Научная статья на тему 'Образ одарённого ученика в восприятии учителя'

Образ одарённого ученика в восприятии учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСЕМАНТИКА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА ОДАРЁННОГО УЧЕНИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркина Нина Витальевна, Маковецкая Юлия Геннадьевна

Рассмотрены возможности применения психосемантического подхода к изучению личности субъектов образовательного процесса в рамках совершенствования содержания программ повышения квалификации педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта работников образования. Обозначена идея о том, что «субъектный» подход к изучению личности одарённого ученика и педагога, к анализу их картины мира позволит обеспечить разработку программ модульных курсов в системе дополнительного профессионального образования, направленных на развитие точности восприятия одарённого ребенка и адекватности формирования образов субъектов образовательной деятельности. Осуществлено сравнение содержания и структуры образа «одарённый ребенок» в сознании, родителей, студентов педагогических специальностей, учителей-предметников. Представлены результаты пилотажного исследования содержания образа «одарённый ребенок» среди педагогов слушателей курсов повышения квалификации. Выявлены наиболее популярные характеристики образа одарённого ребенка (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, активность, находчивость, изобретательность). В то же время выявлено, что при восприятии одарённых учеников педагоги используют большое количество неповторяющихся значений (28,3% от общего числа характеристик), что доказывает умение педагога замечать индивидуальность одарённого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of gifted student in the perception of teacher

The possibilities of psychosemantic approach application to the study of the individual subjects of the educational process in the framework of improving the content of teacher training programs in terms of implementation of the professional standard of education workers are considered. The idea of the “subjective” approach to the study of the personality of a gifted student and teacher, to analyze their picture of the world will ensure the development of programs of modular courses in system of additional professional education, aimed at developing the accuracy of perception of a gifted child, and the adequacy of the subjects images formation of educational activity are designated. Comparison of content and structure of the “gifted child” image in the mind of parents, students of pedagogical specialties, teachers is implemented. The results of the content study of the “gifted child” image among teachers students of advanced trading courses are shown. The most popular image characteristics of a gifted child (hard work, dedication, responsibility, activity, resourcefulness, ingenuity) are revealed. At the same time, it found that teachers use a large number of distinct values (28,3% of the total number of characteristics), which proves the teacher' ability to notice the individuality of a gifted child.

Текст научной работы на тему «Образ одарённого ученика в восприятии учителя»

Н. В. Маркина, Ю. Т. Макрвецкдя

Образ одарённого ученика в восприятии учителя

ЧИППКРО

УДК 376.545

Образ одарённого ученика в восприятии учителя

Н. В. Маркина, Ю. Г. Маковецкая

Image of gifted student in the perception of teacher

N. V. Markina, Yu. G. Makovetskaya

Аннотация. Рассмотрены возможности применения психосемантического подхода к изучению личности субъектов образовательного процесса в рамках совершенствования содержания программ повышения квалификации педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта работников образования. Обозначена идея о том, что «субъектный» подход к изучению личности одарённого ученика и педагога, к анализу их картины мира позволит обеспечить разработку программ модульных курсов в системе дополнительного профессионального образования, направленных на развитие точности восприятия одарённого ребенка и адекватности формирования образов субъектов образовательной деятельности. Осуществлено сравнение содержания и структуры образа «одарённый ребенок» в сознании, родителей, студентов педагогических специальностей, учителей-предметников. Представлены результаты пилотажного исследования содержания образа «одарённый ребенок» среди педагогов - слушателей курсов повышения квалификации. Выявлены наиболее популярные характеристики образа одарённого ребенка (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, активность, находчивость, изобретательность). В то же время выявлено, что при восприятии одарённых учеников педагоги используют большое количество неповторяющихся значений (28,3% от общего числа характеристик), что доказывает умение педагога замечать индивидуальность одарённого ребенка.

