Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КРОСС-МНОГОМЕРНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КРОСС-МНОГОМЕРНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-МНОГОМЕРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МУЛЬТИСРЕДОВЫЙ УРОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / CROSS-MULTIDIMENSIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / UNIVERSAL PERSONALITY / MULTIFUNCTIONAL RESULTS / MULTI-ENVIRONMENT LESSON / EDUCATIONAL ECOSYSTEMS / PERSONALIZED EDUCATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елистратова Ксения Александровна, Панасюк Василий Петрович

Введение. Поле и вызовы жизнедеятельности выпускника школы требуют широкого и многопланового диапазона, многофункционального экрана качеств, свойств личности, компетенций, навыков, видов грамотности. В силу этого школьный этап образования представляется чрезвычайно важным с точки зрения их формирования и развития. Цель исследования. Моделирование персонализированной модели образования с опорой на возможности кросс-многомерной среды, способствующей формированию многофункциональных результатов у каждого обучающегося. Для достижения цели исследования мы использовали методы теоретического анализа и обобщения, моделирования сложных социальных объектов. Результатом исследуемой проблемы и её обсуждения является проектирование кросс-многомерной образовательной среды школы, мультисредовых уроков, в рамках которых происходит формирование многофункциональных результатов у обучающихся - будущих выпускников. Выводы. Персонализированная модель образования, предполагающая задействование ресурсов и потенциала кросс-многомерной среды школы, позволяет обучающимся, двигаясь по своей траектории, осваивать широкий спектр компетенций, совершать восхождение к универсальности, демонстрировать многофункциональные результаты образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елистратова Ксения Александровна, Панасюк Василий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MULTIFUNCTIONAL RESULTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A CROSS-MULTIDIMENSIONAL SCHOOL ENVIRONMENT

Introduction. The field and challenges of the life of the school graduate require the wide and multifaceted range, multifunctional screen of qualities, personality traits, competencies, skills, types of literacy. Due to this, the school stage of education is extremely important from the point of view of their formation and development. Purpose of the study. Modeling the personalized model of education based on the possibilities of the cross-multidimensional environment that contributes to the formation of the multifunctional results for each student. To achieve the goal of the study, we used the methods of theoretical analysis and generalization, modeling of the complex social objects. The result of the problem under study and its discussion is the design of the cross-multidimensional educational environment of the school, multi-environment lessons, in the framework of which the multifunctional results are formed in students - future graduates. Findings. The personalized model of education, which involves the use of resources and the potential of the cross-multidimensional school environment, allows students, moving along their paths, to master a wide range of competencies, to ascend to universality, to demonstrate the multifunctional educational results.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КРОСС-МНОГОМЕРНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ»

dents, No. 6, pp. 47-51.

7. Egorychev, A.O., Tsyba I.A. and S.P. Meshcheryakov (2017), Physical culture. Methodological and practical section, Publishing center of Gubkin Russian state University of oil and gas (NIU), Moscow.

8. Egorychev, A.O. (2013), Pedagogical measurement of students' knowledge in physical culture, textbook for teachers and students, Publishing house "Gubkin Russian state University of oil and gas", Moscow.

9. Egorycheva, E.V. (2014), Technology of application of means of improving physical culture in the classroom with students of a special educational Department, dissertation, Moscow.

10. Klimenskikh, M.V., Korepina, N.A., Sheka, A.S., Vindeker, O.S. (2018) "Features of perception of distance learning by students and teachers of the University", Modern problems of science and education, No. 1, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27421 (accessed: 14.04.2020).

11. Kravchenko, G.V. and Volzhenina, N.V. (2012), Work in the Moodle system: user's guide: tutorial, Barnaul.

12. Mandrikov, V.B., Mizulina, M.P. and Salaznikova, L.V. (2003), Organizational and methodological support of the educational process in a special educational Department, Volgograd.

13. Popova, A.I. and Petrov, V.K. (2010), "Distance learning of University students in the discipline "physical culture", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport, No. 2 (15), -pp. 84-92.

14. Osokina, E.S., Levan, T.N., Zudin, A.B., Aksenova, E.I., Gotskaya, A.I. and Degtyareva, T.O. (2016), Results of the all-Russian sociological research of students' involvement in classes on the subject (discipline) "Physical culture", Information and analytical materials, SIC ART, St. Petersburg.

