8. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг», 2011.
9. Логинова А.А., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов: методическое пособие. Москва: Просвещение, 2014.
References
1. Salchak K.B., Salchak L.P. Razvitie tuvinskoj narodnoj pedagogiki. Kyzyl, 2016.
2. Munzuk T.T. Progressivnye idei i opyt tuvinskoj narodnoj pedagogiki i ih ispol'zovanie v semejnom vospitanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1990.
3. Shaaly A.S. 'Etnopedagogicheskaya podgotovka uchitelya k nravstvennomu vospitaniyu uchaschihsya tuvinskojshkoly na tradiciyah narodnogo 'etiketa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.
4. Volkov G.N., Salchak K.B., Shaaly A.S. 'Etnopedagogika tuvinskogo naroda. Kyzyl, 2009.
5. Koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya irazvitiya lichnosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Respubliki Tyva. Kyzyl: Izdatel'sko-poligraficheskij otdel «Bilig», 2011.
6. Maryuhina V.V., Munzuk T.T., Damba N.Ch. i dr. Vospitatel'naya suschnost' tuvinskoj narodnoj pedagogiki. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 87 - 89.
7. Shaaly A.S. Duhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov na tradicionnyh semejnyh cennostyah tuvinskogo naroda. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 310 - 311.
8. Koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya irazvitiya lichnosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Respubliki Tyva. Kyzyl: Izdatel'sko-poligraficheskij otdel «Bilig», 2011.
9. Loginova A.A., Danilyuk A.Ya. Duhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie uchaschihsya. Monitoring rezul'tatov: metodicheskoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 2014.
Статья поступила в редакцию 13.05.21
УДК 377.5
Chernomorets T.V., teacher, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia),
E-mail: tatiana.chernomor@yandex.ru
CHARACTERISTICS OF MOTIVATION IN STUDIES AMONG FUTURE BANK EMPLOYEES. The article is dedicated to the study of influence of motivation of college students on the specifics of the formation of readiness for the profession of a bank employee. Based on the methods of studying the motivation of T. N. Ilyina, the author comes to the conclusion that the most common are the motives for obtaining knowledge in college, a little less - the motives for obtaining a diploma and even less - for obtaining a profession. Unfortunately, there is a high proportion of students who come to get a diploma in banking without realizing their future trajectory of professional growth and development. This problem focuses the attention of the teacher on the search for unique teaching methods that are focused on the attitudes of students in the implementation of a particular type of activity. Using the diagnostics of O.F. Potemkina of socio-psychological attitudes in the motivational-need sphere, patterns that influence the process of mastering the future profession are identified, including the frequently encountered "attitude to freedom", "attitude to the process", "attitude to the result". The construction of pedagogical technologies taking into account these features contributes to the effective interaction of the teacher and the student, the successful teaching of future bank employees.
Key words: motivation in studies, professional training, social and psychological participants, college student research, training of future bankers, readiness for professional activity.
Т.В. Черноморец, преп., ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации», г. Москва, E-mail: chernomorets-tv@ranepa.ru
ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ БУДУЩИХ БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ
Статья посвящена вопросу изучения влияния мотивации учащихся колледжа на специфику формирования готовности к профессии банковского служащего. На основе методов изучения мотивации Ильиной Т.Н. автор приходит к выводу, что наиболее часто встречающимися являются мотивы получения знаний в колледже, немного меньше - мотивы получения диплома и еще меньше - получения профессии. К сожалению, высока доля учащихся, которые приходят получать диплом специалиста банковского дела, не осознавая своей будущей траектории профессионального роста и развития. Данная проблема акцентирует внимание педагога на поиске уникальных методов обучения, ориентированных на установки учащихся при осуществлении того или иного рода деятельности. Используя диагностику социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере Потемкиной О.Ф., были выявлены паттерны, оказывающие влияние на процесс овладения будущей профессией, в том числе часто встречающиеся «установка на свободу», «установка на процесс», «установка на результат». Построение педагогических технологий с учетом этих особенностей способствует эффективному взаимодействию педагога и учащегося, успешному учению будущих банковских служащих.
Ключевые слова: мотивация учения, профессиональная подготовка, социально-психологические установки, исследование учащихся колледжа, обучение будущих банкиров, готовность к профессиональной деятельности.