Abstract. The possibilities of psychosemantic approach application to the study of the individual subjects of the educational process in the framework of improving the content of teacher training programs in terms of implementation of the professional standard of education workers are consi-

dered. The idea of the "subjective" approach to the study of the personality of a gifted student and teacher, to analyze their picture of the world will ensure the development of programs of modular courses in system of additional professional education, aimed at developing the accuracy of perception of a gifted child, and the adequacy of the subjects images formation of educational activity are designated. Comparison of content and structure of the "gifted child" image in the mind of parents, students of pedagogical specialties, teachers is implemented. The results of the content study of the "gifted child" image among teachers - students of advanced trading courses are shown. The most popular image characteristics of a gifted child (hard work, dedication, responsibility, activity, resourcefulness, ingenuity) are revealed. At the same time, it found that teachers use a large number of distinct values (28,3% of the total number of characteristics), which proves the teacher' ability to notice the individuality of a gifted child.

Ключевые слова: психосемантика, контент-анализ, восприятие образа одарённого ученика, дополнительное профессиональное образование, профессиональный стандарт педагога.

Keywords: psychosemantics, content analysis, perception of image of a gifted student, additional professional education, professional standard of the teacher.

Совершенствование программ повышения квалификации различных категорий работников образования, обеспечивающих обучение и развитие одарённых учащихся, является важным компонентом федеральных и региональных программ работы с одарёнными, перспективными и высокомотивированными детьми. Необходимость развития психолого-педагогических компетенций педагогов зафиксирована в

профессиональных стандартах различных категорий педагогических работников и, в том числе, в профессиональных стандартах учителей-предметников, которые выступают «как в роли исследователя и разработчика программно-методических и дидактических материалов, так и эксперта полученных продуктов профессиональной деятельности» [1]. Педагогам «необходимо владеть профессиональными компетенциями, позволяющими обеспечивать современное качество образования» [1].

Можно выделить различные направления совершенствования программ дополнительного профессионального образования педагогов, но каждое из них так или иначе раскрывает современные реалии образовательной практики и государственный запрос на развитие инклюзивного образования, на внедрение концепций модернизации преподавания предметных областей (концепция математического образования, историко-культурный стандарт, концепция модернизации филологического образования), основанный на «стремлении к возрождению базовых национальных ценностей», «приведению в должный порядок системы образования» [2] и многое другое.

На региональном уровне среди первоочередных задач, стоящих сегодня перед педагогическими работниками образовательных учреждений, определена задача формирования мотивационных условий развития естественнонаучного мышления учащихся в рамках реализации концепции «ТЕМП». Острота этого вопроса становится тем более очевидной, если соотнести позиции, обозначенные в концепции «ТЕМП», тенденции и перспективы, складывающиеся в современном высшем образовании, и опыт педагогических коллективов по разработке образовательных проектов поддержки и развития детей с особыми образовательными потребностями и, прежде всего, одарённых и высокомотивированных детей. По мнению Ю. Г. Маковецкой, одной из эффективных форм повышения квалификации педагогов, работающих с данными категориями детьми, выступает создание системы стажировочных площадок на базе образовательных организаций, реализующих научно-прикладные проекты по проблематике, заданной региональной концепцией «ТЕМП» [3]. Среди множества проблем, обсуждаемых в педагогике и психологии

дополнительного профессионального педагогического образования, одной из наиболее важных является адекватность и точность оценки педагогическими работниками ситуаций, возникающих в ходе их профессиональной деятельности, а также адекватность и точность формирования образов субъектов образовательной деятельности.

Исходя из того, что специфика деятельности педагога определяется не только (и не столько) спецификой предмета, который он преподает, не только традициями и особенностями образовательного пространства, сложившимися в образовательном учреждении, сколько тем, что сфера его профессиональной деятельности относится по типологии, предложенной Е. А. Климовым, к профессиям типа «человек» - «человек» (где человек имеет дело с людьми, группами и социальными процессами) [4], способность педагога к формированию психологических образов учащихся, умение дифференцировать образы детей различных категорий выступает как одно из профессионально значимых качеств, что находит отражение в стандартах профессиональной деятельности педагога-предметника.

