соотечественников, ковавших победу в Великой Отечественной войне. В результате проектной деятельности воспитуемыми совместно с родителями были разработаны буклеты, брошюры, слайдовые презентации, видеоролики о вкладе родного края в победу, о земляках - тружениках тыла и трудовых династиях собственной семьи, о предприятиях, производящих продукцию для нужд фронта, а также созданы экскурсионные маршруты по местам трудовой славы родного города.
Проведенное нами исследование показало, что подготовка студентов педагогической деятельности по развитию у школьников духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм» является эффективным инструментом воспитания подрастающего поколения. Разработанные методические материалы способствовали решению поставленных перед студентами задач воспитания и внесли свой вклад в исполнение государственного заказа по воспитанию ответственного гражданина и патриота России.
Разработка учебно-методического комплекса, который позволяет педагогу проектировать разнообразные виды деятельности в области воспитания, играет решающую роль в развитии у воспитуемых гражданско-патриотических ценностей, так как включает в себя всю систему необходимых психолого-педагогических условий осуществления воспитательной деятельности, гарантирующую результат запланированного уровня качества, ведь приоритетная задача педагога - научить учащегося в новой системе условий или при решении новой задачи самостоятельно организовать собственную деятельность осознанно и достигать
Библиографический список
продукт и результат в соответствии с мотивом и целью, определенными самим субъектом в начале выполнения деятельности.
Технология проектирования воспитательной деятельности позволяет педагогам в дальнейшем самостоятельно проектировать иные тематические занятия и мероприятия воспитательного характера.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Педагогическая практика студентов по воспитательной работе раскрывает существенные возможности для развития духовно-нравственных ценностей «гражданственность» и «патриотизм».
2. Качественная подготовка будущих педагогов к педагогической практике по воспитательной работе обеспечивает запланированный уровень качества воспитательных результатов школьников.
3. Необходимая подготовка студентов определяет систему психолого-педагогических условий для эффективной организации гражданско-патриотическо-го воспитания школьников.
4. Подготовка студентов к деятельности в области воспитания на основе де-ятельностного подхода позволяет повысить профессиональные компетенции будущих педагогов в сфере проектирования воспитательной работы, направленной на развитие гражданско-патриотических ценностей у подрастающего поколения.
Данные результаты подтверждают теоретическую и практическую значимость проведенного исследования, в ходе которого был достигнут воспитательный результат запланированного уровня качества.
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726
2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
3. Албутова И.В. Формирование готовности к патриотическому воспитанию учащихся у студентов педвуза в процессе педагогической практики. Дисссертация ... кандидата педагогических наук. Чебоксары. 2009.
4. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск. 2000.
5. Здерева ТВ. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся. Диссертация ... доктора педагогических наук. Тольятти. 2005.
6. Павлов Б.Ф. Развитие готовности студентов педагогического вуза к деятельности по патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2005.
7. Коломиец О.М. Модель преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта. Педагогический журнал. 2018: № 2: 242-255.
8. Коломиец О.М., Голубчикова М.Г., Паскевская Н.Д. и др. Патриотическое воспитание субъекта образовательного процесса: система исследовательских и практических заданий: учебно-методическое пособие. Москва: ИД «Развитие образования», 2022.
9. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020: № 1 (139): 69-76.
10. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор. НЦПТИ. 2016: № 8: 52-54.
References
1. O nacionai'nyh ceiyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 g. № 474. Available at: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/45726
2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
3. Albutova I.V. Formirovanie gotovnosti k patrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya u studentov pedvuza v processe pedagogicheskoj praktiki. Disssertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary. 2009.
4. Ippolitova N.V. Teoriya ipraktika podgotovkibuduschih uchitelejkpatrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk. 2000.
5. Zdereva G.V. Teoriya i metodika vuzovskojpodgotovki studentov k patrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Tol'yatti. 2005.
