Научная статья на тему 'Организация пространства подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования'

Организация пространства подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / образовательная среда / методология профессионального образования / организация системы подготовки специалистов / educational area / educational environment / methodology of vocational education / organization of vocational education and training system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходусов Александр Николаевич, Кононова Светлана Александровна

В статье обоснована методология организации образовательно-воспитательного пространства, среды и системы в учреждениях профессионального образования на основе их диверсификации, вариативности, дифференциации, индивидуализации. Это позволяет реализовать методологию концептуально-стратегической модели системы высшего образования в каждом учреждении профессионального образования. В статье также методологически обосновано содержание понятия «пространство профессионального образования» и раскрыто несколько методологических процедур оптимизации образовательного пространства профессионального образования: проблематизация образовательного пространства; концептуализация образовательного пространства на основе гуманистической парадигмы; разработка онтологического содержания образовательного пространства; методологическое моделирование дидактического образа, структуры, логической организации, принципов, средств и методов образовательного пространства. Образовательная среда профессионального образования представлена в статье как категория, характеризующаяся сложным нелинейным взаимодействием между всеми участниками образовательной деятельности и сетевой моделью коммуникации, создаваемой для личностного развития обучающихся. Образовательная среда рассматривается как диалектическое единство функционально взаимосвязанных компонентов: внутренних ресурсов (учебно-методических, материально-технических, кадровых, научно-технических, психологических, финансовых и политики учебного заведения по отношению к образованию) и внешних ресурсов (сложившийся рынок труда в России и регионе, профиль вуза, научные исследования в регионе). Система профессионального образования проектируется, конструируется на основе системообразующих факторов. Это «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». Система профессионального образования представляет собой сложно структурированную систему и характеризуется как многоуровневая, полифункциональная, национальная (региональная) система непрерывного профессионального образования, система «опережающего профессионального образования», система профессионально-личностного воспитания и развития будущего специалиста, самоорганизующаяся система. Характерными признаками системы профессионального образования являются наличие цели, задач, функций, принципов, структуры, атрибутов, отношений, уровней иерархии элементов и т. д. Система профессионального образования развивается на основе саморегуляции и самоорганизации. Могут быть созданы и функционировать несколько моделейсистем: сопряженная профессиональная система профессионального образования, система профессионального образования с наперед заданными свойствами, система профессионального образования сетевого типа и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходусов Александр Николаевич, Кононова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Area Organization in Training of Specialists in Vocational Training Institutions

The article reveals the methodology of the educational area organization, environment and vocational training system based on their diversification, variety, differentiation, individualization. It allows us to realize the methodology of the conceptual and strategic model of the higher education system in every institution of the vocational training system. The article also reveals the content of the notion «the area of professional education» and some methodological optimization procedures for the educational area in the field of vocational education: problematization of educational area; conceptualization of educational area based on the humanistic paradigm; development of the ontological content of educational area; methodological modeling of didactic idea, structure, logical organization, some principles, means and methods of educational area. The educational area of vocational education is presented in the article as an area category which is characterized by complex nonlinear interaction between all the participants of educational activity and a communication network model organized for personal development of students. The educational area is viewed as a dialectical unity of some functionally connected elements: inner resources (educational, methodical, technical, changes in personnel, scientific, psychological, financial and politics of the institution in the sphere of education) and outer resources (labor market in Russia and in the region; the profile of the university, regional research). The system of vocational education is projected and constructed on the base of all the factors mentioned above. The system of vocational education is a system with a complex structure. It is characterized as a multilevel, polyfunctional, national, Long Life system of vocational education, the system of Advanced Professional Education, the system of professional and personal development, a self-organizing system. Goals, functions, principles, structural elements, attributes, levels, relationship are the main characteristic features of the system. The system of vocational education is developed on the base of self-regulation and self-organization. Several model-systems may be organized, such as: the system of conjugated vocational education, the system of Advanced Professional Education, the system of vocational network education, etc.

Текст научной работы на тему «Организация пространства подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10157

УДК 37

А. Н. Ходусов

https://orcid.org/0000-0002-8247-487X С. А. Кононова

https://orcid.org/0000-0001-8278-159X

Организация пространства подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования

В статье обоснована методология организации образовательно-воспитательного пространства, среды и системы в учреждениях профессионального образования на основе их диверсификации, вариативности, дифференциации, индивидуализации. Это позволяет реализовать методологию концептуально-стратегической модели системы высшего образования в каждом учреждении профессионального образования. В статье также методологически обосновано содержание понятия «пространство профессионального образования» и раскрыто несколько методологических процедур оптимизации образовательного пространства профессионального образования: проблематизация образовательного пространства; концептуализация образовательного пространства на основе гуманистической парадигмы; разработка онтологического содержания образовательного пространства; методологическое моделирование дидактического образа, структуры, логической организации, принципов, средств и методов образовательного пространства.

