Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ОТ ЦЕННОСТЕЙ К ТЕХНОЛОГИЯМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ОТ ЦЕННОСТЕЙ К ТЕХНОЛОГИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛУБНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байханов И.Б.

В статье определяется актуальность формирования электоральной культуры будущего педагога с учетом анализа электоральной активности современной молодежи, ценностно-целевых установок образовательных стандартов и программных документов в сфере образования. Обосновывается важность осуществления электорального воспитания подрастающего поколения. Автор утверждает, что электоральное воспитание - неотъемлемая часть комплексной воспитательно-образовательной программы, расширяющей потенциалы гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания. Отмечается особая роль и социальная миссия учителя в формировании ценностей гражданского участия подрастающего поколения. Акцентируется необходимость повышения гражданской и электоральной активности будущего учителя. Утверждается, что политически индифферентный учитель, не обладающий достаточным уровнем электоральной культуры, не владеющий умениями и навыками ее трансляции молодому поколению, не сможет способствовать формированию политически активных граждан. Через призму положений экзистенциального подхода, идеи ценностно-смысловой обусловленности деятельности и теории бинарности воспитательного процесса в статье анализируются современные подходы к формированию электоральной культуры молодежи и педагогические технологии электорального воспитания будущего учителя. Дана краткая характеристика наиболее актуальных технологий формирования электоральной культуры будущего педагога: клубной работы, социального проектирования и игровых технологий электорального воспитания. Рассмотрение электоральной культуры как сквозной компетентности позволяет автору определить требования к технологиям ее формирования, а также обосновать условия их эффективной реализации. Статья может быть интересна теоретикам и практикам в области педагогики, психологии, управления высшим образованием, магистрантам, аспирантам, слушателям дополнительных профессиональных программ повышения квалификации научно-педагогических работников, наставникам студенческих групп, организаторам воспитательной работы в вузах. Знакомство с материалами статьи поможет спроектировать программу формированиия электоральной культуры будущих педагогов с учетом актуальных запросов общества и особенностей университетской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FUTURE TEACHER’S ELECTORAL CULTURE: FROM VALUES TO TECHNOLOGIES

The article determines the relevance of the formation of the future teacher’s electoral culture taking into account the analysis of the electoral activity of modern youth, value - based attitudes of educational standards and program documents in the field of education. The importance of implementing electoral education of the younger generation is justified. The author claims that electoral education is integral part of a comprehensive educational and educational program that expands the potential of civil law and spiritual and moral education. The teacher's special role and social mission in shaping the values of civic participation of the younger generation is noted. The need to increase the civic and electoral activity of the future teacher is emphasized. It is argued that a politically indifferent teacher who does not have a sufficient level of electoral culture, who does not have the skills of broadcasting it to the younger generation, will not be able to contribute to the formation of the identity of politically active citizens. Through the prism of the provisions of the existential approach, the ideas of the value-meaning conditioning of activity and the theory of the binary of the educational process, the article analyzes modern approaches to the formation of the electoral culture of youth and pedagogical technologies for the electoral education of the future teacher. A brief description of the most relevant technologies for the formation of the electoral culture of the future teacher is given: club work, social design and game technologies of electoral education. Considering the electoral culture as a pass-through competence allows the author to determine the requirements for the technologies of its formation, as well as justify the conditions for the effectiveness to implement these technologies. The article may be of interest to theorists and practitioners in the field of pedagogy, psychology, higher education management, graduates, post-graduate students, students of additional professional advanced training programs for scientific and pedagogical workers, mentors of student groups, organizers of educational work in universities. Acquaintance with the materials of the article will help to design a program for the formation of the electoral culture of future teachers, taking into account the current needs of society and the features of the university environment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ОТ ЦЕННОСТЕЙ К ТЕХНОЛОГИЯМ»

Научная статья УДК 378.147

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_2_131_17 EDN: BGZLRK

Формирование электоральной культуры будущего педагога: от ценностей к технологиям

Исмаил Баутдинович Байханов

Кандидат политических наук, доцент, ректор, Чеченский государственный педагогический университет. 364068, г. Грозный, пр. Х. Исаева, д. 62 rector@chspu.ru, https ://orcid.org/0000-0001 -9824-1889

Аннотация. В статье определяется актуальность формирования электоральной культуры будущего педагога с учетом анализа электоральной активности современной молодежи, ценностно-целевых установок образовательных стандартов и программных документов в сфере образования. Обосновывается важность осуществления электорального воспитания подрастающего поколения. Автор утверждает, что электоральное воспитание — неотъемлемая часть комплексной воспитательно-образовательной программы, расширяющей потенциалы гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания. Отмечается особая роль и социальная миссия учителя в формировании ценностей гражданского участия подрастающего поколения. Акцентируется необходимость повышения гражданской и электоральной активности будущего учителя. Утверждается, что политически индифферентный учитель, не обладающий достаточным уровнем электоральной культуры, не владеющий умениями и навыками ее трансляции молодому поколению, не сможет способствовать формированию политически активных граждан.

