реализация предусматривает комплексное использование опыта педагогической деятельности, включающего применение авторской целевой программы, наставничества, методов соревнования и стимулирования.
Следовательно, в современных условиях профессиональный патриотизм становится одним из эффективных факторов становления профессионала, его роста как специалиста и конкурентоспособности, надежности и верности корпоративным интересам.
Библиографический список
Таким образом, можем заключить, что в настоящее время в социальной и профессиональной педагогике, в трудовых коллективах в полную силу назрела проблема формирования и развития профессионального патриотизма как новый путь становления личности специалиста, повышения эффективности и производительности труда, снижения текучести кадров по причине всевозможных увольнений персонала с работы, стабилизации трудовых коллективов, повышения результативности и качества их деятельности.
1. Шилова О. Лояльность персонала - необходимое условие успешности компании. Кадры предприятия. 2015; № 4: 24.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Большая российская энциклопедия, 1999; Т. 2.
4. Современная энциклопедия. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36098
5. Краткий словарь по философии. Москва: Политиздат, 1982.
6. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.
7. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Москва, 1998.
8. Томилина С.Н. Теория и практика государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017.
9. Томилин А. Н. Методика самооценки патриотических качеств личности. Конструктивные педагогические заметки. 2016; № 4 (5): 77 - 83. Available at: https://docviewer. yandex.ru
10. Кусмарцев М.Б. Ценностно-смысловые детерминанты патриотического воспитания. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostno-smyslovye-determinanty-patrioticheskogo-vospitaniya
11. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988.
12. Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности: учебное пособие. Москва: РАГС, 2007.
13. Томилин А.Н., Худик В.А. Развитие военно-психологической теории и практики профессиональной мотивации офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010.
14. Капто А.С. Профессиональная этика. Москва: Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2006.
15. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России. Перспективы науки и образования. 2013; № 5: 101 - 103.
16. Балыко С.В. Развитие военно-профессионального патриотизма специалистов в морских вузах. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2007.
17. Барков С.А. Организационное поведение. Москва: Изд-во Юрайт, 2019.
18. Магура М.И. Патриотизм по отношению к своей организации. Миф или реальность? Директор. 1997; № 7: 39 - 42.
References
1. Shilova O. Loyal'nost' personala - neobhodimoe uslovie uspeshnosti kompanii. Kadry predpriyatiya. 2015; № 4: 24.
2. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.
3. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 1999; T. 2.
4. Sovremennaya 'enciklopediya. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36098
5. Kratkij slovar'po filosofii. Moskva: Politizdat, 1982.
6. Ippolitova N.V. Teoriya i praktika podgotovki buduschih uchitelej k patrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.
7. Lutovinov V.I. Patriotizm i problemy ego formirovaniya u rossijskoj molodezhi v sovremennyh usloviyah. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 1998.
8. Tomilina S.N. Teoriya ipraktika gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.
9. Tomilin A. N. Metodika samoocenki patrioticheskih kachestv lichnosti. Konstruktivnye pedagogicheskie zametki. 2016; № 4 (5): 77 - 83. Available at: https://docviewer.yandex.ru
10. Kusmarcev M.B. Cennostno-smyslovye determinanty patrioticheskogo vospitaniya. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-determinanty-patrioticheskogo-vospitaniya
11. Suhodol'skij G.V. Osnovy psihologicheskojteoriideyatel'nosti. Leningrad: Izd-vo LGU, 1988.
12. Moskalenko O.V. Akmeologiya professional'noj kar'ery lichnosti: uchebnoe posobie. Moskva: RAGS, 2007.
13. Tomilin A.N., Hudik V.A. Razvitie voenno-psihologicheskoj teorii i prakiiki professional'noj motivacii oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010.
14. Kapto A.S. Professional'naya 'etika. Moskva: Rostov-na-Donu: Izd-vo SKAGS, 2006.
15. Mel'nikova L.A., Suslonov P.E. Professional'nyj patriotizm kak osnova patrioticheskogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; № 5: 101 - 103.
16. Balyko S.V. Razvitie voenno-professional'nogo patriotizma specialistov v morskih vuzah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2007.