15. Solovov, A.V., Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Menshikova, A.A. (2019) "Digital technologies in the study of the theoretical foundations of physical culture: on the experience of application and development vector", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 191-196.

16. Ilinich, V.I. (1999), Physical culture of a student, textbook, Gardariki, Moscow.

17. Vilensky, M.Ya. (2012), Physical culture, textbook, KNORUS, Moscow.

18. Chelyshkova, M.B. (2002), Theory and practice of designing pedagogical tests, Logos, Moscow.

19. Yakovlev, V.F. (2016), "Academic dishonesty of students in distance learning", Novainfo.ru, No. 40-1, available at: https://novainfo.ru/article/4149 (accessed: 14.04.2020).

Контактная информация: egorychev64@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2020

УДК 37.02

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КРОСС-МНОГОМЕРНОЙ СРЕДЕ

ШКОЛЫ

Ксения Александровна Елистратова, кандидат филологических наук, заместитель директора, Лицей № 101 Выборгского района, г. Санкт-Петербург; Василий Петрович Панасюк, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Центром мониторинга, аналитики и баз данных, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Аннотация

Введение. Поле и вызовы жизнедеятельности выпускника школы требуют широкого и многопланового диапазона, многофункционального экрана качеств, свойств личности, компетенций, навыков, видов грамотности. В силу этого школьный этап образования представляется чрезвычайно важным с точки зрения их формирования и развития. Цель исследования. Моделирование персонализированной модели образования с опорой на возможности кросс-многомерной среды, способствующей формированию многофункциональных результатов у каждого обучающегося. Для достижения цели исследования мы использовали методы теоретического анализа и обобщения, моделирования сложных социальных объектов. Результатом исследуемой проблемы и её обсужде-

ния является проектирование кросс-многомерной образовательной среды школы, мультисредовых уроков, в рамках которых происходит формирование многофункциональных результатов у обучающихся - будущих выпускников. Выводы. Персонализированная модель образования, предполагающая задействование ресурсов и потенциала кросс-многомерной среды школы, позволяет обучающимся, двигаясь по своей траектории, осваивать широкий спектр компетенций, совершать восхождение к универсальности, демонстрировать многофункциональные результаты образования.

Ключевые слова: кросс-многомерная среда образовательной деятельности; универсальная личность; многофункциональные результаты; мультисредовый урок; образовательные экосистемы; персонализированная модель образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p158-163

FORMATION OF MULTIFUNCTIONAL RESULTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A CROSS-MULTIDIMENSIONAL SCHOOL ENVIRONMENT

Kseniya Aleksandrovna Elistratova, the candidate of philological sciences, deputy director, Lyceum No. 101 of the Vyborg district, St. Petersburg; Vasyli Petrovich Panasyuk, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Head of the Center for Monitoring, Analytics and Databases, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

Abstract

Introduction. The field and challenges of the life of the school graduate require the wide and multi-faceted range, multifunctional screen of qualities, personality traits, competencies, skills, types of literacy. Due to this, the school stage of education is extremely important from the point of view of their formation and development. Purpose of the study. Modeling the personalized model of education based on the possibilities of the cross-multidimensional environment that contributes to the formation of the multifunctional results for each student. To achieve the goal of the study, we used the methods of theoretical analysis and generalization, modeling of the complex social objects. The result of the problem under study and its discussion is the design of the cross-multidimensional educational environment of the school, multienvironment lessons, in the framework of which the multifunctional results are formed in students - future graduates. Findings. The personalized model of education, which involves the use of resources and the potential of the cross-multidimensional school environment, allows students, moving along their paths, to master a wide range of competencies, to ascend to universality, to demonstrate the multifunctional educational results.

Keywords: cross-multidimensional educational environment, universal personality, multifunctional results, multi-environment lesson, educational ecosystems, personalized education model.

Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней школьного образования ориентируют на овладение обучающимися метапредметными результатами образования, которые включают универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Поле профессиональной деятельности будущих специалистов -нынешних школьников, пространство и вызовы их жизнедеятельности требуют более широкого и многопланового диапазона качеств, свойств личности, компетенций, навыков, видов грамотности.

