Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ'

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЯ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байханов Исмаил Баутдинович

Данная статья посвящена проблеме разработки специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя. В статье обоснована актуальность разработки специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя. Осуществлен анализ современных концепций образовательной среды. На основе комплекса методологических подходов, представленного в виде четырехуровневой иерархической структуры методологических оснований, разработана модель специальной кросс-многоуровневой образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя. Описаны глобальный, региональный локальный и личностный уровни образовательной среды. Предложен алгоритм, отражающий последовательность действий при функционировании специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байханов Исмаил Баутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF A SPECIAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE FORMATION OF THE ELECTORAL CULTURE OF A TEACHER

The article is devoted to the problem of developing a special educational environment for the formation of the electoral culture of the teacher and substantiates the relevance of the development of this special educational environment. The analysis of modern concepts of educational environment is carried out. Based on a set of methodological approaches presented in the form of a four-level hierarchical structure of methodological foundations, a model of a special cross-multilevel educational environment for the formation of the electoral culture of a teacher has been developed. The global, regional, local and personal levels of the educational environment are described. An algorithm reflecting the sequence of actions in the functioning of a special educational environment for the formation of the electoral culture of a teacher is proposed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.00 ББК 74.48

DOI: 10 .31862/1819-463X-2023-2-186-198

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

И. Б. Байханов

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме разработки специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя. В статье обоснована актуальность разработки специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя. Осуществлен анализ современных концепций образовательной среды. На основе комплекса методологических подходов, представленного в виде четырехуровневой иерархической структуры методологических оснований, разработана модель специальной кросс-многоуровневой образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя. Описаны глобальный, региональный локальный и личностный уровни образовательной среды. Предложен алгоритм, отражающий последовательность действий при функционировании специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя.

Ключевые слова: образовательная среда, электоральная культура, методология, модель, педагогический алгоритм.

Для цитирования: Байханов И. Б. Модель специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя // Наука и школа. 2023. № 2. С. 186-198. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-2-186-198.

MODEL OF A SPECIAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

FOR THE FORMATION OF THE ELECTORAL CULTURE OF A TEACHER

I. B. Baikhanov

Abstract. The article is devoted to the problem of developing a special educational environment for the formation of the electoral culture of the teacher and substantiates the relevance of

© Байханов И. Б., 2023

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

the development of this special educational environment. The analysis of modern concepts of educational environment is carried out. Based on a set of methodological approaches presented in the form of a four-level hierarchical structure of methodological foundations, a model of a special cross-multilevel educational environment for the formation of the electoral culture of a teacher has been developed. The global, regional, local and personal levels of the educational environment are described. An algorithm reflecting the sequence of actions in the functioning of a special educational environment for the formation of the electoral culture of a teacher is proposed.

Keywords: educational environment, electoral culture, methodology, model, pedagogical algorithm.

Cite as: Baikhanov I. B. Model of a special educational environment for the formation of the electoral culture of a teacher. Nauka i shkola. 2023, No. 2, pp. 186-198. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-2-186-198.

Современное общество отличается динамичностью и зависимостью от информационных потоков . Успешность сегодня ассоциируется с навыками работы с информацией, умениями оптимальной оценки ситуации, скоростью принятия решений и другими умениями и навыками, характерными для информационного общества, стоящего на пороге серьезных прорывов в области информационных технологий и виртуальной реальности . В таких условиях, определяемых законами информационного мира, особое значение приобретает культура как «спасательный круг» для личности, позволяющий не просто выжить, а осуществлять эффективную жизнедеятельность в сложных условиях информационной динамики . Культура -понятие необычайной широты и глубины, имеющее огромное количество составляющих, компонентов, разновидностей . Одной из таких разновидностей является электоральная культура, под которой мы понимаем осознанность, гибкость, уверенность и обоснованность реализации электорального выбора, осознание необходимости обязательного активного участия в электоральном процессе

Учитель всегда играл и продолжает играть особую роль в обществе, поскольку это специалист, работающий