17. Barkov S.A. Organizacionnoe povedenie. Moskva: Izd-vo Yurajt, 2019.
18. Magura M.I. Patriotizm po otnosheniyu k svoej organizacii. Mif ili real'nost'? Direktor. 1997; № 7: 39 - 42.
Статья поступила в редакцию 08.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10046
Kargieva Z.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: zamirat_kargieva@mail.ru Gulyakin D.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: dvggti@yandex.ru Sorokina Ye.N, Cand. of Sciences (Pedogogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: karpanina.elena@yandex.ru
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF MODELING THE EDUCATIONAL SYSTEM OF A TECHNICAL UNIVERSITY. The psychological and pedagogical aspects of the activities of a modern technical university in the implementation of the educational process include modeling and ensuring the sustainable development of a complex structured educational system with a targeted focus. The model of the educational system of a technical university relies on a theoretical concept, structures the goals, formulates tasks, supporting principles, basic ideas and ideas, theory and effective practical experience of pedagogical science. The algorithm for designing and constructing such system implies the consistency of scientific principles, the presence in the realization of the freedom of creativity, creativity, and mastery of implanting a project into reality.
Key words: technical university, education, model, educational process, students, educational system, concept, self-development, personality.
З.К. Каргиева, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: zamirat_kargieva@mail.ru Д.В. Гулякин, д-р пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: dvggti@yandex.ru Е.Н. Сорокина, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: karpanina.elena@yandex.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Психолого-педагогические аспекты деятельности современного технического вуза при осуществлении воспитательного процесса включают моделирование и обеспечение устойчивого развития сложно структурированной воспитательной системы, имеющей целевую направленность. Модель воспитательной системы технического вуза, опираясь на теоретическую концепцию, структурирует в себе целевые установки, сформулированные задачи, опорные принципы, базисные представления и идеи, теорию и эффективный практический опыт педагогической науки. Алгоритм проектирования и конструирования такой системы предполагает согласованность научных принципов, наличие в реализации свободы творчества, креатива, мастерства вживления проекта в реальность.
Ключевые слова: технический вуз, воспитание, модель, воспитательный процесс, студенты, воспитательная система, концепция, саморазвитие, личность.
Главная цель высшей школы на современном этапе заключается в создании условий, позволяющих студентам совершенствоваться в профессиональном, интеллектуальном, культурно-нравственном и духовном развитии. Именно такая позиция современного вуза, с его инновационной, социально и профессионально-ориентированной средой позволяет студентам пройти важный этап социализации, обеспечивая будущему молодому специалисту освоение ее более высокого уровня путем принятия, переосмысления или отвержения определенных социумом ценностных ориентаций [1].
В большинстве технических вузов процесс воспитания всегда был ориентирован в основном на социально-психологическую помощь студентам и в некоторой мере на формирование ответственности, уверенности, стрессовой устойчивости, творческой активности [2]. Педагогическая наука и практика целенаправленно включают в деятельность актуальные для вузов средства и методы воспитания, но, тем не менее, это продвижение в реальных условиях, особенно для технического вуза, не всегда играет решающую роль [2].
Обосновано это, прежде всего, социально-экономическими преломлениями в общественно-политической и других сторонах жизни социума, что определяет динамику изменения целей и свойственных характеристик как в личностном, так и профессиональном развитии и, как следствие, изменение всей системы личностных и общественных ценностей [3]. Переосмысление и деформации условий социокультурного плана актуализируют и обеспечивают ведущую роль в выработке новых линий воспитания студентов в период их обучения в условиях вуза.
Настойчивая необходимость формирования приоритета «социальных общественно важных ценностей», свободы выбора, самореализации личности, возможности осуществлять деятельность в совершенно новых социально-правовых и экономических рамках, демонстрируя высочайшего уровня культуру профессионализма, включающую такие компоненты, как образование, интеллект, профессиональная компетентность, интеллигентность, проявляются в настоящее время весьма активно [4]. Этот факт определенным образом актуализирует организацию и направление новых путей «целостного системного подхода» к проблемам воспитания студентов технического вуза [1], таким образом, ставя перед техническим вузом конкретные задачи, отвечающие современным требованиям общества, целям и условиям организации процесса воспитания молодых профессионалов.
