УДК 378:37.04
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0009
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ АГРАРНОГО ВУЗА
© 2020
SPIN: 8331-4193 AuthorlD: 688657 ORCID: 0000-0003-4199-2176 ScopusID: 57207942113
Буянова Галина Витальевна, старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Пермский государственный аграрно-технологическийуниверситет им. Д.Н. Прянишникова (614999, Россия, Пермь, улица Петропавловская, 23, e-mail: [email protected]) SPIN: 8874-1437 AuthorID: 297607 ResearcherID: G-6476-2015 ORCID: 0000-0003-3733-9502 ScopusID: 56528491100
Гитман Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогики и психологии» Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (614990 Россия, Пермь, улица Сибирская, 24, e-mail: [email protected]) Аннотация. Потребность государства в квалифицированных, конкурентоспособных и увлеченных своей работой специалистах в условиях быстро меняющегося рынка труда, с одной стороны, и структурные преобразования системы высшего образования, с другой, актуализирует необходимость изучения особенностей профессиональной направленности молодежи и разработки стратегии содействия студентам в их профессиональном становлении в условиях современного высшего образования. Целью данной статьи является выявление особенностей профессиональной направленности у студентов-первокурсников аграрного вуза. Профессиональная направленность рассматривается авторами статьи как системообразующее ядро формирования профессионального самоопределения и обязательное условие готовности к профессиональной деятельности. Изучение профессиональной направленности осуществлялось в совокупности трех ее компонентов: ценностного, мотивационного и когнитивно-рефлексивного. Результаты эмпирического исследования вскрыли проблему неподготовленности студентов с точки зрения знания о профессии и несоответствия ценностных ориентаций и мотивации поступивших в аграрный вуз тем требованиям, которые необходимы для успешного освоения выбранной профессией. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют увидеть объективную картину ценностно-мо-тивационного и когнитивного уровней современных первокурсников аграрного вуза и, на основе этих знаний, осуществлять поиск таких методов и подходов при организации образовательного процесса, которые позволяли бы скорректировать изначально отрицательную или ситуативную направленность на профессию «агроном».
Ключевые слова: аграрный вуз, профессиональное становление, профессиональное воспитание, профессиональная направленность, структура профессиональной направленности, профессиональные ценностные ориентации, учебная и профессиональная мотивация, уровни профессиональной направленности.
CHARACTERISTICS OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS OF THE AGRARIAN UNIVERSITY
© 2020
Buyanova Galina Vitalyevna, senior teacher of the department of «Foreign languages» Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (614999, Russia, Perm, street Petropavlovskaya 23, e-mail: [email protected]) Gitman Yelena Konstantinovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of «Education and Psychology» Perm State Humanitarian-Pedagogical University (614990, Russia, Perm, street Sibirskaya 24, e-mail: [email protected]) Abstract. The need of the state for qualified, competitive and enthusiastic specialists in the conditions of a rapidly changing labor market, on the one hand, and structural transformations in the higher education system, on the other, bring to light the necessity to study the characteristics of the professional orientation of young people and develop a strategy to assist students in their professional development while studying at the university. The purpose of this article is to identify the characteristics of the professional orientation of the first-year students of an agrarian university. The professional orientation is considered as a system-forming core in the formation of the professional self-determination and a required factor of readiness for the professional activity. The study of the professional orientation was carried out with its three components as a whole: value, motivational and cognitive-reflective. The results of an empirical research revealed the problem of lack of knowledge about the received profession among the students and the mismatch of value orientations and motivation of those who entered the agrarian university with the requirements that are necessary for the successful development in the chosen professional area. The research has practical significance. The results allow us to see an objective picture of the value-motivational and cognitive levels of modern freshmen at the agrarian university. Based on this knowledge we can search for such methods and approaches in organizing the educational process that would allow us to correct the initially negative or situational orientation to the profession of "an agronomist".
Keywords: agrarian university, professional development, professional education, professional orientation, structure of the professional orientation, professional value orientations, educational and professional motivation, levels of the professional orientation.