6. Pavlov B.F. Razvitie gotovnosti studentov pedagogicheskogo vuza k deyatel'nosti po patrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2005.
7. Kolomiec O.M. Model' prepodavatel'skoj deyatel'nosti v kontekste psihologicheskoj teorii usvoeniya social'nogo opyta. Pedagogicheskijzhurnal. 2018: № 2: 242-255.
8. Kolomiec O.M., Golubchikova M.G., Paskevskaya N.A. i dr. Patrioticheskoe vospitanie sub'ekta obrazovatel'nogo processa: sistema issledovatel'skih i prakticheskih zadanij: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: ID «Razvitie obrazovaniya», 2022.
9. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosocium i mezhnacional'naya kultura. 2020: № 1 (139): 69-76.
10. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016: № 8: 52-54.
Статья поступила в редакцию 20.04.24
УДК 371
Shakhmanova A.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),
E-mail: a9162174480@gmail.com
Dzhamieva M.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical
University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: dalgatovam@mail.ru
DEVELOPING MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES AMONG SCHOOLCHILDREN. The article raises a relevant problem of motivation to achieve success in educational activities that is to be developed among modern schoolchildren. The authors give the term of motivation to achieve success its essential characteristic. It is based on the classification of motives that need to be developed in students. The main features of the technology used in the teaching motivation development in modern Russian schools are characterized. Upon completion of its strengths and weaknesses analysis, some forms of scheduled and extracurricular work organization are studied, which use expansion can contribute to this process intensification. Making certain changes to the structure of classes is also considered as a measure necessary to improve its progress and results. The work demonstrates a system of requirements to qualifications of a teacher. The implementation of such requirement seems necessary from the point of view of increasing the effectiveness of the development of above-mentioned characteristics.
Key words: basic general education, secondary general education, teaching motivation, student, teacher
А.Ш. Шахманова, д-р пед. наук, проф., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: a9162174480@gmail.com
М.С. Джамиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,
E-mail: E-mail: dalgatovam@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития у современных школьников мотивации достижения успехов в учебной деятельности. Для этого соответствующему термину, прежде всего, даётся сущностная характеристика. На ней основывается классификация мотивов, которые необходимо развивать у обучающихся. После рассмотрения последней характеризуются основные особенности технологии, применяемой при развитии мотивации к учению в современных российских школах. По завершении анализа сильных и слабых сторон таковой изучаются некоторые формы организации урочной и внеурочной работы, расширение использования которых может способствовать интенсификации интересующего нас процесса. В качестве меры, необходимой для улучшения его хода и результатов, рассматривается также внесение определённых изменений в структуру занятий. Демонстрируется система требований к квалификации учителей, реализация которой представляется необходимой с точки зрения повышения эффективности процесса развития указанной выше характеристики учащихся.
Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, мотивация учения, школьник, учитель
Актуальность темы, поднимаемой на страницах нашего исследования, связана с необходимостью реализации современной системой школьного образования одной из важнейших задач. Заключается она в обеспечении процесса становления членов общества ближайшего будущего, обладающих следующими чертами: креативность; гибкость мышления; развитые навыки селф- и тайм-менеджмента; умение ориентироваться в практически безграничных потоках информации (О.А. Курочкина, А.Б. Липина, Ч.К. Рыспаева, В.И. Чирков).
Интенсификация развития у учащихся соответствующих качеств немыслима без учёта при планировании и реализации образовательного процесса всей совокупности психических образований личности (Е.Е. Бочарова, Е.А. Воробьева, Т.О. Гордеева, Е.В. Сидоренко, А.Б. Степанов, С.Х. Хурум). В их ряду, в свою очередь, важное место занимает мотивация [1, с. 100].