с молодежью в различных направлениях, осуществляющий обучение и воспитание, следовательно, способный повлиять на личностную сферу молодых людей Кроме того, учитель - это авторитет в определенной области знаний, в житейской сфере. Признавая безусловное большое влияние учителя на молодое поколение, мы можем констатировать, что в современных условиях потенциал влияния учителя на обучающихся используется недостаточно Учитывая, что уровень электоральной культуры в российском обществе оставляет желать лучшего, как и активность в электоральном процессе, мы полагаем, что начинать работу по формированию электоральной культуры необходимо с самого раннего возраста . Для этого необходимо, прежде всего, чтобы учитель обладал достаточным уровнем сформированности электоральной культуры и технологиями ее трансляции окружающим . Начинать эту работу необходимо с изменения самого отношения к электоральным процессам как к проявлению уровня общей культуры личности В связи с этим мы предлагаем сформировать в образовательном пространстве педагогического университета специальную образовательную среду, в которой станет возможным формирование электоральной культуры учителя

В качестве методологических подходов к решению проблемы формирования электоральной культуры мы предлагаем четырехуровневую иерархическую структуру методологических оснований На мировоззренческом уровне мы стоим на позициях диалектического материализма, разделяя идею единства и целостности бытия и рассматривая бытие как состоящее не только из материи, но и из мышления, а также идею материальности мира и первичности материи по отношению к сознанию, как и идею возможности познания мира в деятельности и развития науки и техники, влекущих за собой развитие общества и все изменения, происходящие в человеке Второй уровень методологии - общенаучный - предлагает нам подходы, которые позволяют рассмотреть исследуемое явление с точки зрения подходов, используемых для всех наук. Здесь нами используются системный и эволюционный подходы На конкретно научном уровне, который связан с педагогическими подходами к исследованию формирования и развития политической и электоральной культуры у будущих учителей мы считаем необходимым использовать средовой, компетентностный и деятельностный подходы . Технологический уровень включает конкретные технологии и методики формирования электоральной культуры [1] .

В соответствии со средовым подходом (С . Д . Дерябо, В . И . Слободчиков, В . А. Ясвин и др . ), формирование электоральной культуры требует особых условий, которые могут быть созданы только в специальной образовательной среде, поэтому далее мы рассмотрим сущность и компоненты такой среды, что далее позволит нам комплексно сформулировать педагогическую концепцию формирования электоральной культуры учителя

Отметим, что в дальнейшем использовании термина «образовательная среда» мы будем исходить из значения слова «образовательный», связанного с

процессом специально организованного целенаправленного формирования и развития личности в интересах ее самой и общества. Если говорить об образовательной среде в педагогике, то это понятие является одним из самых разработанных . Достаточно вспомнить типологию воспитывающей образовательной среды по Я . Корчаку (догматическая, идейная, безмятежного потребления, внешнего лоска и карьеры) [2]; коммуникативно-ориентированную модель образовательной среды В . Рубцова, который рассматривает образовательную среду как форму коммуникативного взаимодействия, в которой между учителем и учеником возникают особые формы общности [3]; антрополого-психологиче-скую модель образовательной среды В . Слободчикова [4], в которой акцентируется внимание на взаимодействии субъектов образовательной деятельности, а основными параметрами считаются насыщенность и структурированность; психодидактическую модель В . Лебедевой, В . Орлова и В . Ясвина [5], целевыми установками которой являются дифференциация и индивидуализация, реализующиеся посредством формирования индивидуальной образовательной траектории; эколого-личностную модель В Ясвина с пространственно-предметным, социальным, психодидактическим компонентами и субъектами образовательного процесса; экопсихологическая модель В . Панова [6] с акцентом на психическом развитии человека. Большинство зарубежных исследователей связывают понятие образовательной среды с «эффективностью школы» как социальной системы, создающей благополучный эмоциональный климат, ощущение личностного благополучия, транслирующей особенности микрокультуры, обеспечивающей качество воспитательно-образовательного процесса (К . Маклафлин, K. Reid, D . Hopkins) . Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи рассматривают и трактуют

образовательную среду как «дизайн обучения», «школьная атмосфера», «климат в классе», «культура школы», «образовательная программа», а анализ образовательной среды сводится к анализу характеристик пространства, в котором проходит учебный процесс, то есть исследуются больше физические характеристики учебного пространства Это совершенно иной подход к трактовке образовательной среды . Нам представляется, что это два разных направления - исследование сущности образовательной среды и ее пространственных характеристик. Однако зарубежных исследователей интересует не только пространство, но и психологические характеристики «климата обучения». Такие понятия, как «позитивный климат обучения» и «социальная атмосфера в классе», были предложены Р Моосом [7], которому также принадлежит авторство методики изучения атмосферы, в которой происходит обучение, "Classroom Environment" . Зарубежные исследования образовательной среды за последнее время значительно расширились и диверсифицировались, появились новые исследовательские инструменты Так, например, в работах Б . Фрейзера использован ряд проверенных методик изучения образовательной среды [8] . Во многих современных исследованиях встречается термин «информационно-образовательная среда», поскольку это больше соответствует информационному этапу развития общества [9] .