Ориентирами для нашего исследования являются результаты психологических исследований, отражающих проблемы личности учителя как субъекта и объекта педагогической деятельности И. А. Зимней, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьминой, В. Л. Ситникова и В. А. Якунина, исследований в области социального восприятия Г. М. Андреевой, В. А. Лабунской и В. Н. Панферова, а также основы психосемантики Ч. Осгуда, Дж. Келли [5; 6; 7].

Применение психосемантического подхода к изучению личности в отечественной психологии заложено благодаря работам В. Ф. Петренко, Е. Ю. Артемьевой, А. Г. Шмелева и реализует парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого [8]. Содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов), по мнению В. Ф. Петренко, требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира. «Реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства индивидуальная система значений выступает своеобразной ориентировочной основой такого эмпатийного процесса, дает ему смысловые опоры» [6, с. 3]. Другими словами,

Н. В. Маркина, Ю. Г. Маковецкая

Образ одарённого ученика в восприятии учителя

благодаря психосемантики личность рассматривается не как набор отдельных характеристик, качеств, а как носитель определенной картины мира, носитель индивидуальных значений и смыслов.

В психологии субъективной семантики Е. Ю. Артемьевой введено понятие мира профессии как системы акцентов отношения человека к объектам, явлениям и ситуациям и показано, что на основе методов может быть дифференцированы профессиональные склонности и интересы [8], что может быть использовано при разработке программ дополнительного профессионального образования и программ модульных курсов повышения квалификации педагогов.

Близкими к теме нашего исследования являются работы, в которых раскрываются особенности образа «одарённый ученик» в сознании учителя (В. Л. Ситников, С. И. Гусева), в сознании студентов - будущих педагогов (Т. Е. Косаревская, Р. Р. Кутькина) и родителей (К. А. Курзова) [7; 9; 10; 11].

Изучая социальное восприятие личности одарённого ребенка в семье на основе методов психосемантики, К. А. Курзовой было выявлено, что для родителей одарённых детей значимыми являются факторы «открытость новому опыту» и «доброжелательность», а для родителей их сверстников при построении образа «одарённый ребенок» в качестве значимых факторов выступают «активность» и «эмоциональная неустойчивость». Различие в восприятии одарённых детей уже на микросоциальном уровне свидетельствует о разных социокультурных условиях поддержки и развития детей с проявленной и скрытой (потенциальной) одарённостью [11].

При исследовании содержания и структуры образа «одарённый ребенок» в сознании студентов педагогических специальностей вуза Т. Е. Косаревская и Р. Р. Кутькина отмечают высокую внутригрупповую согласованность данных и выделяют в соответствие со структурой метода семантического дифференциала Ч. Осгуда три фактора [10].

Первый фактор «Силы» Т. Е. Косаревская и Р. Р. Кутькина обозначают как фактор «адапти-рованности», поскольку он включает в себя следующие шкалы с высокой факторной нагрузкой: «независимый - зависимый», «силь-

ЧИППКРО

ный - слабый», «решительный - нерешительный», «уверенный - неуверенный», «самостоятельный - несамостоятельный», «деятельный -пассивный», «добросовестный - безответственный», «спокойный - суетливый», «невозмутимый - раздражительный» и «обаятельный -непривлекательный». Первый фактор, вслед за В. Е. Улыбиной, они интерпретируют в когнитивном аспекте и считают, что он соответствует когнитивному стилю «полезависимость -поленезависимость» [10].

Второй фактор («экстраверсия») Т. Е. Коса-ревская и Р. Р. Кутькина обозначают как фактор «моральная оценка». Он включает в себя одиннадцать шкал, несущих смысл активности, направленной на взаимодействие с другими людьми и нравственной оценки (добрый, честный, справедливый и т. п.). Третий фактор, обозначенный ими как «альтруизм», является слабым и содержит лишь три шкалы.

