УДК 376.5+378.091.398
Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми в процессе повышения квалификации
Н. И. Волынчук
https://orcid.org/0000-0002-0458-5283 RaitinaNI@mail .ru
В. И. Снегурова
https://orcid.org/0000-0001-7349-6578 [email protected]
Preparing teachers to work with gifted children in the process of professional development
N. I. Volynchuk V. I. Snegurova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье анализируется проблема специальной подготовки учителя к работе с потенциально одарёнными школьниками в процессе повышения квалификации. Констатируется острый дефицит дополнительных профессиональных программ, направленных на подготовку учителей к работе с потенциально одарёнными детьми. Методология (материалы и методы). Описываются направления работы с одарёнными детьми, реализуемые в российских школах: глубокая предметная подготовка детей с выявленной интеллектуальной одарённостью; работа с детьми, одарёнными в чуждой для педагога предметной области, в спорте или искусстве; работа с детьми с не-выявленной или потенциальной одарённостью. Обозначен подход, повышающий эффективность обучения учителями в рамках курсов повышения квалификации, направленных на их подготовку к работе с одарёнными детьми. Таким подходом является модульный подход к определению структуры дополнительной профессиональной программы, позволяющий гибко реагировать на индивидуальные запросы педагогов в процессе курсовой подготовки, проектировать индивидуальные образовательно-профессиональные маршруты слу-
шателей курсов повышения квалификации при их подготовке в работе с потенциально одарёнными детьми.
Результаты. Раскрыт вариант дополнительной профессиональной программы, разработанной с ориентацией на реализацию с использованием образовательных технологий и предназначенной для дистанционной подготовки учителей к работе с потенциально одарёнными детьми. Выявлены условия, обеспечивающие эффективность подготовки педагога к работе с одарёнными детьми в дополнительном профессиональном образовании: проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута подготовки учителя к работе с одарёнными детьми; сопровождение подготовки учителя к работе с одарёнными детьми; мониторинг процесса подготовки учителя к работе с одарёнными детьми.
Abstract
The problem of research and justification of its relevance. The article highlights the problem of special training of teachers to work with potentially gifted students in the process of professional development. There is an acute shortage of additional professional programs aimed at training teachers to work with potentially gifted children.
Methodology (materials and methods). The article describes the areas of work with gifted children that are implemented in Russian schools: deep subject training of children with identified intellectual gifts; work with children who are gifted in a subject area that is alien to the teacher, in sports or art; work with children with undeclared or potential gifts. An approach that improves the effectiveness of teaching by teachers in the framework of advanced training courses aimed at preparing them to work with gifted children is outlined. This approach is a modular approach to determining the structure of an additional professional program, which allows you to flexibly respond to individual requests of teachers in the course of course training, and design individual educational and professional routes for students of advanced training courses when preparing them to work with potentially gifted children.
Results. A variant of an additional professional program developed with a focus on implementation using educational technologies and intended for remote training of teachers to work with potentially gifted children is revealed. The author identifies the pedagogical conditions that ensure the effectiveness of teacher training to work with gifted children in the process of professional development: designing an individual educational and professional route for teacher training to work with gifted children; supporting teacher training to work with gifted children; monitoring the process of preparing teachers to work with gifted children.
Ключевые слова: повышение квалификации учителей, потенциальная одарённость школьников, дистанционные технологии обучения, сопровождение, мониторинг, индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут.
Keywords: teachers ' professional development, potential giftedness of schoolchildren, distance learning technologies, support, monitoring, individual educational and professional route.
Введение. Анализ нормативных документов, научных публикаций по проблеме работы педагогов с одарёнными детьми позволяет констатировать, что в Российской Федерации такая работа ведется по нескольким направлениям.
1. Глубокая предметная подготовка детей с выявленной интеллектуальной одарённостью. Например, такая работа ведется в специализированных лицеях, гимназиях и центрах. К этой
работе привлекаются сильные педагоги, глубоко знающие свой предмет, владеющие методиками бучения одарённых детей.
Как правило, в таких образовательных организациях ведется системная работа по выявлению и поиску одарённых детей, создается специальная образовательная среда, для того чтобы одарённые дети достигали высоких результатов не только в рамках учебного процесса, но и в других видах деятельности, в частности в интеллектуальных состязаниях.