ВВЕДЕНИЕ главных задач, которая ставится сегодня перед высшим
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- образованием, - это воспитание профессионала-специ-ными научными и практическими задачами. Одна из алиста нового типа, владеющего комплексом универ-Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32) 51
Buyanova Galina Vitalyevna, Gitman Yelena Konstantinovna CHARACTERISTICS OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION .
сальных и профессиональных компетенций [1]. Анализ научных публикаций и исследований последних лет показал, что суть профессионального воспитания как процесса заключается в том, чтобы способствовать профессионально-личностному становлению студента, а именно ориентировать молодого человека на самоопределение и самоутверждение в социокультурной и профессиональной среде, помочь ему осмыслить и упорядочить свои жизненные смыслы, ценности, профессиональные и личностные цели, сформировать личностно-професси-ональную позицию индивида, что в совокупности отражается в устойчивости его направленности на трудовую и профессиональную деятельность [2-6]. Как отмечает А.Л. Загорюев, «направленность на профессиональную деятельность, во-первых, представляет собой систему мотивационно-ценностно-смысловых факторов, а во-вторых, является частью конструкта следующего иерархического уровня - готовности к профессиональной деятельности» [7, с. 187]. Профессиональная направленность является «составной частью профессионального самоопределения, его системообразующим ядром, которое позволяет сориентироваться в мире профессий» [8, с. 57].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследования психолого-педагогических аспектов профессиональной направленности отражены в трудах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Ю.П. По-воренкова, П.А. Шавира, М.А. Шмидта и других [8-21]. В научной литературе мы находим следующие определения профессиональной направленности. Э.Ф. Зеер рассматривается ее как «систему эмоционально-ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую систему доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности» [10, с. 26]. М.С. Лукьянова делает акцент на том, что ПН личности - это «целая система движущих человеком устойчивых мотивов и эмоционально-ценностных отношений, которая определяет тип мышления человека, его склонности, потребности и желания, интересы» [11, с. 1147]. По мнению Е.А. Климова, профессиональная направленность является интегративным понятием, характеризующим целостность личности; соотносится с мотивационной сферой личности - потребностями, интересами, идеалами, убеждениями. В качестве отличительных характеристик профессиональной направленности автор отмечает не только положительное отношение к определенным профессиям, но и активное желание трудиться в той или иной профессии [12]. Солидарность с позицией Е.А. Климова мы видим у И.А. Коверзневой, которая след за М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, понимает профессиональную направленность личности как «личную устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии, <...> желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии». «Профессиональная направленность», отмечает автор, «предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды» [13]. Тот факт, что профессиональная направленность является важной социально-психологической основой формирования личности будущего специалиста подчеркивается в исследованиях Н.Б. Нестеровой: ПН - это «устойчивое, осознанное, позитивное отношение к избранной профессии, которая является важнейшим фактором, управляющим учебной деятельностью и определяющим ее успешность» [14]; Е.А. Белковой: «Профессиональная направленность -понятие сложное и многогранное, которое представляет собой экзистенциальную компетенцию в целенаправ-
ленном осознанном процессе становления специалиста и способствует в дальнейшем воспитанию профессиональной пригодности [15, с. 135]. А.А. Моисеев, определяя сущность ПН «в понимании субъектом «образа» и особенностей предстоящей профессиональной деятельности», конкретизирует функции профессиональной направленности: 1) «побуждающая (активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней), 2) направляющая (обусловливает сущность цели в любом виде профессиональной деятельности), 3) регулирующая (предопределяет систему ценностных ориентаций, основополагающие мотивы профессиональной деятельности) деятельность» [16, с. 4]. О.С. Овсянникова раскрывает суть профессиональной направленности через ее компоненты: «интересы к профессиональной среде, которые понимаются как избирательная активность в отношении профессии; позитивное отношение к профессиональной деятельности; целенаправленные усилия человека, ориентированные на реализацию профессиональной деятельности; образ профессии, который отражает характер и содержание профессиональных представлений о социально-экономической, производственно-технической и социально-психологической сторонах выбранной профессии» [17, с. 97].
