ПЕДАГОГИКА ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 378.
00! 10.23951/1609-624Х-2020-2-117-123
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ VS МНОГОМЕРНОСТЬ
А. Д. Копытов, Т. Б. Черепанова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Введение. Актуализированы современные требования к профессиональной педагогической деятельности, описаны ведущие функции образовательной системы и проанализированы нормативные регламенты к использованию понятий «компетенция» и «компетентность».
Материал и методы. Материалом исследования выступили теоретические и эмпирические наблюдения по проблеме формирования будущих педагогов. Анализ актуальных научных источников позволил выявить ведущие идеи и проанализировать их с учетом современной практики профессионального педагогического образования.
Результаты и обсуждение. Профессиональное педагогическое образование, ориентированное на формирование профессиональных компетентностей, находится в состоянии развития при удержании традиций отечественного образования как социальной практики и социального института. Совокупность проанализированных подходов к определению понятия профессиональной педагогической компетентности ряда ученых (Т. Г. Браже, А. В. Хуторской, С. Н. Чистякова и др.) позволила актуализировать современные требования к педагогу. В данном контексте были проанализированы несколько аналитических и форсайтных исследований с целью выделения ведущих тенденций развития системы профессиональной подготовки будущих учителей.
С позиции пролонгированных требований к профессиональной педагогической деятельности описаны принципы междисциплинарности и феноменологическое видение понятия педагогической многомерности, учет которых может способствовать качественной подготовке будущего педагога.
Заключение. Совокупность требований, предъявляемых к современному педагогу, требует и широкого знания собственно предметной области профессиональной деятельности, достаточных знаний в смежных областях знаний и обладания компетенциями, которые позволят оставаться пролонгированно востребованными в профессиональном плане, возможны при рациональном сочетании как междисциплинарных принципов организации образовательного процесса, так и принципов формирования личности как многомерного профессионала.
Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование, профессиональные компетентности, компетенции, междисциплинарность, многомерность.
Введение
Качественное изменение профессионального пространства современного образования предъявляет к педагогической профессиональной деятельности новую совокупность требований. Традиционно рассматриваемые регламенты профессиог-раммы, характеризующие педагогическую деятельность, сегодня претерпевают и структурные, и содержательные коррекции, нацеленные на формирование у будущих педагогов еще на ступени профессиональной подготовки компетенций, которые позволят им не только в актуальных формах передавать сумму предметных знаний, но и корректно взаимодействовать с обучающимися, мотивируя их на высокую учебную активность, на решение сложных и нестандартных задач и ситуаций как в собственно предметной сфере, так и в воспитательном пространстве.
Результаты и обсуждение
Основная функция образовательной системы -это подготовка будущих поколений к дальнейшей жизни. И главным человеком, реализующим эту функцию, является педагог. Сегодня в школе (в данном контексте под школой мы подразумеваем не только общеобразовательные учреждения, но и учреждения профессионального образования) рядом работают педагоги, получившие свое базовое профессиональное образование десятки лет назад, и те, кто пришел к учительской практике совсем недавно, но каждый из них должен отвечать современным требованиям. Исторически сложилось отношение к образованию как к социальной практике, социальному институту, с изменением государственного устройства образование стали рассматривать как сектор экономики и, соответственно, оно стало услугой, сегодня от понятия «услуга» в
образовании активно отказываются и вновь говорят о приоритете социальной значимости, сочетании образования и воспитания, внимании к каждому обучающемуся и пр. Профессионально значимые качества и квалификационные требования к педагогической деятельности зафиксированы в различных источниках; в логике данной работы мы остановим свое внимание на совокупности профессиональных педагогических компетентностей, предъявляемых к современному педагогу. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [1] слово «компетенция» в отношении не функционального определения, а характеристики специально организованной деятельности употребляется более 10 раз, вместе с тем четкого определения данного понятия (в отличие от понятий «образование», «воспитание», «обучение» и др.) в ст. 2 «Основные понятия...» мы не находим. В актуальной же научной педагогической литературе можно обнаружить значительное количество определений понятий «компетенция» и «компетентность», разнящихся акцентом на культурологический, деятельностный или личностно ориентированный и другие подходы. Остановим внимание на некоторых из них, отвечающий, на наш взгляд, в большей мере требованиям современной образовательной практики.