Развитие универсальной личности, обладающей навыками XXI века, является одним из образовательных трендов современности [5]. По выражению Президента Российской Федерации В.В. Путина «Конкурентное преимущество получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными навыками, но и обладают soft skills — и креативным, и плановым, и другими видами мышления».

Современная система образования все больше испытывает на себе влияние таких трендов, как искусственный интеллект, роботизация, цифровизация, ей предъявляется запрос на «компетенции будущего». Следствием этого являются новые модели образовательных экосистем, призванных качественно обновить традиционное образование. В докладе «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» по результатам

международного саммита «Global Education Leaders' Partnership» заявляется о необходимости создания системы интегрального образования, позволяющего открыть потенциал каждого человека и в то же время обеспечивающего необходимую гибкость для работы в условиях быстро меняющегося мира [6].

Поэтому очевидна необходимость трансформации образовательного процесса в общеобразовательной школе с учетом вызовов цифрового мира и новой технологической революции в пользу развития универсальной личности с многофункциональными свойствами и качествами, владеющей гибкими навыками, которые обеспечивают успешную социализацию и лидерство в цифровой эпохе.

К этим навыкам, безусловно, могут быть отнесены социальные, интеллектуальные, волевые и лидерские компетенции: а) социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействие с людьми; б) интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное развитие в рамках интересующей области; в) волевые компетенции отвечают за достижение поставленных целей; г) лидерские компетенции отвечают за успешное использование ресурсов для достижения общих целей.

Более широкое понимание человеческого капитала предполагает необходимость развития у человека следующих качеств: а) специальные компетенции (под конкретные рабочие места) - специфический человеческий капитал (сюда же можно условно отнести и базовые предметные когнитивные умения); б) универсальные компетентности, обычно туда включают навыки коммуникации и кооперации, креативность, критическое мышление, устойчивость и адаптивность в условиях социальных изменений и вызовов, умение и готовность переучиваться - часть общего человеческого капитала; в) личностные характеристики (установки), включающие так называемую модель «большой пятерки» (экстраверсия, доброжелательность (дружелюбие, способность прийти к согласию), добросовестность (сознательность), нейротизм (противоположный полюс - эмоциональная стабильность), открытость новому опыту); г) активная самостоятельность (про-активность) - способность ответственно строить собственную трудовую и социальную траекторию, преобразовывать мир к лучшему в конструктивном взаимодействии с окружающими (предприимчивость, инициативность, субъектность, агентность). Именно «активная самостоятельность» имеет особое значение перед лицом тренда обновления рабочих мест.

Формированию таких многофункциональных результатов призвано способствовать обновление технологий обучения в школе и, прежде всего, по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов. Такое обновление определяется не только целями формирования многофункциональных результатов у обучающихся, ориентацией на новые типы личностных результатов, но и спецификой той среды, в которой происходит формирование таких результатов.

В настоящее время для обеспечения качественного образования, качества образовательных результатов должны задействоваться не только различные ресурсы (кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические), потенциал сетевых партнеров школы, но и возможности кросс-многомерной среды ее жизнедеятельности. Среда осуществления образовательного процесса современной школы является сложным, стохастических объектом. Это, во многом, является следствием многочисленных пересечений и взаимодействия факторов не только образовательной, но и других сред, пространств (экономическая, социальная, инновационная, технологическая, культурно-историческая, этнокультурная, предметно-пространственная, производственно-профессиональная, информационная среды; гуманитарное, географическое, библио-медийное, сетевое, аксиологическое, семантическое, ноосферное, событийное пространства) [2].

Реально образовательный процесс осуществляется в среде, которую мы называем кросс-многомерной, которая является результатом пересечения и взаимодействия двух и

более пространств и сред.