Российскими и зарубежными учеными проведено много исследований, касающихся различных аспектов работы с детьми с выявленной одарённостью в какой-то предметной области.
2. Работа с детьми, одарёнными в чуждой для педагога предметной области, в спорте или искусстве. Как работать, например, учителю истории или биологии с ребенком, одарённым в области музыкального исполнительского искусства? Как учитывать особенности одарённого ребенка, не проявляющего интереса к изучению не входящей в контур его внимания предметной области.
Учеными доказано, что у одарённых детей часто возникают проблемы с социализацией, с межличностным общением.
В российской системе образования не проработаны практические механизмы, которые должна реализовать школа для того, чтобы такой одарённый ребенок не только развивался в сфере своих интересов, но и с интересом и удовольствием погружался бы в изучение широкого круга учебных предметов, участвовал в школьной жизни, общался со сверстниками.
3. Работа с детьми с невыявленной или потенциальной одарённостью. Потенциальная одарённость авторами «Рабочей концепции одарённости» определяется как «психологическая характеристика ребенка, который имеет определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточ-ности»1. Исследователи (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский и др.) показали, что потенциальная одарённость прояв-
1 Рабочая концепция одарённости / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева [и др.]. 2-е изд., расш., перераб. Москва, 2003. 90 с.
ляется при благоприятных условиях, которые обеспечивают развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. Ученые выявили, что одной из причин, сдерживающих развитие потенциальной одарённости детей, может быть отсутствие необходимой образовательной среды. Анализ практики работы учреждений дополнительного профессионального образования позволяет констатировать острый дефицит программ повышения квалификации, направленных на подготовку учителей к работе с потенциально одарёнными детьми, не описана практика работы российских школ в данном направлении. В данной статье предлагается один из вариантов подготовки учителей в рамках третьего направления.
В настоящее время в России большое внимание уделяется развитию одарённых школьников в рамках первого направления как на федеральном уровне, так и на региональном: реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка»2 национального проекта «Образование», создан Образовательный фонд «Талант и успех», в регионах реализуются региональные программы, направленные на развитие одарённых детей. Анализ перечисленных выше направлений позволяет констатировать, что на федеральном уровне в направлении развития одарённых детей основное внимание уделяется созданию в регионах России центров для одарённых детей с высокотехнологичным оснащением. Анализ регионального опыта показал, что в регионах ведется работа с детьми, чья одарённость явно выражена. На поиск таких детей ориентирована система выявления одарённых детей, ее основными компонентами являются олимпиады, конкурсы разных уровней. С одарёнными детьми работают в рамках гимназий, лицеев, школ, профильных смен, детских школ искусств, спортивных школ и др.3 Как правило, педагогический состав таких
2 Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка». Утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3.
3 Зайцев С. Найти юный талант. В Адыгее от-
крыли центр поддержки одарённых детей // Аргументы и факты. 11.02.2020. URL: https://aif.ru/society/education/nayti_yunyy_talant_v_ad ygee_otkryli_centr_podderzhki_odarennyh_detey (дата обращения: 29.04.2020).
организаций имеет успешный опыт работы с одарёнными детьми, среди педагогов часто можно увидеть поистине талантливых учителей, мотивированных работать с одарёнными детьми [1; 2]. Таким образом, анализ направлений государственной политики и сложившейся практики работы с одарёнными детьми свидетельствует о том, что особое внимание уделяется работе с детьми с явно выраженной одарённостью. В то же время в рамках третьего направления авторы научных исследований и рабочей концепции одарённости4 [3; 4] обращают внимание на потенциальный характер одарённости. В. С. Юркевич говорит о том, что назрела необходимость «особым образом работать с теми детьми, чья потенциальная одарённость может и должна превратиться в реальную» [5].
