Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЯКУТСКИХ ОРНАМЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЯКУТСКИХ ОРНАМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / эстетическая культура / якутский орнамент / внеурочная деятельность / кружок / primary school student / aesthetic culture / Yakut ornament / extracurricular activities / school club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Шергина, В.С. Степанова

Статья посвящена проблеме поиска эффективного формирования основ эстетической культуры младших школьников. В качестве решения разработана и апробирована программа кружка «Волшебные узоры», работа которого осуществляется во внеурочной деятельности. Предлагается разработанный комплекс занятий с творческими заданиями, связанными с изучением якутского орнамента. Всего проведено 7 занятий по разным видам деятельности, каждое из которых направлено на формирование основ эстетической культуры младших школьников. Из семи проведенных уроков дается описание фрагментов двух занятий. Цель формирующего этапа – разработать и апробировать программу кружка «Волшебные узоры». Основной образовательной задачей занятий было знакомство детей с понятием «якутский орнамент» и его видами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE BASICS OF AESTHETIC CULTURE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH THE STUDY OF YAKUT ORNAMENTS

The article studies a problem of finding an effective formation of the foundations of aesthetic culture in primary school students. As a solution, the program of the club “Magic Patterns” in extracurricular activities is developed and tested. The developed complex of classes with creative tasks by means of the Yakut ornament in extracurricular activities is offered. In total, 7 classes are held in different types of activities, each of which is aimed at forming the foundations of the aesthetic culture of younger schoolchildren. Of the seven lessons conducted, fragments of two extracurricular activities are described. For each task, the goal of the formative stage is to develop and test the program of the club “Magic Patterns” on the Yakut ornament in extracurricular activities. The main educational task of the classes is to introduce children to the concept of “Yakut ornament” and its types.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЯКУТСКИХ ОРНАМЕНТОВ»

5. Zvonova E.V., Chernomorec T.V. Deyatel'nostnyj podhod v formirovanii gotovnosti bankovskih sluzhaschih k vnedreniyu innovacionnyh programm. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i'eksperiment. 2020; № 1 (70): 16 - 22.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 38.02.07 Bankovskoe delo. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.02.2018 N 67 (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 26.02.2018 N 50135). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71787428/

7. Rebrikova N.V., Kolesnikova O.V. Innovacionnye tehnologii v bankovskoj sfere. Marketing v Rossii. 2019. Ezhegodnik Gil'dii Marketologov. Pod obschej redakciej I.S. Berezina. Moskva; 2019: 174 - 179.

8. Oficial'nyj sajtgruppy kompanijHeadHunter. Available at: www.hh.ru

9. Oficial'nyj sajt 'ekosistemy Sber. Available at: https://www.sber.ru/new

10. Al'manah perspektivnyh otraslej i professij na blizhajshie 15 - 20 let - «Atlas novyh professij». Available at: https://new.atlas100.ru/

11. Nosova M.G. Motivaciya personala bankovskoj sfery v krizis. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019; № 7-2: 85 - 87.

12. Dolgova N.G. Analiz zarubezhnogo opyta motivacii truda personala bankovskih organizacij. Vestnik nepreryvnogo obrazovaniya. 2015; № 2: 48 - 56.

13. Zvonova E.V., Ngo T.N. Vozmozhnosti ispol'zovaniya internet-vyborki pri izuchenii motivacii truda migrantov. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2016; № 9 (111): 90 - 98.

14. Gorlova V.G., Bannikov S.A. Sovremennye podhody v sisteme upravleniya vovlechennost'yu personala: problemy i sposoby resheniya (na primere PAO «Sberbank», g. Moskva). Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. 2020; № 4 (34): 24 - 34.

15. Halfina R.R., Safronova A.M., Safronov A.M. Psihologicheskie osobennosti vzaimosvyazi motivacionnoj sfery deyatel'nosti bankovskih sluzhaschih i stepeni udovletvorennosti trudom. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60-2: 462 - 465.

16. Brooks R., Brooks S., Goldstein S. The Power of Mindsets: Nurturing Engagement, Motivation, and Resilience in Students. In: Christenson S., Reschly A., Wylie C. (eds) Handbook of Research on Student Engagement. Springer, Boston, MA. 2012. Available at: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-2018-7_26

17. 'Eksperimental'naya psihologiya i psihodiagnostika: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' I.R. Zaripova. Kazan': Kazanskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet, 2008.

