УДК 378.147
йО! 10.23951/2307-6127-2019-3-26-34
ВКЛЮЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»)
Т. Б. Черепанова, О. А. Швабауэр
Томский государственный педагогический университет, Томск
Освещается проблема формирования профессионально-личностной составляющей будущего педагога, рассмотренная посредством расширения образовательного пространства вуза специальным курсом, ориентированным на освоение обучающимися классических и инновационных педагогических практик. Актуальность исследования обусловлена современными и прогнозными требованиями к профессиональной педагогической деятельности, зафиксированными в программных документах.
Цель исследования - разработка, описание и апробация курса «Педагогические технологии в современном гуманитарном образовательном пространстве», ориентированного на формирование пролонгированной профессиональной востребованности.
Применялись методы исследования: анализ теоретической и научно-методической литературы, педагогическое и эмпирическое наблюдение, педагогическое моделирование.
Были исследованы и актуализированы понятия «технология» и «педагогическая технология», обозначены и описаны рамки востребованности личностно-профессиональ-ных качеств педагога и вектор формирования профессионально-личностной составляющей будущего педагога. Описана интегративность понятия «педагогическая технология», включающая в себя компетенции, сформированные в течение всего периода обучения в педагогическом вузе, прогнозно позволяющие достичь выпускнику успеха в профессиональной педагогической деятельности. В качестве инструментария для осуществления процесса формирования названной компетенции представлен логико-структурный фокус разработанного и апробированного курса «Педагогические технологии в современном гуманитарном образовательном пространстве», ориентированного парадигмальными изменениями в целях, содержании, методах и технологиях обучения и воспитания. Описана конкретная система занятий, включающая аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные формы занятий, тематическую рубрикацию, описание методики использования блок-конспектов и др.
Разработанный и внедренный в практику курс «Педагогические технологии...» способствует присвоению обучающимися объективных методов самоконтроля, формированию профессиональной самостоятельности по определению конкретных целей учебной деятельности, наиболее комфортных условий для достижения учебного результата, навыкам саморефлексии и самокоррекции.
Представленный курс может быть матрично адаптирован для обучающихся педагогических вузов не только гуманитарного профиля, но и по другим направлениям обучения.
Ключевые слова: технологии, педагогические технологии, образовательное пространство, профессиональные педагогические компетенции, профессионально-личностная составляющая, план-конспект.
Педагогическая деятельность фундаментализирует общественное устройство как таковое, она, опираясь на опыт предыдущих поколений, формирует поколение будущего. Это аксиома. И вместе с тем педагогическая деятельность может быть охарактеризована как
сфера профессиональной деятельности, находящаяся в постоянном развитии: невозможно дать два абсолютно одинаковых урока по одной теме и одному конспекту в двух разных классах, невозможно дважды одинаково прочесть как иллюстрацию на уроке литературы стихотворение... Очевидным в связи с этим становится и оснащение в процессе профессиональной подготовки будущего педагога набором (палитрой) тех педагогических приемов и техник, которые позволят в дальнейшем наиболее эффективно достигать качественного результата обучения, ориентированного на раскрытие образовательного потенциала ученика.
Как отмечает в своих исследованиях Р. Герсберг, ведущим мотивом профессиональной деятельности педагога выступает ее перманентно изменяющийся характер (разнообразие, самостоятельность, саморазвитие и др.) [1, с. 135].
В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года (раздел «Формирование компетенций инновационной деятельности»; утверждена распоряжением Правительства РФ 08.12.2011, № 2227-р) достаточно четко обозначены компетенции инновационной деятельности профессионала. Среди них особо выделяются способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому, а также способность к критическому мышлению и умения работать самостоятельно или в команде [2].
В качестве методов были использованы анализ теоретической и научно-методической литературы, педагогическое и эмпирическое наблюдение, педагогическое моделирование и другие методы, совокупность использования которых и опора на фундаментальные труды позволяют говорить о корректности представленного исследовательского материала.
