7. Яценко О.В. Формирование учебной мотивации подростков средствами профориентации. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2021; Т. 37: 69-87.
8. Егоренко Т.А. Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе её допрофессионального развития. Современная зарубежная психология. 2019; Т. 8; № 2: 49-55.
9. Малышев И.В. Характеристика учебной мотивации учащихся-подростков в условиях современного образования. Образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2020: 216-221.
10. Коннова З.И., Семенова Г.В. Обучение иностранному языку студентов-медиков в рамках технологии виртуальной реальности. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020; Т. 6; № 2: 34-41.
11. Амелькина М.В., Карагезьян М.В. Мобильные квесты дополненной реальности как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов в условиях академической мобильности. Современный учёный. 2019; № 4: 14-20.
12. Мартынов Б.В. Формирование и капитализация цифрового сознания: экосистемный подход. Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2019; Т. 5; № 2: 81-84.
13. Васина Е.А. Проектно-ориентированное обучение синхронных переводчиков-китаистов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 13-16.
14. Коннова З.И., Семенова ГВ. Технологии дополненной и виртуальной реальностей: инновации в обучении иностранным языкам в вузе. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021; Т. 7, № 3: 53-67.
15. Гулиянц А.Б. Метод проектов как средство профессиональной подготовки переводчиков в вузе. Вестник МПГУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022; № 1 (45): 125-134.
References
1. Mescheryakova O.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta dlya povysheniya motivacii studentov k izucheniyu inostrannyh yazykov v vuze. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2023; № 6: 152-160.
2. Achkasova N.N. Formirovanie navykov samostoyatel'noj raboty studentov na zanyatiyah po anglijskomu yazyku kak sredstvo vklyucheniya ih v nepreryvnoe samoobrazovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 10-12.
3. Ezhova T.V., Voronezh'eva O.V. Virtual'naya sreda kak faktor 'effektivnogo obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik nauki. 2021; № 5 (38): 34-42.
4. Guseva N.V. Organizaciya kontrolya v processe prepodavaniya inostrannogo yazyka studentam 'ekonomicheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 55-57.
5. Rostovceva P.P. Virtual'naya real'nost' v inoyazychnom uchebnom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 233-235.
6. Moiseeva T.V. Vysshee obrazovanie kak faktor social'nogo, grazhdanskogo i professional'nogo stanovleniya lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 25-29.
7. Yacenko O.V. Formirovanie uchebnoj motivacii podrostkov sredstvami proforientacii. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. 2021; T. 37: 69-87.
8. Egorenko T.A. Motivaciya obucheniya kak aspekt samoopredeleniya lichnosti na 'etape ee doprofessional'nogo razvitiya. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2019; T. 8; № 2: 49-55.
9. Malyshev I.V. Harakteristika uchebnoj motivacii uchaschihsya-podrostkov v usloviyah sovremennogo obrazovaniya. Obrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnyh statej. Saratov: Saratovskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet im. N.G. Chernyshevskogo, 2020: 216-221.
10. Konnova Z.I., Semenova G.V. Obuchenie inostrannomu yazyku studentov-medikov v ramkah tehnologii virtual'noj real'nosti. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2020; T. 6; № 2: 34-41.
11. Amel'kina M.V., Karagez'yan M.V. Mobil'nye kvesty dopolnennoj real'nosti kak sredstvo formirovaniya professional'noj inoyazychnoj kompetencii u studentov v usloviyah akademicheskoj mobil'nosti. Sovremennyjuchenyj. 2019; № 4: 14-20.
12. Martynov B.V. Formirovanie i kapitalizaciya cifrovogo soznaniya: 'ekosistemnyj podhod. Intellektual'nye resursy - regional'nomu razvitiyu. 2019; T. 5; № 2: 81-84.
13. Vasina E.A. Proektno-orientirovannoe obuchenie sinhronnyh perevodchikov-kitaistov v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 13-16.
