Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КРОСС-МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КРОСС-МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / УЧИТЕЛЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байханов И.Б.

Повышение доверия избирателей к выборам, усиление электоральной активности, осознание важности электоральных действий каждого гражданина страны - это проблемы, от решения которых зависит благополучие и будущее любого государства. Одним из путей решения указанных проблем является изменение отношения к электоральному процессу, рассмотрение электоральной активности как проявления культуры личности. Все это мы связываем с формированием электоральной культуры. Начинать формирование электоральной культуры необходимо задолго до того, как личность достигнет возраста избирателя, однако существующие на сегодняшний день формы работы с молодежью в направлении формирования электоральной грамотности мы считаем недостаточными и предлагаем начать эту работу с учителей, с формирования электоральной культуры учителя, одним из компонентов которой является трансляционный компонент, предполагающий владение технологиями формирования электоральной культуры у обучающихся. Целью статьи является изложение основных положений педагогической концепции формирования электоральной культуры учителя в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде. Обладая достаточным уровнем сформированности электоральной культуры и технологиями ее трансляции обучающимся, учитель может коренным образом повлиять на ситуацию с электоральной активностью в стране. Идея исследования заключается в том, чтобы привлечь серьезный и мощный потенциал учителей к формированию электоральной культуры обучающихся с самого раннего возраста, переключить внимание с конкретных партий и персоналий на решение проблемы обязательности электорального выбора для каждого гражданина страны, убедить в том, что электоральный выбор - это проявление общей культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ELECTORAL CULTURE OF THE TEACHER IN A SPECIAL CROSS-MULTILEVEL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Increasing the confidence of voters in the elections, strengthening electoral activity, awareness of the importance of electoral actions of every citizen of the country are problems on the solution of which the well-being and future of any state depends. One of the ways to solve these problems is to change the attitude to the electoral process, considering electoral activity as a manifestation of personality culture. We associate all this with the formation of electoral culture. It is necessary to begin the formation of electoral culture long before a person reaches the age of a voter, however, we consider the existing forms of work with young people in the direction of the formation of electoral literacy insufficient and suggest starting this work with teachers, with the formation of an electoral culture of a teacher, one of the components of which is a translational component, involving the possession of technologies for the formation of electoral culture students have. The purpose of the article is to present the main provisions of the pedagogical concept of the formation of the electoral culture of the teacher in a special cross-multilevel educational environment. Having a sufficient level of formation of electoral culture and technologies of its transmission to students, a teacher can radically influence the situation with electoral activity in the country. The idea of the study is to attract serious and powerful potential of teachers to the formation of electoral culture of students from an early age, to shift attention from specific parties and personalities to solving the problem of mandatory electoral choice for every citizen of the country, to convince that electoral choice is a manifestation of the general culture of the individual.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КРОСС-МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ PHILOSOPHY AND SOCIOLOGY OF EDUCATION

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 1. С. 110-124. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (1): 110-124.

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.046.4

DOI: 10.21510/18173292_2023_99_1_110_124

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КРОСС-МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Исмаил Баутдинович Байханов

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, ismailbaykhanov@gmail.com, ORCID - 0000-0001-9824-1889

Аннотация. Повышение доверия избирателей к выборам, усиление электоральной активности, осознание важности электоральных действий каждого гражданина страны - это проблемы, от решения которых зависит благополучие и будущее любого государства. Одним из путей решения указанных проблем является изменение отношения к электоральному процессу, рассмотрение электоральной активности как проявления культуры личности. Все это мы связываем с формированием электоральной культуры. Начинать формирование электоральной культуры необходимо задолго до того, как личность достигнет возраста избирателя, однако существующие на сегодняшний день формы работы с молодежью в направлении формирования электоральной грамотности мы считаем недостаточными и предлагаем начать эту работу с учителей, с формирования электоральной культуры учителя, одним из компонентов которой является трансляционный компонент, предполагающий владение технологиями формирования электоральной культуры у обучающихся. Целью статьи является изложение основных положений педагогической концепции формирования электоральной культуры учителя в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде. Обладая достаточным уровнем сформированности электоральной культуры и технологиями ее трансляции обучающимся, учитель может коренным образом повлиять на ситуацию с электоральной активностью в стране. Идея исследования заключается в том, чтобы привлечь серьезный и мощный потенциал учителей к формированию электоральной культуры обучающихся с самого раннего возраста, переключить внимание с конкретных партий и персоналий на решение проблемы обязательности электорального выбора для каждого гражданина страны, убедить в том, что электоральный выбор - это проявление общей культуры личности.

