3. Волков Г.Н. Традиции - неотъемлемая часть народной педагогики. Москва: Советская педагогика, 1985.
4. Байтуганов В.И., Холина Л.И. Развитие личности школьника на традициях народной педагогики в сетевых структурах образования. Вестник педагогических инноваций. 2017; № 4 (48): 69 - 74.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Москва: АПН СССР 1948; Т. 9.
References
1. Kalybekova A.A., Kornilko I.A. Ispol'zovanie idej narodnoj pedagogiki v semejnom vospitanii. Vospitanie Shkolnikov. 2013; № 5: 69 - 73.
2. 'Ehaeva R.'E. Idei i opyt nravstvennogo vospitaniya v chechenskoj narodnoj pedagogike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.
3. Volkov G.N. Tradicii - neot'emlemaya chast' narodnoj pedagogiki. Moskva: Sovetskaya pedagogika, 1985.
4. Bajtuganov V.l., Holina L.I. Razvitie lichnosti shkol'nika na tradiciyah narodnoj pedagogiki v setevyh strukturah obrazovaniya. Vestnikpedagogicheskih innovacij. 2017; № 4 (48): 69 - 74.
5. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Sobranie sochinenij. Moskva: APN SSSR, 1948; T. 9.
Статья поступила в редакцию 05.11.19
УДК 37.05 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10045
Mamedova L.F., military officer (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
ESSENTIAL PROVISIONS OF THE PHENOMENON "PROFESSIONAL PATRIOTISM". Today, every employer requires not only a special number of specialists not only professional competence from each employee, but also high responsibility and dedication to the profession and the company, which brings professional patriotism. The professionalism of the people means not only a thorough professional knowledge, skills, development skills, responsibility, duty and responsibility of the employee, but also his love for the profession, position, to the labor collective, enterprise, to the industry, the professional community, as well as their own findings. All this allows researchers to talk about professional patriotism. In the article the author defines the meaning and contents of such concepts as "patriotism" and "professionalism" on the basis of definitions contained in academic dictionaries and the researchers' own approaches in Russia to the considered phenomenon. The author's definition, characteristic features and basic essential provisions of the considered phenomenon are given.
Key words: education, definition, patriotism, profession, professional patriotism, essence, content, formation.
Л.Ф. Мамедова, военнослужащая, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
СУЩНОСТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ»
Сегодня каждый работодатель требует от каждого сотрудника и особенного начинающих специалистов не только профессиональной компетентности, но и высокой ответственности и преданности профессии и компании, что выводит профессиональный патриотизм на первый план. Профессионализм людей означает не только наличие основательных профессиональных знаний, мастерство, развитость навыков и умений, обязанность, долг и ответственность работника, но и его любовь к профессии, к занимаемой должности, трудовому коллективу, предприятию, своей отрасли, профессиональному сообществу, а также к результатам собственного труда. Все это позволяет говорить о профессиональном патриотизме. В статье автор на основе дефиниций, содержащихся в академических словарях и авторских подходов отечественных ученых к рассматриваемому феномену, определяет сущность и содержание таких понятий, как «патриотизм» и «профессионализм». Приводится авторское определение, характерные особенности и основные сущностные положения рассматриваемого феномена.
Ключевые слова: воспитание, определение, патриотизм, профессия, профессиональный патриотизм, сущность, содержание, формирование.
Проведение реформ в нашей стране повлекло за собой изменение характера взаимоотношений в профессиональной среде, расширилось поле профессиональных и личностных мотиваций в угоду конкурентоспособности на рынке труда, изменились ценности и ценностные ориентации специалистов. Сегодня во главу угла ставятся профессиональные компетенции, индивидуальное профессиональное мастерство, а вместе с ними и профессиональная востребованность специалиста.
