ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
УДК 378:37.04
DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11005
Буянова Г.В., Гитман Е.К. АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КУРАТОРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Буянова Галина Витальевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д.Н. Прянишникова», Пермь, Россия E-mail: [email protected]
Гитман Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»; профессор кафедры «Иностранного языка, лингвистики и перевода» ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, Россия
E-mail: [email protected]
Целевая установка современного высшего образования на подготовку квалифицированных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, с одной стороны, и слабая ориентированность обучающихся в вузе на получаемую профессию, с другой, актуализирует проблему поиска способов активизации профессиональной направленности молодых людей, получающих первое высшее образование. Авторы статьи придерживаются той точки зрения, что формирование профессиональной направленности в совокупности ее трех основных компонентов (ценностный, мо-тивационный и когнитивно-рефлексивный) необходимо начинать с последнего, т.к. только на основании имеющихся адекватных действительности знаний о профессии у молодого человека появляется возможность сопоставить их со своими индивидуальными потребностями и возможностями, что, в свою очередь, становится материалом для развития профессионально-ценностных ориентаций и мотивации на освоение конкретной профессии. Целью данной статьи является описание результатов эмпирического исследования когнитивно-рефлексивного компонента профессиональной направленности обучающихся аграрного вуза по итогам двухлетней работы куратора с группой по авторской программе активизации профессиональной направленности. Изучение уровня осведомленности респондентов об их будущей профессии осуществлялось с помощью авторского опросника «Я в профессии». Результатом исследования стал значительный сдвиг в эксперименталь-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
ной группе с более низкого уровня на более высокий по всем показателям исследованного компонента профессиональной направленности, что подтверждает положительный опыт деятельности куратора академической группы.
Ключевые слова: аграрный вуз, профессиональное воспитание, куратор академической группы, активизация профессиональной направленности, структура профессиональной направленности, когнитивно-рефлексивный компонент профессиональной направленности.
Для цитирования: Буянова Г.В., Гитман Е.К. Активизация профессиональной направленности обучающихся вуза: из опыта работы куратора академической группы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 53-62. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11005.
Buyanova G.V., Gitman E.K.
ENHANCING THE PROFESSIONAL DIRECTION OF UNIVERSITY STUDENTS: ON THE EXPERIENCE OF THE ACADEMIC CURATOR
Buyanova Galina Vitalievna, a senior lecturer of the Department of Foreign Languages FSBEI of HE "Perm State Agrarian and Technological University named after after D.N. Pryanishnikov", Perm, Russia E-mail: [email protected]
Gitman Elena Konstantinovna, Doctor of Pedagogics, a professor, professor of the Department of Pedagogy and Psychology
FSBEI HE "Perm State Humanitarian Pedagogical University"; a professor of the Department of A Foreign Language, Linguistics and Translation, FSBEI HE "Perm National Research Polytechnic University", Perm, Russia E-mail: [email protected]
The problem of finding ways to enhance the professional orientation of young people receiving their first higher education is actualized by the target setting of modern higher education for the training of qualified, mobile and competitive specialists, on the one hand, and the poor professional orientation of university, on the other hand.
The authors adhere to the point of view that the formation of a professional orientation in the aggregate of its three main components (value, motivational and cognitive-reflective ones) must begin with the latter, because only on the basis of existing adequate knowledge of a profession a young man has the opportunity to compare them with his own needs and capabilities, which, in turn, becomes a material for the development of professional-value orientations and motivation for the development of a particular profession. The purpose of the article is to describe the results of an empirical study of the cognitive-reflective component of the professional orientation of agricul-
54
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
tural students according to the results of two years of curator work with a group following the author's program for activating professional orientation. The study of the level of awareness of respondents about their future profession was carried out using the author's questionnaire "I am in the profession." The result of the study was a significant shift in the experimental group from a lower level to a higher one in all indicators of the studied component of the professional orientation, which confirms the positive experience of the academic curator.
Key words: agricultural university, professional education, academic curator, professional orientation enhancing, professional orientation structure, cognitive-reflective component of the professional orientation.
For citation: Buyanova G.V., Gitman E.K. Enhancing the professional direction of university students: on the experience of the academic curator // Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 1(44). P. 53-62. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11005.