Образовательная среда профессионального образования представлена в статье как категория, характеризующаяся сложным нелинейным взаимодействием между всеми участниками образовательной деятельности и сетевой моделью коммуникации, создаваемой для личностного развития обучающихся. Образовательная среда рассматривается как диалектическое единство функционально взаимосвязанных компонентов: внутренних ресурсов (учебно-методических, материально-технических, кадровых, научно-технических, психологических, финансовых и политики учебного заведения по отношению к образованию) и внешних ресурсов (сложившийся рынок труда в России и регионе, профиль вуза, научные исследования в регионе).

Система профессионального образования проектируется, конструируется на основе системообразующих факторов. Это «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». Система профессионального образования представляет собой сложно структурированную систему и характеризуется как многоуровневая, полифункциональная, национальная (региональная) система непрерывного профессионального образования, система «опережающего профессионального образования», система профессионально-личностного воспитания и развития будущего специалиста, самоорганизующаяся система. Характерными признаками системы профессионального образования являются наличие цели, задач, функций, принципов, структуры, атрибутов, отношений, уровней иерархии элементов и т. д. Система профессионального образования развивается на основе саморегуляции и самоорганизации. Могут быть созданы и функционировать несколько моделей-систем: сопряженная профессиональная система профессионального образования, система профессионального образования с наперед заданными свойствами, система профессионального образования сетевого типа и др.

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, методология профессионального образования, организация системы подготовки специалистов.

A. N. Khodusov, S. A. Kononova

Area Organization in Training of Specialists in Vocational Training Institutions

The article reveals the methodology of the educational area organization, environment and vocational training system based on their diversification, variety, differentiation, individualization. It allows us to realize the methodology of the conceptual and strategic model of the higher education system in every institution of the vocational training system. The article also reveals the content of the notion «the area of professional education» and some methodological optimization procedures for the educational area in the field of vocational education: problematization of educational area; conceptualization of educational area based on the humanistic paradigm; development of the ontological content of educational area; methodological modeling of didactic idea, structure, logical organization, some principles, means and methods of educational area.

The educational area of vocational education is presented in the article as an area category which is characterized by complex nonlinear interaction between all the participants of educational activity and a communication network model organized for personal development of students.

The educational area is viewed as a dialectical unity of some functionally connected elements: inner resources (educational, methodical, technical, changes in personnel, scientific, psychological, financial and politics of the institution in the sphere of education) and outer resources (labor market in Russia and in the region; the profile of the university, regional research).

© Ходусов А. Н., Кононова С. А., 2018

The system of vocational education is projected and constructed on the base of all the factors mentioned above. The system of vocational education is a system with a complex structure. It is characterized as a multilevel, polyfunctional, national, Long Life system of vocational education, the system of Advanced Professional Education, the system of professional and personal development, a self-organizing system. Goals, functions, principles, structural elements, attributes, levels, relationship are the main characteristic features of the system.

The system of vocational education is developed on the base of self-regulation and self-organization. Several model-systems may be organized, such as: the system of conjugated vocational education, the system of Advanced Professional Education, the system of vocational network education, etc.

Keywords: educational area, educational environment, methodology of vocational education, organization of vocational education and training system.

В процессе развития отечественного профессионального образования выделилась и определилась в качестве ведущей характеристики его синергетическая направленность (самоорганизация, саморазвитие), позволяющая реализовать на технологическом уровне принципы диверсификации, вариативности, дифференциации, индивидуализации. Данное положение актуализирует разработку методологии «концептуально-стратегической модели системы высшего образования в XXI веке» [3]. Ведущим в данной модели становится выбор парадигмы профессионального образования как его аксиологической стратегии. В современной социально-экономической ситуации таковой является новая, гуманистическая, субъектно-ментальная парадигма профессионального образования, аксиологической детер-минантой которой выступает профессиональное служение на основе «профессионализма деятельности» и «профессионализма личности». Возможность реализации парадигмы профессионального образования обеспечивается наличием теорий деятельности, теории личности, теории развития и теории системы.

Реализация новой парадигмы профессионального образования связана с организацией пространства, среды и системы подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.

Пространство профессионального образования в современных педагогических исследованиях рассматривается как «социально-педагогический феномен, отражающий территориальный аспект организации деятельности различных образовательных систем, обеспечивающий формирование у будущих специалистов полифункциональных профессиональных знаний в единстве с практическим опытом; порождающих множество отношений и связей в сфере педагогической деятельности; способствующий осознанию субъектами разнообразных образовательных предложений и профессионально значимого социального опыта, задаваемого образовательным окружением» (см. дис.