Характеристики учения и овладения будущей профессией, их влияние на уровень подготовки будущих специалистов все чаще становятся объектом педагогических исследований [1 - 4]. В первую очередь здесь прослеживается важность подготовки будущих специалистов не только с точки зрения наличия у них соответствующих знаний и умений, но и ориентированности на свою будущую профессию [5]. Банковская сфера не является исключением.
Результатом профессиональной подготовки специалистов среднего звена является освоение профессиональной деятельности. Согласно ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело [6] в процессе обучения в колледже будущие выпускники осваивают следующие виды деятельности: ведение расчетных операций, осуществление кредитных операций. При этом в настоящее время на рабочих местах происходит активное изменение видов профессиональной деятельности в этой сфере. Исследования будущего в банковской сфере [7] говорит о том, что неизбежно все более активное внедрение инновационных технологий. Так, по вакансиям на сайте НН [8] основные предложения для выпускников колледжа без опыта работы - это менеджеры по продаже банковских продуктов, в том числе с возможностью работать удаленно. При этом спектр самих банковских продуктов расширяется с каждым днем. Подтверждением чему стало создание экосистемы Сбер [9], которая включает не только кредиты и депозиты, но и магазины, страхование, медицинские, консалтинговые, бухгалтерские услуги и пр. В атласе новых профессий [10] для финансовой сферы активно появляются профессии, связанные с такими новыми понятиями, как биткойн и криптовалюта
(мультивалютный переводчик), краудфандинг и краудлендинг (менеджер крауд-фандинговых и краудинвестинговых платформ) и пр.
Выявленные тенденции позволяют говорить о существовании противоречия между сложившейся системой подготовки будущих банковских служащих и требованиями рынка труда, ориентированными на цифровую экономику с внедрением инновационных технологий. В этой связи возникает гипотеза о том, что для обучения требуются новые методы, которые позволили бы не только обеспечить выпускников всеми необходимыми навыками и умениями, но и заложить прочную основу для будущих изменений.
Исследование мнений работодателей [11; 12; 13] говорит о том, что для успешного сотрудника, идущего навстречу всему новому, важна вовлеченность и мотивация: «Вовлеченный персонал считает своим долгом вносить вклад в процветание бизнеса и повышение качества услуг компании» [14, с. 26]. Основными факторами вовлеченности на рабочем месте является удовлетворенность достижениями на работе и условиями труда [15]. Для того чтобы уже на этапе обучения увеличить удовлетворенность от достижений в процессе деятельности, необходимо изучить специфику установок учащихся, ориентирующих их на выполнение работы. Поэтому на первоначальных этапах исследования специфики формирования готовности будущих банковских служащих к внедрению инновационных программ необходимо было выделить основные компоненты мотивации и вовлеченности учащихся колледжей. Если рассматривать важность этого этапа с точки зрения педагогов, то зарубежные исследователи уже давно осознают вза-
80,0% 70,0% 60,0% 50.0% 40,0% 30,0% 20,0% 11Я% 0,0%
70.0%
65.9%
57,1% I
50,0%
69,6%
52,0% I
47,7%
Гв
На знание На профессию На диплом
■ Учууесу 2 курса(рра) "Учщиеся 3 урма(база} ■ Учвщиеыя 3 1ррса(сыор она)
рыс.р2аспрыдеренверчаща}уя по мо5ива м абухе неявмелледжа
имосвязь между пониманием компонентов вовлеченности и мотивацией учащихся с практикой преподавания и отношениями со студентами [16]. Знания о том, как студент на этапе подготовки к будущей профессии ориентирован на свою работу, к какой цели он стремится в ходе осуществления деятельности, позволяет создавать дизайн учебного занятия и продумывать траекторию педагогического воздействия.
Целью данного исследования было выявление мотивов и установок учащихся по специальности 38.02.07 Банковское дело, так как принятие их во внимание способствует успешности преподавателя в формировании готовности к будущей профессии банковского служащего, ориентированной на инновации.
В эмпирическом исследовании приняли участие студенты 2 и 3 курсов специальности среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское делх. Мы предположили, что выявление характеристик мотивов и установок обучения по выбранной профессии позволит преподавателю рассматривать компоненеы}ерх№енвя вовлеченностью студентов как важное условие подготовки конкурентоспособного специалиста.