Исследование документов, регламентирующих профессиональный стандарт педагогической деятельности, позволяет выделить несколько важных смыслов. Во-первых, модель современного выпускника педагогического вуза прочно базируется на традициях отечественного образования; во-вторых, подготовка будущего педагога должна проводиться не по узкопрофессиональному принципу, а отвечать актуальным требованиям и ожиданиям (в частности, обладать сформированными компетенциями, способствующими осуществлению профессиональной деятельности на современном уровне, и внутренней потребностью к профессиональному саморазвитию на широком культурном и собственно профессиональном уровне). Данный аспект достаточно дискурсивен в современной педагогической науке (см., например: [3-5]). Мы солидарны с позицией И. В. Носко, что «цель профессионального образования сегодня состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями» [4, с. 295]. И далее: «Наступает новый этап: компетентностный подход переходит из стадии самоопределения в стадию самореализации, когда заявленные им общие принципы и методологические установки должны подтвердить себя в различных прикладных разработках. К таким прикладным разработкам, несомненно, относится и проектирование модели выпускника вуза на начальном этапе создания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, где цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса» [4, с. 295].
Понятие «технология», являющееся центральным в логике данного исследования, закрепилось в языке прежде всего как имеющее отношение к технике и естественным наукам. Так, известный ученый-химик Д. И. Менделеев определил его более 150 лет назад в следующем виде: «Технология или учение о выгодных (т. е. поглощающих наименее труда людского и энергии природы) приемах переработки и природных ресурсов в продукты,
потребные (необходимые, или полезные, или удобные) для применения в жизни людей». Он утверждал, что «учение о способах... освещает научным началом то, что вырабатывается практикой, и через это не только усовершенствуется производство, но и расширяется область научного понимания вещей и явлений» (цит. по: [5, с. 12]).
Вместе с тем этимология этого слова позволяет утверждать, что его семантическое начало все-таки ориентировано на сферу человеческой деятельности. А как иначе можно расценить соединение двух греческих слов technos и logos (соответственно «искусство» и «учение, наука»)? Не вдаваясь в этимологический дискурс, позволим себе остановиться на том, что в обобщенном виде технология может рассматриваться как типологизированная деятельность в целом.
В отношении же термина «педагогическая технология» следует указать некоторый ряд зафиксированных позиций, которых придерживаемся в ходе исследования. Итак, прежде всего следует указать, что термин «педагогическая технология» стал активным в педагогической науке и практике достаточно недавно: его высокая частотность зафиксирована начиная с 1970-х гг., вместе с тем собственно данный термин появился в 1920-х гг. в трудах по педологии, ориентированных на анализ и описание эффективных форм и методов организации учебных занятий.
Говоря об актуальном значении термина «педагогическая технология», полагаем важным отметить исследовательскую позицию Л. И. Долинера (см.: [6]), выделившего совокупность существенных признаков, характеризующих технологию как явление. Используя труды ученого, обозначим некоторые из них. Во-первых, технология может быть рассмотрена как особой формы алгоритм и структура; во-вторых, специальным признаком является субъект и объект процесса; в-третьих, уникальным в данной связи становится свойство стандартизации, позволяющее унифицировать образовательный процесс; в-четвертых, внутренняя заложенность на качественный результат, долговременная обратная связь между объектами процесса разных уровней и возможность унифицировать, что делает возможной и эффективной процедуру оценки качества по наиболее общим критериям.
Остановимся также на позиции П. Д. Митчелла (P. D. Mitchell), который в «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологии» (The Encyclopedia of Educational Media Communications and Technology) еще в 1978 г. (Лондон) на основе анализа более чем 100 научных источников отметил, что, «не являясь синонимом „средства обучения", педагогическая технология представляет собой междисциплинарный конгломерат, имеющий связи (отношения) фактически со всеми аспектами образования - от короткого обучающего фрагмента до национальной системы со всеми ее функциями» (цит. по: [7, с. 18]). Данная исследовательская позиция позволила определить педагогическую технологию как область исследований и практики и воспроизводимых педагогических результатов.
В отечественной научной и научно-практической позиции закрепилась в качестве матричной исследовательская позиция Г. К. Селевко [8], в которой зафиксирована возможность «для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности», т. е. предсказывать результаты, системно выделять сущностное в эффективном практическом опыте, решать совокупность актуальных педагогических задач, ориентированных на развитие личности обучающегося, и пр.
Отметим также, что интегративность понятия «педагогическая технология», органически включающая в себя компетентности, сформированные в течение всего периода обучения в вузе, позволяет обучающемуся достичь желаемого уровня профессиональной готовности, что достаточно активно отражено в научной и научно-практической литературе.
