Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / THE ADAPTED MAIN GENERAL EDUCATION PROGRAM / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / PEDAGOGICAL WORKSHOP / FGOS NOO THE PUPIL WITH THE LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH (OVZ) / THE SPEECHES WHICH ARE PUPIL WITH HEAVY VIOLATIONS / TEACHER-LOGOPEDIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янгирова Венера Магасумовна, Сайтханов Азат Фанисович, Хайртдинова Лена Фаритовна, Сайтханова Венера Яхиевна

В статье представлен опыт организации курсов повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая деятельность в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» для учителей-логопедов школ в Институте дополнительного образования (ИДО) Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ) им. М. Акмуллы. Авторами предложена интерактивная организация обучения слушателей в форме творческой деятельности участников педагогической мастерской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янгирова Венера Магасумовна, Сайтханов Азат Фанисович, Хайртдинова Лена Фаритовна, Сайтханова Венера Яхиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHERS-LOGOPEDISTS TO CORRECTIONAL PEDAGOGICALLY MAINTENANCE YOUNGER SCHOOL STUDENTS

The article presents the experience of training courses "Corrective pedagogical activity in the conditions of the introduction of the FSES PGE students with disabilities" teachers-speech therapists schools at the Institute of supplementary education of the Bashkir State Pedagogical University them. M. Akmullah. The authors proposed the organization of interactive teaching students in the form of creative activity of the participants of pedagogical workshop.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Янгирова, А.Ф. Сайтханов, Л.Ф. Хайртдинова, В.Я. Сайтханова ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, адаптированная основная общеобразовательная программа, учитель-логопед, повышение квалификации, педагогическая мастерская.

Аннотация: В статье представлен опыт организации курсов повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая деятельность в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» для учителей-логопедов школ в Институте дополнительного образования (ИДО) Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ) им. М. Акмуллы. Авторами предложена интерактивная организация обучения слушателей в форме творческой деятельности участников педагогической мастерской.

Необходимость обновления содержания профессиональной подготовки учителей-логопедов к коррекционно-педагогическому сопровождению младших школьников с нарушениями устной и письменной речи обусловлена предстоящим введением в действие с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Инновационный характер ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ заключается в ряде отличий. В основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ - совокупный результат, который достигается обучающимся, учителем-логопедом, семьей, образовательной организацией. Через призму достижения результата целесообразно определить, что дает ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для младшего школьника, для учителя-логопеда и для родителей; для образовательной организации; для общества и государства в целом. Ответы на перечисленные вопросы важны, так как у каждого своя роль в процессе введения в действие и достижения выполнения требований к результатам ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, своя, личностная, подготовленность всех участников к работе. Каждый должен осознать личностную причастность, самоопределиться в инновационном процессе, проявить инициативу и готовность брать на себя ответственность. Только в ситуации строгой функциональной определенности введение в действие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ будет управляемым и динамичным.

При введении в действие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в образовательной организации не только разработка стандартов является инновацией, но и сама проблема в целом инновационна. В новом содержательно-смысловом плане используются понятия, которые должен знать и учитель-логопед: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; внеурочная деятельность; качество образования; общественный договор в области образования; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; адаптированная основная образовательная программа, результаты, подлежащие оценке.

В ФГОС нОо обучающихся с ОВЗ, наряду с требованиями к результатам обучения всех категорий лиц с ОВЗ, содержатся требования к построению и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи по вариантам 5.1 и 5.2 (АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи). Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с

пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ

тяжелыми нарушениями речи получает образование, соответствующее по результатам тому, что достигают к моменту завершения обучения сверстники с нормальным речевым развитием (в той же среде и в те же сроки обучения); срок освоения АООП НОО составляет четыре года. Этот вариант программы разработан для обучающихся с фонетико-фонематическим, общим недоразвитием речи, нарушениями чтения и письма.

Следует отметить, что уже накоплен определенный опыт повышения квалификации учителей начальных классов по реализации требований ФГОС начального общего образования, так как ФГОС НОО был утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 и зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №13824 [4]. Учителя-логопеды участвуют в повышении квалификации по изучению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, который утвержден Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.2015г. №35847) и вступает в действие с первого сентября 2016 г. [5]. С целью оказания научно-методической помощи учителям-логопедам авторами разработана дополнительная профессиональная программа «Коррекционно-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» в объеме 108 часов на базе Института дополнительного образования БГПУ имени М. Акмуллы. Содержание профессиональной программы повышения квалификации учителей-логопедов построено на теоретико-методологических положениях отечественных ученых: Л.С. Выготского [1], И.Я. Лернер [3], А.Р. Лурия [2], М.М. Скаткина [3], на принципах субъектного подхода (Р.М. Асадуллин, В.А. Сластенин [8]), а также на идеях гуманистической педагогики сотрудничества ребенка и взрослого, учителя-логопеда и преподавателей вуза. Содержание курсов направлено на информирование учителей-логопедов об инновационных требованиях ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; о творческих мастерских, проводимых преподавателями кафедры теории и методик начального образования, кафедры специальной педагогики и психологии Института педагогики в три этапа - подготовительный, репродуктивно-конструктивный и конструктивно-творческий [6,7,9].