В качестве рабочего для нашего исследования мы примем определение В Ясвина, который предлагает рассматривать образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [10, c . 14] .

Опираясь на подходы исследователей С . Д . Дерябо, В . И . Слободчикова,

В . А. Ясвина и других к описанию образовательной среды, мы рассматриваем образовательную среду как открытую систему, совокупность педагогических условий (психолого-педагогических, дидактических, организационных, содержательных), обеспечивающих формирование и развитие электоральной культуры Описываемую среду мы определяем как кросс-многоуровневую в связи с тем, что все входящие в нее компоненты имеют несколько уровней, взаимодействие в среде происходит не только на уровне компонентов, но и между уровнями различных компонентов, и специальную, поскольку она имеет узкоспециальную ориентированность на формирование определенного компонента культуры [11] .

В рассмотрении структуры образовательной среды мы будем исходить из того, что в любой образовательной среде всегда присутствуют:

• физический компонент, отражающий все пространственные характеристики (архитектура, местоположение, степень открытости и закрытости конструкций, сама организация пространства, возможности для перемещения в среде, мобильность и изменяемость пространства и т. д . );

• субъектный компонент, отвечающий за всю субъектную составляющую функционирования среды (личностные особенности преподавателей, обучающихся, распределение статусов, ролей, половозрастные и национальные особенности и т д );

• содержательный компонент (содержание образования);

• деятельностный компонент (образовательные технологии и методики, формы, приемы, способы, содержание обучения, все, что связано с организацией деятельности)

Проектируемая нами модель образовательной среды отражает логику развития педагогического процесса (рис . 1), отражает все необходимые для функционирования среды компоненты: кто дей-

Рис. 1. Модель специальной кросс-многоуровневой образовательной среды формирования электоральной культуры учителя

ствует (субъектный компонент), с каким контентом действует (содержательный компонент), как действует (дея-тельностный компонент) и в каком пространстве (физический компонент)

Рассмотрим компоненты модели и уровни более подробно

Каждый из компонентов, как видно на рисунке, имеет уровни, которые мы дифференцируем как глобальный, региональный, локальный и личностный в соответствии с существующей реальностью . Эти уровни необходимы, потому что компоненты функционируют на различных уровнях, поэтому для полноты описания образовательной среды мы предлагаем учитывать уровневость каждого из компонентов Взаимодействие происходит не только между компонентами, но и между уровнями . В связи с этим мы предлагаем называть эту среду кросс-многоуровневой, чтобы показать, что между уровнями и компонентами происходит взаимодействие

Физический компонент специальной образовательной среды включает все пространство, в котором осуществляется формирование электоральной культуры . На глобальном уровне физический компонент специальной кросс-многоуровневой образовательной среды представляет собой мировое образовательное пространство, частью которого является любая образовательная среда в любой части мира Не учитывать эту общность нельзя, поскольку это глобальное образовательное пространство в той или иной степени влияет на образовательную среду, в которой развивается личность . Естественно, что следующим уровнем будет региональное образовательное пространство, на котором уже появляются региональные особенности, характерные для определенного региона мира или конкретной страны . Локальный уровень данного компонента - образовательное пространство определенного

учреждения, в нашем случае - образовательная среда педагогического университета, в которой будет осуществляться формирование электоральной культуры Кроме того, локальный уровень в нашем случае представлен Координационным центром по повышению эффективности формирования у молодежи активной гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма при ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»1 . На уровне личности физический компонент представлен тем пространством, в котором осуществляет свою жизнедеятельность личность, это пространство работы, учебы, семьи, отдыха и т. д . Мы считаем необходимым выделить этот компонент среды обязательно, поскольку это частное пространство личности будет отличаться от частного пространства другой личности, и в этом будет состоять самая большая ценность этого пространства. На личностном уровне все компоненты приобретают личностный характер . Таким образом, учет всех возможных уровней, на которых так или иначе проявляет себя физический компонент специальной кросс-многоуровневой образовательной среды формирования электоральной культуры учителя, позволяет получить достаточно полную картину физического компонента среды

