Научная статья на тему 'Использование опыта работы с одарёнными детьми в системе повышения квалификации'

Использование опыта работы с одарёнными детьми в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / TALENT / GIFTED CHILDREN / A MODEL OF TEACHER TRAINING / SYSTEM DEVELOPMENT / SUBJECTIVE POSITION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Светлана Амаяковна

В статье рассмотрены проблемы подготовки педагогов в процессе повышения квалификации к обучению, воспитанию и развитию одарённых детей. Дано описание модели подготовки учителя к работе с одарёнными детьми, являющейся результатом опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Work Experience with Gifted Children in the System of Improvement of Teachers' Training in Skills of Learning

The article deals with the problem of teachers' training in the skills of learning, education and development of gifted children. We describe a model of teacher training to work with gifted children, which is the result of experimental work.

Текст научной работы на тему «Использование опыта работы с одарёнными детьми в системе повышения квалификации»

Использование опыта работы с одарёнными детьми в системе повышения квалификации

С. А. Смирнова

В статье рассмотрены проблемы подготовки педагогов в процессе повышения квалификации к обучению, воспитанию и развитию одарённых детей. Дано описание модели подготовки учителя к работе с одарёнными детьми, являющейся результатом опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: одарённость, одаренные дети, модель подготовки учителя, система повышения квалификации, субъектная позиция педагога.

Use of Work Experience with Gifted Children in the System of Improvement of Teachers' Training in Skills of Learning

S. А. Smirnova

The article deals with the problem of teachers' training in the skills of learning, education and development of gifted children. We describe a model of teacher training to work with gifted children, which is the result of experimental work.

Key words: talent, gifted children, a model of teacher training, system development, subjective position teacher.

Ключевой фигурой в идентификации детей, имеющих признаки общей одарённости, в создании образовательной среды, способствующей развитию их творческой природы, бесспорно, является учитель. Отсюда следует, что проблема его подготовки - одна из самых важных, так как от успешности её решения зависит сохранение и умножение интеллектуально-творческого потенциала общества. Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми, по мнению авторов «Рабочей концепции одарённости», должна носить комплексный характер, включать в себя не только дидактический компонент, но и психологический - изменение стереотипов восприятия учителем ученика, самого себя и учебного процесса. Следовательно, модель подготовки учителя к работе с одарёнными детьми будет эффективна, если она будет способствовать решению следующих задач:

— формирование мотивации педагога к работе с одарёнными детьми;

— постановка педагога в активную (субъектную) позицию;

— формирование положительной «Я-концепции» и самооценки учителя;

— формирование рефлексивных умений педагога по отношению к целям, содержанию, формам, методам и средствам обучения и воспитания одарённых учащихся;

— оснащение учителя знаниями о природе и типологии одарённости, о принципах выявления детей с признаками общей одарённости, методах экологически валидной диагностики, об опти-

мальных методах обучения и воспитания одарённых детей, развития их продуктивного мышления;

— формирование умения реализовывать цели выявления и развития одарённых детей в дидактическую форму учебно-методического материала и организации учебного процесса.

Пошаговое решение этих задач в процессе обучения педагогов на тематических курсах повышения квалификации «Специфика работы с одарёнными детьми» представлено в диаграмме на странице 121.

На первом этапе в результате входного диагностирования было выявлено, что не все педагоги сделали свой выбор осознанно, следовательно, не все обладали мотивацией к работе с одарёнными детьми. Слушателям было предложено продолжить фразу: «Я решил(а) участвовать в тематических курсах "Специфика работы с одарёнными детьми", так как ...». Ответы распределились следующим образом:

— «имею опыт работы с одарёнными детьми, хочу углубить и расширить свои знания по данной проблеме, познакомиться с чужим опытом и поделиться своим» - 7,4 %;

— «предполагаю, что среди моих учеников есть одарённые, хочу получить методические рекомендации по их выявлению, обучению и воспитанию» - 44,4 %;

— «интересуюсь данной проблемой, хочу составить более полное представление о том, что такое одарённость и каковы особенности воспи-

тания, развития и обучения детей, имеющих признаки одарённости» -33,4 %;

— «меня обязали пройти обучение на этих курсах» - 14,8 %.

Данные опроса показали следующее:

— высокий уровень мотивации имеется у 51,8 % слушателей (они нацелены не только на восприятие новой информации, но и на незамедлительное применение полученных на курсах качеств, знаний и умений в своей профессиональной деятельности);

— средний уровень мотивации отмечен у 33,4 % (эти участники курсов пока не планируют выхода на практическое применение результатов своего обучения);

— наконец, низкий уровень мотивации выявлен у 14,8 %, так как их участие в курсах было обусловлено формальными причинами.

Итак, только 51,8 % слушателей курсов были полностью готовы занять субъектную позицию в обучении.

3 - формирование умения реализовывать цели выявления и развития одарённых детей в дидактическую форму учебно-методического материала и организации учебного процесса; формирование положительной «Я-концепции» и самооценки учителя

2 - формирование знаний об оптимальных методах обучения, развития и воспитания одарённых детей; формирование рефлексивных умений педагога по отношению к целям, содержанию, формам, методам и средствам обучения и воспитания одарённых учащихся

1 - формирование у слушателей курсов знаний о природе и типах одарённости, о методах экологически валидной диагностики и принципах выявления детей с признаками общей одарённости; формирование положительных установок по отношению к одарённым учащимся; перевод их в субъектную позицию

Вторым вопросом анкеты был следующий: «Насколько актуальна проблема поддержки одарённых детей?» Как ни парадоксально, большинство слушателей (63 %), в том числе и обладающих высоким уровнем мотивации к работе с одарёнными детьми, заявили, что более актуальна работа с отстающими учащимися, так как их больше, чем талантливых и одарённых.

Таким образом, уже на начальном этапе обучения было выявлено две проблемы:

— проблема формирования у педагогов положительных установок по отношению к одарённым учащимся, мотивации к работе с ними;

— проблема перевода в субъектную позицию всех слушателей курсов.

Эти проблемы решались на первом этапе.

Чтобы изменить ложное представление некоторых педагогов о том, что «талант и так пробьётся», что одарённым всё даётся легко, что одарённые - это баловни судьбы, были внесены коррективы в программу курсовой подготовки: раздел «Психология одарённости» был дополнен диспутом с элементами инсценировки «Легко ли быть одарённым?» и проблемной лекцией «Трудности в обучении одарённых детей». В дополнение к лекции и диспуту был разработан раздаточный дидактический материал, содержащий подборку информации (в том числе статистические данные) о судьбе одарённых людей, выдержки из их воспоминаний о детстве, школьных годах. По завершении блока «Психология одарённости» слушателям, наряду с контрольным тестом, проверяющим уровень знаний по

данному разделу программы, было предложено написать в произвольной форме ответ на вопрос: «Что в Вас изменилось за этот период?» Ответы были следующими:

— «получил(а) много полезной информации» - 100 %;

— «стал(а) лучше представлять себе, что такое одарённость» - 22,2 %;

— «понял(а), как трудно (нелегко) живётся одарённым детям» - 55,6 %;

— «поняла, что не всегда правильно вела себя по отношению к некоторым ученикам, воспринимала их нонконформизм как упрямство, желание позлить меня; теперь стыдно и хочется поскорей всё исправить» - 3,7 %;

— «проблемой одарённости никогда не интересовалась, на курсах оказалась случайно, но теперь появилось желание внимательней присмотреться к ученикам: вдруг среди моих двоечников есть дети с признаками одарённости?» - 3,7 %;

— «поняла, что для некоторых детей одарённость - это не только дар, но и тяжкий крест» -3,7 %;

— «многие признаки одарённости, о которых здесь узнала, имеются у моей внучки - теперь буду стараться ещё больше развивать ребёнка» - 3,7 %.

Все без исключения слушатели курсов охарактеризовали полученную ими информацию как полезную. Помимо этого, 19 человек (70,3 %), в число которых вошли и те, кто «случайно» попал на курсы, отметили в себе личностные изменения: произошла ломка стереотипа «талант и так пробьётся», педагоги не только осознали, но и почувствовали, что одарённые дети нуждаются в помощи и внимании взрослых в не меньшей степени, чем слабые ученики. Эмоционального «проживания» учебного материала удалось достичь в ходе диспута с элементами инсценировки (некоторые учителя с удовольствием подготовили небольшие монологи от лица одарённых людей и сценки из их жизни).

Чтобы помочь слушателям курсов занять субъектную позицию, в основу обучения был положен деятельностный подход: занятия проводились в интерактивном режиме, слушатели работали в группах и парах, осуществлялись такие формы организации деятельности, как тренинг, диспут, мозговой штурм, «круглый стол» и т. п. В ходе совместной деятельности происходило не только формальное, но и информальное обучение, выражавшееся во взаимообучении в ходе совместного решения тех или иных задач.

Особую роль в формировании субъектной позиции педагогов сыграло посещение школы, специализирующейся на работе с одарёнными детьми (гимназия № 21 г. Коврова Владимирской области). Присутствие на уроках и внеклассных мероприятиях, общение с одарёнными детьми, с учителями-энтузиастами и представителями школьной администрации, увлечёнными своей работой, оказало большое эмоциональное воздействие на слушателей курсов. Именно на этом этапе курсовой подготовки произошёл окончательный переход учителей в субъектную позицию: статус «обучаемых» был заменён статусом «обучающихся». Об этом свидетельствуют данные интервьюирования по итогам дня: о желании включиться в активную деятельность по идентификации, обучению, развитию и воспитанию одарённых учеников заявили практически все участники курсов. Типичными были ответы:

— «хочется поскорее вернуться в свою школу и работать»;

— «появились интересные "задумки", не терпится их воплотить в жизнь»;

— «увидел, как здорово можно работать, а ведь и я могу кое-что сделать».

Итак, произошло личностное приращение в интересах учителей, их потребностях, самоопределении. Эмоциональное «проживание» содержания учебного материала и «примеров» педагогической деятельности (как средства обучения) стало важным условием формирования у слушателей курсов положительных установок по отношению к одарённым учащимся, условием перевода педагогов в субъектную позицию. После этого можно было переходить к изучению дидактического и воспитательного модулей программы, так как слушатели курсов были нацелены на овладение методами и способами деятельности по работе с одарёнными детьми.

На втором этапе обучения в процессе освоения знаний о наиболее оптимальных методах обучения, развития и воспитания одарённых детей у педагогов происходило формирование рефлексивных умений по отношению к целям, содержанию, формам, методам и средствам обучения и воспитания одарённых учащихся, что проявилось в успешном выполнении комплекса практических заданий, включающего

— определение стратегии собственной деятельности по выявлению, обучению, воспитанию и развитию одарённых школьников в условиях образовательного пространства своей школы;

— разработке каждым участником курсов индивидуального плана дальнейшего (послекурсо-вого) самообразования по проблеме обучения, воспитания и развития одарённых школьников.

На третьем этапе обучения в ходе практических занятий по разработке программ для одарённых детей, комплектов олимпиадных заданий, дидактических материалов, уроков и внеклассных мероприятий происходило формирование умения реализовывать цели выявления и развития одарённых детей в дидактическую форму учебно-методического материала и организации учебного процесса. Приобретённые умения, ситуация успеха способствовали укреплению веры обучающихся в свои силы, следовательно - формированию положительной «Я-концепции» и самооценки, о чём свидетельствуют результаты итоговой диагностики, проведённой в форме письменного отчёта-самоанализа на тему «Что дали мне занятия на курсах "Специ-

фика работы с одарёнными детьми"?». В ходе контент-анализа было выявлено следующее:

— «интересно была организована практическая часть курсов, она помогла почувствовать себя не только слушателями, но и непосредственными участниками» - 3,7 %;

— «удалось познать себя» - 25,9 %;

— курсы «пробудили желание работать по-новому», «указали пути самосовершенствования в профессии» - 29,7;

— «курсы помогли поверить в себя» - 40,7 %.

Таким образом, апробация модели подготовки

учителей к работе с одарёнными детьми подтвердила её эффективность.

Библиографический список

1. Рабочая концепция одарённости [Текст]. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 68 с.

2. Основные современные концепции творчества и одарённости [Текст] / ред. Д. Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.