Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье рассмотрен опыт нравственного воспитания младших школьников в процессе приобщения к традициям якутской национальной культуры. Особое внимание в работе уделялось максимальному использованию передовых народных традиций и особенностей обычаев якутского народа, а также различным формам организации воспитательного процесса в рамках программы «Дети Земли Олонхо». Авторами раскрыта передовая тенденция улучшения процесса воспитания путем его обогащения этническими традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, олицетворенных в традиционном миропонимании этноса. А также представлен анализ результатов проведения методик по выявлению эффективности нравственного воспитания младших школьников в процессе систематического и целенаправленного приобщения к национальным традициям этноса.
Ключевые слова: нравственное воспитание, якутская национальная культура, народные традиции, младший школьник.
Annotation. The article describes the experience of moral education of younger students in the process of familiarization with the traditions of the Yakut national culture. Special attention was paid to maximizing the use of advanced folk traditions and peculiarities of the traditions of the Yakut people, as well as various forms of organizing the educational process in the framework of the program "Children of the Earth Olonkho". The authors have uncovered an advanced tendency to improve the process of education by enriching it with ethnic traditions, which implies the assimilation by children of national cultural values that are personified in the traditional world view of the ethnos. It also presents an analysis of the results of the methods for identifying the effectiveness of moral education of younger schoolchildren in the process of systematic and purposeful familiarization with the national traditions of the ethnic group.
Keywords: moral education, Yakut national culture, folk traditions, junior schoolchild.
Введение. На современном этапе демократизации общества, а также в реализации важнейших задач гуманизации обучения и воспитания особое значение придается культуре. Культурологический подход выражен в способах приобретения человеком, прежде всего, духовно-нравственных ценностей. Такими способами в условиях образовательных учреждений являются традиционные методы и формы воспитания детей средствами народной педагогики. Многие педагоги учитывали в своих трудах опыт народного воспитания, такие как Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и другие [4; 12]. При решении задачи воспитания, следует реально оценивать специфику мероприятия или урока, и возможность воздействия на личность в правильном направлении. К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что даже чувство доброты «само по себе ни хорошо, ни дурно в нравственном отношении...», т.е. данное чувство должно быть подкреплено осознанным и ответственным применением воспитанного человека [11, С. 113].
Психологи считают, чем младше возраст ребенка, тем благоприятнее формировать его взгляды и убеждения. Младший школьник мыслит преимущественно наглядными представлениями, его абстрактное мышление нуждается в постоянной опоре на них. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция» [12]. «Особенно благоприятны условия для нравственного развития ребенка в младшем школьном возрасте. В 7-9 лет школьник отличается легкой внушаемостью. Он верит в учителей, не допуская мысли даже о том, что учитель может быть не прав в своих требованиях, действиях и поведении» отмечал Г.Н. Волков [3, С. 53]. Ощущение и реагирование требует определенной культуры восприятия полярных качеств личности: доброты - жадности, внимательности - грубости, жалости - жестокости, отзывчивости - скрытности, чуткости -душевной черствости. Культура восприятия приобретается в процессе накопления жизненного опыта ребенком. И от того, что из огромного обилия жизненных явлений отбирает ребенок и что принимает как норму своей жизни, и зависит культура его восприятия действительности и поведения.
С целью выявления уровня нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе приобщения к традициям якутской национальной культуры нами проведена опытная работа. Мы считаем, что нравственное воспитание детей младшего возраста будет осуществляться эффективнее, если процесс воспитания строится на принципе культуро - сообразности и учета передовых народных традиций, обычаев, их специфики и особенностей; используются различные формы организации воспитательного процесса начальной школы; разработана программа занятий, основанная на народных традициях.