Через призму положений экзистенциального подхода, идеи ценностно-смысловой обусловленности деятельности и теории бинарности воспитательного процесса в статье анализируются современные подходы к формированию электоральной культуры молодежи и педагогические технологии электорального воспитания будущего учителя. Дана краткая характеристика наиболее актуальных технологий формирования электоральной культуры будущего педагога: клубной работы, социального проектирования и игровых технологий электорального воспитания. Рассмотрение электоральной культуры как сквозной компетентности позволяет автору определить требования к технологиям ее формирования, а также обосновать условия их эффективной реализации. Статья может быть интересна теоретикам и практикам в области педагогики, психологии, управления высшим образованием, магистрантам, аспирантам, слушателям дополнительных профессиональных программ повышения квалификации научно-педагогических работников, наставникам студенческих групп, организаторам воспитательной работы в вузах. Знакомство с материалами статьи поможет спроектировать программу формированиия электоральной культуры будущих педагогов с учетом актуальных запросов общества и особенностей университетской среды.

Ключевые слова: электоральное воспитание; электоральная культура; педагогическое образование; педагогические технологии; игровые технологии; клубная работа; социальное проектирование

Для цитирования: Байханов И. Б. Формирование электоральной культуры будущего педагога: от ценностей к технологиям // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 17-26. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_17. https://elibrary.ru/BGZLRK

Original article

Formation of the future teacher's electoral culture: from values to technologies

Ismail B. Baykhanov

Candidate of political sciences, associate professor, rector, Chechen state pedagogical university. 364068, Grozny, Kh. Isaev ave., 62

rector@chspu.ru, https ://orcid.org/0000-0001 -9824-1889

Abstract. The article determines the relevance of the formation of the future teacher's electoral culture taking into account the analysis of the electoral activity of modern youth, value — based attitudes of educational standards and program documents in the field of education. The importance of implementing electoral education of the younger

© Байханов И. Б., 2023

generation is justified. The author claims that electoral education is integral part of a comprehensive educational and educational program that expands the potential of civil law and spiritual and moral education. The teacher's special role and social mission in shaping the values of civic participation of the younger generation is noted. The need to increase the civic and electoral activity of the future teacher is emphasized. It is argued that a politically indifferent teacher who does not have a sufficient level of electoral culture, who does not have the skills of broadcasting it to the younger generation, will not be able to contribute to the formation of the identity of politically active citizens.

Through the prism of the provisions of the existential approach, the ideas of the value-meaning conditioning of activity and the theory of the binary of the educational process, the article analyzes modern approaches to the formation of the electoral culture of youth and pedagogical technologies for the electoral education of the future teacher. A brief description of the most relevant technologies for the formation of the electoral culture of the future teacher is given: club work, social design and game technologies of electoral education. Considering the electoral culture as a pass-through competence allows the author to determine the requirements for the technologies of its formation, as well as justify the conditions for the effectiveness to implement these technologies. The article may be of interest to theorists and practitioners in the field of pedagogy, psychology, higher education management, graduates, post-graduate students, students of additional professional advanced training programs for scientific and pedagogical workers, mentors of student groups, organizers of educational work in universities. Acquaintance with the materials of the article will help to design a program for the formation of the electoral culture of future teachers, taking into account the current needs of society and the features of the university environment.

Keywords: electoral education; electoral culture; pedagogical education; pedagogical technologies; game technologies; club work; social design

For citation: Baikhanov I. B. Formation of the future teacher's electoral culture: from values to technologies. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023;(2): 17-26. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_2_131_17. https://elibrary.ru/BGZLRK

Введение

Воспитание гражданственности и патриотизма — это основа формирования крепкой связи между государством и гражданином. Молодежь сегодня является ключевым звеном общества, которое должно и может способствовать обеспечению государственной независимости, экономическому развитию, укреплению демократического строя, повышению доверия к власти, уважению к государству, обществу, отечественному историческому и культурному наследию. Развитие демократических институтов в нашей стране актуализирует необходимость овладения молодыми гражданами соответствующими способами общественного участия. Осознанная и активная вовлеченность современной молодежи в электоральный процесс — одно из важнейших действий, позволяющих реализовать свои гражданские права и свободы, с одной стороны, и содействовать развитию практик гражданского общества — с другой.

Обновленным Федеральным государственным стандартом среднего общего образования среди личностных образовательных результатов, отражающих готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, обеспечивающих расширение жизненного опыта и опыта деятельности в

процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в числе прочих названы следующие:

- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

- осознание конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего [Приказ Министерства просвещения № 732].

Все эти результаты так или иначе относятся к категории политического участия граждан и связаны с электоральным поведением выпускника школы — действием либо бездействием гражданина по реализации своего избирательного права, связанного с делегированием властных полномочий политическому субъекту в процессе их взаимодействия [Ольшанский, 2002, с. 245]. Сформировать данные образовательные результаты может только тот педагог, который сам обладает ими в полной мере.