Ключевые слова: электоральная культура, учитель, специальная образовательная среда, электоральный процесс

Для цитирования: Байханов И.Б. Формирование электоральной культуры учителя в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №1(99). С. 110-124.

© Байханов И.Б., 2023

PHILOSOPHY AND SOCIOLOGY OF EDUCATION

Original article.

FORMATION OF THE ELECTORAL CULTURE OF THE TEACHER IN A SPECIAL CROSS-MULTILEVEL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Ismail B. Baykhanov

Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, ismailbaykhanov@gmail.com, ORCID -0000-0001-9824-1889

Abstract. Increasing the confidence of voters in the elections, strengthening electoral activity, awareness of the importance of electoral actions of every citizen of the country are problems on the solution of which the well-being and future of any state depends. One of the ways to solve these problems is to change the attitude to the electoral process, considering electoral activity as a manifestation of personality culture. We associate all this with the formation of electoral culture. It is necessary to begin the formation of electoral culture long before a person reaches the age of a voter, however, we consider the existing forms of work with young people in the direction of the formation of electoral literacy insufficient and suggest starting this work with teachers, with the formation of an electoral culture of a teacher, one of the components of which is a translational component, involving the possession of technologies for the formation of electoral culture students have. The purpose of the article is to present the main provisions of the pedagogical concept of the formation of the electoral culture of the teacher in a special cross-multilevel educational environment. Having a sufficient level of formation of electoral culture and technologies of its transmission to students, a teacher can radically influence the situation with electoral activity in the country. The idea of the study is to attract serious and powerful potential of teachers to the formation of electoral culture of students from an early age, to shift attention from specific parties and personalities to solving the problem of mandatory electoral choice for every citizen of the country, to convince that electoral choice is a manifestation of the general culture of the individual.

Keywords: electoral culture, teacher, special educational environment, electoral process

For citation: Baikhanov I.B. Formation of the electoral culture of the teacher in a special cross-multilevel educational environment Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 99(1): 110-124.

Проблема укрепления доверия к выборам и активности электората является одной из самых важных для дальнейшего развития общества. В этой связи формирование электоральной культуры как компонента личностной сферы, способствующего решению указанных проблем, представляется актуальным и необходимым в современной ситуации. Долгое время все, что связано с электоральным процессом, относили к сфере воспитания патриотизма, формирования гражданственности и осознания гражданской идентичности, формирования мировоззрения и активной жизненной позиции. Это действительно так, поскольку именно перечисленные качества означают серьезное и вдумчивое отношение к судьбе своей страны и своего народа, однако мы полагаем, что патриотизм, гражданственность, активная жизненная позиция не всегда означают активную электоральную позицию, потому что

человек может обладать всеми этими качествами, но не принимать участие в выборах по какой-либо другой личной причине, считая, например, что от его участия ничего не зависит, что его мнение утонет в море иных мнений, что все заранее известно, поэтому принимать в этом участие не стоит. Мы полагаем, что необходимо заниматься решением именно этих проблем, убеждением в том, что мнение каждого очень важно для будущего, что принять участие в электоральном процессе это означает сделать выбор, продемонстрировав свою позицию. На наш взгляд, необходимо иначе, с других позиций взглянуть на сам электоральный процесс и личность в нем.

Наша идея состоит в том, чтобы посмотреть на электоральный процесс как на проявление электоральной культуры личности. Традиционно на электоральную активность смотрели как на проявление патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции личности. Это действительно так, но, нам представляется, что такой взгляд несколько устарел, в современных условиях необходимо посмотреть на электоральную активность с других позиций. Учитывая, что в информационном обществе большая роль в сохранении, развитии и совершенствовании личности принадлежит культуре, мы предлагаем рассматривать электоральную активность как проявление культуры личности, а об электоральной культуре говорить как о компоненте личностной сферы.