В целом они отмечают, что образ одарённого ребенка в сознании студентов несет в себе сложные неоднозначные характеристики при высокой «адаптивности» и невысокой «моральной оценки». Другими словами, образ «одарённый ребенок» воспринимается студентами как «независимый, сильный, решительный, уверенный, самостоятельный, деятельный, добросовестный, спокойный, и в то же время -замкнутый, молчаливый, эгоистичный, черствый, вызывающий опасение и некоторое дистанцирование» [10, с. 234]. Одну из причин такой неоднозначной оценки образа одарённого ребенка студентами - будущими педагогами Т. Е. Косаревская и Р. Р. Кутькина видят в наличие стереотипа об одарённом человеке, характеризующего его как замкнутого в себе, в своем внутреннем мире, не нуждающемся в окружающих людях, авторы делают вывод о недостаточной дифференцированности структуры образа «одарённый ребенок» у студентов - будущих педагогов [10].

Обратимся далее к анализу исследований, проведенных среди учителей-предметников.

Наибольший интерес представляют в этом плане работы В. Л. Ситникова и С. И. Гусевой, в которых раскрываются механизмы формирования социально-перцептивных образов ребенка у субъектов педагогического процесса. Важным при этом является выдвинутое В. Л. Ситниковым положение о том, что специфика со-

держания и структуры образа ребенка определяются сочетанием трех факторов: во-первых, индивидуально-психологическими особенностями субъектов, в сознании которых возникает образ ребенка; во-вторых, объектом - ребенком, отражаемым сознанием субъекта; в-третьих, ситуацией, в которой этот образ актуализировался. Притом, «что специфика содержания и структуры образа ребенка определяются не личностными особенностями отражаемого ребенка, а индивидуально-психологическими особенностями субъектов отражения» [7, с. 396].

На основе авторской методики диагностики образов ребенка в сознании субъектов педагогического процесса «Структура образа человека (иерархическая) - СОЧ(И)» В. Л. Ситниковым выявлено, что образы учеников, полярные по модальности («хороший - плохой», «одарённый - бездарный») имеют в сознании педагога более сходную структуру, чем образы близкие по модальности («одарённый - хороший», «бездарный - плохой»). Между образами «одарённого» и «хорошего» ребенка выявлены существенные различия по социальным, волевым и эмоциональным компонентам, которых больше в образе «хорошего» ученика, а также по интеллектуальным характеристикам, которых больше в образе «одарённого» школьника (уровень значимости различий = 0,01). Кроме того, в образах «хороших» учащихся больше положительных оценок, чем в образах «одарённых» (уровень значимости различий у учителей = 0,05, у студентов = 0,01) [7, с. 399].

Исследования С. И. Гусевой подтверждают результаты, полученные В. Л. Ситниковым. При изучении образа математически одарённого ученика в сознании педагога С. И. Гусевой дополнительно выявлено, что интеллектуальные характеристики полярных по признаку математической одарённости образов включают пять основных групп: общеинтеллектуальные, особенности мышления, информативные, креативные, характеристики социального интеллекта. Среди них наиболее распространенные -общеинтеллектуальные («умный», «внимательный», «любознательный» и др.), их назвали 99,1% педагогов, особенности мышления в образе математического одарённого ребенка отмечает только половина, а в образе математически бездарного ученика - только треть. Ин-

формативные и креативные качества в образе математически одарённого ученика отмечают около 70% педагогов [9].

В нашем эмпирическом исследовании принимали участие 65 педагогов шести образовательных учреждений - слушателей курсов повышения квалификации (март - апрель 2016, ГБУ ДПО ЧИППКРО). С целью уточнения содержания образа одарённого ребенка, педагогам было предложено вспомнить конкретного ученика, проявившего выдающиеся способности на их уроках и сформулировать пять-шесть характеристик их учебной деятельности и поведения, отличающих их от одноклассников. Другими словами, педагоги в этих характеристиках продемонстрировали образы реальных одарённых учеников. Количество характеристик, обозначенных педагогами, варьировалось в диапазоне от трех до шести единиц. В целом нами было получено 357 значений - характеристик образа одарённых учеников.