Одним из классических определений профессиональной педагогической компетентности стало определение, данное Т. Г Браже: многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний) [2].
А. В. Хуторской определяет компетентность как владение некоторой совокупностью компетенций, понимая под компетенцией деятельностную характеристику, определяющую способность и готовность работника к реализации приобретенных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности [3].
Мы солидарны с позицией академика С. Н. Чистяковой о том, что современная подготовка педагога должна быть качественно иной, а именно «сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, пра-ктико-ориентированным, исследовательским подходом к решению конкретных образовательных проблем» [4].
Далее она приводит определение компетенций, понимаемых как «обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности; это способности человека реализовывать на практике свою компетентность; ядром компетенции являются деятельност-
ные способности - совокупность способов действий» [4] и соотносит компетентности с универсальными компетенциями и метапрофессиональными качествами. В целом, как отмечает С. Н. Чистякова, исследователями выделяется до 37 видов компетенций и компетентностей, суммируя которые, можно выделить несколько групп: собственно предметных, общепедагогических, коммуникативных, информационно-коммуникативных, креативных, рефлексивных, социально-психологических и пр. Обратим внимание также на научную позицию, что «в соответствии с интегрированной природой компетенций их развитие предполагает целенаправленную активную деятельность, относящуюся к реальной профессиональной сфере, использование современных средств и методов труда и технологий» [5, с. 156].
В целом в многочисленных исследованиях сущности компетенции как ведущей характеристики феномена профессиональной готовности отмечается ее синтетический характер (сочетание собственно деятельностного, личностного и мотивационно-го компонентов), ее развивающийся характер (см., например, [6, 7]).
Важно отметить, что формирование педагога не завершается с получением диплома бакалавра или магистра в области педагогического образования, данный вид профессиональной деятельности находится в постоянном состоянии развития: учитель учится всегда.
Современные требования к педагогу включают в себя не только обеспечение эффективной педагогической деятельности, но и постоянное самосовершенствование, владение навыками разработче-ской практики (составление учебных программ, дидактических материалов и пр.), а также учет прогнозных востребований, предъявляемых к профессиональной педагогической деятельности на некоторый определенный период.
В этом контексте проблема подготовки педагогических кадров в системе профессионального образования испытывает на себе различные футуристические исследования. Действительно, проблема формирования будущих профессионалов (и здесь мы не ограничимся исключительно образовательной сферой) по праву может быть названа одной из наиболее важных и общественно значимых проблем, дискуссии на данную тему обнаруживаются как в профессиональном журналистском сообществе, в различных блогосферах, так и в профессиональном сообществе. В обширном профессиональном сообществе можно обнаружить значительное количество концепций и стратегий развития образования, которые могут быть ориентированы как на отдельные профессиональные сферы, так и профессиональное образование в целом. Так, например, «Форсайт образования 2035. Стратегические
ориентиры: взгляд в будущее образования в 2035 г.» начинается с утверждения, что «в образовании настает эпоха радикальных изменений. Очень долго эта сфера могла позволить себе быть максимально иммунной к изменениям в обществе - так, что за ней закрепилась репутация одной из наиболее консервативных областей человеческой деятельности, но теперь ситуация меняется» [8]. Авторы-разработчики данной концепции постулируют идею, что образование сегодня стоит на пороге глобальных изменений (отметив, что система образования -одна из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности, претерпевшая за все время своего существования всего четыре революционные инновации - создание университетов в X в. в Европе, появление классно-урочной системы обучения, появление университетов исследовательского типа по модели В. фон Гумбольдта и внедрение в педагогику совокупности «активных методов» подготовки на рубеже Х1Х-ХХ вв.). Данное утверждение базируется на совокупности характеристик современного общества как общества, накопившего колоссальную массу технологий и методов деятельности. В контексте данного исследования мы отметим две характеристики: «резкое увеличение продолжительности и качества жизни» и «резкое увеличение глубины коммуникаций и взаимодействия, стирание языковых и культурных барьеров»
[8]. Моделируя будущее образования через анализ описанных трендов как более технологичную, интернациональную, высокоиндивидуализирован-ную, происходящую в сообществах практики и внутри игр, авторы предлагают целостную программу подготовки, включающую три трека - интеллектуального развития, формирования социальных и управленческих навыков, а также трек психофизиологического развития.