Например, предметно-пространственная среда имеет существенное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации подвижной деятельности обучающихся. Семантическое пространство активно задействуется при организации теоретического обучения, освоении фундаментального ядра знаний. Использование элементов производственно-профессиональной среды является важной предпосылкой для организации эффективной профориентационной работы, создания профильных классов. Аксиологическое пространство имеет определяющее значение при определении содержания, форм и технологий воспитательной работы, создания позитивной организационной культуры школы. Учебно-исследовательская деятельность в современной школе немыслима без опоры на элементы инновационной и технологической среды, сетевого пространства («Фаблаб-лаборатории», нано-лаборатории, лаборатории Интернет-вещей и т.п.). Географическое пространство важно для позиционирования школы, выбора стратегий ее сетевого взаимодействия и внешних связей.

Сетевое взаимодействие школы, синергия ресурсов, задействование потенциалов различных пространств и сред должны позволить создать мотивирующую к развитию, инновационную, интеллектоемкую, образовательно-воспитательную, насыщенную и культуро-ориентированную экосистему [1], позволяющую формировать у обучающихся навыки и компетенции XXI века, созидать качества человека будущего.

Ключевые задачи состоят в том, чтобы: а) в системе урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, на основе проектирования и проведения муль-тисредовых уроков, применения современных методик обучения в полной мере задействовать культурно-образовательный потенциал каждого из предметов школьного учебного плана для раскрытия потенциала личности, формирования новых, востребованных цифровой трансформацией общества и эпохой искусственного интеллекта, ее свойств; б) осуществить переход на реально работающую персонализированную модель образования, создающую условия для полноценного развития личностного потенциала и развивающуюся, обогащающуюся за счёт приращения личностного потенциала всех участников образовательного процесса, ресурсов сетевого взаимодействия и кросс-многомерного окружения.

В отношении персонализированной модели образования следует отметить, что в ее основе лежит про-активная деятельность обучающегося совместно с другими участниками образовательного процесса. Ориентация на цели (а не темы), выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся - системообразующий фактор персонализированного образования.

Содержание образования в персонализированной модели образования структурируется по «большим идеям» (а не по отдельным темам, понятиям или фактам) и атомизи-руется на уровне отдельной задачи. Персонализированная модель образования позволяет обучающимся двигаться по своей траектории, учиться в своем темпе; выбирать задания, позволяющие параллельно развивать универсальные компетентности, осваивать учебное содержание на базовом и повышенном уровне.

Расширение пространства образовательного процесса в школе за счет ее сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, совершенствования на основе принципов метаметодики предметных методик в направлении их интеграции, задействования ресурсов и потенциала кросс-многомерной среды, позволяет, таким образом, каждому обучающемуся определять для себя пространство построения и реализации персонализированной траектории обучения. Такое расширение образовательного пространства обеспечивает концентрацию необходимых ресурсов (кадровых, материально-технических, информационно-методических, научно-методических), создание инновационного потенциала для реализации учебных целей на любом уровне с учётом индивидуальных запросов конкретного обучающегося, целевых групп обучаю-

щихся. Безусловно, что задачи организации образовательного процесса в кросс-многомерной среде, модернизации предметных методик, применения метаметодики конструирования и проведения мультисредовых уроков, должны решаться с учетом достижений психолого-педагогической науки, лучших инновационных и образовательных практик, в частности, таких, как: а) интеграция содержания различных предметных областей; б) системно-деятельностная организация образовательного процесса; в) построение образовательного процесса на принципах экосистемы; г) использование ресурсов цифровых платформ, создание сетевых обучающихся сообществ; д) применение технологии «диалог культур»; е) ориентация на новые виды грамотности личности XXI века (математическая, естественно-научная, читательская, цифровая, финансовая, экологическая, др.); ж) использование инструментов когнитивной стимуляции; з) концепции метапознания, формирования многофункциональной личности; др.

Проблема, заявленная в статье, также актуализируется в связи с утверждением совместными приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации Культурного норматива школьника [3]. Проект «Культурный норматив школьника» основан на идеологии сетевого взаимодействия, использования разнообразных ресурсов и потенциалов образовательных организаций, организаций и учреждений культуры, спорта, регионального этнокультурного потенциала, возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых ресурсов. Конечной целью он как раз имеет формирование всесторонне развитой, универсальной личности, образованной личности, человека культуры.