Организация и реализация процесса формирования электоральной культуры требует не только специальных знаний, умений и навыков, но и организации специальной образовательной среды, в которой это будет возможно. Теоретической основой для конструирования такой образовательной среды будет система методологических подходов, располагающихся на различных уровнях [1]. На мировоззренческом уровне мы рассматриваем проблему с точки зрения диалектического материализма, разделяя идею единства и целостности бытия и рассматривая бытие как состоящее не только из материи, но и из мышления, а также идею материальности мира и первичности материи по отношению к сознанию, как и идею возможности познания мира в деятельности и развития науки и техники, влекущих за собой развитие общества и все изменения, происходящие в человеке. На втором уровне методологии - общенаучном - предлагает нам подходы, которые позволяют рассмотреть исследуемое явление с точки зрения подходов, используемых для всех наук. Здесь нами используются системный и эволюционный подходы. На конкретно научном уровне, который связан с педагогическими подходами к исследованию формирования и развития политической и электоральной культуры у будущих учителей, мы считаем необходимым использовать средовой, компетентностный и деятельностный подходы. Технологический уровень включает конкретные технологии и методики формирования электоральной культуры.

Нами предложена система формирования электоральной культуры учителя, представленная на рис.1. Данная система может функционировать

112

только в специально созданной образовательной среде, которая обладает всем необходимым для реализации указанной системы. Отметим, что в дальнейшем использовании термина «образовательная среда» мы будем исходить из значения слова «образовательный», связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования и развития личности в интересах ее самой и общества.

Рисунок 1. Система формирования электоральной культуры учителя.

Если говорить об образовательной среде в педагогике, то это понятие является одним из самых разработанных. Достаточно вспомнить типологию воспитывающей образовательной среды по Я. Корчаку (догматическая, идейная, безмятежного потребления, внешнего лоска и карьеры) [2]; коммуникативно-ориентированную модель образовательной среды В. Рубцова, который рассматривает образовательную среду как форму коммуникативного взаимодействия, в которой между учителем и учеником возникают особые формы общности [3]; антрополого-психологическую модель образовательной среды В. Слободчикова [4], в которой акцентируется внимание на взаимодействии субъектов образовательной деятельности, а основными параметрами считаются насыщенность и структурированность; психодидактическую модель В. Лебедевой, В. Орлова и В. Ясвина [5],

113

целевыми установками которой являются дифференциация и индивидуализация, которые реализуются посредством формирования индивидуальной образовательной траектории; эколого-личностную модель В. Ясвина с пространственно-предметным, социальным, психодидактическим компонентами и субъектами образовательного процесса; экопсихологическая модель В. Панова [6] с акцентом на психическом развитии человека. Большинство зарубежных исследователей связывают понятие образовательной среды с «эффективностью школы» как социальной системы, создающей благополучный эмоциональный климат, ощущение личностного благополучия, транслирующей особенности микрокультуры, обеспечивающей качество воспитательно-образовательного процесса (Маклафлин К., Reid K., Hopkins D.). Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи рассматривают и трактуют образовательную среду как «дизайн обучения», «школьная атмосфера», «климат в классе», «культура школы», «образовательная программа», а анализ образовательной среды сводится к анализу характеристик пространства, в котором проходит учебный процесс, то есть, исследуются больше физические характеристики учебного пространства. Это совершенно иной подход к трактовке образовательной среды. Нам представляется, что это два разных направления - исследование сущности образовательной среды и ее пространственных характеристик. Однако зарубежных исследователей интересует не только пространство, но и психологические характеристики «климата обучения». Такие понятия, как «позитивный климат обучения» и «социальная атмосфера в классе» были предложены Р. Моосом [7], которому также принадлежит авторство методики изучения атмосферы, в которой происходит обучение, «Classroom Environment». Зарубежные исследования образовательной среды за последнее время значительно расширились и диверсифицировались, появились новые исследовательские инструменты. Так, например, в работах Б. Фрейзера использован ряд проверенных методик изучения образовательной среды [8]. Во многих современных исследованиях встречается термин «информационно-образовательная среда», поскольку это больше соответствует информационному этапу развития общества [9].

Наиболее удачным и рабочим для нашего исследования является определение В. Ясвина, который предлагает рассматривать образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [10, c.14]. Принимая во внимание мнение исследователей С.Д. Дерябо, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина и других в описании образовательной среды, мы рассматриваем образовательную среду как открытую систему, совокупность педагогических условий (психолого-педагогических, дидактических, организационных, содержательных), обеспечивающих формирование и развитие электоральной культуры. Описываемую среду мы определяем как кросс-многоуровневую в связи с тем, что все входящие в нее компоненты имеют несколько уровней, взаимодействие

114

в среде происходит не только на уровне компонентов, но и между уровнями различных компонентов, и специальную, поскольку она имеет узко специальную ориентированность на формирование определенного компонента культуры [11].