Логику данной концепции поддерживает и регулярно обновляемая исследовательская и аналитическая работа коллектива исследователей Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления Сколково «Атлас новых профессий»
[9], в котором представлены данные по развитию рынка труда по отраслям, прогнозно представлены рамки развития профессиональных сфер по отраслям. Исследователи выделили 19 отраслей профессиональной деятельности, а избранная ими форсайт-технология, опирающаяся на три утверждения (будущее можно создать, оно вариативно и позиция, что не ко всем отраслям человеческой деятельности представляется возможность в видимой степени достоверности строить прогнозы), позволила матрично описать «семьи» профессий: каждая отрасль содержит прогнозную общую характеристику, у каждой профессии есть ключевые характеристики. Данное исследование регулярно об-
новляется, но мы обратимся к первому изданию «Атласа...», вышедшему в 2014 г. и названному авторами экспериментальным исследованием. Наше внимание, естественно, привлекает раздел, посвященный образованию.
Итак, в 2014 г. ведущие отечественные ученые в отношении образования как отдельной отрасли профессиональной деятельности зафиксировали следующую совокупность изменений [9, с. 135]:
- включение в процесс образования различных онлайн-курсов, тренажеров и симуляторов;
- увеличение ресурсных возможностей образования за счет углубления индивидуализации обучения (что происходит в том числе благодаря информационным технологиям);
- активное внедрение в образовательное пространство различных игровых технологий;
- усиление практико-ориентированной ориентации образования.
В качестве надпрофессиональных навыков и умений в отношении профессиональной деятельности в образовании будущего были определены: системное мышление, клиентоориентированность, межотраслевая коммуникация, мультиязычность и мультикультурность, навыки в управлении проектами, работы с людьми, навыки художественного творчества и работы в условиях неопределенности.
Итак, исследователи предполагали, что на образовательном пространстве до 2020 г. появятся такие специалисты в данной сфере, как модератор, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер, после 2020 г. - разработчик образовательных траекторий, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояния сознания. Что же мы видим в современном образовательном пространстве? Опираясь на Общероссийский классификатор профессий и должностей ОКПДТР 2019 [10], отметим, что в нем по-прежнему находим учителей, педагогов, преподавателей, тренеров. В отличие от более ранних классификаторов мы обнаруживаем такие должности/профессии, как преподаватель-стажер (с уточнением уровня образования, например, в системе специального образования - код 25826), но в то же время ни тьютора, ни ментора, ни игропеда-гога нами обнаружено не было. Но вместе с тем в отечественной общеобразовательной практике уже более ем полтора десятка лет успешно реализуется тьюторское сопровождение индивидуального развития обучающихся, с начала 2000-х годов - индивидуальные образовательные маршруты и траектории, нашедшие свое отражение еще в 2012 г. в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в вузах в рамках дополнительного профессионального образования успешно реализу-
ются программы подготовки по игротехникам, кроме этого значительное количество курсов в вузах оснащено специально разработанными информационными ресурсами (тренажеры, тесты, симуля-торы и пр.). Таким образом, можно утверждать, что предположение исследователей, представленное в рамках «Атласа новых профессий», во многом нашло свое фактическое выражение в современном образовании как в отрасли профессиональной деятельности. И в этой связи (как и полагали исследователи) ведущее место заняли педагогические вузы, мобильно реагирующие на формирование образа современного педагога. Анализ образовательных стандартов и нормативных документов позволяет утверждать наличие системных изменений вследствие чего не только разрабатываются и внедряются федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, но и постоянно обновляется содержание образования, реализуются механизмы «открытого образования» и др.
