PEDAGOGICAL SCIENCES
INCREASING THE LEVEL OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF COLLEGE STUDENTS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROJECT "MY PROFESSION - FROM PASSION TO SUCCESS» Komaristaya A.V.1, Buldakova N.V.2 (Russian Federation) Email: [email protected]
1Komaristaya Anna Vladimirovna - Undergraduate;
2Buldakova Natalia Victorovna - Doctor in Pedagogic Sciences, Associate Professor,
Head of the Department, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, VYATKA STATE UNIVERSITY, KIROV
Abstract: the article discusses the development and testing of the educational project "My profession - from passion to success", which allows you to resolve the contradiction between the requirements of the Federal state educational standard SPO/NGO and Professional standard "Teacher of professional training, professional education and additional professional education ". The presence of huge competition in the labor market requires high - quality training of specialists. Modern society needs a specialist who is able to think independently, make decisions, set new tasks for himself and society, who is ready for both individual and collective work, who is aware of the consequences of his actions for himself and for the people around him. Therefore, in order to achieve a high quality of professional education and prepare highly qualified specialists, it is necessary to form and develop professionally important qualities of the students ' personality. To this end, the author of the article developed the project "My profession - from passion to success" as a way to increase the level of professional motivation of College students in extracurricular activities. Keywords: educational project, professional motivation, extracurricular activities, College, competencies, profession.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «МОЯ ПРОФЕССИЯ - ОТ УВЛЕЧЕНИЯ К УСПЕХУ» Комаристая А.В.1, Булдакова Н.В.2 (Российская Федерация)
1Комаристая Анна Владимировна - магистрант; 2Булдакова Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра педагогики, Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: в статье рассматривается разработка и апробация образовательного проекта «Моя профессия - от увлечения к успеху», который позволяет разрешить противоречие между требованиями ФГОС СПО/НПО и Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Наличие огромной конкуренции на рынке труда требует высокого качества подготовки специалистов. Современное общество нуждается в специалисте, который способен самостоятельно мыслить,
принимать решения, ставить перед собой и обществом новые задачи, который готов как к индивидуальному, так и к коллективному труду, который осознает последствия своих действий для себя и для окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться высокого качества профессионального образования и подготовить высококлассных специалистов, необходимо формировать и развивать профессионально важные качества личности обучающихся. С этой целью автором статьи был разработан проект «Моя профессия - от увлечения к успеху» как способ повышения уровня профессиональной мотивации студентов колледжа во внеурочной деятельности. Ключевые слова: образовательный проект, профессиональная мотивация, внеурочная деятельность, колледж, компетенции, профессия.
В настоящее время вопрос о профессиональной мотивации очень актуален, поскольку многие выпускники, оканчивая учебное заведение, не желают оставаться в профессии по каким-либо причинам. У многих это связано с тем, что во время обучения они разочаровываются в выбранной специализации и после получения диплома даже не пытаются войти в профессию. Другая часть уходит из полученной профессии как раз тогда, когда приходит на предприятие (организацию). Происходит это потому, что к ним предъявляются требования, к которым во время обучения их не готовили, и наоборот - то, к чему их готовили, оказывается не востребованным для работодателя (предприятия). И это является проблемой для работодателей, поскольку они нуждаются в подготовленных кадрах, а те, в свою очередь, не утешив свои амбиции, разочаровываются и уходят из профессии. Таким образом, необходимость повышения профессиональной мотивации студентов колледжа возникла в результате реальной производственной ситуации.
Для решения указанной проблемы автором был разработан и апробирован образовательный проект по формированию и повышению уровня профессиональной мотивации студентов колледжа «Моя профессия - от увлечения к успеху». Его цель заключается в повышении к 2020 году уровня профессиональной мотивации студентов КОГПОБУ «Кировский технологический колледж» до 65 %, путем погружения их в работу лаборатории, имитирующую производственные процессы предприятия и функционирующую во внеурочной деятельности.
Были определены задачи проекта:
1. Выявить уровень профессиональной мотивации студентов КОГПОБУ «Кировский технологический колледж»
2. Установить причины низкой профессиональной мотивации и определить пути ее повышения
3. Создать модель предприятия, успешно функционирующую во внеурочной деятельности образовательной организации
Проект направлен на формирование и повышение профессиональной мотивации студентов во внеурочной деятельности для развития будущего специалиста, готового к профессиональной деятельности, четко понимающего свои цели и мотивы деятельности, обладающего высокими профессионально-личностными качествами [1, 4, 9]. Также проект способствует укреплению взаимодействия с социальными партнерами колледжа, предприятиями, являющимися базами учебной и производственной практики, формированию у студентов колледжа необходимых дополнительных профессиональных компетенций.
Участниками проекта стали: преподаватели, мастера производственного обучения и студенты КОГПОБУ «Кировский технологический колледж, руководители швейных предприятий, педагоги дополнительного образования, социальные партнеры.