Вместе с тем анализ публикаций по проблеме подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми и обзор дополнительных профессиональных программ российских учреждений дополнительного профессионального образования позволили констатировать, что, в основном, работа ведется по первому направлению, когда речь идет о повышении квалификации учителя к глубокой предметной подготовке детей с выявленной интеллектуальной одарённостью. Основное направление курсовой подготовки: углубление предметных компетенций учителя в направлении решения нестандартных заданий олимпиадного типа высокого уровня сложности. Внимание при подготовке учителя уделяется и освоению методики обучения одарённых школьников решению исследовательских заданий. Существующие направления подготовки «усиливают», углубляют предметную компетенцию учителя и не охватывают многообразия вопросов психолого-педагогической подготовки, а значит, решают задачи развития выявленной одарённости на глубоком предметном уровне. Но одарённые дети есть и в обычных классах общеобразовательной школы! Часто их одарённость не получает должного внимания и остается потенциальной. Что нужно знать и как работать учителю общеобразовательной школы, чтобы не «пропустить» ни одного одарённого ребенка?
4 Рабочая концепция одарённости / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева [и др.]. 2-е изд., расш., перераб. Москва, 2003. 90 с.
Цель статьи - разработать и описать вариант специальной подготовки учителя к работе с потенциально одарёнными школьниками в процессе повышения квалификации.
Методология (материалы и методы). Центральной идеей настоящей статьи является организация психолого-педагогической подготовки учителей общеобразовательных школ к работе с одарёнными детьми в рамках третьего направления, т. е. его подготовки к работе с потенциально одарёнными детьми. Мы подчеркиваем значимость «первичного звена» в работе с одарёнными детьми [6], когда каждый учитель общеобразовательной школы должен уметь распознать у школьника признаки одарённости, имеющей как актуальный, так и потенциальный характер. Учителю необходимо уметь проводить первичную диагностику одарённости, чтобы и за успехами, и за трудностями в обучении разглядеть одарённого ребенка.
Педагог должен быть вооружен арсеналом средств для развития мотивации ребенка с разной степенью проявления одарённости. И наконец, он должен быть готов своевременно обратиться к помощи профильных специалистов для более эффективного развития одарённости и достижения школьником высоких результатов. С учетом изложенного выше была разработана дополнительная профессиональная программа, предназначенная для учителя общеобразовательной школы, чей вклад в своевременное выявление одарённых детей трудно переоценить.
В статье описывается такая программа, разработанная с учетом особенностей построения процесса обучения взрослых, сформулированных С. И. Змеёвым, Э. Ф. Зеером: 1) цель по-следипомного образования - удовлетворение высших потребностей личности обучающегося в развитии, саморазвитии и самоактуализации; 2) взрослый обучающийся играет ведущую роль в своем обучении; 3) профессиональный опыт взрослого обучающегося является важным источником обучения как его самого, так и его коллег; 4) взрослый обучающийся имеет конкретную цель обучения и обучается для решения конкретной проблемы; 5) все этапы обучения взрослого (планирование, реализация, оценивание и коррекция) организуются в ходе совместной деятельности обучающегося и обучающего [7; 8].
Проанализировав выделенные положения, можно сделать вывод о том, что эффективной подготовке учителя к работе с одарёнными детьми способствует педагогическое сопровождение, которое представляет собой специально организованный процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, нацеленный на формирование готовности учителя к работе с одарёнными детьми, в котором субъект образовательного процесса осуществляет выбор оптимальных путей своего личностного и профессионального развития [9].
Основным результатом повышения квалификации учителей в рамках разработанной дополнительной профессиональной программы является повышение уровня готовности к работе с одарёнными детьми в единстве ее структурных компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного, эмоционально-волевого) и функциональных компонентов (функции - побудительная, исполнительная, регулирующая) [6; 10; 11].
В настоящее время в реализации образовательного процесса, в том числе при повышении квалификации педагогов, все большую значимость имеют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии5. Они широко внедряются в образовательный процесс организаций дополнительного профессионального образования. Электронные обучающие средства, дистанционное обучение, электронное образование исследователями считаются средствами совершенствования образовательного процесса, способствующими развитию профессиональных компетенций специалистов во время обучения. Описанная в настоящей статье дополнительная профессиональная программа предусматривает формат электронного обучения наряду с очной формой.