Изложение основного материала статьи. Воспитать нравственные качества младших школьников через средства народной культуры возможно при применении их в разнообразной жизнедеятельности. Как известно именно данные качества влияют на изменение целей и мотивов поведения, а в дальнейшем на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Для формирования личностных качеств требуется усиление целенаправленной работы школы. Одним из действенных средств воспитания нравственности являются прогрессивные традиции, обычаи, обряды, в которых воплощена народная мудрость. В педагогическом смысле это отражение многовекового опыта воспитания и обучения детей. В Республике Саха (Якутия) развитие личностных качеств рассматривается в трудах этнопедагогов У.А. Винокуровой, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, К.Д. Уткина и др. Исторически в человеке с малых лет ценили знание и понимание смысла Ос хоhоон угэс (пословиц), народных песен и сиэр-туан (обрядов), умение исполнять тойук (якутская величальная песня в манере горлового пения) и алгыс (песня - благословение), играть на хомусе, рассказывать олонхо (эпос), мындар yyc (мастерство на все руки, рукоделие, трудолюбие,
находчивость) [6; 9; 10]. Портнягин И.С. отмечает, что «традиции и обычаи, оформившись из потребностей жизни человека, становятся как бы неписаным правилом, законом общественной жизни. В итоге они превращаются в материальные, духовные и общечеловеческие ценности, регулирующие разнообразные потребности и интересы людей в обществе. Много обычаев, традиций и у народов Сибири, что придает воспитанию определенную систему и стройность» [9, С. 14].
Обычаи Саха показывают отношение человека к природе и обществу и являются факторами воспитания детей. Известные ученые Якутии В.Ф. Афанасьев-Борогонский, Д.А. Данилов, А.П. Оконешникова, М.И. Баишева, Л.А. Афанасьев - Тэрис и др. подчеркивали ценность самобытного развития культуры саха. У народа Саха воспитание детей нацелено на подготовку к суровым условиям жизни Севере: быть самостоятельными и иметь хорошо развитые трудовые навыки. Так, в якутских семьях ребенок с 6-7 лет со всей ответственностью должен выполнять порученную работу - уход за младшими сестрами, братьями, за скотом, участие в охоте, рыбалке со старшими. Детей Севера воспитывали как частицу природы, учили бережному обращению с тем, что их окружает, бережному отношению к дереву, реке, земле, животным. Им с детства внушали мысль о том, что все люди - дети природы, питаются, одеваются от земли, воды, воздуха, зверей, птиц, рыб, населяющих мир [1; 2].
Народ Саха на протяжении всей своей истории создавал фольклор: народные праздники и обычаи, пословицы и поговорки, предания, сказки, олонхо. Велика роль фольклора в возникновении и развитии педагогической культуры. Например, ЬШыах (якутский новый год) - это совокупность воспитательных воздействий на личность, в ходе праздника воспеваются любовь и преданность родным местам (алаасам), воссоздаются старинные формы почитания предков. Национальные спортивные виды соревнований праздника (кыльйах, куобах, тустуу, мас тардьйыыта) выявляют силу, ловкость и мужество богатырей (боотуров). Физическое развитие ценилось у якутов очень высоко, поэтому спортом с детьми занимались с ранних лет [3; 10]. С кругового танца <^уокая», символизирующего духовное возвышение, стремление быть добрее и лучше, начинается праздник с его образной, поэтической песней. В памяти участников танца начинают фиксироваться родные слова: «сэргэ», «ба5ах», «туhулгэ», «салама», сиэр-туом, кумыс, илин-кэбиhэр и т.д. Замечательным подтверждением глубоких педагогических мыслей древности может служить героический эпос - олонхо. Такие общеизвестные олонхо, как «Ньургун Боотур Стремительный», «Строптивый Кулун Куллустуур», «Эрбэхтэй Бэргэн», «Эр со5отох» отражают национальное своеобразие исторического общественного развития саха. Олонхо носит выраженный педагогический характер. В нем отражены такие явления, как рождение и воспитание детей, подготовка молодежи к жизни, формирование личности в деятельности и борьбе с «темными силами». В олонхо каждый эпизод учит: трудолюбию, согласию в семье, патриотизму, гуманным взаимоотношениям между людьми, почтительному отношению к старым людям, как к носителям и хранителям национальных традиций, честности, смелости, благородству и др. А также передает эстетические идеалы, предполагающие красоту родной природы и праздников, национальной одежды и доспехов, борьбы и побед [8].