Итак, современный педагог - это профессионал, находящийся в постоянном развитии, обладающий стойкими сформированными компетенциями не только в предметной, но и в личностно значимых сферах. В этой связи актуальным становится понятие междисциплинарности. Именно междисциплинарные знания расширяют возможности педагога по мотивированию познавательной деятельности обучающихся, способствуют формированию у них системного видения мира. Дискурс о междисциплинарности в контексте образовательной практики насчитывает не одно десятилетие (впервые данное понятие стали рассматривать, как утверждает Б. Капустин, в западной научной литературе и практике в 30-е гг. ХХ в. (см. подробнее: [11])), вместе с тем понятие междисциплинарности достаточно часто рассматривается как трансформация междисциплинарных связей, которые традиционно выделялись во всех учебных программах, представляя собой по сути интегративные связи одной предметной области с другой. Знакомство с исследованием Т. Н. Литвиновой и Е. М. Ечки позволяет утверждать, что междисциплинарность в современном профессиональном образовании может способствовать достижению корректной сочетаемости в использовании не только знаний из различных предметных областей, но и методов, технологий, форм деятельности, образуя синтетические способы формирования профессиональных компетенций, что отвечает интегрированной сущности большинства современных научных областей, в том числе гуманитарных. В этой связи названные авторы актуализируют важность разработки образовательных программ как программ междисциплинарного содержания, в большей мере отвечающих востребованиям современного про-
фессионального сообщества, способствуя расширению фундаментализации профессионального образования, обеспечивая формирование новых дополнительных компетенций у будущего профессионала [12]. Таким образом, в актуальной педагогической практике междисциплинарные ресурсы справедливо становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.
В контексте данного исследования обратим внимание и на другой аспект совершенствования профессионального образования в целом и педагогического профессионального образования в частности, которое появилось в педагогической науке сравнительно недавно с подачи доктора педагогических наук, профессора Ф. Г. Ялалова - это понятие «профессиональная многомерность» [13]. Как отметил Г. А. Бордовский в предисловии к указанному сочинению, «в основе профессиональной многомерности . всегда лежит творческий подход к делу. Поэтому профессиональная многомерность, направленная на повышение эффективности деятельности, выступает своего рода технологией интенсификации труда: творческого и однообразного, интеллектуального и физического, управленческого и исполнительского, является особой формой творческого саморазвития и самосовершенствования специалиста» [14, с. 3-4].
Итак, в чем состоит принципиальное отличие междисциплинарности от многомерности применительно к профессиональной педагогической деятельности, каким образом можно учитывать данную совокупность в процессе формирования будущего педагога? Характеризуя профессиональную многомерность, Ф. Г. Ялалов отмечает, что многомерный профессионал способен интегрировать несколько направлений, подходов, технологий, демонстрируя в своей деятельности многофункциональность и синергичность [15]. Принципиальное отличие феномена многомерности состоит в высоком уровне владения профессионалом методологической культурой, позволяющей концептуально осмысливать и проектировать собственную профессиональную деятельность. «Многомерность в профессиональной деятельности педагога понимается как сочетание его личностных качеств, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию, кругозор (глубокие профессиональные педагогические навыки, умения, способность творить), высокую гражданственность (профессиональные психологические установки и самосознание) и ответственность (социально-педагогический опыт и рефлексивность)» [16].
Заключение
Таким образом, совокупность требований, предъявляемых к современному педагогу, востре-
бует и широкого знания собственно предметной фессиональном развитии и совершенствовании с
области профессиональной деятельности, доста- учетом изменяющейся профессиональной среды),
точных знаний в смежных областях знаний и обла- что возможно только при рациональном сочетании
дания такой суммой сформированных компетен- в процессе подготовки будущего педагога и меж-
ций, которые позволят оставаться пролонгировано дисциплинарных принципов организации образо-
востребованными в профессиональном плане (т. е. вательного процесса и принципов формирования
обладать сформированной потребностью в про- личности как многомерного профессионала.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru/cons/ (дата обращения: 10.10.2019).
2. БражеТ. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление/ под ред. Онушкина В. Г.//Тезисы к семинару 25-29 июля 1990 г. М: НИИОВ, 1990. С. 39-62.
3. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Электронный журнал «Эйдос». URL: http://www. eidos.ru/yournal/2006/0505.htm (дата обращения: 21.11.2019).
4. Чистякова С. Н. Педагогические компетенции и их роль в обеспечении качества образования. URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/ Nauchnye_shkoli/Chistyakova/ (дата обращения: 10.10.2019).
