Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СКВОЗНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ПОТЕНЦИАЛ КРОСС-МНОГОМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СКВОЗНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ПОТЕНЦИАЛ КРОСС-МНОГОМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКВОЗНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ / ПРОСТРАНСТВО / СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КРОСС-МНОГОМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / МУЛЬТИСРЕДОВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыборецкая Татьяна Геннадьевна, Елистратова Ксения Александровна

В статье анализируются вопросы формирования сквозных компетенций у учителя современной общеобразовательной школы. Особенностью авторского подхода к формированию сквозных компетенций современного педагога является опора на методологию средового подхода и кросс-многомерной образовательной среды школы. Кросс-многомерная образовательная среда школы рассматривается как производная от ситуативного взаимодействия и пересечения в различных сочетаниях нескольких или множества пространств. Формирование сквозных компетенций у учителя общеобразовательной школы раскрыто изоморфно решению аналогичных задач применительно к обучающимся. В статье представлена классификация сквозных компетенций современного педагога. При этом сквозные компетенции представлены как компетенции, значимые для всех выполняемых учителем видов трудовой деятельности и трудовых функций, актуальные для любого этапа его профессиональной деятельности и категории обучающихся. В статье отдельно анализируются результаты проведенного исследования по определению уровня развития сквозных компетенций у учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыборецкая Татьяна Геннадьевна, Елистратова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CROSS-CUTTING COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER: POTENTIAL OF A CROSS-MULTIDIMENSIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyzes the issues of the formation of cross-cutting competencies of a modern secondary school teacher. The main feature of the author’s approach to the formation of cross-cutting competencies of a modern teacher is the reliance on the methodology of the environmental approach and school cross-multidimensional educational environment. The cross-multidimensional educational environment of the school is viewed as a derivative of situational interaction and intersection in various combinations of several or many spaces. The formation of cross-cutting competencies of a general education school teacher is revealed isomorphic to solving similar problems in relation to students. The article presents the classification of cross-cutting competencies of a modern teacher. At the same time, cross-cutting competencies are presented as competencies that are significant for all types of labor activities and labor functions performed by a teacher, relevant for any stage of his professional activity and the category of students. The article separately analyzes the results of the study to determine the level of development of teachers’ cross-cutting competencies

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СКВОЗНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ПОТЕНЦИАЛ КРОСС-МНОГОМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 371.13

Т. Г. Рыборецкая

(Санкт-Петербург), К. А. Елистратова

(Ленинградская область)

ФОРМИРОВАНИЕ СКВОЗНЫх КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ПОТЕНЦИАЛ

кросс-многомерной образовательной СРЕДЫ

FORMATION OF CROSS-CUTTING COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER: POTENTIAL OF A CROSS-MULTIDIMENSIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В статье анализируются вопросы формирования сквозных компетенций у учителя современной общеобразовательной школы. Особенностью авторского подхода к формированию сквозных компетенций современного педагога является опора на методологию средового подхода и кросс-многомерной образовательной среды школы. Кросс-многомерная образовательная среда школы рассматривается как производная от ситуативного взаимодействия и пересечения в различных сочетаниях нескольких или множества пространств. Формирование сквозных компетенций у учителя общеобразовательной школы раскрыто изоморфно решению аналогичных задач применительно к обучающимся. В статье представлена классификация сквозных компетенций современного педагога. При этом сквозные компетенции представлены как компетенции, значимые для всех выполняемых учителем видов трудовой деятельности и трудовых функций, актуальные для любого этапа его профессиональной деятельности и категории обучающихся. В статье отдельно анализируются результаты проведенного исследования по определению уровня развития сквозных компетенций у учителей.

Ключевые слова: сквозные компетенции учителя, пространство, среда, образовательная среда, кросс-многомерная образовательная среда школы, мультисредовость.

The article analyzes the issues of the formation of cross-cutting competencies of a modern secondary school teacher. The main feature of the author's approach to the formation of cross-cutting competencies of a modern teacher is the reliance on the methodology of the environmental approach and school cross-multidimensional educational environment. The cross-multidimensional educational environment of the school is viewed as a derivative of situational interaction and intersection in various combinations of several or many spaces. The formation of cross-cutting competencies of a general education school teacher is revealed isomorphic to solving similar problems in relation to students. The article presents the classification of cross-cutting competencies of a modern teacher. At the same time, cross-cutting competencies are presented as competencies that are significant for all types of labor activities and labor functions performed by a teacher, relevant for any stage of his professional activity and the category of students. The article separately analyzes the results of the study to determine the level of development of teachers' cross-cutting competencies.