В основе изучения мотивации при получении образования в среднем профессиональном учебном заведении была испхльховннх метединаИлуиныйУН. [17]. Поскольку методика Ильиной Т.Н. ориентирована} студестов )ысшиу учебных заведений, ряд утверждений в опуоссисе невбуоыуммбыылоуоррек-тировать с учетом учащихся колледжа без изменения их смысла. Планировалось получить данные по трем шкен лам мотивации, которая повлекла за собой получемие о^ разования в колледже: (а) стремление приобрести меахмя в колледже по различным дисциплинам, иными словами, любознательность, (б) стремление овладеть профушсе-ей банковского работника, ориентир на формирование профессиональных умений и качеств, (в) стремление к получению какого-либо образования «для диплома», формальное обучение в колледже из-за влияния родителей, необходимости получить хоть какую-то профессию. Естественно, что при мотивации студентов на (а) и (б) преподавателям легче заинтересовать учащихся, вовлечь их в учебных процесс, избежать ошибочного завышенного оценивания, так как эти учащиеся не ищут, как правило, обходных путей для получения высокого балла.
В исследовании принимали учащиеся трех, не связанных между собой колледжей: колледж многоуровневого профессионального образования РАНХиГС (экспериментальная группа), Московский промышленно-эко-номический колледж РЭУ им. Г.В. Плеханова и колледж в структуре Института сервисных технологий РГУТиС (контрольная группы). Опрос проходил в сентябре - октябре 2020 года. В табл. 1 рассмотрен состав учащихся, проходивших опрос.
Таблица 1
Состав выборочной совокупности студентов при изучении мотивов получения образования в колледже
Колледж Количество Всего учащихся Процент выборки
Экспериментальная группа 106 141 75,2%
В том числе:
2 курс 50 75 66,7%
3 курс 56 66 84,8%
Контрольные группы (3 курс) 44 126 34,9%
ИТОГО 150 267 56,2%
Максимальное значение ориентировки на получение знаний составляет 12,6 баллов, на освоение профессии или диплома - по 10 баллов. Следовательно, для того, чтобы было соответствие между 3 шкалами, необходимо прийти к единому оцениванию. В качестве единой оценки было принято среднее значение: 6,3 балла в первом случае и 5 баллов в двух других. Произведен расчет количества учащихся, которые превысили эти значения баллов. На рис. 1 рассмотрен процент учащихся от их общего количества, которые превысили указанные средние значения.
По рис. 1 видим, что учащиеся слабо ориентированы на профессию. Положительным моментом является тот факт, что достаточно большое количество студентов ориентировано на знания, что при правильном педагогическом воз-
дыйбтвинбыоуоРно переосиууиеоуабыунапхлмчесие п(офессик. Рм50хтав-ление результатов групп, принимавших участие в исследовании, представлено аа рас. У.
Заметно, что в колледже, который выбран в качестве базы для проведения ууперымунтальногоысблеуоуан а-УельмеяыаетнсххдынбовУнурсао риенти-
рована не на профессию, а на получение диплома об образовании. Такая специфика налагает на педагогический коллектив дополнительную нагрузку в реализации способов вовлечения студентов в процесс получения профессиональных знаний и умений. Выявляется проблема подбора материалов для педагогического воздействия, которые позволяли бы заинтересовать учащихся на занятиях. Проблема обострилась в период повторного дистанционного обучения, когда все студенты 2 и 3 курса получали образование с ноября 2020 года по февраль 2021 года, обучаясь удаленно.
С этой точки зрения изучение мотивационной сферы при осуществлении того или иного вида деятельности расширяет взгляды преподавателей на построение учебного процесса, ориентированного на более успешное освоение специальности банковского служащего.
Диагностика социально-психологических установок в мотивационно-по-требностной сфере, по О.Ф. Потемкиной, информативно способна проиллюстрировать, на какие типы распределены установки учащихся колледжей. При этом важно проанализировать не только то, какие из значений были велики, но и какие практически не отражены в выборке. Диагностика О.Ф. Потемкиной предполагает 80 вопросов, которые изучают 8 видов установок, представленных в табл. 2. Каждая установка требует особого внимания со стороны педагога, так как чем выше процент учащихся с той или иной установкой, тем понятнее принципы подготовки к занятиям, ориентированным на усвоение профессиональных умений и навыков.
В рамках второго этапа исследования было проведено изучение установок учащихся 2 и 3 курсов специальности среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское дело в вышеперечисленных учебных заведениях. В табл. 3 рассмотрен состав учащихся, который незначительно отличается от табл. 1, так как некоторые респонденты предпочли ответить только на 1 опрос.