В частности, значение для данной работы имели включение исследования метапредметно-го подхода в новых образовательных стандартах [9], опыт изучения, обобщения и тиражирования общеобразовательных практик [10], приемы проектирования и реализации гуманитарных технологий [11], а также изучение отдельных практик организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся вузов в аудиторной и внеаудиторной практике [12] и ряд других актуальных исследований.
Аргументированно полагаем обоснованным и закономерным включением в процесс вузовской подготовки будущего педагога специального курса, ориентированного на освоение обучающимися основных педагогических технологий, актуальных в современном образовательном процессе как с точки зрения их теоретической атрибуции, так и с точки зрения практико-ориентированной востребованности. Как было указано ранее, «традиционное образование, которое несет на себе груз задачи воспроизводства норм, целей, идеалов прошлых общественных состояний в новом поколении. Эта организация образования определялась единой системой, конкретным, тоже единым политически и идеологически нагруженным социальным заказом» [13, с. 170].
Курс «Педагогические технологии», разработанный нами и апробированный в процессе профессиональной подготовки будущих учителей (гуманитарное направление -будущие учителя русского языка и литературы, учителя истории и обществознания), направлен на достижение совокупности целей и задач. Целевой аппарат курса направлен на знакомство как с процессами, имеющими системный характер, так и с современными тенденциями и собственно инновационными технологиями. В рамках учебной дисциплины рассматриваются парадигмальные изменения в целях, содержании, методах, технологиях обучения.
В одной из наших работ было зафиксировано, что «профессионально обусловленные ценности профессии педагога во многом совпадают с важнейшими качествами ученого. Современный педагог - это исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию» [14, с. 5].
При этом важно понимать под «исследователем» в данном контексте не собственно экспериментальную деятельность, направленную на апробацию и проверку некой идеи, а поисковую деятельность практического педагога, нацеленного на достижение качественного прироста как образовательной деятельности в целом, так и фиксированного оценочного результата в частности.
Также при разработке данного курса мы исходили не только из рабочего определения понятия, но и из избранной нами в качестве фокусной исследовательской позиции известного отечественного ученого В. П. Беспалько, что педагогическая технология в целом «противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции» [15, с. 5].
Охарактеризуем логику и модель построения предложенного курса.
Актуальность предложенного курса «Педагогические технологии в современном гуманитарном образовательном пространстве» объясняется также и потребностью методических курсов в развитии профессиональной самостоятельности будущих педагогов.
На этапе включения в курс мы полагаем важным формирование у будущего педагога навыка сегментирования образовательного процесса. Он должен не схематически, а сущ-ностно уметь выделять, отделять, выстраивать прогнозно эффективную комбинаторику средств, направленных на удержание в фокусе собственно предметного содержания и его воспитательного ресурса учебной дисциплины (урока).
Аргументированно полагаем, что собственно инновационный поиск обучающихся в области педагогических технологий вряд ли может быть целесообразным и обоснованным.
Именно поэтому в первой части курса нами уделяется достаточно времени традиционным классическим педагогическим технологиям, поскольку «инновации ради инноваций», «творчество ради творчества» и т. п. не имеют практического смысла, а вот изучение классических образцов, занимающих по-прежнему львиную долю образовательного пространства, может иметь многозначный эффект. Во-первых, у будущего учителя есть собственный ученический опыт, который нельзя игнорировать, наоборот, его стоит привлекать для формирования педагогической рефлексии. Во-вторых, полагаем рациональным зафиксировать базовые технологические конструкции как фундаментальные, на которых можно строить уникальное личное профессиональное мастерство.
В логике освоения курса «Педагогические технологии...» центральное внимание уделяется формированию профессионально-личностной составляющей будущего педагога, выступающей интегрированным и синтезированным компонентом его профессиональной готовности и включающей в себя как сумму знаний об особенностях и структуре, видах и функциях профессиональной деятельности, принятие ее значимости и ценности, так и обладание профессиональной рефлексией, способностью к саморазвитию, осознанием персональной ответственности за результаты профессиональной педагогической деятельности.
Феноменологическая сущность педагогической деятельности может характеризоваться совокупностью показателей, а системный подход к формированию профессионально-личностной составляющей будущего педагога способствует формированию у обучающегося личного опыта профессиональной деятельности, сочетая в себе и теоретический, и практи-ко-ориентированный контексты. Как утверждает Г. А. Пичугина, «осмысление опыта возможно лишь на основе теоретических знаний, тех, которые были получены ранее, и новых, которые студент в процессе обучения вновь приобретет при участии в обсуждении актуальных педагогических вопросов, и личностной мотивации и осознании того, чем необходимо овладеть» [16, с. 188].