В разработке структуры образовательной среды мы исходили из того, что в любой образовательной среде всегда присутствуют:

-физический компонент, отражающий все пространственные характеристики (архитектура, местоположение, степень открытости и закрытости конструкций, сама организация пространства, возможности для перемещения в среде, мобильность и изменяемость пространства и т.д.);

-субъектный компонент, отвечающий за всю субъектную составляющую функционирования среды (личностные особенности преподавателей, обучающихся, распределение статусов, ролей, половозрастные и национальные особенности и т.д.);

-содержательный компонент (содержание образования); -деятельностный компонент (образовательные технологии и методики, формы, приемы, способы, содержание обучения, все, что связано с организацией деятельности).

Обоснованная и предложенная нами модель образовательной среды отражает логику развития педагогического процесса (рис.2) и содержит все необходимые для функционирования среды компоненты: кто действует (субъектный компонент), с каким контентом действует (содержательный компонент), как действует (деятельностный компонент) и в каком пространстве (физический компонент).

Уровни, которые мы дифференцируем как глобальный, региональный, локальный и личностный, дифференцированы в соответствии с существующей реальностью. Эти уровни необходимы, потому что компоненты функционируют на различных уровнях, поэтому для полноты описания образовательной среды мы предлагаем учитывать уровневость каждого из компонентов. Взаимодействие происходит не только между компонентами, но и между уровнями. В связи с этим мы предлагаем называть эту среду кросс-многоуровневой, чтобы показать, что между уровнями и компонентами происходит взаимодействие. Физический компонент специальной образовательной среды включает всё пространство, в котором осуществляется формирование электоральной культуры. На глобальном уровне физический компонент специальной кросс-многоуровневой образовательной среды представляет собой мировое образовательное пространство, частью которого является любая образовательная среда в любой части мира. Не учитывать эту общность нельзя, поскольку это глобальное образовательное пространство в той или иной степени влияет на образовательную среду, в которой развивается личность. Естественно, что следующим уровнем будет региональное образовательное пространство, на котором уже появляются региональные особенности, характерные для определенного региона мира или конкретной страны. Локальный уровень данного компонента - образовательное пространство

115

определенного учреждения, в нашем случае - образовательная среда педагогического университета, в которой будет осуществляться формирование электоральной культуры. Кроме того, локальный уровень в нашем случае представлен Координационным центром по повышению эффективности формирования у молодежи активной гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма при ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» [12]. На уровне личности физический компонент представлен тем пространством, в котором осуществляет свою жизнедеятельность личность, это пространство работы, учебы, семьи, отдыха и т.д.

Этот компонент среды должен быть выделен обязательно, поскольку это частное пространство личности будет отличаться от частного пространства другой личности, и в этом будет состоять самая большая ценность этого пространства. На личностном уровне все компоненты приобретают личностный характер. Таким образом, учет всех возможных уровней, на которых так или иначе проявляет себя физический компонент специальной кросс-многоуровневой образовательной среды формирования электоральной культуры учителя, позволяет получить достаточно полную картину физического компонента среды.

Принципиально важными здесь, на наш взгляд, являются также организация пространства, подвижность и гибкость внутренней физической среды, возможность модификации ее для нужд реализации программы формирования электоральной культуры. Под организацией пространства мы понимаем такое физическое наполнение среды, которое позволит перестраивать ее для проведения предусмотренных программой мероприятий. Особое внимание здесь необходимо, на наш взгляд, обратить на оформление этого физического пространства соответствующей наглядностью, погружающей учителя в мир электоральной культуры. Второй момент, который нам представляется важным, - это физическое пространство должно обеспечивать состояние физического комфорта тем, кто в нем занимается, поэтому оно должно быть современным, эстетически продуманным, красивым, поскольку мы ведем речь об электоральной культуре, которая является компонентом общей культуры. Эта общекультурная направленность является, на наш взгляд, отправным пунктом в конструировании предлагаемой нами образовательной среды.

В состав субъектного компонента включены все субъекты, которые принимают участие в функционировании среды. Прежде всего, это - учитель, у которого формируют электоральную культуру, преподаватель, специалист, эксперт, которые обеспечивают функционирование системы формирования электоральной культуры. Субъектный компонент включает не только учителя и указанных специалистов, но и любую личность, принявшую участие в формировании электоральной культуры. И в этом случае мы также должны рассмотреть уровни и каким образом субъектный компонент на них представлен.