Результаты и их описание. Нами предложен вариант специальной подготовки учителя обычной российской школы к работе с детьми с
5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
выявленной и потенциальной одарённостью -повышение квалификации учителей в рамках дополнительной профессиональной программы «Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы», в которой основным механизмом организации учебного процесса является педагогическое сопровождение, а ведущей формой работы - очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
Цель программы: совершенствование профессиональных компетенций учителей в области психолого-педагогических особенностей работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Программа спроектирована на основе модульного подхода и включает инвариантную, вариативную и индивидуальную части:
1) инвариантная часть представлена двумя модулями «Психологические особенности работы учителя с одарёнными детьми», «Педагогические особенности работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы»;
2) вариативная часть представлена короткими модулями по выбору «Исследовательская позиция школьника как основа развития интеллектуальной одарённости», «Особенности работы педагога с родителями одарённого ребенка», «Организация исследовательской деятельности одарённых обучающихся», «Методы психологической диагностики в выявлении и сопровождении одарённых обучающихся», «Развитие мотивационной сферы личности одарённого ребенка средствами учебного предмета», «Профилактика и преодоление эмоционального выгорания у педагогов», «Интеллектуальные состязания как форма работы с одарёнными детьми. Олимпиадное движение в России», «Технология творческого междисциплинарного обучения детей с разными видами одарённости на разных этапах школьного обучения», «Развитие одарённости школьников в разные возрастные периоды», «Барьеры, препятствующие реализации одарённости школьника»;
3) индивидуальная часть представляет собой итоговую работу в формате индивидуального итогового проекта по одному из направлений работы с одарёнными детьми, такому, которое
учитель планирует реализовывать в своей школе; качество выполнения индивидуальной части каждым слушателем оценивается во время форсайт-сессии - последнего в данном курсе публичного мероприятия.
С опорой на исследования, проведенные нами ранее [9], были выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки учителя к работе с одарёнными детьми в процессе повышения квалификации.
Первое условие - проектирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута подготовки учителя к работе с одарёнными детьми. Слушатель при этом самостоятелен в проектировании маршрута, ему предоставляется возможность осваивать программу повышения квалификации посредством выбора вариативных модулей на основе профессиональных потребностей и субъективного опыта.
Второе условие - сопровождение подготовки учителя к работе с одарёнными детьми. Сопровождение проходит четыре этапа: первый этап (диагностико-проектировочный) - диагностика исходного уровня готовности к работе с одарёнными детьми и проектирование учителем индивидуального образовательно-профессионального маршрута; второй этап (основной) - реализация маршрута на курсах повышения квалификации; третий этап (рефлексивно-проектировочный) - итоговая диагностика уровня готовности педагога к работе с одарёнными детьми на момент окончания курсов повышения квалификации и проектирование им дальнейшей работы с одарёнными детьми в образовательной организации; четвертый этап - развитие готовности в профессиональной деятельности при взаимодействии с одарёнными детьми в образовательной организации.
Третье условие - мониторинг подготовки педагога к работе с одарёнными детьми. Мониторинг при реализации дополнительной профессиональной программы должен быть проведен по двум направлениям: 1) внешний мониторинг подготовки учителя к работе с одарёнными детьми, реализуемый специалистом учреждения дополнительного профессионального образования; 2) внутренний мониторинг, реализуемый учителем в ходе рефлексивного самоанализа результатов его подготовки к работе с одарёнными детьми. Таким образом, пе-
речисленные условия позволяют не только учесть и удовлетворить индивидуальные потребности каждого слушателя, но перевести учителя в позицию субъекта подготовки к работе с одарёнными детьми в рамках курсов повышения квалификации и в просткурсовой период.
Реализация модульного подход к построению содержания курсов повышения квалификации позволяет точечно удовлетворить индивидуальные интересы слушателей, включив их в проектирование своего индивидуального образовательно-профессионального маршрута подготовки к работе с одарёнными детьми. В рамках описываемой программы проектирование индивидуальных маршрутов имеет большое значение, т. к. позволяет формировать готовность учителя к работе с одарёнными детьми с учетом многообразия условий общеобразовательных организаций нашей страны и индивидуальных особенностей и профессиональных интересов каждого слушателя.
При проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута слушатели курсов в зависимости от профессиональных потребностей могут выбрать внутри каждой части:
- в инвариантной части - глубину и уровень изучения материала в рамках предложенных модулей;
- в вариативной части - модули, соответствующие в большей степени профессиональным интересам учителя и тем условиям, в которых работает учитель; при выборе модулей учитывается общее количество учебных часов, которые «набирает» слушатель;
- в индивидуальной части - тему, направление и глубину проработки индивидуального итогового проекта.