14. Konnova Z.I., Semenova G.V. Tehnologii dopolnennoj i virtual'noj real'nostej: innovacii v obuchenii inostrannym yazykam v vuze. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2021; T. 7, № 3: 53-67.
15. Guliyanc A.B. Metod proektov kak sredstvo professional'noj podgotovki perevodchikov v vuze. VestnikMPGU. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2022; № 1 (45): 125-134.
Статья поступила в редакцию 04.01.24
УДК 37.026.6
Shirogalina V.I., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: vishirogalina@fa.ru
WAYS TO INCREASE MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE AMONG ECONOMICS BACHELOR STUDENTS. The article studies one of the
topical problems of the XXI century, i.e. improving the quality of foreign language training and motivation to learn the language for professional purposes in higher education. The article highlights the necessity of searching for the balance between intrinsic and extrinsic motives in the process of learning a professionally oriented language. The author defines directions of students' motivation enhancement in terms of learning a professional language including the factors of learning materials and the process of mastering language skills. The pedagogical conditions that are able to influence the foreign language training of students of economic specialties are identified. The author makes the conclusion about the necessity of cooperation among all the participants of the educational process in achieving the aim of training the prospective specialists for the national economy.
Key words: motivation, foreign language training, specialist language training, future economists, university students
В.И. Широгалина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, E-mail: vishirogalina@fa.ru
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В БАКАЛАВРИАТЕ
Статья посвящена одной из актуальных проблем XXI века - повышению качества иноязычной подготовки и мотивации к изучению языка специальности в высшей школе. Обосновывается необходимость поиска равновесия внутренних и внешних мотивов в ходе обучения иностранному языку для профессиональных целей. Выделены направления по повышению мотивации у студентов в условиях изучения ими языка специальности, включая факторы организации учебного материала и процесса овладения языковыми навыками. Определены педагогические условия, которые способны влиять на иноязычную подготовку студентов экономических специальностей. Делается вывод о необходимости коллаборации всех участников образовательного процесса в достижении поставленной цели по подготовке специалиста будущего для экономики страны.
Ключевые слова: мотивация, иноязычная подготовка, обучение языку специальности, будущие экономисты, студенты вуза
На современном этапе развития общества педагогика и психология рассматривают учебный процесс с позиции теории деятельности, важнейшим компонентом которой является мотивация. Поиск оптимальных путей формирования устойчивых компетенций в области языка специальности при подготовке специалиста любой сферы деятельности выходит на передний план. В XXI веке сложно представить сотрудника любой компании, который относится к категории «белых воротничков», без знания иностранного языка. Работодателям уже недостаточно видеть в анкетах соискателей привычную формулиров-
ку из прошлого - «читаю и перевожу со словарем». Современный специалист должен как минимум уметь вести переписку с иностранными стейкхолдерами (партнерами, инвесторами, поставщиками, клиентами, различными агентствами), узнавать из печатных источников и во время деловых поездок за границу о новинках в том секторе экономики, где он трудится. Зачастую отдел кадров ждет от кандидатов на рабочее место такого уровня владения иностранным языком, которое позволило бы им решать задачи производственного масштаба: вести переговоры, уметь урегулировать конфликты с зарубежными поставщи-
ками и клиентами, вести документацию и составлять (аналитические) отчеты на иностранном языке.
Данные требования определяют актуальность темы, которая поднимается в данной статье, а именно: каким образом можно мотивировать студентов к изучению языка специальности в высшей школе, чтобы они удовлетворяли запросы рынка труда (на примере экономических специальностей) и были успешными в своей профессиональной деятельности.
Цель исследования заключается в определении роли мотивации при обучении будущих экономистов и поиске оптимальных вариантов ее применения в ходе иноязычной подготовки бакалавров в сфере экономики.