И. И. Палашевой «Проектирование образовательной среды высшего учебного заведения»). При этом содержание, например, профессионального образовательного пространства определяется качеством профессионального бытия будущего специалиста, методологическую основу которого составляет новая, гуманистическая, субъектно-ментальная парадигма профессионального служения и актуальная институционально-социальная концепция. Ведущая идея концепции, на основе которой осуществляется проектирование, конструирование, моделирование и технологизация образовательного пространства профессионального образования, состоит в признании его многоуровневым пространством профессионально-личностного становления и развития будущего специалиста.

Функционально образовательное пространство профессионального образования, как отмечает Н. Л. Московская, создается для реализации будущим специалистом индивидуального образовательного маршрута (траектории) с целью его профессионально-личностного развития на основе «отрефлексированной всеми субъектами педагогического процесса модели специалиста». В этом случае субъекты педагогического процесса ориентированы на сетевую, личностно-ориентированную модель взаимодействия и социально-профессионального партнерства. Образовательное пространство профессионального образования строится на принципах диверсификации, вариативности, дифференциации и индивидуализации для развития субъектов образования. В проектировании образовательного пространства применяются системный, деятель-ностный, интегративный, кластерный, структурно-функциональный, синергетический, компе-тентностный, аксиологический, онтологический и другие подходы. В практике современного профессионального образования существует несколько типов профессиональных пространств: единое мировое образовательное пространство; единое образовательное пространство России (В. Г. Кинелев, Е. Б. Сошнева); мультикультурное

пространство образования (Н. Б. Крылова, Г. В. Палаткина); единое гуманистическое образовательное пространство (С. В. Кульневич); ин-тегративное образовательное пространство (Л. Л. Редько, А. В. Шумакова, В. Г. Веселова); образовательное пространство конкретного (одноименного) образовательного учреждения (Л. А. Санкин); пространство дополнительного и непрерывного образования (Л. Л. Редько, Н. К. Сергеев, Р. М. Чумичева); интегральное гуманитарное пространство (А. Я. Данилюк); индивидуально адаптируемое пространство образовательных возможностей (Ю. Т. Фокин); образовательное пространство социализации личности (О. В. Дмитриева); персональное пространство (Л. В. Карсавин); пространство личностного саморазвития (Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, К. Я. Вазина, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, Д. Б. Эльконин); личностное пространство (Г. С. Абрамова, Э. В. Ильенкова, В. А. Лабун-ская, В. В. Мирков, Н. Н. Мозговая,

A. В. Петровский, В. И. Слободчиков); образовательное пространство субъекта (В. В. Зацепин,

B. Е. Пономарев, Г. А. Ферапонтов, И. Г. Шенд-рик); дидактическое пространство (Т. И. Белова); полиязыковое образовательное пространство (Н. Е. Буланкина); поликультурное образовательное пространство (А. Ю. Белогуров,

B. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, В. А. Ершов, З. А. Малькова); культурно-образовательное пространство (А. П. Буева, А. П. Валицкая, Ю. С. Тюнников, Н. Н. Усатая, Н. В. Щиголева); развивающее образовательное пространство (В. М. Степанов); виртуальное образовательное пространство вуза (И. А. Нагаева,

C. И. Шуклин), интегрированное образовательное пространство университета, высших школ и исследовательских организаций региона [12], научно-образовательное пространство и среда университета [14, 16] и др.

Для оптимизации образовательного пространства профессионального образования применяются следующие методологические процедуры:

- проблематизации образовательного пространства;

- концептуализации образовательного пространства на основе новой, гуманистической, субъектно-ментальной парадигмы как профессионального служения субъекта;

- разработки онтологического содержания образовательного пространства;

- методологического моделирования дидактического образа, структуры, логической органи-

зации, принципов, средств и методов образовательного пространства.

Организация образовательного пространства учреждения профессионального образования детерминируется идеей о том, что оно (образовательное пространство) содержательно представляет концептуально-дидактический образ профессионального бытия будущего специалиста, который является субъектом профессиональной подготовки, реализует индивидуальную образовательную траекторию (маршрут). Образовательное пространство формируется путем интерио-ризации субъектом профессионального образования организационной, методологической и дидактической культур его проектирования и организации. Как динамическое явление образовательное пространство реализует свои синергети-ческие характеристики самоорганизации и саморазвития. Кроме того, онтологию и генезис образовательного пространства характеризуют его смысло-ценностные детерминанты; открытость и целостность; вариативность; цикличность развития образовательного пространства; реконструкция структуры; взаимодействие и диалогичность субъектов образовательного пространства; экзи-стенциальность образовательного пространства в связи с решением задачи профессионально-личностного развития будущего специалиста.