Таким образом, проблема формирования у школьников мотивации достижения успехов в учебной деятельности на сегодняшний день является одной из базовых как для отечественной, так и для зарубежной педагогики (А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Е.И. Кореневский). Её решение предполагает проведение целого ряда дидактических, психологических, методологических и иных исследований [2, с. 48]. Вместе с тем вплоть до настоящего времени детальному рассмотрению подвергались лишь отдельные аспекты таковой (Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин, ГГ Городилова, В.А. Добромыслов, Н.К. Кульман, Е.Г Шатова, В.П. Шереме-тевский). Ощущается нехватка комплексных исследований по соответствующей проблематике (Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р., Жданова С.Н. и др.) [3-12].
Частичному восполнению данного дефицита посвящена настоящая статья.
Её цель - освещение наиболее существенных черт процесса формирования у школьников мотивации достижения успехов в учебной деятельности.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- дать сущностную характеристику термину «учебная мотивация»;
- привести классификацию мотивов современных учащихся;
- описать основные особенности технологии развития мотивации учения, реализуемой в образовательном пространстве современных российских школ;
- изучить некоторые формы организации урочной и внеурочной работы, расширение использования которых может способствовать интенсификации интересующего нас процесса;
- рассмотреть изменения, внесение которых в структуру учебных занятий позволит повысить эффективность формирования мотивации достижения успехов в учебной деятельности;
- продемонстрировать требования к квалификации учителей, реализация которых представляется необходимой с точки зрения повышения эффективности процесса развития указанной выше характеристики учащихся.
В ходе решения этих задач авторами применялись такие методы исследования, как анализ литературы, затрагивающей вопросы, связанные с формированием у школьников мотивации учения, а равно и рефлексия собственного педагогического опыта.
Таблица 1
Трактовка термина «мотивация» различными авторами
Авторы Суть трактовки
М.Ю. Штайнер, Б.Р Берельсон Мотивация представляет собой стимуляцию эмоций или желаний, действующую на волю человека и тем самым продвигающую его к действию
К. Черри Процесс, инициирующий, направляющий и поддерживающий целенаправленное поведение индивида
К. Мол-Палинос Психическое образование, проявления которого сопровождаются готовностью двигаться к определенным целям
В.П Асеев Побуждение, в основе которого лежит диалектическое противоречие между предметами и явлениями, имеющими объективную значимость с точки зрения конкретного индивида с одной стороны и объективной действительностью - с другой
М. Пжесяк Сознательная энергия, необходимая для начала и упорства в действии
Научная новизна исследования состоит в анализе технологии развития мотивации учения, реализуемой в образовательном пространстве большинства современных российских школ, а также во внесении предложений по её улучшению.
Теоретическая значимость видится в изучении форм учебной и внеучебной деятельности, расширение использования которых может способствовать интенсификации вышеуказанного процесса.
Практическая значимость заключается в рассмотрении структурных изменений, реализация которых по ходу учебных занятий с определённой вероятностью позволит повысить эффективность формирования у учеников мотивации достижения успехов в учебной деятельности.
На страницах современной научной литературы встречаются различные определения термина «мотивация», принципиально друг другу не противоречащие. Рассмотрим некоторые из них более подробно (табл. 1).
Как видим, большинство учёных понимают мотивацию как побудительный процесс и реализацию в ходе каких-либо действий тех или иных потребностей или влечений личности. При этом немаловажное место в психолого-педагогических исследованиях последних лет занимает проблема учебной мотивации (В.К. Ви-люнас, Л.Н. Захарова, Д.А. Лавренов, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов).
Выше мы уже убедились, что, несмотря на существующее разнообразие подходов к определению понятия «мотивация», большинство определений данного феномена, существующих на сегодняшний день, сводятся к его связи с активными действиями, направленными на достижение определённой цели. Соответственно, и учебная мотивация, о которой идёт речь в настоящей статье, также имеет в своей основе определённые действия и цели [3, с. 28]. Именно особенностями развития данного вида мотивации определяются судьба личности и направленность её жизни. Вопрос о мотивации учения - о том, зачем человек осуществляет образовательную деятельность, каков для него смысл реализации тех или иных её видов [4, с. 142].
