Humanity space International almanac VOL. 7, No 3, 2018: 472-479
Формирование основ художественно-эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
И.А. Тюрина
МКОУ Молодинская основная общеобразовательная школа 142390, Московская обл., Чеховский р-н, с. Молоди, ул. Магистральная, д. 111 Municipal state educational institution Molodinska basic secondary school Magistralnaya str., 111, Chekhov district, Molodi, Moscow Region 142390 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: эстетическое воспитание, развитие, внеурочная деятельность, программа, начальная школа.
Key words: aesthetic education, development, extracurricular activities, program, primary school.
Резюме: В статье раскрывается проблема художественно-эстетической культуры школьников. Представлена рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Смотрю на мир глазами художника» для 1 классов. Обосновывается значимость и необходимость эстетического развития и воспитания младших школьников. Abstract: The article deals with the problem of artistic and aesthetic culture of schoolchildren. The working program of extracurricular activities of the General cultural direction "I Look at the world through the eyes of the artist" is presented. The importance and necessity of aesthetic development and education of younger schoolchildren are substantiated.
[Tyurina LA Formation of the basics of artistic and aesthetic culture of younger students in extracurricular activities]
На сегодняшний день проблема культурного уровня школьной среды является одной из наиболее актуальных в сфере образования. В настоящее время школьники зачастую не имеют способности видеть красоту окружающей обыденной жизни: слушая музыку, они не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их настоящей красоты, ценности, масштаба, величия. Поэтому очень важно сформировать у детей чувство прекрасного еще в младшем возрасте.
Человек, который с раннего детства учится ориентироваться в современной культуре, чувствует себя в ней естественно, свободно и непринужденно, способен самостоятельно избирать для себя те ценности, которые соответствуют его личным способностям и склонностям и не
противоречат всеобщим правилам. Такой человек обладает высоким потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию своих собственных индивидуальных способностей.
Таким образом, перед учителями ставится задача помочь обучающимся научиться замечать что-то новое, что раньше они не видели в себе, в окружающих людях и предметах. Но проблемы эстетического обучения и воспитания не смогут быть разрешены только во время учебного процесса. Тут существенная значимость в концепции эстетического воспитания отводится внеклассной и внешкольной работе. Ведь урок ограничен по времени и по ряду причин не всегда есть время для эстетического просвещения школьников, а внеклассная работа имеет куда большие возможности для этого (Анпилогова, 2014: 21-22).
Величайший взнос в разработку содержания и методику эстетического воспитания обучающихся во внеклассной работе внесли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.
Развитие эстетической культуры - это процесс направленного формирования возможности личности к полноценному восприятию и правильному восприятию прекрасного в искусстве и реальности. Он учитывает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. В тоже время у школьников прививается желание и способность вводить компоненты красивого во все стороны бытия, бороться с неприглядным, безобразным, низменным, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Являясь компонентом целостного педагогического процесса, эстетическое воспитание обязано вызвать у школьников желание и умение жить по законам прекрасного. Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного
направления «Смотрю на мир глазами художника» Пояснительная записка
Программа «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Горский,
2010: 23-30).
Данная программа предназначена для обучающихся 1 классов начальной школы. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.
Цель программы: дать возможность детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, сформировать у обучающихся потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении в области познания искусства, истории и культуры.
Рабочая программа «Смотрю на мир глазами художника» дает возможность решить следующие учебные задачи:
- разнообразить и углубить процесс обучения изобразительному искусству и технологии;
- овладеть и использовать различные материалы и инструменты изобразительной деятельности;
- развитие интереса и стремления к наблюдению, изучению и анализу произведений изобразительного искусства;
воспитательные задачи:
- развитие эстетического отношения к окружающему
миру;
- формирование умения работы в парах, группе для создания совместной творческой работы;
- планирование своей деятельности и активное применение своих знаний, умений и навыков;
творческие задачи:
- использование образно-выразительных средств для решения своих творческих задумок;
- стремление к творческой самореализации через художественную деятельность.
Занятия включают в себя задания на освоение языка художественной выразительности таких видов станкового искусства как живопись, графика, скульптура, освоение основ декоративно-прикладного искусства, бумажной пластики, изучение правил и техники работы с природными материалами.
Программа предусматривает также межпредметные связи с образовательными предметами:
- изобразительное искусство (знакомство с произведениями искусства, занятия живописью, графикой);
- окружающий мир (изучение и наблюдение за миром растений и животных);
- математика (работа с линейкой, построение геометрических фигур);
- технология (работа с бумагой, пластилином);
- литературное чтение (работа с загадками, пословицами, использование литературных и народных сказок );
- музыка (цвето-звуковые соощущения, сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи, движения под музыку)
Планируемые результаты
- различать в художественно-творческой деятельности настроение, чувства и характер, передавать своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- использовать разнообразные художественные материалы для реализации своих творческих задумок;
- планировать свою деятельность с опорой на инструкционную или технологическую карту; корректировать выполняемые действия при необходимости;
- знать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет;
- создавать простые композиции на заданные темы в пространстве и на плоскости;
- рассуждать, анализировать, делать выводы и умозаключения в отношении рассматриваемого произведения искусства;
- применять геометрический и растительный орнаменты для украшения своих изделий и предметов быта;
- соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами.
