Совершенствование профессионального мастерства учителя-наставника... мШЬ
ЧИЛПКРО
УДК 371.123+376.545
Совершенствование профессионального мастерства учителя-наставника в подготовке учащихся к предметным олимпиадам
С. В. Тетина
https://orcid.org/0000-0003-4360-2389 [email protected]
С. В. Лескина
https://orcid.org/0000-0003-2964-3600 [email protected]
Improvement of professional skills of a tutor in training students for subject Olympiads
S. V. Tetina S. V. Leskina
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В последние годы все больше внимание уделяется контролю качества образования. Соответственно, проводятся различные контрольно-измерительные процедуры, к числу которых и относится предметная олимпиада школьников. Содержание предметных олимпиад выходят за рамки школьных программ, что требует дополнительной квалификации учителей в области предметных знаний, педагогике и психологии. Следовательно, задача системы повышения квалификации педагогов - найти механизмы содействия совершенствованию профессионального мастерства учителя-наставника.
Цель исследования - выявление способов совершенствования профессионального мастерства учителя-наставника в достижении результативности в учебно-познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе.
Методология (материалы и методы). Ведущей идеей настоящего педагогического исследования является практическое преобразование организации подготовки обучающихся к предметным олимпиадам и внедрение практик работы с одарёнными детьми в образователь-
ный процесс. Основными методами исследования являются анализ научной литературы и результаты практической деятельности в области работы по подготовке школьников к предметным олимпиадам.
Результаты. Данные опроса учителей различных предметов общеобразовательных организаций показали, что недостаточно готовы для работы с потенциальными участниками предметных олимпиад школьников. На основании этого были определены способы содействия учителям-наставникам, представленные в виде рекомендаций: педагогические, психолого-педагогические и методические.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. In recent years, more and more attention has been paid to quality control in education and, accordingly, various control and measurement procedures have been carried out, including the subject Olympiad ^ for schoolchildren. The content of subject Olympiads goes beyond school curricula, which requires additional qualification of teachers in subject knowledge, pedagogy and psychology. Therefore, the task of the professional development system for teachers is to find mechanisms to promote the professional development of teachers as tutors. The goal of the research is to
identify ways to improve the professional skills of a teacher-mentor in achieving the effectiveness in educational and cognitive activities of students in the educational process. Methodology. The leading idea of our pedagogical research is the practical transformation of the organization of training students for subject Olympiads and the introduction of practices for working with gifted children in the educational process. The main research methods are the analysis of scientific literature and the results of practical activities in the field of preparing students for subject Olympiads.
Results. The data of the survey of teachers of various subjects of general education organizations showed that they are not ready enough to work with potential participants of subject Olympiads of schoolchildren. Based on this, we identified ways to assist teachers-tutors, presented in the form of recommendations: pedagogical, psychological-pedagogical and methodological.
Ключевые слова: совершенствование профессионального мастерства, учителя-наставники, предметные олимпиады, подготовка к предметным олимпиадам, одарённые дети, перспективные дети.
Keywords: improvement of professional skills, teachers-tutors, subject Olympiads, preparation for subject Olympiads, gifted children, promising children.
Введение
Одной из приоритетных задач современного образования является работа с одарёнными и перспективными детьми. Следовательно, актуальным становится вопрос о готовности учителя-предметника работать с такими учащимися. Учителю-наставнику, работающему с одарёнными и перспективными школьниками, требуются знания уже за рамками школьной программы. Следовательно, учителю-предметнику необходимо совершенствоваться и расширять свое профессиональное мастерство. Хотя предметные олимпиады и являются состязанием учащихся, однако роль учителя-предметника в подготовке участника олимпиады очень велика.
Не вызывает никаких сомнений тот факт, что участие в предметных олимпиадах развивает интеллект учащихся, способствует расширению кругозора, содействует улучшению логического мышления и дает возможность проявить творческий подход к решению
олимпиадных задач. Участники олимпиады должны не только продемонстрировать знания предмета, но и быть готовым к психологическим нагрузкам. Таким образом, участие в предметной олимпиаде - это не только проверка уровня сформированности школьных знаний, навыков и умений учащихся, но и готовность учителя к работе с одарёнными и перспективными детьми. Одним из обязательных условий успешного участия школьников в предметной олимпиаде можно и следует назвать правильную организацию подготовки ко всем этапам олимпиады.