То, насколько политически и электорально активным будет молодой человек, зависит от мировоззренческой позиции учителя, который занимается его обучением и воспитанием [Богданов, 2021]. Политически индифферентный учитель, не обладающий достаточным уровнем электоральной культуры, не владеющий умениями и навыками ее трансляции молодому поколению, не сможет способствовать формированию личности политически активных граждан страны, владеющих электоральной культурой и способных сделать выбор, обеспечивающий благоприятное будущее для своей страны. Поэтому формирование электоральной культуры будущего педагога становится неотъемлемой частью воспитательной работы педагогического вуза.

Целью исследования, отраженного в данной статье, является обоснование эффективных технологий формирования электоральной культуры будущего педагога, основанных на ценностно-смысловой рефлексии электорального поведения.

Методы исследования

Методологической основой исследования является экзистенциальный подход к воспитанию, обоснованный в работах М. И. Рожкова [Рожков, 2016; Иванова, 2017; Рожков, 2022]. С позиций данного подхода электоральная культура является результатом экзистенциального выбора личности между альтернативами-ценностями, который, в свою очередь, определяется ценностными смыслами и включает в себя два компонента: «личностные ценности и систему личностных смыслов, отражающих особенности понимания своего существования» [Рожков, 2022, с. 251]. Мы согласны с автором в том, что ценностно-смысловые основы воспитания являются определяющими при обосновании целей воспитания: «в целях воспитания отражаются ценности, определяющие приоритеты современного общества и отражающие ожидаемые изменения в человеке» [Рожков, 2021, с. 12].

Еще одной идеей, на которой мы основывали анализ формирования электоральной культуры как части профессионального становления студента педагогического вуза, была идея ценностно-смысловой основы деятельности. Ключевой для нас выступает позиция Н. П. Ансимовой и И. Ю. Тархановой, согласно которой «важнейшим моментом в освоении деятельности является ее принятие как своей, для чего необходимо, чтобы представление об этой деятельности соответствовало ведущим потребностям человека, именно этот процесс и формирует мотив на овладение данной деятельностью» [Ансимова, 2021, с. 100].

Также в основу исследования положена теория бинарности воспитательного процесса, обоснованная Л. В. Байбородовой. Основываясь на данной идее, мы понимаем процесс профессионального воспитания будущего педагога двояко: с одной стороны — как деятельность преподавателей, руководителей студенческих объединений и других субъектов, осуществляющих педагогическое сопровождение, а с другой — деятельность самих будущих учителей, направленную на их культурное саморазвитие [Байбородо-ва, 2021, с. 16].

В качестве методов исследования был использован анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов по проблемам формирования электоральной культуры молодежи в целом и педагогического студенчества в частности, а также изучение опыта организации электорального воспитания молодежи в различных социальных институтах. Критический анализ данного опыта позволил выделить спектр педагогических технологий, отвечающих задачам профессионального воспитания будущего педагога, основывающихся на ценностно-смысловой рефлексии и отражающих специфику формирования электоральной культуры будущего учителя.

Результаты исследования

Электоральная культура — это совокупность относительно устойчивых особенностей восприятия, интерпретации и оценки феномена выборов и объективно существующей избирательной практики, а также детерминируемых данными особенностями моделей участия общества, социальных групп или отдельных индивидов в избирательном процессе [Лыткина, 2015].

Электоральная культура включает такие важные качества, как

- отношение к выборам как форме политического поведения;

19

- партийная идентификация и идентификация по отношению к лидерам и кандидатам;

- конфликты интересов (как межгрупповые, так и внутригрупповые) в ходе избирательных кампаний;

- мотивы, ценности, исходные или тематические ориентации (оценка событий);

- социальные стереотипы и социальные установки в отношении общественно-политической активности [Комлева, 2003, с. 116].

Мы рассматриваем электоральную культуру педагога как системное личностное образование, существующее как подсистема другого, более глобального, системного образования — личностной сферы [Байханов, 2022б]. Это означает возможность формирования культуры только в условиях системных воспитательных воздействий, специально разработанных и реализуемых с учетом условий университетской образовательной среды. При этом цель электорального воспитания дуальна: формирование у будущего педагога электоральной культуры, направляющей политические взгляды, поведение и формирование готовности к воспитанию электоральных ценностей у подрастающего поколения. На наш взгляд, одинаково важно воспитать активного и осознанного молодого избирателя и педагога, готового к электоральному воспитанию обучающихся. Системообразующим элементом электорального воспитания будущего педагога являются электоральные ценности.

Рассмотрим, базовые национальные ценности, которые должен быть готов формировать будущий педагог в ходе электорального воспитания школьников. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с статье 3.1. провозглашает принципы государственной политики в образовании: ...приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [Федеральный закон № 273-ФЗ]. Они различны по происхождению и качеству, но имеют нечто общее: ценные вещи по природе своей таковы, что ими дорожат. И все, что дорого, не достается без издержек и потерь; полученное даром едва ли высоко оценят. Изучение в ценностном аспекте смыслов, вовлеченных в политический оборот и избирательный процесс, позволяет понять личностно значимые их стороны, представить их онтологическую и

социальную динамику, способы эффективного формирования.