Основываясь на исследованиях верований народов Якутии, сохранившихся в фольклоре, можно воспитать в школьниках чувство уважения к природе. Например, на обрядах, связанных с преклонением перед силами природы. Самым почитаемым Иччи (духом) считается Уот иччитэ (дух - хозяин огня), по прозвищу Хатан Тэмиэрийэ. По обычаю, сложившемуся у якутов, во время торжеств или радостных событий семьи проводят угощение «Уот иччитэ». Оно воспитывает почтительное отношение к духам, отсюда в сознании детей складывается вера в «Айыы» (могущественные силы природы), «Тыаиччитэ» (хозяев леса), Баай Байаная (духа удачной охоты), уу иччитэ (хозяина воды), Куох Боллох тойона (хозяина тайги).
Воспитание младшего школьника в труде осуществляется разными средствами. Самые массовые и содержательные из них - это трудовые традиции, исторически заимствованные от обрядов крестьян-аграрников: Сайылыкка юЛуу (приезд на летник), куулэй (начало сенокоса), праздник кыдаама (праздник стогометания), мунхалаа^ш (ловля рыбы неводом) и т д. Забытые обряды народа саха, проводимые в различных северных улусах, являются формой не только духовно-нравственного и патриотического, но и мультикультурного воспитания подрастающего поколения. Обычаи, являясь частью традиций, воздействуют в основном, на мораль, быт, право и семейные отношения (сиэр-туом, быйыы-майгы).
Особым средством выступают народные игры якутов, требующие не только смекалки, быстроты, реакции, но и самостоятельного ее дальнейшего моделирования, изменяя ее в ходе развития сюжета, соблюдая правила игры, например, такие как Лапталаа^ш, Былыктаа^ш, Отонноон-дьэдьэнээн, Куобах оонньуута. А также популярные дидактические игры «Хабылык», «Каамыска», «Сонор» развивают у детей общительность, умение регулировать свое поведение и находить компромисс [7].
Программа нравственного воспитания младших школьников «Дети Земли Олонхо» включает участие в разнообразных мероприятиях, таких как: Хомус - мировой варганный инструмент (классный час, экскурсия в музей варганной музыки), История национального костюма (поход в Саха театр «Взгляд из-за кулис), Национальный узор (мастер-класс), Мас-рестлинг (традиционные якутские соревнования «мас тардыйыы», перетягивание палки), Олонхо (изучение образа отца в якутском эпосе на уроке родной литературы) и пр. Периодичность составляет четыре занятия в месяц. В опросе участвовало 200 школьников с 1 по 3 классы, их них 100 посещавшие занятия по программе «Дети Земли Олонхо» (экспериментальная группа) и 100 не посещавших (контрольная группа).
С целью выявления динамики уровня нравственного развития детей обеих групп нами проведены опросы по методикам до реализации программы и после: 1) «Закончи историю», 2) «Сюжетные картинки», 3) «Сделаем вместе».
В качестве основного метода исследования использовалась разработанная Калининой Р.Р. диагностика нравственного развития ребенка. При выборе критериев оценки уровней (высокого, среднего, низкого) нравственного развития младших школьников мы исходили из следующих положений: степень самостоятельности в понимании нравственного содержания материала; выделение нравственного компонента предъявленной ситуации; характеристика нравственного поведения действующего лица, основанная на оценке поступка; степень аргументированности оценок, соответствующих (или приближающихся) общественным мотивам, целям и результатам; степень значимости данной ситуации, отношение к описываемым событиям; эмоциональная реакция на действия персонажей или ситуации, эмоциональность собственных высказываний и ответов [5].