В условиях актуализации и внедрения в отечественное профессиональное образование новой, гуманистической, субъектно-ментальной парадигмы профессионального служения наметился переход от концепции «образовательного процесса, характеризующегося линейной логикой и технологическим способом развертывания», к категории «среды, характеризующейся сложным нелинейным взаимодействием между всеми участниками образовательной деятельности и сетевой моделью коммуникации» (см. дис. Р. Ю. Гурниковской «Информационно-образовательная среда общенаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей»).

Образовательная среда профессионального образования, по мнению известных отечественных ученых (Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, И. А. Зимняя), - есть система условий, создаваемых в целях достижения конкретного уровня учебной компетенции, включающая предпосылки для личностного развития обучающихся, обусловленная социальным и пространственно-предметным окружением, используемыми в учебно-воспитательном процессе средствами, а также приемами и технологиями обучения.

Кроме того, образовательная среда вуза - это «единство функционально взаимосвязанных компонентов: внутренних ресурсов (учебно-методических, материально-технических, кадровых, научно-технологических, психологических, финансовых и политики учебного заведения по отношению к образованию) и внешних ресурсов (сложившийся рынок труда в России и в регионе, профиль вуза, научные исследования в регионе)» (см. дис. Н. Л. Московской «Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя»).

Г. Ю. Беляев выделяет доминирующие признаки образовательной среды. Он считает, что она функционирует как образовательный институт в историко-институциональном, социокультурном и социопедагогическом пространстве; интегрирует многообразие иных сред, функционально направленных на развитие образовательных учреждений и субъектов образования; развивается как открытая система и выступает условием и средством обучения, воспитания, развития субъекта образования.

Вместе с тем, по мнению В. И. Слободчикова, специфическим свойством образовательной среды «является ее насыщенность образовательными ресурсами» [9].

Функциями, определяющими содержание образовательной среды вуза, являются «опережающая функция подготовки специалиста; функция самоопределения и самоосуществления траектории саморегулируемого развития вуза; функция научного и научно-методического обеспечения деятельности вуза; функция маркетинга духовно-нравственных, психофизиологических, социокультурных, творческих, профессиональных ресурсов обучающегося; аналитическая функция через определение качества ресурсного обеспечения; функция формирования конкурентоспособности, престижности, инновационного характера развития вуза» (см. дис. Н. Л. Московской «Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя»).

Опираясь на представления о модальности, В. А. Ясвин выделяет следующие четыре типа образовательных сред [12]:

- догматическая, ориентированная на классический идеал институционально зависимой личности;

- безмятежная, подразумевающая комфортную индивидуальную деятельность с возможным независимым автономным развитием;

- карьерная, способствующая адаптации активной, инициативной личности в условиях рыночной экономики;

- творческая, ориентированная на идеал развития как индивида, индивидуальности, личности и субъекта. Именно в этой среде возможно контекстное обучение как наиболее актуальный вид современного профессионального образования.

Современные подходы к определению структуры образовательной среды отличаются друг от друга. По мнению ученых, образовательная среда имеет многокомпонентную структуру (состав структурных компонентов варьируется в зависимости от взгляда ученого на проблему):

- информационный, социальный и технологический (О. Ю. Мондонен);

- социальный, пространственно-предметный и психодидактический (Г. Ю. Беляев);

- пространственно-семантический (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства; символическое пространство), содержательно-методический (содержание образования; методы и формы организации образования), коммуникационно-организационный (особенности субъектов образовательной среды, их социальных статусов и ролей; стиль общения и преподавания; организационные условия) -Ю. Н. Кулюткин и С. В. Тарасов [6, с. 6-7];

- поведенческий (стиль и характер взаимодействия субъектов), событийный (система образовательных проектов, мероприятий и других дел, субъектами которых являются обучающиеся), предметно-пространственный (оформление пространственной среды, оборудованность учебных и других помещений, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям) и информационно-культурный (библиотека, медиатека, набор учебно-методических материалов) -И. М. Лебеденко [7];

- социально-контактный (социокультурные особенности территории; личный пример окружающих; учреждения и организации, с которыми обучающемуся приходится взаимодействовать; микросоциумы, в которые он включен), информационный (нормативно-правовое пространство; уклад образовательного учреждения; средства наглядности и рекламы; персонально адресованные воздействия), предметный (физическая организация пространства, используемые предметы и оборудование; специфика деятельности, в которую включен обучающийся; санитарно-гигиенические условия) - В. А. Ясвин [12];

- пространственно-предметный, социальный и технологический (деятельностный), при этом содержание последнего компонента составляют связи между первыми двумя, то есть педагогическое обеспечение развивающих возможностей среды (В. А. Карпов) [4].