Принципиально важными здесь, на наш взгляд, являются также организация пространства, подвижность и гибкость внутренней физической среды, возможность модификации ее для нужд реализации программы формирования электоральной культуры . Под организацией пространства мы понимаем такое физическое наполнение среды, которое позволит перестраивать ее для проведения предусмотренных программой мероприятий Особое внимание здесь необходимо, на наш взгляд, обратить на

1 https://chspu . ru/koordinatsionnyi-tsentr-po-povysheniyu-e/

оформление этого физического пространства соответствующей наглядностью, погружающей учителя в мир электоральной культуры Второй момент, который нам представляется важным, -это физическое пространство должно обеспечивать состояние физического комфорта тем, кто в нем занимается, поэтому оно должно быть современным, эстетически продуманным, красивым, поскольку мы ведем речь об электоральной культуре, которая является компонентом общей культуры . Эта общекультурная направленность является, на наш взгляд, отправным пунктом в конструировании предлагаемой нами образовательной среды .

Субъектный компонент представляет всех субъектов, которые принимают участие в функционировании среды . Прежде всего, это учитель, у которого формируют электоральную культуру, преподаватель, специалист, эксперт, которые обеспечивают функционирование системы формирования электоральной культуры . Субъектный компонент включает не только учителя и указанных специалистов, но и любую личность, принявшую участие в формировании электоральной культуры И в этом случае мы также должны рассмотреть уровни и то, каким образом субъектный компонент на них представлен . На глобальном уровне - это эксперты, специалисты, ученые, исследователи, все, кто в мире занимается изучением электоральной культуры и ее особенностей . Речь идет об этих специалистах, поскольку их достижения, открытия, зафиксированные в публикациях, выступлениях на конференциях и т д , имеют значение для формирования электоральной культуры, их опыт в его позитивной части будет использоваться так или иначе . Если говорить о локальном уровне, то это - преподаватели, эксперты, специалисты, которые обладают определенным уровнем сформирован-ности электоральной компетентности,

будут принимать непосредственное участие в формировании и развитии электоральной культуры учителей в рамках образовательных программ педагогического университета. Личностный уровень представлен самой личностью, у которой будет формироваться и развиваться электоральная культура в данной образовательной среде Субъектный компонент, по нашему мнению, является самым важным в специальной образовательной среде, поскольку именно от людей зависит, каким образом будет реализовано все, что разработано . Более того, именно компетентность, заинтересованность, творческий подход к делу, увлеченность способствуют эффективному функционированию образовательной среды, тогда как консерватизм, низкий уровень сформированности компетентности, отсутствие творческого начала и формальный подход снижают эффективность образовательной среды Содержательный компонент фактически представлен той информацией, на основе которой будет формироваться и развиваться электоральная культура Содержательный компонент специальной образовательной среды связан с понятием «содержание образования», под которым мы, вслед за М . Т Громковой, понимаем «ту часть информации об окружающем мире и о себе в нем, которая для данного субъекта становится внутренним содержанием, то есть усвоенной информацией» [12] . Речь идет об информации самого различного характера - об организации электорального процесса, о нормативной базе выборов, об истории и традициях мирового и местного электорального процесса, о политических партиях, общественных движениях, принимающих участие в электоральном процессе, об исследованиях электорального процесса и электоральной культуры и т. д . То есть к содержательному компоненту мы относим всю информацию, которая связана с электоральной культурой, электоральным