Методика «Закончи историю», проводилась с целью выявления осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Им представили поучительные истории, которые они должны были закончить. По результатам проведения первой методики до реализации программы высокий уровень развития нравственных качеств (знание нравственных норм, правильная оценка поведения персонажей, умение объяснить свою оценку) в обоих группах показали по 15 % школьников. После реализации программы уровень в экспериментальной группе повысился до 46 % и составил на 26 % выше, чем в контрольной. Динамика показателей среднего уровня (знание нравственных норм, правильная оценка поведения персонажей, но не достаточная мотивирование собственной оценки) в экспериментальной группе составил от 70 % до 54 %, что означает повышение качества в пользу показателей высокого уровня. В контрольной группе показатели среднего уровня не показали динамики. Низкий уровень (оценка поведения персонажей только как положительное или отрицательное, не умение мотивировать свою оценку) в экспериментальной группе после реализации программы в отличие от контрольной группы не выявлен (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей уровня развития нравственных качеств школьников по методике
«Закончи историю»
Группа Высокий Средний Низкий
В начале В конце В начале В конце В начале В конце
Экспериментальная 15 % 46 % 70 % 54 % 15 % -
Контрольная 15 % 20 % 75 % 75 % 10 % 5 %
Вторая методика проведена с целью выявления эмоционального отношения школьников к нравственным нормам. Особое внимание уделялось моральной оценке изображенным на картинке поступкам, а также адекватности эмоциональной реакции: положительная на нравственный поступок и отрицательная на безнравственный. В результате проведения данной методики, динамика высокого уровня (умение обосновать свой выбор, точное указание моральной нормы; адекватность эмоциональной реакции, ярко проявляющейся в мимике, активной жестикуляции) в экспериментальной группе повысилась в 2 раза, в контрольной почти не изменилась. Динамика показателей среднего уровня (правильно раскладывая картинки, учащийся обосновывает свои действия; эмоциональные реакции достаточно адекватны, но выражены слабо) в экспериментальной группе повысилось на 9 %, в контрольной группе на 6 %. При повторном проведении методики не выявлен низкий уровень в экспериментальной группе, что доказывает эффективность программы «Дети Земли Олонхо». 10 % школьников контрольной группы не справились с заданием на должном уровне (при правильном раскладывании картинок, не могут обосновать свои действия; эмоциональные действия не достаточно адекватны) (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика показателей уровня развития нравственных качеств школьников по методике
«Сюжетные картинки»
Группа Высокий Средний Низкий
В начале В конце В начале В конце В начале В конце
Экспериментальная 10 21 % 70 % 79 % 20 % -
Контрольная 9 11 % 73 % 79 % 18 % 10 %
С помощью методики «Сделаем вместе» выявили уровень развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющийся во взаимодействии со сверстником. Дети младшего школьного возраста знают, как надо поступать, но, к сожалению, не всегда воплощают нравственные нормы в своем поведении. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним. Результаты методики показывают, что развитие нравственных качеств у школьников экспериментальной группы намного успешнее после реализации программы «Дети Земли Олонхо», чем контрольной, за счет роста высокого уровня и отсутствия низкого (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика показателей уровня развития нравственных качеств школьников по методике
«Сделаем вместе»
Группа Высокий Средний Низкий
В начале В конце В начале В конце В начале В конце
Экспериментальная 7 % 54 % 84 % 46 % 9 % -
Контрольная 13 % 17 % 74 % 74 % 13 % 9 %
Выводы. Таким образом, процесс воспитания младших школьников при максимальном использовании передовых народных традиций и особенностей этнических обычаев, а также различных форм организации воспитательного процесса в рамках программы «Дети Земли Олонхо» дал положительные результаты в развитии их нравственных качеств.
Литература:
1. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве. - Якутск: Якут.кн.изд-во, 1960. - 364 с.