Согласимся с К. В. Арановским в том, что избирательное право подает в России признаки того, что ценностных опор ему не хватает. С одной стороны, знаки одобрения и веры в электоральную демократию кажутся порой избыточными. Они, единодушно-убедительные, на первый взгляд, оставляют не ясным, кому и чему предназначены слова о «гражданском долге избирателя», «воле народа», «праве выбора» и прочем подобном — не того ли ради, чтобы самозабвенно вовлечься в электорально-демократическое единение. Вызывая неловкость, оставляя оттенок фальши, эти символы, как и всякая нескромность, рождают недоверие к убеждениям и мотивам, которые им положено то ли выразить, то ли укрепить. С другой стороны, существует плаксивая или восклицательная риторика, что «от нас ничего зависит», «мы ничего не решаем», которой объясняют свое неучастие в избирательной деятельности. Когда публичную власть и властвующих определяют местоимением «они» со многими прилагательными, выходящими иногда за пределы нормативной лексики, это семантически и позиционно отражает расторжение или отсутствие связи между голосующей и выборной сторонами — той связи, которую избирательное право создать не смогло, потому что на него не рассчитывают [Арановский, 2010].

Идея о том, что в основе политического поведения отдельных индивидов и больших групп людей могут лежать базовые ценности, то есть глубоко укоренившиеся представления о хорошем, плохом, должном и т. п., имеет глубокие исторические корни, но на языке современной науки она была впервые сформулирована М. Вебером, выделившим ценностно-рациональный тип как один из типов социальных действий [Вебер, 1990]. Современные западные исследователи констатируют стабилизацию электоральных ценностей коллективными идентич-ностями, которые, в свою очередь, коренятся в социальной структуре [Bornschier, 2021], а также ценностно-развивающий характер электорального участия: «непреднамеренное последствие осознанной реализации своего избирательного права заключалось в том, что его участники вовлекались во все более демократические процедуры и практики» [Anderson, 2022, с. 34]. Важным признается западными аналитиками и образовательный ценз избирателя — Р. Скотт в своем исследовании фиксирует влияние высшего образова-

ния на электоральную культуру избирателей: изменение ценностных политических траекторий выпускников университета, стабилизация политической позиции, формирование гражданской идентичности, большая осознанность электорального поведения [Scott, 2022].

В отечественной науке интерес к связи ценностей и электорального поведения возник в конце ХХ в., когда исчезла монополия марксисткой методологии, а исследование поведения электората приобрело особую актуальность для формирующейся демократии. В частности, В. Петухов исследовал феномен «массовых ценностей» в поведении российских избирателей [Петухов, 1999], а Р. Ф. Туровский пытался выделить особые региональные ценности наряду с этнонациональными на территории России [Туровский, 2003].

В структуре политического сознания и гражданского самосознания человека центральным смыслообразующим элементом являются политические ценности, которые определяют значимость для него тех или иных объектов политической реальности, опосредуют восприятие ими политических процессов и регулируют его политическое поведение [Селезнева, 2019]. Именно ценности обеспечивают устойчивость ориента-ций личности, формируют ее направленность — в нашем случае патриотическую — на Россию как страну, государство и общество.

Сегодня молодым избирателям нужно быть готовыми не только отстаивать свои права, но и выполнять свои социальные обязанности. Именно в таких условиях у молодежи необходимо сформировать должные правовые и нравственно-ценностные ориентации, соответствующие формы политического участия, гражданского поведения, высокий уровень правового сознания [Меркулов, 2016].

Исследования МГУ, проведенные в соответствии с единой методологией с использованием метода персональной анкеты в апреле 2012 г. и мае 2018 г., позволили проанализировать структуру ценностей российских избирателей, влияющих на их отношение к участию в президентских выборах: «структура ценностей российских избирателей остается по большей части «материалистической», однако в рамках этой структуры ценность материального достатка не играет существенной роли; на первом месте находится ценность бескорыстного патриотизма и семьи; в то же время в российском обществе происходит постепенный переход от «материалистических» ценностей к «постматериалистическим», в кото-

рых существенное место занимает ценность свободы» [Аверин, 2019, с. 246].

А. В. Селезневой констатировано, что 70,7 % молодых российских патриотов интересуются политикой, причем 22,8 % следят за всеми политическими событиями, более всего их интересуют события в стране, а затем уже в их городах, регионах и мире в целом, для сравнения — уровень интереса к политике у «не патриотов» почти на треть ниже, и интересуются они преимущественно событиями в мире. Интересным результатом, полученным цитируемым автором, является иерархия системы ценностей молодых людей, считающих себя патриотами: «наиболее значимыми являются мир (74,8 %), права человека (74,3 %), безопасность (72,3 %), справедливость (69,7 %), законность (69,3 %), свобода (68,3 %) и порядок (65,6 %), наименее значимым — национализм, при этом довольно значимыми, хотя и не приоритетными, являются традиционность, солидарность, коллективизм и патриотизм, которые можно назвать ценностями второго порядка» [Селезнева, 2020, с. 65].