Современное состояние разработки вопросов, связанных с развитием мотивации учащихся, позволяет говорить о двух группах, на которые можно разделить их мотивы (табл. 2).
Таблица 2
Группы мотивов, связанных с реализацией образовательной деятельности современными школьниками
Группа Примеры мотивов
Социальные Стремление к упрочению контактов с другими участниками учебно-воспитательного процесса [5, с. 533]
Осознание значимости учения
Познавательные Ориентация на овладение новыми компетенциями
Понимание необходимости освоения новых способов получения знаний, умений и навыков [6, с. 316]
Осознанное стремление к занятиям самообразованием
В современных школах, как правило, процесс развития у обучающихся мотивации достижения успехов в учебной деятельности строится, прежде всего, на формировании познавательных мотивов (Ю.В. Братчикова, И.С. Пологрудова, А.Я. Савченко). Прогрессивным при этом является то, что с осуществлением подобной технологии, как правило, связаны модернизация хода реализации учебных программ; освоение субъектами образовательных отношений нового стиля сотрудничества по ходу урочной и внеурочной деятельности [1, с. 105].
При этом можно говорить о систематическом применении педагогами специальных действий, направленных на формирование у учащихся соответствующих мотивов [2, с. 49]. Подобные действия включают развитие у школьников чувства ответственности; поддержку у них уверенности ученика в собственных силах через формирование позитивной самооценки (Н.Н. Дробышева, Е.П. Звягинцева, Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич, С.М. Мамаева, З.М. Мусаева, Б.П Явбатырова); ориентацию учащихся на реалистический уровень притязаний [5, с. 534].
Таким образом, на сегодняшний день в российских школах фиксируются определённые положительные сдвиги в деле формирования у школьников моти-
Таблица 3
Формы осуществления образовательной деятельности и их влияние на развитие у современных школьников мотивации учения
Группа Формы Влияние на развитие мотивации учения
Игровые Дидактическая игра Способствуют повышению познавательного интереса учащихся, росту осознанного стремления к активному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса
Моделирование
Инсценировка
Словесные Рассказ Позволяют сформировать у обучающихся понимание значимости учения как в общественном, так и в личностном планах (для получения нужной профессии, для реализации активной общественной деятельности) [4, с. 144]
Лекция
Беседа
Проблемно-поисковые Проблемное изложение материала Способствуют развитию интереса к более глубокому изучению материала, а равно -реализации когнитивной и иной деятельности как индивидуально, так и в составе групп
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся
Наглядные и практические Создание учебно-познавательных ситуаций Наглядность повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, выявляет новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость [7, с. 96]
Самостоятельной учебной работы Выполнение практикумов В случае, если обучающиеся характеризуются наличием компетенций, необходимых для выполнения предложенных заданий и/или поиска нужной для этого информации, использование данных методов позволяет сформировать у них понимание значимости учебной деятельности [8, с. 48]
Подготовка к занятиям
Подготовка к реализации различных форм контроля
вации учения. Однако уже тот факт, что в настоящее время там осуществляется развитие преимущественно одной из двух групп мотивов, доказывает, что присущий большинству ОО потенциал в этом плане не в полной мере получает своё практическое воплощение [6, с. 317]. Ниже будут обозначены перспективные, на взгляд авторов, пути реализации соответствующих возможностей. Например, улучшению мотивации учащихся будет способствовать расширение спектра используемых форм реализации учебной и внеучебной деятельности (табл. 3).
Результативность любого педагогического процесса, в том числе того его сегмента, который ориентирован на формирование учебной мотивации, зависит от целей, реализуемых его субъектами (Е.А. Беляева, Е.В. Грунт, С. Лисситса, В.В. Овчинникова, И.П. Подласый). Соответственно, с точки зрения реализации цели и задач настоящего исследования целесообразным представляется разделение процесса освоения любой темы на три этапа:
- мотивационный;
- операционально-познавательный;
- рефлексивно-оценочный [3, с. 32].