На подготовительном этапе слушатели курсов знакомятся с методологическими подходами, со структурой, требованиями ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Далее учителям-логопедам предлагается коллективное творческое решение профессиональных задач по овладению структурированием универсальных учебных действий (УУД) на материале заданий конкретных предметных уроков в начальной школе. Осваивая полученные знания в совместной деятельности под руководством преподавателей вуза, слушатели получают возможность актуализировать опыт собственной практической деятельности, переработать его и идентифицировать в новых категориях (в контексте требований ФГОС нОо обучающихся с ОВЗ). На следующем, репродуктивно-конструктивном, этапе учителями-логопедами отрабатываются умения структурирования и построения Программы коррекционной работы в рамках требований ФГОС нОо обучающихся с ОВЗ. Для эффективного освоения новых знаний и овладения конкретными умениями слушателям предлагается организовать педагогическую мастерскую и действовать по определенному алгоритму. Предварительно, с целью определения проблемы, формулировки задач и плана их решения, проводится мозговой штурм для понимания слушателями необходимости анализа содержания логопедических занятий с младшими школьниками, который выполняется с учетом этапа коррекционного обучения при логопедическом пункте школы. Для достижения поставленной цели организуются деятельностные игры, предполагающие решение конкретных профессиональных задач.

Отметим, что особую трудность для слушателей представляет то, что реализация Программы коррекционной работы должна обеспечивать достижение личностных, мета-предметных (общих для всех этапов коррекционного обучения) и предметных результатов. Поэтому продолжается накопление практического опыта в структурировании универсальных учебных действий (УУД) на материале логопедических занятий и соотнесение его с

ааааз^е специальные поп РОС Ы ОВРПЗОППНИП

собственным опытом работы в школе. Сначала слушателям предлагается деятельностная игра «Ищем УУД», где на примере учебных заданий логопедического занятия необходимо сформулировать, какие же универсальные учебные действия формируются в процессе их выполнения; затем слушателям предлагается аналогичным образом самостоятельно проанализировать специально подготовленные конспекты логопедических занятий и в заданиях «Пометки на полях» и «Формируем УУД» подобрать дидактический материал по формированию определенного вида УУД.

По нашему наблюдению, проведение подобных деятельностных игр способствует преодолению стереотипов профессионального поведения и овладению новыми подходами и способами организации речевой деятельности младших школьников. Слушатели подразделяются на три группы и разрабатывают проекты по трем разделам программы коррекци-онного курса «Логопедические занятия» в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Представим пример деятельности слушателей. Творческие группы разрабатывали проект Программы коррекционной работы по одному из трех этапов коррекционного обучения на логопедическом пункте со следующей структурой: характеристика этапа обучения, цель, задачи, программное содержание, тематическое планирование логопедических занятий, предполагаемые предметные и метапредметные результаты, фонд оценочных средств. При подготовке проектов проводилось групповое и индивидуальное консультирование исполнителей. На конструктивно-творческом этапе осуществлялось групповое обсуждение, структурирование и дополнение проектов по разделам коррекционного курса «Логопедические занятия». На итоговых занятиях были организованы: презентация проектов слушателей, их обсуждение и объединение в единый проект программы; интегрирующая игра «Личностная и профессиональная самооценка» с визуализацией и презентацией.

По завершении курсов повышения квалификации слушатели дорабатывали Программу и апробировали ее в рамках городского методического объединения учителей-логопедов г. Уфы. Преподаватели вуза сопровождали апробацию программы учителями-логопедами и оказывали им методическую помощь в оформлении материалов и их презентации на плановых методических семинарах городского объединения учителей-логопедов г. Уфы. Полный проект программы был представлен и обсуждался на Республиканском августовском совещании «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовательном пространстве» (2015 г.) - секция учителей-логопедов.

Предложенная технология повышения квалификации учителей-логопедов позволила целенаправленно осваивать новые знания в практической деятельности, вплоть до получения конкретного результата - нового образовательного продукта. Совместным итогом творческой деятельности слушателей и преподавателей стала разработка методического обеспечения коррекционного курса «Логопедические занятия» в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (АООП НОО обучающихся с ОВЗ; вариант 5.1).

Программа специального коррекционного курса «Логопедические занятия» представлена следующими модулями.

Первый модуль программы содержит нормативные материалы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда, содержательно-смысловое значение новых понятий, требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, формируемые в процессе коррекционного обучения универсальные учебные действия (УУД).

Второй модуль представляет программно-методическое обеспечение с тематическим планированием по следующим этапам коррекционного обучения на логопедическом пункте по базовой программе А.В. Ястребовой: восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи; восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических

пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы л(бз). aoi6 sSSssüs

средств языка; восполнение пробелов в формировании связной речи с указанием планируемых предметных, личностных, метапредметных результатов обучения [10].