Key words: teacher's cross-cutting competencies, space, environment, educational environment, school cross-multidimensional educational environment, multimedia.

Деятельность современного учителя связана с решением целого спектра образовательных и воспитательных задач. Кроме

того, учитель значительное время посвящает вопросам своего профессионального развития. Многофункциональность деятельно-

сти учителя обусловливает необходимость освоения и комплексного применения им целого ряда компетенций.

В литературе последних лет представлен целый ряд позиций и подходов, связанных с классификацией и сравнительной характеристикой отдельных компетенций работников в современных условиях применительно к инновационной среде в связи с процессами цифровизации. Наиболее популярной группировкой является разбиение всех навыков работников на жесткие и мягкие. Первая группа включает навыки, обеспечивающие эффективное выполнение трудовых операций в стандартных условиях в соответствии с должностными инструкциями, регламентами. Вторая группа предполагает наличие таких навыков, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности в нестандартных условиях, при решении сложных задач, взаимодействии с другими работниками (креативность, навыки работы в команде, рефлексивные навыки, др.).

Значительной методологической ценностью обладает подход, связанный с выделением у работников так называемых универсальных и специфических компетенций. Первые обеспечивают решение задач, выходящих за пределы поля профессиональной деятельности. Универсализм учителя - это его способность решать метапредметные задачи, опираться на весь корпус научного знания, демонстрировать энциклопедизм. Специфические компетенции используются в ходе выполнения узко специфических задач [5].

С 2013 года в России начат и продолжается процесс разработки и применения профессиональных стандартов для различных категорий работников. В частности, разработан ряд стандартов для педагогических работников. Переход на профессиональные стандарты означает усиление нормативного начала в регулировании профессиональной деятельности работников различных отраслей.

В условиях усложнения, высокой динамичности и инновационности образовательной среды ориентация на непрерыв-

ность в обновлении профессиональных компетенций учителя является методологией сквозных компетенций учителя. Еще одним аргументом в пользу этого является то, что сквозные компетенции, используемые на различных этапах жизненного цикла, в различных видах жизнедеятельности, столь же актуальны и для обучающихся школ.

Образовательная среда современной школы является производной от действия целого комплекса факторов (материальных, технологических, психолого-педагогических). Многообразие таких факторов обусловливает сложность, высокую динамичность такой среды.

Нами на основе и в развитие методологии средового подхода (И.А. Баева, С.В. Тарасов, Г.М. Щевелева, В.А. Ясвин) выдвинута концепция кросс-многомерной образовательной среды школы. Кросс-многомерная образовательная среда школы рассматривается как производная от ситуативного взаимодействия и пересечения в различных сочетаниях нескольких или множества пространств и сред, к которым педагог и обучающиеся обращаются в ходе образовательного взаимодействия (географическая, предметно-пространственная, архитектурно-пространственная, цифровая, инновационная среды; семантическое, семиотическое, аксиологическое, библиомедийное, культурно-историческое, событийное пространства) [2].

Результатом взаимодействия и пересечения перечисленных выше пространств и сред выступают различные психологические феномены, оказывающие существенное влияние не только на содержание и характеристики образовательного процесса, но и на самих его участников. В частности, в деятельности учителя появляются элементы аксиологизации и валеологизации образовательного процесса, опоры на виртуальную среду, интеграции содержания изучаемого материала, диверсификации используемых методов, технологий, цифровых инструментов.

Феномен мультисредовости определяет особую психологию и установки участников образовательного процесса, предъявляет

требование к владению ими современными цифровыми инструментами, когнитивными, психолого-педагогическими, коммуникативными, управленческо-организацион-ными, оценочно-диагностическими технологиями.

Для современного учителя это означает, что на каждом уроке, внеурочном мероприятии ему необходимо использовать психологически обоснованные инструменты, технологии, позволяющие достигать таких эффектов, как успешная коммуникация, открытость, рефлексивность, умение вступать в диалог с самим собой и окружающими, в том числе в межкультурный диалог.

Все это, безусловно, требует не столько непрерывного развития предметного, методического, психолого-педагогического компонентов профессионализма, сколько реализации в опережающем режиме индивидуального стратегического плана формирования и развития сквозных компетенций.

В педагогической науке даны определения понятий «сквозные компетенции», «пронизывающие компетенции». Чаще всего под сквозными компетенциями современные авторы понимают возможности, которыми обладают люди по включению в современные процессы, а также в специфические человеческие формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации. Иногда их представляют как «базовые компетенции» [3; 4].

При всей их противоречивости и разноплановости общая позиция состоит в том, что это компетенции универсального порядка, достаточно устойчивые и интегрированные в процесс обучения, жизнедеятельности и профессиональной деятельности, характеризующие «лицо» современного мира и экономики, позволяющие их носителю эффективно коммуницировать и включаться в современные процессы.