5. Балакирева Е. И., Малышева А. В., Коновалова Е. Ю. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 154-158.
6. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе / пер. с англ. М., 2005.
7. Копытова Н. Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. Вып. 10 (114). С. 103-112.
8. Форсайт образования 2035. Стратегические ориентиры: взгляд в будущее образования в 2035 г. URL: http://changelab.tilda.ws/2035 (дата обращения: 05.11.2019).
9. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).
10. Общероссийский классификатор профессий и должностей ОКПДТР 2019. URL: http://www.ksoft.ru/okpdtr.htm (дата обращения: 15.10.2019).
11. Капустин Б. Междисциплинарность открывает путь к новому состоянию знания // Коммерсант. Наука. № 5 от 28.07.2017. С. 43. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3367606 (дата обращения: 23.12.2019).
12. Литвинова Т. Н., Ечка Е. М. Междисциплинарный подход в науке и образовании // Глобализационные процессы в условиях современности: профессиональный взгляд: межвузовский сб. науч. тр. Волгоград, 2015. С. 32-35.
13. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.
14. Бордовский Г. А. Новые возможности, связанные с профессиональной многомерностью // Профессиональная многомерность. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с. С. 3-6.
15. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. 2015. №2 (40). С. 326-330.
16. Маркова Н. Г. Многомерность в профессиональной деятельности преподавателя в поликультурном образовательном пространстве вуза // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сб. материалов V Всерос. интернет-конф. с междунар. участием. М., 2017. С. 169-174.
Копытов Анатолий Дмитриевич, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).
Черепанова Тамара Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Е-mail: tb100@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 27.01.2020.
DOI 10.23951/1609-624X-2020-2-117-123
PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCIES: INTERDISCIPLINARY VS MULTIDIMENSIONALITY
A D. Kopytov, T. B. Cherepanova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
Introduction. Modern requirements for professional pedagogical activity are updated, the leading functions of the educational system are described, and normative regulations for the use of the concepts of competence and competence are analyzed.
BecmHUK Trny (TSPUBulletin). 2020. 2 (208)
Material and methods. The research material was theoretical and empirical observations on the problem of formation of future teachers. The analysis of current scientific sources allowed us to identify the leading ideas and analyze them taking into account the modern practice of professional pedagogical education.
Results and discussion. Professional pedagogical education, focused on the formation of professional competencies, is in a state of development while maintaining the traditions of domestic education as a social practice and social institution. The set of analyzed approaches to defining the concept of professional pedagogical competence of a number of scientists (T. G. Brazhe, A.V. Khutorskaya, S. N. Chistyakova, etc.) allowed updating modern requirements for a teacher. In this context, several analytical and foresight studies were analyzed in order to identify the leading trends in the development of the system of professional training of future teachers.
The principles of interdisciplinarity and phenomenological vision of the concept of pedagogical multi-dimensionality are described from the position of prolonged requirements for professional pedagogical activity, which can contribute to the quality training of the future teacher.
Conclusion. A set of requirements to a modern teacher will claim wide knowledge of the subject area of professional activity, sufficient knowledge in related fields of knowledge and possession of competencies that will allow them to remain prolonged in demand in professional terms, possible with a rational combination of both cross-cutting principles of the organization of the educational process and principles of formation of personality as a multidimensional professional.
Keywords: professional pedagogical education, professional competences, competences, interdisciplinarity, multidimensionality.
References
1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 27.12.2019) "Ob obrazovanii vRossiyskoy Federatsii" [Federal law from December 29, 2012 N 273-FZ (ed. December 27, 2019)] (in Russian). URL:http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 10 October 2019).
2. Brazhe T. G. Professional'naya kompetentnost' spetsialista kak mnogofaktornoye yavleniye [Professional competence of a specialist as a multifactorial phenomenon]. In: Onushkin V. G. (ed.) Tezisy kseminaru 25-29 lyulya 1990 [Seminar abstracts 25-29 July, 1990. Moscow, NIIV Publ., 1990. Pp. 39-62 (in Russian).
3. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proyektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy [Design technology of key and subject competencies]. Elektronnyy zhurnal "Eydos" - Internet journal "Eidos" (in Russian). URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm (accessed 21 November 2019).