Проект апробировался на базе Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Кировский технологический колледж» (далее - КОГПОБУ «Кировский технологический колледж»)
города Кирова. Продукт проекта: лаборатория, имитирующая производственные процессы предприятия и функционирующая во внеурочной деятельности.
Характеристика продукта: лаборатория создана на базе студенческого общежития КОГПОБУ «Кировский технологический колледж» и располагается в трех кабинетах (комнат 101-103); пространственно-предметное окружение соответствует осуществлению профильного обучения; лаборатория оснащена необходимой материально-технической базой; в лаборатории созданы условия для обучения в средних группах (10-20 чел. в одном кабинете); разработан перечень профильных событий и мероприятий, проводимых в лаборатории. В рамках лаборатории будут проводиться встречи с работодателями, партнерами, руководителями швейных предприятий для обмена опытом. К 2020-2021 году лаборатория, функционирующая во внеурочной деятельности, будет выпускать 5 серий одежды надлежащего качества в год.
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:
1 этап (сентябрь - октябрь 2019) - отборочный. На этом этапе студентам групп направления подготовки «Дизайн одежды» и «Конструирование и моделирование швейных и трикотажных изделий» будет предложено представить на художественном совете серию моделей одежды для массового или серийного производства.
2 этап (ноябрь - декабрь 2019) - подготовительный. Отобранные и утвержденные на художественном совете серии одежды предоставляются студентам групп направления подготовки «Конструирование и моделирование швейных и трикотажных изделий» для разработки пакета лекал.
3 этап (январь - март 2020)- технологический. На этом этапе студенты групп направления подготовки «Конструирование и моделирование швейных и трикотажных изделий», «Технология изделий легкой промышленности» и «Портной» отшивают разработанные коллекции.
4 этап (апрель 2020) - контрольный. На этом этапе проходит художественный совет, на котором оцениваются результаты проделанной работы, вносятся изменения по мере необходимости.
5 этап (май - июнь 2020) - реализация продукта. Готовые коллекции одежды реализуются в магазинах города.
Теоретико-методолическими основаниями исследования явились:
- особенности профессиональной мотивации студентов колледжа (Маркова А.К., Хеккаузен Х., Никифоров Г.С.);
- работы Багутдиновой Р.Р., Табдрахмановой Е.В., Комаровой И.В. по изучению специфики организации внеурочной деятельности студентов колледжа;
- работы по исследованию профессиональной мотивации.
Для получения информации об эффективности образовательного проекта «Моя профессия - от увлечения к успеху» был сформирован диагностический инструментарий, позволяющий объективно оценить существующий уровень профессиональной мотивации студентов колледжа. Для этого была проведена экспериментальная работа среди студентов выпускных групп (3-4 курс). Работа проводилась в несколько этапов, на каждом из которых были обозначены свои задачи и применяемые методы (таблица 1).
Этапы эксперимента Задачи Применяемые методы
Констатирующий Диагностика исходного уровня сформированном^ профессиональной мотивации студентов колледжа Наблюдение, мониторинг, изучение и обобщение опыта, диагностики
Формирующий Реализация проекта «Моя профессия - от увлечения к успеху» Моделирование, эксперимент
Контрольный Сравнительный анализ уровней сформированности профессиональной мотивации студентов колледжа до и после реализация проекта Наблюдение, беседа, мониторинг, изучение и обобщение опыта, диагностики
В ходе эксперимента были применены несколько методик для выявления уровня профессиональной мотивации студентов, результаты которых представлены в таблице 2 [6, 8].
Таблица 2. Результаты диагностики уровня профессиональной мотивации студентов
колледжа
Автор методики Результаты на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
констати рующий этап контро льный этап констат ирующ ий этап контро льный этап констат ирующ ий этап контро льный этап
Т.И. Ильина Получение знаний Овладение профессией Получение диплома
10 | 20 30 | 70 60 | 10
Замфир К. Внутренняя мотивация (ВМ) Внешняя положительная мотивация (ВПМ) Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ)
2 I 4,5 3 I 4,5 5 I 2,5
Таким образом, можно наглядно увидеть, что основным мотивом обучения в колледже для большинства респондентов является получение диплома, а овладение профессией не является основной целью получения профессионального образования. Этот факт доказывает преобладание внешней отрицательной мотивации студентов к профессиональной деятельности.
Результаты контрольного эксперимента доказывают образовательного проекта «Моя профессия - от увлечения к успеху». Прослеживается динамика развития по каждому из критериев. Так, овладение профессией стало основным мотивом обучения в колледже для большинства студентов, что доказывает возросший уровень внутренней и внешней положительной мотивации. Также в качестве метода исследования было применено анкетирование студентов-участников проекта «Моя профессия - от увлечения к успеху». Для этого совместно с психологом колледжа была разработана анкета, которая покажет уровень качественного интереса к получаемой профессии и определит пути дальнейшего развития будущего специалиста. Основные результаты мониторинга представлены в виде диаграмм на рисунках 1 и 2.