Рисунок 2. Модель специальной кросс-многоуровневой образовательной среды формирования электоральной культуры учителя

На глобальном уровне - это эксперты, специалисты, ученые, исследователи, все, кто в мире занимается изучением электоральной культуры и ее особенностей. Речь идет об этих специалистах, поскольку их достижения, открытия, зафиксированные в публикациях, выступлениях на конференциях и т.д., имеют значение для формирования электоральной культуры, их опыт в его позитивной части будет использоваться так или иначе. Если говорить о локальном уровне, то это - преподаватели, эксперты, специалисты, которые обладают определенным уровнем сформированности электоральной компетентности, будут принимать непосредственное участие в формировании и развитии электоральной культуры учителей в рамках образовательных программ педагогического университета. Личностный уровень представлен самой личностью, у которой будет формироваться и развиваться электоральная культура в данной образовательной среде. Субъектный компонент, по нашему мнению, является самым важным в специальной образовательной среде, поскольку именно от людей зависит, каким образом будет реализовано все, что разработано. Более того, именно компетентность, заинтересованность, творческий подход к делу, увлеченность способствуют эффективному функционированию образовательной среды, тогда как консерватизм, низкий уровень сформированности компетентности, отсутствие творческого начала и формальный подход снижают эффективность образовательной среды.

Содержательный компонент фактически представлен той информацией, на основе которой будет формироваться и развиваться электоральная культура. Содержательный компонент специальной образовательной среды связан с понятием «содержание образования», под которым мы, вслед за М.Т. Громковой, понимаем «ту часть информации об окружающем мире и о себе в нем, которая для данного субъекта становится внутренним содержанием, то есть усвоенной информацией» [13]. Речь идет об информации самого различного характера - об организации электорального процесса, о нормативной базе выборов, об истории и традициях мирового и местного электорального процесса, о политических партиях, общественных движениях, принимающих участие в электоральном процессе, об исследованиях электорального процесса и электоральной культуры и т.д. То есть, к содержательному компоненту мы относим всю информацию, которая связана с электоральной культурой, электоральным процессом, электоральным поведением, а также информацию, которая связана с исследованием этих явлений в науке. На глобальном уровне этот компонент среды представлен содержанием электоральной культуры и ее исследованиями в мировом масштабе, поскольку в образовательном процессе, который реализуется в разрабатываемой нами среде, мы опираемся на лучшие мировые практики электорального поведения. Также этот компонент представлен федеральными государственными образовательными стандартами. На региональном уровне рассматривается содержание электоральной культуры в региональном масштабе, то есть те особенности, которые характерны для электорального процесса и электорального поведения в конкретном регионе. Под регионом мы понимаем страну или какой-либо отдельный регион. На локальном уровне содержательный

компонент представлен конкретным содержанием электоральных компетенций, локальной нормативной базой электорального процесса, традициями и историей развития электорального процесса, всей другой информацией, касающейся электорального процесса и его особенностей в регионе. На локальном уровне содержательный компонент представлен содержанием программы формирования и развития электоральной культуры учителя. Личностный уровень содержательного компонента представлен информацией, имеющейся и необходимой личности для формирования и развития электоральной культуры. В данном случае вся информация имеет конкретную личностную направленность, она может быть интересна или не интересна для конкретной личности. Таким образом, содержательный компонент, распределенный по рассматриваемым нами уровням, представляет собой информацию, связанную с электоральным процессом в научном и практическом плане.

Деятельностный компонент среды отражает все виды деятельности, связанные с формированием и развитием электоральной культуры. На глобальном уровне - это мировой опыт организации электорального процесса, который отражен, прежде всего, в исследованиях, а также опыт формирования электоральной культуры, изучения электорального поведения, статистика выборов, мировые политические движения и партии, то есть, вся информация, которая отражает особенности мирового электорального процесса. На региональном уровне данного компонента представлена региональная информация, касающаяся электорального процесса. Как всегда, региональный уровень отражает региональные (этнические, национальные, региональные) особенности электорального поведения граждан. Локальный уровень представлен деятельностью по разработке и реализации программы формирования и развития электоральной культуры учителя в педагогическом университете. Это все виды научной, исследовательской, учебной деятельности, которые представлены в программе. Личностный уровень представлен мотивированной деятельностью личности по формированию и развитию собственной электоральной культуры и электоральной культуры окружающих.