Существует противоречие между потребностью проведения обучения в процессе подготовки к предметным олимпиадам школьников и отсутствием рекомендаций для учителя -наставника, готового эффективно работать с одарёнными и перспективными детьми. Что и определяет актуальность данного исследования.
Обзор литературы
Вопросам подготовки к предметным олимпиадам уделяется значительное внимание в научной литературе. Подготовка к олимпиаде проводится учителем-наставником, который выступает в роли тьютора или тренера потенциальных участников олимпиады. Анализ материалов по релевантной тематике позволяет назвать отличительные черты учителя, занимающегося подготовкой потенциальных участников к предметной олимпиаде.
Согласно исследованиям и утверждению А. Веремеенко [1], учителя-тьюторы для работы с одарёнными детьми используют технологии и методы, которые способствует самостоятельной работе учащихся, ориентирует их на творчество. Мы солидарны с мнением А. Вере-меенко и считаем, что подобные характеристики соответствуют максимально полному образу учителя-наставника, который заинтересован в подготовке учащихся к результативному участию в олимпиаде.
Прежде всего, обратимся к термину «предметная олимпиада», который в научных источниках трактуется как форма интеллектуальных соревнований в конкретной образовательной области [2]. Другие источники также представляют предметную олимпиаду как вид соревнований в области знаний, направленный на выявление интереса к научной деятельности [3].
В научной литературе представлено влияние предметных олимпиад на повышение качества общего образования. Ученые, методисты, учителя-практики обсуждают вопросы отбора содержания, способы организации, подготовки и проведения предметных олимпиад. Изучение научных трудов позволила нам убедиться в том, что подготовка к предметным олимпиадам учащихся требует совершенствования профессионального мастерства учителей-наставников.
Для выявления общих закономерностей в подготовке учащихся к предметным олимпиадам и для создания валидных рекомендаций для учителей-наставников обратимся к научным источникам [4-9].
Рассматривая историю развития предметных олимпиад, выявляем, что подготовка к олимпиаде - это своего рода, как отмечает Г. И. Алексеева, «поддержка обучающегося в его деятельности, его успешному продвижению в мире учебной информации, облегчение решения возникающих проблем...» [10, с. 183]. Считаем, что процесс подготовки и непосредственное участие в предметных олимпиадах разносторонне развивают учащихся, способствуют формированию иммунитета к психологическим перегрузкам. По мнению Т. Н. Лубинской, участие в предметной олимпиаде формирует у учащихся «собственное представление о своих возможностях» [11, с. 101].
Эффективность участия в предметной олимпиаде соотносится с качеством методического сопровождения школьников на этапе подготовки. Заявим о необходимости сопровождения учителями-наставниками потенциальных
участников олимпиад еще и потому, что оно способствует развитию эмоционально-личностной сферы учащихся при подготовке к предметным олимпиадам.
Методология (материалы и методы)
Основываясь на задачах предметных олимпиад и на характеристиках учителя-наставника, сформулируем педагогические, психолого-педагогические и методические условия (рекомендации) для организации и проведения образовательного процесса подготовки ученика-олимпиадника. Педагогические рекомендации мы определим как универсальные, то есть актуальные для подготовки учащихся по любому школьному предмету. В качестве теоретической основы для рекомендаций мы взяли неко-
торые принципы концепции развивающего обучения [12].
Педагогическая рекомендация № 1. Обучение на повышенном уровне сложности.
Данная рекомендация строится на принципе обучения от слегка сложных заданий к более сложному материалу. Продвижение учащихся на высокий уровень демонстрации знаний предполагает постепенное увеличение сложности предлагаемого материала для подготовки к предметной олимпиаде. Выход на высокий уровень выполнения заданий подразумевает абсолютную готовность как учителя-наставника, так и учащихся.
Однако подчеркнем, что включая в подготовку задания высокого уровня сложности, следует точно знать степень психологической готовности учеников-олимпиадников к выполнению задач повышенной сложности. Отметим, что требуется соблюсти баланс простого и сложного в подаче материала, не забывая при этом руководствоваться принципом поэтапного усложнения. В качестве совета рекомендуем психологически постепенно готовить учащихся к получению заданий повышенного уровня сложности и разбить данную подготовку на три этапа. На первом этапе соотношение заданий повышенного и стандартного уровня сложности делать 1/3 соответственно; на втором этапе - 50/50 и на заключительном этапе подготовки - 3/1.