Задачи, которые способствуют решению при достижении данной цели, включают в себя:
- определение равновесных мотивов при обучении языку специальности;
- поиск решения дидактических задач, которые способны мотивировать студентов к приросту знаний на иностранном языке;
- демонстрацию факторов психомотивационного потенциала в ходе образовательной деятельности в высшей школе;
- поиск педагогических условий, которые способны активизировать потенциал обучаемых.
Методы исследования включали в себя теоретические (знакомство и анализ специальной литературы в области психологии труда, педагогики и методики профессионального образования) и эмпирические (наблюдение за ходом освоения языка специальности бакалаврами факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве РФ; беседы с учащимися и их преподавателями; работа над рекомендациями по составлению календар-но-тематического и учебно-методического планирования для студентов 3 курса, которые изучают бухгалтерский учет, анализ и аудит).
Научная новизна данной статьи заключается в предложении комбинированного средства организации материала с учетом психомотивационного потенциала, который улучшает процесс освоения знаний в области иноязычной подготовки будущих экономистов.
Теоретичная значимость - в описании психомотивационных факторов, востребованных при обучении будущих экономистов.
Практическая значимость материала представлена набором педагогических условий, выполнение которых может способствовать достижению более эффективных результатов в процессе профессионально ориентированного образования будущих специалистов экономической сферы деятельности.
Педагоги любой ступени образования знают, что мотивы учебной деятельности подразделяются на внешние и внутренние [1]. К внешним относятся мотивы, не связанные непосредственно с учебной деятельностью, имеющие основу в общих условиях жизни и воспитания человека. Они могут быть личностно ориентированными (например, стремление приобрести ту или иную профессию) или социально ориентированными (например, принести пользу людям, выполнить свой долг перед обществом, не отстать от своих товарищей и т. д.). Внутренние мотивы заложены в самой учебной деятельности, они формируются в процессе учения и зависят от содержания и методов обучения. К ним относятся познавательные интересы, любознательность, стремление к творчеству, развитие когнитивных навыков и др.
Лучшим вариантом для обеспечения эффективности учебного процесса является равновесие внутренних и внешних мотивов. Но мотив не может быть константно заданным, поскольку все мотивы формируются в процессе деятельности учащегося, а они могут изменяться. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать и поддерживать комбинацию мотивов на определенном уровне с учетом всех аспектов учебной деятельности [2]. В связи с этим можно наметить некоторые направления по повышению учебной мотивации у студентов в условиях изучения ими языка специальности. Давно доказано, что без мотивации любое начинание обречено на провал. Вместе с тем закон оптимума мотивации Йерк-са-Додсона гласит, что для эффективной и продуктивной деятельности необходим оптимальный уровень мотивации, поскольку высокий уровень мотивации приводит к ухудшению результатов и к нежелательным эмоциональным реакциям со стороны тех, кто подвергается излишнему давлению в рамках учебной или профессиональной деятельности.