80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
70,0%
52.0%
Учащиеся 2 курса (база)
69.6%
57.1%
65,9%
^7,7%
Учащиеся 3 курса (база)
Учащиеся 3 курса (сторона)
На знание ■ На профессию ■ На диплом
Рис. 2. Распределение мотивов обучения в колледже по группам учащихся
Таблица 2
Типы установок и их краткая характеристика (по диагностике О.Ф. Потемкиной)
№ п/п Установка Краткая характеристика На что обратить внимание педагогу
1. на процесс учащемуся интересно само занятие, процесс его выполнения. Если нет интереса, то задание может быть не завершено Необычное, творческое занятие, проблемные методы в обучении чаще всего позволяют вызвать интерес в его выполнении
2. на результат учащемуся важно получить конкретный результат. Если результат задан не четкими параметрами, то учащийся может его выполнить быстро, но небрежно Все критерии к выполнению задания должны быть как можно более прозрачными. Помогает образец правильной работы
3. на альтруизм учащемуся важно действовать на пользу другим. Если он видит эту пользу взглядом, отличающимся от мнения других людей, то может переусердствовать в «навязывании счастья» Обязательно показать важность профессии в социальном плане. Банковская деятельность часто осуждается с этой точки зрения. Необходимо расставить акценты на ответственности сотрудника за финансовый результат клиента
4. на свои личные интересы учащийся всегда изучает, каким образом принимаемые решения отразятся на его личных выгодах На занятиях необходимо поговорить о составляющих конкурентоспособного, высокооплачиваемого специалиста банковского дела
5 на труд учащемуся важно трудиться всегда и везде, особенно при одобрении руководства или общества Если показать разнообразие направлений деятельности в банковской сфере, то можно направить учащихся не только трудиться, но и получать удовольствие от интересных лично им занятий.
6 на свободу учащийся может быть достаточно ленивым, выражать протест, если учеба ограничивает его планы, отдых В процессе обучения ориентировать занятия на выполнение только в рамках аудитории. Рассмотреть различные направления работы банковского служащего, которые он вправе выбрать после окончания колледжа
7 на власть учащийся хотел бы больше контролировать и управлять другими людьми Включать в процесс обучения командные задания с делегированием ответственности, назначением профессиональных ролей
8 на деньги учащийся хотел бы зарабатывать как можно больше денег в будущем. Иногда он жертвует временем обучения на подработку Если учащийся не посещает занятия из-за работы, то помогут аудио-, видео-, печатные материалы, которые подготовлены педагогом для лучшего закрепления (или ознакомления) аудиторных занятий
Таблица 3
Состав выборочной совокупности студентов при изучении установок в осуществлении различных видов деятельности
Диагностика О.Ф. Потемкиной предполагает, что если установка набирает 7 и более баллов, то она является выраженной. Итогами изучения установок было получение количества студентов от общего числа в каждой группе, которые набрали по различным установкам 7 и более баллов, что представлено на рис. 3.
Рис. 3 обращает внимание на такой факт, что установка на свободу явно опережает все остальные. Гижицкий В.В., изучая мотивы старшеклассников (а по возрасту это примерно учащиеся колледжа), показал, что одним из важных и
продуктивных мотивов у старшеклассников является мотив самоуважения. Свобода - главная ценность человека, реализация которой повышает его самоуважение. Следовательно, в процессе обучения педагогу важно ориентироваться на то время, которым он располагает в рамках аудиторного занятия, чтобы минимизировать влияние на свободное время учащихся. Помимо этого, в подготовке специалистов банковского дела важную роль будет играть возможность выбора направлений деятельности после окончания колледжа. Это могут быть не только различные отделы внутри банка, но и финансовое консультирование, работа в коммерческих организациях как специалиста по работе с банками и пр. Чем выше удовлетворены потребности студентов в свободе выражения мыслей на занятиях, тем больше интерес к их посещению.
