Научная статья на тему 'Особенности изучения геометрического орнамента в школьном курсе изобразительного искусства'

Особенности изучения геометрического орнамента в школьном курсе изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1097
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загидулина Смолгу, Дрягина Смолгу

В статье идет речь о влиянии изучения геометрического орнамента детьми младшего школьного возраста на формирование личности ребенка, развитие творческих способностей и эстетического вкуса. Рассматриваются учебные программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» и Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» для младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загидулина Смолгу, Дрягина Смолгу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения геометрического орнамента в школьном курсе изобразительного искусства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 372.8

К.Ф. Загидулина

магистрант СмолГУ г. Смоленск, Российская Федерация В.Б. Дрягина

кандидат педагогических наук, доцент

СмолГУ

г. Смоленск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

В статье идет речь о влиянии изучения геометрического орнамента детьми младшего школьного возраста на формирование личности ребенка, развитие творческих способностей и эстетического вкуса. Рассматриваются учебные программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» и Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» для младших школьников.

Ключевые слова

Декоративно-прикладное искусство, орнаментальное искусство, геометрический орнамент,

младший школьный возраст.

Люди издревле старались создать для себя не только максимально функциональное, но и эстетичное пространство для жизни. Они украшали посуду и другую утварь, мебель, книги, ткани, оружие, тем самым создавая красивые изделия, которые мы относим к декоративно-прикладному искусству.

Одной из важнейших частей декоративно-прикладного искусства, его характеристикой является орнамент. Орнамент (от лат. ornamentum - «украшение») - узор, состоящий из повторяющихся, чередующихся элементов. Но орнамент не просто украшает предмет, он организует его поверхность, подчеркивает форму [2]. Характерная черта каждого орнамента - неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на данный отрезок времени.

Выделяют несколько основных видов орнамента:

• геометрический (в основе его лежат геометрические фигуры и тела);

• растительный (в основе лежат растительные мотивы);

• антропоморфный (в основе его лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски);

• символический или геральдический (в его основе - символы или система символов);

• шрифтовой или эпиграфический (в основе его буквы или элементы текста);

• зооморфный (в основе - изобразительные мотивы из царства фауны);

• фантастический (основан на изображении нереального, несуществующего);

• астральный (в основе его такие элементы как небо, солнце, облака, звезды);

• пейзажный (основан на изображении природных элементов: гор, деревьев, рек - в сочетании с объектами животного мира и архитектурной среды);

• предметный или вещный (основан на изображении военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства);

• комбинированный [1].

Из всех перечисленных видов наиболее часто изучается в школьном курсе изобразительного искусства геометрический, так как он более простой для понимания детей.

Основа построения геометрического орнамента - строгая упорядоченность и последовательность элементов. Чаще всего орнаментальные композиции, вводящие в себя геометрические элементы,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

выстраивались по законам симметрии. Однако встречались и более сложные варианты орнаментальных комбинаций, насыщенные растительными, звериными, гротескными сюжетами. Как правило, геометрические мотивы повторялись или чередовались, образуя непрерывный ритмический ряд единообразных сегментов.

Орнамент несет в себе и символический характер. С древнейших времен каждая геометрическая фигура, каждый знак по-своему интерпретировался разными культурами и народами. Круг символизировал вселенское пространство, Космос, небесные тела (в том числе Солнце); в мусульманском культе круг - это всевидящее око Аллаха. Квадрат - символ четырех сторон света, иногда пахотной земли (квадрат с точками и линиями внутри - засеянное поле). В Античной культуре квадрат был символом Афродиты, воплощавшей женскую плодородную силу. Извилистые и зигзагообразные линии у греков, индийцев, африканцев, китайцев, в доколумбовой Америке обозначали море или молнию. Спиралевидный орнамент был как бы прообразом движения некоторых небесных тел. Магическим знаком являлся треугольник, его связывали с магическим числом три. В христианстве и иудаизме равносторонний треугольник вершиной вверх был знаком высшего божества. В средние века треугольник воспринимался как олицетворение Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В Древнем Китае треугольник — почти всегда символ женского начала. Крест -мистический элемент, одно из значений которого - оберег, противодействующий темным силам.