Прежде всего необходимо более четко определить направленность изучения иностранного языка студентами [3], дать возможность перестроиться исходным мотивам и обогатить их новым содержанием. Значительные психомотиваци-онные резервы скрыты в самой организации учебного материала. При обучении студентов экономических специальностей методически целесообразна ситуативно-тематическая организация подачи учебного материала, при которой ситуации и темы представлены в виде единого ситуативно-тематического фрейма. В нем относящиеся к разным сферам общения ситуации должны дополняться соответствующими темами речевых актов. Нельзя при этом сбрасывать со счетов лингвистический конструкт иностранного языка для профессиональных целей. В него входит в обязательном порядке лексический и грамматический материал на основе аутентичных материалов по специальности. Такая организация материала содержит значительный психомотивационный потенциал, т. к. базируется на следующих факторах:
А) фактор целеполагания. Студенты ощущают реальную цель, ясно понимая, что изучаемый язык является средством коммуникации и общения, который понадобится им сразу после окончания университета;
Б) фактор результативности. Типовые коммуникативные речевые ситуации могут легко прослеживаться как этапы единой программы, что позволяет достичь реально осязаемых результатов и усилить таким образом мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка;
С) фактор квазипрофессионального общения. При работе с квазипрофессиональными ситуациями и при решении кейсов происходит интенсивное эмоциональное общение, которое провоцирует интеллектуальную активность студентов. Кроме того, постепенное исключение родного языка из общения с параллельным прогрессирующим развитием общения на иностранном языке демонстрирует практическую значимость иностранного языка в профессии и служит побудительным мотивом к его изучению;
Д) фактор игры. Общение вне занятий и учебное общение включает элемент некой игры, поскольку работа с речевыми ситуациями предполагает чередование разных ролей. А игра, как показывает практика, имеет колоссальный мотивационный потенциал;
Е) фактор профессиональной ориентации. Потребность в изучении иностранного языка с целью использования его в последующей профессиональной деятельности мотивирует особенно сильно, когда студенты знакомятся с материальными формами вознаграждения. Специалисты со знанием языка ценятся в большей степени, а их труд оплачивается выше. Особенно наглядно этот мотив можно отработать на занятиях с будущими экономистами, ведь они умеют считать и видеть, как свою выгоду, так и полезность для предприятия. Перед преподавателем стоит задача превратить этот общий мотив в реально действующий с момента поступления на факультет и поддерживать его на протяжении всего периода обучения. Ситуативно-тематический материал включает интересные по содержанию и доступные в языковом отношении тексты, отвечающие общей профессиональной направленности студентов и представляющие информационную ценность для их будущей работы. Использование таких текстов на занятии помогает выработать навыки и умения, обеспечивающие возможность извлечения и передачи научной информации на иностранном языке. Таким образом можно подготовить студентов к успешной научной и общественной деятельности с практическим применением иностранного языка.
Для повышения мотивации очень важно исключить из учебного процесса неэффективные и неинтересные студентам приемы работы, например, методически необоснованный перевод и формальный пересказ текстов, заучивание предусмотренных программой устных тем и т. д. Необходимо внедрение прогрессивных форм проведения занятий и организации самостоятельной работы студентов. Очень важным является творческое осмысление задач, стоящих перед преподавателем, способов их достижения, что в конечном итоге привело бы к существенной интенсификации учебного процесса за счет высвобождения времени на занятиях, когда непродуктивные задания выполняются механически и не предусматривают собственного интеллектуального или креативного вклада. На основе анализа бесед с выпускниками факультета, налогов, аудита и бизнес-анализа удалось составить список самых интересных заданий, которые им запомнились на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере»: обсуждение видеофрагментов из художественных фильмов по изучаемой теме, диспуты, коллоквиумы, мозговой штурм при решении кейсов из реального сектора экономики, деловые игры, анализ документации зарубежных фирм на английском языке, решение задач на самостоятельность мышления, диктоглоссы и игры на их основе, веб-квесты. Никто из опрошенных не упомянул обсуждение текстов учебного пособия и выполнение упражнений на закрепление пройденного грамматического материала.
В личностно-центрированном подходе к обучению студентов языку специальности именно личность обучаемого является центральной фигурой процесса обучения [4]. Это заставляет педагогов учитывать индивидуальные особенности студентов. Индивидуализация в учебном процессе очень эффективна, так как она позволяет затронуть эмоциональную и личностную сторону учащихся, вскрыть неиспользованные резервы, а также осуществить дифференцированный подход, который дает преподавателям возможность ставить всех учащихся в равные условия.