Произошедшие перемены в России, а также и в мировом сообществе, актуализируют рассматриваемую тему исследования следующими факторами:
- социальные, политические и экономические преобразования обусловили реформирование профессионального образования;
- отказ от надсмотра, контроля и партийно-идеологических сопровождений в педагогике помог обратить внимание ученых и исследователей на гуманистические составляющие в сфере образования;
- внедрение цифровых технологий в экономику изменило отношение работодателей к подбору специалистов, что повысило уровень их профессиональной ответственности и профессионального сознания;
- переход отечественного профессионального образования на стандарты Болонского соглашения привел к частой сменяемости работников. По данным опроса, осуществленного в 2014 году журналистами делового портала «BFM.ru» [1], почти половина (42%) респондентов выразили готовность поменять место работы, более того, такая тенденция сохраняется и сегодня.
Все перечисленные факторы можно смело назвать закономерностями реформирования системы образования в России, посредством которых закрепились, например, такие приоритеты и принципы в профессиональном образовании, как:
- учет потребностей, возможностей и интересов обучающихся;
- достижение высокого уровня компетентности и профессионализма;
- подготовка обучающихся к жесткой конкуренции на рынке труда.
Обращаясь к вопросам реформирования российского образования, необходимо обратить внимание на современную постановку образовательных целей и задач в воспитательном и образовательном процессе морских вузов. Одной из инновационных задач учебно-воспитательного процесса курсантов является
воспитание профессионального патриотизма, формирование ценностного отношения не только к профессии и специальности, но и к своему судну, компании, морской индустрии.
Сущностные положения профессионального патриотизма. Несомненно, что, определяя сущность дефиниции «профессиональный патриотизм», необходимо обратиться к данным толковых русских словарей. Например, в словаре С.И. Ожегова патриотизм рассматривается как чувство - любовь к своему народу и любовь к своему отечеству [2].
Патриотизм, рассматриваемый как совокупность социально-нравственного принципа и социально-политического принципа, помогающего обретать и выражать человеку: чувство любви к родине; готовность к ее защите от посягательств; чувство гордости и сопереживания к национально-культурным традициям родины, представлен в Российской педагогической энциклопедии [3].
На наш взгляд, наиболее полное содержание термина «патриотизм» представлено в Современной энциклопедии [4], здесь патриотизм предлагают понимать как привязанность к малой родине, языку, традициям, народной культуре, которая сопровождается искренним чувством любви и полного соучастия. И лишь в Кратком словаре по философии [5] термин «патриотизм» приобретает иной смысл, патриотизм здесь рассматривается как «принцип, который обозначает любовь к отечеству и готовность предано служить ему и его интересам».
Таким образом, патриотизм - это некое совершенно уникальное для гражданина своей родины явление, требующее целостного понимания его сущности, проявлений чувств и духовных связей по отношению к своей родине и к своему народу, которое определяется степенью любви и ценностным отношением к семье, традициям, вере, культуре и пр.
Дефиниция «патриотизм» в исследованиях современных отечественных ученых приобретает более широкий смысл и направленность. Например, в работах Н.В. Ипполитовой [6] нетрудно заметить, что патриотизм рассматривается как нравственное качество, за которым стоит степень истинного отношения к Отечеству, родине, государству. В.И. Лутовинов [7] под патриотизмом понимает ценность, которая присуща каждому члену социума своего государства и которая возводится в ранг духовного личностного достояния в процесс активной деятельностной самореализации во благо родины. С.Н. Томилина [8] отмечает,
что патриотизм - это не только привязанность к тому месту жительства, где гражданин родился и вырос, патриотизм - это искреннее чувство уважения к своему государству, которое может обеспечить сохранность его суверенитета, целостность, экономическую и культурологическую мощь. А.Н. Томилин [9] видит в патриотизме уже сформированное чувство уважения и любви к народу, населяющему его родину, которое определяется результатами реальных дел на благо Отечеству. Наиболее точно значение термина «патриотизм» описано в работе М.Б. Кусмарцева: «Патриотизм - это объединение некоего сакрально-священного и духовно-эмоционального восприятия целого в реальную будничную жизнь общества» [10].
Видимые различия в авторских подходах к пояснению термина «патриотизм» подчеркивают и их единство - это истинное и ответственное выражение незабвенной любви к Отечеству, родине, государству и народу в одном лице, которое обязано проявляться в наилучших побуждения и делах. Именно такую интерпретацию дефиниции «патриотизм» мы находим наиболее интересной для нашего исследования.