Под сквозными компетенциями мы понимаем компетенции, которые необходимы человеку на любом этапе его жизни, в любой сфере профессиональной деятельности. Это - некие обобщенные, универсальные навыки и умения, позволяющие успешно решать жизненные и профессиональные задачи, в

том числе новые и выходящие за пределы актуальных жизненно-профессиональных ситуаций.

Анализ современных трактовок понятия «компетенция» позволяет дать следующее определение сквозных компетенций. Сквозные компетенции - комплекс сгармонизи-рованных, универсальных по отношению к различным сферам и видам деятельности, одинаково важных для жизни и профессиональной деятельности, личностных качеств, видов грамотности и готовности, которые обеспечивают высокий уровень интеграции в социальные процессы, самореализацию личности, ее успешность в профессиональной сфере и качество жизни.

В разработанной нами классификации сквозных компетенций представлены следующие семь их групп:

1. Социальная компетентность (социальная адаптация, медийно-информационная грамотность; социальные коммуникации и взаимодействие, финансовая грамотность, работа в команде).

2. Образовательно-познавательная компетентность (функциональная грамотность, читательская компетентность, системные компетенции, навыки работы с информацией, креативность, методологическая компетентность).

3. Психолого-педагогическая компетентность (навыки саморегуляции, решения и преодоления психологических проблем и затруднений, ментальные установки).

4. Общегражданская компетентность (юридическая, политическая, электоральная грамотность, родительская компетентность).

5. Технологическая компетентность (цифровая компетентность).

6. Общекультурная компетентность (нравственно-этическая компетентность, экологическая (эколого-валеологическая) компетентность, художественно-эстетическая грамотность, ноосферное мышление).

7. Менеджерская компетентность (самоменеджмент, темпоральная культура, квалитативная компетентность, управление временем, решение проблем, лидерство).

Анализ показывает, что данная классификация сквозных компетенций вполне

может также применяться и по отношению к обучающимся. Это означает, что формирование и развитие данного вида компетенций у учителя общеобразовательной школы может и должно увязываться и по структуре рассматриваться изоморфно решению аналогичных задач применительно к обучающимся.

В целях установления ценностного отношения педагогических работников к проблематике сквозных компетенций, самооценки степени их развития нами был проведен опрос, в котором приняли участие 58 учителей общеобразовательных школ.

По результатам опроса констатировано, что 92,7 % его участников позитивно относятся к постановке вопроса о развитии сквозных компетенций у учителей. 88,5 % полагают, что существует прямая и однозначная связь между уровнем развития, проявления отдельных сквозных компетенций у учителей и успешностью их формирования у обучающихся.

Исследование показало, что выраженность отдельных сквозных компетенций у учителей имеет различный уровень. В наибольшей мере развиты, проявляются и применяются компетенции (как высокий и выше среднего уровень их отметили более 75 % респондентов): социальные коммуникации и взаимодействие; читательская ком-

петентность; навыки работы с информацией; креативность; решение и преодоление психологических проблем и затруднений; родительская компетентность; нравственно-этическая компетентность; решение проблем.

Таким образом, учителя позитивно относятся к вопросам развития у себя сквозных компетенций, однако реальный уровень отдельных из них не соответствует современным вызовам и требованиям. В значительной мере этот вывод касается таких компетенций, как медийно-информационная грамотность, системные компетенции, навыки саморегуляции, цифровая компетентность.

Изучение вопроса формирования и развития сквозных компетенций у учителей показало, что данное направление является актуальным в условиях усложнения, инновационной насыщенности и значительной изменчивости образовательной среды. Наличие и высокий уровень сквозных компетенций является одним из существенных условий успешной профессиональной деятельности учителя в кросс-многомерной образовательной среде школы. Такая среда, феномен мультисредовости требуют применения учителем целого спектра сквозных компетенций сообразно решаемым задачам формирования аналогичных компетенций у обучающихся.

Литература

1. Баева И.А., Тарасов С.В. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учебное пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2017. - 265 с.

2. Панасюк В.П., Елистратова К.А. Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности // Человек и образование. - 2020. - № 1. - С. 30-38.

3. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Султанова А.В. География человеческих перспектив. Образовательные технологии нового поколения. - М., 2006.

4. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С. Постановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 28.10.2007. URL: https://gtmarket.ru/ library/artides/3325.

5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с.

6. Щевелева Г.М. Образовательное пространство. Современный взгляд. Подходы к формированию. - Воронеж, 2001. - 104 с.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.