Актуальность изучения профессиональной направленности обучающихся по направлениям бакалавриата (студентов) вуза обусловлена имеющимся в настоящее время противоречием между социальным запросом к высшему образованию: «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [12] и результатами социологических опросов обучающихся на предмет их готовности осуществлять профессиональную деятельность после окончания вуза. Согласно исследованиям Е.А. Гузь, около 50% окончивших ВУЗ недостаточно подготовлены к реализации своих профессиональных возможностей, «не всегда способны определить свои жизненные и профессиональные планы, организовать свою практическую деятельность, процесс самосовершенствования и саморазвития в профессии» [3, с. 65].
В научной психолого-педагогической литературе профессиональная направленность рассматривается как ядро профессионализации человека, системообразующий фактор становления субъекта труда (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников и др.), как интегральное свойство личности, которое характеризует положительное отношение человека к выбранной профессии, влияющее на подготовку и успешность профессиональной деятельности, что обеспечивает эффективное профессиональное становление личности будущего специалиста [1, 6, 10]. Развитие профессиональной направленности большинство ученых связывают с качеством и вектором иерархической системы доминирующих мотивов обучающихся, содержание которых, в свою очередь, задается систе-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
мой эмоционально-ценностных отношений к трудовой и профессиональной деятельности [1, 7]. Наряду с этим, «профессиональная направленность», как отмечают М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович предполагает «профессиональную осведомленность, знания о тех качествах, которые требует избранная профессия, и тех из них, которые студент находит у себя, отношения студентов к людям профессии (с указанием специальных, организаторских и производственных качеств)» [4].
Приняв за основу трехкомпонентную структуру профессиональной направленности, в которую входят мотивационный, ценностный, когнитивно -рефлексивный компоненты, в нашем исследовании, вслед за И.В. Клименко, мы придерживаемся той позиции, что «недостаточная информированность о содержании, разнообразии и особенностях условий будущей профессиональной деятельности; о возможностях и перспективах самореализации в избранной профессии; о современных особенностях, возможностях, сложностях и перспективах трудоустройства» [7, с. 23] является основной причиной слабой сформированно-сти и профессионально-ценностных ориентаций, и мотивации на профессию и, как следствие, неуверенности выпускников в своем профессиональном будущем.
Важность педагогического воздействия на когнитивно-рефлексивный компонент профессиональной направленности подчеркивается и в трудах В.К. Кочисо-ва, О.У. Гогицаевой, И.М. Хадиковой, О.С. Овсянниковой, которые выделяют главным в личностно-профессиональном развитии профессиональное самосознание, которое, являясь частью профессиональной направленности, проявляется, по мнению авторов, в адекватном действительности «представлении о будущей профессии» [8, с. 234], «образа профессии, который отражает характер и содержание профессиональных представлений о социально-экономической, производственно-технической и социально-психологической сторонах выбранной профессии» [11, с. 97].
Разрешение проблемы «размытости представлений о будущей профессии и о карьерном пути в целом» студентами вуза [5, с. 176] и оказание им помощи в осмыслении будущей профессиональной деятельности наиболее перспективно, на наш взгляд, в рамках профориентационной деятельности куратора академической группы, главной целью которого является «создание условий для личностного и профессионального развития будущих специалистов в условиях гуманистического, личностно ориентированного образовательного процесса» [9, с. 353]. Под активизацией профессиональной направленности мы будем понимать побуждение со стороны куратора к энергичному, целенаправленному усвоению обучающимися вуза норм, ценностей, традиций будущей профессии с целью повышения мотивации к ее получению, формирования устойчивого поло-
56
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
жительного к ней отношения, уверенности в том, что компетенции, полученные в вузе по данному направлению необходимы для реализации себя в жизни.
С целью повышения уровня когнитивно-рефлексивного компонента профессиональной направленности был разработан и апробирован на практике комплекс мероприятий (программа активизации профессиональной направленности), рассчитанный на работу куратора со студентами в течение первых двух курсов обучения. Основной формой организации деятельности куратора являлся кураторский час. Цикл кураторских часов по активизации профессиональной направленности состоял из 31 запланированной встречи, организованных таким образом, что каждый последующий кураторский час опирается на предыдущий, поэтапно актуализируя и дополняя знания и опыт, полученные обучающимися ранее. В основу разработки кураторских часов были положены результаты предварительного диагностического обследования студентов, учитывались возрастные, психолого-педагогические особенности обучающихся [2]. Логика проведения кураторских часов соответствовала учебному плану, содержанию и срокам учебных и производственных практик. Кураторские часы проводились в форме пресс-конференций с производственниками, выездных экскурсий на предприятия, деловых игр, круглых столов с привлечением различных субъектов образовательной среды вуза. Использовались авторские разработки профориентационных семинаров на основе профессиограммы, позволившей познакомить студентов с внутренними и внешними факторами, условиями труда, объективными и субъективными его характеристиками, «Единого квалификационного справочника», «Профессионального стандарта».