На первом из них, мотивационном, активность субъектов образовательных отношений должна быть направлена на формирование у школьников представлений о том, почему им необходимо изучить данную тему, раздел или модуль, успешная реализация которых предполагает последовательное осуществление трёх действий (табл. 4).
Следующий этап, как уже говорилось, операционально-познавательный. На нём происходит моделирование объектов обучения, - изучение материала с использованием наиболее соответствующих особенностям текущей ситуации подходов, приёмов, методов и организационных формы учебной деятельности (К.А. Кирилин, Е.Н. Нетребко, И.В. Фотиева, Н.В. Хлабыстова).
Рефлексивно-оценочный этап является итоговым. Он связан с развитием у обучающихся системы умений и навыков, позволяющих оценивать ход и результаты собственной деятельности [9, с. 164]. Работа на данном этапе организуется так, чтобы учащиеся могли испытать чувство морального удовлетворения от завершённой работы. Таким образом возможна интенсификация формирования у них осознанной потребности в творчестве, познании и упорной самостоятельной работе, т. е. к появлению устойчивой положительной мотивации учебной деятельности [10, с. 53].
В таких условиях претерпевают некоторые изменения и требования к компетенции учителя. Во-первых, он с необходимостью должен владеть системой знаний о классификации мотивов учебной деятельности (С.В. Алексеев, Е.В. Березовская, А.В. Жирякова, Д.М. Исупова, Д.Ж. Маркович, О.В. Смирнова). Это позволит ему с большей эффективностью планировать и реализовывать интересующий нас процесс. Кроме того, важной в этом отношении частью профессионального портрета современного педагогического работника является умение диагностировать уровень развития мотивации учения у каждого из вверенных ему школьников [1, с. 105-106]. Накопленный к настоящему моменту практический опыт, связанный с формированием у учащихся рассматриваемой характеристики, наглядно демонстрирует: при стихийном развитии мотивационная сфера
Библиографический список
Таблица 4
Действия, необходимые к выполнению на мотивационном этапе
Наименование Роль в формировании мотивации достижения успехов в учебной деятельности
Создание учебно-проблемной ситуации Позволяет сформировать у учеников понимание важности освоения содержание конкретной темы, что достигается посредством использования следующих приёмов: - сообщение педагогического работника касательно теоретической и практической значимости темы; - постановка перед учащимися задачи, которую они смогут решить, лишь познакомившись с предлагаемой темой; - рассказ о том, как решалась эта задача предыдущими учащимися [8, с. 50]
Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Знакомство учащихся с конкретными целями, которых необходимо достигнуть по результатам изучения темы
Рассмотрение принципов контроля сформированности у обучающихся соответствующих компетенций Формирование у школьников адекватной оценки собственных возможностей касательно изучения темы, раздела или модуля, а также последующего практического применения соответствующих знаний, умений и навыков [7, с. 98]
современного школьника часто бывает развита неудовлетворительно [9, с. 175]. Другими словами, педагог, реализующий программы основного общего и среднего общего образования, сам должен быть достаточно хорошо мотивирован на совершение соответствующих действий [10, с. 63].
Таким образом, формирование у школьников мотивации достижения успехов в учебной деятельности на сегодняшний день является важным слагаемым процесса освоения ими образовательных программ. На сегодняшний день сказанное во многом осознаётся педагогами-исследователями и практиками. Соответственно, в большинстве отечественных школ систематически предпринимаются меры, направленные на развитие у учеников данной характеристики. Однако зачастую их оказывается недостаточно.
Повысить эффективность соответствующих действий можно путём расширения инновационных форм организации образовательного процесса. Полезным в этом плане также будет внесение изменений в структуру занятий. Определённое значение имеют и компетенции, сформированные у педагогического работника.
1. Немов РС., Канищева А.С. Формирование мотивации достижения успехов в учебной деятельности школьников. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021; Т. 27, № 1: 97-107.