Обучающимся принадлежит ведущая роль в проектировании собственных индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов подготовки к работе с одарёнными детьми. Чтобы оптимизировать проектирование и корректирование маршрута в процессе обучения, слушатели обеспечиваются необходимыми опросниками и бланками фиксации ответов. Специалист учреждения дополнительного профессионального образования оказывает методическую помощь и консультационную поддержку в процессе проектирования и коррек-
ции маршрута. Таким образом, в маршруте каждого слушателя отражены его цели подготовки к работе с одарёнными детьми, маршрут направлен на решение профессиональных проблем, с которыми слушатель встречается в работе с одарёнными обучающимися в школе, в которой работает.
Ведущим методологическим подходом при осуществлении образовательного процесса на обозначенных курсах повышения квалификации является личностно-деятельностный подход, при котором каждый учитель становится субъектом своей образовательной деятельности. Изучение теоретических вопросов работы с одарёнными детьми происходит не столько посредством проведения лекционных занятий, сколько с помощью применения технологии развития критического мышления, организации аналитической работы слушателей с учебными материалами. Лекционные занятия составляют не более 10% от общего количества учебного времени, при этом используется формат видеолекций и онлайн-трансляций. Особое внимание уделяется выявлению профессионального опыта работы с одарёнными детьми у слушателей и его использованию в качестве одного из источников обучения. Для актуализации личностно-профессионального опыта учителей предусмотрено проблемное изучение материала, включение педагогов в такие интерактивные форматы организации деятельности, как форсайт-сессии, хакатоны, фейл-конференции, аквариумы и др.
Включение учителей в решение педагогических ситуаций и моделирование уроков с помощью современных интерактивных форматов позволяет им приобрести опыт использования инновационных технологий работы с аудиторией, в том числе с классом, где среди детей есть одарённые. В практической педагогической деятельности учитель сможет воспользоваться приобретенным опытом. Учителя целенаправленно включаются в деятельность по созданию материалов (учебных заданий, сценариев уроков, рабочих программ), которые необходимы им в работе с одарёнными детьми. При этом осуществляется экспертное сопровождение данного процесса. Таким образом, по окончании курсов повышения квалификации в арсенале слушателя появляются качественные материалы для использования на практике.
Очная часть курсов повышения квалификации посвящена, в основном, проведению учебных занятий, которые невозможно реализовать в дистанционном формате. Это тренинги, моделирование учебных ситуаций. Данные форматы обучения необходимы для развития мотивации педагогов к работе с одарёнными детьми, умений задействовать личностные ресурсы для борьбы с профессиональным выгоранием, преодоления барьеров в работе с одарёнными детьми, их родителями и другими педагогами школы.
Важной составляющей педагогического сопровождения является целенаправленная работа по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания у педагогов. Данная работа воспринимается слушателями как забота об их психологическом состоянии, они оценивают свое участие в этом направлении работы в качестве самого важного периода очной части курсов повышения квалификации. Анализ отзывов учителей в период посткурсового сопровождения показывает, что работа, начатая во время курсов, помогает им в профессиональной деятельности использовать внутренние и внешние ресурсы профилактики и преодоления профессионального выгорания, а это, в свою очередь, позволяет чувствовать себя профессионально уверенным, полным сил для реализации планов.
В структуре педагогического сопровождения ученые выделяют и рефлексивный компонент. Так, А. М. Новиков подчеркивает значимость целенаправленной работы по формированию у обучающихся рефлексивных умений. Исследователь отмечает наличие двух точек зрения в трактовке рефлексивных процессов: 1) рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности субъектом; 2) рефлексия как понимание межличностного (межсубъектного) общения [12]. Поэтому особое внимание при осуществлении образовательного процесса в рамках описываемых курсов повышения квалификации уделено целенаправленному формированию у учителей рефлексивных умений. Обязательным элементом образовательного процесса является вовлечение слушателей в рефлексивную деятельность. В конце каждого учебного этапа должен проводиться рефлексивный практикум для осуществления рефлексии каждым педагогом, способствующей не
только пониманию одарённого ребенка как субъекта образовательного процесса, но и целостному пониманию целей, содержания, технологий работы с одарёнными детьми в условиях своей школы, к критическому отношению к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем.