Также в структуре среды (по классификации В. А. Ясвина на основе эколого-психологического подхода) может быть выделено четыре компонента:

- субъекты образовательного процесса;

- социальный компонент;

- пространственно-предметный компонент;

- технологический (или психодиагностический) компонент.

Технологический состав образовательной среды представлен несколькими блоками:

- ценностно-целевой блок образовательной среды как совокупность целей и ценностей профессионального образования, которые могут быть значимы для достижения поставленной цели обучения (переподготовка, повышение квалификации);

- программно-методический блок, объединяющий всю необходимую информацию относительно возможных путей, форм и программ профессиональной подготовки;

- информационно-знаниевый блок, который включает структурированную образовательную информацию, необходимую для формирования у обучающихся системы личностно значимых знаний, составляющей основу его профессиональной деятельности, а также определяющей свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

- коммуникативный - совокупность форм взаимодействия между участниками педагогического процесса;

- технологический - система средств обучения, используемых в образовательной среде [6].

Проектирование, конструирование, моделирование и технологическое обеспечение функционирования образовательной среды осуществляется всеми субъектами образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода.

Проектирование образовательной среды вуза обусловлено следующими особенностями: законосообразность, стремление к новизне, семантическая и адаптивная гибкость, удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства.

Модель проектирования образовательной среды вуза включает

- методологические основания исследования проблемы проектирования образовательной среды вуза, позволяющие обеспечить направленность проектирования на максимально полное соответствие реальным потребностям региона в высококвалифицированных кадрах;

- факторы, определяющие направленность, характер и объем отбираемого содержания образовательной среды вуза, политику проектировочной деятельности, технологию проектирования. Эффективность технологии проектирования образовательной среды вуза обеспечивается технологией, содержащей диагностический, подготовительный, реализационный и стабилизационный этапы. Каждый из этапов характеризуется последовательностью организационных действий, учитывающих основные уровни-задачи ресурсного обеспечения вуза.

Последовательность проектирования образовательной среды организаций профессионального образования предполагает [2]

- описание исходного и конечного состояния объекта проектирования и их сравнение; определение основных направлений создания образовательной среды;

- описание концептуальных основ проектирования образовательной среды и их развитие путем детальной разработки каждой из составляющих;

- анализ основных факторов, влияющих на эффективность функционирования образовательной среды;

- экспертную оценку и экспериментальную проверку созданного проекта;

- корректуру, доработку проекта, новую оценку и проверку, при необходимости.

Развитие образовательной среды обеспечивается реализацией нескольких продуктивных идей:

- формированием многоуровневой образовательной среды организации профессионального образования;

- интеграцией герменевтического, системного, андрагогического, акмеологического, аксиологического и синергетического подходов к проектированию вариативной структуры образовательной среды, позволяющих рассматривать профессиональное образование как новую ступень профессионально-личностного развития и результат профессионального самоопределения и культуры личности;

- применением модульно-компетентностного подхода и проблемно-модульной технологии к проектированию среды профессионального образования;

- формированием такой образовательной среды, которая поддерживает и сопровождает деятельность студентов (учение), способствующую достижению ожидаемых студентом результатов профессиональной подготовки. Учебная среда функционально, системно активизирует познавательную деятельность студента.

В этом случае образовательная среда приобретает характеристики личностно-ориентированной образовательной среды. «Лич-ностно-ориентированная образовательная среда образует систему координат, влияний и тенденций педагогического взаимодействия в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с качеством среды обитания» (см. дис. В. Н. Гонтарь «Операционно-деятельностный компонент личностно-ориентированного обучения курсантов в вузе МВД России»). Кроме того, современные ученые (Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин и др.) выделяют несколько основных функций личностно-ориментированной образовательной среды учреждения профессионального образования. Среди них:

- Адаптивная функция. Возможности ее реализации связаны с изучением способностей, интересов, потребностей ценностно-смысловых ориентаций будущего специалиста. Это позволяет оптимизировать образовательный процесс в учреждении профессионального образования в связи с разработкой для каждого обучающегося индивидуальной образовательной траектории (маршрута) профессиональной подготовки. При этом реализуется задача фундаментализации и технологизации профессиональной подготовки на основе реализации творческих способностей будущего специалиста.