Интериоризировать названные ценности в индивидуальные смыслы будущего педагога возможно посредством электорального воспитания.

Содержание электорального воспитания студентов педагогического вуза целесообразно рассматривать в нескольких аспектах:

- проведение занятий с учащимися по вопросам электорального воспитания в стенах вуза;

- подготовка будущих учителей к реализации профессиональных функций в процессе электорального воспитания школьников;

- освоение видов деятельности, которые способствуют эффективному формированию гражданской позиции будущих избирателей;

- координация целей и задач формирования избирательной культуры в образовательной системе высшего образования (учебный процесс, внеучебная воспитательная работа, педагогическая практика и научная деятельность обучающихся).

Решение задач электорального воспитания студентов и подготовки их к электоральному воспитанию школьников существенно зависит от того, какие педагогические средства, технологии, формы или методы используются для освоения содержательных идей избирательного процесса и электоральных ценностей, формирования готовности ко взаимодействию со школьниками и их родителями в данном направлении.

Под педагогической технологией мы, вслед за Л. В. Байбородовой, понимаем последовательность целенаправленных совместных действий участников педагогического процесса, обеспечивающих достижение намеченного результата [Байбородова, 2021]. При этом, относя электоральную культуру к сквозным компетентностям [Байханов, 2022а], мы подходим к отбору технологий ее формирования с позиций наличия в них следующих признаков, сформулированных И. Ю. Тархановой и И. Г. Харисовой: «субъект-ность в сочетании с возможностью свободного выбора; интерактивность способов взаимодействия участников образовательной деятельности; партнерская позиция преподавателя и обучающегося; ориентированность на развитие личностно и профессионально значимых качеств будущего педагога; ориентированность на решение задач проблемно-поискового и творческого характера; универсальность — возможность использования для организации образовательной деятельности студентов в рамках освоения различных учебных дисциплин и практик; интегративность — возможность применения в учебной и внеучебной деятельности» [Тарханова, 2018, с. 138].

Проанализировав существующие в университетах педагогические технологии работы с молодыми избирателями, мы выделили три технологии, на наш взгляд, полностью отвечающие описанным выше требованиям.

Во-первых, это технологии клубной работы с молодыми избирателями. Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами с учетом их возрастных и социокультурных особенностей; направлена на создание условий для личностного роста участников путем активизации их творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности; способствует включению молодых людей в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формирует опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляет и развивает интеллектуальные, коммуникативные способности.

Клуб молодого избирателя — это студенческое объединение, целью которого является вовлечение молодых людей в общественную и политическую жизнь города и региона, повышение интереса к изучению избирательного права и процесса, воспитание активной гражданской позиции. Члены клуба участвуют во всевозможных

конкурсах, форумах и других мероприятиях, связанных с целями Клуба, а также оказывают помощь в реализации и защите избирательных прав и права на участие в референдумах. На встречах с представителями региональных избирательных комиссий студенты в формате бесед обсуждают преимущества общественного контроля на избирательных участках, влияние видеонаблюдения в день голосования на повышение доверия к выборам, возможность внедрения дистанционного голосования, а также вопросы участия молодежи в выборах. Для студентов университета участники клубов молодого избирателя готовят материалы по актуальным вопросам избирательного права и избирательного процесса.

Во-вторых это технологии социального проектирования, которе можно определить как конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [Луков, 2013]. Основными характеристиками социального проектирования являются инновационность (проектирование направлено на создание новых объектов, преобразование реальности); технологичность (проектирование строится на основе существующих социально-культурных практик и имеет определенную последовательность действий); универсальность (проектные технологии выступают составляющими всех видов практик) [Социальное проектирование ... , 2018]. Главный педагогический смысл технологий социального проектирования — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Молодежные социально-ориентированные электоральные проекты направлены на формирование активной гражданской позиции и повышение электоральной культуры будущих и молодых избирателей, поддержку социальных инициатив обучающихся, развитие и совершенствование деятельности клубов будущих избирателей. Участие в таких проектах позволяет обучающимся почувствовать значимость своей деятельности, повысить свой социальный статус в образовательной организации, открыть новые возможности.

В-третьих, это игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением, — один из основных

видов деятельности человека, привлекательный для всех возрастов. Игра — это вид деятельности, воссоздающий и интериоризирующий общественный опыт, стимулирующий и совершенствующий самоуправление поведением. Цель игровых технологий в процессе электорального воспитания — решение ряда задач: дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, применение знаний на практике); развивающих (развитие критического мышления и аналитических способностей, умения устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, правовых, политических и мировоззренческих позиций, сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция).

Игровые технологии в процессе электорального воспитания могут применяться для формирования правовых знаний, развития мышления, электоральных установок и поведения, для оценки имеющихся на данный момент у студентов знаний, умений, навыков и электоральной компетентности.

