Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» И «ПАТРИОТИЗМ»'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» И «ПАТРИОТИЗМ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / гражданственность / патриотизм / воспитательная деятельность / учебно-методическое обеспечение / spiritual and moral values / citizenship / patriotism / educational activities / educational and methodological support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Паскевская, О.М. Коломиец

На современном этапе развития России перед системой образования поставлена задача воспитания подрастающего поколения, способного обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие страны. Особую значимость приобретает воспитание духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм», что определило актуальность проведенного авторами статьи исследования. Его целью было раскрыть потенциал подготовки будущих педагогов к воспитательной работе, направленной на овладение школьниками гражданско-патриотическими ценностями. В задачи исследования входила разработка эффективных условий организации воспитательной деятельности и соответствующего учебно-методического сопровождения. Полученные результаты подтвердили теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, в ходе которого был достигнут воспитательный результат запланированного уровня качества. В статье делаются выводы о том, что педагогическая практика студентов по воспитательной работе раскрывает существенные возможности для развития духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм». Качественная подготовка будущих педагогов к педагогической практике по воспитательной работе обеспечивает запланированный уровень качества воспитательных результатов школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR EDUCATIONAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF “CITIZENSHIP” AND “PATRIOTISM” AMONG SCHOOLCHILDREN

At the present stage of Russia’s development, in solving the task set by the state for the education system of educating the younger generation capable of ensuring national security and sustainable development of the country, the upbringing of spiritual and moral valuescitizenship” and “patriotism” is of particular importance, which determines the relevance of the research conducted by the authors of the article. Its objective is to reveal the potential of preparing future teachers for educational work aimed at mastering civic and patriotic values by schoolchildren. The tasks of the study include the development of effective conditions for the organization of educational activities and appropriate educational and methodological support. The obtained results confirm the theoretical and practical significance of the conducted research, during which the educational result of the planned quality level is achieved. The article concludes that the pedagogical practice of students in educational work reveals significant opportunities for the development of spiritual and moral values of citizenship and patriotism. High-quality training of future teachers for pedagogical practice in educational work ensures the planned level of quality of educational results of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» И «ПАТРИОТИЗМ»»

8. Маллаев Д.М. Современные вызовы образовательных парадигм и их влияние на развитие дефектологической науки и профессиональной подготовки. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017; Т. 11, № 4: 98-101.

9. Жданова С.Н., Валеева М.А., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2009: 127-146.

10. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен. Власть истории и история власти. 2022; Т. 8, № 1 (35): 20-29.

11. Байханов И.Б. Самообразование как детерминант социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865.

References

1. Sociologicheskij slovar'. Moskva: Norma, 2008.

2. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar' (Collins). Perevod s anglijskogo. Moskva: Veche, AST, 1999; T. 1 (A-O).

3. Bashirova L.S. Social'naya norma i deviaciya. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2000; № 2: 97-100.

4. Korobanova Zh.V. Deviantnoe povedenie lichnosti: social'nye i psihologicheskie osobennosti. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2020; № 1: 145-154.

5. Grigor'eva S.V. Deviantnoe povedenie nesovershennoletnih: monografiya. Sankt-Peterburg; Pskov: MINPI, 2005.

6. Zhdanova S.N. Osnovy sociologiisem'i: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2013.

7. Danilova Z.A. Deviantnoe povedenie v molodezhnoj srede: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk, 2008.

8. Mallaev D.M. Sovremennye vyzovy obrazovatel'nyh paradigm i ih vliyanie na razvitie defektologicheskoj nauki i professional'noj podgotovki. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017; T. 11, № 4: 98-101.

9. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyjpedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2009: 127-146.

10. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast' istorii i istoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.

11. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinant social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

Статья поступила в редакцию 26.03.24

УДК 378

Paskevskaya N.A., teacher, Director of ANO DPO "Baikal Institute of Spiritual and Moral Foundations of Family and Society'; postgraduate, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Irkutsk, Russia), E-mail: paskevskaya-n@yandex.ru

Kolomiets O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Medical Psychology, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University; Director of ANO DPO "International Institute of Professional Development of a Teacher (Moscow, Russia), E-mail: olga9104545604@mail.ru

PREPARATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR EDUCATIONAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF "CITIZENSHIP" AND "PATRIOTISM" AMONG SCHOOLCHILDREN. At the present stage of Russia's development, in solving the task set by the state for the education system of educating the younger generation capable of ensuring national security and sustainable development of the country, the upbringing of spiritual and moral values "citizenship" and "patriotism" is of particular importance, which determines the relevance of the research conducted by the authors of the article. Its objective is to reveal the potential of preparing future teachers for educational work aimed at mastering civic and patriotic values by schoolchildren. The tasks of the study include the development of effective conditions for the organization of educational activities and appropriate educational and methodological support. The obtained results confirm the theoretical and practical significance of the conducted research, during which the educational result of the planned quality level is achieved. The article concludes that the pedagogical practice of students in educational work reveals significant opportunities for the development of spiritual and moral values of citizenship and patriotism. High-quality training of future teachers for pedagogical practice in educational work ensures the planned level of quality of educational results of schoolchildren.

Key words: spiritual and moral values, citizenship, patriotism, educational activities, educational and methodological support

Н.А. Паскевская, педагог, директор АНО ДПО «Байкальский институт духовно-нравственных основ семьи и общества», аспирант кафедры педагогики и медицинской психологии ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)», г. Иркутск, E-mail: paskevskaya-n@yandex.ru О.М. Коломиец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)», директор АНО ДПО «Международный институт профессионального развития педагога», г. Москва, E-mail: olga9104545604@mail.ru

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» И «ПАТРИОТИЗМ»

На современном этапе развития России перед системой образования поставлена задача воспитания подрастающего поколения, способного обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие страны. Особую значимость приобретает воспитание духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм», что определило актуальность проведенного авторами статьи исследования. Его целью было раскрыть потенциал подготовки будущих педагогов к воспитательной работе, направленной на овладение школьниками гражданско-патриотическими ценностями. В задачи исследования входила разработка эффективных условий организации воспитательной деятельности и соответствующего учебно-методического сопровождения. Полученные результаты подтвердили теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, в ходе которого был достигнут воспитательный результат запланированного уровня качества. В статье делаются выводы о том, что педагогическая практика студентов по воспитательной работе раскрывает существенные возможности для развития духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм». Качественная подготовка будущих педагогов к педагогической практике по воспитательной работе обеспечивает запланированный уровень качества воспитательных результатов школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, воспитательная деятельность, учебно-методическое обеспечение

На современных педагогов возложена важная миссия - воспитать будущего гражданина - патриота своей страны, присвоившего традиционные духовно-нравственные ценности, способного и готового служить своему Отечеству в военное и мирное время, выполнять обязанности гражданина России, содействовать обеспечению национальной безопасности и участвовать в устойчивом развитии нашей страны в будущем.

Актуальность исследования обусловлена социальным заказом государства воспитать школьников и студентов в соответствии с определенными требованиями к системе образования. В Указе, подписанном Президентом РФ В. Путиным 21.07.2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», закреплена необходимость «воспитания гармонично

развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [1]. Важность решения задачи гражданско-патриотического воспитания в современном обществе обозначена в Указе Президента РФ № 809, принятом 9 ноября 2022 г, «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2].

Подготовка сегодняшних студентов - завтрашних педагогов к воспитательной деятельности по формированию патриотизма и гражданственности как ценностей духовно-нравственной сферы является крайне необходимой составляющей подготовки студентов педагогических вузов к будущей профессии. Наряду с

теоретической подготовкой в образовательном процессе студенты включаются в педагогическую практику по направлению воспитательной деятельности. Их цель состоит в том, чтобы овладеть опытом организации воспитательной работы со школьниками в образовательной организации. Для этого студенты проходят предварительное обучение к выполнению разных видов профессиональной деятельности классного руководителя и воспитателя школы. Педагогическая практика играет большую роль в профессиональном становлении будущего педагога, от её успешности зависит самооценка студента содержания и результатов своей профессиональной деятельности, его мотивация в дальнейшем работать воспитателем в школе, а также степень овладения им на момент педагогической практики компетентностью организовывать и управлять воспитательным процессом [3-12].

Цель исследования представляла собой раскрытие содержания потенциала подготовки студентов к выполнению педагогической практики по воспитательной работе в образовательном учреждении, направленной на развитие у школьников гражданственности и патриотизма как ценностей духовно-нравственной сферы.

Достижение цели предполагало выполнение важных задач:

1. Определить содержание и педагогические условия подготовки студентов к педагогической практике по организации ими воспитательных дел в образовательной организации, направленных на развитие у школьников гражданственности и патриотизма как ценностей их духовно-нравственной сферы.