В эксперименте приняло участие 48 человек - обучающихся по направлению «Агрономия» ФГБОУ ВО «Пермский аграрно-технологический университет им. Д.Н. Прянишникова»: 24 человека - экспериментальной группы, где была использована программа активизации профессиональной направленности и 24 человека - контрольная группа, в которой взаимодействие куратора и студентов происходило в традиционном режиме. Измерение уровня когнитивно-рефлексивного компонента профессиональной направленности студентов осуществлялось с помощью авторского опросника «Я в профессии», включающий в себя 4 открытых вопроса и позволяющий определить степень осведомленности обучающихся о «способностях и профессионально важных качествах», «знаниях и умениях», которыми должен обладать специалист - будущий агроном, «условиях и орудиях труда» будущей профессиональной деятельности, «возможных местах трудоустройства» после окончания обучения в вузе.
Результаты первичного замера когнитивно-рефлексивного компонента профессиональной направленности показали, что осведомленность студентов-
57
ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
первокурсников как контрольной, так и экспериментальной групп о способностях, профессиональных качествах, которыми должен обладать специалист выбранной ими профессии; понимание того, что он должен знать и уметь; в каких условиях происходит трудовой процесс и какими орудиями труда он должен владеть находится преимущественно на низком уровне (рис. 1).
Экспериментальная группа
1 курс
3 курс
ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
Контрольная группа 1 курс
3 курс
Рис. 1. Распределение респондентов по уровням когнитивно-рефлексивного компонента профессиональной направленности (в %)
Самыми распространенными ответами на первый вопрос относительно способностей и профессиональных качеств были «трудолюбие», «целеустремлен-
59
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
ность», «образованность», т.е. те качества, которые являются общими и необходимыми при выполнении любой трудовой деятельности. Среди профессионально важных качеств, которые были определены на основании профессиограммы «Агроном» назывались: «аналитические способности», «ответственность», «наблюдательность», «способность быстро принимать решения», «физическая выносливость», «коммуникабельность». Однако частота их встречаемости в ответах не велика. При определении знаний и умений первокурсники ограничились фразами: «знать как работать в этой сфере», «предметы, которые преподают», «уметь практически все, что связанной с моей профессией» и т.п. Рассуждая над условиями и орудиями труда, студенты определяют их как «трудные», «на свежем воздухе» или описывают желаемые условия работы: «высокая заработная плата», «комфортные», «хороший коллектив», «наличие оборудования и техники» (без уточнения какой). Так же отсутствует конкретизация своего трудоустройства в будущем (место и должность). Будущее трудоустройство респонденты видят, в большинстве случаев, в должности агронома в сельскохозяйственном предприятии, в возможности создать свое дело. После реализации программы активизации профессиональной направленности распределение студентов по уровням в контрольной и экспериментальной группах становится не однородным.
На рисунке 1 хорошо прослеживается динамика изменений по показателям когнитивно-рефлексивного компонента профессиональной направленности и сдвига в экспериментальной группе с более низкого уровня на более высокий. Если в контрольной группе обучающиеся 3-го курса разделились между низким (от 52,6 % до 89,5 %) и средним (от 10,5 % до 42,3 %) уровнями, то в экспериментальной группе преимущественно между средним (от 43,5 % до 73,9 %) и высоким (от 17,4 % до 26,1 %) по всем показателям. Переменные, низкий уровень по которым представлен достаточно большим количеством человек, как в контрольной, так и экспериментальной группах - это «Условия и орудия труда» (89,5 % в контрольной группе и 39,1 % в экспериментальной группе) и «Место работы и должности» (89,5 % и 30,4 % соответственно). Достаточно высокий процент обучающихся по данным показателям является логичным на данном этапе профессионального становления личности. После двух лет обучения студенты только начинают задумываться о будущем трудоустройстве и, тот факт, что в экспериментальной группе этот процент почти в 3 раза ниже, говорит о том, что у большинства студентов экспериментальной группы процесс формирования профессиональной направленности активизирован.