Для повышения интереса молодежи к выборам и избирательному процессу недостаточно использовать современные технологии, правильно презентовать авторитетные сайты на тему выборов в интернете или статьи из электронной версии «Российской газеты». Важным остается слово учителя, преподавателя. Именно педагог, действуя собственным примером и демонстрируя личную позицию, должен учить студентов читать законы, программы партий и аналитические статьи о выборах, совершать осознанный выбор при голосовании.

Заключение

Исходя из положений экзистенциального подхода, главным и необходимым педагогическим средством формирования электоральной культуры будущих педагогов как жизненной и личност-но осмысленной позиции является творческая, мотивированная и социально значимая деятельность студентов по созданию материальных и духовных продуктов, способствующих развитию и укреплению демократической избирательной системы. Организация этой деятельности подразумевает выбор и использование субъектно-ориентированных технологий, примеры которых

приведены в данной статье. Приведенный перечень, безусловно, не конечен. На наш взгляд, множество педагогических технологий может быть положено в основу электорального воспитания при соблюдении ряда условий:

- партнерства, организованного с учетом интересов студентов, социальных партнеров, представителей избиркомов и общественных организаций, пропагандирующих ценности проведения честных и открытых выборов;

- интеграции электорального воспитания в основную профессиональную образовательную программу, программы и планы воспитательной работы университета (факультета), рабочие программы социально-гуманитраных дисциплин и планы деятельности наставников студенческих групп;

- поддержания убежденности педагогов и административно-управленческих работников образовательных организаций в важности целенаправленной работы по подготовке будущих учителей к организации электорального воспитания школьников.

Библиографический список

1. Аверин Ю. П. Ценности и электоральное поведение российских граждан на президентских выборах (2012, 2018 гг.): постоянство и изменчивость / Ю. П. Аверин, В. А. Сушко // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. № 4. С. 227-246.

2. Ансимова Н. П. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагога / Н. П. Ансимова, И. Ю. Тарханова // Педагогика. 2021. Т. 85. № 5. С. 97-104.

3. Арановский К. В. Всеобщее избирательное право в его ценностных основаниях и издержках // Российский юридический журнал. 2010. № 4 (73). С. 67-75.

4. Байбородова Л. В. Бинарность воспитательного процесса // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека : сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию М. И. Рожкова (Ярославль, 09-10 сентября 2021 г.). Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С. 15-19.

5. Байбородова Л. В. Субъектно-ориентированные технологии обучения и воспитания // На пути к новым открытиям: направления исследований ученых кафедры педагогических технологий. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С. 100-127.

6. Байханов И. Б. Сквозные компетенции в системе компетенций современного педагога // Педагогическое образование в России. 2022а. № 5. С. 17-25.

7. Байханов И. Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры учителей // Преподаватель XXI век. 2022б. № 4. Часть 1. С. 22-37.

8. Богданов А. В. Технологии формирования политической культуры молодежи в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 86-90.

9. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. Москва : Прогресс, 1990. 804 с.

10. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития ребенка в контексте реализации экзистенциального подхода / И. В. Иванова, М. И. Рожков // Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства : монография. Пенза : Наука и просвещение, 2017. С. 87-99.

11. Комлева В. В. Электоральная культура как предмет социологического анализа // Социология власти. 2003. № 6. С. 111-124.

12. Луков В. А. Социальное проектирование. Москва : Флинта, Социум. 2013. 240 с.

13. Лыткина К. А. Теоретические основы изучения феномена электоральной культуры // Теории и проблемы политических исследований. 2015. № 6. С. 14-26.

14. Меркулов П. А. Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания Российской молодежи / А. П. Меркулов, Е. Н. Малик // Власть. 2016. № 4. С. 83-86.

15. Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь. Москва : Академический проект, 2002. 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Петухов В. В. Массовые ценности, политическая ориентация и взаимоотношения с властью российских избирателей // Новое поколение. 1999. № 2(4). С. 43-56.

17. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022 09120008 (дата обращения: 28.02.2023).

18. Рожков М. И. Гражданская идентичность как компонент экзистенциального выбора // Формирование российской гражданской идентичности как важнейший приоритет государственной образовательной политики России : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию государственного праздника Российской Федерации «День России», Грозный, 10-12 июня 2022 г. Махачкала : Чеченский государственный педагогический университет; АЛЕФ, 2022. С. 250-256.

19. Рожков М. И. Теоретико-методологические основания экзистенциального подхода к воспитанию // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А. В. Запорожца, Москва, 15 декабря 2015 года / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Том 1. Москва : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2016. С. 310-316.

20. Рожков М. И. Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека : сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию М. И. Рожкова, Ярославль, 09-10 сентября 2021 года. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С. 11-14.

21. Селезнева А. В. Концептуально-методологические основания политико-психологического анализа политических ценностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 177-192.

22. Селезнева А. В. Ценностные ориентации и гражданско-политическая активность молодых российских патриотов // История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2. № 3. С. 62-70.

23. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы / А. В. Старшинова и др. ; под общ. ред. А. В. Старшиновой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. 160 с.

24. Тарханова И. Ю. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза / И. Ю. Тарханова, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 136-145.

25. Туровский Р. Ф. Региональная идентичность в современной России // Идентичность и география в постсоветской России. Санкт-Петербург : Геликон Плюс, 2003. С. 139-173.

26. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. URL:

https ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140 174/ (дата обращения: 28.01.2023)

27. Anderson M. L. Practicing democracy // Practicing Democracy. Princeton University Press, 2022. 198 р.

28. Bornschier S. et al. How «us» and «them» relates to voting behavior-social structure, social identities, and electoral choice // Comparative Political Studies. 2021. Т. 54. № 12. С. 2087-2122.

29. Scott R. Does university make you more liberal? Estimating the within-individual effects of higher education on political values // Electoral Studies. 2022. X 77. C. 102471.

Reference list

1. Averin Ju. P. Cennosti i jelektoral'noe povedenie rossijskih grazhdan na prezidentskih vyborah (2012, 2018 gg.): postojanstvo i izmenchivost' = Values and electoral behavior of Russian citizens in the presidential election (2012, 2018): constancy and variability / Ju. P. Averin, V. A. Sushko // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija. 2019. № 4. S. 227-246.

2. Ansimova N. P. Sistemogenez pedagogicheskoj dejatel'nosti kak metodologija obespechenija preemstven-nosti rezul'tatov razlichnyh urovnej podgotovki peda-goga = Systemogenesis of pedagogical activity as a methodology for ensuring the continuity of the results of various levels in teacher training / N. P. Ansimova, I. Ju. Tar-hanova // Pedagogika. 2021. T. 85. № 5. S. 97-104.

3. Aranovskij K. V. Vseobshhee izbiratel'noe pravo v ego cennostnyh osnovanijah i izderzhkah = Universal suffrage in its value bases and costs // Rossijskij ju-ridicheskij zhurnal. 2010. № 4 (73). S. 67-75.

4. Bajborodova L. V. Binarnost' vospitatel'nogo processa = The binary of the educational process // Cen-nostno-smyslovye osnovanija vospitanija svobodnogo cheloveka : sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 75-letiju M. I. Rozhkova (Jaroslavl', 09-10 sentjabrja 2021 goda). Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2021. S. 15-19.

5. Bajborodova L. V. Sub#ektno-orientirovannye tehnologii obuchenija i vospitanija = Subject-oriented education and education technologies // Na puti k novym otkrytijam: napravlenija issledovanij uchenyh kafedry pedagogicheskih tehnologij. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. S. 100-127.

6. Bajhanov I. B. Skvoznye kompetencii v sisteme kompetencij sovremennogo pedagoga = Cross-cutting competencies in the system of competencies of a modern teacher // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022a. № 5. S. 17-25.

7. Bajhanov I. B. Metodologicheskie podhody k issle-dovaniju osobennostej formirovanija i razvitija politich-eskoj i jelektoral'noj kul'tury uchitelej = Methodological approaches to the study of the peculiarities of the formation and development of teachers' political and electoral culture // Prepodavatel' XXI vek. 2022b. № 4. Chast' 1. S. 22-37.

8. Bogdanov A. V. Tehnologii formirovanija politich-eskoj kul'tury molodezhi v sovremennoj Rossii = Technologies for the formation of a political culture of young people in modern Russia // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Sociologija. Politologija. 2021. T. 21. Vyp. 1. S. 86-90.

9. Veber M. Izbrannye proizvedenija = Selected works / per. s nem. ; sost., obshh. red. i poslesl. Ju. N. Davydova ; predisl. P. P. Gajdenko. Moskva : Progress, 1990. 804 s.

10. Ivanova I. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitija rebenka v kontekste realizacii jekzisten-cial'nogo podhoda = Pedagogical support of the child's self-development in the context of the implementation of the existential approach / I. V. Ivanova, M. I. Rozhkov // Innovacionnye processy: potencial nauki i zadachi gosu-darstva : monografija. Penza : Nauka i prosveshhenie, 2017. S. 87-99.

11. Komleva V V Jelektoral'naja kul'tura kak pred-met sociologicheskogo analiza = Electoral culture as a subject of sociological analysis // Sociologija vlasti. 2003. № 6. S. 111-124.

12. Lukov V. A. Social'noe proektirovanie = Social design. Moskva : Flinta, Socium. 2013. 240 s.

13. Lytkina K. A. Teoreticheskie osnovy izuchenija fenomena jelektoral'noj kul'tury = Theoretical foundations of studying the phenomenon of electoral culture // Teorii i problemy politicheskih issledovanij. 2015. № 6. S. 14-26.

14. Merkulov P. A. Gosudarstvennaja politika v sfere politicheskoj gramotnosti i politicheskogo vospitanija Rossijskoj molodezhi = State policy in the field of political literacy and political education of Russian youth / A. P. Merkulov, E. N. Malik // Vlast'. 2016. № 4. S. 83-86.