Исходя из анализа литературы, под профессиональной направленностью мы будем понимать многогранное, интегративное свойство личности, характеризующее ее целостность, представляющее собой систему устойчивых, осознанных, позитивных эмоционально-ценностных отношений к учебно-профессиональной деятельности и включающая в себя иерархическую систему доминирующих мотивов личности (мотивацион-ный компонент ПН), систему ценностных ориентаций (ценностный компонент ПН) и систему представлений о предстоящей профессиональной деятельности, понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности (рефлексивно-когнитивный компонент ПН).
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель данной статьи -выявление особенностей профессиональной направленности у студентов-первокурсников аграрного вуза.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели было проведено эмпирическое исследование на базе Пермского государственного аграрно-технологи-ческого университета (ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ им. Д.Н. Прянишникова). В эксперименте приняли участие студенты первого курса (48 человек) - обучающиеся по направлению подготовки 35.03.04 «Агрономия» (бакалавриат).
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Подбор измерительного инструментария для изучения профессиональной направленности студентов осуществлялся с учетом выделенных структурных компонентов (мотивационного, ценностного, когнитивно-рефлексивного). Для изучения ценностного компонента ПН обучающихся был использован «Опросник профессионально-ценностных ориентаций» (Н.А. Самойлик) [22]. Данная методика позволяет изучить ценностный компонент ПН в комплексе трех его критериев (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и дает общую картину готовности к профессиональной деятельности, а также позволяет спрогнозировать успешность студента в будущей профессиональной деятельности. На этапе обучения в вузе доминирующими являются мотивация к профессиональной деятельности и учебная мотивация. Первая представляет собой конечную цель обучения в вузе, а вторая - средство достижения этой цели. Для измерения мотивационного компонента в структуре ПН была использована «Методика изучения мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильиной) [23]. Когнитивно-рефлексивный компонент измерялся с помощью авторского опросника «Я в профессии», состоящий из четырех открытых вопросов, позволяющих
52
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
выявить уровень осведомленности студентов о «способностях и профессиональных качествах», «знаниях и умениях», «условиях и орудиях труда», «месте предполагаемой работы и должностях» в рамках получаемой профессии.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Замеры компонентов профессиональной направленности студентов 1-го курса и распределение полученных данных по уровням сформированности (высокий, средний, низкий) показали следующие результаты. Сформированность ценностного компонента ПН студентов-первокурсников (табл.1) находится в основном на среднем уровне (от 70,9 до 95,8% опрошенных студентов) по всем критериям.
Таблица 1 - Показатели уровня профессионально-ценностных ориентаций (Ценностный компонент ПН)
——__ Уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Критерий ~—-------^ Человек % Человек % Человек %
1.Когнитивный тип - смысл о обр азукнцнй компонент ПЦО 8 16,7 40 81,4 0 0
1.1. Ценно стн-отношення 7 14,6 41 85,5 0 0
12. Ценно стн-знання 9 18,7 39 81,3 0 0
2.Эмоциональный тип — оценочно-результативный компонент ПЦО 9 18,7 36 75,0 3
2.1. Ценно сти-цели 13 27,0 34 70,9 1 2,1
2 2. Ценно сти-р езульта т 4 8,3 35 72,9 9 18,7
3.Поведенческий тип — операционно-деятельностньш компонент ПЦО 5 10,5 44 91,7 1 2,1
3.1. Ценности-качества 9 18,7 34 70,9 5 10=5
3 2. Ценно сти-умения 1 2,1 46 95,8 1 2,1
Таблица 2 - Показатели уровня учебной и профессиональной мотивации студентов (Мотивационный компонент ПН)
—____ Уровень Показатель —^^^^ Низкий } Человек ¡ювень % Средни! Человек уровень % Высоки Человек уровень %
Приобретение знаний 9 18,7 30 62,6 9 18,7
Овладение профессией 16 33,3 29 60,4 3
Получение диплома 11 22,9 23 47,9 14 29,2
Самый большой процент студентов, продемонстрировавших низкий уровень, представлен по показателю «Ценности-цели» количеством 13 человек (27%) опрошенных.