18. Ramendik D.M., Ramendik M.G. Praktikum po psihodiagnostike: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.

19. Gizhickij V.V. Vnutrennie i vneshnie motivy uchebnoj deyatel'nosti kak faktory akademicheskoj uspeshnosti starsheklassnikov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 19.05.21

УДК 373.3

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sherginata@mail.ru

Stepanova V.S., primary school teacher, MOBU Maganskaya Secondary School (Yakutsk, Russia), E-mail: Valyast98@mail.ru

FORMATION OF THE BASICS OF AESTHETIC CULTURE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH THE STUDY OF YAKUT ORNAMENTS. The article studies a problem of finding an effective formation of the foundations of aesthetic culture in primary school students. As a solution, the program of the club "Magic Patterns" in extracurricular activities is developed and tested. The developed complex of classes with creative tasks by means of the Yakut ornament in extracurricular activities is offered. In total, 7 classes are held in different types of activities, each of which is aimed at forming the foundations of the aesthetic culture of younger schoolchildren. Of the seven lessons conducted, fragments of two extracurricular activities are described. For each task, the goal of the formative stage is to develop and test the program of the club "Magic Patterns" on the Yakut ornament in extracurricular activities. The main educational task of the classes is to introduce children to the concept of "Yakut ornament" and its types.

Key words: primary school student, aesthetic culture, Yakut ornament, extracurricular activities, school club.

Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: sherginata@mail.ru

В.С. Степанова, учитель нач. классов, МОБУ Маганская средняя общеобразовательная школа, г. Якутск, E-mail: Valyast98@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ЯКУТСКИХ ОРНАМЕНТОВ

Статья посвящена проблеме поиска эффективного формирования основ эстетической культуры младших школьников. В качестве решения разработана и апробирована программа кружка «Волшебные узоры», работа которого осуществляется во внеурочной деятельности. Предлагается разработанный комплекс занятий с творческими заданиями, связанными с изучением якутского орнамента. Всего проведено 7 занятий по разным видам деятельности, каждое из которых направлено на формирование основ эстетической культуры младших школьников. Из семи проведенных уроков дается описание фрагментов двух занятий. Цель формирующего этапа - разработать и апробировать программу кружка «Волшебные узоры». Основной образовательной задачей занятий было знакомство детей с понятием «якутский орнамент» и его видами.

Ключевые слова: младший школьник, эстетическая культура, якутский орнамент, внеурочная деятельность, кружок.

В современных условиях в связи с ориентацией образования на воспитание человека возникла потребность возрождения культурных ценностей народа.

Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. В связи с этим возникает проблема, как эффективно формировать основы эстетической культуры младших школьников. Именно поэтому проблема усиления внимания детей младшего школьного возраста на национальные традиции в культуре и искусстве, их использование в процессе эстетического воспитания в наши дни становится особенно актуальной.

Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней целостностью и нравственной, духовной устойчивостью на всем протяжении своего существования.

Эта особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, ее эстетическое освоение и отражение в процессе художественно-творческой деятельности [1].

В нашем случае мы выбрали якутский орнамент в разных видах занятий во внеурочной деятельности. Якутский орнамент идеально сочетает в себе культуру народа и формирование основ эстетической культуры младших школьников.

С давних времен якуты украшали практически все свои предметы быта орнаментом. Например, постройки, тотемные столбы - сэргэ, домашнюю утварь, одежду а также посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты

различного содержания, основанные на эстетических требованиях народа, его философских воззрениях. Язык орнамента создавал художественные образы, понятные широкому населению.

Занятия по якутскому орнаменту в ходе внеурочной деятельности не только формируют эстетический вкус детей, знакомят их с произведениями народного творчества, но и дают им необходимые технические знания, укрепляют трудовые навыки.

Во внеурочной деятельности по якутскому орнаменту младшие школьники расширят свое эстетическое представление о мире природы, используя образцы художественных изделий народных мастеров, изучая их ремесла с самого начала.

Таким образом, нами была разработана и реализована программа кружка «Волшебные узоры».