Роль данных целей и условий, т.е. «воспитание инженера высокой квалификации», должна быть обязательно единой. Здесь в приоритете необходимо обратить внимание и учесть «тип нового инженера». Как соотносится в нем личностная и профессиональная направленность, и каким образом она должна быть развита, кто и что может содействовать совершенствованию этого развития? Ответить на такие вопросы сегодня может только сложным образом структурированная воспитательная система современного технического вуза [1], которую организуют следующие элементы:
- воспитательный процесс как взаимодействие субъектов и объектов воспитания, конкретно осуществляющее целевую и функциональную реализацию воспитания;
- воспитательная работа как профессиональное функционирование преподавателя вуза, направленная на формирование факторов, обеспечивающих процесс студенческого развития и саморазвития как будущего инженера-профессионала, эффективно включающая его в рамки профессиональной культуры, обеспечивающая его личностное движение в стратегическом плане и как субъекта [4].
Вектором современного технического вуза в реализации воспитательного процесса становится эффективная организация и поддержка стабильного целевого и функционального ориентира «сложно структурированной воспитательной системы» [6]. Очевидное взаимодействие основных понятий воспитания обусловлено формированием и развитием в условиях вуза воспитательной системы, которая становится, прежде всего, для целей и задач воспитания реализующим фактором. Часто применение новых для педагогического процесса технического вуза методов воспитания, средств и технологий не является эффективным или результативным, поскольку они не являются составными частями воспитательной системы [6].
Общее понятие системы определяется как объединение и синтез в нечто «общее» конкретных элементов, «образующих единое целостное». Формули-
ровка «Философского энциклопедического словаря» представляет систему как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связи друг с другом и образующих целостность, единство» [5]. Данная интерпретация понятия применительно к воспитательной системе технического вуза позволяет утверждать, что это тоже единство таких элементов, как отношения в процессе воспитания, технологии управления воспитательным процессом, способы организации деятельности, методики и средства воспитания, образующих единое целое, обеспечивающих условия для личностного формирования и развития [5].
В поле зрения педагогики высшей школы сегодня находятся воспитательные системы разных видовых структур, включая «многофункциональные и сложно организованные». Так, задача «целенаправленной» [5] воспитательной системы - реализовать поставленную цель воспитания, а «самоорганизующаяся» система [7] в рамках своей функции может испытывать различные формы изменений как структурные, так и содержательные.
Исходя из вышесказанного, в нашем понимании воспитательная система характеризуется как целостная педагогическая социально-психологическая функция, важным условием существования которой является взаимосвязь и взаимодействие таких ключевых воспитательных компонентов, как цель, содержание, виды деятельности, субъекты воспитания. Она также наделена интегратив-ными характеристиками, включая образ коллектива, его психологический климат и др., саморегулируемая и управляемая [3]. Педагогическое поле такой системы включает занятость студентов в аудитории и вне ее и направлено на разностороннее развитие новых форм организации их деятельности и общения.
Модель воспитательной системы технического университета, опираясь на теоретическую концепцию, структурирует в себе целевые установки, сформулированные задачи, опорные принципы, базисные представления и идеи, теорию и эффективный практический опыт педагогической науки [5]. Функцию теоретической концепции такой воспитательной системы обусловливают, определяя ее сущность и структуру, как сочетание нескольких составляющих компонентов: управление, содержание, организация и общение [7].
Управление воспитательной системой как первый ее компонент ставит своей задачей умение устанавливать цель, последовательно выстраивать алгоритм продвижения к ней, включая тактику организации работы, обязательным аспектом которой является анализ и оценка результатов. Функция управления также представлена [5] инспектированием психолого-педагогических условий воспитательного процесса и действий его субъектов; поддержкой общности учебно-воспитательных тенденций (единство целевых установок, содержательных компонент, средств и приемов); построением солидарно согласованных, направленных на развитие действий; согласованное взаимодействие студента, вуза и социума; «расширение гуманистических тенденций в отношениях педагогов и студентов».
