применяемые формы борьбы с терроризмом со всей очевидностью свидетельствуют об их недостаточной эффективности. Их основной дефект заключается в отрыве от общественности. Одним из путей повышения эффективности в борьбе с терроризмом является создание домовых, квартальных, районных комитетов гражданской безопасности. Они должны функционировать под эгидой органов МВД. Данные структуры помогли бы

ныне беспомощным оперуполномоченным лучше знать оперативную обстановку на местах и своевременно принимать меры по профилактике антиобщественных действий.

Немного о формах борьбы со смертниками. Известно, что почти все женщины-шахидки, используемые в качестве смертниц, были вдовами террористов, ликвидированных в ходе боестолкновений с силами правопорядка. Поэтому необходимо местным властям, структурам органов МВД, органам следствия установить за этой категорией населения особо плотный надзор в силу её социальной опасности. Для реализации этой задачи имеются технические средства. Однако можно поставить вопрос об их периодической явке в органы власти для профилактических бесед. Есть и другие менее явные средства контроля за передвижением человека. Необходимо лишь более полно учитывать опыт борьбы с терроризмом.

В руки наших правоохранительных органов попадали многочисленные письменные и вещественные доказательства причастности других государств к раздуванию терроризма в России. Однако ощутимых результатов от собранной информации нет ни для воздействия на мировое общественное мнение, ни для собственного народа.

Необходимо, чтобы средства массовой информации выполняли требования федерального закона по противодействию терроризму. Остановлюсь лишь на одном требовании к их работе. Практически не опубликовано ни одного сообщения о раскаявшемся преступнике (террористе) или пособнике террори-

стам, или разведчике, вернувшемся из опасной операции по внедрению в вооружённое формирование, не предусмотренное законодательством Российской Федерации, которое было ликвидировано благодаря его информации. А ведь к информированию населения надо стремиться. Это прямая обязанность средств массовой информации.

Следовало бы возобновить наше давнее предложение в ООН о создании Международного антитеррористического центра, где накапливался бы опыт борьбы с террором во всём мире и разрабатывались бы рекомендации по противодействию ему.

В заключение отметим, что существующий в настоящее время рост количества очагов напряжённости в России постоянно требует, прежде всего от научно-педагогических кадров, обратить внимание на неприемлемость такого положения, при котором конфликты продолжают находиться за пределами военной науки, необоснованно обосабливаются и устраняются из общей системы оборонного строительства. Это положение резко контрастирует как с уровнем и характером обозначившихся военных угроз, так и со степенью проработанности данной проблемы в соответствии с положениями правовой и нормативной базы государства. Поэтому педагогическим работникам необходимо провести очень большую работу по приведению в соответствие уставных документов с правовыми актами, что будет способствовать согласованию действий с органами государственной власти, органами местного самоуправления в предотвращении и пресечении террористической деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 с учётом изменений и дополнений, внесённых в него от: 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г., 23 июля 2013 г.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ.

3. План обороны Российской Федерации до 2016 г.

4. План деятельности Министерства обороны

на 2013-2020 год // Российское военное обозрение. -2013. - № 7 (111), июль. - С. 11-17.

5. Корабельников А. А. Какие формы и способы применения соединений мы будем использовать в период до 2025 года? // Вестник Академии военных наук. - 2013. - № 4 (45). - С. 33-42.

6. Корабельников А. А. Современная действительность как война нового поколения // Вестник Сибирского отделения Академии военных наук 2013. - № 20. - С. 9-20.

7. Корабельников А. А. Действия общевойсковых подразделений по обеспечению уровней террористической опасности // Вестник Сибирского отделения Академии военных наук. - 2013. - № 24. - С. 4-14.

Корабельников Александр Андреевич - доктор военных наук, профессор, заслуженный дея- Статья поступила в редакцию

тель науки РФ, главный ученый секретарь Академии военных наук. 15 марта 2014 г.

robot1949@yandex.ru

© А. А. Корабельников, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.