УДК 378. 18
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-97-103
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ*
Г. Х. Вахитова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Актуализируется проблема поиска новых методологических подходов, концепций, технологий для профессионального становления специалистов, являющаяся одной из важных задач системы высшего профессионального образования. Обращено внимание на необходимость привлечения студентов к участию в предметных олимпиадах как ресурсу профессионализации будущих педагогов.
Рассмотрены особенности наставнической деятельности в процессе олимпиадного движения. В соответствии с первой особенностью наставник должен способствовать максимальному раскрытию индивидуальных дарований каждого участника. Вторая особенность связана с тем, что и для самого педагога наставничество является продуктивным способом повышения уровня собственных компетенций, поскольку разнообразные олимпиадные задания требуют высокой квалификации руководителя команды. Сделан акцент, что квалифицированность руководителя-наставника связана не только с эрудицией - знанием конкретных предметов, но и в большей мере соотносится с его ориентацией на общечеловеческие, общекультурные ценности. Данная ориентация указывает на необходимость соответствия определенным профессиональным требованиям и обладания качествами, имеющими общечеловеческие ценности. Отмечены качества наставника, выделенные как приоритетные по результатам опроса студентов - участников олимпиады. Третья особенность наставничества в олимпиадном движении рассмотрена с позиции связанных между собой интересов как минимум трех субъектов взаимодействия: педагога-наставника, студентов и образовательного учреждения. Указаны особенности взаимоотношений этих субъектов в олимпиадном движении.
Учет особенностей организации наставнической деятельности при проведении предметных олимпиад позволяет говорить об успешном сопровождении профессионального развития будущих специалистов. Правильно организованная наставническая деятельность задает векторное направление, ориентированное на оказание помощи будущим педагогам в приобретении профессионально значимых качеств уже в студенческие годы.
Ключевые слова: предметные олимпиады, наставник, наставническая деятельность, сопровождение, профессиональное развитие студентов.
Современные реформы в российской образовательной системе актуализируют проблему поиска новых методологических подходов, концепций, технологий для профессионального становления специалистов. Сегодня важнейшее требование, предъявляемое к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, связано с необходимостью формирования системного мышления, открывающего возможности развития профессиональных знаний и в целом ресурсов будущей профессии. Решение данной непростой задачи возможно при использовании широкого спектра различных дидактических
* Работа выполнена в рамках госзадания Минобрнауки РФ № 27 .7674.2017/БЧ .
и воспитательных форм, методов и приемов как в аудиторной, так и внеаудиторной работе с обучающимися. На наш взгляд, одной из привлекательных форм работы в данном контексте являются профессиональные конкурсы и предметные олимпиады. Привлечение студентов к участию в таких мероприятиях позволяет, во-первых, усилить практическую направленность профессионального образования, во-вторых, помогает формировать участникам адекватную самооценку собственных компетенций и, наконец, способствует становлению конкурентоспособного специалиста, соответствующего вызовам времени.
Руководствуясь данным положением, коллектив факультета дошкольного и начального образования Томского государственного педагогического университета уделяет большое внимание участию студентов в предметных олимпиадах.
Проведенный анализ теоретических и методических источников и в большей мере длительные наблюдения автора не только с позиции преподавателя вуза, но и специалиста, имеющего опыт наставнической деятельности в олимпиадном движении с 2010 г., позволяют определить особенности работы педагога в данном направлении [1]. Попытаемся указать эти особенности.
Первая особенность связана с определением и осознанием педагогом еще на этапе подготовки к олимпиаде и осуществлением организационной деятельности ролевых функций руководителя и непосредственных участников. Понятно, что позиция педагога-руководителя должна быть соотнесена с функциональными обязанностями наставника. Специфика самих предметных олимпиад обуславливает подход к наставничеству как к динамичному процессу, зависящему от определенных обстоятельств, ситуаций, условий, особенностей самого мероприятия. Но тем не менее характер олимпиадных мероприятий, явно отличающийся от аудиторных занятий, должен быть ориентирован прежде всего на работу с одаренной частью студенчества. В этом смысле, независимо от различных обстоятельств и условий, наставник должен помочь каждому участнику раскрыть его потенциальные дарования. По нашему убеждению, наставничество в олимпиадном движении - это совокупность продуманных действий, обеспечивающая личностно значимое развитие участников, направленная на построение гуманистической модели профессионального мышления. В данном смысле целью продуманных действий наставника является раскрытие интеллектуально-творческих способностей и дарований, внутренних ресурсов студентов, направленных на мотивацию познавательной деятельности будущих педагогов. Кроме того, современное наставничество характеризуется как сложный структурный феномен, соотносящийся с участием опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества заключается не только в передаче богатого личного опыта молодому человеку, но (и это в большей степени) и в оказании помощи и поддержки как команды в целом, так и персонально каждого участника в ситуации интеллектуального напряжения, решения проблемных, нестандартных заданий [2-4].
Вторая особенность связана с тем, что и для самого педагога наставничество является продуктивным способом повышения уровня собственных компетенций, поскольку разнообразные олимпиадные задания требуют высокой профессиональной квалификации руководителя команды. Причем надо отметить, что квалифицированность руководителя-наставника связана не только с эрудицией - знанием конкретных предметов, но и в большей мере соотносится с его ориентацией на общечеловеческие, общекультурные ценности. Только в этом случае педагог-наставник может соответствовать требованиям, предъявляемым к наставникам при организации олимпиад. В обобщенном виде (на основе анализа студенческих анкет и собственных авторских наблюдений) данные требования могут быть сформулированы следующим образом:
- наставник должен четко представлять целевые установки своей деятельности, знать основные положения организации и проведения олимпиад;
- участником олимпиады может стать любой обучающийся, выразивший свое желание. Но умение отобрать наиболее активных, заинтересованных, работоспособных студентов, готовых к осуществлению творческой деятельности, и подготовить их к участию в предметных олимпиадах - залог успешной работы наставника и высоких результативных показателей команды;
- должен уметь оказывать оптимальную помощь с точки зрения психолого-педагогической целесообразности каждому участнику с учетом его персональных особенностей и склонностей, уровня подготовки и коммуникативных навыков;
- должен уметь наладить позитивное общение на основе эффективного межличностного взаимодействия с каждым членом команды, знать конструктивные формы, способы и приемы взаимодействия. Данные умения, как показывает практика, формируют способность руководителя понимать внутреннюю структуру и организацию личности, правильно интерпретировать их чувства и эмоции. В свою очередь, данные способности сказываются на умении правильно распределить роли и обязанности внутри команды, с чем связана успешная работы каждого члена и команды в целом;
- наставнику очень важно сформировать понимание единства командной работы на всех этапах олимпиады, а именно: чувство ответственности друг за друга, пунктуальность, помогающая беречь свое и чужое время. Главный девиз «Один за всех и все за одного» должен быть осознан каждым членом команды уже с организационного этапа;
- должен уметь корректно осуществлять процесс наблюдения за деятельностью участников и на его основе анализировать и делать выводы об успешной/неуспешной деятельности студентов не только в процессе подготовки и непосредственного проведения олимпиады, но и после ее завершения;
- опытный руководитель-наставник обязан быть примером для подражания, неким эталонным образцом во всех отношениях: и с точки зрения профессиональной компетентности, в плане взаимодействия с представителями других команд, и в плане личной самоорганизации.
Для того чтобы наставник мог выполнять достаточно высокий уровень требований, предъявляемых к его деятельности, он должен обладать следующими качествами [3-6]:
1. Быть компетентным и иметь опыт работы в педагогической или социальной среде.
2. Обладать знаниями особенностей своего предмета.
3. Уметь передавать интерес к будущей профессиональной педагогической деятельности, вовлекать в нее.
4. Уметь эффективно и конструктивно организовывать взаимодействие, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства, сопереживать рядом находящемуся человеку, независимо от того (это принципиально важно для будущего педагога!), членом какой команды он является.
5. Быть наделенным способностью нестандартно, креативно организовывать процесс наставнической поддержки, предоставлять студентам простор для самостоятельной деятельности.
6. Обладать педагогической рефлексией - способностью к самоанализу, желанием самосовершенствоваться и расширять свой кругозор.
Отсюда следует, что наставник должен быть поистине самоотверженным тружеником, обладать в достаточной степени знаниями основ научных дисциплин социогуманитарного характера, исследующих проблемы культуры, социума и человека [5, 6].
Отмечая особенность наставничества как продуктивного способа повышения уровня педагогом собственных компетенций [3], заметим, что, с одной стороны, наставник вправе
подбирать себе команду из числа одаренных, креативно мыслящих студентов, с другой - он должен быть сам по большому счету современником молодежи, т. е. быть личностью, ей интересной. В противном случае могут не сложиться доверительные отношения, лежащие в основе успешной командной работы. В этом отношении наставник - носитель определенных культурных ценностей, интересный собеседник, позитивная личность. Как показали наши исследования, участники олимпиады последних трех лет (с 2017 по 2019 г.) на вопрос «Какими качествами в первую очередь должен обладать наставник» среди приоритетных выделили общечеловеческие - терпеливость, толерантность, умение слышать и вовремя хвалить, позитивность, доброта, широкая эрудиция. Профессиональные качества (профессиональный кругозор, осведомленность в предметных знаниях, педагогическое мастерство и др.) заняли вторую позицию. На самом деле, опыт участия в предметных олимпиадах убеждает, что успех, результативность командной работы во многом определяются наставником, умением вовремя поддержать, оказать помощь [4]. Наставник-педагог должен искусно использовать методы поддержки: авансированное поощрение, демонстрация образцов продуктивных техник (приемов) деятельности, оказание своевременной помощи в ситуациях, когда студент в этом нуждается, конструктивное обсуждение событий и их результатов; вдохновляющий диалог, направленный на осознание происходящего; обучение приемам планирования, принятия решений, быстрого и адекватного реагирования на изменяющиеся условия [7].