Таким образом, объединив все результаты, полученные по каждому из методов оценки, можно сделать вывод о том, что показатели заинтересованности студентов получаемой профессией повысились, сформировался устойчивый интерес к овладению профессией, уровень профессиональной мотивации значительно возрос по
Еигореап БЫепсе № 7 (56) ■ 36
сравнению с констатирующим этапом эксперимента, что говорит о достижении поставленных целей и задач реализованного проекта.
Рис. 1. Сравнение результатов мониторинга студентов на констатирующем и контрольном
этапах
Рис. 2. Сравнение результатов мониторинга студентов на констатирующем и контрольном
этапах
Для достижения полученных показателей контрольного эксперимента, был разработан комплекс мероприятий, которые были реализованы на формирующем этапе эксперимента:
- Встречи-дискуссии с потенциальными работодателями, руководителями предприятий легкой промышленности.
- Мастер-классы от ведущих специалистов в области легкой и текстильной промышленности (технологи производства, модельеры, конструкторы, дизайнеры, стилисты).
- Проведение факультативных занятий в рамках внеурочной деятельности для углубленного изучения отдельных предметов и получения дополнительных знаний, умений и навыков.
- Экскурсии на швейные предприятия г.Кирова и видеоэкскурсии на швейные предприятия г. Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Ижевск, Егорьевск для знакомства и погружения в производственные процессы.
- Предоставление возможности выполнения задания по заказу предприятия.
- Возможность дальнейшего трудоустройства после окончания учебного заведения.
- Прохождение преддипломной практики в рамках участия в проекте.
- Система бонусов для молодых специалистов.
- Трудоустройство с компенсацией на полгода для иногородних (оплата проживания, питание на рабочем месте, обучение, повышение квалификации).
- Возможность льготного поступления в ВУЗы г. Кирова, Санкт-Петербурга, Москвы.
- Возможность работы и обмена опытом с лучшими педагогами и специалистами в сфере легкой и текстильной промышленности.
Таким образом, был разработан и апробирован образовательный проект по формированию и повышению профессиональной мотивации студентов колледжа «Моя профессия - от увлечения к успеху». Можно сделать заключение о том, что цель образовательного достигнута, задачи решены, все показатели достигнуты.
Профессионально важные качества будущего специалиста формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому так важно развитие профессиональной мотивации студентов. Образовательный проект «Моя профессия -от увлечения к успеху» - это готовый к использованию продукт, который просто и доступно использовать в рамках внеурочной деятельности, а также тиражировать его в профильных образовательных организациях.
Список литературы /References
1. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Н.: НОРМА, 2001. 376 с.
2. Багаутдинова Р.Р., Габдрахманова Е.В. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: методические рекомендации / авт.-сост.: Р.Р. Багаутдинова, Е.В. Габдрахманова. Казань: ИРО РТ, 2015. 148 с.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
4. Лисовец Н.М. Профессиональная мотивация студентов как способ активации обучения // Мир психологии, 2007. № 3. С. 155-159.
5. МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
6. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А. Практикум по психологии профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: СПб.ГУ, 2000. 304 с.
7. Профессиональная мотивация студентов в современной России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/ (дата обращения: 19.09.2020).
8. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с.
9. Соломанидина Т.О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 323 с.
10.Хеккаузен Х Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Atkinson J.V. Theory of motivation development, 2001. 376 p.
2. Bagautdinova R.R., Gabdrakhmanova E V. Organization of extracurricular activities in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of basic General education: methodological recommendations / author-comp.: R.R. Bagautdinova E.V. Gabdrakhmanova. Kazan: IRO RT, 2015. 148 p.
3. Vishnyakova S.M. Professional education: Dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary. Moscow: NMC SPO, 1999. 538 p.
4. Lisovets N.M. Professional motivation of students as a way to activate learning / / World of psychology, 2007. № 3. P. 155-159.
5. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996. 308 p.
6. Nikiforov G.S., Dmitrieva M.A. Practicum on the psychology of professional activity / ed. by G.S. Nikiforov, M.A. Dmitrieva, V.M. Snetkov. SPb.: SPb. GU, 2000. 304 p.
7. Professional motivation of students in modern Russia. [Electronic Resource]. URL: https://knowledge.allbest.ru/ (date of access: 19.09.2020).
8. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice: studies'. manual for students. higher. studies'. institutions / N. S. Pryazhnikov. M.: publishing center "Academy", 2008. 320 p.
9. Solomanidina T.O. Motivation and stimulation of labor activity: textbook and workshop for academic bachelor / T.O. Solomanidina, V.G. Solomanidin. 3rd ed., reprint. and additional. M: Publishing house of yurayt, 2016. 323 p.
10. Heckhausen H. Motivation and activity. 2nd ed. St. Petersburg: Piter; Moscow: Smysl, 2003. 860 p.