Цель статьи: на формирующем этапе разработать и апробировать программу «Волшебные узоры» с творческими занятиями по якутскому орнаменту во внеурочной деятельности.

Согласно трактовкам выдающихся исследований в области педагогики и психологии младшего школьника представляем краткий обзор генезиса и сущности понятия «Эстетическая культура».

Итак, педагогика определяет процесс формирования основ эстетической культуры как воспитание стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [2].

Таблица 1

Комплекс занятий по формированию основ эстетической культуры в 3 классе

Дата Факт. дата Тема Цель

7.09.20 7.12.20 «Якутские орнаменты» (вводное занятие) Знакомство с якутскими орнаментами. Где можно встретить, их виды и значения.

14.09.20 14.12.20 Беседа «Якутия - мой край родной». Природа в народном искусстве Якутии. Связь произведений декоративно-прикладного искусства с богатейшим миром природы. Познакомить детей с отличительными особенностями родного края: длинная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир, многонациональное население республики, как все это отражается в декоративно-прикладном творчестве.

21.09.20 28.09.20 21.12.20 11.01.20 «Где и как жили наши предки, чем занимались?» Путешествие в прошлое. Познакомить детей с жилищем якутского человека - балаган. С тем, как его строили. Познакомить с предметами якутского быта (комулуок, нара орон, талах олоппос, быыс, сулуудэ туннуку о.д.а), вызвать интерес к якутским традициям. Игрушки из дерева, бересты

5.10.20 12.10.20 19.10.20 18.01.20 25.01.20 1.02.20 Якутский национальный столб - СЭРГЭ. Знакомство с якутским инструментом Хомус (варган) «Чороон, кытыйа, хамыйах» Познакомить детей с разновидностями сэргэ и их основными функциями. Познакомить с народными мифами и поверьями, связанными с СЭРГЭ. Какие орнаменты используют для СЭРГЭ. Их смыслы. Учить держать, играть на них. Прослушать с детьми звучание хомуса (варгана). Узоры на хомусе. Легенды о хомусе. Обратить внимание детей на кропотливость работы над каждым предметом, сделанным вручную. Загадывание загадок. Познакомить детей с национальной утварью. Формировать уважение и ценность труда. Женский и мужской чороон. Значения орнаментов на женском и мужском чороонах.

26.10.20 8.02.20 Одежда и наряд предков. Познакомить с национальной одеждой народа саха, сравнить с национальной одеждой других народностей. Рассмотреть орнаменты и узоры

Эстетическая культура - главная составляющая часть духовных качеств человека, его, так сказать, духовного облика. Степень интеллигентности человека зависит от их наличия и развития, творческой направленности устремлений и деятельности, особой одухотворенности отношений к миру и другим людям [3].

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [4, с. 5].

Таким образом, для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию и повышению уровня эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности посредством якутского орнамента была разработана программа кружка «Волшебные узоры».

Гипотетически, если рассмотреть формирование основ эстетической культуры младших школьников посредством изучения якутских орнаментов, процесс будет успешным, если:

- на формирующем этапе разработать и апробировать программу кружка «Волшебные узоры» с творческими занятиями по якутскому орнаменту во внеурочной деятельности;

- выявить и реализовать педагогические условия формирования эстетической культуры младших школьников посредством изучения якутских орнаментов во внеурочной деятельности.

Всего проведено 7 личностного уроков. Каждое значение занятие параметров направлено на ключевой формирование содержании основ эстетической культуры младшего школьника. основанНа каждом человек занятии порождают младшие школьники ключевой выполняли может задания по психологии разным личностного видам творческой деятельности.

Система информационногозаданий построена по подчеркивается алгоритмизированному обратной планированию статье действий. человека На первом этапе обучения учащиеся входят в увлекательный мир искусства во всем многообразии его проявлений, осваивают его целостно и во взаимосвязи с окружающей жизнью (табл. 1).

При изучении тем «Украшение и реальность», «Украшение и фантазия» дети имеют возможность понять связь произведений декоративно-прикладного искусства с богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, ребята украшают чороны и кытыйа, бастына (женский головной убор), пояс декоративными элементами, стремясь выразить через украшение характер человека; изображают добрых и злых персонажей якутских сказок, создают и украшают к народным праздникам и обрядам сэргэ, ураса, делая украшения в соответствии с их назначением.