15. Ol'shanskij D. V Politiko-psihologicheskij slovar' = Political and psychological dictionary. Moskva : Akademicheskij proekt, 2002. 576 s.

16. Petuhov V V Massovye cennosti, politicheskaja orientacija i vzaimootnoshenija s vlast'ju rossijskih izbi-ratelej = Mass values, political orientation and relations with the authorities of Russian voters // Novoe pokolenie. 1999. № 2(4). S. 43-56.

17. Prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 12 avgusta 2022 g. № 732 «O vnesenii izmenenij v feder-al'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maja 2012 g. № 413» = Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of August 12, 2022 № 732 «On Amendments to the Federal State Educational Standard for Secondary General Education, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012 № 413». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022 09120008 (data obrashhenija: 28.02.2023).

18. Rozhkov M. I. Grazhdanskaja identichnost' kak komponent jekzistencial'nogo vybora = Civic identity as a component of existential choice // Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti kak vazhnejshij prioritet gosu-darstvennoj obrazovatel'noj politiki Rossii : sbornik mate-rialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k 30-letiju gosudarstvennogo prazdnika Rossijskoj Federacii «Den' Rossii», Groznyj, 10-12 ijunja 2022 goda. Mahachkala : Chechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet; ALEF, 2022. S. 250-256.

19. Rozhkov M. I. Teoretiko-metodologicheskie os-novanija jekzistencial'nogo podhoda k vospitaniju = Theoretical and methodological foundations of the existential

approach to education // Aktual'nye problemy obrazovani-ja i nauki: tradicii i perspektivy : materialy Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 55-letiju Instituta doshkol'nogo vospitanija i 110-letiju so dnja rozhdenija A. V Zaporozhca, Moskva, 15 dekabrja 2015 goda / Federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe nauchnoe uchrezhdenie «Institut izuchenija detstva, sem'i i vospitanija Rossijskoj akademii obrazovanija». Tom 1. Moskva : Federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe nauchnoe uchrezhdenie «Institut izuchenija detstva, sem'i i vospitanija Rossijskoj akademii obrazovanija», 2016. S. 310-316.

20. Rozhkov M. I. Cennostno-smyslovye osnovanija vospitanija svobodnogo cheloveka = Value and meaning grounds for the upbringing of a free person // Cennostno-smyslovye osnovanija vospitanija svobodnogo chelove-ka : sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 75-letiju M. I. Rozhkova, Jaroslavl', 09-10 sentjabrja 2021 goda. Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2021. S. 11-14.

21. Selezneva A. V. Konceptual'no-metodologicheskie osnovanija politiko-psihologicheskogo analiza politicheskih cennostej = Conceptual and methodological foundations of political and psychological analysis of political values // Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2019. № 49. S. 177-192.

22. Selezneva A. V Cennostnye orientacii i gra-zhdansko-politicheskaja aktivnost' molodyh rossijskih patriotov = Value orientations and civil-political activity of young Russian patriots // Istorija i sovremennoe miro-vozzrenie. 2020. T. 2. № 3. S. 62-70.

23. Social'noe proektirovanie v obrazovanii i praktike social'noj raboty = Social design in education and social

work practice / A. V. Starshinova i dr. ; pod obshh. red. A. V. Starshinovoj ; M-vo obrazovanija i nauki Ros. Fed-eracii, Ural. feder. un-t. Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2018. 160 s.

24. Tarhanova I. Ju. Obrazovatel'nye tehnologii formirovanija universal'nyh kompetencij studentov vuza = Educational technologies for the formation of universal competencies of university students / I. Ju. Tarhanova, I. G. Harisova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 5. S. 136-145.

25. Turovskij R. F. Regional'naja identichnost' v sov-remennoj Rossii = Regional identity in modern Russia // Identichnost' i geografija v postsovetskoj Rossii. Sankt-Peterburg : Gelikon Pljus, 2003. S. 139-173.

26. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ = Federal Law «On Education in the Russian Federation» of 29.12.2012 № 273-FZ // Prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 21 dekabrja 2012 goda. Odobren Sovetom Federacii 26 dekabrja 2012 goda. URL: https ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140 174/ (data obrashhenija: 28.01.2023)

27. Anderson M. L. Practicing democracy // Practicing Democracy. Princeton University Press, 2022. 198 r.

28. Bornschier S. et al. How «us» and «them» relates to voting behavior-social structure, social identities, and electoral choice // Comparative Political Studies. 2021. T. 54. № 12. S. 2087-2122.

29. Scott R. Does university make you more liberal? Estimating the within-individual effects of higher education on political values // Electoral Studies. 2022. T. 77. S. 102471.

Статья поступила в редакцию 25.01.2023; одобрена после рецензирования 15.02.2023; принята к публикации 23.03.2023.

The article was submitted 25.01.2023; approved after reviewing 15.02.2023; accepted for publication 23.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.