Кросс-многомерные пространства, по мнению исследователей (В.П. Панасюк, К.А. Елистратова и др.) [14, 15], являются в условиях информационного общества факторами инновационного обновления образовательной деятельности. Инновационное изменение не означает изобретение чего-либо нового, инновация - это, прежде всего, изменение чего-либо хорошо известного. «Инновации - это эликсир жизни» [16, с.37], который оказывается самым действенным, если используется в междисциплинарном поле.

В основе формирования специальной образовательной среды лежит научная идея взаимодействий и пересечений различных пространств и сред, порождающих многомерные реальности, обусловливающих появление новых дидактических возможностей и свойств.

Предлагаемая нами модель специальной образовательной среды является кросс-многоуровневой, как мы уже говорили выше, поскольку между собой

119

взаимодействуют не только компоненты, но и уровни. Приведем несколько примеров такого взаимодействия.

Например, личность взаимодействует с содержанием электоральной культуры в мировом масштабе, то есть, субъектный компонент на личностном уровне взаимодействует с содержательным компонентом на глобальном уровне, изучая опыт международных политических движений, партий, электоральных событий с целью формирования собственной электоральной компетентности. Другой пример - субъектный компонент на личностном уровне (личность) участвует в деятельности по реализации программы формирования электоральной культуры учителя в педагогическом университете (на локальном уровне). Еще пример взаимодействия уровней - субъектный компонент на локальном уровне (преподаватели, эксперты, специалисты педагогического университета) взаимодействует с деятельностным компонентом на глобальном уровне, изучая и транслируя учителям мировой опыт организации электорального процесса.

Анализируя взаимодействие уровней и компонентов среды, мы можем сказать, что практически существует взаимодействие всех компонентов на всех уровнях, что создает действующую специальную кросс-многоуровневую образовательную среду, обеспечивающую формирование и развитие электоральной культуры. Под взаимодействием компонентов и уровней мы понимаем различные виды деятельности, которые могут иметь характер как прямого взаимодействия, так и исследовательский, научный характер.

Далее рассмотрим, каким образом функционирует среда. Предлагаемая нами среда реализуется в образовательной среде педагогического университета в соответствии с определенным алгоритмом. Данный алгоритм дает общее представление об основных этапах от момента теоретической разработки среды до обеспечения ее функционирования.

Первым шагом в формировании среды является ее теоретическая разработка на основе определенных подходов. В нашем случае это подходы, которые составляют методологическую основу нашего исследования: диалектический материализм, ноосферный подход, системный, неоэволюционный, средовой, компетентностный, деятельностный подходы.

Теоретическая разработка включает также формулировку целей среды, в зависимости от которых выстраиваются задачи, отбирается содержание, формируется коллектив, который будет эти цели реализовывать. Следующий этап - формирование самого пространства, локации, где будет возможно организовать работу над формированием и развитием электоральной культуры. Здесь очень важно, чтобы это пространство вызывало положительные эмоции, привлекало, чтобы сюда хотелось вернуться снова и снова. Это пространство должно быть соответствующим образом оформлено, но необходимо исключить какое-либо навязывание каких-то идей, персон, выводов со стороны образовательной среды. Это не должна быть агитация, это должно быть постоянное объяснение важности самого электорального действия, принятия решения, активной позиции. Вместе с тем это должно соответствовать современным информационным и культурным

120

требованиям. Физическое пространство предлагаемой нами среды также должно быть гибким, легко трансформироваться в соответствии с нуждами среды, изменяться в зависимости от видов работы, которые предусмотрены программой.

Формирование субъектного компонента специальной образовательной среды представляет собой отбор специалистов, которые смогут обеспечить функционирование специальной образовательной среды. Нам представляется, что в этой команде должны быть специалисты по педагогике, по психологии, по электоральному праву, по организации электорального процесса. К работе могут быть также привлечены специалисты в области политических партий и общественных движений, депутаты, представители местной власти и другие специалисты, имеющие отношение к электоральным процессам. Также будут полезны социологи, владеющие информацией о социологических исследованиях электорального поведения граждан. В состав субъектного компонента среды входят также те, на кого будет воздействовать среда, у кого будут формировать и развивать электоральную культуру - учителя. Необходимо отметить, что это личности, каждая из которых обладает определённым уровнем профессионализма в своей области, собственным мировоззрением, жизненной позицией, основанной на опыте, особенностями личностной сферы, личностными смыслами. Более того, в этот компонент входят все специалисты на различных уровнях, которые могут быть причастны к формированию и развитию электоральной культуры не только прямым, но и косвенным образом, посредством своих публикаций, выступлений и т.д.