Педагогическая рекомендация № 2. Быстрый темп в изучении материала.
В данной рекомендации считаем необходимым уточнить содержание термина «материал». Поскольку содержательное наполнение любого олимпиадного задания по степени сложности и по объему проверяемых знаний превосходит школьную программу, при подготовке потенциальных участников олимпиады следует учитывать тот факт, что школьная программа должна быть охвачена и пройдена в полной мере. Иными словами, не следует и нельзя замещать материал из школьной программы материалом, который предполагается на одном или на всех уровнях олимпиады. Таким образом, термин «материал» предполагает интегрированный материал: обязательная к изучению часть из школьной программы и дополнительный материал, аналогичный формату того, который включается в олимпиадные задания.
В рамках данной рекомендации мы предлагаем быстрый (или ускоренный) темп прохождения учебного материала, что позволит за ограниченный временной промежуток охватить весь объем - и школьную программу, и дополнительную часть. С точки зрения методики мы опишем наши предложения в разделе «Методические рекомендации». Что касается значимости данной рекомендации в педагогическом аспекте, подчеркиваем, что ускоренный формат работы приучит ученика-олимпиадника держать себя в тонусе и не расслабляться, что в дальнейшем позволит ему не паниковать и не пугаться, когда на олимпиаде ему придется выполнять задания в максимально ускоренном темпе.
Педагогическая рекомендация № 3. Анализ результатов.
Весь процесс подготовки к олимпиаде представляет собой единую систему, которая отличается всеми характеристиками, присущими любой системе: целостность, структурность, иерархичность, непрерывность функционирования и эволюции, целенаправленность, приоритет качества и др. Затруднительно выделить самую значимую характеристику, но основываясь на обязательности непрерывности функционирования и эволюции, следует учитывать все факторы, которые привели к определенным результатам. На наш взгляд, успешность подготовки учащихся к эффективному участию в олимпиаде обусловлена тем, что учитель-наставник сможет успешно сочетать педагогический подход, который привел к положительному результату с новыми педагогическими приемами и методами. Для этого необходимо провести анализ максимально продуктивных приемов, реализуемых на этапе подготовки к пройденным олимпиадам. Такой анализ возможен посредством проведения опросов участников, анкетирования, социального опроса с последующим анализом критики и пожеланий.
Педагогическая рекомендация № 4. Принцип «не давления на психику».
Нельзя психологически сломать потенциального участника олимпиады. Нельзя оказывать давление на учащихся, заставляя их любой ценой одерживать победу. Нельзя «бросать» участников в насыщенную конкурентную среду, не выявив готовность учащихся к состязательной деятельности. При работе с одарённы-
ми и перспективными детьми следует избегать две крайности - не возвеличивать и не принижать их интеллектуальные возможности.
Педагогическая рекомендация № 5. Повышение мотивации.
Взаимосвязь педагогики с психологий не требует доказательств, поскольку их взаимодействие в процессе организации и реализации учебного процесса является аксиомой, что позволяет утверждать наличие такого направления как педагогическая психология.
Нельзя обойти вниманием и мотивационные аспекты подготовки учащихся-олимпиадников. Создание познавательной активности, т. е. состязательных моментов для интеллектуальных способностей потенциальных участников олимпиад. В психологии мотивация рассматривается как побуждение, вызывающие активность организма1.
Смеем предположить, что мотивационная составляющая является важным элементом в познавательной деятельности потенциальных участников олимпиады.
Поддержанию мотивации к продуктивной деятельности потенциальных участников олимпиад способствуют встречи и беседы с участниками прошлых лет, кто уже достиг определенных высот в предметных олимпиадах. Опытные участники делятся своими успехами, рассказывают о преодолении психологических трудностей, связанных с участием в олимпиадах. Доверительный характер встреч позволяет усилить мотивацию потенциальных олимпиадников. В теории развивающего обучения Л. С. Выготский [13] отметил необходимость умственного развития в его нераздельной сопряженности с развитием мотивационным. Взаимосвязь умственного и мотивационного развития, предложенная ученым, позволила нам утвердиться в своем представлении о необходимости мотивации. Мотивация представляется нам как механизм, который позволяет в конкурентно-насыщенной среде ускорить процесс продвижения к цели. Нам видится, что мо-тивационные процессы потенциальных участников наиболее ярко проявляются в процессе подготовки к предметной олимпиаде. Мотива-
1 Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. Изд. 4-е. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 816 с.