2. В ходе экспериментального исследования обосновать необходимость подготовки студентов к педагогической практике в образовательном учреждении по организации собственной деятельности в области воспитания, направленной на развитие у школьников гражданственности и патриотизма, провести анализ и обобщить полученные данные.

3. Выделить основные приемы подготовки студентов к педагогической практике в образовательной организации как наиболее оптимальные для осуществления ими деятельности в области воспитания, направленной на развитие гражданственности и патриотизма у школьников.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретические -анализ (научной литературы и практического опыта), синтез (создание единого проблемного поля исследования); эмпирические: основные (наблюдение и эксперимент), вспомогательные (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование), методы обработки данных для формирования наиболее полного представления о влиянии подготовки студентов к педагогической практике в образовательной организации на результаты их деятельности в области воспитания у школьников гражданско-патриотических ценностей.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии потенциала подготовки будущих педагогов к педагогической практике в образовательной организации по воспитательной работе, направленной на развитие у школьников духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм».

Теоретическая значимость заключается в расширении путей подготовки студентов педвуза к воспитательной работе по развитию у школьников духовно-нравственных ценностей.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в раскрытии потенциала подготовки будущих педагогов в области организации собственной деятельности по воспитанию в рамках педагогической практики, который способствует поиску новых форм деятельности педагога по развитию гражданско-патриотических ценностей у школьников и расширяет возможности студентов в этом направлении. Результаты исследования могут быть использованы для организации деятельности педагогов в области воспитания по формированию гражданских и патриотических ценностей и разработке необходимых учебно-методических комплексов.

Базой исследования был избран педагогический институт Иркутского государственного университета г. Иркутска. В экспериментальном исследовании участие приняли 11 студентов третьего курса различных специальностей, которые проходили педагогическую практику по воспитательной работе в 1-11 классах среднем общеобразовательном учреждении в течение 16 недель. Во время прохождения практики студентами был выполнен ряд индивидуальных заданий, а именно: методическая разработка родительского собрания, воспитательного занятия с учащимися, социального проекта.

Формирование готовности студентов педагогических вузов к патриотическому воспитанию школьников рассматривалось в трудах Албутовой И.В., Бурлаковой И.И., Ган Н.Ю., Здеревой ГВ., Ипполитовой Н.В., Касаткиной Н.С., Лашковой ГН., Павлова Б.Ф., Пономаревой Л.И., Чистяковой Н.Н., Шкитиной Н.С. и др., анализ которых в нашем исследовании позволил построить следующую систему условий организации процесса воспитания: владение теоретическими, методическими, психолого-педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками организации этого процесса [3 с. 8-9]; использование разнообразных форм проведения воспитательных занятий и создание атмосферы эмоционального подъема [4]; планирование и организация учебно-воспитательной деятельности; ее анализ и корректировка; проявление творческой инициативы [5 с. 24]; развитие ценностно-мотивационного и деятельностного компонентов готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся школы [6].

В условиях организации воспитания ценностей гражданственности и патриотизма у учащихся были привнесены новые психолого-педагогические условия,

разработанные на основе деятельностного подхода [7]. Содержание подготовки студентов к воспитательной работе по развитию гражданственности и патриотизма у учащихся в рамках педагогической практики заключалось в создании эффективных условий организации воспитательной деятельности будущего педагога. Поскольку педагогическая практика требовала от будущих педагогов методической разработки проведения родительского собрания, воспитательного занятия с учащимися, социального проекта, то подготовка подразумевала овладение студентом предметной областью, а также структурой и содержанием конкретных видов деятельности.

В рамках исследования были выделены основные этапы подготовки студентов к воспитательной работе в рамках педагогической практики: анализ потребностей будущих педагогов; разработка и апробация учебно-методических материалов по воспитанию ценностей гражданственности и патриотизма в процессе выполнения индивидуальных заданий педагогической практики; проведение обучающих мероприятий для студентов; оценка результативности подготовки студентов.