Герчук Ю.Я. приводит следующие схемы построения и классификацию геометрического орнамента:

• ритмический повтор (линейный и центрический);

• зеркальная симметрия (зеркальная симметрия и (или) поворот); наложение нескольких элементов (создание сетки) [2].

Дети начинают изучать орнамент и орнаментальные композиции еще в центрах детского творчества и других подобных учреждениях дополнительного образования. Продолжается его изучение и в школе. По программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» дети начинают рассматривать орнаменты в целом в первом классе во второй четверти при изучении темы «Украшение птиц», где они должны изобразить птицу, передав характер узора ее оперения. На следующем уроке «Узоры, которые создали люди» дети рассматривают геометрические и природные орнаменты, им предлагается самостоятельно придумать орнаментальный эскиз и изобразить его на листе бумаги. Во втором классе во второй и третьей четверти при изучении тем «Украшения и фантазия», «Выражение характера через украшение», «Выражение намерений человека через украшения» дети осваивают приемы создания орнамента: повторение модуля и ритмическое чередование элемента - создавая из бумаги украшения (воротничок для платья, закладку для книг и др.), кокошники, богатырские доспехи и оружие, паруса сказочных флотов. При этом украшать изделия можно при помощи геометрических орнаментов. В третьем классе дети знакомятся с народными игрушками, украшенными геометрическими мотивами -филимоновскими, дымковскими - учатся отличать геометрические узоры от других, а также начинают сами создавать и украшать глиняные и пластилиновые игрушки, рисовать и украшать посуду, обои и шторы и др. Чуть позже (во второй четверти) ученики создают из бумаги ажурные ограды, в основе оформления которых геометрический орнамент. В четвертом классе приобретенные знания пригодятся детям при создании из бумаги и украшении макетов городов Древней Руси, Древней Эллады, Средней Азии, при изображении людей в народных костюмах.

В программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» декоративно-прикладному искусству и орнаментам народов мира посвящены целые разделы: «Народный орнамент России», «Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды», «Художественный труд на народных традициях». В первом классе дети знакомятся с народными глиняными игрушками, украшенными геометрическими орнаментами -дымковской, каргопольской - с народными костюмами и воинским снаряжением. Учатся сами украшать изготовленные из бумаги игрушки, нарисованные эскизы костюмов и доспехов. Во втором классе детей знакомят с филимоновской игрушкой, а также вышивкой, ковроткачеством, росписью по дереву и керамике с использованием геометрического орнамента. В третьем классе дети более подробно рассматривают и сами украшают эскизы народного костюма, матрешки, изб Русского Севера, переводят орнаменты узорного ткачества, резного орнамента, орнамента росписи керамических сосудов в схемы. На четвертом году

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

обучения дети выполняют эскизы народных костюмов и головных уборов, эскизы оформления частей и убранства крестьянской избы, рассматривают и придумывают варианты оформления русской прялки. В конце первого года обучения дети должны знать «применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи и связь с народной песней и танцем», а по окончании четвертого - «свободно рисовать кистью элементы растительного или геометрического орнамента».

Дети в младшем школьном возрасте еще не могут в полной мере воспринимать и воспроизводить произведения скульптуры и живописи, а произведения декоративно-прикладного искусства для них более понятны и интересны из-за ярких красок и жизнерадостных мотивов. Также при изучении декоративно-прикладного искусства дети узнают о культурных традициях своего народа, без чего невозможно формирование патриотичности и любви к Родине, которые нужно прививать с детства.

Занимаясь орнаментальным искусством в частности, и декоративно-прикладным в целом, ребенок развивает в себе познавательные качества: восприятие, мышление, память, внимание, воображение. Активный процесс мышления при овладении какой-либо из техник народного искусства включает в себя самые различные сферы знания, такие как математика, геометрия, природоведение, литература, технология и многое другое. Уроки изобразительного искусства способствуют также развитию мелкой моторики, что связано тесным образом со слухом, ощущениями, восприятиями, развивается складная речь, расширяется словарный запас (в том числе, за счет изобразительных терминов), ребенок учится анализировать и делать обобщения [4, с. 5]. Кроме того, занятие декоративно-прикладной деятельностью способствует развитию глазомера, четкости и полноты зрительных представлений, чувства цвета и ритма, умения составлять алгоритм действий.