2. Мергенбаева С.Р, Зикирова Ш.К., Хамидова Ш.Б. Пути формирования учебной мотивации на уроках русского языка. Интерактивная наука. 2022; № 3 (68): 47-49.
3. Кибыш А.И. Мотивация к учению у студентов сельскохозяйственных вузов. Современное педагогическое образование. 2021; № 2: 27-33.
4. Фалалеев В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство мотивации студентов-медиков к занятиям физической культурой. Казанский педагогический журнал. 2020; № 1 (138): 141-145.
5. Усмонов Н.Я. Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения. Экономика и социум. 2021; № 4-2 (B3): 532-535.
6. Кабардиева ФА, Хачароева A.X., Булуева Ш.И. Социально-педагогические условия стимулирования мотивации школьников к обучению. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 315-31B.
У. Васильева Е.В. Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020; Т. 14, № 3: 94-99.
B. Уришов Ш.М. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. International scientific review. 2021; № LXXXIII: 4B-50.
9. Райсвих Ю.Д., Бароненко E.A., Скоробренко И.Д. Интерактивные формы контроля как фактор повышения результативности образовательного процесса в высшей школе. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022; № 1 (1бУ): 1бЗ-1УУ.
10. Ллдошенко Е.В., Лббасов П.Р, Лверьянова Д.В. Ресурсы образовательной среды как инструмент выработки управленческих решений повышения качества образовательной деятельности. Управление в современных системах. 2023; № 1: 51-6B.
11. Aбдурахманова П.Д., Aртеменкова Л.Ф., Хсадулаева Ф.Р и др. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: коллективная монография. Москва, 201б.
12. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Aвтореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 200У.
References
1. Nemov R.S., Kanischeva A.S. Formirovanie motivacii dostizheniya uspehov v uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2021; T. 2У, № 1: 9У-10У.
2. Mergenbaeva S.R., Zikirova Sh.K., Hamidova Sh.B. Puti formirovaniya uchebnoj motivacii na urokah russkogo yazyka. interaktivnaya nauka. 2022; № 3 (6b): 4У-49.
3. Kibysh A.I. Motivaciya k ucheniyu u studentov sel'skohozyajstvennyh vuzov. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 2: 2У-ЗЗ.
4. Falaleev V.V. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak sredstvo motivacii studentov-medikov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj. Kazanskij pedagogicheskij zhurnai. 2020; № 1 (13B): 141-145.
5. Usmonov N.Ya. Rol' polozhitel'nogo urovnya motivacii i poznavatel'nyh interesov studentov v motivacii ih ucheniya. 'Ekonomika i socium. 2021; № 4-2 (B3): 532-535.
6. Kabardieva F.A., Hacharoeva A.H., Bulueva Sh.I. Social'no-pedagogicheskie usloviya stimulirovaniya motivacii shkol'nikov k obucheniyu. Mir nauki, kuitury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 315-31B.
У. Vasil'eva E.V. Poznanie cherez obraz: k voprosu o znachimosti vizualizacii uchebnoj informacii. Nauka o cheioveke: gumanitarnye issiedovaniya. 2020; T. 14, № 3: 94-99.
B. Urishov Sh.M. Metody stimulirovaniya uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov. International scientific review. 2021; № LXXXIII: 48-50.
9. Rajsvih Yu.A., Baronenko E.A., Skorobrenko I.A. Interaktivnye formy kontrolya kak faktor povysheniya rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole. Vestnik Yuzhno-Urai'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 1 (167): 163-177.
10. Aldoshenko E.V., Abbasov P.R., Aver'yanova D.V. Resursy obrazovatel'noj sredy kak instrument vyrabotki upravlencheskih reshenij povysheniya kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti. Upravienie v sovremennyh sistemah. 2023; № 1: 51-68.
11. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R. i dr. Aktuai'nye probiemy psihoiogo-pedagogicheskih nauk kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
12. Zhdanova S.N. Sociai'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopoinitei'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.
Статья поступила в редакцию 27.03.24
УДК 372.881.111.1
Episheva O.S., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: OSEpisheva@fa.ru
TRAINING MANAGERS IN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES WITH UTILIZING PRACTICE-ORIENTED TOOLS. The article is dedicated to a topical issue of modern professional education methodology that is a practical use of competence-based approach elements in the course of foreign language training with managers-to-be. Examples of using practice-oriented tools that could be used in the framework of major "Foreign language in professional sphere" are described. The given didactic methods contribute to higher qualitative training of managers as well as facilitate their future professional activity in a real sector of economy. The teaching conditions for achieving the planned results in foreign language training of managers are proposed. The author makes the conclusion about expediency of using the integration of competence-oriented and communicative teaching methods. The article concludes that at present it is no longer enough to train a specialist who speaks a foreign language at a level sufficient to solve production problems. This must be a generalist manager who is able to shape the strategic development of his company, taking into account rapidly changing circumstances, which means that he himself must be ready to constantly learn and retrain, while expanding his knowledge in the field of the language of the specialty.
Key words: pedagogical approaches, didactic methods, foreign language training, managers, university, professional
О.С. Епишева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: OSEpisheva@fa.ru
ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Настоящая статья посвящена актуальному вопросу современной методики профессионального образования - использованию на практике элементов компетентностного подхода в ходе иноязычной подготовки будущих менеджеров. Описаны примеры использования практико-ориентированных инструментов, которые могут применяться преподавателями на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». Данные дидактические приемы способствуют более качественной подготовке управленцев, а также играют роль фасилитаторов в их будущей профессиональной деятельности в реальном секторе экономики. Предложены педагогические условия по достижению запланированных результатов в рамках иноязычной подготовки менеджеров. Делается вывод о целесообразности использования интеграции компетентностно-ориентированных и коммуникативных средств обучения.
Ключевые слова: педагогические подходы, дидактические приемы, иноязычная подготовка, менеджеры, вуз, профессиональный
Современная высшая школа вновь переживает непростые времена: с одной стороны, мир становится все более ориентирован на развитие цифровых экосистем и активное использование искусственного интеллекта, что приводит к более высоким требованиям работодателей по отношению к своим сотрудникам, особенно потенциальным. С другой стороны, вузы очень инертны и с трудом переходят на проактивные образовательные рельсы, которые могли мы готовить инновационных менеджеров будущего. В этой связи обучение управленцев нового поколения, которые умеют черпать знания из разных источников, в том числе англоязычных, становится задачей № 1, поскольку от того, насколько эффективно они смогут управлять наукой, технологиями, инновациями, будет зависеть экономическая парадигма России на мировом рынке. В этой связи компетент-ностный подход к обучению бакалавров-менеджеров языку специальности будет по-прежнему оставаться востребованным [1; 2], ведь он позволяет реагировать на факторы и тенденции сегодняшнего дня, сопряженные с появлением совершенно нового типа экоомики, с интенсивным развитием технологий в сфере 1Т, нейронных сетей и т. д., с формированием интеллектуального потенциала менед-
жеров в масштабах страны, с появлением новых профессий и ростом разнообразия в профессиональной сфере, с вопросами глобализации.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в волатильности российского рынка труда, который в большей степени, чем когда-либо ранее, ожидает от выпускников управленческих специальностей возможности не просто влиться в бизнес-процессы реального сектора экономики, но и быстро интегрироваться, принося с собой возможности и тренды развитых стран с их технологиями будущего. Цель данной статьи - рассмотреть возможность использования практико-ориентированных инструментов, которые способствовали бы более качественной подготовке будущих управленцев и позволяли сделать это в более короткие сроки. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, можно отразить в следующем:
- проанализировать существующие стандарты и требования ФГОС по направлению подготовки «Менеджмент» (бакалавриат, очная форма обучения);
- рассмотреть возможность алгоритма использования учебного инструмента STOP, который применяется при обучении менеджеров языку специальности;