Высокий уровень представлен показателем «Ценности-результат» 9 студентов (18,7%). Исходя из полученных данных, ценностный профиль студентов-первокурсников можно охарактеризовать следующим образом. Они удовлетворены своим социальным статусом, однако, испытывают определенный дискомфорт, связанный с профессиональными отношениями. Они больше склонны поддерживать формальные отношения (Ценности-отношения).
Респонденты понимают значимость профессиональных знаний в реализуемой деятельности, но не готовы добывать их самостоятельно. Они не до конца могут осознавать необходимость профессионального развития в выбранной профессии. (Ценности-знания).
Большинство обучающиеся еще не определились с целями профессиональной деятельности, они нуждаются во внешнем контроле при их формировании. У пятой части опрошенных понимание личностных целей профессиональной деятельности практически полностью отсутствует. Личностные ценности первокурсники ставят выше профессиональных (Ценности-цели).
Саморазвитие в профессиональной деятельности, как результат, носит для респондентов расплывчатый характер. У них отсутствует четкое представление о значимости профессиональной деятельности для развития их личности (Ценности-результат).
Следует отметить, что первокурсники в достаточной степени ориентированы на профессиональную успешность, они готовы быть мобильным, развивать черты личности, необходимые для успешности в профессии, проявлять ответственность и исполнительность (Ценности-качества), но, при этом использовать сложившейся стереотип способов реализации учебной, профессиональной деятельности (Ценности-умения).
Анализ результатов мотивационного компонента ПН, представленный в таблице 2, показал достаточно высокий уровень выраженности по критерию «Приобретение знаний». На приобретение профессиональных знаний ориентировано 81,3% студентов-первокурсников (62,6% - средний уровень, 18,7% - высокий уровень).
Однако с целью овладеть профессией поступило лишь 3 человека (6,3% - высокий уровень). Две трети студентов (60,4% - средний уровень) сомневаются в том, что выбор профессии «агроном» окончателен. Треть респондентов (33,3% - низкий уровень) до поступления в вуз не интересовались профессией «агроном» и не считают ее перспективной. Данные по критерию «Получение диплома» позволяют проследить основные мотивы поступления в аграрный вуз. Треть опрошенных первокурсников (29,2% - высокий уровень) скорее всего вынуждено поступили в вуз, чтобы получить диплом и занять желаемое положение в обществе и/или избежать службы в армии. Примерно половина респондентов (47,9% - средний уровень) в качестве основного мотива выбора вуза выразили важность иметь высшее образование для продвижения по службе и желание иметь статус человека с высшим образованием. И лишь для 11 человек из 48 (22,9% - низкий уровень) получение диплома не является доминирующим мотивом поступления в вуз.
Результаты когнитивно-рефлексивного компонента ПН разделились между низким и средним уровнями. Осведомленность студентов-первокурсников о способностях, профессиональных качествах, которыми должен обладать специалист выбранной ими профессии (50% -низкий / 50% - средний); понимание того, что он должен знать и уметь (87,5% / 12,5%); в каких условиях происходит трудовой процесс и какими орудиями труда он должен владеть (100% / 0%). Самыми распространенными ответами на первый вопрос относительно способностей и профессиональных качеств были «трудолюбие», «целеустремленность», «образованность», т.е. те качества, которые являются общими и необходимыми при выполнении любой трудовой деятельности. Среди профессионально важных качеств были названы: «аналитические способности», «ответственность», «наблюдательность», «способность быстро принимать решения», «физическая выносливость», «коммуникабельность». Однако частота их встречаемости в ответах не велика. При определении знаний и умений первокурсники ограничились фразами: «знать, как работать в этой сфере», «предметы, которые преподают», «уметь практически все, что связанной с моей профессией» и т.п. Рассуждая над условиями и орудиями труда, студенты определяют их как «трудные», «на свежем воздухе» или описывают желаемые условия работы: «высокая заработная плата», «комфортные», «хороший коллектив», «наличие оборудования и техники» (без уточнения какой). Так же отсутствует конкретизация своего трудоустройства в будущем (место и должность). Будущее трудоустройство, которое предполагается при наличии диплом агронома-бакалавра респонденты видят, в большинстве случаев, в должности агронома в сельскохозяйственном предприятии, в возможности создать свое дело. В нескольких ответах встретился вариант «на таможне», «в теплице» и лишь в одном случае - «научный сотрудник».