Основу представленного курса составляют как фундаментальные знания из разных научных областей (общая педагогика, теория воспитания, методика обучения, психология, собственно предметные области, например у филологов это может быть лексикология, морфология или синтаксис), так и полученный ранее опыт формирования первичных профессиональных навыков, полученных в течение различных видов педагогической практики.
Курс сегментирован тематически и включает следующие блоки: 1) понятие «педагогическая технология», основная характеристика понятия и ее отличие от методики преподавания; 2) функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий; 3) классификация педагогических технологий; 4) типологизация педагогических технологий; 5) специфика форм и методов в классических педагогических технологиях; 6) инновационные практики как педагогическая технология.
Логико-структурное построение тематического разделения ориентируется на условную приближенность модельной учебной ситуации к профессиональным условиям (данную задачу помогает решить не только собственно педагогическое моделирование, но и использование медиаколлекции с записями реальных уроков); интегрированность учебной деятельности в профессиональную на основе использования приемов учебного педагогического моделирования.
Принципиальное отличие предложенного курса состоит в отходе от исключительно общеметодического изучения понятия «педагогические технологии» и выработке неких пра-ктико-ориентированных универсумов. Используемый конструкт курса подвижен и содер-
жит в качестве стержнеобразующего собственно предметный элемент. Например, в логике работы с будущими учителями-филологами мы опираемся на нормативную и программную базу образовательной области «Языки и литература», анализируем учебно-методические комплекты конкретной дисциплины, прогнозные и программные материалы (в частности, «Концепцию филологического образования»); все занятия с обучающими материалами (аудиторными, внеаудиторными, самостоятельными) подкрепляются исключительно конкретикой будущего профильного предмета.
Аналогичный подход реализуется, например, в отношении будущих учителей математики или любого другого предмета. Несомненно, мы понимаем, что данный подход предполагает дополнительную нагрузку для вузовского педагога, поскольку представленная матрица чрезвычайно лабильна, подвижна, нуждается в тесном контакте с реальной образовательной практикой, с методистами и действующими учителями общеобразовательных практик. Но разве именно это не подтверждает наличие живой активности и формируемо-сти профессионализма у будущего педагога?
Одно из важных конструктивных мест в логике курса отведено самостоятельной работе обучающихся в формате блок-конспектов, сочетающих навыки фрагментарного конспектирования и анализа источников (теоретико-инструментальная часть, работа с научной, научно-методической литературой), исследования совокупности элементов, составляющих ключевые позиции изучаемого материала (процедурная и экспертная часть, работа с научно-методической литературой, с видеоматериалами), а также формирование собственной аналитической и исследовательской позиции (оценочно-рефлексивная часть).
Блок-конспект составляется по результатам каждой темы по заданному алгоритму: тема ^ тезаурус ^ конспект, включающий цитаты ведущих ученых и методистов, ^ комментарии к цитатам ^ подбор, описание и анализ ситуативных педагогических задач ^ моделирование в логике исследованной технологии учебного элемента по предметной области ^оценочное суждение о ресурсных возможностях исследованной технологии.
Эта работа позволяет систематизировать, закрепить, углубить и расширить полученные теоретические знания, экспертно оценить их практическую востребованность в реальной практике; развить познавательные способности обучающихся и мотивировать творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность; способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, исследовательские умения студентов. Подготовка блок-конспекта представляет собой воспроизводимые самостоятельные работы (т. е. выполняются по предлагаемой логико-структурной композиции, по алгоритму), реконструктивные (ориентированы заданными параметрами), эвристические (обучающийся формулирует собственное решение учебно-профессиональных педагогических задач) и исследовательские проектные (предполагает прогнозное определение вариантов, педагогическое моделирование).
Данная форма работы способствует не только закреплению знаний, формированию творческого отношения к подготовке, но и глубокому анализу понимания информации и формированию уникального личного отношения к профессиональной деятельности на минимально достаточном, стандартном или потенциально эталонном уровнях, а включение в контекст блок-конспектов учебно-профессиональных педагогических задач способствует формированию нового взгляда на образовательное пространство, расширению представлений о формах и форматах педагогического взаимодействия, развивает профессионально-личностную составляющую будущего педагога.