Немаловажная роль в учебном процессе должна отводиться и личности самого педагога высшей школы. В условиях преподавания иностранного языка для профессиональных целей первостепенная задача, стоящая перед профессорско-преподавательским составом, состоит в том, чтобы убедить студентов в необходимости изучения языка, в важности самостоятельной работы над ним. Искренняя культура общения, уважение и постоянная требовательность к студенту, вера в познавательные возможности учащихся, желание помочь им создают благоприятную атмосферу на занятиях, тем самым усиливая желание студентов изучать иностранный язык. Для достижения этой же цели преподавателю необходимо заботиться о повышении своего престижа среди студентов, обязательно учитывать потребности учащихся при отборе учебного материала [5]. Задача преподавателя заключается также и в том, чтобы при тесном сотрудничестве с профилирующими кафедрами способствовать пополнению и углублению специальных знаний студентов. Известно, что успешность обучения иностранному языку, на основе которой формируется самооценка и уровень притязаний, связана со средней оценкой по остальным предметам. То есть чем выше оценка успеваемости по другим предметам, тем успешнее результаты по иностранному языку. Это, в свою очередь, ведет к повышению самооценки и уровня притязаний и, следовательно, мотивации к изучению иностранного языка.
Определим педагогические условия, которые способны влиять на иноязычную подготовку студентов экономических специальностей. Во-первых, организация подачи учебного материала должна укладываться в рамки ситуативно-тематических требований. В неязыковом вузе обучение иностранному языку проводится не из огромной любви к нему, а потому что он является инструментом профессиональной реализации, ключом к решению производственных задач, которые могут быть сопряжены с иностранными партнерами по ведению бизнеса. Во-вторых, нужно учитывать психо-мотивационный потенциал обучения будущих экономистов языку специальности (факторы це-леполагания, результативности, квазипрофессионального общения, игровых способов подачи материала, профессиональной ориентации). Этот потенциал будет находить отражение в индивидуальных особенностях каждого студента, поэтому важно уметь мотивировать к изучению языка специальности не студенческую массу в целом, а каждого участника образовательного процесса, видя в нем личность с набором уникальных характеристик и запросов. В-третьих, необходимо внедрять прогрессивные формы проведения занятий, чтобы студенты тянулись к педагогу-новатору, ждали каждого семинара с радостью и готовились к нему. В-четвертых, администрации вуза нужно поддерживать и стимулировать работу тех педагогов, которые занимаются не только научно-методической работой (пишут статьи, выступают на конференциях и включены в прочие формы медиа активности для поднятия рейтинга университета), но и развивают свой методический потенциал, находя новые
Библиографический список
интересные подходы, технологии, дидактические инструменты. Проведение встреч в школе педагогического мастерства не должно быть формальной обязанностью. Основная их цель - обогащаться за счет возможности поделиться друг с другом педагогическими и методическими новинками. Кроме того, вуз и его библиотечно-информационный комплекс должны обеспечить доступ к качественным аутентичным источникам информации на иностранном языке. В-пятых, работа с профильными (выпускающими) кафедрами становится как нельзя востребованной. Преподаватели иностранного языка не всегда знают о тонкостях профессиональной деятельности будущих специалистов, которых они обучают. Поэтому такой формат сотрудничества с коллегами, как менторство и наставничество, может самым позитивным образом повлиять на результаты освоения дисциплины «Иностранный язык».
Делая вывод о способах повышения мотивации к изучению иностранного языка при обучении языку специальности в бакалавриате, стоит подчеркнуть, что путь этот совсем не легкий, он требует усилий всех участников образовательного процесса: администрации вуза, профессорско-преподавательского состава, представителей реального сектора экономики в роли приглашенных лекторов, провайдеров интернет-данных на иностранном языке, потенциальных работодателей, самих студентов. Хочется верить, что заинтересованность в такой кол-лаборации способна вывести иноязычную подготовку будущих экономистов на новую высоту. А от их профессионализма во многом зависит и успешность экономики страны, и жизнь ее граждан.
1. Юлдашев Ж.Г Внутренняя и внешняя мотивация в обеспечении учебной деятельности. Экономика и социум. 2021; № 9 (88): 871-877.
2. Умарова Б.Х. Аспекты, направленные на формирование мотивов учебной деятельности студентов. Endless Light in Science. 2022; № 5-5: 22-29.