С первых занятий, рассматривая изделия народных мастеров, ребенок видит, как используются уже знакомые формы точки, линии, как они располагаются по отношению друг к другу и на плоскости, как сочетаются цвета фона и элементов. Преподаватель показывает, что красиво, а что не очень, учит выбирать цветовую гамму, элементы, композицию каждой работы. В ходе занятий дети посещают выставки, музеи с экспозициями посвященными декоративно-прикладному искусству, чтобы более полно окунуться в мир народных промыслов [3, с. 99-109].

Таким образом, исследование показало следующее

• занимаясь декоративно-прикладным искусством, ребенок активно развивается эстетически, нравственно и интеллектуально;

• программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» представляет собой интеграцию изобразительных, декоративных искусств, архитектуры и дизайна;

• программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» направлена на более глубокое изучение именно декоративно-прикладного искусства и орнаментов в том числе;

• в рамках школьной программы, рассмотренного объема изучения орнаментов достаточно, а для дополнительного образования, стоит несколько расширить материал по теме;

• с детьми сначала изучают геометрический орнамент, так как он более прост в изображении и понимании, затем переходят к растительному.

Геометрический орнамент - один из видов изобразительной деятельности человека. Его функции не ограничиваются только украшением предметов. Многие элементы геометрического орнамента несут символический характер. Как точно подметил Ю.Герчук орнамент - признак эпохи: «Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира». Большое значение оказывает изучение геометрического орнамента в школе на формирование личности ребенка, на развитие его творческих способностей и художественного вкуса.

Список использованной литературы:

1. Вид орнамента - [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.artgalery.ru/?id=300&ir=1&sm=3

2. Геометрический орнамент - [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://geometry-and-art.ru/geomornament.html

3. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010, 322с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

4. Халикова Ю. Н. Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста [Текст] / Ю. Н. Халикова // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 146-148.

© Загидулина К.Ф., 2015

УДК.37

Т.В.Захарова , А.Е.Тарасов ;

Студент 3 курса гр. БЖ-13, доцент, к.пед.н., ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ ПО ВОДНОМУ ТУРИЗМУ, ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ

ТУРИСТСКИХ НАВЫКОВ

Аннотация

В статье рассматривается прохождение учебной практики студентами ИФКиС СВФУ, для приобретения туристских навыков в водном виде туризма.

Ключевые слова Сплав, катамараны, подземные ключи, амгинские столбы.

Zakharova T.V. 1 Tarasov A.E.2; Student IFKiS SVFU1, Associate Professor, Ph.D., IFKiS SVFU2

TEACHING PRACTICE STUDENTS ON BOATING, FOR THE ACQUISITION

OF SKILLS OF TOURIST

Annotation

The article deals with the passage of educational practice IFKiS NEFU students to acquire skills in the water tourism as tourism.

Keywords

Alloy, catamarans, underground keys Amginskogo poles.

Введение. Амгинский улус (центр - Амга), основан в 1652 году, как Амгинская слобода русскими крестьянами-хлебопашцами. Один из первых районов Якутии, где местные жители приобщились к культуре земледелия. В Амгинском районе протекает самый длинный приток Алдана река Амга (по- якутски Амма), длина реки составляет - 1462 км. [2].

Река Амга - одна из живописнейших рек Якутии. По свидетельствам археологов, люди живут здесь уже около 10 тысяч лет. Река очень чистая и рыбная, а также имеются много разновидностей птиц. Возможна встреча с обитателями тайги. Вечерами выходят на реку лоси и изюбри. Рекомендуемое время проведения сплава — июль-август [1].

Берег реки на всем протяжении пологий, галечный, редко песчаный. Вода в июле и до конца августа теплая. В середине пути, начиная с сотого километра, по берегам появляются подземные ключи, и с этого места начинается отличная рыбалка. Многие приезжают сюда только ради рыбалки. Рыба: щука (сордон, боро5ой), окунь (альЛар, хаахынай), налим (сыальЛар), сиг (майа5ас), ленок (майа5ас), хариус (дьар5аа), тугунок (сыа балык), сорога (кыЛыл харах), ерш (таас бас), подкаменщик и редко осетр (хатыыс) и таймень (бил).

В августе по пути можно собрать голубику, черную смородину. Много скал, где можно увидеть пещеры и гроты. На наш взгляд водный маршрут Верхняя Амга - Оннес очень удобен для детей, молодежи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.