Описанный подход к конструированию курса оправдан и научно, и методически, так как избавляет от необходимости «объять необъятное» и способствует логическому осознанию
множества факторов и принятию алгоритма уникального, всегда развивающегося образовательного пространства. Таким образом, мы можем наблюдать тесные междисциплинарные связи собственно методологического (общенаучного), теоретического (в психолого-педагогической и собственно предметной областях) и прикладного характера с различными областями знаний (эстетика, история, культура...), образуя потенциально востребуемые конкретной сферой формы и методы деятельности из других областей. Разработанный и внедренный в практику курс «Педагогические технологии...» способствует присвоению обучающимися объективных методов самоконтроля, формированию профессиональной самостоятельности по определению конкретных целей учебной деятельности, наиболее комфортных условий для достижения учебного результата, навыкам саморефлексии и самокоррекции.
Список литературы
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2001. 345 с.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70006124/#0 (дата обращения: 10.11.2018).
3. Кузьминов Я. И., Матросов В. Л., Шадриков В. Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. 2007. № 7. С. 17-19.
4. Мокий М. С., Мокий В. С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-14526 (дата обращения: 25.09.2018).
5. Кондаурова И. К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
6. Носко И. В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза - бакалавра педагогики // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. Т. 14, № 37. С. 294-299.
7. Сафонов А. В. Педагогическая технология развития единой образовательной информационной среды в школе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 165 с.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
9. Скрипкина Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации // Эйдос. 2011. № 4. URL: http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm (дата обращения: 15.12.2018).
10. Скаткин М. Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта // Народное образование. 1981. № 9. С. 24-29.
11. Берестовский А. М. Об опыте проектирования и реализации гуманитарных образовательно-профессиональных технологий подготовки специалистов в педагогическом вузе // Омский научный вестник. 2011. № 4 (99). С. 137-140.
12. Сычёва М. В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3, № 6 (28). С. 140-144.
13. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. К вопросу о феноменологии современного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. Вып. 1 (15). С. 169-172. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-169-172.
14. Михайлова Е. Н., Швабауэр О. А. Исследовательская деятельность педагога в праксеологическом контексте: учеб.-метод. пособие для вузов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 44 с.
15. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
16. Пичугина Г. А. Методологические основы развития опыта педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 6, № 3 (20). С. 185-189.
Черепанова Тамара Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: tb100@yandex.ru
Швабауэр Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).
Материал поступил в редакцию 14.03.2019.
DOI 10.23951/2307-6127-2019-3-26-34
THE INCLUSION OF THE STUDY OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS AN ELEMENT OF FORMATION OF FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL-PERSONAL COMPONENT (THE STUDY OF THE COURSE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE)
T. B. Cherepanova, O. A. Shvabauer
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article is devoted to the problem of formation of professional and personal component of the future teacher, considered through the expansion of the educational space of the university special course, focused on the development of students of classical and innovative pedagogical practices. The relevance of the study is due to modern and forward-looking requirements for professional teaching activity, recorded in the syllabus documents.
The purpose of the research is the development, description and testing of the course Pedagogical Technologies in the Modern Humanitarian Educational Space, focused on the formation of a prolonged professional demand.
Material and methods: analysis of theoretical and scientific-methodical literature, pedagogical and empirical observation, pedagogical modeling.
Results and discussion. In the course of the study, the concepts of technology and, accordingly, pedagogical technology were studied and updated, the framework of demand for personal and professional qualities of the teacher and the vector of formation of the professional and personal component of the future teacher were identified and described. The article describes the integrativity of the concept of pedagogical technology, which includes the competence formed during the entire period of study at the pedagogical University, predictably allowing the graduate to achieve success in professional teaching activities. The logical and structural focus of the developed and tested course Pedagogical Technologies in the Modern Humanitarian Educational Space, oriented by paradigm changes in the aims, content, methods and technologies of training and education, is presented as a tool for the process of formation of the named competence. The paper describes a specific system of classes, including classroom, extracurricular and independent forms of classes, thematic rubrication, description of the method of use of block-notes, etc.
The developed and put into practice course Pedagogical Technologies contributes to the assignment of students objective methods of self-control, the formation of professional independence to determine the specific goals of educational activities, the most comfortable conditions for achieving educational results, skills of self-reflection and self-correction.
The presented course can be matrix adapted for students of pedagogical universities of not only humanitarian profile, but also in other areas of training.
Keywords: technologies, pedagogical technologies, educational space, professional pedagogical competences, professional-personal component, outline.