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Полученный в итоге профессиональный образ студента - будущего агрария перекликается с результатами, описанными С.П. Золотаревой и О.Н. Шматько, которые констатируют «снижение интереса к получению специальностей сельскохозяйственного профиля и падение их престижа. Профессиональное самоопределение студентов в этих вузах зачастую носит ситуативный, бессистемный характер» [24, с. 132]. Й.Н. Ганиева, А.Ф. Сафиуллин подтверждают, что «молодёжь выбирает сельскохозяйственные профессии
Buyanova Galina Vitalyevna, Gitman Yelena Konstantinovna pedagogical
CHARACTERISTICS OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION ... sciences
лишь тогда, когда осознаёт, что выбор любой другой желаемой профессии связан с множеством непреодолимых трудностей. Поэтому в сельскохозяйственные вузы часто поступают абитуриенты с низким качеством знаний, нежелающие после окончания вуза заниматься сельскохозяйственным трудом» [25, с. 2]. По ценностному компоненту полученные нами результаты коррелируют с данными И.В. Гордиенко, С.Н. Шевченко, которые эмпирически доказали, что «в настоящее время трудовые ценности как фактор самореализации подрастающего поколения недостаточно закреплены в структурах сознания и не всегда могут мотивировать его трудовую деятельность. <...> Для большинства молодых людей труд, особенно в сельской местности, не представляет ценности и, к сожалению, не рассматривается как источник удовольствия, самовыражения и самосовершенствования. А сельские профессии и имидж сельского труженика для будущих молодых специалистов не являются привлекательными» [26, с. 4]. По результатам исследования мотивационного компонента можно констатировать, что тенденция выбора молодыми людьми профессии «агроном» скорее спонтанно (в последний момент), чем осознанно, сохраняется. «Обучение в вузе рассматривается не как возможность приобрести профессию для будущей трудовой деятельности, а как средство получения статуса человека с высшим образованием» [27, с. 101]. Выявленное нами доминирование мотива «Получение диплома» над мотивом «Овладение профессией» является тревожным показателем, так как, по мнению В.А. Губина, А.О. Акулова это отражается на успешности/неуспешности в учебно-профессиональной деятельности студентов: «У успешных студентов на всех курсах обучения доминирующим является мотив «приобретение знаний», а у неуспешных - «получение диплома» [28, с. 82].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Таким образом, проведенное нами исследование профессиональной направленности у студентов-аграриев 1-го курса позволяет сделать следующие выводы. Профессиональная направленность как характеристика личности является ключевым фактором готовности человека к профессиональной деятельности, системообразующим ядром профессионального самоопределения. Структурно профессиональная направленность представлена совокупностью трех взаимосвязанных компонентов (мотивационного, ценностного, когнитивно-рефлексивного). По итогам констатирующего эксперимента установлено, что по всем компонентам профессиональной направленности около 80% респондентов находятся на среднем и низком уровнях сформированности исследуемого явления. Результаты замера ценностного компонента ПН характеризуют студентов-первокурсников как людей, которые удовлетворены своим социальным статусом. Они ориентированы на получение новых знаний, однако их уровень понимания значимости профессиональных знаний и осознанности важности профессионального развития в выбранной профессии достаточно низкий. У большинства обучающихся не конкретизированы цели их будущей профессиональной деятельности. Данные по мотивационному компоненту свидетельствуют о том, что первокурсники стремятся к знаниям, но не в рамках получаемой профессии. Доминирующим мотивом является получение диплома, а не самой профессии. Результаты, полученные по когнитивно-рефлексивному компоненту ПН говорят о том, что осведомленность студентов-первокурсников о способностях, профессиональных качествах, которыми должен обладать специалист выбранной ими профессии; понимание того, что он должен знать и уметь; в каких условиях происходит трудовой процесс и какими орудиями труда он должен владеть также находится на низком уровне.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Выявленное ситуативное или даже 54
тельное отношение студентов первого курса к выбранной профессии «агроном» заставляет обратить более пристальное внимание психологов и педагогов высшей школы на изучение причин сложившейся ситуации и поиск способов ее коррекции в период обучения в вузе с тем, чтобы оказать адекватное содействие в профессиональном становлении молодых людей в условиях современного высшего образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза — ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов //КПЖ. 2015. №4-2. С. 279-284.