С учетом вышесказанного, универсальная личность или личность, обладающая многофункциональными свойствами, может быть охарактеризована, как: а) овладевшая на достаточном для жизни, продолжения образования и профессиональной деятельности уровне знаниями, навыками, умениями, компетенциями, видами функциональной грамотности и готовности по всем образовательным областям; состоявшаяся как образованная личность; б) освоившая и использующая на базовом и повышенном уровнях основные ценности и результаты видов и родов культур человеческой деятельности; сформировавшаяся как культурная личность.

Многофункциональные результаты освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в конкретном, диагностируемом виде представляют и описывают универсальную личность на завершающих этапах реализации таких программ. Они определяют меру гармоничности развития личности выпускника школы, сформированности ее как универсальной личности.

Таким образом, в настоящее время потенциал развития школьного образования, повышения его качества, с точки зрения удовлетворения запросов граждан, во многом связан с решением проблемы формирования у обучающихся многофункциональных результатов, качеств и свойств универсальной личности на основе задействования социокультурного и образовательного потенциалов школьных предметов, потенциала сетевого взаимодействия школ и социальных партнеров, интеграции предметного содержания и применения эффективных технологий обучения, ориентированных на кросс-многомерную среду образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Олейников, Б.В. О концепции «Экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования / Б.В. Олейников, С.А. Подлесный // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 4. - С. 84-91.

2. Панасюк, В.П. Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности / В.П. Панасюк, К.А. Елистратова // Человек и образование. - 2020. - № 1. - С. 30-38.

3. Проект «Культурный норматив школьника». - 2019. - URL : http://mincult.saratov.gov.ru/upload/files/files/28445094.pdf (дата обращения: 011.01.2020).

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204. - URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 011.01.2020).

5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко. - Москва : Нац. исследоват. ун-т Высшая школа экономики, 2018. - 28 с.

6. Global Education Futures : образовательные экосистемы для общественной трансформации. - 2018. - URL : https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения: 011.01.2020).

REFERENCES

1. Oleinikov, B.V and Podlesny, S.A. (2013), "About the concept "Ecosystem of education" and directions of development of informatization of education", Knowledge. Understanding. Ability, No. 4, pp. 84-91.

2. Panasyuk, V.P. and Elistratova, K.A. (2020), "Cross-multidimensional spaces and environments as factors of innovative renewal of educational activity", Man and Education, No. 1, pp. 30-38.

3. Ministry of Culture of the Russian Federation, Ministry of Education of Russia (2019), Guidelines for the implementation of the All-Russian cultural and educational project "Cultural project of a student", Moscow, available at: http://mincult.saratov.gov.ru/upload/files/files/28445094.pdf.

4. President of the Russian Federation (2018), "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024", Moscow, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

5. Frumin, I.D., Dobryakova, M.S., Barannikov, K.A. and Remorenko, I.M. (2018), Universal competencies and new literacy: what to teach today for tomorrow's success. Preliminary conclusions of the international report on school education transformation trends, National Research University Higher School of Economics, Institute of Education, Moscow.

6. Global Education Futures: Educational Ecosystems for Social Transformation (2018), Educational ecosystems for social transformation, available at: https://futuref.org/educationfutures_ru.

Контактная информация: xenos88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2020

УДК 796.011

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГОВ

Михаил Георгиевич Жалбэ, аспирант, Александр Юрьевич Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Леонид Александрович Волков, старший преподаватель, Нижневартовский государственный университет

Аннотация

На сегодняшний день остается открытым вопрос об оптимальном сочетании факторов спор-тизации физкультурной деятельности и учета обеспечения профессиональной направленности физического воспитания студентов. Задачей настоящего исследования было экспериментальное апробирование эффективности реализации модульной технологии развития профессионально значимых психофизических качеств студентов экологов в процессе спортизированного физического воспитания. Анализ и сравнение результатов тестирования свидетельствует о положительной динамике уровня развития психофизических качеств студентов экспериментальной группы, занимавшихся по разработанной программе «Образовательная кинезиология», в отличие от студентов контрольной группы, которые занимались по стандартной программе. Результаты данного исследования позволяют рекомендовать модульную технологию к использованию в процессе учебных занятий по физической культуре для студентов направления подготовки «Экология и природопользование».

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, модуль, психофизические качества, спортизированное воспитание, образовательная кинезиология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.