Исследуя различные научно-педагогические, философско-исторические и справочные источники дефиниции «профессионализм» при помощи контент-анализа, нам удалось получить результаты, сведенные в табл. 1.
Таблица 1
Результаты контент-анализа дефиниции «профессионализм»
Источник Дефиниция термина «профессионализм»
Словарь терминов по общей и социальной педагогике - приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций;
Профессиональное образование. Словарь - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение, приобретенные в ходе учебной и практической деятельности;
Акмеологический словарь - интегральная характеристика человека труда, включающая в себя его сформированность как субъекта профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелость личности как профессионала;
Толковый словарь русского языка - хорошее владение своей профессией.
В интересах более углубленного уяснения сущности термина «профессионализм» проведем исследование акцентов, на которые указывают зарубежные и отечественные ученые. По мнению ГВ. Суходольского, профессионализм - это специфическая особенность гражданина, которая всецело подчеркивает его способность к качественному выполнению своих профессиональных должностных обязанностей [11, с. 34]. При этом О.В. Москаленко [12] подчеркивает, что профессионализм необходимо рассматривать как сублимированную характеристику человека-специалиста, позволяющую дать оценку степени овладения конкретно данной профессией. Вместе с тем исследователи А.Н. Томилин и В.А. Худик сходятся во мнении, что профессионализм личности - это уникальное ее качество, готовность систематически и результативно выполнять свои функциональные профессиональные обязанности с высокой степенью надежности [13, с. 17]. А вот А.С. Капто [14] придерживается другого мнения: он подчеркивает, что профессионализм - это сублимация уже достигнутых человеком профессиональных знаний, профессиональных навыков и умений, обусловленных его опытом в данной конкретной профессиональной деятельности. Даже в приведенных выше примерах нетрудно заметить и выделить базовые характеристики профессионализма:
- профессионализм можно рассматривать только в отношении какой-либо конкретной деятельности;
- профессионализм обусловлен степенью проявления профессиональных знаний и профессионального опыта;
- профессионализм указывает на готовность к профессиональному самосовершенствованию;
- профессионализм определят уровень профессиональной компетентности;
- профессионализм указывает на возможность творческого подхода к
делу;
- профессионализм характеризует уровень профессиональных умений и навыков;
- профессионализм является базой для выстраивания профессиональных взаимоотношений в производственной среде.
Трансформация результатов проведенного выше краткого анализа содержания терминов «патриотизм» и «профессионализм» приводит к выработке рабочего определения термина «профессиональный патриотизм». Разбираемая дефиниция «профессиональный патриотизм» была рассмотрена в научных трудах таких ученых, как С.А. Барков, Е. Суслов, С.В. Балыко, Л.А. Мельникова и др., что позволяет утверждать, что данное
словосочетание не ново и используется специалистами и учеными по отношению к конкретной профессиональной среде. Например, Л.А. Мельникова и П.Е. Суслонов [15] «профессиональный патриотизм» считают неким рычагом для управления мотивацией и повышения самоотдачи специалистов во время профессиональной деятельности. В то же время С.В. Балыко [16], напротив, считает профессиональный патриотизм показателем социально-значимой потребности личности в проявлении высоко мотивированных и моральных проявлениях профессиональных компетенций, указывающих на ее конкурентоспособность. Среди ученых есть и такие, которые подменяют термин «профессиональный патриотизм» термином «корпоративный патриотизм». В их число входит С.А. Барков [17], который под корпоративным патриотизмом видит сугубо ограниченные рамки проявления профессионального патриотизма, включающего:
- приверженность интересам конкретной компании;
- сопереживание проблем, возникающих в этой компании;
- проявление лояльности конкретной компании без ожидания вознаграждения;
- готовность тратить личное время на решение проблем компании.
Патриотизм к своей корпорации (компании), по мнению М.И. Магура [18],
видится в проявлении таких качеств специалиста, как:
- готовность сделать для компании больше, чем ожидают коллеги;
- гордость за принадлежность к данной компании;
- цели и ценности компании переходят в ранг личностных;
- готовность к отстаиванию интересов корпорации любой ценой;
- проявление лояльности (доверие к корпорации, ее руководителю, удовлетворенность доходами и условиями труда) и пр.