- Функция самореализации, осуществление которой предполагает создание в учреждении профессионального образования условий для самоопределения и самореализации будущих специалистов в соответствии с их способностями, интересами и профессиональными потребностями. При этом образовательная среда обеспечивает развитие субъекта образования на уровне его профессиональной «Я-концепции», где осуществляется личностный и профессиональный рост на фоне гуманизации профессионального образования.

- Креативная функция образовательной среды, связанная с творческой реализацией будущего специалиста на этапе индивидуальной траектории (маршрута) профессиональной подготовки. Для личности она связана прежде всего с процессом самоактуализации. Индивидуально-творческий подход выводит профессиональное образование на личностный уровень, обеспечивает выявление и развитие творческой индивидуальности, формирование взглядов и убеждений, неповторимой технологии профессиональной деятельности на основе получения профессионального образования.

В связи с этим А. Н. Завьялов предлагает «важнейшим компонентом профессионально-личностного развития студента считать формирование экзистенциальной направленности личности будущего специалиста (как единства сво-бодоспособности, духовности, ответственности и творчества)» (см. дис. А. Н. Завьялова «Педагогические условия становления экзистенциальной направленности курсантов в вузе МВД»). По мнению этого ученого, специфику становления экзистенциальной направленности будущего специалиста составляют следующие характеристики:

- экзистенциальная направленность образования находится в рамках дихотомии «личность -система» и является незаменимой моделью расширения возможностей для поиска смысла бытия личности, что, в свою очередь, способствует большему желанию обучающихся проявлять свою уникальность и индивидуальность;

- субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося позволяет сформировать мо-тивационную готовность обучающихся к профессиональной деятельности, которая является значительным результатом образовательного процесса вуза;

- экзистециальная направленность образования способствует значительному росту возможностей личности обучающегося в разрешении конкретных профессиональных ситуаций;

- формирование экзистенциальной направленности образования способствует формированию интериоризации обучающимися смыслов профессиональной деятельности, что приводит к большей их ответственности и избирательности в процессе обучения. Студенты воспринимают учебный процесс не только как формирующий специалиста, но и как процесс продолжения становления и развития личности.

Системно-структурный и содержательный анализ современного отечественного профессионального образования позволяет выделить совокупность актуальных и продуктивных идей о развитии системы профессионального образования.

- Каждая система (образовательная, воспитательная, развивающая и т. д.) проектируется, конструируется, моделируется на основе системообразующего фактора (В. Г. Афанасьев, П. К. Анохин, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Конаржев-ский, В. А. Якунин и др.). В соответствии с современной гуманистической, субъектно-ментальной парадигмой профессионального образования системообразующим фактором системы подготовки специалистов является их профессионально-личностное развитие, где «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности» являются методологическими детерминантами.

- Образовательная система в условиях современного многоуровневого профессионального образования представляет собой сложноструктурированную систему, где представлено несколько ее интегративных характеристик: многоуровневая, полифункциональная, национальная (региональная), система непрерывного профессионального образования, система «опережающего профессионального образования», система профессионально-личностного воспитания и развития будущего специалиста, самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система и т. д.

- Характерным для педагогической системы является наличие цели, задач, функций, признаков, структуры, атрибутов, отношений или взаимоотношений ее элементов, наличие между элементами связи (прямой или обратной); уровней иерархии элементов.

- К структурным компонентам образовательной системы как педагогической относятся субъекты образования, содержание образования, учебники, технологии обучения и воспитания, средства и приемы образования. Функционирование системы обеспечивается системообразующими факторами, среди которых важное значение приобретают связи взаимодействия, связи порождения и связи преобразования (Р. Н. Буне-ев) [1].

- В случае функционирования системы профессионального образования само образовательное учреждение предстает как целостный, социально-культурный и профессионально-ориентированный организм, имеющий собствен-

ную структуру, логическую организацию, но в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

- В становлении, функционировании и развитии системы профессионального образования ведущую роль играют образовательное пространство и среда.

- В основу создания системы профессионального образования как модели должны быть положены актуальная парадигма и педагогическая концепция, которые определяют ведущие идеи, цели, задачи, принципы, функции, содержание деятельности системы.

- Система профессионального образования -это система смысло- и ценностно-ориентированная. Ее содержательную основу составляет новая, гуманистическая, субъектно-ментальная парадигма профессионального служения.