1 класс
№ № Раздел. Тема.
занятия занятия в теме
I. 10 ч. Живопись.
1. 1. «В гостях у Королевы Кисточки». Прямая линия.
2. 2. Смешение цветов. Радуга.
3. 3. Овал. Воздушные шары.
4. 4. Овал. Птичка.
5. 5. Овал. Мышка.
6. 6. Круг. Капитошка.
7. 7. Группа кругов. Гусеница.
8. 8. Фигуры. Квадрат. Треугольник.
9. 9. Косая линия. Дерево.
10. 10. Пейзаж «Золотая осень».
II. 3 ч. Работа с природными материалами.
11. 1. Поделки из шишек. Ёжики.
12. 2. Поделки из желудей. Чебурашка.
13. 3. Декоративные тарелочки (украшаем семенами арбуза, тыквы и семенами подсолнуха)
III. 4 ч. Скульптура.
14. 1. Работа с пластилином. «На лесной полянке» (катаем шарики и колбаску)
15. 2. Лепим овощи.
16. 3. Лепим фрукты.
17. 4. Лепим каравай.
IV. 4 ч. Аппликация.
18. 1. «Цыплята на полянке».
19. 2. «Фрукты в вазе».
20. 3. Аппликация в технике рваная мозаика.
21. 4. Аппликация в технике резанная мозаика.
V. 3 ч. Бумажная пластика.
22. 1. Бабочка (сгибание листа
гармошкой)
23. 2. Гусеница.
24. 3. Фонарик.
VI. 9 ч. Графика.
25. 1. Штриховка. Прямая линия.
26. 2. Штриховка. Волнистая линия.
27. 3. «Павлин» (цветные карандаши,
фломастеры).
28. 4. Игрушка «Котик».
29. 5. Медвежонок.
30. 6. Царевна - лягушка.
31. 7. Елочка.
32. 8. Праздник Новогодний.
33. 9. Новогодняя открытка.
V. 1 ч. Выставка детских работ.
VI. 10 ч. Живопись.
34. 1. Еловая и сосновая веточка.
35. 2. Рисование новогодних игрушек.
36. 3. Снежинки. Рисование на цветном
листе белой гуашью.
37. 4. Снеговик. Рисование на цветном
листе гуашью.
38. 5. Зимний пейзаж. Рисование гуашью.
39. 6. Ритм рисунка. Узор.
40. 7. Сказочная птица.
41. 8. Рисование цветов.
42. 9. Натюрморт. Цветок в вазе.
43. 10. Весенний пейзаж.
VII. 4 ч. Аппликация.
44. 1. Волшебные комочки. Слон на
арене.
45. 2. «Лесной поезд».
46. 3. «Семейство ежиков».
47. 4. Цветы в вазе (способ торцевания)
VIII. 4 ч. Скульптура.
48. 1. Работа с пластилином. Улитка.
49. 2. Работа с пластилином. Утки на
пруду.
50. 3. Работа с пластилином. Курочка
Ряба.
51. 4. Работа с пластилином. Колобок и
его друзья.
IX. 9 ч. Графика.
52. 1. Кукла.
53. 2. Матрешка.
54. 3. Неваляшка.
55. 4. Мой друг - светофор.
56. 5. Портрет моей мамы.
57. 6. Фигура человека.
58. 7. Весенний кораблик.
59. 8. Божья коровка на ромашке.
60. 9. Земляника.
X. 3 ч. Бумажная пластика.
61. 1. Оригами. Тюльпаны.
62. 2. Оригами. Рыбки в аквариуме.
63. 3. Роза из гофрированной бумаги.
XI. 3 ч. Работа с природными
материалами.
64. 1. Поделки из ракушек.
65. 2. Узорный коврик из макарон.
66. 3. «В лесу».
XII. 1 ч. Выставка детских работ.
Современное общество ставит перед школой задачу воспитания творческой, активной, самостоятельной личности, которая имеет ярко выраженные индивидуальные качества и
может, реализуя свои запросы, реализовать запросы общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко прописано, что развивать такую творческую личность нужно не только на уроках, но и во внеурочное время, чтобы этот процесс развития был непрерывным и более углубленным. Такие занятия должны быть отличными от урока и по форме, и по организации. Занятия во внешкольное время проводятся в неформальной обстановке, благодаря этому дети открываются, раскрепощаются, учатся взаимодействовать, сотрудничать, выражать свои мысли и оценивать свое эмоциональное состояние. Здесь создаются все условия для эстетического развития школьников.
Хочется закончить публикация словами выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского сказавшего: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти.... хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» (Сухомлинский, 1979: 109). И только от нас, педагогов, зависит, смогут красиво зазвучать эти струны или нет.
ЛИТЕРАТУРА
Анпилогова Л.Н. 2014. Развитие творческих способностей учащихся во
внеурочной деятельности. - Начальная школа. № 8: 21-22. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010. 177 с. Сухомлинский В.А. 1979. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика. 188 с.
Получена / Received: 18.08.2018 Принята/Accepted: 05.10.2018