Полагаем, что патриотизм профессиональный необходимо рассматривать как понятие более широкое по содержанию, чем корпоративный, поскольку профессиональный патриотизм присущ сообществу профессионалов-специалистов, которые на весь трудовой и послетрудовой период связывают свою жизнь с профессиональной средой: учителя, моряки, военные, врачи, пожарные и пр. А вот корпоративный патриотизм присущ лишь работникам конкретной организации, в том числе и преступной.
В связи с этим, подводя итог сказанному, можно заключить, что термин «профессиональный патриотизм» следует понимать как специфическое, уникальное качество конкурентоспособного компетентного специалиста, профессионала в своем деле, который способен применить профессиональный опыт и любовь к данной профессии на благо обществу, родине, профессиональному сообществу и своей профессиональной организации (учреждению). Причем профессиональный патриотизм предполагает обязательным намерение специалиста эффективно трудиться и намерение оставаться в ней в течение всей жизни.
Характерными сущностными особенностями профессионального патриотизма являются:
- любовь и верность к единожды избранной профессии, сохраняющиеся в течение всей жизни и профессиональной деятельности;
- профессиональное самосовершенствование;
- совершенствование умений и профессиональных навыков, доведенных до автоматизма;
- объем профессионального опыта;
- стремление и способность совершенствовать профессиональное мастерство;
- стремление к расширению поля профессиональной мотивации;
- высокая ответственность за выполненную работу и здоровье рядом работающих людей;
- желание укрепить профессиональный авторитет в профессиональной среде.
Формирование профессионального патриотизма происходит в процессе всей трудовой деятельности. Исходной точкой этого является начало профессионального самоопределения, выбор профессии. Процесс его действенного формирования происходит в профессиональном образовательном учреждении. Его становление, развитие и совершенствование проистекает только в трудовом коллективе. Здесь у сотрудника формируется:
- осознание себя как работника, специалиста, трудового человека;
- уяснение своего места и роли в делах коллектива и в профессии;
- гордость за свою профессию, за свой труд и его результаты, за личностные достижения в персональном становлении как специалиста;
- уважение к предприятию, коллективу, руководству и заслуженным работникам;
- забота об общем деле, качестве выполняемых задач, производительности и результатах труда;
- ответственность за личный труд и труд коллектива, за себя и своих кол-
Формирование профессионального патриотизма главным образом может происходить двумя путями: а) латентно (постепенно, в процессе освоения профессии и профессиональной деятельности); б) активно (путем оказания активно воспитательного воздействия). Первый путь может охватить период до 5 лет и более. Второй - более оперативный и целесообразный. Его внедрение и
реализация предусматривает комплексное использование опыта педагогической деятельности, включающего применение авторской целевой программы, наставничества, методов соревнования и стимулирования.
Следовательно, в современных условиях профессиональный патриотизм становится одним из эффективных факторов становления профессионала, его роста как специалиста и конкурентоспособности, надежности и верности корпоративным интересам.
Библиографический список
Таким образом, можем заключить, что в настоящее время в социальной и профессиональной педагогике, в трудовых коллективах в полную силу назрела проблема формирования и развития профессионального патриотизма как новый путь становления личности специалиста, повышения эффективности и производительности труда, снижения текучести кадров по причине всевозможных увольнений персонала с работы, стабилизации трудовых коллективов, повышения результативности и качества их деятельности.
1. Шилова О. Лояльность персонала - необходимое условие успешности компании. Кадры предприятия. 2015; № 4: 24.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Большая российская энциклопедия, 1999; Т. 2.
4. Современная энциклопедия. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36098
5. Краткий словарь по философии. Москва: Политиздат, 1982.
6. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2000.
7. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Москва, 1998.
8. Томилина С.Н. Теория и практика государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017.