2. Афанасьев В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике // Из истоков народной педагогики якутов. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1992 - 53 с.
3. Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды. - Якутск: Кудук, 1998. - 55 с.
4. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 15б с.
5. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности школьника: занятия, игры, упражнения / Р.Р. Калинина. -СПб.: Изд-во «Речь», 2005, - 160 с. https://www.twirpx.com (отредактирован 19.01.18)
6. Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М., 1979. - 189 с.
7. Национальные игры народа Саха (2016) https://infourok.ru
8. Попов, Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее / Б.Н. Попов. -Якутск, 1993. - 64 с.
9. Портнягин, И.С. Этнопедагогические учение айыы / И.С. Портнягин. - Якутск. 1994. - 167 с.
10. Уткин К.Д. Педагогические основы народного праздника «Ысыах». Якутск, 1994 - 204 с.
11. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: пед. соч.: в 6 / К.Д. Ушинский - М.: Педагогика, 1988. Т. 1. - 192 с.
12. Цыгикало А. Нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема // международный студенческий вестник. - №5 (часть 4), 2015 https://eduherald.ru
Педагогика
УДК 378.016
старший преподаватель Столбовская Маргарита Анатольевна
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)
ПРИМЕНЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОСМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассматривается семантическая группировка космической лексики английского языка как эффективное средство обучения данной лексике. В космической лексике английского языка выделено семантическое поле; определены лексико-семантические и тематические группы; рассмотрены синонимические ряды и антонимические пары.
Подчёркивается эффективность применения семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка.
Обосновывается необходимость семантических группировок слов и словосочетаний в учебных целях и отмечается, что такие группировки являются удобным и эффективным способом структурирования лексического материала. На занятиях по английскому языку в технических вузах следует уделять особое внимание системной организации лексического материала для эффективного обучения иноязычной терминологической лексике.
Ключевые слова: английский язык, космическая лексика, обучение космической лексике, семантическое поле, лексико-семантические группы, тематические группы, синонимические ряды, антонимические пары.
Annotation. This article deals with semantic classification of space vocabulary of the English language as efficient means of teaching this vocabulary. In space vocabulary of the English language the auther singles out the semantic field, defines lexico-semantic and thematic groups and provides the examples of synonymic sets and antonymic pairs.
The efficiency of using semantic classifications of words and word combinations in teaching space vocabulary of the English language is emphasized.
The necessity of semantic classifications of words and word combinations in the teaching purposes is determined and it is noted that such classifications are convenient and efficient means of the lexical material structuring. At English classes at Technical Institutes special attention should be paid to organization of lexical material on the system level for an efficient teaching of foreign terminology vocabulary.
Keywords: English language, space vocabulary, teaching space vocabulary, semantic field, lexico-semantic groups, thematic groups, synonymic sets, antonymic pairs.
Введение. Лексический аспект играет важную роль при изучении английского языка для специальных целей. На практических занятиях в технических вузах следует уделять особое внимание обучению терминологической лексике и расширению словарного запаса. «Весь словарный запас может быть представлен как система соприкасающихся и пересекающихся групп, выделяемых на основе различных семантических критериев» [4, с. 122].
Слово является основной единицей языковой системы. «Под системой обычно понимается упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов» [8, с. 69].
Цель статьи - показать эффективность применения семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть семантическую группировку космической лексики как эффективное средство обучения данной лексике;
2) в космической лексике английского языка:
а) выделить семантическое поле;
б) определить лексико-семантические и тематические группы;
в) рассмотреть синонимические ряды и антонимические пары;
3) подчеркнуть эффективность применения семантической группировки слов и словосочетаний при обучении космической лексике английского языка.
Актуальность статьи обусловлена потребностью изучения космической лексики английского языка на фоне интенсивного развития мировой космической промышленности, широкомасштабных исследований космоса и расширения международного сотрудничества в сфере космонавтики.