Проведенные в ходе опытно-экспериментальной работы анкетирование и интервьюирование студентов показали, что большая часть респондентов (91%) осознают целесообразность развития гражданско-патриотических ценностей у подрастающего поколения, (87%) проявляют заинтересованность в том, чтобы выбрать темой своей педагогической практики развитие гражданственности и патриотизма у школьников как ценностей их духовно-нравственной сферы. При этом 97% признали отсутствие необходимых у себя достаточных знаний и умений, так как программа обучения не содержит данный раздел воспитания, в связи с чем 89% опрошенных испытывают неуверенность в собственной компетентности и даже страх перед работой в школе, которая им предстоит 84% студентов изъявили желание пройти теоретическую и практическую подготовку и получить профессиональную поддержку в организации собственной деятельности по проектированию родительского собрания, воспитательного занятия, разработке и реализации с воспитуемыми социального проекта.

Анализ полученных данных показал интерес студентов к проблеме организации воспитательной деятельности педагога по развитию у школьников ценностей гражданственности и патриотизма при отсутствии достаточных знаний, умений и соответствующих методических материалов. Для решения данной проблемы нами был разработан комплекс учебно-методических материалов по организации деятельности студента, направленной на развитие у школьника духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм» в рамках прохождения педагогической практики.

Учебно-методический комплекс имел следующую структуру: система исследовательских заданий по овладению воспитуемым основными понятиями гражданского и патриотического воспитания; опорные таблицы с системой знаний «Гражданственность» и «Патриотизм»; система учебно-практических заданий для овладения обучающимся гражданскими и патриотическими чувствами, отношением, сознанием, качествами и поведением [8].

Для решения задачи развития духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм» была выбрана тема «Иркутск - город трудовой доблести», раскрывающая подвиг тружеников тыла во имя победы в Великой Отечественной войне, демонстрирующая образец гражданского и патриотического поведения иркутян. Методическое сопровождение для студентов по решению задач педагогической практики состояло из следующих этапов:

1. Вводная лекция на тему «Воспитание духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм» у воспитуемых с помощью проектной деятельности».

2. Тренинговое занятие по проектированию воспитательной деятельности студентов по проведению воспитательного занятия (классного часа) для учащихся на тему «Значимая для общества деятельность гражданина и патриота в рамках социального проекта «Иркутск - город трудовой доблести».

3. Тренинговое занятие по проектированию воспитательной деятельности студентов в рамках родительского собрания на тему «Значимая для общества деятельность гражданина и патриота в рамках социального проекта «Иркутск -город трудовой доблести».

4. Тренинговое занятие по проектированию деятельности студентов, по разработке и реализации с воспитуемыми и их родителями проекта «Иркутск -город трудовой доблести».

5. Конференция с публичным представлением студентами результатов работы над проектом «Иркутск - город трудовой доблести».

6. Семинар для анализа итогов прохождения студентами педагогической практики по воспитательной работе.

Так, оценка эффективности выполненной работы по подготовке будущих педагогов к деятельности в области воспитания в рамках педагогической практики показала, что будущие педагоги почувствовали себя более уверенными и компетентными как в качестве выступающих на родительских собраниях, так и среди учащихся на воспитательных занятиях, имея в своем распоряжении разработанные методические материалы. Кроме того, классные руководители подчеркивали возросший интерес родителей и детей к активному участию в реализации социального проекта «Иркутск - город трудовой доблести», результатом которого стала популяризация информации о гражданском и патриотическом поведении

соотечественников, ковавших победу в Великой Отечественной войне. В результате проектной деятельности воспитуемыми совместно с родителями были разработаны буклеты, брошюры, слайдовые презентации, видеоролики о вкладе родного края в победу, о земляках - тружениках тыла и трудовых династиях собственной семьи, о предприятиях, производящих продукцию для нужд фронта, а также созданы экскурсионные маршруты по местам трудовой славы родного города.

Проведенное нами исследование показало, что подготовка студентов педагогической деятельности по развитию у школьников духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм» является эффективным инструментом воспитания подрастающего поколения. Разработанные методические материалы способствовали решению поставленных перед студентами задач воспитания и внесли свой вклад в исполнение государственного заказа по воспитанию ответственного гражданина и патриота России.

Разработка учебно-методического комплекса, который позволяет педагогу проектировать разнообразные виды деятельности в области воспитания, играет решающую роль в развитии у воспитуемых гражданско-патриотических ценностей, так как включает в себя всю систему необходимых психолого-педагогических условий осуществления воспитательной деятельности, гарантирующую результат запланированного уровня качества, ведь приоритетная задача педагога - научить учащегося в новой системе условий или при решении новой задачи самостоятельно организовать собственную деятельность осознанно и достигать

Библиографический список

продукт и результат в соответствии с мотивом и целью, определенными самим субъектом в начале выполнения деятельности.