После подробных описаний второй особенности наставнической работы, реализующейся в олимпиадном движении, нельзя не сказать о третьей важной особенности - о субъект-субъектных отношениях, проявляющихся в любой совместной педагогической деятельности [3, 6, 8].
Наставничество неоспоримо является процессом двусторонним: с одной стороны - деятельность наставника, с другой - деятельность студента-воспитанника [9]. Причем надо заметить, что наставничество в олимпиадном движении затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: педагога-руководителя, студентов - будущих специалистов и, разумеется, образовательного учреждения. Характеризуя особенности взаимоотношений этих субъектов в данном контексте, можно отметить: студент-участник расширяет, углубляет, уточняет имеющиеся знания, приобретает, развивает навыки и умения, уже тут и сейчас повышает свой профессиональный статус; формирует будущую профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные взаимоотношения с наставником, а через него - и со всем окружением; расширяет круг сведений о деятельности образовательного учреждения, в котором учится. Наставник развивает свои деловые качества, обогащает свой профессиональный уровень и повышает свой статус. А для образовательного учреждения олимпиада в целом предоставляет возможности для приобретения, развития и повышения общекультурного, профессионального уровня подготовки талантливых, востребованных на рынке труда специалистов [5, 8, 10]. В данном случае каждый субъект должен понимать долю своей ответственности в достижении максимально эффективных результатов. Так, каждый участник команды должен быть готов к решению проблемных заданий, наставник должен владеть эффективными методами и приемами руководства, а образовательное учреждение должно создать оптимальные условия для максимального раскрытия дарований студентов - обеспечить в случае необходимости техническими, материальными ресурсами.
С другой стороны, полисубъектные отношения направлены не только на координированные согласованные действия всех членов команды, но и (и это важно) на формирование чувства ответственности у каждого участника перед командой, наставником, вузом. И только в
этом случае можно говорить о формировании активной личности, готовой к успешному осуществлению будущей практической деятельности в соответствии с выбранной профессией.
По нашему убеждению, наставничество - это феномен, который обеспечивает личностно значимое развитие студентов по освоению практико-ориентированной деятельности на основе ценностного отношения к профессии педагога, творческой активности, внутренней мотивации и ценностно-смысловой модели профессионального мышления. Современное наставничество, представляющее собой сложное системное явление, характеризуется участием опытных профессионалов в подготовке и воспитании будущих специалистов высокой квалификации [3].
Таким образом, учитывая особенности организации наставнической деятельности при проведении предметных олимпиад, можно говорить об успешном сопровождении профессионального развития будущих специалистов. Наставничество в полной мере задает векторное направление, ориентированное на оказание помощи будущим педагогам приобрести профессионально значимые качества уже на студенческой скамье.
Список литературы
1. Вахитова Г . Х . Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2013 . № 1 (1) . С . 36-39.
2 . Вахитова Г . Х. Организация внеучебной деятельности студентов в контексте формирования их профессиональных
педагогических компетенций // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2012 . № 11 (126) . С . 84-87.
3 . Поздеева С . И . Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставни-
чества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2017 . № 2 (16) . С . 87-91.
4 . Вахитова Г . Х. Организация наставничества в контексте полисубъектного взаимодействия в предшкольном образова-
нии // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2018 . № 8 (197) . С . 140-143.
5 . Наставничество при подготовке участников профессиональных конкурсов и олимпиад . URL: https://infourok . ru (дата
обращения: 15. 09 .2019) .
6 Поздеева С И Организация наставничества как сопровождение профессионального развития молодого педагога в школе // Сибирский учитель . 2017 . № 2 (111) . С . 34-38.
7 . Шамкова Е . А. Система наставничества в профессиональном образовании // Приоритетные направления развития
науки и образования . 2015 . № 4 (7) . С . 135-136.
8 . Куликова Т . А. , Пронина Н . А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности //
Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2018 . Вып . 3 (192) . С . 84-90.
9 . Наставничество . URL: https://almanahpedagoga . ru/?yclid=5739852481738077594 (дата обращения: 21. 09 .2019) .