С учетом ярко выраженных установок преподаватель выстраивает занятие. В этой связи установки, которые менее представлены в опросе (на личные интересы, на власть, на деньги), позволяют уйти от предложений, высказанных в табл. 2 для этих типов. На рис. 4 рассмотрен процент учащихся от их общего количества, которые набрали более 7 баллов по менее представленным.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что внедрение инновационных программ в будущую профессиональную деятельность банкиров уже сейчас требует от выпускников колледжей подготовки к постоянному совершенствованию профессиональных навыков на основе высокой мотивации и вовлеченности. Для это педагогический процесс необходимо выстраивать таким образом, чтобы скоординировать как актуальные тенденции
Рис.З.Распределение студентовпонаиболеечастовстречающимся установкам при осуществлении различных видов деятельности
Колледж Количество Всего учащихся Процент выборки
Экспериментальная группа 105 141 74,5%
В том числе: -
2 курс 51 75 68,0%
3 курс 54 66 81,8%
Контрольные группы (3 курс) 56 126 44,4%
ИТОГО 161 267 60,3%
Рис. 4. Распределение студентоапонаименеевстречающимсяустаноакам при осуществлении различных видов деятельности
рынка труда, так и выявленные потребности и мотивы установки учащихся. Так, результаты опросов показали необходимость учитывать:
а) ориентацию на свободу путем снижения количества материала на домашнее обучение и озна комлениесвозможнымивариантамивыборавида деятельности внутри банда. Тылючись ознакомлоеноиинновациоиными техмоосги-ями и понятиями, которые постепенно приходят в финансово-кредитную сферу;
б) ориентациюеапроиесс путемоеел ичетия колынемтиатеоичесыих задал ний, кейс-заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью, тем самым повышая моииеыоию ноеиефесыид;
Библиографический список
в) ориентацию на результат путем качественной проработки каждого задания с четкими критериями оценивания;
г) ориентацию на альтруизм путем расширения представлений о социальной значимости банковской деятельности, важности выстраивания финансового профиля домохозяйства,включающегобанковскиепродукты и услуги.
Учет мотивов и установок в работе преподавателя позволяет подойти к учащемуся как к сформированной личности, повысив доверие и заинтересовав в получении знаний и умений по будущей профессии, выявлять точки роста для дальнейшегонепрерывногообучения.
1. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности: стратегии создания новых развивающих образовательных программ и эффективных образовательных сред. Дея-тельностный подход к образованию в цифровом обществе: материалы Международной научной конференции. Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; Российскоепсихологическое общество.2018:124 -126.
2. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.2017;№ 1:67-87.
3. Бакашева А.Б., Гамидов Л.Ш. Формирование готовности студентов-экономистов старших курсов к непрерывному самообразованию средствами самостоятельной работы. Мир науки, культуры, образования. 2019;№6 (79):323 -325.
4. Костюк Н.В., Панина Т.С. Технологизация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как фактор качества профессионального образования. Педагогика. 2019;№5:87- 95.
5. Звонова Е.В., Черноморец Т.В. Деятельностный подход в формировании готовности банковских служащих к внедрению инновационных программ. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020;№ 1 (70): 16-22.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 67 (зарегистрирован в Минюсте России 26.02.2018 N 50135). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71787428/
7. Ребрикова Н.В., Колесникова О.В. Инновационные технологии в банковской сфере. Маркетинг в России. 2019. Ежегодник Гильдии Маркетологов. Под общей редакцией И.С. Березина. Москва; 2019: 174 - 179.
8. Официальныйсайт группыкомпанийНеа0НиПег. Available at:www.hh.ru
9. Официальный сайт экосистемы Сбер. Available at: https://www.sber.ru/new
10. Альманах перспективныхотраслейипрофессий на ближайшие 15 - 20 лет - «Атлас новых профессий». Available at: https://new.atlas100.ru/
11. Носова М.Г Мотивация персонала банковской сферы в кризис. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019; № 7-2: 85 - 87.
12. Долгова Н.Г Анализ зарубежногоопыта мотивациитруда персоналабанковских организаций. Вестникнепрерывногообразования.2015;№ 2: 48 - 56.
13. Звонова Е.В., Нго Т.Н. Возможности использования интернет-выборки при изучении мотивации труда мигрантов. Дистанционное и виртуальное обучение. 2016; № 9 (111): 90-98.
14. Горлова В.Г., Банников С.А. Современные подходы в системе управления вовлеченностью персонала: проблемы и способы решения (на примере ПАО «Сбербанк», г. Москва). УченыезапискиМеждународного банковскогоинститута.2020; №4 (34):24 -34.
15. Халфина РР, Сафронова А.М., Сафронов А.М. Психологические особенности взаимосвязи мотивационной сферы деятельности банковских служащих и степени удовлетворенности трудом. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 60-2: 462 - 465.
16. Brooks R., Brooks S., Goldstein S. The Power of Mindsets: Nurturing Engagement, Motivation, and Resilience in Students. In: Christenson S., Reschly A., Wylie C. (eds) Handbook of Research on Student Engagement. Springer, Boston, MA. 2012. Available at: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-2018-7_26
17. Экспериментальная психология и психодиагностика: учебно-методическое пособие. Составитель И.Р Зарипова. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2008.
18. Рамендик Д.М., Рамендик М.Г Практикум по психодиагностике: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
19. Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2016.
References
1. Gordeeva T.O. Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti: strategii sozdaniya novyh razvivayuschih obrazovatel'nyh programm i 'effektivnyh obrazovatel'nyh sred. Deyatel'nostnyj podhod k obrazovaniyu v cifrovom obschestve: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Fakul'tet psihologii MGU imeni M. V. Lomonosova; Rossijskoe psihologicheskoe obschestvo. 2018: 124 - 126.
2. Gordeeva T.O., Sychev O.A. Motivacionnye profili kak prediktory samoregulyacii i akademicheskoj uspeshnosti studentov. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2017; № 1: 67 - 87.
3. Bakasheva A.B., Gamidov L.Sh. Formirovanie gotovnosti studentov-'ekonomistov starshih kursov k nepreryvnomu samoobrazovaniyu sredstvami samostoyatel'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 323 - 325.
4. Kostyuk N.V., Panina T.S. Tehnologizaciya soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya kak faktor kachestva professional'nogo obrazovaniya. Pedagogika. 2019; №5: 87 - 95.
5. Zvonova E.V., Chernomorec T.V. Deyatel'nostnyj podhod v formirovanii gotovnosti bankovskih sluzhaschih k vnedreniyu innovacionnyh programm. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i'eksperiment. 2020; № 1 (70): 16 - 22.
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 38.02.07 Bankovskoe delo. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.02.2018 N 67 (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 26.02.2018 N 50135). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71787428/
7. Rebrikova N.V., Kolesnikova O.V. Innovacionnye tehnologii v bankovskoj sfere. Marketing v Rossii. 2019. Ezhegodnik Gil'dii Marketologov. Pod obschej redakciej I.S. Berezina. Moskva; 2019: 174 - 179.
8. Oficial'nyj sajtgruppy kompanijHeadHunter. Available at: www.hh.ru
9. Oficial'nyj sajt 'ekosistemy Sber. Available at: https://www.sber.ru/new
10. Al'manah perspektivnyh otraslej i professij na blizhajshie 15 - 20 let - «Atlas novyh professij». Available at: https://new.atlas100.ru/
11. Nosova M.G. Motivaciya personala bankovskoj sfery v krizis. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019; № 7-2: 85 - 87.
12. Dolgova N.G. Analiz zarubezhnogo opyta motivacii truda personala bankovskih organizacij. Vestnik nepreryvnogo obrazovaniya. 2015; № 2: 48 - 56.
13. Zvonova E.V., Ngo T.N. Vozmozhnosti ispol'zovaniya internet-vyborki pri izuchenii motivacii truda migrantov. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2016; № 9 (111): 90 - 98.
14. Gorlova V.G., Bannikov S.A. Sovremennye podhody v sisteme upravleniya vovlechennost'yu personala: problemy i sposoby resheniya (na primere PAO «Sberbank», g. Moskva). Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. 2020; № 4 (34): 24 - 34.
15. Halfina R.R., Safronova A.M., Safronov A.M. Psihologicheskie osobennosti vzaimosvyazi motivacionnoj sfery deyatel'nosti bankovskih sluzhaschih i stepeni udovletvorennosti trudom. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60-2: 462 - 465.
16. Brooks R., Brooks S., Goldstein S. The Power of Mindsets: Nurturing Engagement, Motivation, and Resilience in Students. In: Christenson S., Reschly A., Wylie C. (eds) Handbook of Research on Student Engagement. Springer, Boston, MA. 2012. Available at: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-2018-7_26
17. 'Eksperimental'naya psihologiya i psihodiagnostika: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' I.R. Zaripova. Kazan': Kazanskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet, 2008.