Система отечественного профессионального образования - это педагогическая система, и развивается она по законам и в соответствии с принципами деятельности педагогических систем. Педагогическая система есть «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы системы педагогической: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства» [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функционирование и развитие системы профессионального образования обеспечивается применением нескольких теорий: теории деятельности, теории личности, теории развития, но прежде всего теории образовательных систем Н. В. Кузьминой. Ведущая методологическая идея теории педагогической системы есть интеграция структурных и функциональных компонентов системы, подчиненных целям профессионально-личностного развития будущего специалиста. Структурные компоненты, по Н. В. Кузьминой, есть основные базовые характеристики педагогических систем в единстве и целостности, которые отличают их от непедагогических систем. К ним относятся цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации, педагоги и обучающиеся. Функциональные компоненты, по мнению Н. В. Кузьминой [5, с. 11-16], это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, обучающихся, которые обусловливают дви-

жение развития, совершенствования педагогических систем и вследствие этого устойчивость, жизнедеятельность, выживаемость. В педагогических системах Н. В. Кузьмина выделяет гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организационный, функциональный компоненты. Это позволяет утверждать. что между структурными и функциональными компонентами педагогической системы существует взаимосвязь бинарного типа: цель - проектировочный; учебная информация - конструктивный; средства педагогической коммуникации - коммуникативный; педагоги - гностический; обучающиеся - организаторский; критерии и показатели оценки качества образовательной системы - оценочный; последующая образовательная система - прогностический, например, система опережающего профессионального образования, сопряженная образовательная система профессионального образования (разработчик Д. С. Ткач), кластерная система профессионального образования и т. д.

В современных условиях модернизации отечественного профессионального образования, в направлении его инновационного развития могут быть созданы и функционировать несколько моделей-систем. В качестве примера можно назвать сопряженную профессиональную систему профессионального образования (разработчик Д. С. Ткач, 2012) для подготовки современных педагогов [20], систему профессионального образования с наперед заданными свойствами (В. М. Монахов, 2010) [8], кластерную систему профессионального образования, систему опережающего профессионального образования, систему профессионального образования сетевого типа, построенную на основе сетевого социально-профессионального партнерства.

Система профессионального образования может быть представлена как педагогическая система; как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, то есть синергетически ориентированная; как интегративная система (кластерного или сетевого типа); как многоуровневая система; как развивающаяся система; как институциональная (государственная), региональная или система образовательного учреждения.

Таким образом, развитие профессионального образования детерминировано интеграцией его пространства, среды и системы в связи с решением институционально-социальной задачи профессионально-личностного становления личности будущего специалиста.

Библиографический список

1. Бунеев, Р. Н. Образовательная система нового поколения: теория и практика [Текст] : монография / Р. Н. Бунеев. - М. : Баласс, 2009. - 228 c.

2. Дочкин, С. А. Концепция модернизации дополнительного профессионального образования: сущность, особенности, реализация [Текст] : монография С. А. Дочкин. - СПб., 2009. - 294 c.

3. Ершова-Бабенко, И. В. Психосинергетика [Текст] : монография / И. В. Ершова-Бабенко. - Херсон : Гринь Д. С., 2015. - 488 c.

4. Карпов, В. А., Ясвин, В. А. В поисках выхода из школьных лабиринтов. Развитие школьных образовательных систем: инновационный сетевой проект [Текст] / В. А. Карпов, В. А. Ясвин. - М. : МЦ ЭПОС, 2003. - 32 с.

5. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М., 2005. -С. 309.

6. Кузьмина, Н. В. Понятия «Педагогической системы» и критерии ее оценки [Текст] / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. - М. : Народное образование, 2002. - С. 11-16.

7. Кулюткин, Ю., Тарасов, С. Образовательная среда и развитие личности [Текст] / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7.

8. Монахов, В. М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами [Текст] : материалы междунар науч.-практ. конф. / В. М. Монахов. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. - С. 120-129.

9. Редько Л. Л., Шумакова А. В., Веселова В. Г. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] : монография / Л. Л. Редько, А. В. Шумакова, В. Г. Веселова. - Ставрополь, 2010. - 282 c.

10. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования [Текст] / В. И. Слободчиков. - М., 2000. - 230 c.

11. Сопряженные образовательные системы: модели, структуры, возможности [Текст] : сборник науч. тр. / под ред. А. А. Остапенко. - Краснодар : Просвещение-Юг, 2012. - С. 15-24.

12. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. -М., 2001. - 176 c.

13. Ясвин, В. А., Карпов, В. А. Мониторинг качества школьной образовательной среды [Текст] / В. А. Ясвин, В. А. Карпов // Школьная образовательная среда: педагогическое проектирование и мониторинг качества / под ред. В. А. Ясвина и В. А. Карпова. - М., 2001. - С. 47-56.

14. Covey S. R. The seven habits of highly effective people. : Restoring the Character Ethic. - New York-London-Toronto-Sydney-Tokyo-Singapore.1989. - 360 p.

15. De Wit, H. 2002. Internationalisation of Higher Education in the United States and Europe. Westport. CT: Greenwood. - 209 p.