Таким образом, ознакомление обучающихся в экспериментальной группе с профессиональным стандартом, единим квалификационным справочником; детальный разбор будущей профессии посредством профессиограммы; мотивирова-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
ние студентов к самостоятельному поиску информации о будущей и смежных с ней профессиях; стимулирование обучающихся к анализу практической профессиональной деятельности, осуществляемой самими студентами во время производственных практик и/или увиденных на сельскохозяйственных предприятиях во время экскурсий, привели к тому, что студенты экспериментальной группе стали лучше ориентироваться в требованиях, предъявляемых к специалисту, расширили круг возможностей применения профессиональных знаний, при описании возможных мест трудоустройства и вышли за рамки названия направления и профиля, по которому они обучаются.
Литература:
1. Белкова Е.А., Данилова М.В. Становление профессиональной направленности личности в студенчестве // Интеграция наук. 2019. №2(25). С. 133-135.
2. Буянова Г.В. Темперамент как фактор выбора профессии // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. №7(75). С. 81-87.
3. Гузь Е.А. Организационные основы профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 63-71.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: БГУ, 1981. 383 с.
5. Ефремкина И.Н. Исследование динамики карьерных ориентаций, учебной мотивации, их взаимосвязи у студентов-бакалавров как условия формирования готовности к профессиональной мобильности // ПНиО. 2018. №2(32). С. 175-180.
6. Загайнов И.А., Блинова М.Л. Профессиональная направленность личности обучающихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №4. С. 54-56.
7. Клименко И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность // Национальный психологический журнал. 2013. №1(9). С. 143-152.
8. Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Хадикова И.М. Формирование профессиональных представлений на разных этапах обучения в вузе: психологический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 234-237.
9. Кролевецкая Е.Н. Куратор как субъект профессионального воспитания // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. №2 С. 353-355.
10. Кулов А.У. К определению понятия «Профессиональная направленность» личности // Вестник МГУКИ. 2013. №3(53). С. 169-172.
61
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44
11. Овсянникова О.С. Формирование профессиональной устойчивости как задача подготовки студентов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №3(16). С. 96-98.
12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 20.10.18).
Literature:
1. Belkova EA, Danilova M.V. Formation of the professional orientation of a personality in college youth // Integration of Sciences. 2019. No 2(25). P. 133-135.
2. Buyanova G.V. Temperament as a factor in choosing a profession // Education and Science. Izvestiya of UrO RAO. 2010. No. 7(75). P. 81-87.
3. Guz EA Organizational fundamentals of professionally-oriented cultural and leisure activities of student youth // Bulletin of Maykop State Technological University. 2019. Issue 1/40. P. 63-71.
4. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychology of higher education. 2nd ed., rev. and add. Minsk: BSU, 1981. 383 p.
5. Efremkina I.N. The study of the dynamics of career orientations, educational motivation, their relationship among bachelor students as a condition for the formation of readiness for professional mobility // PNiО. 2018. No 2(32). P. 175-180.
6. Zagainov I.A., Blinova M.L. Professional orientation of a personality of students // Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2017. No. 4. P. 54-56.
7. Klimenko I.V. Motivational and value orientation of students to professional activities // National Psychological Journal. 2013. No. 1(9). P. 143-152.
8. Kochisov V.K., Gogitsaeva O.U., Khadikova I.M. Formation of professional representations at different stages of studying at a university: a psychological aspect // Azimuth of scientific research: Pedagogy and Psychology. 2016. Vol. 5, No. 2(15). P. 234-237.
9. Krolevetskaya E.N. Curator as a subject of professional education // Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2006. No. 2 P. 353-355.
10. Kulov A.U. To the definition of the concept of "Professional orientation" of a person // Bulletin of MSUCA. 2013. No. 3(53). P. 169-172.
11. Ovsyannikova O.S. Formation of professional stability as a task of preparing students at a university // Azimuth of scientific research: Pedagogy and Psychology. 2016. Vol. 5. No. 3(16). P. 96-98.
12. On the education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 [Electronic resource]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (access date: 20/10/18).