18. Ramendik D.M., Ramendik M.G. Praktikum po psihodiagnostike: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
19. Gizhickij V.V. Vnutrennie i vneshnie motivy uchebnoj deyatel'nosti kak faktory akademicheskoj uspeshnosti starsheklassnikov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2016.
Статья поступила в редакцию 19.05.21
УДК 373.3
Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sherginata@mail.ru
Stepanova V.S., primary school teacher, MOBU Maganskaya Secondary School (Yakutsk, Russia), E-mail: Valyast98@mail.ru
FORMATION OF THE BASICS OF AESTHETIC CULTURE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH THE STUDY OF YAKUT ORNAMENTS. The article studies a problem of finding an effective formation of the foundations of aesthetic culture in primary school students. As a solution, the program of the club "Magic Patterns" in extracurricular activities is developed and tested. The developed complex of classes with creative tasks by means of the Yakut ornament in extracurricular activities is offered. In total, 7 classes are held in different types of activities, each of which is aimed at forming the foundations of the aesthetic culture of younger schoolchildren. Of the seven lessons conducted, fragments of two extracurricular activities are described. For each task, the goal of the formative stage is to develop and test the program of the club "Magic Patterns" on the Yakut ornament in extracurricular activities. The main educational task of the classes is to introduce children to the concept of "Yakut ornament" and its types.
Key words: primary school student, aesthetic culture, Yakut ornament, extracurricular activities, school club.
Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: sherginata@mail.ru
В.С. Степанова, учитель нач. классов, МОБУ Маганская средняя общеобразовательная школа, г. Якутск, E-mail: Valyast98@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЯКУТСКИХ ОРНАМЕНТОВ
Статья посвящена проблеме поиска эффективного формирования основ эстетической культуры младших школьников. В качестве решения разработана и апробирована программа кружка «Волшебные узоры», работа которого осуществляется во внеурочной деятельности. Предлагается разработанный комплекс занятий с творческими заданиями, связанными с изучением якутского орнамента. Всего проведено 7 занятий по разным видам деятельности, каждое из которых направлено на формирование основ эстетической культуры младших школьников. Из семи проведенных уроков дается описание фрагментов двух занятий. Цель формирующего этапа - разработать и апробировать программу кружка «Волшебные узоры». Основной образовательной задачей занятий было знакомство детей с понятием «якутский орнамент» и его видами.
Ключевые слова: младший школьник, эстетическая культура, якутский орнамент, внеурочная деятельность, кружок.
В современных условиях в связи с ориентацией образования на воспитание человека возникла потребность возрождения культурных ценностей народа.
Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. В связи с этим возникает проблема, как эффективно формировать основы эстетической культуры младших школьников. Именно поэтому проблема усиления внимания детей младшего школьного возраста на национальные традиции в культуре и искусстве, их использование в процессе эстетического воспитания в наши дни становится особенно актуальной.
Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней целостностью и нравственной, духовной устойчивостью на всем протяжении своего существования.
Эта особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, ее эстетическое освоение и отражение в процессе художественно-творческой деятельности [1].
В нашем случае мы выбрали якутский орнамент в разных видах занятий во внеурочной деятельности. Якутский орнамент идеально сочетает в себе культуру народа и формирование основ эстетической культуры младших школьников.
С давних времен якуты украшали практически все свои предметы быта орнаментом. Например, постройки, тотемные столбы - сэргэ, домашнюю утварь, одежду, а также посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты
различного содержания, основанные на эстетических требованиях народа, его философских воззрениях. Язык орнамента создавал художественные образы, понятные широкому населению.
Занятия по якутскому орнаменту в ходе внеурочной деятельности не только формируют эстетический вкус детей, знакомят их с произведениями народного творчества, но и дают им необходимые технические знания, укрепляют трудовые навыки.
Во внеурочной деятельности по якутскому орнаменту младшие школьники расширят свое эстетическое представление о мире природы, используя образцы художественных изделий народных мастеров, изучая их ремесла с самого начала.
Таким образом, нами была разработана и реализована программа кружка «Волшебные узоры».
Цель статьи: на формирующем этапе разработать и апробировать программу «Волшебные узоры» с творческими занятиями по якутскому орнаменту во внеурочной деятельности.
Согласно трактовкам выдающихся исследований в области педагогики и психологии младшего школьника представляем краткий обзор генезиса и сущности понятия «Эстетическая культура».
Итак, педагогика определяет процесс формирования основ эстетической культуры как воспитание стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [2].