Технология проектирования воспитательной деятельности позволяет педагогам в дальнейшем самостоятельно проектировать иные тематические занятия и мероприятия воспитательного характера.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Педагогическая практика студентов по воспитательной работе раскрывает существенные возможности для развития духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм».

2. Качественная подготовка будущих педагогов к педагогической практике по воспитательной работе обеспечивает запланированный уровень качества воспитательных результатов школьников.

3. Необходимая подготовка студентов определяет систему психолого-педагогических условий для эффективной организации гражданско-патриотическо-го воспитания школьников.

4. Подготовка студентов к деятельности в области воспитания на основе де-ятельностного подхода позволяет повысить профессиональные компетенции будущих педагогов в сфере проектирования воспитательной работы, направленной на развитие гражданско-патриотических ценностей у подрастающего поколения.

Данные результаты подтверждают теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, в ходе которого был достигнут воспитательный результат запланированного уровня качества.

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726

2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

3. Албутова И.В. Формирование готовности к патриотическому воспитанию учащихся у студентов педвуза в процессе педагогической практики. Дисссертация ... кандидата педагогических наук. Чебоксары. 2009.

4. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск. 2000.

5. Здерева ТВ. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Тольятти. 2005.

6. Павлов Б.Ф. Развитие готовности студентов педагогического вуза к деятельности по патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2005.

7. Коломиец О.М. Модель преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта. Педагогический журнал. 2018; № 2: 242-255.

8. Коломиец О.М., Голубчикова М.Г., Паскевская H.A. и др. Патриотическое воспитание субъекта образовательного процесса: система исследовательских и практических заданий: учебно-методическое пособие. Москва: ИД «Развитие образования», 2022.

9. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

10. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор. НЦПТИ. 2016; № 8: 52-54.

References

1. O nacionai'nyh ceiyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 g. № 474. Available at: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/45726

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

3. Albutova I.V. Formirovanie gotovnosti k patrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya u studentov pedvuza v processe pedagogicheskoj praktiki. Disssertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary. 2009.

4. Ippolitova N.V. Teoriya ipraktika podgotovkibuduschih uchitelejkpatrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk. 2000.

5. Zdereva G.V. Teoriya i metodika vuzovskojpodgotovki studentov k patrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Tol'yatti. 2005.

6. Pavlov B.F. Razvitie gotovnosti studentov pedagogicheskogo vuza k deyatel'nosti po patrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2005.

7. Kolomiec O.M. Model' prepodavatel'skoj deyatel'nosti v kontekste psihologicheskoj teorii usvoeniya social'nogo opyta. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; № 2: 242-255.

8. Kolomiec O.M., Golubchikova M.G., Paskevskaya N.A. i dr. Patrioticheskoe vospitanie sub'ekta obrazovatel'nogo processa: sistema issledovatel'skih i prakticheskih zadanij: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: ID «Razvitie obrazovaniya», 2022.

9. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosocium i mezhnacional'naya kultura. 2020; № 1 (139): 69-76.

10. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8: 52-54.

Статья поступила в редакцию 20.04.24

УДК 371

Shakhmanova A.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: a9162174480@gmail.com

Dzhamieva M.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical

University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: dalgatovam@mail.ru

DEVELOPING MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES AMONG SCHOOLCHILDREN. The article raises a relevant problem of motivation to achieve success in educational activities that is to be developed among modern schoolchildren. The authors give the term of motivation to achieve success its essential characteristic. It is based on the classification of motives that need to be developed in students. The main features of the technology used in the teaching motivation development in modern Russian schools are characterized. Upon completion of its strengths and weaknesses analysis, some forms of scheduled and extracurricular work organization are studied, which use expansion can contribute to this process intensification. Making certain changes to the structure of classes is also considered as a measure necessary to improve its progress and results. The work demonstrates a system of requirements to qualifications of a teacher. The implementation of such requirement seems necessary from the point of view of increasing the effectiveness of the development of above-mentioned characteristics.

Key words: basic general education, secondary general education, teaching motivation, student, teacher

А.Ш. Шахманова, д-р пед. наук, проф., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: a9162174480@gmail.com

М.С. Джамиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: E-mail: dalgatovam@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.