9. Томилин А. Н. Методика самооценки патриотических качеств личности. Конструктивные педагогические заметки. 2016; № 4 (5): 77 - 83. Available at: https://docviewer. yandex.ru
10. Кусмарцев М.Б. Ценностно-смысловые детерминанты патриотического воспитания. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostno-smyslovye-determinanty-patrioticheskogo-vospitaniya
11. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988.
12. Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности: учебное пособие. Москва: РАГС, 2007.
13. Томилин А.Н., Худик В.А. Развитие военно-психологической теории и практики профессиональной мотивации офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010.
14. Капто А.С. Профессиональная этика. Москва: Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2006.
15. Мельникова Л.А., Суслонов П.Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России. Перспективы науки и образования. 2013; № 5: 101 - 103.
16. Балыко С.В. Развитие военно-профессионального патриотизма специалистов в морских вузах. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2007.
17. Барков С.А. Организационное поведение. Москва: Изд-во Юрайт, 2019.
18. Магура М.И. Патриотизм по отношению к своей организации. Миф или реальность? Директор. 1997; № 7: 39 - 42.
References
1. Shilova O. Loyal'nost' personala - neobhodimoe uslovie uspeshnosti kompanii. Kadry predpriyatiya. 2015; № 4: 24.
2. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.
3. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 1999; T. 2.
4. Sovremennaya 'enciklopediya. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36098
5. Kratkij slovar'po filosofii. Moskva: Politizdat, 1982.
6. Ippolitova N.V. Teoriya i praktika podgotovki buduschih uchitelej k patrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.
7. Lutovinov V.I. Patriotizm i problemy ego formirovaniya u rossijskoj molodezhi v sovremennyh usloviyah. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 1998.
8. Tomilina S.N. Teoriya ipraktika gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.
9. Tomilin A. N. Metodika samoocenki patrioticheskih kachestv lichnosti. Konstruktivnye pedagogicheskie zametki. 2016; № 4 (5): 77 - 83. Available at: https://docviewer.yandex.ru
10. Kusmarcev M.B. Cennostno-smyslovye determinanty patrioticheskogo vospitaniya. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-determinanty-patrioticheskogo-vospitaniya
11. Suhodol'skij G.V. Osnovy psihologicheskojteoriideyatel'nosti. Leningrad: Izd-vo LGU, 1988.
12. Moskalenko O.V. Akmeologiya professional'noj kar'ery lichnosti: uchebnoe posobie. Moskva: RAGS, 2007.
13. Tomilin A.N., Hudik V.A. Razvitie voenno-psihologicheskoj teorii i prakiiki professional'noj motivacii oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010.
14. Kapto A.S. Professional'naya 'etika. Moskva: Rostov-na-Donu: Izd-vo SKAGS, 2006.
15. Mel'nikova L.A., Suslonov P.E. Professional'nyj patriotizm kak osnova patrioticheskogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; № 5: 101 - 103.
16. Balyko S.V. Razvitie voenno-professional'nogo patriotizma specialistov v morskih vuzah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2007.
17. Barkov S.A. Organizacionnoe povedenie. Moskva: Izd-vo Yurajt, 2019.
18. Magura M.I. Patriotizm po otnosheniyu k svoej organizacii. Mif ili real'nost'? Direktor. 1997; № 7: 39 - 42.
Статья поступила в редакцию 08.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10046
Kargieva Z.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Gulyakin D.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected] Sorokina Ye.N, Cand. of Sciences (Pedogogy), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF MODELING THE EDUCATIONAL SYSTEM OF A TECHNICAL UNIVERSITY. The psychological and pedagogical aspects of the activities of a modern technical university in the implementation of the educational process include modeling and ensuring the sustainable development of a complex structured educational system with a targeted focus. The model of the educational system of a technical university relies on a theoretical concept, structures the goals, formulates tasks, supporting principles, basic ideas and ideas, theory and effective practical experience of pedagogical science. The algorithm for designing and constructing such system implies the consistency of scientific principles, the presence in the realization of the freedom of creativity, creativity, and mastery of implanting a project into reality.
Key words: technical university, education, model, educational process, students, educational system, concept, self-development, personality.
З.К. Каргиева, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected] Д.В. Гулякин, д-р пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected] Е.Н. Сорокина, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]