10 . Покушалова Л . В . Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый . 2011. № 2, т .2 . С . 107-109 .
Вахитова Галия Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.10.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-97-103
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF MENTORING AS SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN SUBJECT OLYMPIADS*
G. Kh. Vakhitova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The problem of search of new methodological approaches, concepts, technologies for professional development of specialists, which is one of the important tasks of the system of high-
* The work was performed as part of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No . 27 .7674.2017 / БЧ .
er professional education, is actualized. Attention is drawn to the need to attract students to participate in subject Olympiads as a resource for the professionalization of future teachers.
The theoretical analysis and, to a greater extent, long-term observations of the author not only from the position of a University teacher, but also a specialist with experience in mentoring in the Olympic movement since 2010, as well as a survey of students allowed to determine the features of the teacher-mentor in this direction.
The features of mentoring in the process of the Olympiad movement are considered. In accordance with the first feature, the mentor should contribute to the maximum disclosure of the individual talents of each participant. The second feature is connected with the fact that for the teacher mentoring is a productive way to improve their own competencies, as a variety of Olympiad tasks require high qualification of the team leader. It is emphasized that the qualification of the head-mentor is associated not only with erudition - knowledge of specific subjects, but also to a greater extent correlates with its focus on universal, common cultural values. This orientation points to the need to meet certain professional requirements and possess qualities that have universal values. The quality of the mentor, identified as a priority by the results of a survey of students - participants of the Olympiad. The third feature of mentoring in the Olympiad movement is considered from the position of related interests of at least three subjects of interaction: teacher-mentor, students and educational institutions. Features of interrelations of these subjects in the Olympic movement are specified.
Taking into account the peculiarities of the organization of mentoring activities during the subject Olympiads allows us to speak about the successful support of professional development of future specialists. Properly organized mentoring activities specifies the vector direction and is focused on assisting future teachers in the acquisition of professionally significant qualities already in his student years.
Keywords: Olympiads, mentor, mentoring, support, professional development of students.
References
1. Vakhitova G . Kh . Predmetnye olimpiady kak sposob povysheniya kachestva obrazovaniya studentov pedagogicheskikh vuzov [Subject Olympiads as a way to improve the quality of education of students of pedagogical universities] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, vol . 1 (1), pp . 36-39 (in Russian) .
2 . Vakhitova G . Kh . Organizatsiya vneuchebnoy deyatel'nosti studentov v kontekste formirovaniya ikh professional'nykh
pedagogicheskikh kompetentsiy [The students extracurricular organization activitiy in the context of the professional teaching skills formation] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol . 11 (126), pp . 84-87(in Russian) .
3 . Pozdeyeva S . I . Nastavnichestvo kak deyatel'nostnoye soprovozhdeniye molodogo spetsialista: modeli i tipy nastavnichestva
[Supervision as an activity support of a young specialist: models and types of supervision] Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol . 2 (16), pp . 87-91 (in Russian) .
4 . Vakhitova G . Kh . Organizatsiya nastavnichestva v kontekste polisub"ektnogo vzaimodeystviya v predshkol'nom obrazovanii
[Organization of mentoring in the context of polysubject interaction in preschool education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol . 8 (197), pp . 140-143 (in Russian) .
5 . Nastavnichestvo pri podgotovke uchastnikov professional'nykh konkursov i olimpiad [Mentoring in the preparation of
participants of professional competitions and Olympiads] (in Russian) . URL: https://infourok . ru (accessed 15 September 2019) .
6 . Pozdeyeva S . I. Organizatsiya nastavnichestva kak soprovozhdeniye professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga v shkole
[Supervision as support of young teacher professional development at school] . Sibirskiy uchitel' - Siberian Teacher, 2017, vol . 2 (111), pp . 34-38 (in Russian) .
7 . Shamkova E . A. Sistema nastavnichestva v professional'nom obrazovanii [Mentoring system in vocational education] .
Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya - Priority directions of science and education development, 2015, no . 4 (7), pp . 135-136 (in Russian) .
8 . Kulikova T A . , Pronina N . A. Formirovaniye gotovnosti budushchego pedagoga k professional'noy deyatel'nosti [The formation
of readiness of a future teacher to professional activity] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta-TSPU Bulletin, 2018, vol . 3 (192), pp . 84-90 (in Russian) .
9 . Nastavnichestvo [Mentoring] (in Russian) . URL: almanahpedagoga . ru/?yclid=5739852481738077594 (accessed 21 September
2019) .
10 . Pokushalova L . V. Problema kachestva podgotovki sovremennogo spetsialista [The problem of the quality of modern specialist
training] . Molodoy uchenyy, 2011, vol . 2 . (2), pp . 107-109 (in Russian) .
Vakhitova G. Kh., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]