Содержание воспитательной системы современного технического вуза, второй компонент, можно охарактеризовать как процесс синтеза науки, информационной оболочки, культурно-ценностных установок, опираясь на поступательное движение по усвоению и осознанию практики знаний, а также профессионального и социально-культурного опыта, обеспечивая условия стимулирования и совершенствования личностного потенциала и творчества.
Реализация теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе технического вуза, составляя третий компонент воспитательной системы, обеспечивает ее организационно-целевую и содержательную согласованность, в том числе используя единство средств, методик и методов, ориентированных на эффективность достижений.
Общение, четвертый компонент воспитательной системы технического вуза, представлено в виде совокупности информационного поля, интерактивного (взаимодействие) и перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга) [4].
В итоге, эффективное функционирование воспитательной системы технического вуза может характеризоваться также сложившимися отношениями между преподавателями и студентами в ходе реализации совместных действий - это гуманистические тенденции, атмосфера солидарности, взаимодействия, совместной расположенности, проявление внимания к себе и другим, налаженные коммуникации. Так и целостность, характерная черта воспитательной системы технического вуза, обеспечивается и общей взаимосвязью ее компонентов, и активной интеграцией в жизнедеятельность общества [9].
Теория формирования, содержания, развития и управления воспитательной системой современного технического вуза позволяет говорить о ее рациональной эффективности:
- при реализации в условиях технического вуза системный подход в воспитании студентов, происходит функционально активная консолидация субъектов воспитательной деятельности, проявляется согласованность целей, содержания, организации деятельности, технологий, оценок результатов как компонентов педагогического процесса. Важно отметить, что исключительно «целостный воспитательный процесс» [5] позволяет гарантировать личностно-профессиональ-ный рост молодого специалиста, будущего инженера в условиях технического вуза;
- алгоритм проектирования и конструирования сложно структурированной воспитательной системы технического вуза объединяет проработанную в деталях социально-природную и профессионально-ориентированную среду, расширяя перспективный спектр положительного влияния воспитания на динамику движения личности студента [8];
- уменьшить функциональную нагрузку и временной фактор разного рода действий и процессов позволяет в условиях технического вуза именно воспитательная система, основанная на интеграции базовых ценностей, обеспечивающих ее системную устойчивость и стабильность;
- процесс моделирования воспитательной системы современного технического вуза предусматривает проектирование определенных условий, ориентированных на личностную самореализацию и самоутверждение, обеспечивая
Библиографический список
при этом «саморазвитие», «самовыражение», раскрытие «индивидуальности», «гуманизацию деловых и межличностных отношений в коллективе» [7].
В современном техническом вузе и общественной среде рационально-эффективную воспитательную систему можно считать «центром воспитания» [5], она позволяет охватывать своим воздействием значительное пространство внешнего мира, проникая и занимая его. Современный технический вуз, не являясь абсолютным зеркалом общественной и профессиональной жизни, должен проектировать и создавать модели [8], идеализируя схемы общественных отношений, выстраивая модельный ряд взаимодействий, основываясь на жизненные реалии. Несомненно, что контроль со стороны общества и государства обязательным образом должен присутствовать в вопросах воспитания студенчества.
Алгоритм проектирования и конструирования воспитательной системы технического вуза предполагает согласованность научных принципов, свободы творчества, креатива, мастерства вживления проекта в реальность [7]. Синтез составных частей воспитательной системы с позиции совместной работы и концепции взаимодействия образует особенный климат вуза, духовное начало, которое как результат работы сначала впечатляет, а затем поддается обоснованному восприятию.
Построение воспитательной системы современного технического вуза ассоциируется с постоянным движением, на разных этапах которого фиксируются параметры и результаты [5]. Исключительно такие обстоятельства могут, согласно актуальным целевым установкам и задачам, позволить корректировать условия заданной воспитательной системы.
1. Карпанина Е.Н., Ронь И.Н. Обоснование системного подхода к воспитанию будущих специалистов в вузе. European Social Science Journal. 2016; № 12-2: 205 - 207.
2. Шумская Л.И. Проблемы воспитания студенческой молодежи. Адукацыя i выхаванне. 2000; № 5: 57 - 61.