3. Хромова Е.Б. Профессиональная направленность обучения как важнейший путь повышения мотивации к изучению иностранных языков в техническом вузе. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020; Т. 5, № 3: 337-341.
4. Пак Н.И., Дорошенко Е.Г., Хегай Л.Б. О необходимости и возможности организации личностно центрированного обучения в вузе. Педагогическое образование в России. 2015; № 7: 16-23.
5. Дробышева Н.Н., Звягинцева Е.П. Учет пожеланий студентов при составлении учебных пособий: инновация или норма? Инновации в образовании. 2022; № 10: 21-33. References
1. Yuldashev Zh.G. Vnutrennyaya i vneshnyaya motivaciya v obespechenii uchebnoj deyatel'nosti. 'Ekonomika i socium. 2021; № 9 (88): 871-877.
2. Umarova B.H. Aspekty, napravlennye na formirovanie motivov uchebnoj deyatel'nosti studentov. Endless Light in Science. 2022; № 5-5: 22-29.
3. Hromova E.B. Professional'naya napravlennost' obucheniya kak vazhnejshij put' povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannyh yazykov v tehnicheskom vuze. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020; T. 5, № 3: 337-341.
4. Pak N.I., Doroshenko E.G., Hegaj L.B. O neobhodimosti i vozmozhnosti organizacii lichnostno centrirovannogo obucheniya v vuze. Pedagogicheskoeobrazovanie vRossii. 2015; № 7: 16-23.
5. Drobysheva N.N., Zvyaginceva E.P. Uchet pozhelanij studentov pri sostavlenii uchebnyh posobij: innovaciya ili norma? Innovacii v obrazovanii. 2022; № 10: 21-33.
Статья поступила в редакцию 15.01.24
УДК 378.01
Buksha S.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kerch State Marine Technological University, Kerch, E-mail: buksha.svetlana@yandex.ru
Poluhin E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru
STRENGTHENING OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPONENT OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE MOST IMPORTANT PEDAGOGICAL CONDITION OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. Logically selected and skillfully applied pedagogical conditions greatly contribute to the cause of sports and patriotic education of student youth. Based on the approaches of Russian scientists, the article substantiates and reveals one of the essential pedagogical conditions of educational and patriotic activity, which is the strengthening of the physical culture and sports component of the information educational environment of the maritime university. The author's definition of the concept of "information and educational environment of a maritime university" is given, its structure, functions and main characteristics are shown. The essence of the physical culture and sports component, its composition, key principles of effective activity, ways to improve quality and effectiveness are revealed, advantages and disadvantages are summarized. The article has scientific novelty, theoretical and practical significance. It is of interest to the organizers of educational and patriotic activities, teaching staff and educators of educational institutions.
Key words: informational and educational environment, pedagogical condition, sports component, sports and patriotic education, student youth
С.Б. Букша, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь,
E-mail: buksha.svetlana@yandex.ru
Е.А. Полухин, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
УСИЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПОНЕНТА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Делу спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи в значительной мере способствуют логично подобранные и умело применённые педагогические условия. В статье на основе подходов отечественных ученых обосновывается и раскрывается одно из существенных педагогических условий спортивно-патриотической деятельности, каким является усиление физкультурно-спортивного компонента информационно-образовательной среды морского вуза. Приведено авторское определение понятия «информационно-образовательная среда морского университета», показана её структура, функции и основные характеристики. Раскрыта сущность физкультурно-спортивного компонента, его состав, ключевые принципы эффективной деятельности, пути повышения качества и результативности, обобщены достоинства и недостатки. Статья обладает научной новизной, теоретической и практической значимостью. Она представляет интерес для организаторов спортивно-патриотической деятельности, преподавательского состава и воспитателей учебных заведений.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, педагогическое условие, спортивный компонент, спортивно-патриотическое воспитание, студенческая молодежь