2. Борытко Н.М. Технологические основания профессионального воспитания студента вуза //Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки). С.103-107.
3. Крылова М.А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 202-213.
4. Тимонин А.И. Концепция социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета // В сборнике: Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 140-143.
5. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.
6. Буянова Г.В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 37-50.
7. Загорюев А.Л. Концепция структуры готовности к профессиональной деятельности //Казанская наука. Сборник научных статей. 2010. № 4. С. 185-190.
8. Буянова Г.В. Соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная направленность» // Вестник современных исследований. 2018. № 10.1 (25). С. 56-58.
9. Поваренков Ю.П. Структурно-уровневый подход к периодизации профессионального становления личности //Ярославский педагогический вестник. 2017. №6. С.212-219.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2007. 336 с.
11. Лукьянова М.С. Взаимосвязь профессиональной направленности личности и уровня тревожности у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1146— 1150.
12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2005. 304 с.
13. Коверзнева И.А. Психология высшей школы. URL: https://stud-files.net/preview/5553105/page:25/
14. Нестерова Н.Б. Профессиональная направленность студентов технического вуза //Научный журнал СПбНИУ ИТМО [Электронный ресурс] — Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. №1. URL: http://economics.open-mechanics. com/articles/1005.pdf
15. Белкова Е.А., Данилова М.В. Становление профессиональной направленности личности в студенчестве // Интеграция наук. 2019. № 2 (25). С. 133-135.
16. Моисеев А.А. Эволюция основных теорий профессиональной направленности: сущность и содержание // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 1. С. 307-315.
17. Овсянникова О.С. Формирование профессиональной устойчивости как задача подготовки студентов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 96-98.
18. Алехина М.А., Ягова Е.Ю. Профессиональная направленность математической подготовки бакалавров направления «биотехнология» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 62-66.
19. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.
20. Горшкова Т.А., ГромоваЕ.М., Беркутова Д.И. Направленность личности и мотивы выбора профессии: точки пересечения // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 159-163.
21. Серафимович И.В., Харавинина Л.Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 75-78.
22. Самойлик Н.А. Профессионально-ценностные ориентации личности: теория и практика: монография / канд. психол. наук Н. А. Самойлик; науч. ред. д-р психол. наук, проф. А. В. Серый. Новокузнецк: ФКОУВО Кузбасский институт ФСИНРоссии, 2019. 174с.
23. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г, Апенько С.Н., Мерко А.И. Мотивация персонала: Учебное пособие. Практические задания (практикум). М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2010. 640 с.
24. Золотарев С.П., Шматько О.Н. Особенности профессионального самоопределения студентов аграрного вуза // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 4 (24). С. 131-134.
25. Ганиева И.Н., Сафиуллин А.Ф. Стратегии и тактика педагогического сопровождения процесса профессионального воспитания
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
студентов в вузе //Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5A. С. 381388.
26. Гордиенко И.В., Шевченко С.Н. Теоретические и методические основы организации профессионального воспитания по формированию ценностного отношения к труду у студентов аграрного вуза // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №117. С. 1-19.
27. Буянова Г.В. Мотивы выбора профессии «агроном» // В сборнике: Наука сегодня: теоретические и практические аспекты Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». 2015. С. 95-103.
28. Губин В.А., Акулов А.О. Особенности потребностно-мотива-ционной сферы студентов бакалавриата разных курсов обучения в ЛГУ им. А. С. Пушкина //Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. №2. С. 78-84.
Статья поступила в редакцию 26.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020