Для того чтобы урок был более интересным, мы предлагаем учащимся выполнить упражнения по развитию воображения, творческой активности, зри-

тельной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Развивают графические умения и навыки в разных техниках гуашь - роспись, гелевая ручка, тушь, палочка, вышивка бисером, вышивка мулине, аппликация, граттаж, рваная бумага, витраж. На своих занятиях мы применяем ИКТ при изучении тем «Природа в народном искусстве Якутии», «Виды декоративно-прикладного искусства Якутии», «Детям об олонхо», «Музеи мира». Для своих уроков подбираем большой иллюстративный материал из книг, фотографии, образцы работ народных мастеров, на больших листах ватмана А2 выполняем эскизы промысла.

Большой интерес вызывают у детей творческие - самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся знаний, учатся применять эти знания в новых, неожиданных ситуациях. Для лучшей выразительности работы вспоминаем художественные средства: композиционный центр, контрастность по цвету используемого материала.

Нарядны и необычны открытки на ярком бархатистом фоне. А выполнены они следующим образом. Вырезаем из бумаги какой-либо узор по мотивам якутских орнаментов, укладываем узор на подготовленную для открытки бумагу. Придавливаем узор к бумаге. А затем всю открытку обрызгиваем краской с помощью зубной щетки. Аппликацию аккуратно снимаем и получаем белый узор на бархатном фоне. Этим же способом получаются красивые цветочные композиции при использовании засушенных листьев растений.

В заданиях декоративно-прикладное искусство представлено достаточно разнообразно и широко. Дети встречаются на уроках с произведениями декоративно-прикладного искусства якутов, традиционными народными промыслами и современным декоративным искусством.

Приведем примерный план беседы о чороне, используемой на занятии «Чороон»:

1. Чороон, история его появления.

2. Виды чороонов: женский, мужской, обрядовый.

3. Какие орнаменты бывают на чороонах.

В практической деятельности на уроке применяется:

- лепка чороона из пластилина или теста (3 класс);

- эскиз чороона по его видам (4 класс);

- эскиз орнамента чороона (гелевая ручка - 1 класс; тушь, палочка -2 класс; гуашь - 3 - 4 класс).

В IV классе дети более детально знакомятся с конструкцией, элементами декоративного убранства якутского летнего дома (ураса), красотой праздничного народного костюма, содержанием народных праздников.

В нашей работе по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе внеурочной деятельности проведена система занятий. В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом, без призна-

ков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме занятия практически все ребята показали достаточно глубокие знания. Младшие школьники выражали заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.

На занятиях кружка «Волшебные узоры» ребята учатся любить и видеть красоту природы, видеть ее естественные формы, цвет и во-

Библиографический список

площать увиденное в своих работах. У учащихся развивается эстетический вкус, наблюдательность, воспитывается трудолюбие и усидчивость.

Таким образом, внеурочная деятельность при хорошей организации открывает широкий простор для формирования эстетической культуры младших школьников.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. Москва: Просвещение, 1968.

2. Игнатович В.Г. Эстетическое воспитание как основа творческого развития личности. Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2008.

3. Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Москва: Просвещение, 1983.

4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. Москва: Просвещение, 1985.

5. Романенко Н.М. Эстетическая культура личности и пути ее формирования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.

References

1. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste: psihologicheskoe issledovanie. Moskva: Prosveschenie, 1968.

2. Ignatovich V.G. 'Esteticheskoe vospitanie kakosnova tvorcheskogo razvitiya lichnosti. Minsk: MG'EU im. A.D. Saharova, 2008.

3. Kiyaschenko N.I. 'Esteticheskaya kul'tura i 'esteticheskoe vospitanie. Moskva: Prosveschenie, 1983.

4. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1985.