процессом, электоральным поведением, а также информацию, которая связана с исследованием этих явлений в науке На глобальном уровне этот компонент среды представлен содержанием электоральной культуры и ее исследованиями в мировом масштабе, поскольку в образовательном процессе, который реализуется в разрабатываемой нами среде, мы опираемся на лучшие мировые практики электорального поведения Также этот компонент представлен федеральными государственными образовательными стандартами На региональном уровне рассматривается содержание электоральной культуры в региональном масштабе, то есть те особенности, которые характерны для электорального процесса и электорального поведения в конкретном регионе Под регионом мы понимаем страну или какой-либо отдельный регион На локальном уровне содержательный компонент представлен конкретным содержанием электоральных компетенций, локальной нормативной базой электорального процесса, традициями и историей развития электорального процесса, всей другой информацией, касающейся электорального процесса и его особенностей в регионе . На локальном уровне содержательный компонент представлен содержанием программы формирования и развития электоральной культуры учителя . Личностный уровень содержательного компонента представлен информацией, имеющейся и необходимой личности для формирования и развития электоральной культуры В данном случае вся информация имеет конкретную личностную направленность, она может быть интересна или не интересна для конкретной личности Таким образом, содержательный компонент, распределенный по рассматриваемым нами уровням, представляет собой информацию, связанную с электоральным процессом в научном и практическом плане .

Деятельностный компонент среды отражает все виды деятельности, связан-

ные с формированием и развитием электоральной культуры На глобальном уровне - это мировой опыт организации электорального процесса, который отражен, прежде всего, в исследованиях, а также опыт формирования электоральной культуры, изучения электорального поведения, статистика выборов, мировые политические движения и партии, то есть вся информация, которая отражает особенности мирового электорального процесса На региональном уровне данного компонента представлена региональная информация, касающаяся электорального процесса Как всегда, региональный уровень отражает региональные (этнические, национальные, региональные) особенности электорального поведения граждан . Локальный уровень представлен деятельностью по разработке и реализации программы формирования и развития электоральной культуры учителя в педагогическом университете . Это все виды научной, исследовательской, учебной деятельности, которые представлены в программе Личностный уровень представлен мотивированной деятельностью личности по формированию и развитию собственной электоральной культуры и электоральной культуры окружающих

Кросс-многомерные пространства, по мнению исследователей (В П Панасюк, К . А. Елистратова и др . ) [13; 14], являются в условиях информационного общества факторами инновационного обновления образовательной деятельности . Инновационное изменение не означает изобретение чего-либо нового, инновация - это, прежде всего, изменение чего-либо хорошо известного «Инновации - это эликсир жизни» [15, с. 37], который оказывается самым действенным, если используется в междисциплинарном поле

В основе формирования специальной образовательной среды лежит научная идея взаимодействий и пересечений различных пространств и сред, порождающих многомерные реальности,

обусловливающих появление новых дидактических возможностей и свойств .

Предлагаемая нами модель специальной образовательной среды является кросс-многоуровневой, как мы уже говорили выше, поскольку между собой взаимодействуют не только компоненты, но и уровни Приведем несколько примеров такого взаимодействия

Например, личность взаимодействует с содержанием электоральной культуры в мировом масштабе, то есть субъектный компонент на личностном уровне взаимодействует с содержательным компонентом на глобальном уровне, изучая опыт международных политических движений, партий, электоральных событий с целью формирования собственной электоральной компетентности. Другой пример - субъектный компонент на личностном уровне (личность) участвует в деятельности по реализации программы формирования электоральной культуры учителя в педагогическом университете (на локальном уровне) Еще пример взаимодействия уровней - субъектный компонент на локальном уровне (преподаватели, эксперты, специалисты педагогического университета) взаимодействует с деятельностным компонентом на глобальном уровне, изучая и транслируя учителям мировой опыт организации электорального процесса .

Анализируя взаимодействие уровней и компонентов среды, мы можем сказать, что практически существует взаимодействие всех компонентов на всех уровнях, что создает действующую специальную кросс-многоуровневую образовательную среду, обеспечивающую формирование и развитие электоральной культуры Под взаимодействием компонентов и уровней мы понимаем различные виды деятельности, которые могут иметь характер как прямого взаимодействия, так и исследовательский, научный характер

Далее рассмотрим, каким образом функционирует среда Предлагаемая

нами среда реализуется в образовательной среде педагогического университета в соответствии с алгоритмом, представленным на рис . 2 . Данный алгоритм дает общее представление об основных этапах от момента теоретической разработки среды до обеспечения ее функционирования

Первым шагом в формировании среды является ее теоретическая разработка на основе определенных подходов В нашем случае это подходы, которые составляют методологическую основу нашего исследования: диалектический материализм, ноосферный подход, системный, неоэволюционный, средовой, компетентностный, деятель-ностный подходы

Теоретическая разработка включает также формулировку целей среды, в зависимости от которых выстраиваются задачи, отбирается содержание, формируется коллектив, который будет эти цели реализовывать