Большое внимание при организации учебной деятельности слушателей в рамках курсов уделено мониторингу учебных достижений и уровня готовности к работе с одарёнными детьми. Обучение учителей начинается с входной диагностики - выявления имеющегося уровней мотивации и уровня готовности к работе с одарёнными детьми. Педагогическое сопровождение позволяет использовать анализ результатов входной диагностики в качестве информационной основы проектирования индивидуального образовательно-профессионального маршрута.
Все последующее участие педагогов в работе курсов подвергается промежуточной диагностике. Создаваемые слушателем в учебной деятельности продукты анализируются совместно со специалистом учреждения дополнительного профессионального образования, определяются динамика уровня компонентов его готовности к работе с одарёнными детьми. Особое внимание уделяется прогнозной самооценке, которая отражает перспективность применения педагогами приобретенных на курсах компетентностей в работе с одарёнными детьми.
Эффективность дополнительной профессиональной программы «Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы» оценивается по процессу осуществления программы, т. е. учитываются удовлетворенность участников курсов организацией и содержанием программы, удовлетворенность преподавателей, методистов работой обучающихся в каждом модуле, успешность преодоления затруднений при реализации программы, гибкость и мобильность участников образовательного процесса. При этом и преподаватели, и слушатели получают возможность сделать выводы об эффективности проводимых занятий. Завершаются обозначенные курсы повышения квалификации форсайт-сессией, в рамках которой каждый слушатель имеет возможность не столько представить результаты своего итогового индиви-
дуального проекта, сколько целостно использовать результаты своего обучения для создания «карты времени» и проектирования будущей деятельности в работе с одарёнными детьми.
Большое внимание уделяется и созданию профессионального сообщества учителей. Профессиональное общение педагогов способствует поиску совместных решений проблем, возникающих в работе с одарёнными детьми, повышению мотивации педагогов к работе с одарёнными детьми при обсуждении успехов. Созданное сообщество постоянно пополняется новыми членами - профильными специалистами в работе с одарёнными детьми, участниками курсов повышения квалификации по данной проблематике. Педагоги имеют экспертную поддержку в посткурсовой период.
Заключение. Главным результатом повышения квалификации учителей при осуществлении педагогического сопровождения является динамика развития готовности к работе с одарёнными детьми как профессионально значимого качества личности педагогов, осваивающих в рамках программы курсов повышения квалификации психолого-педагогические особенности работы с одарёнными в условиях общеобразовательной школы. Описанный в настоящей статье подход к проектированию содержания и процесса подготовки учителей позволяет реализовать процесс обучения, направленный на приобретение педагогом необходимых компетенций для работы с одарёнными детьми. Выявленные педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки педагога к работе с одарёнными детьми в процессе повышения квалификации, позволяют учесть и удовлетворить индивидуальные потребности каждого слушателя, сделать учителя субъектом подготовки.
Библиографический список:
1. Казарина, В. В. Лучшие практики работы с одарёнными детьми в Иркутской области / В. В. Казарина. - Текст : непосредственный // Общая педагогика. - 2016. - № 3 (32). - С. 28-45.
2. Одарённые дети. Путь к успеху. - URL: http://edunor.ru/odarennye-deti (дата обращения: 04.05.2020). - Текст : электронный.
3. Одарённость и проблемы ее идентификации / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. - Текст : непосредственный // Психологи-
ческая наука и образование. - 2000. - № 4. -С. 5-13.
4. Панов, В. И. Экопсихологический взгляд на развитие и сохранение детской одарённости // Психология образования в XXI веке: теория и практика / В. И. Панов и др. - URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54969_full. shtml (дата обращения: 04.05.2020). - Текст : электронный.
5. Юркевич, В. С. Система работы с одарёнными детьми в российском образовании: сегодняшний опыт и завтрашние перспективы / В. С. Юркевич. - Текст : электронный // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». - URL: http://psyjournals.ru/ edu_economy_wellbeing/issue/36284.shtml (дата обращения: 26.06.2019).