Следующий этап - отбор содержания, на основе которого будет происходить формирование содержательного компонента специальной образовательной среды. Содержание в данном случае представлено информацией, связанной с электоральным процессом, носящей различный характер -социальный, учебный, статистический, исследовательский научный и т.д. Именно на основе этого содержания будут далее разрабатываться технологии формирования электоральной культуры. Для субъекта «учитель» содержание -это объем информации, которую удалось осмыслить, понять, принять, перевести в разряд личностных смыслов. Это информация об организации электорального процесса, об истории электорального процесса, об участниках электорального процесса, статистические данные об электоральном процессе, а также информация, которая необходима учителю, чтобы транслировать электоральную культуру обучающимся. Для субъекта «преподаватель» содержание - это объем информации, подготовленной для передачи, определенной образовательной программой и другими нормативными документами. Для субъекта «образовательное учреждение» содержание заложено в образовательной программе. Есть еще одна особенность образовательного контента в данном случае, которая заключается в том, что данный контент должен обеспечить не только формирование и развитие электоральной культуры учителя, но и формирование у него компетенций, позволяющих транслировать электоральную культуру окружающим.

В результате отбора соответствующего задачам среды контента мы имеем содержание, на основе которого будет функционировать среда. Далее идет разработка новых и отбор существующих технологий, методов, способов, приемов формирования и развития электоральной культуры, которые составят основу образовательной программы, результатом которой станет формирование и развитие электоральной культуры учителей. Здесь также необходимо учитывать, что мы формируем у учителя не только электоральную культуру, но и компетенции, позволяющие формировать такую культуру у обучающихся и всех окружающих. На основе отобранного содержания происходит формирование деятельностного компонента специальной образовательной среды.

Далее происходит разработка программы формирования и развития электоральной культуры на основе предложенной концепции и ее реализация. В результате реализации программы формируются и развиваются компетентностный, ценностный, деятельностный и трансляционный компоненты электоральной культуры. Затем осуществляется анализ результатов реализации программы, осуществляется интерпретация результатов и корректировка программы, если это необходимо.

Таким образом, посредством специальной образовательной программы мы формируем электоральную культуру учителя, который впоследствии становится специалистом, способным транслировать электоральную культуру окружающим, формировать ее у обучающихся.

Список источников

1. Байханов И.Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры учителей // Преподаватель XXI век. 2022. Т.2, №4. С.22-38.

2. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. Москва, 1990. С.19-

174.

3. Рубцов В.В., Ивошина Т. Проектирование развивающей образовательной среды школы. Москва: Моск. город. психолого-педагог. ун-т, 2002. - 272 с.

4. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая российская конф. по экологической психологии: тезисы. Москва, 12-14 апреля 2000 г. Москва, 2000. С.172-176.

5. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25-30.

6. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Москва [и др.]: Питер, 2007. - 347 с.: ил., табл.

7. Moos R. Evaluating educational environments procedures, measures, findings, and policy implications. San Francisco: Jossey-Bass, 1979.

8. Fraser B. J., and Treagust D. F. Validity and Use of an Instrument for Assessing Classroom Psychosocial Environment in Higher Education // Higher Education 1996. № 15. Рр. 37-57.

9. Суворова Т.Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-

terminologicheskiy-aspekt-struktura-vozmozhnosti-funktsii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 04.02.2023).

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Эккологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 476 с.

12. Координационный центр по повышению эффективности формирования у молодежи активной гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма. - URL: Ы^://^ри.ги/координационный-центр-по-повышению-э (дата обращения: 04.02.2023)

13. ГромковаМ.Т. Педагогика высшей школы / М.Т. Громкова. - Москва: ЮНИТИ -ДАНА, 2012. - 447 с.

14. Панасюк В.П., Елистратова К.А. Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности // ЧиО. 2020. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kross-mnogomernye-prostranstva-i-sredy-kak-faktory-innovatsionnogo-obnovleniya-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.02.2023).

15. Елистратов, К.А., Панасюк В.П. Формирование многофункциональных результатов образовательного процесса в кросс-многомерной среде школы // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №5 (183). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mnogofunktsionalnyh-rezultatov-obrazovatelnogo-protsessa-v-kross-mnogomernoy-srede-shkoly (дата обращения: 04.02.2023).