Следующий этап - формирование самого пространства, локации, где будет возможно организовать работу над формированием и развитием электоральной культуры Здесь очень важно, чтобы это пространство вызывало положительные эмоции, привлекало, чтобы сюда хотелось вернуться снова и снова Это пространство должно быть соответствующим образом оформлено, но необходимо исключить любое навязывание каких-то идей, персон, выводов со стороны образовательной среды . Это не должна быть агитация, это должно быть постоянное объяснение важности самого электорального действия, принятия решения, активной позиции Вместе с тем это должно соответствовать современным информационным и культурным требованиям . Физическое пространство предлагаемой нами среды также должно быть гибким, легко трансформироваться в соответствии с нуждами среды, изменяться в зависимости от видов работы, которые предусмотрены программой

Рис. 2. Алгоритм функционирования специальной образовательной среды при формировании и развитии электоральной культуры учителя

Формирование субъектного компонента специальной образовательной среды представляет собой отбор специалистов, которые смогут обеспечить функционирование специальной образовательной среды . Нам представляется, что в этой команде должны быть специалисты по педагогике, психологии, электоральному праву, по организации электорального процесса К работе могут быть также привлечены специалисты в области политических партий и общественных движений, депутаты, представители местной власти и другие специалисты, имеющие отношение к электоральным процессам Также будут полезны социологи, владеющие информацией о социологических исследованиях электорального поведения граждан В состав субъектного компонента среды входят также те, на кого будет воздействовать среда, у кого будут формировать и развивать электоральную культуру - учителя . Необходимо отметить, что это личности, каждая из которых обладает определенным уровнем профессионализма в своей области, собственным мировоззрением, жизненной позицией, основанной на опыте, особенностями личностной сферы, личностными смыслами Более того, в этот компонент входят все специалисты на различных уровнях, которые могут быть причастны к формированию и развитию электоральной культуры не только прямым, но и косвенным образом, посредством своих публикаций, выступлений и т д

Следующий этап в соответствии с алгоритмом (рис . 2) - отбор содержания, на основе которого будет происходить формирование содержательного компонента специальной образовательной среды Содержание в данном случае представлено информацией, связанной с электоральным процессом, носящей различный характер - социальный, учебный, статистический, исследовательский научный и т. д . Именно на основе этого содержания будут далее

разрабатываться технологии формирования электоральной культуры Для субъекта «учитель» содержание - это объем информации, которую удалось осмыслить, понять, принять, перевести в разряд личностных смыслов Это информация об организации электорального процесса, об истории электорального процесса, об участниках электорального процесса, статистические данные об электоральном процессе, а также информация, которая необходима учителю, чтобы транслировать электоральную культуру обучающимся . Для субъекта «преподаватель» содержание - это объем информации, подготовленной для передачи, определенной образовательной программой и другими нормативными документами Для субъекта «образовательное учреждение» содержание заложено в образовательной программе Есть еще одна особенность образовательного контента в данном случае, которая заключается в том, что данный контент должен обеспечить не только формирование и развитие электоральной культуры учителя, но и формирование у него компетенций, позволяющих транслировать электоральную культуру окружающим

В результате отбора соответствующего задачам среды контента мы имеем содержание, на основе которого будет функционировать среда. Далее идет разработка новых и отбор существующих технологий, методов, способов, приемов формирования и развития электоральной культуры, которые составят основу образовательной программы, результатом которой станет формирование и развитие электоральной культуры учителей . Здесь также необходимо учитывать, что мы формируем у учителя не только электоральную культуру, но и компетенции, позволяющие формировать такую культуру у обучающихся и всех окружающих . На основе отобранного содержания происходит формирование деятельностного компонента специальной образовательной среды

Далее происходит разработка программы формирования и развития электоральной культуры на основе предложенной концепции и ее реализация В результате реализации программы формируются и развиваются компетентност-ный, ценностный, деятельностный и трансляционный компоненты электоральной культуры . Затем осуществляется анализ результатов реализации программы, осуществляется интерпретация

результатов и корректировка программы, если это необходимо

Таким образом, мы представили модель специальной образовательной среды для формирования электоральной культуры учителя и алгоритм необходимых действий для ее создания Сформированная таким образом специальная кросс-многоуровневая образовательная среда создаст необходимые условия для формирования электоральной культуры учителя .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байханов И. Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры учителей // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. С. 22-38.

2. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990. С. 19-174.

3. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002. 272 с.

4. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с.

5. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25-30.

6. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. С. 80.

7. Moos R. Evaluating educational environments procedures, measures, findings, and policy implications. San Francisco: Jossey-Bass, 1979.

8. Fraser B. J., Treagust D. F. Validity and Use of an Instrument for Assessing Classroom Psychosocial Environment in Higher Education // Higher Education. 1996. No. 15. P. 37-57.

9. Суворова Т. Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник РУДН. Сер.: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 85-99.

10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

11. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д., 1996.

12. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 447 с.

13. Панасюк В. П., Елистратова К. А. Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 30-38.

14. Елистратова К. А., Панасюк В. П. Формирование многофункциональных результатов образовательного процесса в кросс-многомерной среде школы // Учен. зап. Ун-та Лесгафта. 2020. № 5 (183). С. 158-163.

15. Инновации - будущее информационного общества / под ред. Т. Гансвиндта, А. А. Гоголя. СПб.: СПбГУТ, 2005. 204 с.

REFERENCES

1. Baikhanov I. B. Metodologicheskie podkhody k issledovaniyu osobennostey formirovaniya i razvitiya politicheskoy i elektoralnoy kultury uchiteley. Prepodavatel XXI vek. 2022, No. 4, pp. 22-38.

2. Korchak Ya. Kak lyubit rebenka. Pedagogicheskoe nasledie. Moscow, 1990. Pp. 19-174.

3. Rubtsov V. V., Ivoshina T. G. Proektirovanie razvivayushchey obrazovatelnoy sredy shkoly. Moscow, 2002. 272 p.

4. Slobodchikov V. I. O ponyatii obrazovatelnoy sredy v kontseptsii razvivayushchego obrazovaniya. Moscow, 2000. 230 p.

5. Lebedeva, V. P., Orlov V. A., Panov V. I. Psikhodidakticheskie aspekty razvivayushchego obrazovaniya. Pedagogika. 1996, No. 6,pp. 25-30.

6. Panov V. I. Psikhodidaktika obrazovatelnykh sistem: teoriya i praktika. St. Petersburg, 2007. P. 80.

7. Moos R. Evaluating educational environments procedures, measures, findings, and policy implications. San Francisco: Jossey-Bass,1979.

8. Fraser B. J., Treagust D. F. Validity and Use of an Instrument for Assessing Classroom Psychosocial Environment in Higher Education. Higher Education. 1996, No. 15, pp. 37-57.

9. Suvorova T. N. Sovremennaya informatsionno-obrazovatelnaya sreda: terminologicheskiy aspekt, struktura, vozmozhnosti, funktsii i perspektivy razvitiya. Vestnik RUDN. Ser.: Informatizatsiya obrazovaniya. 2015, No. 1, pp. 85-99.

10. Yasvin V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. Moscow: Smysl, 2001. 365 p.

11. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Ekologicheskaya pedagogika i psikhologiya. Rostov-on-Don, 1996.

12. Gromkova M. T. Pedagogika vysshey shkoly. Moscow: YuNITI-DANA, 2012. 447 p.

13. Panasyuk V. P., Elistratova K. A. Kross-mnogomernye prostranstva i sredy kak faktory innovatsionnogo obnovleniya obrazovatelnoy deyatelnosti. Chelovek i obrazovanie. 2020, No. 1 (62), pp. 30-38.

14. Elistratova K. A., Panasyuk V. P. Formirovanie mnogofunktsionalnykh rezultatov obrazovatelnogo protsessa v kross-mnogomernoy srede shkoly. Uchen. zap. Un-ta Lesgafta. 2020, No. 5 (183), pp. 158-163.

15. Gansvindt T., Gogol A. A. (eds.) Innovatsii - budushchee informatsionnogo obshchestva. St. Petersburg: SPbGUT, 2005. 204 p.

Байханов Исмаил Баутдинович, кандидат политических наук, доцент, ректор Чеченского государственного педагогического университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: rector@chspu.ru

Baikhanov Ismail B., PhD in Political Sciences, Associate Professor, Rector, Chechen State Pedagogical University e-mail: rector@chspu.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2023 The article was received on 20.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.