5. Romanenko N.M. 'Esteticheskaya kul'tura lichnosti iputi ee formirovaniya. Mahachkala: IPC DGU, 1996.

Статья поступила в редакцию 25.05.21

УДК 371.321.5

Shikhshalilov M.P., student, Linguistics Department, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: shm.1999@yandex.ru

Abdusalamov M.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages for the Humanities, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: modolsah@mail.ru

WAYS AND MEANS OF THE FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY PRESENTATION AND PRINCIPLES OF ITS USAGE. The article deals with various ways and means of presenting the foreign language vocabulary units. A variety of criteria and principles of selecting and using the ways and means of presentation foreign words and word combinations, taking into consideration a special set of meaningful factors. The authors of the article divide the ways and means of the foreign language vocabulary presentation into two contrasting types: translation and non-translation ways and means. In doing so the authors suggest a separate analysis of each of them, taking into account opinions and treatments of the well-known experts' in the field of psychology and foreign language teaching methods. Advantages and shortcomings of the translation and non-translation ways and means of the foreign language vocabulary presentation are given in a laconic and clear-cut manner with necessary assessments, brief recommendations on their practical employment.

Key words: foreign language vocabulary presentation, ways and means, translation and non-translation ways, advantages, shortcomings.

М.П. Шихшалилое, студент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: shm.1999@yandex.ru

ММ Абдусаламов, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: modolsah@mail.ru

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПРИНЦИПЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья посвящена рассмотрению накопленных в методике обучения различных средств и способов семантизации лексических единиц изучаемого иностранного языка. Анализируются различные критерии и принципы отбора и использования средств и способов семантизации с учетом специального набора значимых факторов. Совокупность накопленных средств и способов авторы статьи делят на два противопоставляемых типа - переводные и беспереводные способы семантизации, проводя отдельный анализ каждого из них с учетом мнений и подходов известных специалистов в области психологии и методики обучения иностранным языкам. Детально и конкретно выделены достоинства и недостатки переводных и беспереводных категорий средств и способов семантизации лексики изучаемого иностранного языка, даются оценочные выводы и соответствующие краткие рекомендации по практическому использованию представленной методики.

Ключевые слова: семантизация иноязычной лексики, средства и способы, переводные, беспереводные, достоинства, недостатки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С методических позиций, придерживаемых авторами настоящей статьи, семантизация лексической единицы изучаемого иностранного языка понимается как процесс раскрытия и объяснения ее значения, равно как результат этого процесса. В рамках имеющегося в этом направлении педагогического опыта накоплены разные способы раскрытия значения слова. При конкретном их выборе учитываются характер семантизируемого слова, этап школьного обучения и уровень обученности учащегося с опорой на семантику иноязычного слова в единстве с его звуковой и графической формами в процессе семантизации.

При учете возрастных особенностей учащихся необходимо строго исходить из следующих дифференцированных требований. На младшем этапе обучения основная роль при введении новых лексических единиц отводится учителю, в то время как на среднем этапе обучаемые получают большую самостоятельность. На старшем этапе семантизация слов и словосочетаний должна осуществляться в условиях еще большей самостоятельности учащихся и, как правило, в процессе чтения и слушания.

В методике обучения иностранным языкам всю их совокупность делят на два типа - переводные и беспереводные способы семантизации.

Переводные способы обычно используются при введении иноязычной лексики, обозначающей абстрактные понятия, и представляют собой передачу значения иноязычной лексической единицы средствами родного языка учащихся или посредством добавления к переводу комментария при наличии значимых

расхождений в смысловых структурах контактирующих слов иностранного и родного языков.

В реальной практике обучения иностранному языку в условиях общеобразовательной школы переводный способ семантизации иноязычной лексики применяется достаточно широко. Такое предпочтение, весьма вероятно, объясняется суммой факторов, таких как простота и удобство самого способа, сила традиции, неопределенность картины касательно способности учащихся общеобразовательной средней школы мыслить на изучаемом иностранном языке, соответственно, фактическая невозможность подключать этот ресурс для семан-тизации лексики иностранного языка.

В процессе изучения иностранного языка учащийся общеобразовательной школы на самом деле разговаривает на изучаемом языке, а думает на родном. В результате все манипуляции иноязычными средствами так или иначе сводятся к переводу на родной язык, следовательно, задача учителя - обеспечить методически грамотное использование этого инструмента в процессе семантизации лексики иностранного языка. Естественно, следует остерегаться переоценки возможностей переводного способа, что означает необходимость соблюдения оптимального соотношения между использованием переводного и других способов семантизации иноязычной лексики.

По этому поводу представляется необходимым прокомментировать рекомендацию Б.В. Беляева применять переводный способ в ситуациях совпадения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.