16. Инновации - будущее информационного общества / под редакцией Т. Гансвиндта и А.А. Гоголя. - Санкт-Петербург: СПбГУТ, 2005. - 204 с.

References

1. Bajxanov I.B. Metodologicheskie podxody' k issledovaniyu osobennostej formirovaniya i razvitiya politicheskoj i e'lektoral'noj kul'tury' uchitelej // Prepodavatel' XXI vek. 2022; (Vol.2, N4): 22-38. ( In Russian)

2. Korchak Ya. Kak lyubit' rebenka // Pedagogicheskoe nasledie. Mosckva, 1990. S.19-174. ( In Russian)

3. Rubczov V.V., Ivoshina T. . Proektirovanie razvivayushhej obrazovatelnoj sredy' shkoly'. Moscva, 2002. - 272 s. ( In Russian)

4. Slobodchikov V.I. O ponyatii obrazovatelnoj sredy' v koncepcii razvivayushhego obrazovaniya. In: Vtoraya rossijskaya konf. po ekologicheskoj psihologii: tezisy. Moskva, 12-14 aprelya 2000 g. Moskva, 2000. S.172-176. ( In Russian)

5. Lebedeva V.P., Orlov V.A., Panov V.I. Psixodidakticheskie aspekty' razvivayushhego obrazovaniya. Pedagogika. 1996; (6): 25-30( In Russian).

6. Panov V.I. Psixodidaktika obrazovatel'ny'x sistem: teoriya i praktika. Moskva [i dr.]: Piter, 2007. - 347 s.: il., tabl. ( In Russian)

7. Moos R. Evaluating educational environments procedures, measures, findings, and policy implications. San Francisco: Jossey-Bass, 1979. (In English)

8. Fraser B. J., and Treagust D. F. Validity and Use of an Instrument for Assessing Classroom Psychosocial Environment in Higher Education. Higher Education. 1996; (15): 37-57. ( In English)/

9. Suvorova T.N. Sovremennaya informacionno-obrazovatel'naya sreda: terminologicheskij aspekt, struktura, vozmozhnosti, funkcii i perspektivy' razvitiya. Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-terminologicheskiy-aspekt-struktura-vozmozhnosti-funktsii-i-perspektivy-razvitiya (data obrashheniya: 04.02.2023). ( In Russian)

10. Yasvin V.A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. Moscva: Smy'sl, 2001. 365 s. ( In Russian)

11. Deryabo, S.D., Yasvin, V.A. E'kkologicheskaya pedagogika i psixologiya. Rostov-na-Donu, 1996. 476 s. ( In Russian)

12. Koordinacionnyj centr po povysheniyu effektivnosti formirovaniya u molodezhi aktivnoj grazhdanskoj pozicii, protivodejstviya ideologii terrorizma i ekstremizma. - URL: https://chspu.ru/koordinacionnyj-centr-po-povysheniyu-e (data obrashcheniya: 04.02.2023). ( In Russian)

13. Gromkova, M.T. Pedagogika vy'sshej shkoly.' Moscva: YuNITI - DANA, 2012. 447 s. ( In Russian)

14. Panasyuk V.P., Elistratova K.A. Kross-mnogomerny'e prostranstva i sredy' kak faktory' innovacionnogo obnovleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti. ChiO. 2020; 62(1): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kross-mnogomernye-prostranstva-i-sredy-kak-faktory-innovatsionnogo-obnovleniya-obrazovatelnoy-deyatelnosti (data obrashheniya: 04.02.2023). ( In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Elistratova K.A., Panasyuk V.P. Formirovanie mnogofunkcional ny'x rezul tatov obrazovatel'nogo processa v kross-mnogomernoj srede shkoly.' Ucheny^e zapiski universiteta Lesgafta. 2020;183(5): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mnogofunktsionalnyh-rezultatov-obrazovatelnogo-protsessa-v-kross-mnogomernoy-srede-shkoly (data obrashheniya: 04.02.2023). ( In Russian)

16. Innovacii - budushhee informacionnogo obshhestva /pod redakciej T. Gansvindta i A.A. Gogolya. Sankt-Peterburg: SPbGUT, 2005. 204 s. ( In Russian)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 13.01.20.23; одобрена после рецензирования 20.02.2023; принята к публикации 13.03.2023.

The article was submitted 13.01.20.23; approved after reviewing 20.02.2023; accepted for publication 13.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.