4. Chistyakova S. N. Pedagogicheskiye kompetentsii iikh rol' v obespechenii kachestva obrazovaniya [Pedagogical competences and their role in ensuring the quality of education] (in Russian). URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/Nauchnye_shkoli/Chistyakova/ (accessed 10 October 2019).
5. Balakireva E. I., Malysheva A. V., Konovalova E. Yu. Professional'naya kompetentnost': sushchnostnye kharakteristikiiusloviyarazvitiya [Professional competence: essential characteristics and conditions of development]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal - Baltic humanitarian journal, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 154-158 (in Russian).
6. Spenser L. M., Spenser S. M. Kompetentsiinarabote [Competence at work]. Translated from English. Moscow, 2005 (in Russian).
7. Kopytova N. E. Mnogomernaya professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza: ot funktsiy k kompetentsiyam [Multidimensional professional activity of teacher of higher education institution: from function to competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta- Tomsk State University Journal, 2012, no. 10 (114), pp. 103-112 (in Russian).
8. Forsayt obrazovaniya 2035. Strategicheskiye oriyentiry: vzglyad v budushcheye obrazovaniya v 2035 g. [Education foresight 2035. Strategic guidelines: looking at the future of education in 2035]. URL://http://changelab.tilda.ws/2035 (accessed 5 November 2019) (in Russian).
9. Atlas novykhprofessiy[Atlas of new professions] (in Russian). URL: http://atlas100.ru/ (accessed 10 October 2019).
10. Obshcherossiyskiy klassifikator professiy i dolzhnostey OKPDTR 2019 [All-Russian classifier of professions and positions OKPDTR 2019] (in Russian). URL: http://www.ksoft.ru/okpdtr.htm (accessed 15 October 2019).
11. Kapustin B. Mezhdistsiplinarnost' otkryvayet put' k novomu sostoyaniyu znaniya [Interdisciplinarity opens the way to a new state of knowledge]. Kommersant. Nauka, № 5, 28 July 2017. P. 43 //https://www.kommersant.ru/doc/3367606 (accessed 23 December 2019) (in Russian).
12. Litvinova T. N., Echka E. M. Mezhdistsiplinarnyy podkhod v nauke i obrazovanii [Interdisciplinary approach in science and education]. Globalizat-sionnye protsessy v usloviyakh sovremennosti: professional'nyy vzglyad: mezhhvuzovskiy sb. nauch. tr. [Globalization processes in modern conditions: professional view: intercollegiate collection of scientific works]. Volgograd, 2015. Pp. 32-35 (in Russian).
13. Yalalov F. G. Professional'naya mnogomernost' [Professional multidimensional^]. Kazan, Tsentsr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2013. 180 p (in Russian).
14. Bordovskiy G. A. Novye vozmozhnosti, svyazannye s professional'noy mnogomernost'yu [New opportunities related to professional multidimen-sionality]. In: Professional'naya mnogomernost' [Professional multidimensional^]. Kazan, Tsentsr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2013. Pp. 3-6 (in Russian).
15. YAlalov F. G. Professional'naya mnogomernost': mnogomernye kompetentsii [Professional multidimensionality: multidimensional competences]. Filologiya i kul'tura - Philology and Culture, 2015, no. 2 (40), pp. 326-330 (in Russian).
Kanumae A. ff., HepenaHaea T. E. npa^eccuoHanbHue педагогицеские KOMnemeHmHOcmu.
16. Markova N. G. Mnogomernost' v professional'noy deyatel'nosti prepodavatelya v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve vuza [Multidimen-sionality in the professional activity of a teacher in the multicultural educational space of the University]. In: Povysheniye kvalifikatsii peda-gogicheskikh kadrov v izmenyayushchemsya obrazovanii: sb. materialov V Vseros. internet-konf. s mezhdunar. uchastiyem [Professional Development of teaching staff in changing education: collection of materials of the V all-Russian Internet conference with international participation]. IVIoscow, 2017. Pp. 169-174 (in Russian).
Kopytov A. D., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
Cherepanova T. B., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: tb100@yandex.ru