ционные процессы должны быть направлены как на процесс познавательной деятельности, так и на достижение результата.
Психолого-педагогическая рекомендация № 1.
Учителю-предметнику необходимо сломать стереотип, что предметная олимпиада удел только одарённых и успешных детей. Сформировать устойчивое представление о том, что предметная олимпиада - это форма демонстрации интеллектуальных возможностей любого ученика, а не только избранных.
Психолого-педагогическая рекомендация № 2.
Учителю-предметнику необходимо побуждать интерес учащихся к возможностям самореализации через предметные олимпиады. Сформировать у учащихся внутренние устойчивые мотивы в потребности к интеллектуальной деятельности.
Психолого-педагогическая рекомендация № 3.
Учителю-предметнику необходимо освоить или совершенствовать психологические практики по избеганию стрессовых ситуаций, как в процессе подготовки учащихся к предметной олимпиаде, так и участие в самих конкурсных этапах предметной олимпиады своих подопечных.
Цельность образовательного процесса обусловлена взаимодействием педагогической, психолого-педагогической и методической составляющих.
В нашей статье под методическими рекомендациями мы понимаем советы учителям-наставникам по содержанию материала, включаемого в программу подготовки потенциальных участников олимпиады, и по формату работы с этим материалом с целью организовать успешную подготовку учащихся. Наши методические рекомендации пересекаются с педагогическими и психолого -педагогическими, поскольку наша научная позиция строится на нашей убежденности в том, что именно максимальное взаимодействие этих трех наук может привести к высоким результатам. Вполне очевидно, что методический аспект позволяет рассматривать объект подготовки учащихся к олимпиаде в рамках предмета и будет зависеть от предмета, в отличие от педагогических и психолого-педагогических рекомендаций.
В данной статье методические рекомендации по подготовке учащихся к предметным
олимпиадам рассмотрим на примере английского языка.
Методическая рекомендация № 1. Обучение на повышенном уровне сложности коррелирует с педагогической рекомендацией № 1, однако основная идея методического аспекта данной рекомендации заключается в том, что обучение можно проводить на учебных материалах, которые на один уровень выше фактического уровня знаний потенциальных участников. Данное намеренное усложнение возможно и допустимо как во всех видах речевой деятельности - аудирование, говорение, чтение и письмо, - так и в некоторых, в определенном сочетании, в зависимости от условий и возможностей.
Методическая рекомендация № 2. Быстрый темп в изучении материала. Эта рекомендация коррелирует с аналогичной педагогической, но в данном случае речь идет об изучении конкретного материала в рамках конкретной школьной дисциплины - иностранный язык. С точки зрения методики мы предлагаем отказ от неоднократного аудиторного повторения пройденного. Мы ни в коем случае не умаляем значимость повторения изучаемого материала, что является, безусловно, необходимым и незаменимым этапом в усвоении любой информации.
В связи с необходимостью ускоренного темпа изучения материала предлагаем перераспределение учебного материала для выполнения в классе и дома. Этап тренировки материала обязательно включает выполнение определенного набора и определенного количества заданий, аналоги которых будут включены в олимпиад-ные задания. Мы рекомендуем выносить тренировку заданий по чтению и аудированию во внеурочное время. Данная рекомендация полезна по нескольким причинам.
1. Из всех видов речевой деятельности эти два - чтение и аудирование - представляют собой тестовую форму проверки навыков. Выполнение этих заданий допускает самостоятельный режим работы с дальнейшей проверкой. Учащийся имеет возможность выполнять эти задания в удобное для него время и в удобном для него формате. Поскольку роль учителя обязательна в процессе подготовки, в данном случае она (роль) может сводиться к тому, что именно учитель-наставник предлагает дидакти-
ческие материалы для тренировки. К этим материалам могут относиться авторские пособия и разработки, ссылки на проверенные и надежные источники и т. д. Преимущество домашнего, т. е. внеурочного выполнения этих заданий проявляется в том, что учитель может экономить урочное время. Это самые время затратные формы работы, потому что каждое задание предполагает определенный период времени на его выполнения. Как минимум это 10-15 минут на одно задание. Если предложить такие задания для выполнения дома, безусловно, с дальнейшей проверкой в классе, эти 10-15 минут не будут вычтены из времени урока. И эти 10-15 минут учитель может (и должен) потратить на тренировку продуктивных форм работы - монологическую и диалогическую речь, - которую учащийся не сможет ни организовать, ни провести, ни проверить самостоятельно.
2. У каждого подростка свой режим работы, и вполне вероятно, кто-то сможет выполнить эти задания быстрее. Если такое опережение будет в классе, тогда те, кто работает немного медленнее, могут либо испытывать чувство неловкости. Как показывают исследования в области возрастной психологии, подростки имеют склонность к сравнению своих результатов с результатами сверстников [14], либо отстающие могут начать торопиться, и ускорение может повлечь за собой ошибки, обусловленные суетливостью.
Методическая рекомендация № 3. Анализ ошибок. Эта методическая рекомендация пересекается с педагогической рекомендацией «Анализ результатов». Задания предметных олимпиад согласуются с требованиями стандарта образования и составляются исходя из уже имеющихся знаний у учащихся, с привлечением новых, получаемых в настоящий момент.
При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Полагаем, что разбор ошибок, которые снижали результативность у участников предыдущих олимпиад и/или в предыдущих турах предстоящей олимпиады позволит избежать повторения подобных ошибок. Благодаря тому, что сами задания и результаты победителей и призеров выкладываются на соответствующих сайтах, разбор ошибок становится возможным.
На наш взгляд, наиболее эффективная подготовка учащихся к предметной олимпиаде проводится на основе разбора заданий прошлых олимпиад. Учителя-наставники анализируют задания прошлых лет, делают необходимые выводы о сложности заданий, о тенденциях в развитии предметной олимпиады.
Безусловно, следует обращать внимание на все аспекты языка, которые могут, как добавить баллы, так и привести к снижению. Однако в рамках данной рекомендации считаем обязательным назвать более конкретно те критерии оценки работ учащихся, разбор ошибок которых следует провести максимально полно: решение коммуникативной задачи (далее - РКЗ) и организация речи (далее - ОР).
Рассмотрим подробнее на примере критериев оценки устного ответа участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
Критерии оценки устного высказывания представлены на сайте [https://vos.olimpiada. ru/upload/files/ArЫve_tasks/2019-20/region/engl/ ans-engl-9-11-ustn-reg-19-20.pdf], что позволяет учителям проанализировать ответ, который учащийся может вспомнить.
Согласно критериям оценивания устного ответа на заключительном этапе ВсОШ, из 20 баллов на языковое оформление приходится шесть. Следует отметить, что в данном аспекте достаточно затруднительно провести разбор ошибок, поскольку участник не сможет полностью восстановить свой ответ после беседы с жюри. Но что касается постответного анализа РКЗ и ОР - это вполне реально, т. к. участник, глядя на само задание и на критерии, может восстановить общее содержание и структуру речи. Таким образом, детальный критериальный разбор ответа с наставником с фиксированием ошибок позволит обратить внимание на слабые стороны ответа и избежать их в дальнейшем.
Результаты и их описание
На данном основании считаем, что совершенствование профессионального мастерства учителя-предметника есть острая необходимость для современного качественного образования. Для эффективного построения данного процесса, требуется выявить и реализовать педагогические, психолого-педагогические и методические условия содействия процессу со-
вершенствования профессионального мастерства учителя. В рамках курсов повышения квалификации проводятся модульные курсы, которые расширяют знания в области методики подготовки обучающихся к решению задач олимпиадного уровня. Профессорско-преподавательский состав Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования знакомит слушателей с содержанием педагогических практик, способствующих повышению эффективности учебно-познавательного процесса и развитию интеллектуальных способностей школьников. Особое внимание на курсах повышения квалификации уделяется формированию и/или развитию профессиональной компетентности работников образования, в области преподаваемых ими предметов. Подобная организация курсов повышения квалификации направлена на совершенствование предметных знаний учителя и методики работы с одарёнными и перспективными детьми. Следует отметить, что в основном слушатели не готовы использовать в своей педагогической деятельности инновационные приемы и методы работы с потенциальными участниками предметных олимпиад.
Таким образом, задача курсов повышения квалификации института помочь сформировать мотивацию на самосовершенствования каждого учителя и предложить способы, они же рекомендации, для достижения результативности в обучении обучающихся с особыми образовательными потребностями в рамках их подготовки к предметным олимпиадам.
Составленные учителем-наставником программы интенсивной образовательной практики в аспекте подготовки к предметным олимпиадам на основе выше обозначенных рекомендаций имеют положительные результаты в Челябинской области. Программы ориентированы на потенциальных участников предметных олимпиад, в которых заложены различные форматы олимпиадных заданий, в том числе и нестандартные задания повышенной сложности. Для эффективной реализации программы учителем-наставником предлагаются различные комбинации рекомендаций в зависимости от контингента потенциальных участников предметных олимпиад и поставленных целей. При реализации программ интенсивной образовательной практики особое внимание учите-
лем-наставником уделяется достижению личностного результата учащихся.
Обсуждение
Полученные в ходе проведенного исследования результаты позволяют сделать ряд выводов, характеризующих состояние системы подготовки учителями-наставниками учащихся к предметным олимпиадам.
Во-первых, подавляющее большинство учителей-наставников нуждаются в подобных рекомендациях, когда составляют программы интенсивной практики для работы с одарёнными и перспективными детьми.
Во-вторых, наблюдается потребность в совершенствование педагогического мастерства учителей-наставников, поскольку образовательные организации заинтересованы в участие своих учащихся в предметных олимпиадах.
Таким образом, при возрастающей конкуренции среди образовательных организаций, предложенные нами рекомендации востребованы и активно используются учителями-наставниками в практике подготовки учащихся к предметным олимпиадам.
Заключение
Апробация подобной практики учителей-наставников в подготовительной деятельности учащихся к предметным олимпиадам нашла свое подтверждение в Челябинской области в следующих формах, таких как очно-заочная школа подготовки олимпиадного резерва и учебно-тренировочные сборы накануне проведения того или иного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Библиографический список:
1. Веремеенко, А. Подготовка к предметным олимпиадам: взгляд учителя / А. Веремеенко. -Текст : непосредственный // Сетевой научно-методический журнал «Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование». - 2015. - № 1. - URL: http://www.apkpro.ru/172.html (дата обращения: 15.09.2020).
2. Чукичев, А. В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А. В. Чукичев, О. В. Пешиков, А. А. Пургина. -Текст : непосредственный // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования : материалы II Всерос. научно-
практ. конф. - Челябинск : Южно-Уральский гос. мед. ун-т, 2014. - С. 126-130.
3. Попова, В. И. Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей / В. И. Попова, А. С. Кельсина. - Текст : непосредственный // Проблемы развития территории. - 2011. -№ 3. - С. 84-93.
4. Гревцева, Г. Я. Педагогическая олимпиада - одна из форм подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности [Pedagogical Olympiad as one of the Forms for the Future Specialist Professional Training] / Г. Я. Грев-цева. - Текст : непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2015. - № 1.- С. 98-106.
5. Мусалимова, Р. С. Влияние предметных олимпиад на функциональное состояние организма старшеклассников / Р. С. Мусалимова. -Текст : непосредственный // Гигиена и санитария. - 2012. - № 2. - С. 61-63.
6. Попова, В. И. Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей / В. И. Попова, А. С. Кельсина. - Текст : непосредственный // Проблемы развития территории. - 2011. -№ 3. - С. 84-93.
7. Филатова, О. М. Предметные олимпиады как элемент внешней оценки качества образования: проблемные аспекты (на примере олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности) / О. М. Филатова, О. Н. Пономарёва. - Текст : непосредственный // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. -С.1096-1099.
8. Дарамаева, А. А. Модель формирования творческой личности / А. А. Дарамаева. -Текст : непосредственный // Вестник Якутского государственного университета. - 2008. -Т. 5. - № 3. - С. 47-52.
9. Павлова, Е. С. Методические принципы подготовки школьников к олимпиадам по информатике / Е. С. Павлова, Т. К. Смыковская. -Текст : непосредственный // Альманах современной науки и образования. - 2010. № 3-1. -С.177-179.
10. Алексеева, Г. И. Образовательное пространство профильного обучения в республике Саха (Якутия) / Г. И. Алексеева. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 5. - С. 180-196.
11. Лубинская, Т. Н. Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты професси-
онального становления личности / Т. Н. Лубин-ская. - Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 2-1. - С. 99-101.
12. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - Москва : Просвещение, 1990. - 424 с. - Текст : непосредственный.
13. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл : Экс-мо, 2005. - 1136 с. - Текст : непосредственный.
14. Рыцарева, Т. В. Факторы, сопряженные с формой отклоняющегося поведения подростков / Т. В. Рыцаева. - Текст : непосредственный // Развитие профессиональной помощи семьям: опыт Москвы : сборник материалов научно-практической конференции. - Москва, 2014. - С. 116-124.
References:
1. Veremeenko A. Preparation for subject Olympiads: a teacher's view [Podgotovka k pred-metnym olimpiadam: vzglyad uchitelya], Network scientific and methodological journal "Modern additional professional pedagogical education", No. 1, 2015. Available at: http://www. apkpro.ru/172.html (accessed date: 09/15/2020).
2. Chukichev A. V., Peshikov O. V., Purgin A. A. Organization of educational and methodological competitions (olympiads) as a way to form interest in the study of the subject [Organizatsiya uchebno-metodicheskikh konkursov (olimpiad) kak sposob formirovaniya interesa k izucheniyu predmeta], Optimization of higher medical and pharmaceutical education: materials of the II Russian. scientific-practical. conf., Chelyabinsk: South Ural State, 2014, pp. 126-130.
3. Popova V. I., Kelsin A. S. Olympiads in the system of search and development of gifted children [Olimpiady v sisteme poiska i razvitiya odarennykh detey], Problems of territory development, 2011, No. 3, pp. 84-93.
4. Grevtseva G. Ya. Pedagogical Olympiad as one of the Forms for the Future Specialist Professional Training [Pedagogicheskaya olimpiada -odna iz form podgotovki budushchikh spetsialistov k professional'noy deyatel'nosti], Modern higher school: innovative aspect, No. 1, 2015, pp. 98-106.
5. Musalimova R. S. Influence of subject Olympiads on the functional state of the body of high school students [Vliyanie predmetnykh olim-piad na funktsional'noe sostoyanie organizma
starsheklassnikov], Hygiene and sanitation, 2012, No. 2, pp. 61-63.
6. Popov V. I., Kellsina A. S. The Olympic Games in the search and development of gifted children [Olimpiady v sisteme poiska i razvitiya odarennykh detey], Problems of territorial development, 2011, No. 3, pp. 84-93.
7. Filatova O. M., Ponomareva O. N. Subject Olympiads as an element of external evaluation of the quality of education: problematic aspects (based on the example of the Olympiad of schoolchildren on the basics of life safety) [Predmetnye olimpiady kak element vneshney otsenki kachestva obrazovaniya: problemnye aspekty (na primere olimpiady shkol'nikov po osnovam bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti)], Proceedings of the PSU 2012, No. 28, pp. 1096-1099.
8. Darmaeva, A. A. Model of formation of creative personality [Model' formirovaniya tvorcheskoy lichnosti], Bulletin of the Yakut state University, 2008, Vol. 5, No. 3, pp. 47-52.
9. Pavlova E. S., Smykovskaya T. K. Methodological principles of preparing schoolchildren for the Olympiads in computer science [Metodicheskie printsipy podgotovki shkol'nikov k olimpiadam po informatike], Almanac of modern science and education, 2010, No. 3-1, pp. 177-179.
10. Alekseeva G. I. Educational space of profile training in the Republic of Sakha (Yakutia) [Obrazovatel'noe prostranstvo profil'nogo obucheniya v respublike Sakha (Yakutiya)], Siberian pedagogical journal, 2008, No. 5, pp.180-196.
11. Lubinskaya T. N. Research skills and skills as basic components of professional development of the individual [Issledovatel'skie umeniya i na-vyki kak bazovye komponenty professional'nogo stanovleniya lichnosti], Bulletin of the Vyatka state humanitarian University, 2009, No. 2-1, pp. 99-101.
12. Zankov L. V. Selected pedagogical works [Izbrannye pedagogicheskie trudy], Moscow: Prosveshchenie, 1990. 424 p.
13. Vygotsky L. S. Psychology of human development [Psikhologiya razvitiya cheloveka], Moscow, 2005.1136 p.
14. Rytsareva T. V. Factors associated with a form of deviant behavior of teenagers [Faktory, sopryazhennye s formoy otklonyayushchegosya povedeniya podrostkov], Development of professional assistance to families: experience of Moscow: Proceedings of materials at the scientific and practical conference. Moscow, 2014, pp.116-124.