16. Newman J. H. The Idea of a University. Yale University Press, 1996. - 146 p.

Reference List

1. Buneev, R. N. Obrazovatel'naya sistema novogo pokoleniya: teoriya i praktika = Educational system of new generation: theory and practice [Tekst] : monografi-ya / R. N. Buneev. - M. : Balass, 2009. - 228 s.

2. Dochkin, S. A. Koncepciya modernizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: sushchnost', osobennosti, realizaciya = Concept of additional professional education modernization: essence, features, realization [Tekst] : monografiya S. A. Dochkin. - SPb., 2009. - 294 s.

3. Ershova-Babenko, I. V. Psihosinergetika = Psy-chosynergetrics [Tekst] : monografiya /I. V Ershova-Babenko. - Herson : Grin' D. S., 2015. - 488 s.

4. Karpov, V. A., YAsvin, V A. V poiskah vyhoda iz shkol'nyh labirintov. Razvitie shkol'nyh obrazovatel'nyh sistem: innovacionnyj setevoj proekt = In search of an exit from school labyrinths. Development of school educational systems: innovative network project [Tekst] / V. A. Karpov, V. A. YAsvin. - M. : MC EHPOS, 2003. -32 s.

5. Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. YU. Slovar' po pedagogike (mezhdisciplinarnyj) The dictionary on pedagogics (cross-disciplinary) [Tekst] / G. M. Kodzhaspirova, A. YU. Kodzhaspirov. - M., 2005. -S. 309.

6. Kuz'mina, N. V. Ponyatiya «Pedagogicheskoj sis-temy» i kriterii ee ocenki = Concepts of «Pedagogical system» and criteria of its assessment [Tekst] / N. V. Kuz'mina // Metody sistemnogo pedagogicheskogo issle-dovaniya = Methods of a system pedagogical research / pod red. N. V Kuz'minoj. - M. : Narodnoe obrazovanie, 2002. - S. 11-16.

7. Kulyutkin, YU., Tarasov, S. Obrazovatel'naya sreda i razvitie lichnosti = Educational circle and development of the personality [Tekst] / YU. Kulyutkin, S. Tarasov // Novye znaniya. - 2001. - № 1. - S. 6-7.

8. Monahov, V. M. Metodologicheskie osnovaniya razrabotki tekhnologij postroeniya sistem obrazovaniya s zadannymi svojstvami = The methodological bases of developing technologies of creation of education systems with the set properties [Tekst] : materialy mezhdunar nauch.-prakt. konf. / V. M. Monahov. - M. : MGGU im. M. A. SHolohova, 2010. - S. 120-129.

9. Red'ko, L. L., SHumakova, A. V., Veselova, V. G. Proektirovanie integrativnogo obrazovatel'nogo pros-transtva pedagogicheskogo vuza = Design of integrative educational space of pedagogical higher education institution [Tekst] : monografiya / L. L. Red'ko, A. V. SHumakova, V. G. Veselova. - Stavropol', 2010. - 282 s.

10. Slobodchikov, V I. O ponyatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivayushchego obrazovaniya = About a concept of the educational environment of the developing education concept [Tekst] / V I. Slobodchikov. - M., 2000. - 230 s.

11. Sopryazhennye obrazovatel'nye sistemy: modeli, struktury, vozmozhnosti = The interfaced educational systems: models, structures, opportunities [Tekst] : sbornik nauch. tr. / pod red. A. A. Ostapenko. - Krasnodar : Prosveshchenie-YUg, 2012. - S. 15-24.

12. YAsvin, V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot mod-elirovaniya k proektirovaniyu = Educational environment: from modeling to design [Tekst] / V. A. YAsvin. - M., 2001. - 176 s.

13. YAsvin, V. A., Karpov, V. A. Monitoring kachest-va shkol'noj obrazovatel'noj sredy = Monitoring of the school educational environment quality [Tekst] / V A. YAsvin, V A. Karpov // SHkol'naya obrazovatel'naya sreda: pedagogicheskoe proektirovanie i monitoring kachestva = School educational environment: pedagogical design and monitoring of quality / pod red. V. A. YAsvina i V. A. Karpova. - M., 2001. - S. 47-56.

14. Newman J. H. The Idea of a University. Yale University Press, 1996. - 146 r.

15. Covey S. R. The seven habits of highly effective people. : Restoring the Character Ethic. - New York-London-Toronto-Sydney-Tokyo-Singapore, 1989. -360 p.

16. De Wit, H. 2002. Internationalisation of Higher Education in the United States and Europe. Westport. CT: Greenwood. - 209 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.