Третий модуль содержит контрольно-измерительные материалы - фонд оценочных средств (ФОС) - по трем этапам коррекционного обучения на логопедическом пункте.

Программа специального коррекционного курса «Логопедические занятия» рекомендована городским методическим объединением к изданию в виде учебно-методического пособия для коррекционно-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательной школе.

В таблице 1 представлена программа сопровождения повышения квалификации учителей-логопедов, реализованная в институте дополнительного образования БГПУ имени М. Акмуллы.

Таблица 1

Содержание деятельности повышения квалификации Формы, методы организации повышения квалификации

Подготовительный этап

Ознакомление слушателей с содержанием курсов, с технологией активного обучения и проектирования. Собеседование преподавателей со слушателями, представление программы курсов. Анализ результатов собеседований, обобщение запросов слушателей.

Информационно-иллюстративное представление теоретических и практических основ изучаемого материала. Презентация. Активизация традиционных лекций. Демонстрация документов и методических материалов. Дискуссия как технология развития коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

Компетенции - трудовые действия - образовательный результат. Практические занятия. Решение кейсов. Тренинговые занятия в контексте освоения элементов новых компетенций.

Репродуктивно-конструктивный этап

Технология построения коррекционной программы курса «Логопедические занятия», включающие в содержание духовно-нравственные ценности и идеалы. Презентация. Обсуждение. Организация педагогической мастерской. Мозговой штурм. Деятельностные игры.

Разработка образовательных проектов по разделам специального коррекционного курса «Логопедические занятия» по новой структуре в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с учетом индивидуализации в речевом развитии, персонального подхода к речевой деятельности Консультирование слушателей по разработке образовательных проектов в создании нового продукта, типа «Канал образной, грамотной, яркой речи», «Индивидуальная траектория речевого развития обучающегося с ОВЗ», «Персональная программа речевой деятельности обучающегося с ОВЗ» и др.

Конструктивно-творческий этап

Представление образовательных проектов по разделам специального коррекционного курса «Логопедические занятия» группами слушателей. Объединение проектов. Презентация. Обсуждение. Анализ достижений. Планирование дальнейшего сотрудничества, проектирование достижения новых результатов.

Апробация и внедрение программы специального коррекционного курса «Логопедические занятия». Сопровождение апробации и внедрения программы. Консультирование. Экспертиза. Семинар. Выставка. Презентация. Рецензирование. Интегрирующая игра «Российское образование меняется, вместе с ним меняемся и мы».

Практика показала, что такая организация курсов повышения квалификации способствует включению педагогов в совместную творческую учебно-методическую деятельность, результат которой - конкретный продукт и профессиональное развитие специалиста, понимающего новые ориентиры российского образования.

Достоинства активной организации обучения слушателей в педагогической мастерской следующие:

- осуществляется переход обучающихся из пассивной позиции слушателя в активную - участника педагогической мастерской;

oSaagoe специальные non/*осы осппзоппнип

- преподаватель становится участником творческой деятельности, организует гибкое обучение в составе малой группы путем погружения в решение конкретных профессиональных задач;

- практико-ориентированное обучение, осуществляемое на основе инновационного содержания, направляется на совершенствование способов профессиональной деятельности;

- теоретические выкладки подкрепляются выполнением практических действий посредством деятельностных игр;

- устанавливается постоянная обратная связь со слушателями; осуществляется непосредственное сопровождение освоения знаний и умений в практической деятельности до получения конкретного результата (компетенции - трудовые действия - образовательный результат);

- технология активного обучения фокусируется на деятельностное, практическое содержание, которое эффективно мотивирует познавательную активность и стимулирует рост профессиональной компетентности педагога.

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2008. - 352 с.

2. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. - М. : Academia, 2002. - 352 с.

3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики [Текст] / под ред. М.И. Скатки-на. - М. : Просвещение, 1982. - 324 с.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. № 17785 // Вестник образования России. - 2010. - №2. - С. 7-10.

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598. - Режим доступа : http://fgos-ovs.herzen/spb.ru.

6. Сайтханова, В.Я. Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В.Я. Сайтханова. - Шуя, 2009. - 216 с.

7. Сайтханов, А.Ф. Оптимизация формирования профессиональных компетенций будущего педагога в процессе производственной практики [Текст] / А.Ф. Сайтханов, В.Я. Сайтханова, Л.Ф. Хайртдинова // Материалы VII Международной научно-практической конференции : сборник научных трудов / под общей ред. М.Г. Петровой. - Белгород, 2015. - Ч. IX. - С. 123-128.

8. Сластенин В.А., Асадуллин Р.М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №5. - С.3-19.

9. Янгирова, В.М. Теоретические и практические аспекты введения ФГОС начального общего образования [Текст] / В.М. Янгирова // Проблемы внедрения ФГОС общего образования второго поколения и решение других актуальных проблем образовательного комплекса : методические разработки и материалы /Под ред. В.Н. Гурова. - Уфа; Мияки, 2012. - С.67-102.

10. Ястребова, А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / А.В. Ястребова. - М. : АРКТИ, 1997. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.