Отметим, что среди содержательных характеристик есть как наиболее популярные, так и редкие. Так, например, такие характеристики как «трудолюбие» и «целеустремленность» отмечают 22 педагога (33,85% от выборки), «ответственный» - 19 педагогов (29,23%), «активный» - 17 педагогов (26,15%), «находчивый, изобретательный» - 15 педагогов (23,08%). От десяти до двадцати процентов педагогов отмечают также такие характеристики, как «самостоятельный», «аккуратный», «внимательность», «терпение», «инициативность», «усидчивый», «доброжелательность», «любознательность», «сосредоточенность», «отзывчивость» и «лидерство».

В то же время обращает на себя внимание достаточно большое количество редких неповторяющихся значений - 101 характеристика из 357 встречается в единственном варианте (например, «умение по-своему представить ситуацию», «стремление выделиться», «внимательность в любом деле», «стабильная самооценка» и другие). Другими словами, 28,3% содержания образов одарённых учеников отражены в сознании педагогов уникальным, неповторимым образом, что не совпадает с результатами, полученными В. Л. Ситниковым в конце девяностых годов о совпадении мнения педагогов относительно образа и особенностей одарённых учеников. Следовательно, можно утверждать,

Н. В. Маркина, Ю. Г. Маковецкая

Образ одарённого ученика в восприятии учителя

что современные педагоги, работающие с одарёнными и высокомотивированными детьми, педагоги, имеющие опыт формирования универсальных учебных действий и опыт оценки предметных, метапредметых и личностных результатов образования, способны быть внимательнее и видеть индивидуальность одарённого ребенка. Вопрос в другом - насколько устойчивы субъективные психосемантики педагогов и в каких сочетаниях в семантических шкалах педагогах находятся популярные и редкие характеристики, отражающие образ одарённого ребенка у конкретного ребенка. И еще важно выяснить, существуют ли особенности восприятия одарённого ребенка, связанные со спецификой того или иного предметного направления (физико-математического, естественнонаучного, гуманитарного, художественно-эстетического). Для поиска наиболее оптимальных организационно-управленческих аспектов разработки моделей работы одарёнными детьми целесообразно также соотнести особенности восприятия одарённых детей с педагогическим стажем, уровнем профессиональной компетентности и социокультурными контекстами формирования педагогического менталитета работников образования различных территорий региона.

Таким образом, анализ психолого -педагогической литературы и проведенное нами пилотажное исследование образа реального одарённого ученика в сознании учителей, показывают необходимость в более детальном и всестороннем изучении этого вопроса. Это позволит, во-первых, вскрыть специфику содержания и структуры образа одарённого ученика в сознании учителей и других субъектов образовательного процесса, во-вторых, выявить механизмы формирования точного и адекватного восприятия одарённого ребенка в реальной профессиональной деятельности и, наконец, в-третьих, позволит скорректировать содержание программ повышения квалификации педагогов, работающих с одарёнными и высоко мотивированными детьми.

Библиографический список:

1. Ильина А. В. Развитие профессиональных компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования /

ЧИППКРО

А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2015. - № 2 (23). -С.93-98.

2. Донской А. Г. Мировоззренческие особенности историко-культурного стандарта /

A. Г. Донской // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2015. - № 3 (24). -С.55-62.

3. Маковецкая Ю. Г. Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации программ стажировок педагогов образовательных организаций в условиях реализации концепции «ТЕМП» / Ю. Г. Маковецкая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. -2015. - № 2 (23). - С. 50-58.

4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учебное пособие / Е. А. Климов. -М. : Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

5. Андреева Г. М. Психология социального познания : учебное пособие / Г. М. Андреева. -М. : Аспект-Пресс, 2000. - 290 с.

6. Петренко В. Ф. Основы психосемантики /

B. Ф. Петренко. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2005. - 480 с.

7. Ситников В. Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Л. Ситников. - СПб. : ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2001. - 455 с.

8. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. -М. : Смысл, 1999. - 350 с.

9. Гусева С. И. Образ математически одарённого ученика в сознании педагога : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / С. И. Гусева. - СПб., 2000. - 18 с.

10. Косаревская Т. Е. Образ «одарённый ребенок» в сознании студентов педагогических специальностей вуза / Т. Е. Косаревская, Р. Р. Кутькина / Поддержка одарённости - развитие креативности : материалы Международного конгресса, Витебск, 22-27 сентября 2014 : в 2-х т. - Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2014. - Т. 2. - С. 228-235.

11. Курзова К. А. Проблемы социального восприятия одарённой личности в семье / К. А. Курзова // Ломоносовские чтения - 2007. Секция «Психология». - М. : МГУ, 2007.

References:

1. Ilyina A. V. Development of professional competences of teachers in the system of additional professional education [Article] / V. A. Ilyina // Scientific support of a system of advanced training. Scientific-theoretical journal [Razvitie profession-al'nyh kompetencij pedagogov v sisteme dopol-nitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Stat'ja] / A. V. Il'ina // Nauchnoe obespechenie sistemy po-vyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreti-cheskij zhurnal], 2015, N 2 (23), pp. 93-98.

2. Donskoy A. G. Ideological features of the historical and cultural standard [Article] / A. G. Donskoy // Scientific support of a system of advanced training. Scientific-theoretical journal [Mirovozzrencheskie osobennosti istoriko-kul'turnogo standarta [Stat'ja] / A. G. Donskoj // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal], 2015, N 3(24), pp. 55-62.

3. Makovetskaya Y. G. Substantive and procedural aspects of the development and implementation of training programs of teachers of educational organizations in conditions of realization of the "TEMP" concept [Article] / Y. G. Makovetskaya // Scientific support of a system of advanced training. Scientific-theoretical journal [Soderzhatel'no-processual'nye aspekty razrabotki i realizacii programm stazhirovok pedagogov obrazovatel'nyh organizacij v uslovijah realizacii koncepcii "TEMP" [Stat'ja] / Ju. G. Makoveckaja // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov : nauchno-teoreticheskij zhurnal], 2015, N 2 (23), pp. 50-58.

4. Klimov E. A. Image of the world in different professions : a textbook / E. A. Klimov [Obraz mira v raznotipnyh professijah : uchebnoe posobie]. M. : Publishing house: MGU, 1995. 224 p.

5. Andreeva G. M. Psychology of social knowledge : textbook [Psihologija social'nogo poznani-ja: uchebnoe posobie]. M. : Aspect-Press, 2000. 290 p.

6. Petrenko V. F. Basis of psychosemantics [Osnovy psihosemantiki], Vol 2, SPb. : Peter, 2005. 480 p.

7. Sitnikov V. L. Psychology of child image (in the minds of the subjects of pedagogical process), Dissertation... N. : 19.00.07 [Psihologija obraza rebenka (v soznanii sub'ektov pedagogicheskogo processa)]. SPb. : LGOU, 2001. 455 p.

8. Artemeva E. Y. Fundamentals of psychology of subjective semantics [Osnovy psihologii sub'ektivnoj semantiki]. M. : Meaning, 1999. 350 p.

9. Guseva S. I. Image of the mathematically gifted student in the mind of the teacher Dissertation... : 19.00.07 [Obraz matematicheski odarenno-go uchenika v soznanii]. SPb., 2000. 18 p.

10. Kosarevskaya I. E. The "gifted child" image in the minds of students of pedagogical specialties of higher education institution [Article] / I. E. Kosarevskaya, R. R. Kutikina / [Obraz "oda-rennyj rebenok" v soznanii studentov pedagogi-cheskih special'nostej vuza], 2014, Vol. 2, pp.228-235.

11. Kursova K. A. Problems of social perception of gifted individuals in the family [Problemy social'nogo vosprijatija odarennoj lichnosti v sem'e]. M. : Moscow state University, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.