3. Сорокина Е.Н. Теоретические и психолого-педагогические аспекты воспитания студентов технического университета: монография. Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2019.
4. Гулякин Д.В. Социально-информационная культура специалиста технического профиля. Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2010; № 1 - 2: 12 - 16.
5. Байбородова Л.В., Куприянова ГВ., Степанов Е.Н. и др. Технологии педагогической деятельности. Проектирование и программирование: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012.
6. Karpanina E.N., Gura A.Y, Ron I.N. Rationale of the system approach to education of future specialists in the university. ASTRA SALVENSIS: Transilvanian Association for the Literarure and Culture of Romanian People (ASTRA). 2018; Т. 6, № S1: 763 - 765.
7. Байбородова Л.В. Педагогические технологии. Проектирование и программирование: учебник и практикум для академического бакалавриата: в 3 ч. Москва: Издательство Юрайт, 2018; Ч. 3.
8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Академия, 2005.
9. Pedagogical conditions for formation of civilian culture of students in educational space of technical university. National Academy of Managerial Staff of Culture and Arts Herald. 2018; № 3: 805 - 806.
References
1. Karpanina E.N., Ron' I.N. Obosnovanie sistemnogo podhoda k vospitaniyu buduschih specialistov v vuze. European Social Science Journal. 2016; № 12-2: 205 - 207.
2. Shumskaya L.I. Problemy vospitaniya studencheskoj molodezhi. Adukacyya i vyhavanne. 2000; № 5: 57 - 61.
3. Sorokina E.N. Teoreticheskie ipsihologo-pedagogicheskie aspekty vospitaniya studentov tehnicheskogo universiteta: monografiya. Krasnodar: FGBOU VO «KubGTU», 2019.
4. Gulyakin D.V. Social'no-informacionnaya kul'tura specialista tehnicheskogo profilya. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2. Gumanitarnye nauki. 2010; № 1 - 2: 12 - 16.
5. Bajborodova L.V., Kupriyanova G.V., Stepanov E.N. i dr. Tehnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti. Proekiirovanie i programmirovanie: uchebnoe posobie. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2012.
6. Karpanina E.N., Gura A.Y, Ron I.N. Rationale of the system approach to education of future specialists in the university. ASTRA SALVENSIS: Transilvanian Association for the Literarure and Culture of Romanian People (ASTRA). 2018; T. 6, № S1: 763 - 765.
7. Bajborodova L.V. Pedagogicheskie tehnologii. Proektirovanie i programmirovanie: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata: v 3 ch. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2018; Ch. 3.
8. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoeproektirovanie: uchebnoe posobie dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2005.
9. Pedagogical conditions for formation of civilian culture of students in educational space of technical university. National Academy of Managerial Staff of Culture and Arts Herald. 2018; № 3: 805 - 806.
Статья поступила в редакцию 23.10.19
УДК 378.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10047
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
USE OF ELEMENTS OF MODULE OF TEACHING TECHNOLOGY WHEN STUDYING MATHEMATICS IN AGRICULTURAL TRAINING. One of the main goals of the higher school is to create a system of education that could provide each student in accordance with his abilities and opportunities educational interests. In this article, the author tries to consider how with the help of elements of modular learning technology it is possible to prepare future graduates who have received basic higher education to adapt in the educational process to the abilities and interests of each student, helping to overcome difficulties and learn successfully. The work talks about the ability to realize their abilities to perform a task or carry out certain activities.
Key words: modular training, educational technology, competitive specialist, training, teacher.
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
Одной из главных целей высшей школы является создание такой системы обучения, которая могла бы удовлетворить образовательные интересы каждого обучающегося в соответствии с его способностями и возможностями. В данной статье автор рассматривает, как с помощью элементов технологии модульного обучения можно помочь будущим выпускникам в соответствие со способностями и интересами каждого адаптироваться в учебном процессе, преодолевать трудности и обучаться успешно, реализовывать свои способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности.
Ключевые слова: модульное обучения, педагогические технологии, конкурентоспособный специалист, обучение, преподаватель.