6. Волынчук, Н. И. Готовность учителя к работе с одарёнными детьми / Н. И. Волынчук,
B. И. Снегурова. - Текст : непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2019. - Т. 14. - № 5. -
C. 129-137.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - Москва : Академия, 2006. - 239 с. - Текст : непосредственный.
8. Змеёв, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Зме-ёв. - Москва : ПЕР СЭ, 2003. - 207 с. - Текст : непосредственный.
9. Колоколова, Н. И. Методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации / Н. И. Колоко-лова. - Текст : непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 6 (53). - С. 130-136.
10. Десненко, С. И. Готовность педагога высшей школы к развитию личности студентов : монография / С. И. Десненко. - Москва : Школа будущего, 2011. - 230 с. - Текст : непосредственный.
11. Деркач, А. А. Готовность к деятельности как акмеологический феномен / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева, О. В. Михайлов. - Москва : Изд-во Российской академии государственной службы (РАГС), 2008. - 94 с. - Текст : непосредственный.
12. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2005. - 176 с. - Текст : непосредственный.
References:
1. Kazarina, V. V. Best practices of working with gifted children in the Irkutsk region [Luchshie praktiki raboty s odaryonnymi det'mi v Irkutskoj oblasti], General pedagogy, No. 3 (32), 2016, pp.28-45.
2. Gifted children. Path to success [Odaryonnye deti. Put' k uspekhu] Available at: http://edunor.ru/odarennye-deti (accessed date: 05/04/2020).
3. Bogoyavlenskaya, D. B., Bogoyavlen-skaya, M. E. Giftedness and problems of its identification [Odarennost' i problemy ee identifikacii], Psychological science and education, 2000, No. 4, pp. 5-13.
4. Panov, V. I. Ecopsychological view on the development and preservation of children's gifted-ness-Psychology of education in the XXI century: theory and practice [Ekopsihologicheskij vzglyad na razvitie i sohranenie detskoj odarennosti - Psi-hologiya obrazovaniya v XXI veke: teoriya i praktika], Available at: http://psyjournals.ru/educat ion21/issue/54969_full.shtml (accessed date: 05/04/2020).
5. Yurkevich, V. S. System of work with gifted children in Russian education: today's experience and tomorrow's prospects [Sistema raboty s odarennymi det'mi v rossijskom obrazovanii: segodnyashnij opyt i zavtrashnie perspektivy], Materials of the project "Education, well-being and the developing economy of Russia, Brazil and South Africa". Available at: http://psyjournals.ru/ edu_economy_wellbeing/issue/36284.shtml (accessed 26.06.2019).
6. Volynchuk, N. I., Snegurova, V. I. Teacher's Readiness to work with gifted children [Gotovnost' uchitelya k rabote s odaryonnymi det'mi], Scientific notes of the TRANS-Baikal state University, 2019, Vol. 14, No. 5, pp. 129-137.
7. Zeer, E. F. Psychology of professional development [Psihologiya professional'nogo razvitiya], Moscow, 2006. 239 p.
8. Zmeev, S. I. Andragogy: fundamentals of theory and technology of adult education [An-dragogika: osnovy teorii i tekhnologii obucheniya vzroslyh], Moscow, 2003. 207 p.
9. Kolokolova, N. I. Methodology of teacher training for innovative activities in the conditions of advanced training [Metodika podgotovki uchitelya k innovacionnoj deyatel'nosti v usloviyah povysheniya kvalifikacii], Scientific notes of the Transbaikal State University, 2013, No. 6 (53), pp.130-136.
10. Desnenko, S. I. Readiness of a higher school teacher to develop students ' personality: monograph [Gotovnost' pedagoga vysshej shkoly k razvitiyu lichnosti studentov: monografiya], Moscow: publishing house School of the future, 2011. 230 p.
11. Derkach, A. A., Selezneva, E. V., Mikhai-lov, O. V. Readiness for activity as an acmeologi-cal phenomenon. [Gotovnost' k deyatel'nosti kak akmeologicheskij fenomen], Moscow: Publishing house of the Russian Academy of public service, 2008. 94 p.
12. Novikov, A. M. Methodology of educational activity [Metodologiya uchebnoj deyatel'nosti], 2005.176 p.