References
1. Pedagogika: pedagogicheskiye teorii, sistemy, tekhnologii [Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 345 р. (in Russian).
2. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 g. no. 2227-r) [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-p)] (in Russian). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#0 (accessed 10 November 2018).
3. Kuz'minov Ya. I., Matrosov V. L., Shadrikov V. D. Professional'nyy standart pedagogicheskoy deyatel'nosti (proekt) [Professional standard of pedagogical activity (project)]. Vestnik obrazovaniya, 2007, no. 7, рр. 17-19 (in Russian).
4. Mokiy M. S., Mokiy V. S. Transdistsiplinarnost' v vysshem obrazovanii: ekspertnyye otsenki, problemy i prakticheskiye resheniya [Transdisciplinarity in higher education: expert assessments, problems and practical solutions]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2014, no. 5. URL: http://www.science-education.ru/119-14526 (accessed 25 September 2018).
5. Kondaurova I. K. Perspektivy organizatsii professionally podgotovki budushchikh uchiteley [Prospects of organization of professional training of future teachers]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye - ASR: Economics and Management, 2015, no. 3 (12), рр. 25-27 (in Russian).
6. Nosko I. V. Obshcheprofessional'nyye kompetentsii v modeli vypusknika vuza - bakalavra pedagogiki [General professional competence in the model of University graduate-bachelor of pedagogy]. Izvestiya rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestiya: Herzen University Journal of Humanities and Science, 2007, vol. 14, no. 37, рр. 294-299 (in Russian).
7. Safonov A. V. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya edinoy obrazovatel'noy informatsionnoy sredy v shkole. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical technology of development of unified educational information environment at school. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Izhevsk, 2006. 165 р. (in Russian).
8. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy. V 2 t. T. 1 [Encyclopedia of educational technologies. 2 volumes. Vol. 1]. Moscow, Narodnoye obrazovaniye Publ., 2005. 556 р. (in Russian).
9. Skripkina Yu. V. Metapredmetnyy podkhod v novykh obrazovatel'nykh standartakh: voprosy realizatsii [Metasubject approach in new educational standards: implementation issues]. Internet-zhurnal "Eydos", 2011, no. 4. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2011/0425-10.htm (accessed 15 December 2018).
10. Skatkin M. N. Ob izuchenii, obobshchenii i ispol'zovanii peredovogo opyta [On the study, synthesis and use of best practices]. Narodnoye obrazovaniye, 1981, no. 9, рр. 24-29 (in Russian).
11. Berestovskiy A. M. Ob opyte proyektirovaniya i realizatsii gumanitarnykh obrazovatel'no-professional'nykh tekhnologiy podgotovki spetsialistov v pedagogicheskom vuze [About the experience of designing and realization of humanitarian educational professional technologies for experts training in pedagogical high school]. Omskiy nauchnyy vestnik - Omsk Scientific Bulletin, 2011, no. 4 (99), pp. 137-140 (in Russian).
12. Sychyova M. V. Osobennosti organizatsii samostoyatel'noy poznavatel'noy deyatel'nosti studentov v uchebnoy auditorii i vne vuza [Pequliarities of managing students' cognitive activity in classroom and out of educational institutions]. XXI vek: Itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus - XXI Century: Resumes of the Past and Challenges of the Present plus, 2015, vol. 3, no. 6 (28), pp. 140-144 (in Russian).
13. Kopytov A. D., Cherepanova T. B. K voprosu o fenomenologii sovremennogo obrazovaniya [On the phenomenology of modern education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 1 (15), pp. 169-172 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-169-172.
14. Mikhaylova E. N., Shvabauer O. A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' pedagoga v prakseologicheskom kontekste: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya vuzov [Research activity of the teacher in the context of praxeology: teaching aid for universities]. Tomsk, TSPU Publ., 2015. 44 p. (in Russian).
15. Bespal'ko V. P. Slagayemyye pedagogicheskoy tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 192 p. (in Russian).
16. Pichugina G. A. Metodologicheskiye osnovy razvitiya opyta pedagogicheskoy deyatel'nosti [Methodological bases of development of pedagogical activity experience]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya - Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2018, vol. 6, no. 3 (20), pp. 185-189 (in Russian).
Cherepanova T. B., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 63406). E-mail: tb100@yandex.ru
Shvabauer O. Á., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 63406). E-mail: